г. Санкт-Петербург |
|
25 января 2023 г. |
Дело N А21-9055/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 января 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 25 января 2023 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Новиковой Е.М.,
судей Мельниковой Н.А., Савиной Е.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Пановой А.М.,
при участии:
от истца - Кравченко М.О. по доверенности от 19.04.2021,
от ответчика - не явился (извещен),
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-39013/2022) акционерного общества "Янтарьэнергосбыт" на решение Арбитражного суда Калининградской области от 19.10.2022 по делу N А21-9055/2022, принятое по иску
акционерного общества "Янтарьэнергосбыт"
к обществу с ограниченной ответственностью "Управляющая компания-Зелрайдом"
о взыскании,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Янтарьэнергосбыт" (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с исковым заявлением, уточенным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к обществу с ограниченной ответственностью "Управляющая компания-Зелрайдом" (далее - ответчик) о взыскании 11 714 руб. 58 коп. задолженности и 583 руб. 37 коп. неустойки за просрочку оплаты.
Решением Арбитражного суда Калининградской области от 19.10.2022 заявленные требования удовлетворены частично: с ответчика в пользу истца взыскано 318 руб. 10 коп. задолженности, неустойка в размере 10 руб. 55 коп., а также расходы по уплате государственной пошлины в размере 53 руб. 40 коп.
Не согласившись с решением суда от 19.10.2022, истец обратился с апелляционной жалобой, в которой просит изменить решение, принять новый судебный акт, удовлетворить исковые требования в полном объеме, ссылаясь на то, что техническая возможность установки общедомового прибора учета имеется, прибор учета в эксплуатацию допущен и пригоден к коммерческим расчетам, гарантирующим поставщиком объем полезного отпуска электрической энергии поставлен, что подтверждается показаниями исправных общедомовых приборов учета. По мнению подателя жалобы, ресурсоснабжающие организации вправе использовать показания коллективных приборов учета, установленных ими в ветхих и аварийных объектах с соблюдением требований законодательства, для определения объема и стоимости потребленных энергоресурсов на общедомовые нужды.
В судебном заседании представитель истца поддержал доводы апелляционной жалобы.
Ответчик, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, что в силу статьи 156 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения дела в отсутствие представителя.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, истец в отсутствие заключенного договора в период март 2022 года, апрель 2022 года поставил электроэнергию в многоквартирный дом, находящиеся в управлении ответчика, по адресу: Калининградская область, г. Зеленоградск, ул. Ткаченко, д.19а, размере 11 714 руб. 58 коп., которая ответчиком не оплачена, что послужило основанием для обращения в суд с рассматриваемыми требованиями.
В соответствии с пунктом 2 статьи 548 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией, применяются правила о договоре энергоснабжения (статьи 539 - 547 Гражданского кодекса), если иное не установлено законом или иными правовыми актами.
В силу пункта 1 статьи 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
На основании статьи 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Фактическое пользование ответчиком в спорный период услугами истца (в данном случае электроэнергии) следует рассматривать в соответствии с пунктом 3 статьи 438 ГК РФ как свидетельство того, что между сторонами сложились фактические договорные отношения по поставке и потреблению энергии в отношении домов.
Факт поставки электроэнергии подтверждается материалами дела, установлен судом и ответчиком не опровергнут.
В рассматриваемом деле разногласия сторон в части требования о взыскании стоимости электрической энергии связаны с поставкой электроэнергии в ветхие жилые дома.
В соответствии с постановлением главы администрации муниципального образования "Зеленоградское городское поселение" от 28.08.2007 N 136 "Об утверждении реестра ветхого и аварийного муниципального жилищного фонда муниципального образования "Зеленоградское городское поселение", многоквартирный дом по адресу: Калининградская обл., г. Зеленоградск, ул. Ткаченко, д.19а, находится в ветхом состоянии.
В силу части 2 статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее -Закон N 261-ФЗ) расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться на основании данных о количественном значении энергетических ресурсов, произведенных, переданных, потребленных, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов.
Согласно части 5 статьи 13 Закона N 261-ФЗ до 01.07.2012 собственники жилых домов, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу названного Закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, электрической энергии.
На основании части 1 статьи 13 Закона N 261-ФЗ требования названной статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов не распространяются на ветхие, аварийные объекты, объекты, подлежащие сносу или капитальному ремонту до 01.01.2013.
В обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2016), утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 06.07.2016 (вопрос N 3), разъяснено, что ресурсоснабжающие организации вправе использовать показания коллективных приборов учета, установленных ими в ветхих и аварийных объектах с соблюдением требований законодательства, для определения объема и стоимости потребленных энергоресурсов на общедомовые нужды.
В части 1 статьи 13 Закона N 261-ФЗ не содержится запрета на установку приборов учета в ветхих и аварийных объектах, а лишь указывается на отсутствие обязанности собственников по их установке и, соответственно, оплате стоимости приборов учета и расходов по их установке, если она проведена иным лицом.
Такие объекты могут быть оснащены ресурсоснабжающими организациями за счет собственных средств приборами учета, если подтверждена техническая возможность их установки в соответствии с критериями, предусмотренными приказом Министерства регионального развития от 29.12.2011 N 627 "Об утверждении критериев наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) прибора учета, а также формы акта обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки таких приборов учета и порядка ее заполнения".
Ухудшение эксплуатационных характеристик здания, отдельных его частей и инженерных систем, послуживших основанием для признания такого объекта в установленном порядке аварийным, приводящее к невозможности обеспечения точной фиксации потребления энергоресурсов и обслуживания приборов учета, исключает использование показаний приборов учета в таких многоквартирных домах. Показания законно установленных и введенных в эксплуатацию коллективных приборов учета могут быть использованы ресурсоснабжающими организациями для определения объема и стоимости потребленных энергоресурсов.
В соответствии с пунктом 44 Правил N 354 распределяемый между потребителями объем коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период, не может превышать объема коммунальной услуги, рассчитанного исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, 4 предоставленной на общедомовые нужды, за исключением случаев, когда иное установлено решением общего собрания собственников или когда исполнителем коммунальной услуги является ресурсоснабжающая организация. По общему правилу объем коммунальной услуги в размере превышения над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, управляющая организация оплачивает за счет собственных средств. Данное регулирование направлено на стимулирование управляющей организации к выполнению мероприятий по эффективному управлению многоквартирным домом (выявлению несанкционированного подключения, внедоговорного потребления коммунальных услуг и др.) и достижение целей этого управления, обеспечивающих благоприятные и безопасные условия проживания граждан. Вместе с тем, принимая во внимание, что в аварийных и ветхих объектах возможности обеспечения благоприятных условий проживания граждан могут быть существенно ограничены в связи с объективным физическим износом здания, его отдельных частей и инженерных систем, а также направленность нормативно-правового регулирования на защиту граждан, вынужденных проживать в непригодных для этих целей условиях, от несения дополнительных издержек, связанных с содержанием и ремонтом таких объектов, использование при расчетах за поставленный коммунальный ресурс показаний приборов учета в рассматриваемом случае не должно приводить к возложению на собственников домов и помещений в них или управляющие организации расходов, связанных с оплатой потребленных в соответствии с показаниями приборов учета коммунальных услуг в объеме, превышающем нормативы потребления.
Таким образом, ресурсоснабжающие организации вправе использовать показания коллективных приборов учета, установленных ими в ветхих и аварийных объектах с соблюдением требований законодательства, для определения объема и стоимости потребленных энергоресурсов на общедомовые нужды. Однако размер обязательств собственников и управляющей компании по оплате потребленных энергоресурсов на общедомовые нужды ограничен утвержденными нормативами потребления.
В аварийных и ветхих многоквартирных домах расчет за электроэнергию должен производиться по утвержденным нормативам потребления. Показания ОДПУ, установленных в ветхих и аварийных домах, могут быть использованы для определения объема потребленной электроэнергии на общедомовые нужды в части, не превышающей норматив потребления.
Истец производил расчет в вышеуказанных домах за спорный период по приборам учета электроэнергии.
Контррасчет ответчика, представленный в суд первой инстанции с отзывом на иск, принят во внимание и признан арифметически правильным.
При указанных обстоятельствах, с учетом вышеизложенных норм материального права, вывод суда первой инстанции о том, что истец начислил плату за электроснабжение, исходя из показаний прибора учета электрической энергии при отсутствии правовых оснований для их использования, является обоснованным.
При таких обстоятельствах судом первой инстанции вынесен законный и обоснованный судебный акт в обжалуемой части.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, доказательств проведения капитального ремонта спорного дома или внесения изменений в утвержденный постановлением главы администрации муниципального образования "Зеленоградское городское поселение" от 28.08.2007 N 136 перечень МКД не представлено. Достоверность сведений, размещенных на портале ГИС ЖКХ (л.д. 30) презюмируется.
Судебные расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе распределяются в порядке части 1 статьи 110 АПК РФ.
Руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Калининградской области от 19.10.2022 по делу N А21-9055/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Е.М. Новикова |
Судьи |
Н.А. Мельникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А21-9055/2022
Истец: АО "ЯНТАРЬЭНЕРГОСБЫТ", АО "Янтарьэнергосбыт"
Ответчик: ООО "УПРАВЛЯЮЩАЯ КОМПАНИЯ-ЗЕЛРАЙДОМ"