г. Санкт-Петербург |
|
27 января 2023 г. |
Дело N А56-53249/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 января 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 27 января 2023 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Денисюк М.И.
судей Зотеевой Л.В., Протас Н.И.
при ведении протокола судебного заседания: Кроликовой Д.С.
при участии:
от заявителя: предст. Жернаков Е.А. - доверенность от 13.01.2023
от заинтересованных лиц: предст. Бован Е.Д. - доверенность от 16.01.2023
от третьего лица: Находкин А.А. - удостоверение
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-39894/2022) акционерного общества "Российский научный центр "Прикладная химия" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 26.10.2022 по делу N А56-53249/2021 (судья Петрова Т.Ю.), принятое
по заявлению акционерного общества "Российский научный центр "Прикладная химия"
к Всеволожской городской прокуратуре; Прокуратуре Ленинградской области
третье лицо: Санкт-Петербургская прокуратура по надзору за исполнением законов на особо режимных объектах
об оспаривании решения от 27.05.2021 N 86
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество "Российский научный центр "Прикладная химия (ГИПХ)" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным решения Всеволожской городской прокуратуры о проведении проверки от 27.05.2021 N 86.
К участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечена Прокуратура Ленинградской области.
Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 12.08.2021, оставленным без изменения постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.12.2021, в удовлетворении заявленных Обществом требований отказано.
Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 06.06.2022 решение от 12.08.2021 и постановление от 13.12.2021 отменены, дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области.
При новом рассмотрении судом первой инстанции к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Санкт-Петербургская прокуратура по надзору за исполнением законов на особо режимных объектах (далее - Спецпрокуратура).
Решением суда первой инстанции от 26.10.2022 в удовлетворении заявленных Обществом требований отказано.
Не согласившись с вынесенным решением суда первой инстанции, Общество направило апелляционную жалобу, в которой просит отменить обжалуемое решение суда от 26.10.2022, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных Обществом требований. Податель жалобы полагает, что у Всеволожской городской прокуратуры отсутствовали полномочия на проведение проверок в отношении Общества, деятельность которого, по мнению подателя жалобы, поднадзорна исключительно Спецпрокуратуре. Также податель жалобы полагает, что предмет проверки Всеволожской городской прокуратуры по решению от 27.05.2021 N 86 определен с нарушением Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации". Податель жалобы ссылается на то, что с учетом принятого Спецпрокуратурой решения от 27.05.2021 N 59/1 о расширении предмета проверки, в отношении Общества одновременно проводились Спецпрокуратурой и Всеволожской городской прокуратурой две проверки по одному и тому же предмету и с одной и той же целью; кроме того по информации, указанной в письме от 31.03.2020 о возможных нарушениях требований промышленной безопасности ФГУП "РНЦ "Прикладная химия" при эксплуатации корпусов 029 и 037, расположенных на территории ФГУП "Завод имени Морозова", ранее уже проводились проверки Спецпрокуратурой на основании решений от 16.06.2020 N115 и от 04.08.2020 N 147.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы апелляционной жалобы. Представители Всеволожской городской прокуратуры, Прокуратуры Ленинградской области и Спецпрокуратуры возражали против удовлетворения апелляционной жалобы Общества.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверена в апелляционном порядке.
Как установлено судом и следует из материалов дела, на основании задания Прокуратуры Ленинградской области от 27.05.2021 N 88-17-2021 Всеволожской городской прокуратурой принято решение от 27.05.2021 N 86 о проведении проверки соблюдения Обществом законодательства о промышленной безопасности при эксплуатации производственного корпуса 029, находящегося по адресу: Ленинградская обл., Всеволожский р-н, г.п. им. Морозова, ул. Чекалова, д. 3; срок проведения проверки с 31.05.2021 по 31.06.2021.
Не согласившись с указанным решением о проведении проверки от 27.05.2021 N 86, Общество обратилось в суд с настоящим заявлением, в удовлетворении которого судом первой инстанции отказано.
Исследовав материалы дела, выслушав и оценив доводы сторон, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы Общества и отмены решения суда первой инстанции от 26.10.2022 в связи со следующим.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Таким образом, для признания недействительным ненормативного правового акта, незаконным решения, действия (бездействия) государственных органов и их должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие оспариваемых ненормативного правового акта, решения, действия (бездействия) закону или иному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно пункту 1 статьи 1 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" (далее - Закон N 2202-1) Прокуратура Российской Федерации - единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, уголовное преследование в соответствии со своими полномочиями, а также выполняющих иные функции.
Предметом прокурорского надзора является соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти, Следственным комитетом Российской Федерации, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций; соответствие законам правовых актов, издаваемых органами и должностными лицами, указанными в настоящем пункте (пункт 1 статьи 21 Закона N 2202-1).
В соответствии с пунктом 2 статьи 21 Закона N 2202-1 проверка исполнения законов проводится на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором, в случае, если эти сведения нельзя подтвердить или опровергнуть без проведения указанной проверки.
Согласно пункту 1 статьи 27 Закона N 2202-1 прокурор при осуществлении возложенных на него функций рассматривает и проверяет заявления, жалобы и иные сообщения о нарушении прав и свобод человека и гражданина, использует полномочия, предусмотренные статьей 22 названного Закона.
В соответствии с пунктом 3 статьи 21 Закона N 2202-1 решение о проведении проверки принимается прокурором или его заместителем и доводится до сведения руководителя или иного уполномоченного представителя проверяемого органа (организации) не позднее дня начала проверки. В решении о проведении проверки в обязательном порядке указываются цели, основания и предмет проверки.
В силу абзаца 3 части 1 статьи 22 Закона N 2202-1 прокурор при осуществлении возложенных на него функций вправе, в том числе, требовать от органов управления и руководителей коммерческих и некоммерческих организаций представления необходимых документов и материалов или их копий, статистических и иных сведений в сроки и порядке, которые установлены пунктами 2, 2.1, 2.3, 2.4, 2.5 статьи 6 Закона N 2202-1.
Как указано в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации в от 17.02.2015 N 2-П, возложение Федеральным законом "О прокуратуре Российской Федерации" на органы прокуратуры публичных функций, которые связаны с осуществлением от имени Российской Федерации - независимо от иных государственных органов - надзора за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации, всеми поименованными в данном Федеральном законе субъектами права; при этом на органы прокуратуры распространяется требование Конституции Российской Федерации о соблюдении прав и свобод человека и гражданина, а реализация прокурором его полномочий не должна приводить к подмене функций других органов публичной власти.
По смыслу приведенных положений Конституции Российской Федерации и основанных на них правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, осуществляемая прокуратурой Российской Федерации функция надзора за исполнением законов является самостоятельной (обособленной) формой реализации контрольной функции государства, в рамках которой обеспечивается - путем своевременного и оперативного реагирования органов прокуратуры на ставшие известными факты нарушения субъектами права законов различной отраслевой принадлежности - неукоснительное соблюдение Конституции Российской Федерации и законов, действующих на территории России, в том числе теми государственными органами, на которые возложены функции специального (ведомственного) государственного контроля (надзора).
С учетом вышеизложенного, суд первой инстанции обоснованно указал на то, что действия прокуратуры по проведению проверки в соответствии с Законом N 2202-1 сами по себе не могут рассматриваться как нарушающие права и законные интересы органа или должностного лица, в отношении которых она проводилась.
Из материалов дела усматривается, что на основании задания Прокуратуры Ленинградской области от 27.05.2021 N 88-17-2021 Всеволожской городской прокуратурой принято решение от 27.05.2021N 86 о проведении проверки соблюдения Обществом законодательства о промышленной безопасности при эксплуатации производственного корпуса 029, находящегося по адресу: Ленинградская обл., Всеволожский р-н, г.п. им. Морозова, ул. Чекалова, д. 3; срок проведения проверки с 31.05.2021 по 31.06.2021.
Доводы Общества об отсутствии у Всеволожской городской прокуратуры полномочий на проведение проверок в отношении Общества, деятельность которого, по мнению подателя жалобы, поднадзорна исключительно Спецпрокуратуре, обоснованно отклонены судом первой инстанции.
В соответствии с пунктом 2.1 Приказа Генерального прокурора Российской Федерации от 07.05.2008 N 84 "О разграничении компетенции прокуроров территориальных, военных и других специализированных прокуратур" (далее - Приказ N 84) на прокуроров по надзору за исполнением законов на особо режимных объектах возложен, в том числе надзор за исполнением законов и законностью правовых актов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина федеральными органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, должностными лицами в хозяйствующих субъектах, перечень которых утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.06.2018 N 1311-рс (за исключением объектов Федеральной службы по техническому и экспортному контролю), в том числе в закрытых административно-территориальных образованиях и обособленных военных городках Министерства обороны Российской Федерации, Федеральной службы охраны Российской Федерации, Главного управления специальных программ Президента Российской Федерации, на космодроме "Восточный", где проживает или работает гражданское население.
При этом, в силу пункта 2.5 Приказа N 84 при отсутствии на территории субъекта Российской Федерации специализированной прокуратуры (на правах районной) прокурорам субъектов Российской Федерации, руководствуясь требованиями федерального законодательства и организационно-распорядительных документов Генеральной прокуратуры Российской Федерации, необходимо возлагать соответствующие полномочия по осуществлению надзора на прокуроров городов и районов.
Согласно пункту 7.1 Приказа N 84 надлежит практиковать проведение совместных проверок, оперативных и координационных совещаний.
При этом Приказ N 84 не содержит ограничений либо запретов для прокуратуры субъекта Российской Федерации, либо городской/районной прокуратуры в ее составе, если объект уже проверялся специализированной прокуратурой.
С учетом изложенных норм, поскольку на территории Ленинградской области отсутствует соответствующая специализированная прокуратура, то делегирование ее полномочий Всеволожской городской прокуратуре, учитывая место нахождения проверяемого объекта (пос. Морозова расположен в административных границах Всеволожского района Ленинградской области) является правомерным.
Ссылки Общества на приказ Прокуратуры Санкт-Петербурга от 22.04.2019 N 47 "Об определении полномочий Санкт-Петербургской прокуратуры по надзору за исполнением законов на особо режимных объектах" отклоняются судом апелляционной инстанции, поскольку действие указанного приказа не распространяется на прокуратуры иных субъектов Российской Федерации (в том числе на Прокуратуру Ленинградской области, к которой относится Всеволожская городская прокуратура) и не отменяет положения пункта 2.5 Приказа Генерального прокурора Российской Федерации от 07.05.2008 N 84.
Таким образом, решение о проведении проверки от 27.05.2021 N 86 принято Всеволожской городской прокуратурой в рамках предоставленных Законом N 2202-1 полномочий по надзору за исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации
Доказательства того, что принятое Всеволожской городской прокуратурой решение о проведении проверки от 27.05.2021 N 86 не связано с осуществлением возложенных Законом N 2202-1 на органы прокуратуры функций, в материалы дела не представлены.
В соответствии с пунктом 3 статьи 21 Закона N 2202-1 в оспариваемом решении от 27.05.2021 N 86 о проведении проверки указаны цели, основания и предмет проверки; вопреки доводам подателя жалобы проверка проводилась в отношении именно Общества, эксплуатирующего производственный корпус 029, находящий по адресу: Ленинградская обл., Всеволожский р-н, г.п. им. Морозова, ул. Чекалова, д. 3.
Из задания Прокуратуры Ленинградской области от 27.05.2021 N 88-17-2021 усматривается, что проверка проводилась на основании информации Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, изложенной в письме от 02.04.2020 N 240-5244 (л.д.40), а не на основании письма от 31.03.2020, на которое ссылается Общество в апелляционной жалобе.
Ссылки Общества на то, что по информации, указанной в письме от 31.03.2020 о возможных нарушениях требований промышленной безопасности ФГУП "РНЦ "Прикладная химия" при эксплуатации корпусов 029 и 037, расположенных на территории ФГУП "Завод имени Морозова", ранее уже проводились проверки Спецпрокуратурой на основании решений от 16.06.2020 N 115 и от 04.08.2020 N 147, отклоняются судом апелляционной инстанции, поскольку решения Спецпрокуратуры от 16.06.2020 N 115 и от 04.08.2020 N 147, а также письмо от 31.03.2020, на которые ссылается податель жалобы, в материалы дела не представлены. Согласно имеющемуся в материалах дела решению от 16.06.2020 N 115 (в электронном виде) Спецпрокуратурой в период с 16.06.2020 по 15.07.2020 проводилась проверка ФГУП "РНЦ "Прикладная химия" на предмет нарушения природоохранного законодательства и законодательства о государственной собственности. Согласно представлению Спецпрокуратуры от 30.06.2020 N 03-02-2020/86 (л.д.64-69) нарушения были выявлены в отношении корпуса 037.
При этом, как уже указывалось выше, Приказ N 84 не содержит ограничений либо запретов для прокуратуры субъекта Российской Федерации, либо городской/районной прокуратуры в ее составе, если объект уже проверялся специализированной прокуратурой.
Таким образом, проведение Спецпрокуратурой проверок в отношении ФГУП "РНЦ "Прикладная химия" в 2020 году не свидетельствует об отсутствии у Всеволожской городской прокуратуры оснований для проведения проверки в отношении Общества в 2021 году по заданию Прокуратуры Ленинградской области от 27.05.2021 N 88-17-2021.
Ссылки подателя жалобы на то, что Спецпрокуратурой на основании решений от 25.05.2021 N 59 и от 27.05.2021 N 59/1 одновременно проводилась проверка соблюдения требований законодательства о промышленной безопасности при эксплуатации Обществом производственного корпуса 029 по адресу: Ленинградская область, Всеволожский район, пос. им. Морозова, ул. Чкалова, д. 3, обоснованно отклонены судом первой инстанции, поскольку данные обстоятельства не свидетельствуют о нарушении прав Общества изданием Всеволожской городской прокуратурой решения от 27.05.2021 N 86 о проведении проверки. Из материалов дела не следует и Обществом не представлены доказательства того, что по результатам проверочных мероприятий как со стороны Санкт-Петербургской прокуратуры по надзору за исполнением законов на особо режимных объектах, так и со стороны Всеволожской городской прокуратуры дважды были приняты в отношении Общества меры прокурорского реагирования (что также подтверждается представленными в материалы дела актом осмотра от 08.06.2021, актом проверки Спецпрокуратуры от 30.06.2021, л.д.172-174).
Более того, как установлено судами трех инстанций в рамках дела N А56-84373/2021, Общество не допустило к проверке Всеволожскую городскую прокуратуру и письмом от 07.06.2021 N ЕВ-3037 отказало в допуске на объект - производственное здание (корпус 029, Ленинградская обл. Всеволожский р-н, г.п. им. Морозова, ул. Чкалова, д. 3) по запросу Всеволожской городской прокуратуры от 04.06.2021 N 7-94-2021, вынесенному в рамках проверки по решению от 27.05.2021 N 86.
При таких обстоятельствах судом первой инстанции обоснованно не установлено необходимой совокупности предусмотренных частью 2 статьи 201 АПК РФ оснований для удовлетворения заявленных Обществом требований о признании незаконным решения Всеволожской городской прокуратуры о проведении проверки от 27.05.2021 N 86.
Судом первой инстанции правильно установлены все значимые для дела обстоятельства и дана им надлежащая правовая оценка, неправильного применения норм материального и процессуального права не допущено, в связи с чем оснований для отмены решения суда от 26.10.2022 и удовлетворения апелляционной жалобы Общества не имеется.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ расходы по государственной пошлине по апелляционной жалобе в размере 1500 руб. подлежат оставлению на подателе жалобы.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 26 октября 2022 года по делу N А56-53249/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу акционерного общества "Российский научный центр "Прикладная химия" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
М.И. Денисюк |
Судьи |
Л.В. Зотеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-53249/2021
Истец: АО "Российский научный центр "Прикладная химия"
Ответчик: Всеволожская городская прокуратура, ПРОКУРАТУРА ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
Хронология рассмотрения дела:
01.06.2023 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-5797/2023
27.01.2023 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-39894/2022
26.10.2022 Решение Арбитражного суда г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области N А56-53249/2021
06.06.2022 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-2735/2022
13.12.2021 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-32902/2021
12.08.2021 Решение Арбитражного суда г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области N А56-53249/2021