г. Вологда |
|
24 января 2023 г. |
Дело N А66-3765/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 января 2023 года.
В полном объёме постановление изготовлено 24 января 2023 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Мурахиной Н.В., судей Докшиной А.Ю. и Осокиной Н.Н.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Парфеновой А.С.,
при участии от федерального государственного унитарного предприятия "Российская телевизионная и радиовещательная сеть" Беда Э.В. по доверенности от 04.10.2022 N С-07/22,
рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием системы веб-конференции апелляционную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тверской области на решение Арбитражного суда Тверской области от 09 сентября 2022 года по делу N А66-3765/2022,
УСТАНОВИЛ:
федеральное государственное унитарное предприятие "Российская телевизионная и радиовещательная сеть" (ОГРН 1027739456084, ИНН 7717127211; адрес: 129515, Москва, улица академика Королева, дом 13, строение 1; далее - предприятие, ФГУП "РТРС") обратилось в Арбитражный суд Тверской области с заявлением к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тверской области (ОГРН 1106952029315, ИНН 6950125150; адрес: 170100, Тверская область, город Тверь, улица Советская, дом 33; далее - управление) о признании незаконными действий по непринятию решения о передаче федерального имущества в муниципальную собственность, выраженных в письме от 17.02.2022 N 69-КН-02/736-р, а также о возложении на управление обязанности принять решение о передаче из федеральной собственности в муниципальную собственность муниципального образования "Максатихинский район" объектов недвижимого имущества, закрепленных на праве хозяйственного ведения за ФГУП "РТРС", а также указанных им объектов движимого имущества, расположенных по адресу: Тверская обл., Максатихинский р-н, с.п. Рыбинское, с. Сельцы.
К участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено муниципальное образование "Максатихинский район" в лице администрации Максатихинского района Тверской области (адрес: 171900, Тверская область, поселок Максатиха, площадь Свободы, дом 2; далее - администрация).
Решением Арбитражного суда Тверской области от 09 сентября 2022 года по делу N А66-3765/2022 заявленные требования удовлетворены.
Управление с судебным актом не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить. В обоснование жалобы ссылается на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права.
Предприятие в отзыве на эту жалобу считает, что отсутствуют основания для ее удовлетворения.
Администрация отзыв на апелляционную жалобу не представила.
Управление и администрация надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили, в связи с этим дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Заслушав объяснения представителя предприятия, исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения суда, изучив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
Как следует из материалов дела, за предприятием на праве хозяйственного ведения закреплены объекты, находящиеся в федеральной собственности, расположенные по адресу: Тверская обл., Максатихинский р-н, с.п. Рыбинское, с. Сельцы:
- здание гаража-котельной, кадастровый номер 69:20:0000015:688;
- артезианская скважина, кадастровый номер 69:20:0000015:690;
- септик-поле фильтрации, кадастровый номер 69:20:0000015:696;
- жилой дом, кадастровый номер 69:20:0000015:689;
- водопровод, кадастровый номер 69:20:0150800:451;
- канализационная сеть, кадастровый номер 69:20:0150800:453;
- наружная теплосеть, кадастровый номер 69:20:0150800:455;
а также за ним закреплено движимое имущество: котёл-200, инвентарный номер 00008205 и септик станция "Топас-50 ПР", инвентарный номер 00008793.
В связи с тем, что данные объекты представляют собой жилой многоквартирный дом и обслуживающие его объекты инженерной инфраструктуры, предприятие направило в адрес представителя собственника - Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации и в управление (на основании поручения Росимущества от 19.06.2020 N ЕГ-07/18921) пакет документов для согласования вопроса безвозмездной передачи указанного имущества из федеральной собственности в муниципальную собственность муниципального образования "Максатихинский район" Тверской области.
Названное Министерство в своем письме от 16.12.2021 N П17-5-10-112-59740 сообщило о том, что не возражает против передачи имущества в муниципальную собственность.
В связи с этим предприятие обратилось в управление с заявлением о от 27.12.2021 N OA-17/17521 о принятии решения о передачи указанных выше объектов в муниципальную собственность, пакет документов разместило на Межведомственном портале по управлению государственной собственностью.
По результатам рассмотрения этого обращения управление направило предприятию письмо от 17.02.2022 N 69-КН-02/736-р, в котором указало на отсутствии документа, подтверждающего фактическое использование федерального имущества (договор безвозмездного пользования или договор аренды), а также на отсутствие согласия органа местного самоуправления на передачу имущества. Отметило, что вернется к рассмотрению вопроса передачи в муниципальную собственность спорного имущества после представления таких документов.
Не согласившись с указанным ответом, предприятие обратилось в арбитражный суд с указанным выше заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
Пунктом 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 122-ФЗ) установлены общие виды имущества, которые могут находиться в федеральной собственности, а также условия и порядок передачи федерального имущества в муниципальную собственность.
Согласно абзацам 6 - 8 пункта 11 статьи 154 Закона N 122-ФЗ находящееся в федеральной собственности имущество, которое может находиться в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, подлежит безвозмездной передаче в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность в случае: если нахождение указанного имущества в федеральной собственности не допускается, в том числе в результате разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления; если указанное имущество используется органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, государственными и муниципальными учреждениями для целей, установленных в соответствии со статьей 26.11 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и статьей 50 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ).
В собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для решения установленных настоящим Федеральным законом вопросов местного значения (статья 50 Закона N 131-ФЗ).
На основании пунктов 4 и 6 части 1 статьи 14 Закона N 131-ФЗ к вопросам местного значения городского поселения относятся организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации; обеспечение проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством.
В соответствии с приложением N 3 к постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" жилищный фонд, независимо от того, на чьем балансе он находится, относится к муниципальной собственности.
В приложении N 3 названного Постановления к объектам муниципальной собственности относятся, в том числе, и объекты инженерной инфраструктуры городов (за исключением входящих в состав имущества предприятий).
В соответствии с позицией Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, содержащейся в пункте 5 Информационного письма от 11.06.1997 N 15 "Обзор практики разрешения споров, связанных с приватизацией государственных и муниципальных предприятий" объекты, указанные в приложении N 3 к Постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1, являются объектами муниципальной собственности непосредственно в силу прямого указания закона, независимо от того, оформлено ли это в установленном порядке.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 АПК РФ, апелляционная коллегия, установив, что спорные объекты федеральной собственности, закрепленный за ФГУП "РТРС" на праве хозяйственного ведения, относятся к жилому фонду и представляют собой многоквартирный жилой дом и обслуживающие его объекты инженерной инфраструктуры, находятся на территории муниципального образования "Максатихинский район", поддерживает вывод суда о том, что в силу вышеприведенных норм, данное имущество должно находиться в муниципальной собственности.
Доводы об отсутствии согласия муниципального образования на прием в муниципальную собственность спорного имущества не могут быть приняты, поскольку в рассматриваемом случае, несмотря на отсутствие прямого волеизъявления муниципального образования на принятие спорного имущества, его передача имеет объективную необходимость для осуществления органом местного самоуправления своих полномочий, так как спорные объекты предназначены для решения вопросов местного значения и не относятся ни к одной из указанных в части 11 статьи 154 Закона N 122-ФЗ категорий имущества, которые могут находиться в собственности Российской Федерации.
Аналогичные выводы поддержаны и в определении Верховного Суда Российской Федерации от 28.12.2021 N 303-ЭС21-26134.
Ссылка на отсутствие документа, подтверждающего фактическое использование федерального имущества, также не может быть принята, поскольку исходя из положений, содержащихся в абзаце пятом пункта 11 статьи 154 Закона N 122 и постановления Правительства Российской Федерации от 13.06.2006 N 374 "О перечнях документов, необходимых для принятия решения о передаче имущества из федеральной собственности в собственность субъекта Российской Федерации или муниципальную собственность, из собственности субъекта Российской Федерации в федеральную собственность или муниципальную собственность, из муниципальной собственности в федеральную собственность или собственность субъекта Российской Федерации", следует, что наличие документа, подтверждающего фактическое использование муниципальным органом предлагаемого к передаче имущества, не является обязательным и подлежит предоставлению в определенных названными нормативными актами случаях, к которым рассматриваемая ситуация не отнесена.
Помимо того, как верно отметил суд первой инстанции, в соответствии со статьей 113 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьей 2 Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" (далее - Закон N 161-ФЗ) предприятие является коммерческой организацией, не наделенной правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество.
Предприятие осуществляет деятельность, связанную с передачей (трансляцией) телевизионных и радиовещательных сигналов, телерадиовещанием, созданием, эксплуатацией и техническим обслуживанием эфирных, кабельных и спутниковых средств и сетей связи, иных коммуникационных сетей и т.п.
Рассматриваемое имущество является для него непрофильным.
Поскольку предлагаемое к передаче имущество фактически функционирует для обеспечения коммунальными услугами жителей многоквартирного жилого дома в с. Сельцы Максатихинского района, при этом заявитель, как федеральное предприятие, несет расходы по содержанию и эксплуатации объектов жилищно-коммунального хозяйства, предназначенных для обеспечения нужд населения муниципального района, то неприятие управлением решения о передаче федерального имущества в муниципальную собственность нельзя признать правомерным.
С учетом изложенного суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявленные предприятием требования.
Избранный в силу положений статьи 201 АПК РФ способ восстановления нарушенных прав и законных интересов также является правомерным. Кроме того, о несогласии с ним управление в апелляционной жалобе доводов не приводит.
Поскольку материалы дела исследованы судом первой инстанции полно и всесторонне, выводы суда соответствуют имеющимся в деле доказательствам, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права не допущено, оснований для отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Тверской области от 09 сентября 2022 года по делу N А66-3765/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тверской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.В. Мурахина |
Судьи |
А.Ю. Докшина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А66-3765/2022
Истец: ФГУП "Российская телевизионная и радиовещательная сеть"
Ответчик: Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тверской области
Третье лицо: "Максатихинский район" в лице Администрации Максатихинского района Тверской области