г. Москва |
|
23 апреля 2024 г. |
Дело N А41-82234/23 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 апреля 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 23 апреля 2024 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Погонцева М.И.,
судей Коновалова С.А., Семушкиной В.Н.,
при ведении протокола судебного заседания Рожковой Л.Д.,
при участии в заседании: согласно протоколу судебного заседания,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ИП Ахметбековой Т.Н. на решение Арбитражного суда Московской области от 13.02.2024 по делу N А41-82234/23, принятое судьей Обарчуком А.А., по иску ИП Ахметбековой Татьяны Николаевны (ОГРНИП.321774600176640) к Администрации Можайского городского округа Московской области (ОГРН.1025003472097) об оспаривании постановления, третье лицо: акционерное общество "Мособлгаз" (ОГРН. 1175024034734),
УСТАНОВИЛ:
Индивидуальный предприниматель Ахметбекова Татьяна Николаевна (далее - заявитель, предприниматель) обратилась в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Администрации Можайского городского округа Московской области (далее - Администрация Можайского г.о.) о признании незаконным и отмене Постановления от 13.07.2023 N 2971-П об установлении публичного сервитута в порядке главы V.7. Земельного кодекса Российской Федерации по адресу: Московская область, Можайский городской округ, на земельный участок с кадастровым номером 50:18:0050403:204, в пользу акционерного общества "Мособлгаз" в целях размещения линейного объекта "Распределительный газопровод среднего давления Р 0,3 Мпа, расположенный по адресу: Московская область, Можайский городской округ, д. Глядково.
Решением Арбитражного суда Московской области от 13.02.2024 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда, истец обратился в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, полагая, что обжалуемый судебный акт подлежит отмене в связи с неполным выяснением обстоятельств, имеющих значение для дела, неправильным применением норм материального и нарушением норм процессуального права.
В материалы дела от третьего лица поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором указано на законность обжалуемого судебного акта.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции судебного акта проверены арбитражным апелляционным судом в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Апелляционная жалоба рассмотрена в соответствии с нормами статей 121 - 123, 153, 156 АПК РФ, в отсутствие неявившихся участников арбитражного процесса, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе публично путем размещения информации на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru и не заявивших о его отложении, в соответствии с частью 1 статьи 266 и частью 3 статьи 156 АПК РФ.
Представитель ИП Ахметбековой Т.Н. поддержал доводы своей жалобы, просил обжалуемый судебный акт отменить.
Представитель Администрации Можайского городского округа Московской области возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, просил оставить обжалуемый судебный акт без изменения.
Представитель АО "Мособлгаз" возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, просил оставить обжалуемый судебный акт без изменения.
Выслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, изучив доводы апелляционной жалобы, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для изменения или отмены обжалуемого судебного акта в силу следующего.
Как следует из материалов дела, заявителю на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером 50:18:0050403:204, расположенный по адресным ориентирам: Московская область, Можайский район.
Постановлением Администрации Можайского городского округа Московской области от 13.07.2023 N 2971-П в пользу АО "Мособлгаз" установлен публичный сервитут сроком на 588 месяцев в отношении земельного участка с кадастровым номером 50:18:0050403:204 в целях размещения линейного объекта "Распределительный газопровод среднего давления Р 0,3 Мпа, догазификации деревни Глядково Можайского городского округа Московской области.
Не согласившись с вынесенным постановлением, предприниматель обратилась в арбитражный суд с требованием о признании его незаконным и восстановлении нарушенных прав.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции руководствовался следующими обстоятельствами.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
При рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов арбитражный суд обязан осуществить проверку оспариваемого акта или его отдельных положений и установить их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, установить наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, а также установить, нарушают ли оспариваемый акт права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 4 статьи 200 АПК РФ).
В соответствии со статьей 8.1 Федерального закона от 31.03.1999 N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" (далее - Закона о газоснабжении в Российской Федерации) к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации газоснабжения населения на соответствующих территориях относятся:
- подготовка населения к использованию газа в соответствии с межрегиональными и региональными программами газификации жилищно-коммунального хозяйства, промышленного и иных организаций;
- согласование схем расположения объектов газоснабжения, используемых для обеспечения населения газом.
Полномочия органов местного самоуправления, предусмотренные частью первой настоящей статьи, на территории сельского поселения и межселенной территории реализуются органами местного самоуправления муниципального района, в состав которого входят сельское поселение и (или) межселенная территория, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации.
На основании статьи 28 Закона о газоснабжении в Российской Федерации в целях строительства, реконструкции и (или) эксплуатации объектов систем газоснабжения земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в соответствии с земельным законодательством.
Для строительства, реконструкции, капитального или текущего ремонта и (или) эксплуатации линейных объектов систем газоснабжения в случаях и порядке, установленных законодательством Российской Федерации, могут быть установлены сервитут, публичный сервитут либо может осуществляться использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без их предоставления и установления сервитута, публичного сервитута.
Согласно пункту 18 статьи 23 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) порядок установления публичного сервитута в отношении земельных участков и (или) земель для их использования в целях, предусмотренных статьей 39.37 настоящего Кодекса, срок публичного сервитута, условия его осуществления и порядок определения платы за такой сервитут устанавливаются главой V.7 настоящего Кодекса.
Сервитут устанавливается в соответствии с гражданским законодательством, а в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, с учетом особенностей, предусмотренных главой V.3 настоящего Кодекса (пункт 1 статьи 23 ЗК РФ).
Согласно пункту 2 статьи 23 ЗК РФ сервитут может быть установлен решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления в целях обеспечения государственных или муниципальных нужд, а также нужд местного населения без изъятия земельных участков (публичный сервитут).
Публичный сервитут устанавливается в соответствии с настоящим Кодексом. К правоотношениям, возникающим в связи с установлением, осуществлением и прекращением действия публичного сервитута, положения Гражданского кодекса Российской Федерации о сервитуте и положения главы V.3 настоящего Кодекса не применяются (пункт 3 указанной статьи).
В силу подпункта 8 пункта 4 статьи 23 ЗК РФ публичный сервитут может устанавливаться для использования земельного участка в целях, предусмотренных статьей 39.37 настоящего Кодекса.
Сервитут, публичный сервитут должны устанавливаться и осуществляться на условиях, наименее обременительных для использования земельного участка в соответствии с его целевым назначением и разрешенным использованием (пункт 8 статьи 23 ЗК РФ).
Как следует из подпункта 1 статьи 39.37 ЗК РФ в порядке, предусмотренном настоящей главой, публичный сервитут устанавливается для строительства, реконструкции, эксплуатации, капитального ремонта объектов электросетевого хозяйства, тепловых сетей, водопроводных сетей, сетей водоотведения, линий и сооружений связи, линейных объектов системы газоснабжения, нефтепроводов и нефтепродуктопроводов, их неотъемлемых технологических частей, если указанные объекты являются объектами федерального, регионального или местного значения, либо необходимы для организации электро-, газо-, тепло-, водоснабжения населения и водоотведения, подключения (технологического присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения, либо переносятся в связи с изъятием земельных участков, на которых они ранее располагались, для государственных или муниципальных нужд (далее также - инженерные сооружения).
Согласно пункту 5 статьи 23 ЗК РФ публичный сервитут может быть установлен в отношении одного или нескольких земельных участков и (или) земель.
Обременение земельного участка сервитутом, публичным сервитутом не лишает правообладателя такого земельного участка прав владения, пользования и (или) распоряжения таким земельным участком.
Подпунктом 1 статьи 39.40 ЗК РФ определено, что с ходатайством об установлении публичного сервитута вправе обратиться организация являющаяся субъектом естественных монополий, - в случаях установления публичного сервитута для размещения, капитального ремонта инженерных сооружений, обеспечивающих деятельность этого субъекта, а также для проведения инженерных изысканий в целях подготовки документации по планировке территории, предусматривающей размещение указанных сооружений, инженерных изысканий для их строительства, реконструкции.
Как видно из материалов дела, АО "Мособлгаз" обратилось в Администрацию Можайского г.о. с Заявлением об установлении публичного сервитута, с целью строительства объектов электросетевого хозяйства - "Распределительный газопровод среднего давления Р 0,3 Мпа, расположенный по адресу: Московская область, Можайский городской округ, д. Глядково" для догазификации деревни Глядково Можайского городского округа Московской области.
В связи с представлением необходимого комплекта документов Постановлением от 13.07.2023 N 2971-П испрашиваемый публичный сервитут в пользу АО "Мособлгаз" установлен.
Строительство газопровода необходимо для догазификации деревни Глядково Можайского г.о. Солнечногорск, в том числе, в рамках заключенных публичных договоров на подключение (техническое присоединение) газоиспользующего оборудования жителей Дубровской Е.Э., Дмитриева М.Ф., Колбасовой М.В., проводимой в целях исполнения пункта 8 Перечня поручений Президента Российской Федерации от 02.05.2021 N Пр-753, в соответствии с Планом мероприятий ("дорожной карты") по внедрению социально ориентированной и экономический эффективной системы газификации и газоснабжения субъектов Российской Федерации, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.04.2021 N 1152-р, и Программой Правительства Московской области "Развитие газификации в Московской области до 2030 года, утвержденной Постановлением Правительства Московской области от 20.12.2004 N 778/50.
Как пояснил представитель АО "Мособлгаз" альтернативного варианта прокладки газопровода нет, так как на земельном участке с кадастровым номером 50:18:0050403:204 осуществляется присоединение к уже существующему газопроводу среднего давления (выход из ГРПШ) по Техническим условиям от 06.09.2022 N 9648-35ДНП/1.
Место расположения проектируемого газопровода, выбрано исходя из кратчайшего расстояния от начальной к конечной точке, с учетом плотности застройки и расположения существующих коммуникаций и рельефа местности и оптимального створа перехода через естественные и искусственные препятствия. Участок свободен от зданий и сооружений, что позволит обеспечить безопасную эксплуатацию инженерного сооружения.
Строительство и эксплуатация трассы газопровода, исключающее размещение на земельных участках, находящихся в собственности (пользовании) физических и юридических лиц невозможно, в связи с тем, что ГРПБ и Газопровод межпоселковый до д. Глядково Можайского г.о. Московской области, введенный в эксплуатацию 01.06.2009 г, являющийся единственным источником для догазификации д. Глядково Можайского г.о. расположен на земельном участке с кадастровым номером 50:18:0050403:204.
Альтернативных источников газоснабжения в населенном пункте дер. Глядково Можайского городского округа Московской области не имеется.
Проект разрабатывался с соблюдением нормативных расстояний до существующих в зоне строительства сетей инженерно-технического обеспечения, зданий и сооружений, в соответствии с требованиями Технического регламента о безопасности сетей газораспределения и газопотребления, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2010 N 870 и СП 62.13330.2011 "Газораспределительные системы. Актуализированная редакция СНиП 42-01-2002".
Согласно пункту 5.2.1 СП 62.13330.2011 при прокладке газопроводов на пахотных и орошаемых землях глубина заложения должна быть не менее 1,2 м до верха трубы, что обусловлено требованиями к безопасности и эксплуатационным характеристикам сетей газораспределения.
Кроме того, вопреки доводам истца, в материалы дела приобщены приложения к ходатайству об установлении публичного сервитута, в соответствии с которыми указаны расчеты, доводы, касающиеся наиболее целесообразного способа установления публичного сервитута:
Проектно-изыскательские работы для строительства линейного объекта "Распределительный газопровод среднего давления Р 0,3 МПа, расположенный по адресу: Московская область, Можайский городской округ, д. Глядково. Догазификация деревни Глядково, Можайский городской округ Московская область."), (далее - газопровод) выполняются в целях газификации жилых домов, расположенных на земельных участках с кадастровыми номерами 50:18:0050403:43, 50:18:0050403:161, 50:18:0050308:016, 50:18:0050403:0006, 50:18:0050308:149, 50:18:0050308:127, 50:18:0050403:545, 50:18:0050308:35,50:18:0050308:002, 50:18:0050308:77, 50:18:0050308:32, 50:18:0050308:143 50:18:0050308:015, 50:18:0050308:398, 50:18:0050308:175, 50:18:0050308:004, 50:18:0050308:223, 50:18:0050308:45, 50:18:0050308:82, 50:18:0050308:50, 50:18:0050308:163 50:18:0050308:126, 50:18:0050308:420, 50:18:0050308:83, 50:18:0050308:0037, 50:18:0050308:0080, 50:18:0050308:426, 50:18:0050308:225,50:18:0050308:409,50:18:0050308:230,50:18:0050308:782,50:18:0050403:20,50:18:0050308:101,50:18:0050308:225,50:18:0050403:193,50:18:0050403:25,50:18:0050308:208,50:18:0000000:65,50:18:0050308:0010,50:18:0050308:81,50:18:0050308:69,50:18:0050308:36,50:18:005030813650:18:0050308:410,50:18:0050308:423,50:18:0050308:125, 50:18:0050308:130 по адресу: Московская область, Можайский городской округ, д. Глядково, в соответствии с поручением Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 21.04.2021 (Перечень поручений утвержден Президентом РФ 02.05.2021 N Пр-753) для выполнения мероприятия по подводке газа до границ негазифицированных домовладений, расположенных в газифицированных населенных пунктах.
В процессе проектирования рассматривался один вариант прокладки трассы проектируемого газопровода: в связи с расположением места подключения к существующему газопроводу среднего давления (от существующего ГРПШ существующее отличающее устройство в надземном исполнении) на территории земельного участка 50:18:0050403:204.
Расположение проектируемого газопровода с соблюдением нормативов в соответствии с требованиями СП 62.13330.2011 на других земельных участках невозможна.
При этом, строительство газопровода произведено в соответствии с требованиями:
- Технического регламента о безопасности сетей газораспределения и газопотребления, утвержденного постановлением Правительства РФ от 29.10.010 N 870.
- СП 62.13330.2011 с изм. 1-4 "Свод правил. Газораспределительные системы. Актуализированная редакция СНИП 42-01-2002", утвержденного Приказом Минрегиона России от 27.12.2010 N 780.
-СП 42-101-2003 "Общие положения по проектированию и строительству газораспределительных систем из металлических и полиэтиленовых труб", утверждённого постановлением Госстроя России от 26.06.2003 N 112.
Повороты проектируемого газопровода среднего давления предполагается выполнить упругими изгибами (с радиусами не менее 25 наружных диаметров трубы) и отводами.
С целью безопасной эксплуатации построенного газопровода, АО "Мособлгаз" будет осуществлять работы по техническому обслуживанию и ремонту данного газопровода и технических устройств.
Охранные зоны газораспределительных сетей и сооружений на них устанавливаются в соответствии с "Правилами охраны газораспределительных сетей", утверждёнными Постановлением Правительства Российской Федерации N 878 с изм. от 20 ноября 2000 г.
Устанавливается следующая охранная зона: вдоль трасс наружных газопроводов - в виде территории, ограниченной условными линиями, проходящими на расстоянии 2 метров с каждой стороны газопровода.
Трасса подземного газопровода обозначается опознавательными знаками, нанесёнными на постоянные ориентиры. На опознавательных знаках указывается расстояние от газопровода, глубина его заложения и телефон аварийно-диспетчерской службы.
На земельные участки, попадающие в охранные зоны газораспределительных сетей, в целях предупреждения их повреждения или нарушения условий их нормальной эксплуатации налагаются ограничения (обременения), которыми запрещается:
- строить объекты жилищно-гражданского и производственного назначения; -перемещать, повреждать, засыпать и уничтожать опознавательные знаки, контрольно- измерительные пункты и другие устройства газораспределительных сетей;
- устраивать свалки и склады, разливать растворы кислот, солей, щелочей и других химически активных веществ;
- огораживать и перегораживать охранные зоны, препятствовать доступу персонала эксплуатационных организаций к газораспределительным сетям, проведению обслуживания и устранению повреждений газораспределительных сетей;
- разводить огонь и размещать источники огня;
- рыть погреба, копать и обрабатывать почву сельскохозяйственными и мелиоративными орудиями и механизмами на глубину более О.Зметра;
- открывать калитки и двери газорегуляторных пунктов, люки подземных колодцев, включать или отключать электроснабжение средств связи, освещения и систем телемеханики;
- набрасывать, приставлять и привязывать к опорам и надземным газопроводам, ограждениям и зданиям газораспределительных сетей посторонние предметы, лестницы, влезать на них;
- самовольно подключаться к газораспределительным сетям.
В приложения к ходатайству об установлении публичного сервитута также указано обоснование размещения инженерного сооружения на земельном участке, находящегося в собственности юридического лица.
Возможность размещения газопровода среднего Р 0,3 МПа давления на земельных участках общего пользования или в границах земель общего пользования, территории общего пользования, на землях и (или) земельном участке, находящихся в государственной муниципальной собственности и не предоставленных гражданам или юридическим лицам отсутствует.
Альтернативного варианта прокладки газопровода нет, так как на земельном участке с кадастровым номером N 50:18:0050403:204 осуществляется присоединение к существующему газопроводу среднего давления (выход из ГРПШ) по Техническим условия N 9648-35ДНП/1 от 06.09.2022 г. АО "Мособлгаз"
Учитывая это обстоятельство, проектом предусмотрено размещение газопровода на земельном участке с кадастровым номером N 50:18:0050403:204 и размещение строительной техники на период строительства в пределах полосы отвода, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения.
Таким образом, выбранный маршрут трассы газопровода обеспечивает расчетное давление газа у потребителя, выполнение всех действующих норм промышленной безопасности, доставку газа к потребителю по кратчайшему расстоянию, возможность и удобство проведения строительно-монтажных работ, сведение к минимуму обременяемых земельных участков, минимальный вред окружающей среде при строительстве и эксплуатации системы газораспределения, размещение на территории свободной от застройки, для обеспечения надежной и безопасной эксплуатации имеется доступ к трассе газопровода, имеется возможность использования существующей дорожной инфраструктуры для доставки материалов и оборудования в процессе строительства, отсутствует необходимость переустройства сторонних коммуникаций, отсутствие обременения газопроводом существующих зданий или сооружений.
Частью 2 статьи 78 ЗК РФ установлено, что использование земель сельскохозяйственного назначения или земельных участков в составе таких земель, предоставляемых на период осуществления строительства, реконструкции дорог, линий электропередачи, линий связи (в том числе линейно-кабельных сооружений), нефтепроводов, газопроводов и иных трубопроводов, и использование таких земельных участков и (или) земель для строительства, реконструкции, капитального или текущего ремонта, эксплуатации сооружений, указанных в подпункте 1 статьи 39.37 Земельного кодекса Российской Федерации, на основании публичного сервитута осуществляется при наличии утвержденного проекта рекультивации таких земель для нужд сельского хозяйства без перевода земель сельскохозяйственного назначения в земли иных категорий.
Соответственно, отнесение земельного участка к категории земель - земли сельскохозяйственного назначения и к особо ценным сельскохозяйственным угодьям не препятствует установлению публичного сервитута для строительства газопровода.
Дополнительным требованием к пользователю сервитута выступает необходимость разработки проекта рекультивации и проведения такой рекультивации по результатам строительства, что пунктом 1 Постановления от 13.07.2023 N 2971-П предусмотрено.
При этом, необходимость предоставления проекта рекультивации земель регулирует порядок использования земель сельскохозяйственного назначения, но не распространяется на регулирование правоотношений касающихся установления сервитута.
Как обоснованно указано судом первой инстанции, вопреки доводам апелляционной жалобы, согласованный план размещения нового газопровода является экономически обоснованным, отвечающим интересам всех заинтересованных в газификации лиц, с учетом целевого назначения и вида разрешенного использования земельных участков ("для сельскохозяйственного производства") прокладка под землей газопровода не является для заявителя обременительной вовсе, соответственно, положения пункта 8 статьи 23 ЗК РФ были соблюдены.
В письме от 30.05.2023 Исх. N 70 предприниматель предлагала место размещения газопровода, который по протяженности является практически одинаковым, но как пояснил представитель АО "Мособлгаз" в судебном заседании, прокладка газопровода параллельно имеющемуся газопроводу требует установления еще одной охранной зоны для нового участка газопровода, что в итоге приведет к установлению охранной зоны такой же площади, что и при выполнении работ по проекту АО "Мособлгаз".
Площадь публичного сервитута составляет 327 кв.м., из принадлежащих предпринимателю 35 387 кв.м., что не превышает 0,92 % от общей площади земельного участка заявителя, газопровод планируется вести в той же стороне, где ранее обустроен иной газопровод по кратчайшему пути от земель общего пользования до уже имеющегося ГРПБ, от планируемой ветки газопровода планируется ведение газопровода далее вдоль дороги в сторону реки Иночь.
Пунктом 1 статьи 39.43 ЗК РФ предусмотрено, что орган, уполномоченный на установление публичного сервитута, принимает решение об установлении публичного сервитута или об отказе в его установлении в течение:
1) двадцати дней со дня поступления ходатайства об установлении публичного сервитута и прилагаемых к ходатайству документов в целях, предусмотренных подпунктом 3 статьи 39.37 настоящего Кодекса;
2) тридцати дней со дня поступления ходатайства об установлении публичного сервитута и прилагаемых к ходатайству документов в целях, предусмотренных подпунктами 1, 2, 4, 4.1 и 5 статьи 39.37 настоящего Кодекса, а также в целях установления публичного сервитута для реконструкции участков (частей) инженерных сооружений, предусмотренного подпунктом 6 статьи 39.37 настоящего Кодекса, но не ранее чем пятнадцать дней со дня опубликования сообщения о поступившем ходатайстве об установлении публичного сервитута, предусмотренного подпунктом 1 пункта 3 статьи 39.42 настоящего Кодекса (за исключением случая, предусмотренного пунктом 10 статьи 39.42 настоящего Кодекса);
3) двадцати дней со дня поступления ходатайства об установлении публичного сервитута и прилагаемых к ходатайству документов в целях установления публичного сервитута для капитального ремонта участков (частей) инженерных сооружений, предусмотренного подпунктом 6 статьи 39.37 настоящего Кодекса.
АО "Мособлгаз" обладало правом на обращение с ходатайством об установлении публичного сервитута, оспариваемому постановлению предшествовала указанная выше процедура.
Вопреки доводам заявителя, сообщение о возможном установлении публичного сервитута в отношении земельного участка с кадастровым номером 50:18:0050403:204 было опубликовано на сайте Администрации Можайского г.о. 20.06.2023 г., что подтверждается представленным заинтересованным лицом скрин-шотом с сайта в сети Интернет, а также в газете "Новая жизнь" от 24.06.2023 за N 24 (13833).
Несмотря на то, что кадастровый номер земельного участка был указан с опечаткой "50:18:0050406:204" в приложенных к сообщению документах (Ходатайство об установлении сервитута и Описание границ сервитута) кадастровый номер участка был отражен корректно (https://admmozhaysk.ru/article/administratsiya-mozhajskogo-gorodskogo- okruga-moskovskoj-oblasti-rassmotrev-hodatajstvo-ao-mosoblgaz-no-p001-8312869498- 72621498-ot-14-06-2023-ob-ustanovlenii-publichnogo-servituta-dlya-razmescheniya-linejnogo-ob- ekta-raspredelitelnyj-gazoprovod-srednego-davleniya-r-0-3-mpa-raspolozhennyj-po-adresu- moskovskaya-oblast-mozhaj skij -gorodskoj -okrug-d-glyadkovo-dogazifikatsiya-derevni-glyadkovo- mozhaj skij -gorodskoj -okrug-moskovskaya-oblast-soobschaet-o-vozmozhnom-ustanovlenii- publichnogo-servituta-v-otnoshenii-zemelnogo-uchastka-s-kadastrovym-nomerom-50-18-0050406- 204-raspolozhennogo-v-mozhajskom-gorodskom-okruge-moskovskoj-oblasti-475193), в связи с чем, учитывая переписку заявителя с АО "Мособлгаз" ранее и ведение последним подготовительных работ по обустройству газопровода, ИП Ахметбекова Т.Н. была в курсе о желании АО "Мособлгаз" установить сервитут и могла по адресным ориентирам идентифицировать свой земельный участок.
Судом первой инстанции установлено, что в письме от 30.05.2023 Исх. N 70 отражено, что предпринимателем 29.05.2023 г. получен проект договора безвозмездного пользования части земельного участка, однако, Ахметбекова Т.Н. от его подписания отказалась, т.е. о возможности установления публичного сервитута имела представление, но с предложенным вариантом не согласилась, соответственно, своевременное выявление сообщения об установлении публичного сервитута не могло бы повлечь изменения схемы прокладки газопровода.
Кроме того, как разъяснено в пункте 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
Судом первой инстанции правомерно отмечено, что в настоящем случае не усматривается нарушения каких-либо прав и законных интересов предпринимателя, поскольку установлением публичного сервитута в указанных в постановлении границах заявитель имеет право пользоваться земельными участками с полном объеме в соответствии с их разрешенным использованием.
Согласно Выписки из ЕГРН от 21.06.2023 N КУВИ-001/20230143221398 спорный земельный участок имеет вид разрешенного использования "для сельскохозяйственного производства", в связи с чем, установление публичного сервитута на их части не может каким-либо образом быть обременительным для их использования в соответствии с его целевым назначением и разрешенным использованием (пункт 8 статьи 23 ЗК РФ).
В ходе рассмотрения дела представитель предприниматель пояснил, что спорные земельные участки планируются к застройке, однако, в нарушение статьи 65 АПК РФ доказательства планируемого строительства объектов для сельскохозяйственного производства в месте установленного Администрацией Можайского г.о. публичного сервитута в материалы дела не представлены, напротив, из фотографии земельного участка следует, что какие-либо объекты на нем отсутствуют, обработка земельного участка не ведется, в связи с чем, Администрацией Можайского г.о. обоснованно учитывалось текущее целевое назначение участков и разрешенное использование, отраженные в сведениях ЕГРН.
Следовательно, сервитут на часть земельного участка с кадастровым номером 50:18:0050403:204 установлен в соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации, обеспечивает оптимальное использование территории земельного участка и безопасную эксплуатацию инженерного сооружения.
Установление возможных ограничений в отношении земельных участков не влечет нарушение каких-либо прав заявителя по использованию земельных участков в соответствии с установленным для них видом разрешенного использования ("для сельскохозяйственного производства"), так как прокладка подземного газопровода на глубине не менее 1,5 - 2 метров не препятствует соответствующей деятельности, а именно: деятельности по растениеводству, выращиванию зерновых и иных сельскохозяйственных культур, садоводство, виноградарство, выращиванию льна и конопли, животноводству, скотоводству, звероводству, птицеводству, свиноводству, пчеловодству, рыбоводству, научному обеспечению сельского хозяйства, хранению и переработке сельскохозяйственной продукции, ведению личного подсобного хозяйства на полевых участках, по размещению питомников, обеспечению сельскохозяйственного производства, сенокошению, выпасу сельскохозяйственных животных (пункты 1.0-1.19 Классификатора видов разрешенного использования земельных участков, утвержденного Приказом Росреестра от 10.11.2020 N П/0412).
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Обжалуя решение арбитражного суда первой инстанции по настоящему делу, заявитель не указывает каких-либо конкретных обстоятельств, по которым он не согласен с обжалуемым решением, а лишь повторно ссылается на те обстоятельства, которые им указаны в ходе рассмотрения дела в суде первой инстанции.
Таким образом, доводы заявителя направлены на переоценку обжалуемого судебного акта, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются апелляционным судом несостоятельными и не могут служить основанием для отмены оспариваемого решения суда.
Судом первой инстанции дана надлежащая оценка всем имеющимся в деле доказательствам, оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Оснований для переоценки выводов суда первой инстанции, сделанных при рассмотрении настоящего спора по существу, апелляционным судом не установлено.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием к отмене судебного акта, судом первой инстанции не допущено. Оснований для отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
Руководствуясь статьями 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 13.02.2024 по делу N А41-82234/23 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Московского округа через арбитражный суд первой инстанции в двухмесячный срок со дня его изготовления в полном объеме.
Председательствующий |
М.И. Погонцев |
Судьи |
С.А. Коновалов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-82234/2023
Истец: Ахметбекова Татьяна Николаевна
Ответчик: АДМИНИСТРАЦИЯ МОЖАЙСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Третье лицо: АО "МОСОБЛГАЗ", АДМИНИСТРАЦИЯ МОЖАЙСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ