г. Владимир |
|
25 января 2023 г. |
Дело N А43-18216/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18.01.2023.
Постановление в полном объеме изготовлено 25.01.2023.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Москвичевой Т.В.,
судей Гущиной А.М., Кастальской М.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Никитиной С.С.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ГрадиентСтрой" на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 04.10.2022 по делу N А43-18216/2022, принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ГрадиентСтрой" (ИНН 7720647718, ОГРН 1207700382340) о признании недействительным решения Министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области, оформленного сообщением от 23.05.2022.
В судебное заседание представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенные о дате, времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, не явились.
Изучив материалы дела, Первый арбитражный апелляционный суд установил следующее.
Министерством имущественных и земельных отношений Нижегородской области (далее по тексту - Министерство) 12.02.2022 на официальном сайте www.torgi.gov.ru размещено предложение N 120222/12035607/01 о заключении концессионного соглашения о финансировании, проектировании, строительстве и эксплуатации объекта спорта "Универсальный спортивный комплекс с искусственным льдом в городе Нижнем Новгороде".
В адрес Министерства 24.03.2022 общество с ограниченной ответственностью "ГрадиентСтрой" (далее по тексту - Общество) направило предложение о заключении концессионного соглашения с проектом концессионного соглашения и пакетом документов.
Министерство письмом от 29.03.2022 возвратило поступившее от Общества предложение без рассмотрения, сославшись на нарушение Обществом частей 4.1, 4.3 4.9, 4.11 статьи 37 ст. 37 Федерального закона "О концессионных соглашениях" N 115-ФЗ от 21.07.2005 и постановления Правительства Российской Федерации от 31.03.2015 N300 "Об утверждении формы предложения о заключении концессионного соглашения". По мнению Министерство, Общество не представило документов, подтверждающих достоверность сведений о наличии у него средств или возможности их получения в размере не менее пяти процентов об объема заявленных в проекте концессионного соглашения инвестиций.
Правительство 31.03.2022 приняло распоряжение N 278-р о заключении с обществом с ограниченной ответственностью "Ледовый дворец" концессионного соглашения о финансировании, создании и эксплуатации универсального спортивного комплекса с искусственным льдом в городе Нижнем Новгороде.
Министерство в адрес Общества направило письмо от 23.05.2022 N Исх-326-237227/22 об итогах размещения предложения о заключении концессионного соглашения от 23.05.2022 NИСх-326-237224/22.
Не согласившись с решением, изложенным в письме от 23.05.2022 N Исх-326-237227/22, Общество обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением о признании его недействительным.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "Ледовый дворец".
Решением от 04.10.2022 в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной жалобе Общество ссылается на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, неправильное применение норм материального права.
Общество с ограниченной ответственностью "Ледовый дворец" в отзыве на апелляционную жалобу считает решение суда законным и обоснованным.
Министерство отзыв на апелляционную жалобу в установленный законом срок не представило.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, отзыве на апелляционную жалобу, Первый арбитражный апелляционный суд не усмотрел оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Согласно части 1 статьи 13 Федерального закона от 21.07.2005 N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях" (далее - Закон N 115-ФЗ) концессионное соглашение заключается путем проведения конкурса на право заключения концессионного соглашения, за исключением случаев, предусмотренных статьей 37 данного Закона.
Порядок заключения концессионного соглашения урегулирован в главе 3 названного Закона.
В силу частей 1 и 2 статьи 22 Закона N 115-ФЗ в отношении объектов концессионного соглашения, права собственности на которые принадлежат муниципальному образованию, органом местного самоуправления принимается решение о заключении концессионного соглашения, которым устанавливаются в числе прочих критерии конкурса и параметры критериев конкурса, а также вид конкурса (открытый конкурс или закрытый конкурс).
Концессионное соглашение в соответствии с частью 4.1 статьи 37 Закона N 115-ФЗ может быть заключено также по инициативе лиц, указанных в пункте 2 части 1 статьи 5 названного Закона (концессионеров) и отвечающих требованиям, предусмотренным частью 4.11 статьи 37 Закона N 115-ФЗ, в порядке, установленном частью 4.2 - 4.10 и 4.12 данной статьи.
Согласно части 4.2 статьи 37 Закона N 115-ФЗ лицо, выступающее с инициативой заключения концессионного соглашения, вправе представить предложение о заключении концессионного соглашения с приложением проекта концессионного соглашения в Правительство Российской Федерации, либо субъект Российской Федерации, либо муниципальное образование в зависимости от того, в чьей собственности находится объект концессионного соглашения, предусмотренный таким предложением.
В соответствии с частью 4.4 статьи 37 Закона N 115-ФЗ орган, уполномоченный на рассмотрение предложения о заключении концессионного соглашения, в течение тридцати календарных дней со дня поступления предложения о заключении концессионного соглашения рассматривает такое предложение и принимает одно из указанных в той же части упомянутой статьи Закона о концессионных соглашениях решений.
Частью 4.10 статьи 37 Закона N 115-ФЗ установлено, что в случае, если в сорокапятидневный срок со дня размещения на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети Интернет для размещения информации о проведении торгов, определенном Правительством Российской Федерации, предложения о заключении концессионного соглашения не поступило заявок о готовности к участию в конкурсе на заключение концессионного соглашения на условиях, предусмотренных в предложении о заключении концессионного соглашения, от иных лиц, отвечающих требованиям, предъявляемым названным Федеральным законом к концессионеру, а также требованиям, предъявляемым частью 4.1 настоящей статьи, и в случае, если в ценовых зонах теплоснабжения инициатором заключения концессионного соглашения, объектом которого являются объекты теплоснабжения, централизованные системы горячего водоснабжения, отдельные объекты таких систем, выступает единая теплоснабжающая организация с лицом, выступившим с инициативой о заключении концессионного соглашения, концессионное соглашение заключается на условиях, предусмотренных в предложении о заключении концессионного соглашения и проекте концессионного соглашения (проекте концессионного соглашения с внесенными изменениями), без проведения конкурса в порядке, установленном указанным Федеральным законом.
Как следует из материалов дела общество с ограниченной ответственностью "Ледовый дворец" обратилось в Правительство Нижегородской области с предложением о заключении концессионного соглашения о финансировании, проектировании, строительстве и эксплуатации универсального спортивного комплекса с искусственным льдом в городе Нижнем Новгороде.
Подача частной инициативы осуществлена в соответствии с Законом N 115-ФЗ с приложением всех необходимых документов.
Во исполнение Распоряжения Правительства Нижегородской области N 104-р от 11.02.2022, Министерством размещено предложение о заключении концессионного соглашения в отношении: универсальный спортивный комплекс с искусственным льдом в городе Нижнем Новгороде (извещение N120222/12035607/01 от 12.02.2022).
Публичный партнер (концедент): Министерство имущественных и земельных отношений Нижегородской области, адрес: 603082, Нижегородская область, территория Кремля, корпус 14.
Сообщение о предложении инвестора (ООО "Ледовый дворец", адрес: 606030, Нижегородская область, г. Дзержинск, ш. Игумновское, д. 15А, Заводоуправление, пом.П3) выступающим с частной инициативой заключения концессионного соглашения.
Адрес официального сайта, на котором размещена информация о размещении конкурса на право заключения концессионного соглашения: www.torgi.gov.ru. Номер лота: N 120222/12035607/01.
Группа объектов: "Объекты образования, культуры, спорта, объекты, используемые для организации отдыха граждан и туризма, иные объекты социально-культурного назначения".
Дата опубликования лота о проведении конкурса на право заключения концессионного соглашения: 12.02.2022. Дата начала подачи заявок: 12.02.2022. Дата окончания приема заявок: 30.03.2022. Дата подведения итогов: 31.03.2022.
В Министерство 28.03.2022 поступило предложение Общество о заключении концессионного соглашения о финансировании, проектировании, строительстве и эксплуатации объекта универсальный спортивный комплекс с искусственным льдом в городе Нижнем Новгороде.
По итогам рассмотрения заявки Общества о заключении концессионного соглашения, данное предложение возвращено заявителю, в связи с отсутствием документов, подтверждающих достоверность сведений о наличии у заявителя средств или возможности их получения в размере не менее пяти процентов от объема заявленных в проекте концессионного соглашений инвестиций, что является нарушением частей 4.1, 4.3, 4.9, 4.11 статьи 37 Закона о концессионных соглашениях.
В отсутствие заявок о готовности к участию в конкурсе на условиях, предусмотренных в предложении N 120222/12035607/01 о заключении концессионного соглашения, Правительством Нижегородской области вынесено Распоряжение N 278-р от 31.03.2022 о заключении концессионного соглашения с обществом с ограниченной ответственностью "Ледовый дворец" -лицом, выступившим с инициативой о заключении концессионного соглашения, без проведения конкурса.
Форма предложения о заключении концессионного соглашения с лицом, выступающим с инициативой заключения концессионного соглашения, установлена постановлением Правительства Российской Федерации от 31.03.2015 N 300 (далее - Постановление N 300). Формой регламентировано предоставление документов, подтверждающих соответствие лица, выступающего с инициативой заключения концессионного соглашения, требованиям части 4.11 статьи 37 Закона N 115-ФЗ.
Подпунктом 4 пункта 11.2 конкурсной документации и пунктом 4 таблицы Формы, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 31.03.2015 N 300, установлено, что заявитель должен отвечать, в том числе, требованию о наличии средств или возможности их получения в размере не менее пяти процентов от объема заявленных в проекте концессионного соглашения инвестиций (предельного размера расходов на создание и (или) реконструкцию объекта концессионного соглашения, которые предполагается осуществить концессионером, на каждый год срока действия концессионного соглашения).
Из Формы следует, что для подтверждения соответствия требованию пункта 4 таблицы Формы прилагается копия подтверждающего документа, выданного кредитной организацией, в случае привлечения заявителем заемных средств.
При этом Формой также предусмотрена графа "содержание сведений".
При сопоставлении пунктов 1-3 раздела I Формы с учетом примечаний 2, 3 и 4 также следует, что заявитель обязан представить подтверждающие документы. Примечанием 5 предусмотрено, что в случае привлечения заявителем заемных средств прилагается копия подтверждающего документа, выданного кредитной организацией.
Согласно статье 1 Федерального закона от 02.12.1990 N 395-1 "О банках и банковской деятельности" кредитная организация - это юридическое лицо, которое для извлечения прибыли как основной цели своей деятельности на основании специального разрешения (лицензии) Центрального банка Российской Федерации (Банка России) имеет право осуществлять банковские операции.
На основании статьи 4 Федерального закона от 10.07.2002 N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" полномочия по принятию решение о государственной регистрации кредитных организаций, выдаче кредитным организациям лицензии на осуществление банковских операций, приостановке их действия и отзыве возложены на Центральный банк Российской Федерации.
В материалах заявки Общества в качестве документов, подтверждающих наличие средств или возможности их получения в размере не менее пяти процентов от объема заявленных в проекте концессионного соглашения инвестиций, приложено гарантийное письмо ИНФРАСТРУКТУРА ИНВЕСТ КАПИТАЛ ЛИМИТЕД от 01.03.2022 и договор целевого займа (заверенная копия от 01.03.2022 N 010322/1).
Общество не представило доказательств наличия у ИНФРАСТРУКТУРА ИНВЕСТ КАПИТАЛ ЛИМИТЕД специального разрешения (лицензии) Центрального банка Российской Федерации на осуществление банковских операций, в связи с чем суд правомерно пришел к выводу, что указанная организация в соответствии со статьи 1 Федерального закона от 02.12.1990 N 395-1 "О банках и банковской деятельности" не является кредитной организацией.
Таким образом, представленный Обществом документ не соответствует требованиям, установленным Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.03.2015 N 300 "Об утверждении формы предложения о заключении концессионного соглашения с лицом, выступающим с инициативой заключения концессионного соглашения" и Законом о концессионных соглашениях.
При указанных обстоятельствах, Министерство при рассмотрении заявки Общества о заключении концессионного соглашения и представленных документов имело все правовые основания для возврата и отклонения соответствующей заявки, поскольку Общество фактически продекларировал свое несоответствие установленным частью 4.11 статьи 37 Закона о концессионных соглашениях требованиям.
Доказательств нарушения Министерством Федерального закона от 26.07.2006 N 135- ФЗ "О защите конкуренции" Обществом в материалы дела не представлено.
Как следует из материалов дела и установлено судом, заявка Общества была рассмотрена в установленные законом сроки и отклонена по мотиву ее несоответствия требованиям законодательства.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции правомерно признал решение Министерства, оформленное сообщением от 23.05.2022 по рассмотрению заявки инвестора о проведении конкурса законным и обоснованным.
Кроме того, в соответствии с пунктом 3.10 постановления Правительства Нижегородской области от 27.10.2016 N 722 "О подготовке и реализации проектов на основе концессионных соглашений и соглашений о государственно-частном партнерстве, а также проведении оценки эффективности проекта муниципально-частного партнерства и определении его сравнительного преимущества" принятие решения о заключении концессионного соглашения осуществляется Правительством Нижегородской области, а не Министерством.
Таким образом, Арбитражный суд Нижегородской области полно выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, его выводы соответствуют обстоятельствам дела, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, не допущено, в связи с чем апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
В соответствии со статьёй 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины подлежат отнесению на Общество.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 04.10.2022 по делу N А43-18216/2022 оставить без изменения.
Апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ГрадиентСтрой" оставить без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня принятия.
Председательствующий судья |
Т.В. Москвичева |
Судьи |
А.М. Гущина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А43-18216/2022
Истец: ООО "ГРАДИЕНТСТРОЙ"
Ответчик: Министерство имущественных и земельных отношений Нижегородской области
Третье лицо: ООО "Ледовый дворец"