г. Саратов |
|
25 января 2023 г. |
Дело N А57-3229/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена - 23.01.2023 года.
Полный текст постановления изготовлен - 25.01.2023 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Землянниковой В.В.,
судей Комнатной Ю.А., Степуры С.М.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Филипповой Т.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы Администрации муниципального образования "Город Саратов", Комитета по управлению имуществом города Саратова на решение Арбитражного суда Саратовской области от 21 октября 2022 года по делу N А57-3229/2022 (судья Мамяшева Д.Р.)
по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Газпром трансгаз Саратов" (410052, г. Саратов, пр-т им. 50 лет Октября, д. 118А, стр. 1, ОГРН: 1026403049815, ИНН: 6453010110),
заинтересованные лица: Администрация муниципального образования "Город Саратов" (410031, г. Саратов, ул. Первомайская, д. 78, ОГРН: 1036405000280, ИНН: 6450011003), Комитет по жилищно-коммунальному хозяйству администрации муниципального образования "Город Саратов" (410012, г. Саратов, ул. им. Горького А.М., д. 48, ОГРН: 1026402204950, ИНН: 6450049166), Администрация Ленинского района муниципального образования "Город Саратов" (410052, г. Саратов, ул. Международная, д. 1, ОГРН: 1036405301954, ИНН: 6453015253), Комитет по управлению имуществом города Саратова (410012, г. Саратов, пл. Театральная, д. 7, ОГРН: 1026402195511, ИНН: 6450003860), Общество с ограниченной ответственностью "Концессии водоснабжения - Саратов" (410028, г. Саратов, ул. Советская, д. 10, ОГРН: 1156451022683, ИНН: 6450090478),
о признании незаконным бездействия,
при участии в судебном заседании:
от Общества с ограниченной ответственностью "Газпром трансгаз Саратов" - Егорова О.В., представитель по доверенности от 22.12.2022 года N 28-10/419 (срок доверенности до 31.12.2023 года), имеет высшее юридическое образование; Котенджи Т.А., представитель по доверенности от 09.12.2022 года N 28-10/264 (срок доверенности до 31.12.2023 года), имеет высшее юридическое образование; Торопов Н.Н., представитель по доверенности от 09.12.2022 года N 28-10/298 (срок доверенности до 31.12.2023 года), имеет высшее юридическое образование;
от Администрации муниципального образования "Город Саратов" - Полянский Г.Ю., представитель по доверенности от 16.11.2022 года N 01-08/173 (срок доверенности 1 год), имеет высшее юридическое образование;
от Комитета по управлению имуществом города Саратова - Погребняк И.Г., представитель по доверенности от 06.09.2021 года N 18-05/18513 (срок доверенности 3 года), имеет высшее юридическое образование.
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Газпром трансгаз Саратов" (далее - ООО "Газпром трансгаз Саратов", заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Саратовской области с заявлением о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования "Город Саратов" (далее - Администрация), выразившегося в неисполнении обязанности по принятию необходимых мер, связанных с безвозмездной передачей в муниципальную собственность объекта - водопроводные сети, протяженностью 1253 м, кадастровый номер 64:48:040423:779, расположенного по адресу: г. Саратов, Ленинский район, поселок Северный, 3 очередь; обязании Администрации принять в муниципальную собственность муниципального образования "Город Саратов" водопроводные сети, протяженностью 1253 м, кадастровый номер 64:48:040423:779, расположенного по адресу: г. Саратов, Ленинский район, поселок Северный, 3 очередь.
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 21 октября 2022 года заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
Администрация не согласилась с решением суда первой инстанции и обратилась в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
Комитет по управлению имуществом города Саратова (далее - Комитет) также не согласился с решением суда первой инстанции и обратился в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
ООО "Газпром трансгаз Саратов" возражает против удовлетворения апелляционных жалоб, по основаниям, изложенным в отзыве, представленном в соответствии со статьей 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Участники процесса, не явившиеся в судебное заседание, надлежащим образом извещены о месте и времени судебного разбирательства путем направления определения, выполненного в форме электронного документа, в соответствии со статьей 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа.
Информация о месте и времени судебного заседания размещена на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (kad.arbitr.ru) 06.12.2022, 10.12.2022, что подтверждено отчетом о публикации судебных актов на сайте.
Согласно пункту 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае неявки в судебное заседание лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения дела, суд рассматривает дело в их отсутствие.
Законность и обоснованность судебного акта арбитражного суда первой инстанции проверяется апелляционным судом в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, ООО "Газпром трансгаз Саратов" на праве собственности принадлежит объект коммунальной инфраструктуры - водопроводные сети, протяженностью 1253 м, кадастровый номер 64:48:040423:779, расположенный по адресу: г. Саратов, Ленинский район, поселок Северный, 3 очередь, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серия АА N 443797 от 26.08.2002 (т. 1 л.д.12).
Поскольку водопроводные сети имеют социальную значимость для муниципального образования и населения, и используются исключительно для коммунальных нужд муниципального образования и в интересах населения, у общества возникла необходимость реализации прав на объект путем его безвозмездной передачи в муниципальную собственность муниципального образования "Город Саратов".
С 2020 года ООО "Газпром трансгаз Саратов" обращалось в Администрацию и Комитет с предложениями от 17.04.2020 N 12-73/279, от 17.08.2020 N 30-13/648, от 15.06.2021 N 01-2/3485, от 23.12.2021 N 01-2/7695 о подготовке распоряжения о принятии вышеуказанного объекта в муниципальную собственность с приложением необходимого комплекта документов (т. 1 л.д. 17-22).
Однако, как следует из материалов дела, до настоящего времени по объекту водопроводные сети, протяженностью 1253 м. (кадастровый номер 64:48:040423:779), Администрацией никаких решений принято не было, а направленная в адрес Администрации претензия от 18.01.2022 N 01-2/176 (т. 1 л.д.13-15), содержащая требования о вынесении постановления о приемке имущества безвозмездно передаваемого в муниципальную собственность, заключении соответствующего договора с ООО "Газпром трансгаз Саратов", включении имущества в реестр муниципальной собственности муниципального образования "Город Саратов" и Сводный реестр объектов муниципальной казны, не рассмотрена, ответ не получен.
ООО "Газпром трансгаз Саратов", полагая, что бездействие администрации по непринятию водопроводной сети в муниципальную собственность является незаконным, нарушает права и охраняемые законом интересы общества, обратилось с соответствующим заявлением в арбитражный суд.
Суд первой инстанции пришел к выводу об обоснованности заявленных требований.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и возражений, проверив правильность применения арбитражным судом норм материального и соблюдение норм процессуального права, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что апелляционные жалобы не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Пунктом 2 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" (далее - постановление N 3020-1) определено, что объекты государственной собственности, указанные в Приложении 3 к настоящему Постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, передаются в муниципальную собственность городов (кроме городов районного подчинения) и районов (кроме районов в городах).
В Приложении N 3 к указанному Постановлению в пункте 1 указано, что объектами, относящимися к муниципальной собственности, являются объекты инженерной инфраструктуры городов (за исключением входящих в состав имущества предприятий), городского пассажирского транспорта (включая метрополитен), внешнего благоустройства, а также предприятия, осуществляющие эксплуатацию, обслуживание, содержание и ремонт указанных объектов.
В соответствии с пунктом 2 постановления N 3020-1 объекты государственной собственности, приведенные в приложении N 3, независимо от того, на чьем балансе они находятся, передаются в муниципальную собственность.
Согласно правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в информационном письме от 11.06.1997 N 15 "Обзор практики рассмотрения споров, связанных с приватизацией государственных и муниципальных предприятий", объекты, указанные в приложении N 3 к постановлению от 27.12.1991 N 3020-1, являются объектами муниципальной собственности в силу прямого указания закона.
Пунктом 1 Указа Президента Российской Федерации от 22.12.1993 N 2265 "О гарантиях местного самоуправления в Российской Федерации" установлено, что органы местного самоуправления самостоятельно утверждают перечень объектов (имущества), составляющих муниципальную собственность в соответствии с приложением N 3 к постановлению от 27.12.1991 N3020-1.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", а также согласно пункту 4 статьи 6 Устава муниципального образования "Город Саратов" к вопросам местного значения городского поселения относятся организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации. Организация водоснабжения населения органами местного самоуправления осуществляется в силу прямого указания в законе.
В соответствии с решением Саратовской городской Думы от 31.05.2007 N 18-164 "Об управлении и распоряжении муниципальным имуществом при безвозмездной передаче имущества из собственности муниципального образования "Город Саратов" и принятии имущества, безвозмездно передаваемого в собственность муниципального образования "Город Саратов" администрация муниципального образования "Город Саратов" наделена полномочиями по принятию имущества, безвозмездно передаваемого в собственность муниципального образования "Город Саратов" из иных форм собственности, полномочиями на принятие решений о безвозмездной передаче муниципального имущества религиозного назначения, а также имущества, отвечающего критериям, установленным частью 3 статьи 5 и частью 1 статьи 12 Федерального закона от 30.11.2010 N 327-ФЗ "О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности" (далее - имущество религиозного назначения), в собственность или безвозмездное пользование религиозным организациям, полномочиями по установлению порядка формирования и опубликования плана передачи религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в муниципальной собственности, полномочиями по установлению порядка создания и деятельности комиссии по урегулированию разногласий, возникающих при рассмотрении заявлений религиозных организаций.
Пунктом 3 указанного решения, юридические и физические лица, желающие безвозмездно передать находящееся в их собственности имущество в собственность муниципального образования "Город Саратов", обращаются с предложением о передаче в Комитет по управлению имуществом города.
Принятие в собственность муниципального образования "Город Саратов" имущества, безвозмездно передаваемого юридическими и физическими лицами, и передача имущества в собственность религиозных организаций оформляется в соответствии с гражданским законодательством (пункт 4 решения Саратовской городской Думы от 31.05.2007 N 18-164).
Из материалов дела следует, что спорные водопроводные сети принадлежат ООО "Газпром трансгаз Саратов" на праве собственности, не используются обществом в своей уставной деятельности, имеют технологическое присоединение к жилым домам и социально значимым объектам, фактически используются для предоставления услуг водоснабжения населения.
Таким образом, спорные водопроводные сети предназначены для водоснабжения и обеспечения задач, не входящих в компетенцию заявителя. Оказание таких коммунальных услуг и содержание этого имущества не является уставной деятельностью ООО "Газпром трансгаз Саратов".
Пунктом 4 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ) предусмотрена обязанность органа местного самоуправления поселения организовывать в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжение населения.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 50 Федерального закона от N 131-ФЗ в собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для решения вопросов местного значения.
В силу пунктов 4.2 и 4.3 части 1 статьи 17 Федерального закона от N 131-ФЗ в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов обладают полномочиями в сфере водоснабжения и водоотведения, предусмотренными Федеральным законом от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Федеральный закон от 07.12.2011 N 416-ФЗ).
Пунктом 1 части 1 статьи 6 Федерального закона N 416-ФЗ установлено, что к полномочиям органов местного самоуправления городских округов по организации водоотведения относятся организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.
В соответствии со статьей 11 Федерального закона N 416-ФЗ собственники и иные законные владельцы водопроводных и (или) канализационных сетей не вправе препятствовать транспортировке по их водопроводным и (или) канализационным сетям воды (сточных вод) в целях обеспечения горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения абонентов, объекты капитального строительства которых подключены (технологически присоединены) к таким сетям, а также до установления тарифов на транспортировку воды по таким водопроводным сетям и (или) на транспортировку сточных вод по таким канализационным сетям требовать возмещения затрат на эксплуатацию этих водопроводных и (или) канализационных сетей.
Из материалов дела видно, что спорный объект - "водопроводные сети, протяженностью 1253 м, кадастровый номер 64:48:040423:779" является частью единой централизованной системы водоснабжения, то есть инженерным сооружением, предназначенным для перемещения воды, что свидетельствует о наличии комплекса технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для водоснабжения жилых и нежилых объектов в поселке Северный.
Суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что спорный объект обеспечивает решение задач, не входящих в компетенцию общества, поскольку оказание коммунальных услуг муниципальному образованию и содержание объектов ЖКХ не свойственны основным видам деятельности ООО "Газпром трансгаз Саратов".
Согласно выписке из ЕГРЮЛ, основным видом деятельности ООО "Газпром трансгаз Саратов" является транспортирование по трубопроводам газа (код 49.50.21).
При таких обстоятельствах, поскольку в данном случае вопросы использования спорного объекта входят в задачи местного значения, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что данный объект должен находиться в собственности муниципального образования.
С учетом изложенного суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что у администрации отсутствуют основания для отказа в принятии в муниципальную собственность объекта, имеющего социальную значимость для муниципального образования и используемого исключительно для коммунальных нужд данного муниципального образования.
Довод администрации о том, что уполномоченным органом по рассмотрению вопроса о принятии спорного имущества в муниципальную собственность является Комитет по управлению имуществом г. Саратова, обоснованно отклонен судом первой инстанции.
От имени муниципальных образований в гражданско-правовых отношениях выступают органы местного самоуправления в рамках имеющейся у них компетенции (пункт 2 статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Статьей 22 Устава города Саратова, утвержденного решением Саратовской городской Думы от 18.12.2005 N 67-649, определена структура органов местного самоуправления города, которую составляют: Саратовская городская Дума, именуемая "представительный орган"; глава муниципального образования "Город Саратов", исполняющий полномочия председателя городской Думы; администрация муниципального образования "Город Саратов" - исполнительно-распорядительный орган; контрольно-счетная палата - контрольный орган. Органы местного самоуправления обладают собственными полномочиями по решению вопросов местного значения и исполнению отдельных переданных государственных полномочий.
В связи с изложенным, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что органом, уполномоченным действовать от имени собственника, является администрация муниципального образования "Город Саратов".
Возражения Администрации относительно принятия спорного имущества в собственность муниципального образования основаны на необходимости учета волеизъявления органа местного самоуправления на передачу спорного объекта, неудовлетворительном состоянии имущества.
Уклонение Администрации от согласования передачи имущества не должно быть произвольным и препятствовать процедуре передачи имущества в случаях, установленных законом.
Вопреки позиции ответчика действующее законодательство не ставит обязанность Администрации принять имущество в муниципальную собственность в зависимость от состояния передаваемого имущества.
Причинение ущерба бюджету муниципального образования принятием имущества в неудовлетворительном состоянии либо отсутствие в бюджете средств на содержание и ремонт не является основанием, препятствующим процедуре передачи имущества. В соответствии с положениями Закона N 131-ФЗ органы местного самоуправления должны формировать местный бюджет таким образом, чтобы обеспечивать решение всех вопросов местного значения.
При изложенных обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о наличии оснований для удовлетворения исковых требований.
Все имеющие значение для правильного и объективного рассмотрения дела обстоятельства выяснены судом первой инстанции, всем представленным доказательствам дана правовая оценка.
Апелляционные жалобы не содержат доводов, опровергающих выводы суда первой инстанции, доводам Администрации и Комитета дана надлежащая оценка судом первой инстанции, в связи с чем, апелляционные жалобы следует оставить без удовлетворения.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены решения первой инстанции, не установлено.
Апелляционные жалобы Администрации и Комитета по правлению имуществом удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Саратовской области от 21 октября 2022 года по делу N А57-3229/2022 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объёме через арбитражный суд первой инстанции, принявший решение, в порядке, предусмотренном статьями 275-276 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
В.В. Землянникова |
Судьи |
Ю.А. Комнатная |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А57-3229/2022
Истец: ООО Газпром трансгаз Саратов
Ответчик: Администрация МО Город Саратов
Третье лицо: Администрация Ленинского района муниципального образования "Город Саратов", Комитет по жилищно-коммунальному хозяйству администрации муниципального образования "Город Саратов", Комитет по ЖКХ администрации МО "Город Саратов", Комитет по управлению имуществом города Саратова, ООО "КВС", ООО "Концессии водоснабжения - Саратов", Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Саратовской области (Росреестр по Саратовской области), ФГБУ "ФКП Росреестра" по Саратовской области