г. Тула |
|
27 января 2023 г. |
Дело N А62-5972/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23.01.2023.
Постановление изготовлено в полном объеме 27.01.2023.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Большакова Д.В., судей Мордасова Е.В. и Тимашковой Е.Н., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Акуловой О.Д., при участии в судебном заседании от заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Клиника" (Смоленская область, Смоленский микрорайон, с.п. Козинское, ОГРН 1156733013788, ИНН 6725030268) - Идкина Е.В. (доверенность от 13.01.2021), от заинтересованного лица - территориального фонда обязательного медицинского страхования Смоленской области (г. Смоленск, ОГРН 1026701438862, ИНН 6730001897) - Кравчук Д.А. (доверенность от 09.01.2023 N 1-д), Алексеевой М.В. (доверенность от 19.01.2023 N 14-д), от третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - Малева Игоря Викторовича (Смоленская область, Смоленский район, д. Новосельцы) - Агеевой Л.А. (доверенность 24.03.2022), Дубанос О.А. (доверенность 24.03.2022), рассмотрев в открытом судебном заседании, проведенном с использованием систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Смоленской области, апелляционную жалобу территориального фонда обязательного медицинского страхования Смоленской области на решение Арбитражного суда Смоленской области от 14.10.2022 по делу N А62-5972/2021 (судья Красильникова В.В.),
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Клиника" (далее - ООО "Клиника", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Смоленской области с заявлением к территориальному фонду обязательного медицинского страхования Смоленской области (далее - ТФОМС Смоленской области, фонд), в котором просит признать недействительным решение, выраженное в акте от 02.04.2021 N 10 по результатам плановой комплексной проверки; признать недействительным решение, выраженное в акте от 11.06.2021 N 1 по результатам контрольной выездной проверки, с сообщением от 25.06.2021 N 2512/1 по результатам рассмотрения возражений на акт проверки от 11.06.2021; признать незаконным требование, содержащиеся в акте от 11.06.2021 N 1, о восстановлении на расчетный счет фонда денежных средств, использованных не по целевому назначению на общую сумму 31 733 933 руб. 42 коп. и уплаты штрафа в размере 3 173 393 руб. 34 коп. (с учетом уточнения требований - протокол судебного заседания от 11.10.2022 (т. 9 л.д. 47)).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, относительно предмета спора, привлечен Малев Игорь Викторович.
Решением Арбитражного суда Смоленской области от 14.10.2022 требование ТФОМС Смоленской области, содержащееся в акте от 11.06.2021 N 1 контрольной выездной проверки, признано недействительным; производство по требованиям о признании недействительными акта от 02.04.2021 N 10, сообщения от 25.06.2021 N 2512/1 о результатах рассмотрения возражений на акт контрольной проверки от 11.06.2021 N 1, акта от 11.06.2021 N 1 контрольной выездной проверки прекращено.
Не согласившись с принятым судебным актом, фонд обжаловал его в апелляционном порядке. Полагает, что удовлетворение судом заявленных требований о признании недействительным требования ТФОМС Смоленской области, содержащегося в акте от 11.06.2021 N 1, противоречит выводу суда о том, что данный акт не является ненормативным правовым актом. Отмечает, что законодательством об обязательном медицинском страховании не предусмотрена возможность финансового обеспечения медицинской помощи, оказанной застрахованным лицам по договорам и в рамках программ обязательного медицинского страхования, за счет заемных средств юридических и физических лиц. Считает, что поступившие по исполнительным листам средства, являются средствами ОМС и должны быть использованы в соответствии с территориальными программами ОМС.
ООО "Клиника" и Малев И.В. возражали против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзывах.
Проверив в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), законность обжалуемого судебного акта, Двадцатый арбитражный апелляционный суд приходит к выводу об отсутствии оснований для его отмены в связи со следующим.
Как следует из материалов дела, на основании приказа от 03.03.2021 N 86 фондом проведена плановая комплексная проверка использования средств обязательного медицинского страхования обществом с ограниченной ответственностью Лечебно-профилактическое межрайонное учреждение "Смоленские клиники" (в настоящее время - ООО "Клиника") за период с 01.07.2019 по 31.12.2019 и с 01.01.2020 по 31.12.2020.
По итогам проверки составлен акт от 02.04.2021 N 10, в котором отражены выявленные нарушения Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации", Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете", Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", постановления Правительства Российской Федерации от 16.04.2012 N 291 "О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково"), приказа Росстата от 17.04.2014 N 258 "Об утверждении статистического инструментария для организации Министерством здравоохранения Российской Федерации федерального статистического наблюдения в сфере обязательного медицинского страхования", распоряжения Правительства Российской Федерации от 10.12.2018 N 2738-р.
В пункте 8 акта от 02.04.2021 N 10 указано на необходимость обществу направить в ТФОМС Смоленской области письменное уведомление о принятых мерах по устранению выявленных нарушений и недостатков с планом мероприятий в срок до 02.05.2021.
На основании приказов от 19.05.2021 N 243, от 04.06.2021 N264 в период с 24.05.2021 по 11.06.2021 осуществлена контрольная выездная проверка использования средств ОМС за период с 01.07.2019 по 31.12.2019, с 01.01.2020 по 31.12.2020.
Целью проверки являлось рассмотрение и изучение результатов работы и мероприятий, проведенных ООО ЛПМУ "Смоленские клиники", по устранению ранее выявленных нарушений норм действующего законодательства, указанных в акте плановой проверки от 02.04.2021 N 10.
По результатам контрольной выездной проверки фондом составлен акт от 11.06.2021 N 1.
Акт от 11.06.2021 N 1 содержит требование, в соответствии с которым обществу в течение 10 рабочих дней со дня предъявления требования следует восстановить на расчетный счет УФК по Смоленской области средства, использованные не по целевому назначению, на общую сумму 31 733 933 руб. 42 коп., в том числе за июль-декабрь 2019 года на сумму 8 989 395,94 руб., за 2020 год на сумму 22 744 537 руб. 48 коп., а также за использованные не по целевому назначению средства ОМС в сумме 31 733 933 руб. 42 коп. уплатить штраф в размере 10%, что составляет 3 173 393 руб. 34 коп.
Малевым И.В. 21.06.2021 направлены в ТФОМС по Смоленской области возражения на акт от 11.06.2021 N 1.
ТФОМС Смоленской области направлено в ООО "Клиника" сообщение от 25.06.2021 N 2512/1 о результатах рассмотрения возражений на акт контрольной проверки от 11.06.2021 N 1.
Не согласившись с актом проверки от 02.04.2021 N 10, сообщением от 25.06.2021 N 2512/1 о результатах рассмотрения возражений на акт контрольной проверки от 11.06.2021 N 1 и актом проверки от 11.06.2021 N 1, обществом обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании их недействительными.
Рассматривая спор по существу, суд первой инстанции обоснованно руководствовался следующим.
В силу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 и части 2 статьи 201 АПК РФ, пункта 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо наличие двух обязательных условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Из оспариваемого требования следует, что обществу в связи с нецелевым использованием денежных средств следует перечислить на расчетный счет УФК по Смоленской области (Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Смоленской области л/с 04635018460) денежные средства на общую сумму 31 733 933 руб. 42 коп., в том числе за июль-декабрь 2019 года на сумму 8 989 395 руб. 94 коп., за 2020 год на сумму 22 744 537 руб. 48 коп., также штрафа в размере 3 173 393 руб. 34 коп.
Необходимость возврата данной суммы основана на следующих выводах фонда.
Как следует из акта от 11.06.2021 N 1, обществом для проверки расходования средств ОМС представлены таблицы в формате EXEL за 2019 и 2020 год "Расходы по программе ОМС" (без учета средств по судебным искам). Таблицы составлены на основании платежных поручений.
При анализе данных, отраженных в таблице в формате EXEL за 2019 год (далее - таблица N 1), предъявленной комиссии в период проведения выездной контрольной проверки, с аналогичной таблицей в формате EXEL (далее - таблица N 2), предъявленной комиссии при проведении плановой проверки, установлены расхождения: отсутствует строка "организация (поставщик) ООО "Бетонгарант" (стройматериалы) на сумму перечисленных средств 90 530 руб. (октябрь 2019 на сумму 44 800 руб., ноябрь 2019 года на сумму 45 730 руб.).
Итоговая сумма перечисленных средств по платежным поручениям в столбце за октябрь 2019 года по таблице N 1 составляет 1 536 808 руб. 72 коп., следовало отразить 1 492 008 руб. 72 коп., что на 44 800 руб. меньше.
Итоговая сумма перечисленных средств по платежным поручениям в столбце за ноябрь 2019 года по таблице N 1 составляет 1 073 704 руб. 29 коп., следовало отразить 1 027 974 руб. 29 коп., что на 45 730 руб. меньше.
Таким образом, в таблице N 1 неправильно отражена общая итоговая сумма перечисленных средств помесячно с июля по декабрь 2019 года - на 90 530 руб. меньше. Следовательно, обществом не подтверждены платежными поручениями расходы по ОМС на сумму 90 530 руб.
В проверяемом периоде на расчетный счет общества поступили денежные средства от страховых медицинских организаций (СМО) по решениям арбитражных судов за медицинские услуги, оказанные сверх установленных объемов медицинской помощи, утвержденных комиссией по разработке территориальной программы ОМС, на сумму 25 644 805 руб. 43 коп., в том числе, за июль-декабрь 2019 года на сумму 7 388 941 руб. 94 коп., за 2020 год на сумму 18 255 863 руб. 49 коп.
Установлено, что данными средствами были восстановлены личные средства учредителя общества Деревицкого А.В., потраченные в предыдущих расчетных периодах.
Фонд указал, что правоотношения между обществом и СМО возникли не в силу договорных отношений, а регулируются Федеральным законом от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации". Следовательно, поступившие в медицинскую организацию по исполнительным листам средства, являются средствами ОМС и должны были использоваться в соответствии с территориальными программами ОМС. Помимо этого, вышеуказанные средства должны были учитываться на соответствующих счетах бухгалтерского учета средств ОМС.
Общество не представило первичные учетные документы и регистры бухгалтерского учета по расходованию средств ОМС в проверяемом периоде, в рамках Территориальной программы ОМС, а ТФОМС Смоленской области не может подтвердить целевое использование вышеуказанных денежных средств, поступивших от СМО по решениям арбитражного суда на сумму 25 644 805 руб. 43 коп.
Выборочной проверкой обоснованности использования средств ОМС на оплату прочих работ, услуг, в том числе, на оплату лабораторных исследований, установлено следующее.
Для проведения лабораторных исследований в рамках оказания медицинской помощи (услуг) по ОМС обществом в проверяемом периоде были заключены договоры:
- с ООО "Ситилаб-Тверь" от 01.03.2018 N 7/18-СМ-ОМС;
- с ООО "Медицинская компания ЛабСтори" от 01.01.2016 N 04/16;
- с ОГБУЗ "Поликлиника N з" от 09.01.2019 N 6, от 09.01.2020 N 5.
Для проверки представлены договоры, платежные поручения, счета на оплату, счета-фактуры, акты выполненных работ с указанными поставщиками услуг.
По поставщику ООО "Ситилаб-Тверь" комиссии не представлены в каком-либо виде результаты лабораторных исследований пациентов, проведенных в проверяемом периоде, на основании которых можно сопоставить данные медицинской документации с данными бухгалтерской документации и подтвердить расходование средств ОМС в соответствии с территориальной программой ОМС.
Всего в проверяемом периоде перечислено денежных средств согласно платежным поручениям поставщику ООО "Ситилаб-Тверь" за лабораторные исследования на общую сумму 852 922 руб. 99 коп., в том числе: за июль-декабрь 2019 на сумму 216 864 руб., за 2020 год на сумму 636 058 руб. 99 коп., что, по мнению фонда, является неправомерным расходованием средств ОМС.
Для проведения медицинских услуг в рамках оказания медицинской помощи (услуг) по ОМС обществом в проверяемом периоде были заключены договоры:
- с ООО "Андромед" от 01.01.2019 б/н;
- с ООО Медицинское объединение "Смоленские клиники" от 01.01.2019 б/н;
- с ООО ЛПМУ "Хозрасчетная клиника" от 01.01.2018 б/н.
Для проверки представлены договоры о предоставлении платных медицинских услуг, платежные поручения, акты об оказании платных медицинских услуг с указанными поставщиками услуг.
Представленные контрольной проверке акты оказанных медицинских услуг ООО "Андромед" от 30.11.2019 б/н на сумму 115 000 руб., ООО МО "Смоленские клиники" от 30.08.2020 б/н на сумму 80 000 руб., ООО ЛПМУ "Хозрасчетная клиника" от 30.10.2019 б/н на сумму 90 000 руб., от 30.12.2019 б/н на сумму 86 000 руб. не содержат сведении о видах и стоимости медицинских услуг, оказанных конкретным пациентам, если они осуществлялись на бесплатной основе в рамках Территориальной программы ОМС. Платные медицинские услуги, оказанные пациентам, не оплачиваются за счет средств ОМС.
Всего в проверяемом периоде оказано платных медицинских услуг согласно актам выполненных работ ООО "Андромед", ООО МО "Смоленские клиники", ООО ЛПМУ "Хозрасчетная клиника" на общую сумму 371 000 руб., в том числе: за июль-декабрь 2019 на сумму 291 000 руб., за 2020 год на сумму 80 000 руб., что, по мнению фонда, является необоснованным расходованием средств ОМС.
Обществом в проверяемом периоде были заключены договоры аренды (субаренды) помещений с арендодателями:
- ИП Деревицким А.В. от 30.12.2018 б/н, площадью 100 кв.м, расположенное по адресу Смоленская область, г. Смоленск, ул. Колхозная, д. 23, сроком действия с 30.12.2018 по 30.11.2019 на безвозмездной основе (пункт 5.2);
- ИП Деревицким А.В. от 01.01.2019 б/н, (актовый зал), площадь не указана, расположенное по адресу: Смоленская область, г. Смоленск, ул. Юбилейная, д. 51а, сроком действия с 01.01.2019 по 30.11.2020 (пункты 2.1, 2.2 договора) с оплатой арендной платы в размере 500 руб. за 1 кв.м в месяц (пункт 5.2);
- ООО ЛПМУ "Хозрасчетная клиника" от 09.01.2018 б/н, площадью 106 кв.м., расположенное по адресу: Смоленская область, Смоленский район, д. Новосельцы, ул. Юбилейная, д. 1, сроком действия с 09.01.2018 по 30.11.2018 (пункты 2.1. 2.2 договора) с оплатой в размере 90 000 руб. в месяц (пункт 5.1);
- Сташевский А.Ф. от 01.12.2018 б/н, площадью 106 кв.м, расположенное по адресу: Смоленская область, Смоленский район, д. Новосельцы, ул. Юбилейная, д. 1, сроком действия с 01.12.2018 по 30.11.2019 (пункты 2.1, 2.2 договора) с оплатой в размере 30 000 руб. в месяц (пункт 5.1);
- ООО ЛПМУ "Хозрасчетная клиника" от 09.04.2018 б/н, площадью 37 кв.м, расположенное по адресу: Смоленская область, г. Рославль, 15 микрорайон, д. 39, сроком действия с 09.04.2018 по 31.12.2018 с оплатой в размере 54 000 руб. в месяц (пункт 5.1); дополнительное соглашение о продлении срока действия (пролонгации) договора аренды от 01.01.2019 на период с 01.01.2019 по 31.12.2019;
- ООО "Утро" от 01.01.2019 б/н, площадью 180 кв.м, расположенное по адресу: Смоленская область, Смоленский район, дер. Киселевка, ул. Луговая, д. 4, сроком действия с 01.01.2019 по 30.11.2019 с оплатой в размере 500 руб. за кв. метр в месяц (пункт 5.2).
В ходе проверки комиссией в общество направлен письменный запрос от 04.06.2021 N 3 с просьбой обосновать стоимость арендной платы указанных помещений. 07.06.2021 от Малева И.В получен ответ, что средняя цена за аренду помещений за квадратный метр равна 900 руб. Данная арендная плата коррелируется со средней арендной платой коммерческих специализированных помещений Смоленской области, которая составляет от 650 до 1500 руб. за кв.м.
Учитывая тот факт, что для проверки представлены только платежные поручения, счета на оплату, договоры аренды помещений без актов выполненных работ, комиссии ТФОМС не представилось возможным определить, какие виды расходов включались в арендную плату, а также подтвердить сам факт использования указанных помещений для ведения деятельности в рамках системы ОМС, а также обоснованность правомерность использования средств ОМС.
Помимо этого по договору с ИП Деревицким А.В. от 01.01.2019 б/н (актовый зал) за помещение, расположенное по адресу: Смоленская область, г. Смоленск, ул. Юбилейная, д. 51а, площадь арендованного помещения в договоре не указана, в связи с чем определить стоимость арендной платы в целом за помещение не представляется возможным.
По договорам с ООО ЛПМУ "Хозрасчетная клиника" от 09.01.2018 б/н и со Сташевским А.Ф. от 01.12.2018 б/н за помещения, расположенные по одному и тому же адресу: Смоленская область, Смоленский район, д. Новосельцы, ул. Юбилейная, д. 1, и имеющие одну и ту же площадь (106 кв.м), стоимость арендной платы составляет 90 000 руб. по договору с ООО ЛПМУ "Хозрасчетная клиника" и 30 000 руб. - со Сташевским А.Ф.
Данные факты также не позволили подтвердить обоснованность и правомерность использования средств ОМС на арендную плату вышеуказанных помещений.
Согласно представленной таблице в формате EXEL за 2019 и 2020 годы "Расходы по программе ОМС" (без учета средств по судебным искам) за арендованные помещения ООО ЛПМУ "Смоленские клиники" перечислено средств по платежным поручениям в июле-декабре 2019 года на сумму 150 000 руб., в 2020 году - 1 902 000 руб., всего на сумму 2 052 000 руб.
Обществом в проверяемом периоде были заключены договоры с ИП Деревицким А.В. на аренду медицинского оборудования:
- от 09.11.2018 N 11 сроком действия с 09.11.2018 по 08.10.2019, арендная плата 85 000 руб. (перечень преданного в аренду медицинского оборудования к договору отсутствует);
- от 09.10.2019 N 11 сроком действия с 09.10.2019 по 08.09.2020, арендная плата 85 000 руб. (перечень преданного в аренду медицинского оборудования имеется);
- от 09.11.2018 N 9 сроком действия с 09.11.2018 по 08.10.2019, арендная плата 73 000 руб. (перечень преданного в аренду медицинского оборудования к договору отсутствует);
- от 09.10.2019 N 9, сроком действия с 09.10.2019 по 08.09.2020, арендная плата 73 000 руб. (перечень преданного в аренду медицинского оборудования к договору отсутствует);
- от 09.11.2018 N 7 сроком действия с 09.11.2018 по 08.10.2019, арендная плата 72 000 руб. (перечень преданного в аренду медицинского оборудования к договору отсутствует);
- от 09.10.2019 N 7 сроком действия с 09.10.2019 по 08.09.2020, арендная плата 72 000 руб. (перечень преданного в аренду медицинского оборудования к договору отсутствует).
На основании представленных договоров (от 09.11.2018 N 9, от 09.10.2019 N 9, от 09.11.2018 N 7, от 09.10.2019 N 7, от 09.11.2018 N 11) фонд не смог сделать выводы о том, какое медицинское оборудование было взято в аренду для использования в системе ОМС в связи с отсутствием приложения N 1 с перечнем арендованного медицинского оборудования к договорам. В ходе плановой проверки в ООО ЛПМУ "Смоленские клиники" направлен запрос от 29.03.2021 N 3 с просьбой о предоставлении приложения N 1. Ответ на запрос в ходе плановой проверки комиссией не получен. В ходе контрольной проверки приложения N 1 с перечнем арендованного медицинского оборудования к вышеуказанным договорам обществом не представлено, в связи с чем не представилось возможным определить правомерность использования средств ОМС на оплату арендной платы за медицинское оборудование и факт его использования при оказании медицинской помощи по ОМС.
Кроме того, обществом не представлено экономическое обоснование размера ежемесячной арендной платы за медицинское оборудование.
Согласно представленным таблице в формате EXEL за 2019 года и 2020 год "Расходы по программе ОМС" по договорам от 09.11.2018 N 9, от 09.10.2019 N 9, от 09.11.2018 N 7, от 09.10.2019 N 7 по платежным поручениям за арендованное оборудование ООО ЛПМУ "Смоленские клиники" перечислено денежных средств арендодателю Деревицкому А.В. без обоснования в июле-декабре 2019 года 738 000 руб., в 2020 году - 1 741 000 руб., всего 2 479 000 руб., что, по мнению фонда, является необоснованным расходованием средств ОМС.
При отсутствии в лицензии вида медицинской помощи "лабораторная диагностика", "клиническая лабораторная диагностика" медицинской организацией неправомерно приобретались лабораторные реактивы, реагенты и расходные материалы для гематологического анализатора.
Контрольной проверкой установлено, что обществом в проверяемом периоде приобретено лабораторных реагентов и расходных материалов у поставщика ИП Терешин А.К. при отсутствии в лицензии вида медицинской помощи "лабораторная диагностика, клиническая лабораторная диагностика" в июле-декабре 2019 года на сумму 114 060 руб., в 2020 году на сумму 129 615 руб., всего на общую сумму 243 675 руб., что, по мнению фонда, является неправомерным расходованием средств ОМС.
В пунктах 1 и 2 статьи 19 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" (далее - Закон N 165-ФЗ) установлено, что денежные средства бюджетов фондов конкретных видов обязательного социального страхования расходуются на цели, устанавливаемые федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования и о бюджетах фондов конкретных видов обязательного социального страхования на очередной финансовый год и на плановый период. Нецелевое расходование денежных средств бюджетов фондов конкретных видов обязательного социального страхования не допускается и влечет за собой ответственность должностных лиц, допустивших указанное в настоящем пункте нарушение, в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 12 части 7 статьи 34 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 326-ФЗ) территориальный фонд осуществляет контроль за использованием средств обязательного медицинского страхования страховыми медицинскими организациями и медицинскими организациями, в том числе проводит проверки и ревизии.
В силу части 6 статьи 15 Закона N 326-ФЗ медицинские организации ведут раздельный учет по операциям со средствами обязательного медицинского страхования.
На основании пункта 5 части 2 статьи 20 Закона N 326-ФЗ медицинские организации обязаны, в том числе, использовать средства обязательного медицинского страхования, полученные за оказанную медицинскую помощь, в соответствии с программами обязательного медицинского страхования.
В соответствии со статьей 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации под нецелевым использованием бюджетных средств подразумевается использование бюджетных средств, выразившееся в направлении средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплате денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, или в направлении средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, на цели, не соответствующие целям, определенным договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.
Таким образом, средства обязательного медицинского страхования, предоставляемые медицинским организациям за оказание медицинской помощи в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования могут расходоваться только на цели, включенные в структуру тарифа на оплату медицинской помощи, в то время как расходование соответствующих средств иными способами признается нецелевым расходованием средств обязательного медицинского страхования и влечет применение соответствующих мер ответственности.
В силу части 9 статьи 39 Закона N 326-ФЗ за использование не по целевому назначению медицинской организацией средств, перечисленных ей по договору на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, медицинская организация уплачивает в бюджет территориального фонда штраф в размере 10 процентов от суммы нецелевого использования средств и пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день предъявления санкций, от суммы нецелевого использования указанных средств за каждый день просрочки. Средства, использованные не по целевому назначению, медицинская организация возвращает в бюджет территориального фонда в течение 10 рабочих дней со дня предъявления территориальным фондом соответствующего требования.
Приказом Минздрава России от 26.03.2021 N 255н утвержден Порядок осуществления территориальными фондами обязательного медицинского страхования контроля за деятельностью страховых медицинских организаций, осуществляющих деятельность в сфере обязательного медицинского страхования, а также контроля за использованием средств обязательного медицинского страхования указанными страховыми медицинскими организациями и медицинскими организациями (далее - Порядок N 255н).
Согласно пункту 39.2 названного Порядка соблюдения обязательства медицинской организации по использованию средств обязательного медицинского страхования, полученных за оказанную медицинскую помощь, в соответствии с территориальной программой обязательного медицинского страхования, в том числе: 1) по видам медицинской помощи; 2) по структуре тарифа на оплату медицинской помощи, в том числе:
осуществления расходов на оплату труда и начисления на выплаты по оплате труда: правильность начисления и выплаты заработной платы в соответствии с установленными ставками, должностными окладами и фактически отработанным временем, обоснованность выплат различных надбавок и доплат за совмещение профессий и должностей и прочее (проверяются все документы, подтверждающие обоснованность производимых выплат: штатное расписание, тарификационные списки, документы, подтверждающие квалификацию специалистов, графики работы структурных подразделений и сотрудников, приказы по личному составу, трудовые договоры, коллективный договор, положение об оплате труда и прочее), проверка первичных бухгалтерских документов по расходованию средств обязательного медицинского страхования на выплаты (заработная плата, премии, доплаты, поощрения, материальная помощь), уплату налогов и страховых взносов, установленных законодательством Российской Федерации. При проверке отражаются случаи расходования средств обязательного медицинского страхования на выплаты (заработная плата, премии, доплаты, поощрения, материальная помощь) лицам, не участвующим в реализации территориальной программы обязательного медицинского страхования;
осуществления расходов на приобретение лекарственных средств, расходных материалов, продуктов питания, мягкого инвентаря, медицинского инструментария, реактивов и химикатов, прочих материальных запасов, на оплату стоимости лабораторных и инструментальных исследований, проводимых в других учреждениях (при отсутствии в медицинской организации лаборатории и диагностического оборудования), организации питания (при отсутствии организованного питания в медицинской организации) (при проверке осуществляется сопоставление сумм произведенных расходов (в том числе на приобретение лекарственных средств, расходных материалов, продуктов питания, мягкого инвентаря, медицинского инструментария, реактивов и химикатов, прочих материальных запасов) с утвержденной сметой расходов).
Проверка использования средств на указанные цели осуществляется путем проверки первичных документов, подтверждающих законность проведения банковских операций, включающих договоры поставки лекарственных средств, расходных материалов, продуктов питания, мягкого инвентаря, медицинского инструментария, реактивов и химикатов, прочих материальных запасов.
Проверяются:
обоснованность цен при закупках товаров (работ, услуг) за счет средств обязательного медицинского страхования;
соблюдение сроков поставки и оплаты, соответствие сумм, указанных в договорах, фактически произведенным расходам;
своевременность, полнота и правильность оприходования лекарственных средств и расходных материалов, продуктов питания, мягкого инвентаря, медицинского инструментария, реактивов и химикатов, прочих материальных запасов;
сохранность, учет и списание лекарственных средств, расходных материалов, продуктов питания, мягкого инвентаря, медицинского инструментария, реактивов и химикатов, прочих материальных запасов;
наличие раздельного учета лекарственных средств, расходных материалов, продуктов питания, мягкого инвентаря, медицинского инструментария, реактивов и химикатов, прочих материальных запасов, приобретаемых за счет средств обязательного медицинского страхования и за счет средств, поступающих в медицинскую организацию из других источников.
Проводится анализ закупленных лекарственных средств (отражается наличие лекарственных средств с истекшим сроком годности).
В акте от 11.06.2021 N 1 (страницы 5, 7) приведены данные о поступлении денежных средств на расчетный счет общества, открытый в Смоленской отделении N 8609 ПАО Сбербанк, согласно которым деятельность ООО "Клиника" в проверяемом периоде финансировалась за счет средств ТФОМС Смоленской области, СМО и участниками.
Пунктом 5 части 2 статьи 20 Закона N 326-ФЗ предусмотрена обязанность медицинской организации использовать средства обязательного медицинского страхования, полученные за оказанную медицинскую помощь, в соответствии с программами обязательного медицинского страхования.
Согласно пункту 2 статьи 35 указанного Закона базовая программа обязательного медицинского страхования определяет виды медицинской помощи (включая перечень видов высокотехнологичной медицинской помощи, который содержит в том числе методы лечения), перечень страховых случаев, структуру тарифа на оплату медицинской помощи, способы оплаты медицинской помощи, оказываемой застрахованным лицам по обязательному медицинскому страхованию в Российской Федерации за счет средств обязательного медицинского страхования, а также критерии доступности и качества медицинской помощи.
Структура тарифа на оплату медицинской помощи включает в себя расходы на заработную плату, начисления на оплату труда, прочие выплаты, приобретение лекарственных средств, расходных материалов, продуктов питания, мягкого инвентаря, медицинского инструментария, реактивов и химикатов, прочих материальных запасов, расходы на оплату стоимости лабораторных и инструментальных исследований, проводимых в других учреждениях (при отсутствии в медицинской организации лаборатории и диагностического оборудования), организации питания (при отсутствии организованного питания в медицинской организации), расходы на оплату услуг связи, транспортных услуг, коммунальных услуг, работ и услуг по содержанию имущества, расходы на арендную плату за пользование имуществом, оплату программного обеспечения и прочих услуг, социальное обеспечение работников медицинских организаций, установленное законодательством Российской Федерации, прочие расходы, расходы на приобретение основных средств (оборудование, производственный и хозяйственный инвентарь) стоимостью до ста тысяч рублей за единицу (пункт 7 статьи 35 Закона N 326-ФЗ).
Таким образом, нецелевым использованием средств является использование медицинской организацией средств ОМС на цели, полностью или частично не соответствующие вышеназванным направлениям, в том числе:
- на возмещение расходов по видам медицинской помощи, не включенным в Территориальную программу ОМС;
- на возмещение расходов по медицинской помощи, не предусмотренной лицензией медицинской организации;
- на возмещение расходов, не включенных в состав тарифов на оплату медицинской помощи в системе ОМС;
- расходование средств ОМС при отсутствии подтверждающих документов;
- оплата собственных обязательств, не связанных с деятельностью по ОМС.
По результатам проверки к нецелевому использованию (не представлены первичные учетные документы и регистры бухгалтерского учета) отнесено расходование ООО "Клиника" средств, поступивших на расчетный счет общества от СМО по решениям Арбитражного суда Смоленской области в общей сумме 25 644 805 руб. 43 коп., в том числе за июль-декабрь 2019 года - 7 388 941 руб. 94 коп., за 2020 год - 18 255 863 руб. 49 коп.
Как верно указал суд первой инстанции, вывод фонда о нецелевом использовании вышеназванных средств не нашел своего подтверждения в актах от 02.04.2021 N 10 и от 11.06.2021 N 1.
Из указанных актов усматривается, что обществом представлены акты выполненных работ, оказанных услуг, накладные, первичные платежно-расчетные документы и выписки об остатке средств ОМС на начало и конец проверяемого периода, обороты по счетам 51 "Расчетный счет", 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками", отчеты по проводкам по счету 76 "Расчеты с прочими дебиторами и кредиторами", обороты по счету 10 "Материалы", чем подтверждается как представление первичных бухгалтерских документов по расходованию денежных средств, так и регистров бухгалтерского учета по их движению.
При таких обстоятельствах является обоснованным вывод суда первой инстанции о том, что в отсутствие какой-либо конкретизации не представленных, по мнению фонда, первичных учетных документов и регистров, признать результаты проверки обоснованными в рассматриваемой части не представляется возможным.
Из вступивших в законную силу во втором полугодии 2019 года и в 2020 году судебных актов усматривается наличие за СМО задолженности по договорам на оказание и оплату медицинской помощи по ОМС.
Согласно решению Арбитражного суда Смоленской области от 13.05.2019 по делу N А62-1997/2019 (вступило в законную силу 26.06.2019) задолженность АО "Медицинская акционерная страховая компания" перед обществом с ограниченной ответственностью Лечебно-профилактическое межрайонное учреждение "Смоленские клиники" за декабрь 2018 года составила 226 492 руб. 21 коп. Соответственно, расходы на оказание спорной медицинской помощи были понесены ООО "Клиника" в декабре 2018 года.
При этом согласно акту плановой комплексной проверки использования обществом средств ОМС от 01.11.2019 N 34 в проверяемом периоде (с 01.10.2017 по 31.12.2017, с 01.01.2018 по 31.12.2018, с 01.01.2019 по 30.06.2019) нецелевого использования средств ОМС в 2018 году не установлено.
Более того, как обоснованно отметил суд, на странице 17 акта от 01.11.2019 N 34 указано, что обществом проводились операции с наличными денежными средствами по кассе. Приход и расход наличных денежных средств производился в рамках договоров беспроцентных займов.
Всего поступило на расчетный счет общества от СМО по решениям Арбитражного суда Смоленской области 25 644 805 руб. 43 коп., в том числе, за июль-декабрь 2019 года - 7 388 941 руб. 94 коп., за 2020 год - 18 255 863 руб. 49 коп.
В проверяемом периоде 2019 года направлено на погашение задолженности по заемным средствам 6 537 804 руб. 47 коп., в том числе перед ИП Деревицким А.В. - 1 188 168 руб. 78 коп., ООО ЛПМУ "Хозрасчетная клиника" - 585 494,71 руб., перед Деревицким А.В. - 4 765 140 руб. 98 коп. Оставшаяся часть поступивших денежных средств в сумме 851 137 руб. 47 коп. израсходована на осуществление текущей деятельности в рамках ОМС.
Всего в 2020 году направлено на погашение задолженности по заемным средствам 12 366 530 руб. 18 коп., в том числе перед ИП Деревицким А.В. - 10 236 083 руб. 13 коп., перед ООО ЛПМУ "Хозрасчетная клиника" - 1 922 626 руб. 83 коп., п еред Деревицким А.В. - 207 820 руб. 22 коп. Оставшаяся часть поступивших денежных средств в сумме 5 889 333 руб. 31 коп. израсходована на осуществление текущей деятельности в рамках ОМС.
Из материалов дела следует, то задолженность перед ИП Деревицким А.В. возникла вследствие представления им отсрочки платежа за реализованные через аптечную сеть ИП Деревицкого А.В. медикаменты (договор займа от 01.02.2019 N 7, товарная накладная от 01.02.2019 N 24), к использованию которых у фонда в ходе проверки претензий не возникло. Аналогичным образом оформлялись отношения и в 2020 году.
Привлечение заемных средств от ООО ЛПМУ "Хозрасчетная клиника" также осуществлялось на основании договоров денежного займа для оплаты расходов, произведенных по системе ОМС (договор от 08.09.2020 N 50).
Средства участника Деревицкого А.В. предоставлялись ООО "Клиника" также на возмездной основе согласно договорам денежного займа на цели, связанные с оказанием медицинской помощи в рамках ОМС, например: по договору денежного займа от 03.09.2020 N 55.1 сумме 97 000 руб. для оплаты расходов, произведенных в системе ОМС. Целевое расходование заемных средств подтверждается товарной накладной от 03.09.2020 N 212, согласно которой обществом у ООО "Андромед" приобретены лекарственные препараты на общую сумму 97 000 руб.
Следовательно, поступившие в проверяемом периоде по решениям арбитражного суда денежные средства фактически были использованы обществом на осуществление деятельности в сфере ОМС в предшествующем проверяемому периоде посредством привлечения заемных средств (договоры беспроцентных займов с участниками), в связи с чем обоснованно были использованы на возврат займов.
Учитывая, что в рассматриваемом случае заемные средства использовались на приобретение медицинских препаратов, использованных на оказание услуг в рамках ОМС, возврат заемных средств вопреки доводам апелляционной жалобы не свидетельствует о нецелевом использовании средств обязательного медицинского страхования.
При таких обстоятельствах довод фонда об обязанности ООО "Клиника" учитывать поступившие по исполнительным документам Арбитражного суда Смоленской области денежные средства на соответствующих счетах бухгалтерского учета средств ОМС обоснованно признан судом противоречащим нормам законодательства о бухгалтерском учете.
Согласно пункту 10 Положения по бухгалтерскому учету "Учет государственной помощи" ПБУ 13/2000, утвержденного приказом Минфина России от 16.10.2000 N 92н, бюджетные средства, предоставленные в установленном порядке на финансирование расходов, понесенных организацией в предыдущие отчетные периоды, относятся на увеличение финансового результата организации.
Применительно к вышесказанному ссылка фонда на позицию Верховного Суда Российской Федерации, изложенную в определении от 23.03.2021 N 303-ЭС20-20898, правомерно не принята судом, поскольку стороной данных взаимоотношений являлась, в отличие от ООО "Клиника", некоммерческая организация, а именно бюджетное учреждение здравоохранения, на которую нормы вышеназванного ПБУ 13/200 не распространяются.
Фонд полагает, что судом при вынесении решения необоснованно учтена организационно-правовая форма заявителя, учитывая, что медицинские организации, осуществляющие свою деятельность в сфере обязательного медицинского страхования, вне зависимости от формы собственности (частная, государственная, муниципальная) и организационно-правовой формы должны обеспечить целевое использование средств обязательного медицинского страхования.
Вместе с тем, ТФОМС Смоленской области неверно истолкованы выводы суда в этой части, поскольку, указывая на коммерческий статус общества, суд обосновывал невозможность применения в рассматриваемом случае Положения по бухгалтерскому учету "Учет государственной помощи" ПБУ 13/2000, утвержденного приказом Минфина России от 16.10.2000 N 92н. Выводов о том, что некоммерческий статус организации освобождает ее от обязанности обеспечить целевое использование средств обязательного медицинского страхования, решение суда не содержит.
Суд также по праву признал обоснованным довод третьего лица о том, что при формировании результатов контрольных мероприятий в части размера допущенного, по мнению проверяющих, нецелевого использования средств фондом допущен "двойной счет", поскольку, с одной стороны, нецелевым признано использование всего объема поступивших в проверяемом периоде по решениям Арбитражного суда Смоленской области денежных средств, а с другой стороны нецелевыми признаны отдельные расходы общества, осуществление которых производилось за счет остатка вышеназванных средств после расчетов с ИП Деревицким А.В., Деревицким А.В., ООО ЛПМУ "Хозрасчетная клиника". Совокупностью вышесказанного подтверждается недостоверность результатов проверки в рассматриваемой части.
Фонд, выражая несогласие с таким выводом суда, указывает на то, что расходы, произведенные обществом за счет средств текущего финансирования в общей сумме 19 379 643 руб. 96 коп., не пересекаются с расходами средств, поступивших в общество по решениям арбитражных судов, так как учитывались самим обществом отдельно друг от друга, что исключает допущение фондом двойного учета нецелевого использования.
Вместе с тем, из материалов дела и актов проверки следует, что обществом был открыт единственный расчетный счет в Смоленском отделении N 8609 ПАО Сбербанк (N 40702810959000001306), на который поступали как денежные средства, относящиеся к финансированию его текущей деятельности, так и средства, взысканные по решениям арбитражного суда за медицинскую помощь, оказанную в предыдущие отчетные периоды. Данные о движении средств по расчетному счету, как указано выше, в ходе проверки были представлены, следовательно, возможность установить направления расходования спорных денежных средств у фонда имелась.
Кроме того, апелляционная коллегия находит обоснованным вывод суда области о том, что само по себе требование фонда возвратить в бюджет денежные средства, взысканные в пользу общества вступившим в законную силу судебным актом и признанные судом задолженностью по договору на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, является неправомерным и недопустимым, нивелирующим право на судебную защиту прав и имущественных интересов.
Таким образом, выводы фонда о нецелевом использовании денежных средств, поступивших по решениям Арбитражного суда Смоленской области в общей сумме 25 644 805 руб. 43 коп., по праву признаны судом ошибочными и не соответствующими фактическим обстоятельствам.
Фонд уклонился от проверки целевого использования денежных средств в сумме 90 530 руб., которые, как установлено в ходе проверки, в общей сумме 207 251 руб. 72 коп. были отнесены в подотчет Малеву И.В.
Фондом сделан вывод о неподтвержденности платежными поручениями расходования денежных средств ОМС на сумму 90 530 руб. (октябрь - ноябрь 2019 года).
Между тем, указанная сумма была оплачена в адрес ООО "Бетонгарант" за стройматериалы, к расходованию которых претензий к ООО "Клиника" не возникло, платежные поручения представлены в материалы дела (т. 8 л.д. 99-106).
Со ссылкой на невозможность определения видов расходов, включенных в арендную плату, подтверждения факта использования арендованных помещений для ведения деятельности в рамках системы ОМС, непредставление для проверки актов выполненных работ признано необоснованным расходованием средств ОМС арендная плата за пользование помещениями в общей сумме 2 052 000 руб., в том числе июль-декабрь 2019 года - 150 000,00 руб., 2020 год - 1 902 000 руб.
Между тем, фондом не учтено, что по договору с ИП Деревицким А.В. от 01.01.2019 б/н (аренда актового зала по адресу: г. Смоленск, ул. Юбилейная, Д.51А) арендные платежи в проверяемом периоде не осуществлялись. Аналогичная ситуация по договорам с ООО "Утро" от 01.01.2019 (аренда помещения по адресу: Смоленская обл., Смоленский район, дер. Киселевка, ул. Луговая, д. 4) и с ИП Деревицким А.В. от 30.12.2018 (аренда помещения по адресу г. Смоленск, ул. Колхозная, д.23).
Как верно заключил суд, расходы на арендную плату по договорам со Сташевским А.Ф. от 01.12.2018 (аренда помещения по адресу: Смоленская обл., Смоленский район, д. Новосельцы, ул. Юбилейная, д.1), с ООО ЛПМУ "Хозрасчетная клиника" от 01.04.2018 (аренда помещения по адресу: Смоленская обл., г. Рославль, 15 мкр-н, д.39), от 09.01.2018 (аренда помещения по адресу: Смоленская обл., Смоленский район, д. Новосельцы, ул. Юбилейная, д.1) являются обоснованными, поскольку лицензией от 10.10.2018 ЛО-67-01-001372 предусмотрено осуществление ООО "Клиника" медицинской деятельности именно по вышеназванным адресам.
Ссылка фонда на непредставление актов выполненных работ по праву не принята судом, поскольку действующим законодательством не предусмотрена обязанность составления сторонами договора аренды ежемесячных актов оказанных услуг. При этом фондом не представлено доказательств неосуществления обществом в спорном периоде по указанным адресам медицинской деятельности.
Довод о невозможности установления расходов, включенных в арендную плату, обоснованно отклонен судом, как противоречащий принципу свободы договора, поскольку арендная плата определена сторонами в фиксированной сумме, притом что калькуляция стоимости арендной платы в качестве неотъемлемого приложения к договорам аренды сторонами не предусмотрена.
Отказ в принятии расходов на аренду медицинского оборудования по договорам аренды медицинского оборудования, заключенным с ИП Деревицким А.В. от 09.11.2018 N 9, от 09.10.2019 N 9, от 09.11.2018 N 7, от 09.10.2019 N 7, от 09.11.2018 N 11 в общей сумме 2 479 000 руб., в том числе за июль-декабрь 2019 года - 738 000 руб., за 2020 год - 1 741 000 руб. мотивирован фондом отсутствием экономического обоснования и отсутствием перечня арендованного оборудования.
Между тем, перечни арендованного оборудования по спорным договорам (акты приема-передачи оборудования и пояснения к оборудованию) были направлены фонду вместе с возражениями ООО "Клиника" от 21.06.2021 (т. 8, оборотная сторона листа дела 66), также документы были представлены в суд (т. 8 л.д. 107-117).
Экономическая обоснованность величины арендной платы подтверждается принятием фондом расходов по арендной плате оборудования по договору, заключенному с ИП Деревицким А.В., от 09.10.2019 N 11, акт приема-передачи по которому был представлен в ходе проверки.
Непредставлением в каком-либо виде результатов лабораторных исследований пациентов обоснован отказ в принятии расходов по оплате услуг ООО "Ситилаб-Тверь" в общей сумме 852 922 руб. 99 коп., в том числе за июль-декабрь 2019 года - 216 864 руб., за 2020 год - 636 058 руб. 99 коп.
Между тем, ООО "Клиника" 21.06.2021 были направлены возражения на акт проверки от 11.06.2021 N 1 с приложением подтверждающих документов, в том числе копии книги учета анализов, позиция 21. Сопоставлением медицинских карт пациентов с результатами медицинских анализов подтверждается целевое использование средств ОМС в части расходов по оплате услуг ООО "Ситилаб-Тверь" (медицинские карты отдельных пациентов Дубровской В.В., Глазко А.Е., Барчекова М.Н. с результатами лабораторных исследований).
Фондом отказано в принятии расходов на приобретение у ИП Терешина А.К. реагентов на общую сумму 243 675 руб., в том числе июль - декабрь 2019 года в сумме 114 060 руб., 2020 год - 129 615,00 руб.
Основанием послужило отсутствие в лицензии ООО "Клиника" видов медицинской помощи "Лабораторная диагностика" и "Клиническая лабораторная диагностика", при этом в акте проверки отсутствует перечень реагентов и расходных материалов; не указано, по какой причине они не могли быть использованы обществом при осуществлении лицензируемого вида деятельности.
В материалах дела имеются товарные накладные на приобретение у ИП Терешина А.К. таких материалов как изотонический разбавитель, лизирующий реагент, очищающий реагент, пробирки, иглы, тест-полоски. Указанные материалы используются в процессе оказания иных медицинских услуг: лизирующий реагент - для недопущения свертываемости крови после ее забора, изотонический разбавитель - для инъекций, очищающий реагент - для очищения медицинского инвентаря.
Лицензией на осуществление медицинской деятельности предусмотрено оказание ООО "Клиника", в том числе, услуги общей врачебной практики (семейная медицина).
Согласно приказу Минздравсоцразвития России от 23.07.2010 N 541н "Об утверждении единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения" (далее - Приказ N 541н) в должностные обязанности врача общей практики (семейного врача) входит самостоятельное проведение им обследования, диагностики, лечения пациентов.
Приложением N 23 к Положению об организации оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению в редакции приказа Минздравсоцразвития России от 15.05.2012 N 543н утвержден Стандарт оснащения центра (отделения) общей врачебной практики (семейной медицины), пунктами 35, 56, 57, 58, 59, 60, 61 которого предусмотрено наличие в указанных центрах (отделениях) портативного глюкометра с тест-полосками и одноразовыми ланцетами и портативного коагулочека (Коагулометр портативный КоагуЧек ИксЭс (CoaguChek XS) - современный прибор для определения уровня MHO (состояние свертываемости крови пациента), тест-систем и тест-полосок для различных видов экспресс-диагностики (представлены в материалы дела 27.06.2022).
Изложенным подтверждается несоответствие результатов проверки в рассматриваемой части нормативному регулированию медицинской деятельности.
Нецелевым использованием средств ОМС признаны расходы по оплате медицинских услуг в рамках оказания медицинской помощи по договорам с ООО "Андромед" от 01.01.2019, ООО МО "Смоленские клиники" от 01.01.2019, с ООО ЛПМУ "Хозрасчетная клиника" от 01.01.2018 на общую сумму 371 000 руб., в том числе июль - декабрь 2019 года в сумме 291 000 руб., 2020 год - 80 000 руб. При этом в акте проверки указано, что акты оказанных услуг по вышеназванным договорам не содержат сведений о видах оказанных услуг.
Между тем, ООО "Клиника" 21.06.2021 были направлены возражения на акт проверки от 11.06.2021 N 1 с приложением подтверждающих документов, а именно: договоров, актов и реестров оказанных услуг (акты оказания медицинских услуг: лабораторные исследования, установка и расшифровка ЭКГ дневного стационара, холтеровский мониторинг; реестры оказания лабораторных услуг, услуг медсестры) (т. 8 л.д. 66-67, 118-134). При этом сообщение о результатах рассмотрения возражений на акт контрольной проверки не содержит исчерпывающей оценки представленных документов.
С учетом изложенного суд по праву признал недоказанными выводы фонда о нецелевом использовании обществом денежных средств на общую сумму 31 733 933 руб. 42 коп.
Обществом указало на процессуальные нарушения при проведении проверки, в частности: справка к акту проверки от 11.06.2021 N 1 целевого и рационального использования средств ОМС в ООО ЛПМУ "Смоленские клиники" от 04.06.2021, подписанная главным специалистом Котовым Е.Г., не является приложением к акту, что подтверждается отсутствием ссылки на данный документ в акте проверки от 11.06.2021 N 1. Вышеназванная справка не имеет исходящих (входящих) реквизитов, отсутствует ее регистрация в фонде в установленном порядке, что свидетельствует об отсутствии допустимых и безусловных доказательств ее составления в указанную в справке дату.
В период проведения контрольной выездной проверки с 24.05.2021 по 11.06.2021 член комиссии Котов Е.Г. согласно приказу от 24.05.2021 N 118 находился в отпуске с 07.06.2021 по 27.06.2021, в связи с чем в акте от 11.06.2021 N 1 отсутствует его подпись, имеется запись "в отпуске". С учетом того, что приказами о назначении проверок обязанности каждого из членов комиссии не распределены, не имеется оснований утверждать о том, что Котов Е.Г. либо иные члены комиссии выполняли определенную часть работ по проведению проверки и делали какие-то собственные выводы по результатам проверки.
Таким образом, материалами дела подтверждается, что член комиссии Котов Е.Г. не участвовал в ходе проведения контрольной выездной проверки с 07.06.2021 по 11.06.2021, следовательно, выездная контрольная проверка проводилась не в полном составе комиссии и в нарушение приказа о ее проведении.
Кроме того, оформление результатов проверок осуществлено ТФОМС с нарушениями: отсутствует перечень документов (приложения), подтверждающих установленные нарушения, из текста акта также достоверно установить и идентифицировать перечень приложений невозможно.
Согласно пункту 42 Порядка N 255н (действующего с 02.05.2021), по результатам проверки составляется акт проверки, включающий заголовочную часть, в которой указывается наименование темы проверки, полное наименование медицинской организации и дата составления акта; содержательную, заключительную и заверительную части.
Содержательная часть акта проверки должна быть объективной и обоснованной, четкой, лаконичной, доступно и системно изложенной.
Результаты проверки излагаются в акте проверки на основании проверенных данных и фактов, подтвержденных документами, результатами проведенных проверок и процедур фактического контроля, других действий, связанных с проведением проверки.
Описание фактов нарушений и недостатков, выявленных в ходе проверки (в том числе фактов нецелевого использования средств обязательного медицинского страхования), должно содержать обязательную информацию о конкретно нарушенных нормах законодательных, иных нормативных правовых актов Российской Федерации или их отдельных положений с указанием, за какой период допущены нарушения, когда и в чем они выразились, сумм документально подтвержденных нецелевых расходов и расходов, произведенных с нарушением законодательных, иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
В акте проверки не допускается включение различного рода выводов, предположений и фактов, не подтвержденных документами.
В случае непредставления или неполного представления медицинской организацией документов для проведения проверки в акте проверки приводится их перечень.
Заверительную часть, включающую фамилии, инициалы, должности и подписи руководителя и членов комиссии (рабочей группы), проводивших проверку использования средств обязательного медицинского страхования, фамилии, инициалы, должности и подписи должностных лиц проверенной медицинской организации.
Пунктом 43 Порядка предусмотрено, что акт проверки оформляется и подписывается в двух экземплярах, имеющих одинаковую юридическую силу: один экземпляр для медицинской организации, другой для территориального фонда.
Датой окончания выездной проверки считается дата вручения акта проверки руководителю медицинской организации, датой окончания документарной (камеральной) проверки - дата направления территориальным фондом акта проверки в двух экземплярах медицинской организации заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении либо иным способом, обеспечивающим фиксацию факта и даты его направления объекту контроля.
При проведении выездной проверки акт проверки подписывается руководителем медицинской организации в день окончания проверки. В экземпляре акта проверки, который представляется в территориальный фонд, производится запись о получении одного экземпляра акта проверки. Такая запись должна содержать дату получения одного экземпляра акта проверки, должность и подпись лица, получившего один экземпляр акта проверки, и расшифровку этой подписи.
Согласно пункту 44 Порядка к акту проверки при выявлении нарушений и недостатков прилагаются:
копии документов, подтверждающих факты нарушений и недостатков, заверенные подписью руководителя медицинской организации или иного должностного лица медицинской организации и печатью медицинской организации (при наличии);
материалы, имеющие значение для подтверждения отраженных в акте фактов нарушений и недостатков.
Все приложения к акту проверки должны быть подписаны руководителем комиссии (рабочей группы) и руководителем проверяемой медицинской организации (с визами постранично).
При наличии приложений, в тексте акта проверки указываются обязательные ссылки на них и перед заверительной частью акта проверки приводится перечень приложений с указанием количества листов, экземпляров, а также производится запись о том, что приложения являются неотъемлемой частью акта проверки.
Из материалов дела следует, что обществу акт проверки от 11.06.2021 N 1 был вручен с подписями всех членов комиссии (т. 1 л.д. 114), при этом фондом в суд представлена копия акта, в котором в заверительной части напротив члена комиссии Котова Е.Г. стоит отметка "в отп." (т. 7 л.д. 114).
Согласно представленному фондом приказу от 24.05.2021 N 118-ек Котов Е.Г. в период с 07.06.2021 по 27.06.2021 находился в ежегодном основном отпуске (т. 9 л.д. 4), в связи с чем не мог подписать акт от 11.06.2021, который был вручен директору общества 12.06.2021 с его подписью, при этом подпись Котова Е.Г. на экземпляре акта фонда отсутствовала. Кроме того, подпись Котова Е.Г. на экземпляре акта общества отличается от подписи Котова Е.Г. в приказе о предоставлении отпуска и заявлении о предоставлении отпуска (т. 9 л.д. 4, 5).
Также в акте проверки от 11.06.2021 N 1 указано на наличие приложений N 1-20, которые являются неотъемлемой частью проверки, при этом в нарушение пункта 44 Порядка N 255н не содержится их перечня и количества листов. В тексте акта содержатся ссылки на приложения, но также не указано количество листов. Документы, представленные фондом в суд в качестве приложений (т. 7, оборотная сторона листа дела 122, 123-192 (включая оборотные стороны)) не подписаны руководителем комиссии.
С учетом изложенного, является обоснованным вывод суда первой инстанции о наличии процессуальных нарушениях, допущенных фондом при оформлении результатов проверки ООО "Клиника", выраженных в акте от 11.06.2021 N 1, содержащем требование о возврате денежных средств и уплате штрафа.
Аргумент ТФОМС Смоленской области о том, что удовлетворение судом заявленных требований о признании недействительным требования ТФОМС Смоленской области, содержащегося в акте от 11.06.2021 N 1, противоречит выводу суда о том, что данный акт не является ненормативным правовым актом, не принимается апелляционной коллегией на основании следующего.
В соответствии со статьей 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Из вышеуказанных норм следует, что заинтересованные лица имеют право обжаловать в арбитражном суде только акты и решения, которые обладают признаками ненормативных правовых актов, не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушают права и законные интересы граждан или юридических лиц.
При этом оспариваемый акт должен быть юридически властным волеизъявлением полномочного органа, обращенным к конкретному лицу, направленным на возникновение, изменение или прекращение определенных правовых последствий, а также нарушать права заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Акты и решения, в которых отсутствуют обязательные для исполнения требования, не влекут правовых последствий и не могут затронуть права и законные интересы граждан или юридических лиц.
Обществом оспариваются акт проверки от 02.04.2021 N 10, сообщение от 25.06.2021 N 2512/1 о результатах рассмотрения возражений на акт контрольной проверки от 11.06.2021 N 1 и акт проверки от 11.06.2021 N 1.
Как верно заключил суд первой инстанции, данные акты и сообщение не являются ненормативными правовыми актами, подлежащими обжалованию в порядке главы 24 АПК РФ. Акты являются материальным оформлением результатов проведенных проверок, а сообщение - материальным оформлением результатов рассмотрения возражений общества на акт, не носят властный или публичный характер, не направлены на установление, изменение или прекращение прав и обязанностей общества, не создают препятствий для хозяйственной деятельности, не содержат обязательных предписаний, распоряжений, влияющих на права и интересы юридического лица и влекущих неблагоприятные для него правовые последствия.
В этой связи суд области правомерно прекратил производство по делу в части требований о признании недействительными акта от 02.04.2021 N 10, сообщения от 25.06.2021 N 2512/1 о результатах рассмотрения возражений на акт контрольной проверки от 11.06.2021 N 1, акта от 11.06.2021 N 1 контрольной выездной проверки на основании пункта 1 части 1 статьи 150 АПК РФ.
В то же время, принимая во внимание, что после заключительной части акта от 11.06.2021 N 1 контрольной выездной проверки содержится требование восстановить на расчетный счет УФК по Смоленской области средства, использованные не по целевому назначению, и уплатить штраф, которое носит властно-распорядительный характер, суд правомерно рассмотрел вопрос о законности и обоснованности данного требования по правилам главы 24 АПК РФ.
Ссылки фонда на судебную практику являются несостоятельными, поскольку указанные им судебные акты приняты по иным фактическим обстоятельствам.
Все доводы и аргументы апелляционной жалобы проверены судом апелляционной инстанции, признаются несостоятельными, поскольку не опровергают законности принятого по делу судебного акта и основаны на неверном толковании норм действующего законодательства, обстоятельств дела.
Судебный акт принят при правильном применении норм материального права, содержащиеся в нем выводы суда не противоречат установленным по делу фактическим обстоятельства и имеющимся доказательствам.
Нарушений норм процессуального права, влекущих по правилам части 4 статьи 270 АПК РФ безусловную отмену судебного акта, апелляционным судом не установлено.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Смоленской области от 14.10.2022 по делу N А62-5972/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Д.В. Большаков |
Судьи |
Е.В. Мордасов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А62-5972/2021
Истец: ООО "КЛИНИКА"
Ответчик: ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЙ ФОНД ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
Третье лицо: Малев Игорь Викторович