город Омск |
|
25 января 2023 г. |
Дело N А81-10975/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 января 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 25 января 2023 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Рыжикова О.Ю.,
судей Котлярова Н.Е., Лотова А.Н.,
при ведении протокола судебного заседания: Мартыновым Д.А..
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-15169/2022) Северо-Уральского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования на решение Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 22.11.2022 по делу N А81-10975/2022 (судья Кустов А.В.), принятое по заявлению Северо-Уральского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (ОГРН 1047200624789, ИНН 7202128616, адрес: 625000, город Тюмень, улица Республики, дом 55, офис 403) к обществу с ограниченной ответственностью "Инновационные технологии" (ОГРН 1128602024385, ИНН 8602196404, адрес: 629004, Ямало-Ненецкий автономный округ, город Салехард, улица Чубынина, дом 14, помещение 50) о привлечении к административной ответственности по части 2 статьи 14.1 КоАП РФ,
в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания
УСТАНОВИЛ:
Северо-Уральское межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (далее - заявитель, Управление Росприроднадзора) обратилось в Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Инновационные технологии" (далее - заинтересованное лицо, общество, ООО "Инновационные технологии") к административной ответственности по части 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 22.11.2022 по делу N А81-10975/2022 в удовлетворении заявленного требования отказано.
При принятии решения суд первой инстанции пришел к выводу о наличии в действиях заинтересованного лица события административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ. Вместе с тем, установив, что общество, осуществляя сбор и размещение отходов IV класса опасности по фактическому адресу - Ямало-Ненецкий автономный округ, Пуровский район, г. Тарко-Сале, 3-ий километр автодороги г. Тарко-Сале-Тарасовское месторождение, Полигон утилизации твердых и бытовых отходов; Ямало-Ненецкий автономный округ, Надымский район, земельный участок с кадастровым номером 89:10:010111:19, Санкционированная свалка в г. Надым в отсутствие указанных лицензируемых видов деятельности в лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности от 19.07.2022 N Л020-00113-89/00103090, в условиях включения Приказом Департамента тарифной политики, энергетики и жилищно-коммунального комплекса ЯНАО от 02.08.2016 N 101-од указанных объектов размещения отходов в территориальную схему обращения с отходами на территории Ямало-Ненецкого автономного округа в отсутствие заключения Минприроды о возможности использования объектов размещения твердых коммунальных отходов, введенных в эксплуатацию до 01.01.2019 и не имеющих документации, предусмотренной законодательством Российской Федерации, действовало в состоянии крайней необходимости (статья 2.7 КоАП РФ), суд первой инстанции не усмотрел оснований для привлечения заинтересованного лица к административной ответственности по части 2 статьи 14.1 КоАП РФ.
Не согласившись с принятым судебным актом, Управление Росприроднадзора обратилось в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований заявителя.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель указал на необоснованность применения судом первой инстанции положений 2.7 КоАП РФ, поскольку опасность, непосредственно угрожающая интересам граждан или государства, при осуществлении деятельности по сбору и размещению отходов IV класса опасности в отсутствие лицензии судом не установлена, учитывая, что у общества имелась возможность осуществления деятельности по сбору и размещению отходов IV класса опасности на спорных объектах размещения отходов без лицензии путем получения заключения Минприроды о возможности использования объектов размещения твердых коммунальных отходов, введенных в эксплуатацию до 01.01.2019 и не имеющих документации, предусмотренной законодательством Российской Федерации, в соответствии с приказом Минприроды от 14.05.2019 N 303 "Об утверждении порядка формирования и изменения перечня объектов размещения твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации" и включения их в перечень объектов размещения твердых коммунальных отходов на территории ЯНАО. Ввиду непринятия обществом достаточных мер, направленных на соблюдение требований законодательства, способствующих включения указанных объектов в перечень объектов размещения твердых коммунальных отходов на территории ЯНАО, спорные объекты в указанный перечень не включены.
Отзыв на апелляционную жалобу в материалы дела не поступил.
Стороны, надлежащим образом извещенные в соответствии со статьей 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, явку своих представителей в заседание суда апелляционной инстанции не обеспечили.
На основании части 1 статьи 266, статьи 156 АПК РФ апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие неявившихся участников арбитражного процесса.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, апелляционную жалобу, установил следующие обстоятельства.
На основании решения о проведении внеплановой выездной проверки от 13.07.2022 N 382-рш, согласованного с прокуратурой ЯНАО (решение о результатах рассмотрения заявления о согласовании проведения внепланового контрольного (надзорного) мероприятия от 15.07.2022) проведена внеплановая выездная проверка в отношении ООО "Инновационные технологии", по фактам, изложенным в обращениях граждан (вх. N 21791 от 05.07.2022, исх. N 89-59/1 от 23.06.2022; вх. N21296 от 30.06.2022, исх. N 72-57/3 от 20.06.2022; вх. N 355/ОГ от 24.06.2022; вх. N 338/ОГ от 20.06.2022), а также по информации, размещенной в средствах массовой информации о возгорании на полигоне ТКО в г. Надыме по ссылке:https://vestiyamal.ru/ru/vjesti_jamal/dym_vidno_izdaleka_v_nadyme_neskolko_dnei_opasno_tleet_musornyi_poligon/?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop по факту возгорания ОРО, расположенного в г. Надым Ямало- Ненецкого автономного округа.
Выездная проверка общества проведена по следующим адресам:
- Ямало-Ненецкий автономный округ, Пуровский район, 3-й км автодороги г. Тарко-Сале - Тарасовское месторождение;
- Ямало-Ненецкий автономный округ, г. Надым, район городской свалки, земельный участок с кадастровым номером 89:10:010111:18;
- Ямало-Ненецкий автономный округ, Пуровский район, 3-й км автодороги г. Тарко-Сале-Тарасовское месторождение, район городской свалки;
- Ямало-Ненецкий автономный округ, земельные участки с кадастровыми номерами 89:10:010111:19 и 89:10:010111:9.
Управлением Росприроднадзора в ходе проведения внеплановой выездной проверки установлено, что у ООО "Инновационные технологии" имеется лицензия на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке отходов IV класса опасности от 19.07.2022 N Л020-00113-89/00103090. Адреса мест осуществления лицензируемых видов деятельности:
- Ямало-Ненецкий автономный округ, Пуровский район, г. Тарко-Сале, 3-ий километр автодороги г. Тарко-Сале-Тарасовское месторождение, Полигон утилизации твердых и бытовых отходов (в части обработки отходов IV класса);
- Ямало-Ненецкий автономный округ, Пуровский район, г. Тарко-Сале, ул. Промышленная, д. 19, каб 7-7А (в части сбора и транспортирования отходов IV класса);
- Ямало-Ненецкий автономный округ, г. Надым, на территории земельного участка 89:10:010111:18 (в части сбора и обработки отходов IV класса).
В ходе проведения внеплановой выездной проверки установлено, что ООО "Инновационные технологии" не соблюдены требования действующего лицензионного законодательства, что выразилось в сборе и размещении отходов IV класса опасности по фактическим адресам: Ямало-Ненецкий автономный округ, Пуровский район, г. ТаркоСале, 3-ий километр автодороги г. Тарко-Сале Тарасовское месторождение, Полигон утилизации твердых и бытовых отходов; Ямало-Ненецкий автономный округ, Надымский район, земельный участок с кадастровым номером 89:10:010111:19, Санкционированная свалка в г. Надым, в отсутствие указанных лицензируемых видов деятельности в лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности.
Так, в ходе проведения внеплановой выездной проверки установлено, что ООО "Инновационные технологии" эксплуатирует объект негативного воздействия на окружающую среду с кодом 71-0172-002407-П, категория II (вторая); наименование "Полигон утилизации твердых и бытовых отходов"; адрес: Ямало-Ненецкий автономный округ, Пуровский район, 3-й км автодороги г. Тарко-Сале, Тарасовское месторождение включенный в государственный реестр ОНВОС 04.12.2020.
Факт размещения отходов на ОРО "Полигон утилизации твердых и бытовых отходов", расположенного по адресу: Ямало-Ненецкий автономный округ, Пуровский район, 3-й км автодороги г. Тарко-Сале, Тарасовское месторождение, Полигон утилизации твердых и бытовых отходов подтверждается представленной ООО "Инновационные технологии" формой статистического наблюдения 2-тп отходы за 2021 год.
При анализе формы статистического наблюдения 2-тп отходы за 2021 год установлено, что обществом в 2021 году захоронены (размещены) на эксплуатируемом ОРО в г. Тарко-Сале следующие виды отходов:
- мусор от офисных и бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный) (ФККО 7 33 100 01 72 4) в количестве 1292,78 тонн;
- цеолит отработанный при осушке воздуха и газов, не загрязненный опасными веществами (ФККО 4 42 101 01 49 5) в количестве 4,1 тонн;
- отходы (остатки) сухой бетонной смеси практически неопасные (ФККО 8 22 021 12 49 5) в количестве 6,4 тонн;
- мусор от строительных и ремонтных работ, содержащий материалы, изделия, отходы которых отнесены к V классу опасности (ФККО 8 90 011 11 72 5) в количестве 4797,35 тонн; - зола от высокотемпературного термического обезвреживания отходов в крематоре практически неопасная (ФККО 7 47 991 11 40 5) в количестве 2,1 тонн;
- тара полиэтиленовая, загрязненная пищевыми продуктами (ФККО 4 38 118 01 51 5) в количестве 0,5 тонн;
- мусор и смет производственных помещений практически неопасный (ФККО 7 33 210 02 72 5) в количестве 22,4 тонн; -
- отходы цемента в кусковой форме (ФККО 8 22 101 01 21 5) в количестве 1,8 тонн; - мусор и смет производственных помещений практически неопасный (ФККО 733210 02 72 5) в количестве 22,6 тонн;
- отходы цемента в кусковой форме (ФККО 8 22 101 01 21 5) в количестве 1,9 тонн;
- осадок механической очистки смеси ливневых и производственных сточных вод, не содержащих специфические загрязнители, практически неопасные (ФККО 7 29 010 12 39 5) в количестве 4,1 тонн;
- пищевые отходы кухонь и организаций общественного питания несортированные (ФККО 7 36 100 01 30 5) в количестве 10,3 тонн;
- отходы из жилищ крупногабаритные (ФККО 7 31 110 02 21 5) в количестве 3968,65 тонн; - абразивные круги отработанные, лом отработанных абразивных кругов (ФККО 4 56 100 01 51 5) в количестве 15,9 тонн;
- тара деревянная, утратившая потребительские свойства, незагрязненная (ФККО 4 04 140 00 51 5) в количестве 1,2 тонн;
- бой стекла (ФККО 3 41 901 01 20 5) в количестве 0,6 тонн;
- обрезки и обрывки смешанных тканей (ФККО 3 03 111 09 23 5) в количестве 0,5 тонн.
Факт размещения отходов также подтверждается наличием отходов на объекте размещения отходов, а также журналами коммерческого учета количества твердых коммунальных отходов за 2021-2022 г.г., поступающих на полигон при разгрузке мусоровозов.
Кроме того, согласно характеристике объекта размещения отходов "Полигон утилизации твердых и бытовых отходов", составленной по итогам проведенной в 2019 году инвентаризации ООО "Инновационные технологии", как лицом эксплуатирующем ОРО, объем размещенных отходов составляет 148 823,84 куб. м или 180561,7 тонн. Назначение ОРО - захоронение отходов.
Приказом Департамента тарифной политики, энергетики и жилищно-коммунального комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа от 02.08.2016 N 101-од утверждена территориальная схема обращения с отходами на территории ЯмалоНенецкого автономного округа на период 2016 - 2025 годов (далее - территориальная схема). Эксплуатируемый ООО "Инновационные технологии" объект размещения отходов "Полигон утилизации твердых и бытовых отходов" адрес: Ямало-Ненецкий автономный округ, Пуровский район, 3-й км автодороги г. Тарко-Сале, Тарасовское месторождение включен в раздел VII "Объекты размещения ТКО, введенные в эксплуатацию до 01.012019 и не имеющие документации, предусмотренной законодательством Российской Федерации, которые предполагается использовать до ввода в эксплуатацию планируемых строительством объектов обращения с отходами, в том числе ТКО", следовательно, на полигоне утилизации твердых и бытовых отходов территориальной схемой предусмотрено осуществление размещения отходов.
Согласно пункту 9 статьи 29.1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ), объекты, включенные в перечень и территориальную схему обращения с отходами, могут использоваться для размещения твердых коммунальных отходов без лицензии на осуществление деятельности по размещению отходов I - IV классов опасности.
Деятельность по размещению твердых коммунальных отходов на объектах, включенных в перечень, регулируется в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом для объектов размещения отходов.
Указанный ОРО включен в территориальную схему в отсутствии заключения Минприроды о возможности использования объектов размещения твердых коммунальных отходов, введенных в эксплуатацию до 01.01.2019 и не имеющих документации, предусмотренной законодательством Российской Федерации, для размещения твердых коммунальных отходов, в соответствии с приказом Минприроды от 14.05.2019 N 303 "Об утверждении Порядка формирования и изменения перечня объектов размещения твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации и Порядка подготовки заключения Минприроды России о возможности использования объектов размещения твердых коммунальных отходов, введенных в эксплуатацию до 01.01.2019 и не имеющих документации, предусмотренной законодательством Российской Федерации, для размещения твердых коммунальных отходов" (действовал до вступления в силу приказом Минприроды от 19.10.2021 N 756 "Об утверждении Порядка формирования и изменения перечня объектов размещения твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации и Порядка подготовки заключения Минприроды России о возможности использования объектов размещения твердых коммунальных отходов, введенных в эксплуатацию до 01.01.2019 и не имеющих документации, предусмотренной законодательством Российской Федерации, для размещения твердых коммунальных отходов"), следовательно, деятельность по сбору и размещению отходов на указанном ОРО в отсутствие лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, осуществляется с нарушением требований действующего законодательства.
В настоящее время ООО "Инновационные технологии" эксплуатирует полигон утилизации твердых и бытовых отходов на основании Договора аренды муниципального имущества Пуровского района N 02-03-22 от 26.06.2022, заключенного с МУП "Дорожно-строительное управление" для использования с функциональным назначением для организации размещения отходов I-V класса опасности.
Лицензия на осуществление деятельности по сбору и размещению отходов IV класса опасности на территории полигона по фактическому адресу: Ямало-Ненецкий 7 А81-10975/2022 автономный округ, Пуровский район, г. Тарко-Сале, 3-ий километр автодороги г. ТаркоСале-Тарасовское месторождение, Полигон утилизации твердых и бытовых отходов у ООО "Инновационные технологии" отсутствует.
Из анализа представленных ООО "Инновационные технологии" сведений следует, что Обществу на основе договора аренды N Н 2021/278 от 31.01.2021, передан в пользование земельный участок с кадастровым номером N 89:10:010111:18 под размещение мусоросортировочного комплекса ТБО.
Согласно сведениям, содержащимся в государственном реестре объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, установлено, что ООО "Инновационные технологии" осуществляет эксплуатацию объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду с кодом 71-0189-001114-П, наименование "Мусоросортировочный комплекс", IV категории, категория риска низкая (6) по адресу: Ямало-Ненецкий автономный округ, г. Надым, район городской свалки, земельный участок с кадастровым номером 89:10:010111:18.
Также обществу на основе договора аренды N Н 2021/234 от 13.10.2021 передан в пользование смежный земельный участок с кадастровым номером N 89:10:010111:19 для эксплуатации санкционированной свалки г. Надым для накопления и складирования отходов. Указанная санкционированная свалка г. Надым в федеральный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, не включена.
В то же время, приказом Департамента тарифной политики, энергетики и жилищно-коммунального комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа от 02.08.2016 N 101-од утверждена территориальная схема обращения с отходами на территории Ямало-Ненецкого автономного округа на период 2016 - 2025 годов (далее - территориальная схема).
Эксплуатируемый ООО "Инновационные технологии" объект размещения отходов, расположенный по фактическому адресу: Ямало-Ненецкий автономный округ, Надымский район, земельный участок с кадастровым номером 89:10:010111:19, Санкционированная свалка в г. Надым, включен в раздел VII "Объекты размещения ТКО, введенные в эксплуатацию до 01.01.2019 и не имеющие документации, предусмотренной законодательством Российской Федерации, которые предполагается использовать до ввода в эксплуатацию планируемых строительством объектов обращения с отходами, в том числе ТКО", следовательно, на полигоне утилизации твердых и бытовых отходов территориальной схемой предусмотрено осуществление размещения отходов.
Как указывалось выше, в соответствии с пунктом 9 статьи 29.1 Закона N 89-ФЗ объекты, включенные в перечень и территориальную схему обращения с отходами, могут использоваться для размещения твердых коммунальных отходов без лицензии на осуществление деятельности по размещению отходов I - IV классов опасности.
Деятельность по размещению твердых коммунальных отходов на объектах, включенных в перечень, регулируется в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом для объектов размещения отходов.
Вместе с тем указанный ОРО включен в территориальную схему в отсутствие заключения Минприроды о возможности использования объектов размещения твердых коммунальных отходов, введенных в эксплуатацию 01.01.2019 и не имеющих документации, предусмотренной законодательством Российской Федерации, для размещения твердых коммунальных отходов, в соответствии с приказом Минприроды от 14.05.2019 N 303 "Об утверждении Порядка формирования и изменения перечня объектов размещения твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации и Порядка подготовки заключения Минприроды России о возможности использования объектов размещения твердых коммунальных отходов, введенных в эксплуатацию до 01.01.2019 и не имеющих документации, предусмотренной законодательством Российской Федерации, для размещения твердых коммунальных отходов" (действовал до вступления в силу приказом Минприроды от 19.10.2021 N 756 "Об утверждении Порядка формирования и изменения перечня объектов размещения твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации и Порядка подготовки заключения Минприроды России о возможности использования объектов размещения твердых коммунальных отходов, введенных в эксплуатацию 01.01.2019 и не имеющих документации, предусмотренной законодательством Российской Федерации, для размещения твердых коммунальных отходов"), следовательно, деятельность по сбору и размещению отходов на указанном ОРО в отсутствие лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, осуществляется с нарушением требований действующего законодательства.
Факт размещения отходов также подтверждается наличием отходов на объекте размещения отходов, а также журналами коммерческого учета количества твердых коммунальных отходов за 2021-2022 г.г., поступающих на Полигон при разгрузке мусоровозов.
Лицензия на осуществление деятельности по сбору и размещению отходов IV класса опасности по фактическому адресу: Ямало-Ненецкий автономный округ, Надымский район, земельный участок с кадастровым номером 89:10:010111:19, Санкционированная свалка в г. Надым у ООО "Инновационные технологии" отсутствует.
В силу изложенных обстоятельств, Управление Росприроднадзора пришло к выводу о том, что ООО "Инновационные технологии" осуществляет предпринимательскую деятельность без лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, а именно осуществляет сбор и размещение отходов IV класса опасности по фактическому адресу - Ямало-Ненецкий автономный округ, Пуровский район, г. Тарко-Сале, 3-ий километр автодороги г. Тарко-Сале-Тарасовское месторождение, Полигон утилизации твердых и бытовых отходов; Ямало-Ненецкий автономный округ, Надымский район, земельный участок с кадастровым номером 89:10:010111:19, Санкционированная свалка в г. Надым в отсутствии указанных лицензируемых видов деятельности в лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности от 19.07.2022 N Л020- 00113-89/00103090.
Усмотрев в действиях общества признаки административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ, уполномоченным должностным лицом Управления Росприроднадзора в отношении общества составлен протокол об административном правонарушении от 25.08.2022 N 03-4-506-2022.
На основании абзаца 4 части 3 статьей 23.1 КоАП РФ (в редакции Федерального закона от 26.03.2022 N 70-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях") и части 2 статьи 202 АПК РФ Управление Росприроднадзора обратилось в арбитражный суд с заявлением о привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ.
Принятое Арбитражным судом Ямало-Ненецкого автономного округа решение от 22.11.2022 является предметом апелляционного обжалования по настоящему делу.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены, исходя из следующего.
В силу части 6 статьи 205 АПК РФ при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
Частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ предусмотрена ответственность за осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна), - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой.
Объектом указанного правонарушения выступают общественные отношения, возникающие в связи с осуществлением предпринимательской деятельности, которая в силу требований закона подлежит лицензированию.
Объективная сторона правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ, выражается в осуществлении предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если таковые для данного вида деятельности обязательны.
Отношения, возникающие между федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в связи с осуществлением лицензирования отдельных видов деятельности регулируются Федеральным законом от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Федеральный закон N 99-ФЗ).
В соответствии с частью 1 статьи 2 Федерального закона N 99-ФЗ лицензирование отдельных видов деятельности осуществляется в целях предотвращения ущерба правам, законным интересам, жизни или здоровью граждан, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, обороне и безопасности государства, возможность нанесения которого связана с осуществлением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями отдельных видов деятельности. Осуществление лицензирования отдельных видов деятельности в иных целях не допускается
В силу статьеи 3 Федерального закона N 99-ФЗ под лицензией понимается специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается документом, выданным лицензирующим органом на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, в случае, если в заявлении о предоставлении лицензии указывалось на необходимость выдачи такого документа в форме электронного документа. Лицензионными требованиями является совокупность требований, которые установлены положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, основаны на соответствующих требованиях законодательства Российской Федерации и направлены на обеспечение достижения целей лицензирования.
В соответствии с пунктом 30 части 1 статьи 12 Федерального закона N 99-ФЗ деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности подлежит лицензированию.
В соответствии с частью 1 статьи 49 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) в случаях, предусмотренных законом, юридическое лицо может заниматься отдельными видами деятельности только на основании специального разрешения (лицензии), членства в саморегулируемой организации или выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к определенному виду работ.
Согласно статье 1 Закона N 89-ФЗ отходы производства и потребления - вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом; обращение с отходами - деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов; сбор отходов - прием отходов в целях их дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, размещения лицом, осуществляющим их обработку, утилизацию, обезвреживание, размещение; обработка отходов - предварительная подготовка отходов к дальнейшей утилизации, включая их сортировку, разборку, очистку; утилизация отходов - использование отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг, включая повторное применение отходов, в том числе повторное применение отходов по прямому назначению (рециклинг), их возврат в производственный цикл после соответствующей подготовки (регенерация), извлечение полезных компонентов для их повторного применения (рекуперация), а также использование твердых коммунальных отходов в качестве возобновляемого источника энергии (вторичных энергетических ресурсов) после извлечения из них полезных компонентов на объектах обработки, соответствующих требованиям, предусмотренным пунктом 3 статьи 10 настоящего Федерального закона (энергетическая утилизация).
Статьей 4.1 Закона 89-ФЗ отходы в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду подразделяются в соответствии с критериями, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды, на пять классов опасности: I класс - чрезвычайно опасные отходы; II класс - высокоопасные отходы; III класс - умеренно опасные отходы; IV класс - малоопасные отходы; V класс - практически неопасные отходы.
В ходе проведенной в отношении ООО "Инновационные технологии" проверки установлено, что предприятие осуществляет сбор и размещение отходов IV класса опасности по фактическому адресу - Ямало-Ненецкий автономный округ, Пуровский район, г. Тарко-Сале, 3-ий километр автодороги г. Тарко-Сале-Тарасовское месторождение, Полигон утилизации твердых и бытовых отходов; Ямало-Ненецкий автономный округ, Надымский район, земельный участок с кадастровым номером 89:10:010111:19, Санкционированная свалка в г. Надым в отсутствии указанных лицензируемых видов деятельности в лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности от 19.07.2022 N Л020-00113-89/00103090.
Факт совершения административного правонарушения подтверждается собранными по делу доказательствами: обращением МОО Зеленый фронт вх.338ОГ, обращением МОО Зеленый фронт вх.355ОГ, обращением МОО Зеленый фронт вх. 21791, обращением Зеленый фронт вх. 21296, актом выездного обследования Надым от 24.06.2022, протоколом осмотра от 24.06.2022, фототаблицей полигона в г. Надым, актом выездного обследования полигона в г. Тарко-Сале, протоколом осмотра полигона г.Тарко-Сале, протоколом отбора проб от 06.07.2022, фототаблицей полигона г. ТаркоСале, письмом Администрации Пуровского района от 07.07.202, договором аренды земельного участка от N Н2021_234, договором аренды движимого имущества от 29.12.2021, договором аренды земельного участка N Н 2021_278, выпиской из реестра лицензий N 48459 от 17.03.2022, свидетельством о постановке на учет НВОС 71-0172- 002407-П, свидетельством о постановке на учет НВОС 71-0189-001115-П, свидетельством о постановке на учет НВОС 71-0189-001114-П, выкопировкой из тер. схемы, характеристикой ОРО г. Надым, характеристикой ОРО г. Тарко-Сале, 2-ТП (отходы) Тарко-Сале за 2021, журналом ком. учета ТКО за 2021 год Надым, журналом ком. учета ТКО за 2022 год Надым, журналом ком. учета ТКО за 2021 год Тарко-Сале, журналом ком. учета ТКО за 2022 год Тарко-Сале, актом проверки от 15.08.2022 N314.
Указанные обстоятельства свидетельствуют о наличии в действиях заинтересованного лица события административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ.
В силу пункта 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при истечении сроков давности привлечения к административной ответственности.
По общему правилу, закрепленному в статье 4.5 КоАП РФ, постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев (по делу об административном правонарушении, рассматриваемому судьей, - по истечении трех месяцев) со дня совершения административного правонарушения (часть 1).
В силу пункта 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ истечение срока давности привлечения к административной ответственности является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
В рассматриваемом случае подлежит применению трехмесячный срок давности привлечения к административной ответственности, установленный статьей 4.5 КоАП РФ, что соответствует правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированной в постановлении от 15.01.2019 N 3-П.
На момент рассмотрения апелляционной жалобы Управления Росприроднадзора по настоящему делу срок давности привлечения общества к административной ответственности по части 2 статьи 14.1 КоАП РФ истек.
Принимая во внимание, что по истечении срока давности привлечения общества к административной ответственности суд не вправе решать вопрос о его виновности и наличии в его деянии состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы административного органа.
Нормы материального права применены арбитражным судом первой инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Судебные расходы судом апелляционной инстанции не распределяются, поскольку апелляционные жалобы по данной категории дел государственной пошлиной не облагаются.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 22.11.2022 по делу N А81-10975/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Настоящий судебный акт выполнен в форме электронного документа и подписан усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, направляется лицам, участвующим в деле, согласно статье 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его принятия.
Информация о движении дела может быть получена путем использования сервиса "картотека арбитражных дел" http://kad.arbitr.ru в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Председательствующий |
О.Ю. Рыжиков |
Судьи |
Н.Е. Котляров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А81-10975/2022
Истец: СЕВЕРО-УРАЛЬСКОЕ МЕЖРЕГИОНАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ
Ответчик: ООО "Инновационные технологии"