город Ростов-на-Дону |
|
27 января 2023 г. |
дело N А32-46246/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 января 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 27 января 2023 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Соловьевой М.В.,
судей Ефимовой О.Ю., Пименова С.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Каменцевой Ю.В.,
при участии:
от Вертеба Александра Павловича посредством информационной системы "Картотека арбитражных дел" в режиме веб-конференции: представитель Сенчикова М.В. по доверенности от 18.01.2023, паспорт,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы Вертеба Александра Павловича, Управления Росреестра по Краснодарскому краю
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 28.11.2022 по делу N А32-46246/2022
по заявлению Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю (ИНН 2309090540, ОГРН 1042304982510)
к арбитражному управляющему Тельминову Алексею Леонтьевичу
при участии третьего лица: Вертеба Александра Павловича
о привлечении к административной ответственности,
УСТАНОВИЛ:
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю (далее - Управление Росреестра по Краснодарскому краю, управление) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о привлечении арбитражного управляющего Тельминова Алексея Леонтьевича (далее - арбитражный управляющий Тельминов А.Л.) к административной ответственности по ч. 3.1 ст. 14.13 КоАП РФ на основании протокола об административном правонарушении от 06.09.2022 N 01492322.
Определением Арбитражного суда Краснодарского края от 18.10.2022 Вертеба Александр Павлович привлечен к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора (т. 2 л.д. 101 - 102).
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 28.11.2022 в удовлетворении заявленных требований отказано. Суд освободил арбитражного управляющего Тельминова Алексея Леонтьевича от административной ответственности в связи с малозначительностью правонарушения и ограничился устным замечанием. Решение мотивировано наличием в действиях арбитражного управляющего состава административного правонарушения, отсутствием нарушений при производстве по делу об административном правонарушении, отсутствием доказательств того, что последствия нарушения требований законодательства повлекли существенную угрозу охраняемым общественным отношениям, а также того, что арбитражный управляющий своими действиями реально нарушил экономическую стабильность государства, общества или отдельных хозяйствующих субъектов и граждан.
Вертеба Александр Павлович обжаловал решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном гл. 34 АПК РФ, и просил решение суда отменить, принять новый судебный акт, которым привлечь арбитражного управляющего к административной ответственности по ч. 3.1 ст. 14.13 КоАП РФ и назначить наказание в виде дисквалификации на срок не менее 6 месяцев.
Апелляционная жалоба мотивирована тем, что действия арбитражного управляющего Тельминова А.Л. создали угрозу причинения вреда правам как кредиторов, так и должника, а также тем, что арбитражный управляющий не доказал наличие исключительных обстоятельств, препятствовавших ему исполнить надлежащим образом обязанности, возложенные на него Законом о банкротстве.
В обоснование апелляционной жалобы Вертеба А.П. указывает, что объем и количество совершенных Тельминовым А.Л. противоправных действий (бездействий) в делах о банкротстве не позволяют квалифицировать вновь совершенное административное правонарушение как малозначительное.
Управление Росреестра по Краснодарскому краю в апелляционной жалобе просит решение суда отменить, привлечь арбитражного управляющего к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 3.1 статьи 14.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, ссылаясь на то, что нарушения требований Закона о банкротстве, допущенные арбитражным управляющим Тельминовым А.Л. в период с 07.12.2021 по 21.01.2023 образовывают объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 3.1 ст. 14.13 КоАП РФ. В апелляционной жалобе управление указывает, что арбитражный управляющий Тельминов А.Л. ранее привлекался к административной ответственности по ч. 3 ст. 14.13 КоАП РФ.
От Вертеба Александра Павловича поступило ходатайство об участии представителя в судебном заседании в режиме веб-конференции.
Суд удовлетворил заявленное ходатайство об участии представителя Вертеба Александра Павловича в судебном заседании в режиме веб-конференции.
В судебном заседании представитель Вертеба Александра Павловича доводы апелляционных жалоб поддержал в полном объеме, просил решение суда первой инстанции отменить.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции пришёл к выводу об отмене обжалуемого судебного акта и удовлетворению апелляционных жалоб по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю при проведении административного расследования на основании обращения Вертебы А.П. б/н б/д (вх. N ог-6079/22 от 23.05.2022), содержащего сведения о неправомерных действиях (бездействии) финансового управляющего гражданина Вертебы А.П. - Тельминова А.Л., при изучении сведений, размещенных в Едином федеральном реестре сведений о банкротстве (далее - ЕФРСБ), сведений, размещенных на сайте арбитражного суда, и при непосредственном обнаружении данных, указывающих на признаки события административного правонарушения, предусмотренного ч. 3.1 ст. 14.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при осуществлении арбитражным управляющим Тельминовым А.Л. полномочий финансового управляющего Вертеба А.П., установлено следующее.
Определением Арбитражного суда Краснодарского края от 24.11.2020 по делу N А32-60616/2019 Вертеба А.П. (далее - должник) признан несостоятельным (банкротом), в отношении него введена процедура реструктуризации долгов гражданина, финансовым управляющим утвержден Тельминов А.Д., член Ассоциации "Саморегулируемая организация арбитражных управляющих "Лига".
За период деятельности в качестве финансового управляющего должника Тельминовым А.Л. допущены следующие нарушения норм Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве).
1.1. Финансовым управляющим ненадлежащим образом исполнена обязанность по проведению анализа финансового состояния должника и заключения о наличии либо отсутствии признаков преднамеренного и фиктивного банкротства.
1.2. Финансовым управляющим длительное время не принимались меры по подготовке заключения о наличии или об отсутствии признаков преднамеренного и фиктивного банкротства должникам.
2. Арбитражным управляющим нарушен срок опубликования сведений о введении в отношении должника процедуры реструктуризации долгов гражданина.
3. Финансовым управляющим Тельминовым А.Л. после проведенного собрания кредиторов должника в заочной форме к сведениям о результатах проведения собрания кредиторов, включенных в ЕФРСБ, не приложены копии в электронной форме протокола собрания кредиторов, а также документов, рассмотренных и (или) одобренных собранием кредиторов.
4. Финансовым управляющим Тельминовым А.Л. в уведомлениях о проведении 26.03.2021 и 11.05.2022 собраний кредиторов, размещенных в ЕФРСБ, не указана прямая ссылка на страницу сайта в сети "Интернет", на котором размещена информация о проводимых собраниях кредиторов должника.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 20.07.2021 по делу N А60-25141/2021, оставленным без изменений постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.01.2022, Тельминов А.Л. привлечен к административной ответственности по ч. 3 ст. 14.13 КоАП РФ с назначением административного штрафа в размере 30 000 руб. Указанный судебный акт вступил в законную силу 21.01.2022.
Решением Арбитражного суда Оренбургской области от 23.11.2021 по делу N А47-12315/2021 Тельминов А.Л. привлечен к административной ответственности по ч. 3 ст. 14.13 КоАП РФ в виде предупреждения. Указанный судебный акт вступил в законную силу 07.12.2021.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 16.11.2021 по делу N А60-47446/2021 Тельминов А.Л. привлечен к административной ответственности по ч. 3 ст. 14.13 КоАП РФ в виде предупреждения. Указанный судебный акт вступил в законную силу 07.12.2021.
Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 14.13 КоАП РФ, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния, влечет административную ответственность по ч.3.1 ст. 14.13 КоАП РФ.
Исходя из обстоятельств, установленных данным протоколом об административном правонарушении, часть нарушений допущенных арбитражным управляющим после 07.12.2021 - то есть в период, когда он считается подвергнутым административному наказанию, в соответствии со ст. 4.6 КоАП РФ.
Проанализировав выявленные факты нарушений, 06.09.2022 начальник отдела по контролю (надзору) в сфере саморегулируемых организаций Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю, по основанию неисполнения арбитражным управляющим обязанностей, установленных законодательством о несостоятельности (банкротстве), составил протокол об административном правонарушении N 01492322 в отношении арбитражного управляющего Тельминова Алексея Леонтьевича, 11.07.1978 года рождения, зарегистрированной по адресу: г. Екатеринбург, ул. Рябинина, д. 21, кв. 14. При принятии решения о составлении протокола об административном правонарушении были изучены обстоятельства, имеющие значение для установления степени виновности лица.
Материалы дела об административном правонарушении по части 3.1 статьи 14.13 КоАП РФ, в соответствии с частью 3 статьи 23.1 КоАП РФ, направлены для рассмотрения в арбитражный суд.
В соответствии с частью 3 статьи 14.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях неисполнение арбитражным управляющим, реестродержателем, организатором торгов, оператором электронной площадки либо руководителем временной администрации кредитной или иной финансовой организации обязанностей, установленных законодательством о несостоятельности (банкротстве), если такое действие (бездействие) не содержит уголовно наказуемого деяния, - влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати пяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей.
Объектом правонарушения является порядок действий при проведении процедур банкротства, установленный Законом о банкротстве.
Объективная сторона правонарушения может выражаться как в действии, так и в бездействии при банкротстве, а именно в неисполнении арбитражным управляющим обязанностей, установленных законодательством о несостоятельности (банкротстве), если такое действие (бездействие) не содержит уголовно наказуемого деяния.
Субъект правонарушения специальный - арбитражный управляющий.
Субъективная сторона правонарушения характеризуется виной.
В соответствии с частью 3.1 статьи 14.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 3 настоящей статьи, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния, - влечет дисквалификацию должностных лиц на срок от шести месяцев до трех лет; наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от трехсот пятидесяти тысяч до одного миллиона рублей.
Обязанность арбитражного управляющего проводить анализ финансового состояния должника предусмотрена п. 2 ст. 20.3. В соответствии с п. 1 ст. 70 Закона о банкротстве анализ финансового состояния должника проводится в целях определения достаточности принадлежащего должнику имущества для покрытия расходов в деле о банкротстве, в том числе, расходов на выплату вознаграждения арбитражным управляющим.
Порядок проведения финансового анализа установлен Правилами проведения арбитражным управляющим финансового анализа, утверждёнными постановлением Правительства РФ от 25.06.2003 N 367 (далее - Правила).
Правила проведения финансового анализа приняты в соответствии и во исполнение ст. 29 Закона о банкротстве, согласно п. 2 которой Правительство Российской Федерации утверждает правила профессиональной деятельности арбитражного управляющего, в том числе Правила проведения финансового анализа. Указанные правила действуют до утверждения регулирующим органом нормативных правовых актов, предусмотренных ст. 29 Закона о банкротстве.
Финансовым управляющим сделаны выводы о возможности покрытия судебных расходов и расходов на выплату вознаграждения арбитражному управляющему без проведения предварительных расчётов указанных расходов.
В соответствии с п. 5 Правил, при проведении финансового анализа арбитражный управляющий должен руководствоваться принципами полноты и достоверности, в соответствии с которыми: в документах, содержащих анализ финансового состояния должника, указываются все данные, необходимые для оценки его платежеспособности; в ходе финансового анализа используются документально подтвержденные данные; все заключения и выводы основываются на расчетах и реальных фактах.
В силу п. 5 Правил все заключения и выводы основываются на расчётах и реальных фактах. Анализ финансового состояния должника содержит выводы о достаточности средств должника для покрытия судебных расходов и расходов на выплату вознаграждения арбитражному управляющему, однако, в документе, содержащем анализ финансового состояния должника, не проведены расчёты в соответствии с п. 16 Правил приложения N 3 и не определена балансовая стоимость имущества, которое может быть реализовано для расчётов с кредиторами, а также покрытия судебных расходов и расходов на выплату вознаграждения арбитражному управляющему. Также не произведён предварительный расчёт размера возможных судебных расходов.
Согласно п. 4 Правил финансовый анализ проводится на основании:
а) статистической отчетности, бухгалтерской и налоговой отчетности, регистров бухгалтерского и налогового учета, а также (при наличии) материалов аудиторской проверки и отчетов оценщиков;
б) учредительных документов, протоколов общих собраний участников организации, заседаний совета директоров, реестра акционеров, договоров, планов, смет, калькуляций;
в) положения об учетной политике, в том числе учетной политике для целей налогообложения, рабочего плана счетов бухгалтерского учета, схем документооборота и организационной и производственной структур;
г) отчетности филиалов, дочерних и зависимых хозяйственных обществ, структурных подразделений;
д) материалов налоговых проверок и судебных процессов;
е) нормативных правовых актов, регламентирующих деятельность должника.
В свою очередь, в соответствии с п. 5 Правил при проведении финансового анализа арбитражный управляющий должен руководствоваться принципами полноты и достоверности, в соответствии с которыми:
в документах, содержащих анализ финансового состояния должника, указываются все данные, необходимые для оценки его платежеспособности;
в ходе финансового анализа используются документально подтвержденные данные;
все заключения и выводы основываются на расчетах и реальных фактах.
Согласно п. 8 Правил к документам, содержащим анализ финансового состояния должника, прикладываются копии материалов, использование которых предусмотрено пунктами 3 и 4 Правил.
В нарушение п. 8 Правил, к анализу финансового состояния должника не приложены материалы, использование которых предусмотрено пунктами 3 и 4 Правил.
Пунктом 16 приложения N 2 к Правилам предусмотрен расчет стоимости имущества, которое может быть реализовано для расчетов с кредиторами, а также покрытия судебных расходов и расходов на выплату вознаграждения арбитражному управляющему (третья группа), определяемая путем вычитания из стоимости совокупных активов (итог баланса должника) суммы активов первой и второй групп. К первой группе относят активы, принимающие участие в производственном процессе, при выбытии которых невозможна основная деятельность должника. Ко второй - налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям, а также активы, реализация которых затруднительна.
Финансовым управляющим не проведен расчет стоимости имущества, которое может быть реализовано для расчетов с кредиторами, а также покрытия судебных расходов и расходов на выплату вознаграждения арбитражному управляющему.
В силу п. 3 ст. 70 Закона о банкротстве временный управляющий анализирует финансовое состояние должника, в том числе, на основании результатов инвентаризации имущества должника, документов, удостоверяющих государственную регистрацию прав собственности.
Также заявитель указал, что в нарушение указанной нормы документ, содержащий анализ финансового состояния должника, содержит информацию о наличии залогового имущества. В свою очередь, анализ финансового состояния должника не содержит информации какое именно имущество зарегистрировано за должником и на основании каких документов сведения о наличии залогового имущества отражены финансовым управляющим в анализе финансового состояния должника. Кроме того, в анализе финансового состояния должника указано, что должник возможно ведет предпринимательскую деятельность. В свою очередь, к анализу не приложены документы, подтверждающие указанный вывод.
Согласно п. 2 Заключения, в разделе "определение признаков преднамеренного банкротства" указано, что сведения о доходах не представлено.
В свою очередь, в анализе финансового состояния должника указано, что должником представлены документы о трудовой деятельности.
Согласно п. 4 Заключения, в исследуемый период Вертеба А.П. совершил сделки по отчуждению принадлежащей ему доли в ООО "Аквамарин ЛТК" (ИНН 2315981270):
- 14.03.2016 продано 50% доли;
- 27.03.2020 продано 50% доли.
В свою очередь, 05.02.2016 заключен договор купли-продажи 100% доли в ООО "Аквамарин ЛТК" (ИНН 2315981270) между Вертеба А.П. и Смирной С.А.
С учетом изложенного, административный орган пришел к выводу, что заключение о наличии либо отсутствии признаков преднамеренного банкротства должника содержит недостоверные сведения о заключенных сделках должника.
Определением Арбитражного суда Краснодарского края от 24.11.2020 по делу N А32-60616/2019 в отношении должника введена процедура реструктуризации долгов гражданина, судебное заседание по итогам процедуры реструктуризации долгов назначено на 05.04.2021.
Согласно п. 4 ст. 20.3 Закона о банкротстве при проведении процедур, применяемых в деле о банкротстве, арбитражный управляющий обязан действовать добросовестно и разумно в интересах должника, кредиторов и общества.
В связи с ограниченным сроком процедуры реструктуризации долгов, в интересах кредиторов и общества, мероприятия, предусмотренные действующим законодательством о банкротстве, должны быть выполнены финансовым управляющим в максимально короткий срок.
Таким образом, заключение о наличии или об отсутствии признаков преднамеренного и фиктивного банкротства, а также анализ финансового состояния должника должно быть подготовлено к судебному заседанию, назначенному на 05.04.2021 по итогам процедуры банкротства.
При этом, заключение о наличии или об отсутствии признаков преднамеренного и фиктивного банкротства подготовлено лишь 06.04.2022, сведения размещены в ЕФРСБ 06.04.2022 сообщение N 8545042.
Нарушены требования правил проведения арбитражным управляющем финансового анализа, утверждённых постановлением Правительства РФ от 25.06.2003 N 367.
Нарушены требования Временных правил проверки арбитражным управляющим наличия признаков фиктивного и преднамеренного банкротства, утвержденных постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 N 855.
В соответствие с п. 4 Правил проведения финансового анализа, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.06.2003 N 367 финансовый анализ проводится на основании:
- статистической отчетности, бухгалтерской и налоговой отчетности, регистров бухгалтерского и налогового учета, а также (при наличии) материалов аудиторской проверки и отчетов оценщиков;
- учредительных документов, протоколов общих собраний участников организации, заседаний совета директоров, реестра акционеров, договоров, планов, смет, калькуляций;
- положения об учетной политике, в том числе учетной политике для целей налогообложения, рабочего плана счетов бухгалтерского учета, схем документооборота и организационной и производственной структур;
- отчетности филиалов, дочерних и зависимых хозяйственных обществ, структурных подразделений;
- материалов налоговых проверок и судебных процессов; - нормативных правовых актов, регламентирующих деятельность должника.
Следовательно, финансовый анализ должника проводится на основании первичных документов, а также документов, имеющихся в открытых источниках и органах власти относительно финансово-хозяйственной деятельности должника.
Суд апелляционной инстанции не может согласиться с выводами суда первой инстанции о том, что финансовый анализ должника имеет информативный характер, оформляемыми в виде заключения, окончательная проверка и установление наличия и/или отсутствия признаков преднамеренного и/или фиктивного банкротства входит в компетенцию соответствующих органов исполнительной власти.
Как правильно установлено административным органом из представленного финансовым управляющим анализа финансового состояния должника отсутствует возможность определить на основании каких документов и материалов подготовлен пп.1-3 раздела 2 анализа финансового состояния должника. Анализ финансового состояния должника подготовлен 06.04.2021. Дата совершения правонарушения -06.04.2021
Финансовым управляющим не проведен расчет стоимости имущества, которое может быть реализовано для расчетов с кредиторами, а также покрытия судебных расходов и расходов на выплату вознаграждения финансового управляющего.
Как следует из материалов, дела финансовым управляющим длительное время не принимались меры по подготовке заключения о наличии или об отсутствии признаков преднамеренного и фиктивного банкротства.
Судебное заседание по итогам процедуры реструктуризации долгов было назначено на 05.04.2021.
Заключение о наличии либо отсутствии признаков преднамеренного и фиктивного банкротства должника подготовлено и опубликовано в ЕФРСБ (сообщение N 8545042) только 06.04.2022. Дата совершения правонарушения -06.04.2022.
Суд апелляционной инстанции не может согласиться с выводом суда первой инстанции о том, что допущенное нарушение не повлияло и не могло повлиять на права и законные интересы, как кредиторов, так и должника, так как отсутствует актуальная и достоверная информация относительно финансового состояния, имущества и доходов должника, что делает невозможным своевременно и в полном объеме завершить процедуру реструктуризации долгов гражданин Вертебы А.П.
Относительно довода заявителя о том, что арбитражным управляющим нарушен срок опубликования сведений о введении в отношении должника процедуры реструктуризации долгов гражданина, судом первой инстанции установлено, что согласно п. 1 ст. 213.7 Закона о банкротстве, сведения, подлежащие опубликованию в соответствии с главой X Закона о банкротстве, опубликовываются путем их включения в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве и не подлежат опубликованию в официальном издании, за исключением сведений о признании обоснованным заявления о признании гражданина банкротом и введении реструктуризации его долгов, а также о признании гражданина банкротом и введении реализации имущества гражданина.
В соответствии с п. 2 ст. 213.7 Закона о банкротстве, в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве гражданина, обязательному опубликованию подлежат, в том числе, сведения о признании обоснованным заявления о признании гражданина банкротом и введении реструктуризации его долгов.
Согласно п. 3.1 данного Порядка, сведения подлежат внесению (включению) в информационный ресурс в течение трех рабочих дней с даты, когда пользователь узнал о возникновении соответствующего факта, за исключением случаев, предусмотренных указанным пунктом. В случае если федеральным законом или иным нормативным правовым актом установлен срок внесения (включения) сведений в информационный ресурс, сведения вносятся (включаются) пользователями в информационный ресурс в соответствии со сроком, предусмотренным федеральным законом или иным нормативным правовым актом.
Определением Арбитражного суда Краснодарского края от 24.11.2020 по делу N А32-60616/2019 в отношении должника введена процедура реструктуризации долгов гражданина. Указанный судебный акт опубликован в Картотеке арбитражных дел 01.12.2020.
Финансовому управляющему сведения о введении в отношении должника процедуры реструктуризации долгов гражданина следовало включить в ЕФРСБ не позднее 04.12.2020.
Однако, согласно сведениям, размещенным в ЕФРСБ, сообщение о признании обоснованным заявление о признании гражданина банкротом и введении реструктуризации долгов гражданина включено в ЕФРСБ 13.12.2020 (N 5889103), то есть с нарушением установленного Законом о банкротстве срока.
Дата совершения правонарушения -04.12.2020.
Суд первой инстанции отклонил доводы заявителя о том, что финансовым управляющим Тельминовым А.Л. после проведенного собрания кредиторов должника в заочной форме к сведениям о результатах проведения собрания кредиторов, включенных в ЕФРСБ, не приложены копии в электронной форме протокола собрания кредиторов, а также документов, рассмотренных и (или) одобренных собранием кредиторов.
Суд апелляционной инстанции не может согласиться с выводами суд первой инстанции по следующим основаниям.
В соответствии с п. 13 ст. 213.8 Закона о банкротств, при проведении собрания кредиторов в форме заочного голосования к сведениям о результатах проведения собрания кредиторов, включаемым в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве, должны быть приложены копии в электронной форме протокола собрания кредиторов, а также документов, рассмотренных и (или) одобренных собранием кредиторов.
Согласно сообщению в ЕФРСБ от 06.04.2022 N 8482164, финансовым управляющим на 11.05.2022 назначено проведение собрания кредиторов должника в заочной форме со следующей повесткой дня:
1. Принятие к сведению отчета о деятельности финансового управляющего.
2. Принятие решения об обращении в суд с ходатайством о признании гражданина банкротом и введении реализации имущества гражданина.
3. Принятие решения о выборе саморегулируемой организации, из членов которой арбитражным судом утверждается арбитражный управляющий.
4. Определение дополнительных требований к кандидатуре арбитражного управляющего.
5. Проведение последующих собраний кредиторов Вертебы Александра Павловича в форме заочного голосования.
6. Определение периодичности проведения собрания кредиторов Вертебы Александра Павловича.
Финансовым управляющим в ЕФРСБ размещено сообщение от 13.05.2022 N 8775921, содержащее сведения о решениях, принятых на собрании кредиторов должника от 11.05.2022.
Согласно указанному сообщению о результатах проведенного собрания кредиторов, 11.05.2022 состоялось собрания кредиторов должника, проведенное в заочной форме, о чем финансовым управляющим составлен протокол собрания кредиторов должника от 11.05.2022.
Согласно протоколу собрания кредиторов должника от 11.05.2022 на собрании кредиторов должника принят отчет финансового управляющего о своей деятельности.
В свою очередь, к протоколу собрания кредиторов должника, размещенному в ЕФРСБ, не приложен в электронной форме отчет финансового управляющего о своей деятельности, рассмотренный и принятый собранием кредиторов должника, тем самым финансовым управляющим нарушен п. 13 ст. 213.8 Закона о банкротстве.
Дата совершения правонарушения -13.05.2022.
Финансовым управляющим Тельминовым А.Л. в уведомлениях о проведении 26.03.2021 и 11.05.2022 собраний кредиторов, размещенных в ЕФРСБ, не указана прямая ссылка на страницу сайта в сети "Интернет", на котором размещена информация о проводимых собраниях кредиторов должника, судом первой инстанции установлено следующее.
Согласно абз. 7 п. 8 ст. 213.9 Закона о банкротстве финансовый управляющий обязан, в том числе, созывать и (или) проводить собрания кредиторов для рассмотрения вопросов, отнесенных к компетенции собрания кредиторов Законом о банкротстве.
В соответствии с п. 7 ст. 213.8 Закона о банкротстве по решению финансового управляющего или собрания кредиторов оно может проводиться без совместного присутствия лиц, имеющих право на участие в собрании кредиторов, для обсуждения вопросов повестки дня собрания кредиторов и принятия решений по вопросам, поставленным на голосование, в форме заочного голосования.
При этом, данной нормой установлено, что для проведения собрания кредиторов в форме заочного голосования финансовый управляющий направляет всем лицам, имеющим право на участие в собрании кредиторов, уведомления о проведении собрания кредиторов в порядке, установленном ст. 13 Законом о банкротстве, и в срок не позднее чем за тридцать дней до даты проведения собрания кредиторов.
Объем информации, которую должно содержать такое уведомление, также определен в п. 7 ст. 213.8 Закона о банкротстве.
Пунктом 11 ст. 213.8 Закона о банкротстве предусмотрено, что при проведении собрания кредиторов в форме заочного голосования уведомление о проведении собрания кредиторов, включенное в ЕФРСБ, наряду со сведениями, установленными статьей 13 Закона о банкротстве, должно содержать прямую ссылку на страницу сайта в сети "Интернет", на котором размещена информация о проводимом собрании кредиторов.
Тем самым, п. 11 ст. 213.8 Закона о банкротстве императивно закреплена обязанность арбитражного управляющего по указанию в таком уведомлении прямой ссылки на страницу сайта в сети "Интернет", на котором размещена информация о проводимом собрании кредиторов, то есть http://bankrot.fedresurs.ru.
Согласно сообщениям от 25.02.2021 N 6243859 и от 06.04.2022 N 8482164, размещенных финансовым управляющим в ЕФРСБ, назначены собрания кредиторов должника без совместного присутствия в форме заочного голосования на 26.03.2021 и 11.05.2022.
При изучении указанных уведомлений от 25.05.2021 N 6243859 и от 06.04.2022 N 8482164 о проведении 26.03.2021 и 11.05.2022 собраний кредиторов должника без совместного участия не содержат прямой ссылки на страницу сайта в сети "Интернет", на котором размещена информация о проводимом собрании кредиторов, тем самым нарушены нормы п. 11 ст. 213.8 Закона о банкротстве.
Факт своевременного извещения всех лиц, имеющих право на участие в собрании кредиторов должника, а также не привлечение в рассматриваемом случае оператора электронного документооборота для проведения заочного собрания кредиторов в электронной форме (п. 8 ст. 213.8 Закона о банкротстве) не исключает необходимость указания в уведомлении информации, предусмотренной п. 11 ст. 213.8 Закона о банкротстве.
Дата совершения правонарушений -25.02.2021,06.04.2022.
Поскольку арбитражный управляющий в силу специфики своей профессиональной деятельности должен знать требования нормативных актов, регулирующих деятельность конкурсного управляющего, и обязан предвидеть возможность наступления вредных последствий в случае ненадлежащего исполнения требований этих нормативных актов, но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение таких последствий, то суд апелляционной инстанции полагает наличие вины арбитражного управляющего в совершении административного правонарушения установленным.
Таким образом, указанные действия образуют состав административного правонарушения, предусмотренного частью 3.1 статьи 14.13 КоАП РФ.
Порядок привлечения к административной ответственности соблюден, протокол составлен должностным лицом в пределах его компетенции и компетенции административного органа, трехгодичный срок привлечения к административной ответственности, предусмотренный статьей 4.5 КоАП РФ, на момент рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции, не истек.
Суд апелляционной инстанции не может согласиться с выводом суда первой инстанции о малозначительности совершенного правонарушения финансовым управляющим, с учетом анализа эпизодов, которые были вменены административным органом.
Суд первой инстанции пришел к выводу, что в рассматриваемом случае доказательств того, что последствия нарушения требований законодательства повлекли существенную угрозу охраняемым общественным отношениям, управлением не представлено. Доказательств того, что арбитражный управляющий своими действиями реально нарушил экономическую стабильность государства, общества или отдельных хозяйствующих субъектов и граждан в деле не имеется.
Суд апелляционной инстанции не может согласиться с указанным выводом суда первой инстанции, так как отсутствие актуальной и достоверной информация относительно финансового состояния, имущества и доходов должника, не своевременная публикация сведений в ЕФРСБ, отсутствие в электронной форме протоколов собрания кредиторов, а также документов, одобренных собранием кредиторов, делает невозможным своевременно и в полном объеме завершить процедуру реструктуризации долгов гражданин Вертебы А.П., тем самым нарушает права кредиторов и должника.
Согласно статье 2.9 КоАП РФ, при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Как разъяснил Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в пункте 18 постановления Пленума от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
В соответствии с пунктом 18.1 вышеназванного постановления Пленума квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях.
Таким образом, малозначительность деяния является оценочной категорией, которая устанавливается в зависимости от конкретных обстоятельств дела. Критериями для определения малозначительности правонарушения являются объект противоправного посягательства, степень выраженности признаков объективной стороны правонарушения, характер совершенных действий и другие обстоятельства, характеризующие противоправность деяния.
Каких-либо исключительных обстоятельств, с учетом которых в настоящем случае могут быть применены положения статьи 2.9 КоАП РФ, судебной коллегией не установлено.
Из материалов дела следует, что решением Арбитражного суда Свердловской области от 20.07.2021 по делу N А60-25141/2021, оставленным без изменений постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.01.2022, Тельминов А.Л. привлечен к административной ответственности по ч. 3 ст. 14.13 КоАП РФ с назначением административного штрафа в размере 30 000 руб. Указанный судебный акт вступил в законную силу 21.01.2022.
Решением Арбитражного суда Оренбургской области от 23.11.2021 по делу N А47-12315/2021 Тельминов А.Л. привлечен к административной ответственности по ч. 3 ст. 14.13 КоАП РФ в виде предупреждения. Указанный судебный акт вступил в законную силу 07.12.2021.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 16.11.2021 по делу N А60-47446/2021 Тельминов А.Л. привлечен к административной ответственности по ч. 3 ст. 14.13 КоАП РФ в виде предупреждения. Указанный судебный акт вступил в законную силу 07.12.2021.
Судебной коллегией установлено, что арбитражный управляющий Тельминов А.Л. неоднократно привлекался в административной ответственности.
По итогам оценки фактических обстоятельств дела, руководствуясь принципами справедливости и соразмерности наказания последствиям допущенного нарушения, суд апелляционной инстанции не находит оснований для освобождения арбитражного управляющего от административной ответственности в соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ за совершение оцениваемых правонарушений.
С учетом изложенного, следует признать подтвержденным наличие в действиях арбитражного управляющего состава правонарушения, предусмотренного частью 3.1 статьи 14.13 КоАП РФ.
Мера ответственности в виде дисквалификации сроком на шесть месяцев является минимальной санкцией, предусмотренной частью 3.1 статьи 14.13 КоАП РФ, и полностью соответствует размеру и характеру допущенного арбитражным управляющим правонарушения.
Согласно части 1, 2 статьи 4.1 КоАП РФ административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с названным Кодексом.
Принимая во внимание обстоятельства дела, отсутствие отягчающих обстоятельств, суд апелляционной инстанции полагает возможным применить ответственность в виде дисквалификации сроком на шесть месяцев.
Судебная коллегия считает необходимым отменить решение Арбитражного суда Краснодарского края от 28.11.2022 по делу N А32-46246/2022, апелляционные жалобы - удовлетворить.
Привлечь арбитражного управляющего Тельминова Алексея Леонтьевича к административной ответственности по ч. 3.1 ст. 14.13 КоАП РФ на основании протокола об административном правонарушении от 06.09.2022 N 01492322, в виде дисквалификации сроком на шесть месяцев.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 28.11.2022 по делу N А32-46246/2022 отменить, апелляционные жалобы - удовлетворить.
Привлечь арбитражного управляющего Тельминова Алексея Леонтьевича к административной ответственности по ч. 3.1 ст. 14.13 КоАП РФ на основании протокола об административном правонарушении от 06.09.2022 N 01492322, в виде дисквалификации сроком на шесть месяцев.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в течение двух месяцев с даты его вступления в законную силу (даты изготовления в полном объёме), через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
М.В. Соловьева |
Судьи |
О.Ю. Ефимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-46246/2022
Истец: РОСРЕЕСТР, Тельминов А Л, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю
Ответчик: Арбитражный управляющий Тельминов Алексей Леонтьевич, Тельминов А Л
Третье лицо: Вертеба А П