г. Воронеж |
|
24 января 2023 г. |
Дело N А48-5231/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 января 2023 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 24 января 2023 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи |
Письменного С.И., |
судей |
Афониной Н.П., |
|
Осиповой М.Б., |
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Березкиным А.Е.,
при участии:
от федерального казенного учреждения "Военный комиссариат Орловской области": представитель не явился, доказательства извещения имеются в деле;
от индивидуального предпринимателя Солосовского Сергея Борисовича: Захаров Г.Н., представитель по доверенности от 01.12.2022;
от Министерства обороны Российской Федерации: Ефремов А.М., представитель по доверенности от 11.10.2022;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу федерального казенного учреждения "Военный комиссариат Орловской области" (ОГРН 1025700831320, ИНН 5753019070) на решение Арбитражного суда Орловской области от 01.11.2022 по делу N А48-5231/2022 по исковому заявлению индивидуального предпринимателя Солосовского Сергея Борисовича (ОГРН ИП 322574900006071, ИНН 575300062990) к федеральному казенному учреждению "Военный комиссариат Орловской области" о взыскании процентов в размере 8672 руб. 86 коп. за пользование чужими денежными средствами, при участии в деле третьего лица: Министерства обороны Российской Федерации (ОГРН 1037700255284, ИНН 7704252261),
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель Солосовский Сергей Борисович (далее - ИП Солосовский С.Б., истец) обратился в Арбитражный суд Орловской области с иском к федеральному казенному учреждению "Военный комиссариат Орловской области" (далее - ФКУ "Военный комиссариат", ответчик) о взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами в сумме 3573 руб. за период с 31.12.2019 по 01.11.2021 (обязательство по установлению памятника Щелковникову Б.Б.). Исковое заявление было принято к производству с присвоением делу номера А48-5231/2022.
ИП Солосовский С.Б. обратился в Арбитражный суд Орловской области с иском к ФКУ "Военный комиссариат" о взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами о взыскании процентов в размере 5921 руб. за неправомерное удержание денежных средств за период с 17.11.2020 по 28.04.2022 (обязательство по установлению памятника Тришину А.А.). Исковое заявление было принято к производству с присвоением делу номера А48-5230/2022.
ИП Солосовский С.Б. обратился в Арбитражный суд Орловской области с иском к ФКУ "Военный комиссариат" о взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами о взыскании процентов в размере 1 778 руб. за неправомерное удержание денежных средств за период с 26.01.2021 по 01.11.2021 (обязательство по установлению памятника Карпову А.В.). Исковое заявление было принято к производству с присвоением делу номера А48-5232/2022.
Определением суда от 12.08.2022 дела N А48-5230/2022, N А48-5231/2022 и N А48-5232/2022 объединены в одно производство для совместного рассмотрения, объединенному делу присвоен номер А48-5231/2022.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство обороны Российской Федерации (далее - третье лицо).
Решением Арбитражного суда Орловской области от 01.11.2022 по делу N А48-5231/2022 исковые требования удовлетворены в полном объёме.
Не согласившись с принятым судебным актом, ответчик обратился в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой считает решение суда необоснованным и незаконным, просит отменить судебный акт. Заявитель жалобы ссылается на то, что является лицом, уполномоченным действующим законодательством на осуществление компенсации из средств федерального бюджета, т.е. ответчик не располагает денежными средствами и не пользуется ими. Таким образом, ответчик считает необоснованным взыскание процентов за пользование чужими денежными средствами.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции заявитель жалобы не явился. До начала судебного заседания от ФКУ "Военный комиссариат" поступило заявление о рассмотрении дела в отсутствие его представителей. Учитывая наличие у суда доказательств надлежащего извещения ответчика о времени и месте судебного разбирательства, апелляционная жалоба рассматривалась в отсутствие его представителей в порядке статей 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
В судебном заседании представитель истца возражал против доводов апелляционной жалобы, считая решение суда законным и обоснованным.
Представитель третьего лица согласился с доводами, изложенными в апелляционной жалобе, просил отменить решение суда.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 266, 268 АПК РФ, исследовав имеющиеся доказательства, оценив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав пояснения представителей ответчика и третьего лица, считает необходимым решение суда области оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Как следует из материалов дела, решением Арбитражного суда Орловской области от 23.08.2021 по делу N А48-4364/2021, вступившим в законную силу, с ФКУ "Военный комиссариат" в пользу ИП Солосовского С.Б. взыскана задолженность в размере 35 171 руб. за изготовление и установку надгробного памятника Щелковникову Б.Б.
Решением Арбитражного суда Орловской области от 06.09.2021 по делу N А48-5488/2021, вступившим в законную силу, с ФКУ "Военный комиссариат" в пользу ИП Солосовского С.Б. взыскана задолженность в размере 35 171 руб. за изготовление и установку надгробного памятника Тришину А.А.
Решением Арбитражного суда Орловской области от 06.09.2021 по делу N А48-1417/2021, вступившим в законную силу, с ФКУ "Военный комиссариат" в пользу ИП Солосовского С.Б. взыскана задолженность в размере 36 227 руб. за изготовление и установку надгробного памятника Карпову А.В.
В силу части 2 статьи 69 АПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
В связи с тем, что денежные средства, взысканные с ответчика решениями Арбитражного суда Орловской области, были перечислены истцу 01.11.2021 (по делу N А48-4364/2021), 28.04.2022 (по делу N А48-5488/2021), 01.11.2021 (по делу N А48-1417/2021), последний обратился в арбитражный суд с исковым заявлением о взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами в общей сумме 8672,86 руб. за период с 31.12.2019 по 01.11.2021 (обязательство по установлению памятника Щелковникову Б.Б.), с 26.01.2021 по 01.11.2021 (обязательство по установлению памятника Карпову А.В.), с 17.11.2020 по 28.04.2022 (обязательство по установлению памятника Тришину А.А.).
В соответствии с пунктом 35 приказа Министерства обороны Российской Федерации от 13.01.2008 N 5 "О погребении и похоронном деле" оплата расходов на изготовление и установку надгробных памятников для увековечивания памяти льготной категории лиц производится военными комиссариатами субъектов Российской Федерации по месту погребения или учета.
Пунктом 5 Инструкции по работе с обращениями граждан в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденной приказом Министерства обороны Российской Федерации от 18.08.2014 N 555, установлено, что все обращения подлежат обязательному рассмотрению в течение 30 дней со дня регистрации.
В соответствии с пунктом 6 вышеуказанной Инструкции, если в обращении содержатся вопросы, не относящиеся к компетенции воинской части или должностного лица, которым они адресованы, то такое обращение в течение 7 дней со дня регистрации направляется в соответствующий государственный орган, орган местного самоуправления, воинскую часть или должностному лицу.
Как было указано в решениях Арбитражного суда Орловской области по делам N А48-4364/2021, N А48-5488/2021, N А48-1417/2021, заявления в адрес ФКУ "Военный комиссариат" (Урицкого, Сосковского и Шаблыкинского районов Орловской области) на возмещение расходов по изготовлению и установке надгробного памятника на месте захоронения было направлено 18.12.2020, 26.11.2019, 08.10.2020, а документы на возмещение расходов на установку надгробного памятника переданы в ФКУ "Военный комиссариат" 23.12.2020, 28.11.2019, 16.10.2020.
В силу положений статьи 24 Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах" (далее - Закон N 5-ФЗ) погребение погибших (умерших) участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий, инвалидов войны, ветеранов военной службы производится в местах захоронения с учетом пожеланий их родственников (военнослужащих - с отданием воинских почестей). Для указанных категорий ветеранов расходы, связанные с подготовкой к перевозке тела, перевозкой тела к месту захоронения, кремированием, погребением, изготовлением и установкой надгробного памятника, возмещаются за счет средств федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области обороны, других федеральных органов исполнительной власти, в которых предусмотрена военная и приравненная к ней служба.
Погребение ветеранов других категорий осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 12.01.1996 N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" (далее - Закон N 8-ФЗ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 11 Закона N 8-ФЗ погребение военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, сотрудников органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, погибших при прохождении военной службы (военных сборов, службы) или умерших в результате увечья (ранения, травмы, контузии), заболевания в мирное время, осуществляется в соответствии с указанным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно статье 5 Закона N 8-ФЗ умерший, а также его родственники, законный представитель, а при их отсутствии и иные лица, взявшие на себя обязанность осуществить погребение умершего, могут доверить исполнить свое волеизъявление другому лицу.
Следовательно, законодательными и нормативными правовыми актами установлен круг лиц, которые при определенных условиях и в определенной очередности могут организовать и (или) осуществить погребение погибшего (умершего), включая установку памятника на могиле.
В соответствии с пунктом 35 приказа Министерства обороны Российской Федерации от 13.01.2008 N 5 оплата расходов на изготовление и установку надгробных памятников для увековечения памяти лиц, указанных в пункте 2 настоящего Порядка, производится военными комиссариатами субъектов Российской Федерации по месту погребения или учета.
Согласно пункту 36 приказа Министерства обороны Российской Федерации от 13.01.2008 N 5 родственники, законные представители или иные лица, взявшие на себя обязанности по увековечению памяти погибшего (умершего), вправе обращаться в любые организации, оказывающие услуги по изготовлению и установке надгробных памятников. В случаях оказания услуг по изготовлению и установке надгробных памятников организациями за счет собственных средств по заявлениям родственников, законных представителей или иных лиц, взявших на себя обязанности по увековечению памяти погибшего (умершего), возмещение расходов производится на основании документов, указанных в пункте 38 настоящего Порядка.
В соответствии с пунктом 38 приказа Министерства обороны Российской Федерации от 13.01.2008 N 5 для оплаты расходов на изготовление и установку надгробных памятников родственники, законные представители или иные лица, взявшие на себя обязанности по увековечиванию памяти лиц, указанных в пункте 2 настоящего Порядка, представляют в военный комиссариат по месту захоронения или учета погибшего (умершего) следующие документы: заявление на имя военного комиссара о возмещении понесенных расходов; документы, подтверждающие оплату выполненных работ (оказанных услуг) по изготовлению и установке надгробного памятника (с приложением прейскуранта выполненных работ); свидетельство о смерти погибшего (умершего), выданное органами записи актов гражданского состояния; справку о месте захоронения погибшего (умершего); удостоверение участника или инвалида войны, удостоверение ветерана военной службы, боевых действий или другой документ, подтверждающий право на государственную гарантию по увековечению памяти; фотография или другой документ, подтверждающий установку надгробного памятника на могиле. Оплата расходов на изготовление надгробных памятников производится после его изготовления. Оплата расходов по установке надгробных памятников производится только после его фактической установки (полного выполнения работ) на могиле погибшего (умершего). Оплата стоимости услуг по изготовлению и установке надгробных памятников не должна превышать норм расходов денежных средств, установленных Правительством Российской Федерации (пункт 39 приказа Министерства обороны Российской Федерации от 13.01.2008 N 5).
Таким образом, истец, взявший на себя обязанность по изготовлению и установке надгробных памятников, в силу закона признается уполномоченным лицом на совершение этих действий и может быть заявителем на возмещение понесенных им расходов, что соответствует правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, сформированной в постановлении Президиума от 28.07.2009 N 5622/09.
Материалами дела подтверждается, что ответчик допустил просрочку в оплате расходов, связанных с изготовлением и установкой надгробных памятников.
В силу пункта 1 статьи 395 ГК РФ, в случаях неправомерного удержания денежных средств, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате подлежат уплате проценты на сумму долга. Размер процентов определяется ключевой ставкой Банка России, действовавшей в соответствующие периоды. Эти правила применяются, если иной размер процентов не установлен законом или договором.
Как разъяснено в пункте 37 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств" (далее - Постановление Пленума N 7), проценты, предусмотренные пунктом 1 статьи 395 Кодекса, подлежат уплате независимо от основания возникновения обязательства (договора, других сделок, причинения вреда, неосновательного обогащения или иных оснований, указанных в Кодексе).
В пункте 57 Постановления Пленума N 7 разъяснено, что обязанность причинителя вреда по уплате процентов, предусмотренных статьей 395 ГК РФ, возникает со дня вступления в законную силу решения суда, которым удовлетворено требование потерпевшего о возмещении причиненных убытков, если иной момент не указан в законе, при просрочке их уплаты должником.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28.05.2019 N 13 "О некоторых вопросах применения судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации, связанных с исполнением судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации" порядок и срок исполнения судебного акта о возмещении вреда, предусмотренные пунктом 6 статьи 242.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ), не распространяются на отношения по исполнению судебного акта по денежным обязательствам должника, возникшим из государственных (муниципальных) контрактов.
Соответственно, в указанном случае особенности исполнения судебных актов о взыскании денежных средств с казенного учреждения за счет средств бюджетов бюджетной системы, установленные статьями 242.3 - 242.5 БК РФ, не являются основанием для освобождения этого должника от уплаты процентов, начисляемых по правилам статьи 395 ГК РФ, в том числе и в течение срока нахождения исполнительного документа на исполнении в органе Федерального казначейства или соответствующем финансовом органе (пункт 1 статьи 1, статья 124 ГК РФ).
Следовательно, установленные пунктом 6 статьи 242.2 БК РФ особенности порядка исполнения судебных актов, предусматривающие взыскание средств за счет бюджетов, сами по себе не изменяют оснований и условий применения гражданско-правовой ответственности за нарушение обязательств.
Таким образом, приведенные ответчиком в тексте апелляционной жалобы ссылки на отсутствие оснований для взыскания процентов за пользование чужими денежными средствами основаны неверном толковании норм действующего законодательства.
Доказательств, являющихся в силу положений статьи 401 ГК РФ основанием для освобождения ответчика от уплаты процентов, установленных статьей 395 ГК РФ, ответчик в материалы дела не представил.
Представленный истцом расчет арбитражным судом проверен и признан соответствующему действующему законодательству.
Таким образом, исковые требования о взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами правомерно удовлетворены судом в полном объеме, в размере 8672,86 руб.
Исходя из вышеизложенного, суд апелляционной инстанции, повторно рассматривающий дело, считает, что при вынесении обжалуемого судебного акта выводы суда соответствуют обстоятельствам дела и собранным доказательствам, в связи с чем, оснований для отмены решения Арбитражного суда Орловской области от 01.11.2022 по делу N А48-5231/2022 не имеется.
Нарушений норм процессуального законодательства, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены принятых судебных актов, допущено не было.
Согласно положениям статьи 110 АПК РФ государственная пошлина за рассмотрение апелляционной жалобы относится на заявителя, который освобожден от ее уплаты.
Руководствуясь статьями 110, 123, 156, 266 - 271 АПК РФ, Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Орловской области от 01.11.2022 по делу N А48-5231/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу федерального казенного учреждения "Военный комиссариат Орловской области" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции согласно части 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
С.И. Письменный |
Судьи |
Н.П. Афонина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А48-5231/2022
Истец: ИП Солосовский Сергей Борисович
Ответчик: ФЕДЕРАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "ВОЕННЫЙ КОМИССАРИАТ ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ"
Третье лицо: Министерство обороны РФ
Хронология рассмотрения дела:
07.09.2023 Постановление Арбитражного суда Центрального округа N Ф10-4174/2023
20.06.2023 Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 19АП-3031/2023
24.01.2023 Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 19АП-7455/2022
01.11.2022 Решение Арбитражного суда Орловской области N А48-5231/2022