г. Самара |
|
23 января 2023 г. |
Дело N А72-13457/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 января 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 23 января 2023 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Митиной Е.А., судей Назыровой Н.Б., Ястремского Л.Л., при ведении протокола секретарем судебного заседания Тазовой И.С., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства природных ресурсов и экологии Ульяновской области на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 10 ноября 2022 г. по делу N А72-13457/2020 (судья Ключникова М.Г.), по иску Частного учреждения - общеобразовательной организации "Международная школа "Источник", (ОГРН 1127300000398), г.Ульяновск к Министерству природных ресурсов и экологии Ульяновской области, (ОГРН 1187325014326), г.Ульяновск
об обязании внести изменения в договор аренды лесного участка N 317/2 от 21.09.2016 путем подписания дополнительного соглашения,
третье лицо - Федеральное агентство лесного хозяйства, г.Москва,
с участием в судебном заседании:
от истца - представителя Фасхутдинова Р.Т., по доверенности от 09.01.2023 г.,
иные лица, участвующие в деле, не явились, извещены,
УСТАНОВИЛ:
Частное учреждение - общеобразовательная организация "Международная школа "Источник" обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с исковым заявлением об обязании Министерства природы и цикличной экономики Ульяновской области внести изменения в договор аренды лесного участка N 317/2 от 21.09.2016 путем подписания дополнительного соглашения.
Определением от 02.11.2020 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, было привлечено Федеральное агентство лесного хозяйства.
Определениями от 01.12.2020, 16.02.2021, 11.03.2021, 05.09.2022 судом были удовлетворены ходатайства истца об уточнении исковых требований, окончательно истец просил обязать Министерство природных ресурсов и экологии Ульяновской области внести изменения в договор аренды лесного участка N 317/2 от 21.09.2016 путем заключения дополнительного соглашения N 4 в редакции, приложенной к исковому заявлению.
Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 10 ноября 2022 г. исковые требования удовлетворены; внесены изменения в договор аренды лесного участка N 317/2 от 21.09.2016 путем подписания дополнительного соглашения N 4 в уточненной редакции, представленной истцом 05.09.2022; с Министерства природных ресурсов и экологии Ульяновской области в пользу Частного учреждения - общеобразовательной организации "Международная школа "Источник" взыскано 6 000 руб. 00 коп. в возмещение расходов по государственной пошлине.
Не согласившись с принятым судебным актом, Министерство природных ресурсов и экологии Ульяновской области обратилось в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
В обоснование доводов апелляционной жалобы заявитель указывает на необоснованный расчет арендной платы по данному договору в редакции дополнительного соглашения, утвержденного оспариваемым решением суда. Кроме того, выражает несогласие с редакцией п. 7. дополнительного соглашения о распространении действия соглашения на предшествующий принятию судебного акта период как противоречащего положениям пункта 3 ст. 453 ГК РФ.
В возражениях на апелляционную жалобу истец просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу ответчика -без удовлетворения.
В судебном заседании объявлялся перерыв с 10.01.2023 г. до 17.01.2023 г.
Представитель истца - Фасхутдинова Р.Т., по доверенности от 09.01.2023 г., в судебном заседании возражал против доводов, изложенных в апелляционной жалобе, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу- без удовлетворения.
Иные участвующие в деле лица в судебное заседание не явились.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству, движении дела, о времени и месте судебного заседания размещена арбитражным судом на официальном сайте Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет по адресу: www.11aas.arbitr.ru в соответствии со статьей 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьями 123 и 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, извещенных о месте и времени судебного разбирательства.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверяется в соответствии со статьями 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Выслушав пояснения представителя истца, изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, проверив в соответствии со статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правомерность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, соответствие выводов, содержащихся в судебном акте, установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, 21.09.2016 года между Министерством сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области (арендодатель) и Частным учреждением - общеобразовательной организацией "Международная школа "Источник" (арендатор) был заключен договор аренды лесного участка N 317/2 в целях использования лесов для осуществления рекреационной деятельности.
Согласно пунктам 1, 2 договора арендодатель обязуется передать, а арендатор принять во временное пользование лесной участок, образованный из лесного участка, ранее предоставленного по договору аренды от 03.11.2009 N 317, и имеющий следующие характеристики: площадь 5 7308 кв.м; местоположение: Ульяновская область, МО "Чердаклинский район", Ульяновское лесничество, Красноярское участковое лесничество, квартал 1, выдел 4; кадастровый номер - 73:24:020501:1610, номер учетной записи в лесном реестре - 1216-2016-09.
Пунктом 24 договора определено, что срок действия договора устанавливается по 03.11.2058 года.
Действующая арендная плата по договору определена сторонами дополнительным соглашением N 3 от 08.12.2017 к договору.
Согласно соглашению, расчет арендной платы за 2020 и последующие годы определен в следующем порядке: 5,3708 га (площадь арендованного участка) * 8720,0 руб.(ставка платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности, при осуществлении рекреационной деятельности для Ульяновской области) * 1,0 (коэффициент учитывающий категории защитных лесов и целевое назначение лесов - лесопарковые зоны) * 3,5 (0 до 1 км. включительно) * 2,26 (коэффициент индексации к ставкам платы за единицу площади лесного участка, установленные Постановлением Правительства РФ от 11.11.2017 N 1363) = 370 451 руб. 60 коп. По итогам аукциона арендная плата составляет 740 896 руб. 60 коп.
Указом Губернатора Ульяновской области от 19.06.2018 N 57 создано Министерство природы и цикличной экономики Ульяновской области с передачей ему функции Министерства сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области в сфере лесного хозяйства, природопользования и охраны окружающей среды на территории Ульяновской области.
С передачей распорядительных функций, к Министерству природы и цикличной экономики Ульяновской области перешли и права арендодателя по договору.
Истец в обоснование своих требований об изменении договора аренды лесного участка ссылался на существенное изменение обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении договора.
Так, приказом Министерства природы и цикличной экономики Ульяновской области от 11.12.2018 N 33 утверждён новый лесохозяйственный регламент Ульяновского лесничества Ульяновской области.
Кроме того, в соответствии с утвержденным проектом освоения лесов (заключение государственной экспертизы проекта освоения лесов N 2019-215 от 30.04.2019), на территории лесного участка арендатором произведено строительство инфраструктуры детского лагеря, в результате чего, с 16.05.2019 лесной участок используется для летнего оздоровительного лагеря с круглосуточным пребыванием детей.
В подтверждение данных обстоятельств в материалы дела представлены: экспертное заключение ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Ульяновской области" 788/586/7.1 от 16.05.2019, Санитарно-эпидемиологическое заключение N 73.ОЦ. 09.000.М.000790.05.19 от 21.05.2019, Санитарно-эпидемиологическое заключение N 73.ОЦ.09.000.М.000690.05.20 от 21.05.2020.
Распоряжением Министерства образования и науки Ульяновской области от 02.06.2020 N 825-р Детский стационарный оздоровительный лагерь с круглосуточным пребыванием детей "Источник" на базе Частного учреждения "Международная школа "Источник" включен в реестр организаций отдыха детей и их оздоровления на территории Ульяновской области.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 22.05.2007 N 310 "О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности" при осуществлении рекреационной деятельности на лесном участке, находящемся в федеральной собственности, к ставкам применяются следующие коэффициенты:
- коэффициент, учитывающий предоставление лесного участка для детских оздоровительных лагерей - 0,1 (пункт "г" примечания к таблице 11).
Кроме того, Постановлением Правительства РФ от 12.10.2019 N 1318 были установлены коэффициенты индексации к ставкам платы за единицу объема лесных ресурсов (за исключением древесины) и ставки платы за единицу площади лесного участка для аренды лесного участка, находящегося в федеральной собственности на 2021, 2022 и 2023 годы.
Как указывал истец, внесение изменений в лесохозяйственный регламент Ульяновского лесничества, а также строительство и сдача в эксплуатацию на территории лесного участка детского оздоровительного лагеря является существенным изменением количественных и качественных характеристик лесного участка, входящего в состав Ульяновского лесничества, и, как следствие, основанием для изменения условий договора аренды такого лесного участка.
Письмом от 08.07.2020 N 52 Частное учреждение - общеобразовательная организация "Международная школа "Источник" обратилось к Министерству с предложением о заключении дополнительного соглашения к договору аренды лесного участка.
Министерство отказало в изменении условий договора письмом от 22.07.2020 N 73-ИОГВ-10-03-2/4408, указав, что договор может быть изменен только по решению суда.
Изложенные обстоятельства послужили основаниям обращения истца в суд.
Разрешая исковые требования, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
В соответствии со ст.87 Лесного кодекса РФ использование, охрана, защита, воспроизводство лесов, расположенных в границах лесничества, осуществляются в соответствии с лесохозяйственным регламентом лесничества.
Лесохозяйственные регламенты лесничеств утверждаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 настоящей статьи.
Лесохозяйственный регламент составляется на срок до десяти лет.
В лесохозяйственном регламенте в отношении лесов, расположенных в границах лесничеств, устанавливаются:
1) виды разрешенного использования лесов, определяемые в соответствии со статьей 25 настоящего Кодекса;
2) возрасты рубок, расчетная лесосека, сроки использования лесов и другие параметры их разрешенного использования;
3) ограничение использования лесов в соответствии со статьей 27 настоящего Кодекса;
4) требования к охране, защите, воспроизводству лесов.
Лесохозяйственные регламенты обязательны для исполнения гражданами, юридическими лицами, осуществляющими использование, охрану, защиту, воспроизводство лесов в границах лесничества.
В силу ст.74 Лесного кодекса РФ условия подлежащего заключению договора аренды лесного участка не должны противоречить лесохозяйственному регламенту лесничества.
Согласно пункту 1 статьи 450 Гражданского кодекса Российской Федерации изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами или договором.
В соответствии с пунктом 2 статьи 450 Гражданского кодекса Российской Федерации изменение или расторжение договора по решению суда по требованию одной из сторон возможно только при существенном нарушении договора другой стороной или в иных случаях, предусмотренных Кодексом, другими законами или договором.
Согласно п. 1 ст. 451 Гражданского кодекса Российской Федерации существенное изменение обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении договора, является основанием для его изменения или расторжения, если иное не предусмотрено договором или не вытекает из его существа.
Изменение обстоятельств признается существенным, когда они изменились настолько, что, если бы стороны могли это разумно предвидеть, договор вообще не был бы ими заключен или был бы заключен на значительно отличающихся условиях.
Пунктом 2 статьи 451 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что если стороны не достигли соглашения о приведении договора в соответствие с существенно изменившимися обстоятельствами, договор может быть изменен судом по требованию заинтересованной стороны по основаниям, предусмотренным пунктом 4 данной статьи, при одновременном наличии следующих условий:
1) в момент заключения договора стороны исходили из того, что такого изменения обстоятельств не произойдет;
2) изменение обстоятельств вызвано причинами, которые заинтересованная сторона не могла преодолеть после их возникновения при
той степени заботливости и осмотрительности, какая от нее требовалась по характеру договора и условиям оборота;
3) исполнение договора без изменения его условий настолько нарушило бы соответствующее договору соотношение имущественных интересов сторон и повлекло бы для заинтересованной стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишилась бы того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора;
4) из обычаев делового оборота или существа договора не вытекает, что риск изменения обстоятельств несет заинтересованная сторона.
В силу пункта 4 статьи 451 Гражданского кодекса Российской Федерации, изменение договора в связи с существенным изменением обстоятельств допускается по решению суда в исключительных случаях, когда расторжение договора противоречит общественным интересам либо повлечет для сторон ущерб, значительно превышающий затраты, необходимые для исполнения договора на измененных судом условиях.
В соответствии со статьей 74.1 Лесного кодекса Российской Федерации изменение и расторжение договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляются в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, Земельным кодексом Российской Федерации и настоящим Кодексом (п. 1).
Изменение условий договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключенного по результатам торгов, не допускается, за исключением случаев изменения целевого назначения или разрешенного использования лесов, существенного изменения параметров использования лесов (возрасты рубок, расчетная лесосека, сроки использования лесов) или существенного изменения обстоятельств, из которых стороны договора аренды лесного участка исходили при его заключении, если такое изменение обстоятельств возникло вследствие природных явлений (лесных пожаров, ветровалов, наводнений и других стихийных бедствий) и стало основанием для внесения изменений в государственный лесной реестр (п. 2).
Договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключенный по результатам торгов, может быть изменен по решению суда в случае существенного изменения количественных и качественных характеристик такого лесного участка (п. 3).
Согласно п. 2 ст. 452 Гражданского кодекса Российской Федерации требование об изменении или о расторжении договора может быть заявлено стороной в суд только после получения отказа другой стороны на предложение изменить или расторгнуть договор либо неполучения ответа в срок, указанный в предложении или установленный законом либо договором, а при его отсутствии - в тридцатидневный срок.
Ответчиком не оспаривался факт утверждения нового лесохозяйственного регламента Ульяновского лесничества Ульяновской области.
Вместе с тем, между сторонами возникли разногласия относительно размера арендной платы и соотношения ее частей при формировании платежей в федеральный и областной бюджет.
В частности, разногласия между истцом и ответчиком возникли относительно применения при расчете арендной платы повышающего коэффициента "2" (коэффициент, учитывающий категории защитных лесов и целевое назначение лесов - ОЗУ в защитных лесах).
Согласно позиции ответчика, ОЗУ выделяются на основании материалов лесоустройства (таксационные описания, планшеты, планы лесонасаждений) на основании данных охотоустройства, геоботанических и иных специальных обследований, документов территориального планирования, водного и лесного реестров и других документов.
По итогам проведенного лесоустройства в государственный лесной реестр вносится соответствующая информация, в том числе об особо защитных участках леса. Ведение государственного лесного реестра в отношении лесов, расположенных в границах субъекта РФ осуществляется органом исполнительной власти субъекта РФ - Министерством природы Ульяновской области, Рослесхоз лишь принимает решение о наделении статуса ОЗУ лесными участками на основании проведенного лесоустройства.
Суд первой инстанции правильно исходил из того, что в силу ч. 2 статьи 68 Лесного кодекса Российской Федерации проектирование эксплуатационных лесов, защитных лесов (в том числе их категорий), резервных лесов, особо защитных участков лесов (ОЗУ) осуществляется в целях, предусмотренных статьями 10 и 12 Лесного кодекса Российской Федерации.
При проектировании эксплуатационных лесов, защитных лесов (в том числе их категорий), резервных лесов, особо защитных участков лесов в приоритетном порядке осуществляется проектирование защитных резервных лесов (при наличии оснований их проектирования).
Местоположение границ земель, на которых расположены эксплуатационные леса, защитные леса (в том числе их категории), резервные леса, особо защитные участки лесов, определяется с учетом их нахождения в зонах с особыми условиями использования территорий, также с учетом их нахождения в зеленых зонах и лесопарковых зонах, установленных в соответствии со статьей 114 Лесного кодекса Российской Федерации.
Порядок отнесения лесов к эксплуатационным лесам, защитным лесам (в том числе к их категориям), резервным лесам, выделения особо защитных участков лесов, определения местоположения границ земель, на которых расположены такие леса и особо защитные участки лесов, а также критерии определения приоритетности проектирования категорий защитных лесов, устанавливаются лесоустроительной инструкцией.
Таким образом, для установления ОЗУ на спорном участке необходимо утверждение проекта ОЗУ уполномоченным органом, которым исходя из требований пункта 16 статьи 81 Лесного кодекса Российской Федерации, является Рослесхоз.
В материалы дела не представлен соответствующий акт о наделении спорных участков статусом ОЗУ.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о неприменении в данном случае повышающего коэффициента "2".
Указанная позиция подтверждается также сложившейся судебной практикой (постановление Арбитражного суда Дальне-Восточного округа от 13.11.2020 по делу N А73-21592/2019, постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 28.12.2021 по делу N А70-5768/2021).
Относительно методики расчета размера арендной платы суд руководствовался следующим.
В силу статьи 1 Лесного кодекса Российской Федерации одним из основных принципов использования лесов является платность такого пользования.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 94 Лесного кодекса Российской Федерации использование лесов в Российской Федерации является платным. За использование лесов вносится, в частности, арендная плата.
Из материалов дела установлено, что 03.11.2009 г. между правопредшественником ответчика (арендодатель) и Обществом с ограниченной ответственностью "Город" (арендатор) на основании протокола о результатах лесного аукциона N 7 от 14.10.2009 г. был оформлен договор аренды лесного участка N 317, согласно которому арендодатель предоставил, а арендатор принял в аренду лесной участок, площадью 15,6 га, зарегистрированный в государственном лесном реестре под номером 585-2009-08, имеющий местоположение: Ульяновская область, МО "Чердаклинский район", Ульяновское лесничество, Красноярское участковое лесничество, квартал 1, выдел 4,5,6,7, для осуществления рекреационной деятельности.
В последующем, в результате раздела первоначального лесного участка (ч.4 ст.11.8 Земельного кодекса Российской Федерации) между правопредшественником ответчика и истцом были оформлены договоры аренды лесных участков: N 317/1 и N 317/2 от 21.09.2016 г.
Согласно пунктам 1, 2 договора N 317/2 от 21.09.2016 арендодатель обязуется передать, а арендатор обязуется принять во временное пользование лесной участок, образованный из лесного участка, ранее предоставленного по договору аренды от 03.11.2009 N 317 и имеющий следующие характеристики: площадь 5 7308 кв.м, местоположение - Ульяновская область, Чердаклинский район, Ульяновское лесничество, Красноярское участковое лесничество, квартал 1, выдел 4, кадастровый номер 73:24:020501:1610, номер учетной записи в лесном реестре - 1216-2016-09.
Действующая арендная плата установлена в сумме 573 702 руб.
Годовой размер арендной платы по вышеуказанному договору складывается из двух частей:
- минимальный размер арендной платы (статья 73 Лесного кодекса Российской Федерации, абзац 9 пункта 1 статьи 51 Бюджетного кодекса Российской Федерации);
- размер арендной платы сверх минимального размера арендной платы, дополнительно к начальному размеру арендной платы, подлежащей зачислению в бюджет Ульяновской области (абзац 7 статьи 57 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 4 части 4 статьи 79 Лесного кодекса Российской Федерации начальный размер арендной платы определяется в соответствии со статьей 73 Лесного кодекса Российской Федерации, но не ниже минимального размера арендной платы.
Частью 1 статьи 73 Лесного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что размер арендной платы определяется на основе минимального размера арендной платы, устанавливаемого в соответствии с частями 2, 3 и 4 данной статьи. Для аренды лесного участка, находящегося в федеральной собственности, собственности субъекта Российской Федерации, муниципальной собственности, ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления (часть 4 статьи 73 Лесного кодекса Российской Федерации).
Ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности утверждены Постановлением Правительства РФ от 22.05.2007 N 310 "О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности".
Таким образом, минимальный размер арендной платы по договорам аренды лесных участков, определяемый в соответствии с правилами, предусмотренными в статье 73 Лесного кодекса Российской Федерации, относится к категории регулируемых цен, соответственно, арендная плата за пользование таким объектом должна устанавливаться с учетом применимой в соответствии с законодательством Российской Федерации ставкой арендной платы, указанной в Постановлении N 310.
Содержащаяся в части 3 статьи 73 Лесного кодекса Российской Федерации норма о порядке установления минимального размера арендной платы является императивной, поскольку направлена на соблюдение публичного интереса (объектом аренды является имущество, находящееся в публичной собственности, а плата за его использование подлежит перечислению в бюджет).
Плата в части, превышающей минимальный размер, статьей 57 Бюджетного кодекса Российской Федерации отнесена к неналоговым доходам бюджетов субъектов Российской Федерации.
Из договора аренды усматривается, что размер арендной платы в федеральный бюджет составляет 203 257 руб. 00 коп. в год, размер арендной платы в областной бюджет - 370 445 руб. 00 коп. в год.
Таким образом, сторонами при заключении договора был определен размер соотношения размера платы, подлежащий внесению в бюджет субъекта РФ к размеру платы, вносимой в федеральный бюджет - 1,822545.
Указанный коэффициент соотношения, превышающий минимальные ставки платы за единицу площади лесного участка, является элементом арендной платы и сформирован с учетом всех обязательств, добровольно взятых на себя арендатором при заключении договора.
Какого-либо нормативно установленного механизма перерасчета арендной платы по заключенному договору аренды лесного участка в случае изменения количественных и качественных характеристик такого участка нормы лесного законодательства не содержат.
Учитывая, что установленный размер соотношения размера платы, подлежащей внесению в бюджет субъекта РФ к размеру платы, вносимой в федеральный бюджет при заключении договора был равен "1,822545", суд первой инстанции верно указал, что такое же соотношение должно соблюдаться при изменении количественных и качественных характеристик лесного участка для разделения арендной платы на вносимую в бюджет субъекта РФ и в федеральный бюджет.
Аналогичная правовая позиция изложена в постановлении Арбитражного суда Поволжского округа от 17.06.2020 по делу N А72-20432/2018, постановлении Арбитражного суда Поволжского округа от 10.12.2020 по делу N А72-8287/2019.
С учетом изложенного, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что годовой размер арендной платы, подлежащей уплате в федеральный и областной бюджеты, предложенный истцом, является обоснованным и подлежащим применению в отношениях сторон при исполнении договора N 317/2 от 21.09.2016.
Согласно доводам апелляционной жалобы, организация истцом на арендуемом лесном участке деятельности по функционированию детского лагеря не изменяет количественные и качественные характеристики лесного участка, в связи с чем, не влияет на определение размера арендной платы, в частности, на применение коэффициента 0,1, учитывающего предоставление лесного участка для детских оздоровительных лагерей.
Кроме того, ответчик указывал, что детский стационарный оздоровительный лагерь с круглосуточным пребыванием детей "Источник" на базе частного учреждения - общеобразовательной организации "Международная школа "источник" включен в реестр организации отдыха детей и их оздоровления на территории Ульяновской области распоряжением Министерства образования и науки Ульяновской области от 02.06.2020 N 825-р, что исключает возможность применения понижающего коэффициента ранее указанной даты.
Судом первой инстанции правильно учтено, что с 16.05.2019 арендуемый лесной участок используется для организации летнего оздоровительного лагеря с круглосуточным пребыванием детей, в подтверждение чего истцом в материалы дела представлены штатное расписание детского оздоровительного лагеря (т. 2 л.д. 18 - 21), должностные инструкции вожатых, начальника лагеря с приложением копий трудовых договоров (т. 2 л.д. 24 - 35), приказы о приеме/переводе на работу (т. 2 л.д. 36 - 50), а также копии договоров о продаже путевок (т. 2 л.д. 51 - 71).
Условия договора аренды, определяющие порядок расчета арендной платы с учетом указанного коэффициента, соответствуют пункту 4 статьи 447, пункту 2 статьи 614 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьям 73, 74 Лесного кодекса Российской Федерации. При этом при определенных условиях не могут быть признаны недействительными и условия договора аренды в не регулируемой части (составляющей) размера арендной платы, превышающей минимальный размер платы, установленный постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 N310 "О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности" (определение Верховного Суда Российской Федерации от 12.04.2016 N 307-ЭС15-16409).
Предусмотренная льгота применяется исключительно к субъектам, обеспечивающим отдых и оздоровление детей на лесных участках.
В соответствии со ст. 1 Федерального Закона от 24.07.1998 N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" под организацией отдыха детей и их оздоровления понимается организация сезонного действия или круглогодичного действия независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, основная деятельность которых направлена на реализацию услуг по обеспечению отдыха детей и их оздоровления (загородные лагеря отдыха и оздоровления детей, детские оздоровительные центры, базы и комплексы, детские оздоровительно-образовательные центры, специализированные (профильные) лагеря (спортивно-оздоровительные и другие лагеря), санаторно-оздоровительные детские лагеря и иные организации), и лагеря, организованные образовательными организациями, осуществляющими организацию отдыха и оздоровления обучающихся в каникулярное время (с круглосуточным или дневным пребыванием), а также детские лагеря труда и отдыха, детские лагеря палаточного типа, детские специализированные (профильные) лагеря, детские лагеря различной тематической направленности (оборонно-спортивные лагеря, туристические лагеря, эколого-биологические лагеря, творческие лагеря, историко-патриотические лагеря, технические лагеря, краеведческие и другие лагеря), созданные при организациях социального обслуживания, санаторно-курортных организациях, общественных организациях (объединениях) и иных организациях.
Факт использования лесного участка для размещения детского оздоровительного лагеря ответчиком не оспаривался.
Таким образом, обоснованным является применение коэффициента 0,1 при расчете арендной платы, учитывающего предоставление лесного участка для детских оздоровительных лагерей.
Вместе с тем, определяя начало действия вносимых судом изменений в договор аренды лесного участка, суд первой инстанции руководствовался положениями пункта 2 статьи 425 Гражданского кодекса Российской Федерации, в соответствии с которыми стороны вправе установить, что условия заключенного ими договора применяются к их отношениям, возникшим до заключения договора, если иное не установлено законом или не вытекает из существа соответствующих отношений.
С учетом изложенного, суд первой инстанции признал, что условие об изменении размера арендной платы в период, предшествовавший подписанию дополнительного соглашения, не противоречит действующему законодательству.
С данными выводами судебная коллегия не может согласится как основанными на неправильном применении норм материального права.
Как установлено пунктом 3 статьи 453 Гражданского кодекса Российской Федерации, в случае изменения или расторжения договора обязательства считаются измененными или прекращенными с момента заключения соглашения сторон об изменении или о расторжении договора, если иное не вытекает из соглашения или характера изменения договора, а при изменении или расторжении договора в судебном порядке - с момента вступления в законную силу решения суда об изменении или о расторжении договора.
Следовательно, изменение договора влечет изменение соответствующих обязательств сторон лишь на будущее время.
При изложенных обстоятельствах оснований для распространения вносимых в договор изменений на период, предшествующий вступлению в законную силу решения суда о внесении таких изменений, не имеется.
Ссылка суда первой инстанции на положения п.2 ст. 425 Гражданского кодекса Российской Федерации неправомерна, поскольку данная норма определяет возможность установления начала действия договора по соглашению сторон, в то время как в данном случае изменения вносятся в договор в судебном порядке.
Таким образом, в удовлетворении требований истца о внесении изменений в договор в части установления размера арендной платы и ее расчета с учетом изменившихся обстоятельств за период с 2020 по 2022г.г. следует отказать.
Истец в случае несогласия с размером арендной платы, уплачиваемой в период до внесения изменений в договор, не лишен права требовать защиты своих прав в установленном законом порядке.
С учетом изложенного, решение суда первой инстанции подлежит изменению.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно пункту 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Ульяновской области от 10 ноября 2022 г. по делу N А72-13457/2020 изменить.
Исковые требования удовлетворить частично.
Внести изменения в договор аренды лесного участка N 317/2 от 21.09.2016, заключенный между Министерством сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области и Частным учреждением - общеобразовательной организацией "Международная школа "Источник".
Изложить пункт 5 договора в следующей редакции:
"5. Арендная плата по договору составляет:
за 2023 и последующие годы - 117 517 (сто семнадцать тысяч пятьсот семнадцать) рублей 00 копеек в год,
Арендная плата определяется в соответствии со статьёй 73 Лесного кодекса Российской Федерации на основе минимального размера арендной платы.
Расчёт арендной платы приводится в приложении N 3 к настоящему договору.
Размер арендной платы подлежит изменению в соответствии с коэффициентами к ставкам платы, установленными постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 N 310 "О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности" для соответствующего года."
Приложение N 2 и таблицы приложения N 5 к договору изложить в следующей редакции:
1. Распределение земель
Квартал, N
Выдел, N
Общая площадь,
В том числе
лесные земли
нелесные земли
покрытые лесной растительностью - всего
в том числе покрытые лесными культурами
лесные питомники, планта-ции
непокрытые лесной растительностью (вырубка)
итого
дороги
просеки
болота
другие
итого
1
4
5,3708
5,3708
-
-
-
5,3708
-
-
-
-
-
ИТОГО:
5,3708
5,3708
-
-
-
5,3708
-
-
-
-
-
2. Характеристика насаждений лесного участка
Целевое назначение лесов
Номер квартала
Номер выдела
Преобладающая порода
Площадь (га)/запас девесины (тыс.куб.м)
В том числе по группам возраста древостоя (га/тыс.куб.м)
молодняки
средневозрастные
приспевающие
спелые и перестойные
Защитные леса (зеленые зоны)
1
4
Дн
5,3708/0,698
-
-
-
5,3708/0,698
ВСЕГО:
5,3708/0,698
-
-
-
5,3708/0,698
3. Средние таксационные показатели насаждений лесного участка
Целевое назначение лесов
Преобладающая порода
Состав насаждений
Возраст
насаждений
Бонитет насаждений
Полнота древостоев
Средний запас древесины (куб.м/га)
молодняки
средневозрастные
приспевающие
спелые и перестойные
Защитные леса (зеленые зоны)
Дн
10Дн
70
4
0,7
-
-
-
130
4. Объекты лесной инфраструктуры
N п/п
Лесничество
Участковое лесничество/урочище (при наличии)
Лесной квартал
Лесотаксационный выдел
Наименование объекта
Единица измерения
Объём
1
Ульяновское лесничество
Красноярское участковое лесничество
1
4
Лесохозяй-ственный знак
Шт.
7
2
Ульяновское лесничество
Красноярское участковое лесничество
1
4
Аншлаг
Шт.
1
3
Ульяновское лесничество
Красноярское участковое лесничество
1
4
Обустроенное место для разведения костра и отдыха
Шт.
1
5. Особо защитные участки лесов
N п/п
Лесничество
Участковое лесничество/урочище (при наличии)
Лесной квартал
Лесотаксационный выдел
Назначение
Площадь (га)
-
-
-
-
-
-
-
6. Объекты лесного семеноводства
N п/п
Лесничество
Участковое лесничество/урочище (при наличии)
Лесной квартал
Лесотаксационный выдел
Наименование объекта лесного семеноводства
Единица измерения
Объём
-
-
-
-
-
-
-
-
7. Объекты, не связанные с созданием лесной инфраструктуры
N п/п
Лесничество
Участковое лесничество/урочище (при наличии)
Лесной квартал
Лесотаксацион-ный выдел
Наименование объекта
Единица измерения
Объём
1
Ульяновское лесничество
Красноярское участковое лесничество
1
4
Элемент благоустройства - металлическое ограждение с возможностью доступа людей и транспортных средств
м
1222
2
Ульяновское лесничество
Красноярское участковое лесничество
1
4
Вагончик для хозяйственного и спортивного инвентаря
Шт.
2
3
Ульяновское лесничество
Красноярское участковое лесничество
1
4
Элемент благоустройства - сцена с местами для зрителей на 144 чел.
Шт.
1
4
Ульяновское лесничество
Красноярское участковое лесничество
1
4
Элемент благоустройства - фонарь
Шт.
8
5
Ульяновское лесничество
Красноярское участковое лесничество
1
4
Элемент благоустройства - искусственный водоём с мостиком
Шт.
1
6
Ульяновское лесничество
Красноярское участковое лесничество
1
4
Площадка для занятий спортом
Кв. м
417,21
7
Ульяновское лесничество
Красноярское участковое лесничество
1
4
Элемент благоустройства (пешеходная дорожка с мягким покрытием)
м
1276
8
Ульяновское лесничество
Красноярское участковое лесничество
1
4
Настил для размещения палаток
Шт.
3
9
Ульяновское лесничество
Красноярское участковое лесничество
1
4
Линия электропередачи
(подземный кабель)
м
441
10
Ульяновское лесничество
Красноярское участковое лесничество
1
4
Настил для размещения палаток
Шт.
1
11
Ульяновское лесничество
Красноярское участковое лесничество
1
4
форма малая архитектурная (беседка)
Шт.
2
12
Ульяновское лесничество
Красноярское участковое лесничество
1
4
форма малая архитектурная (беседка)
Шт.
3
13
Ульяновское лесничество
Красноярское участковое лесничество
1
4
Наземная туалетная кабина
Шт.
3
14
Ульяновское лесничество
Красноярское участковое лесничество
1
4
форма малая архитектурная (беседка)
Шт.
1
15
Ульяновское лесничество
Красноярское участковое лесничество
1
4
форма малая архитектурная (беседка)
Шт.
1
16
Ульяновское лесничество
Красноярское участковое лесничество
1
4
площадка для отдыха
Кв.м
100
17
Ульяновское лесничество
Красноярское участковое лесничество
1
4
площадка для игр и занятий спортом
Кв.м
1805
18
Ульяновское лесничество
Красноярское участковое лесничество
1
4
Малая архитектурная форма (деревянный мостик)
Шт.
1
8. Права третьих лиц отсутствуют.
Приложение N 3 к договору изложить в следующей редакции:
РАСЧЁТ
арендной платы по договору аренды лесного участка,
заключённого в целях использования лесов для осуществления рекреационной деятельности
За 2023 год (и в последующих годах): 5,3708 га (площадь арендованного участка)* 8720 рублей (ставка за единицу площади лесного участка )*1(коэффициент, учитывающий категории защитных лесов и целевое назначение лесов - зеленые зоны, лесопарковые зоны)*3,5 (коэффициент, учитывающий приближенность лесного участка к автомобильным дорогам общего пользования на расстояние: от 0 до 1 км включительно)*1 (коэффициент, учитывающий площадь лесного участка: свыше 0,3 га)*2,54 (коэффициент индексации к ставкам платы за единицу площади лесного участка установленные Постановлением Правительства РФ от 12.10.2019 г N 1318)*0,1 ( коэффициент, учитывающий предоставление лесного участка для детских оздоровительных лагерей установленный табл.N11(примечание) п. г) Постановлением Правительства РФ от 22.05.2007 г. N310) = 41 635 рублей.
Размер арендной платы в 2023 году, и последующие годы, по договору аренды составляет: 41 635 рублей (размер арендной платы в федеральный бюджет) + 75 882 рубля (размер арендной платы в областной бюджет) = 117 517 рублей.
Приложение N 4 к договору изложить в следующей редакции:
СРОКИ
внесения арендной платы за год
(рублей)
Календарный
план
Арендная плата, установленная по договору аренды лесного участка,
всего
В том числе
в бюджет Ульяновской области
в федеральный бюджет
Арендная плата в 2023 году и последующие годы
Январь
9 793
6 323
3 470
Февраль
9 793
6 323
3 470
Март
9 793
6 323
3 470
Апрель
9 793
6 323
3 470
Май
9 793
6 323
3 470
Июнь
9 793
6 323
3 470
Июль
9 793
6 323
3 470
Август
9 793
6 323
3 470
Сентябрь
9 793
6 323
3 470
Октябрь
9 793
6 323
3 470
Ноябрь
9 793
6 323
3 470
Декабрь
9 794
6 329
3 465
Всего за 2023 год:
117 517
75 882
41 635
В остальной части в иске отказать.
Взыскать с Министерства природных ресурсов и экологии Ульяновской области в пользу Частного учреждения - общеобразовательной организации "Международная школа "Источник" (ИНН 7328998713) 6 000 руб. 00 коп. в возмещение расходов по государственной пошлине.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу обжалуемого постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Председательствующий судья |
Е.А. Митина |
Судьи |
Н.Б. Назырова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А72-13457/2020
Истец: ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ "МЕЖДУНАРОДНАЯ ШКОЛА "ИСТОЧНИК"
Ответчик: МИНИСТЕРСТВО ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ И ЭКОЛОГИИ УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Третье лицо: Федеральное агентство лесного хозяйства