г. Киров |
|
27 января 2023 г. |
Дело N А29-14773/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 января 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 27 января 2023 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Панина Н.В.,
судей Бармина Д.Ю., Барьяхтар И.Ю.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Вахрушевой Р.В.,
без участия в судебном заседании представителей лиц, участвующих в деле,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу комитета по управлению муниципальным имуществом администрации муниципального образования городского округа "Сыктывкар"
на решение Арбитражного суда Республики Коми от 09.11.2022 по делу N А29-14773/2021
по иску публичного акционерного общества "Т Плюс"
(ИНН: 6315376946; ОГРН: 1056315070350)
к комитету по управлению муниципальным имуществом администрации муниципального образования городского округа "Сыктывкар"
(ИНН: 1101482360, ОГРН: 1021100519021),
третье лицо - общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "РЭКОН" (ИНН: 1101137243, ОГРН: 1081101004335),
о взыскании задолженности,
УСТАНОВИЛ:
публичное акционерное общество "Т Плюс" (далее - Общество, истец) обратилось с иском в Арбитражный суд Республики Коми к комитету по управлению муниципальным имуществом администрации муниципального образования городского округа "Сыктывкар" (далее - Комитет, ответчик, заявитель) о взыскании 53129,79 рублей задолженности по оплате тепловой энергии, поставленной в незаселенные жилые помещения в период с апреля 2020 года по август 2021 года (далее - спорный период).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "РЭКОН" (далее - Компании).
Решением Арбитражного суда Республики Коми от 09.11.2022 исковые требования удовлетворены.
Комитет с принятым решением суда не согласен, обратился во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение Арбитражного суда Республики Коми от 09.11.2022.
По мнению заявителя, задолженность по спорным жилым помещениям была оплачена Компании в рамках заключенного муниципального контракта от 09.11.2021 N 52. Взыскание Обществом задолженности за оплаченный ресурс повторно является недопустимым.
Определение Второго арбитражного апелляционного суда о принятии апелляционной жалобы к производству вынесено 21.12.2022 и размещено в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" 22.12.2022 в соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 122 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. На основании указанной нормы стороны надлежащим образом уведомлены о рассмотрении апелляционной жалобы.
Общество в отзыве на апелляционную жалобу доводы Комитета отклонило, просит оставить решение суда без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Участвующие в деле лица явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, истец и ответчик заявили ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие своих представителей.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей участвующих в деле лиц.
Законность решения Арбитражного суда Республики Коми проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, истец, являясь теплоснабжающей организацией на территории муниципального образования городского округа "Сыктывкар", в спорный период поставил тепловую энергию и теплоноситель в жилые помещения, расположенные по адресу: Республика Коми, г. Сыктывкар, ул. Северная, д. 48, кв. 3,4,14,15,17,18 (далее - спорные помещения).
Спорные помещения находятся в муниципальной собственности, что подтверждается Комитетом.
Для оплаты поставленного коммунального ресурса истец выставил ответчику к оплате счета-фактуры на общую сумму 53129,79 рублей, которые не были оплачены ответчиком.
Неисполнение требований претензии от 13.10.2021 N 604-102/6777 послужило основанием для обращения истца в Арбитражный суд Республики Коми с настоящими требованиями.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда, исходя из нижеследующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 548 Гражданского кодекса Российской Федерации правила, предусмотренные статьями 539 - 547 настоящего Кодекса, применяются к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.
В силу пункта 1 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Из разъяснений, содержащихся в пункте 2 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.05.1997 N 14 "Обзор практики разрешения споров, связанных с заключением, изменением и расторжением договоров" следует, что фактическую поставку истцом ответчику энергии через присоединенную сеть к его объектам следует считать в соответствии с пунктом 3 статьи 438 ГК РФ как акцепт абонентом оферты, предложенной сетевой организацией, поэтому такие отношения должны рассматриваться как договорные. В этой связи отсутствие заключенного письменного договора с ресурсоснабжающей организацией не исключает обязанности потребителя производить оплату полученного коммунального ресурса.
Статьей 544 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Факт поставки коммунальных ресурсов в спорные помещения, их объем и стоимость подтверждаются материалами дела и заявителями не оспорены.
Доказательств, свидетельствующих об оплате задолженности, в материалы дела не представлено.
Аргументы Комитета о том, что поставленные в спорный период коммунальные ресурсы были оплачены Компании, которая является управляющей организацией МКД, расположенного по адресу: Республика Коми, г. Сыктывкар, ул. Северная, д. 48, подлежат отклонению в силу следующего.
В соответствии со статьей 309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
В силу пункта 1 статьи 310 Гражданского кодекса Российской Федерации односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных Кодексом, другими законами или иными правовыми актами.
На основании статьи 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Пунктом 1 статьи 215 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью.
Права собственника от имени муниципального образования в силу пункта 2 статьи 215 и статьи 125 названного Кодекса осуществляют органы местного самоуправления в рамках предоставленной им компетенции (пункт 2).
В силу части 1 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения.
Согласно части 3 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации до заселения жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов в установленном порядке расходы на содержание жилых помещений и коммунальные услуги несут соответственно органы государственной власти и органы местного самоуправления или управомоченные ими лица.
Нормы, устанавливающие право собственников принимать решения о заключении собственниками помещений в многоквартирном доме, действующими от своего имени, договоров, содержащих положения о предоставлении коммунальных услуг, с ресурсоснабжающей организацией были введены Федеральным законом от 03.04.2018 N 59-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации", вступившим в силу 03.04.2018, а именно право на принятие таких решений было прямо закреплено введенным в часть 2 статьи 44 Жилищного кодекса Российской Федерации пунктом 4.4, особенности предоставления коммунальных услуг ресурсоснабжающей организацией регламентированы нормой статьи 157.2 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 157.2 Жилищного кодекса Российской Федерации общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме вправе принять решение о заключении прямого договора с ресурсоснабжающей организацией. В этом случае прямой договор считается заключенным с даты, определенной в решении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, предусмотренном пунктом 4.4 части 2 статьи 44 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Как указано в Письме Минстроя России от 04.05.2018 N 20073-АЧ/04, согласно части 8 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации изменение и (или) расторжение договора управления многоквартирным домом осуществляются в порядке, предусмотренном гражданским законодательством. Частью 1 статьи 450 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено Гражданским кодексом Российской Федерации, другими законами или договором. По смыслу приведенных законоположений, рассматриваемых в системной взаимосвязи, пункт 1 части 1 статьи 157.2 Жилищного кодекса Российской Федерации предусматривает дополнительное основание для изменения договора управления многоквартирным домом. В этой связи принятие собственниками помещений в многоквартирном доме решения, предусмотренного пунктом 4.4 части 2 статьи 44 Жилищного кодекса Российской Федерации, влечет изменение договора управления многоквартирным домом в силу закона.
В материалы дела представлен протокол общего собрания собственников помещений от 03.04.2020 (л.д. 94), согласно которому собственники помещений в МКД N 48 по ул. Северной г. Сыктывкара приняли решение о заключении прямых договоров с ресурсоснабжающими организациями.
При изложенных обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что собственник помещений должен оплатить стоимость тепловой энергии ресурсоснабжающей организации.
При наличии прямого договора исполнителем коммунальных услуг является ресурсоснабжающая организация (подпункт "б" пункта 17 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354), а не управляющая организация.
Учитывая изложенное, муниципальный контракт от 09.11.2021 N 52, заключенный между Комитетом и Компанией, не освобождает Комитет от уплаты возникшей задолженности, за предоставленные коммунальные услуги в отношении спорных помещений, ресурсоснабжающей организации.
Необходимо также учесть, что в рамках дела N А29-10480/2021 по иску Общества к Компании о взыскании задолженности за потребленную тепловую энергию за февраль-май 2021 года МКД N 48 по ул. Северной г. Сыктывкара не участвовал в расчёте задолженности (выставленные по данному МКД суммы были сторнированы истцом).
На основании изложенного, суд апелляционной инстанции не усматривает правовых оснований для отмены либо изменения обжалуемого решения.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Коми от 09.11.2022 по делу N А29-14773/2021 оставить без изменения, а апелляционную жалобу комитета по управлению муниципальным имуществом администрации муниципального образования городского округа "Сыктывкар" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Республики Коми.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 291.1-291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при условии, что оно обжаловалось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа.
Председательствующий |
Н.В. Панин |
Судьи |
Д.Ю. Бармин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А29-14773/2021
Истец: ПАО "Т Плюс", ПАО "Т Плюс" Филиал Коми
Ответчик: Комитет по управлению муниципальным имуществом АМО ГО "Сыктывкар"
Третье лицо: ООО Бронников Олег Вадимович временный управляющий "УК "РЭКОН", ООО УК РЭКОН, Служба РК строительного, жилищного и технического надзора (контроля)