30 января 2023 г. |
Дело N А83-16524/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25.01.2023.
Постановление изготовлено в полном объеме 30.01.2023.
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Сикорской Н.И., судей Евдокимова И.В., Остаповой Е.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Мкртчяном Д.А.,
при участии:
от Алиевой Эльвины Исметовны - Вишневский Д.Д., представитель по доверенности N 82/56-н/82-2022-1876 от 21.03.2022, личность удостоверена паспортом гражданина Российской Федерации, представлен диплом;
от Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю - Янмин В.В., представитель по доверенности N 1 от 09.01.2023, личность удостоверена паспортом гражданина Российской Федерации, представлен диплом;
рассмотрев в открытом судебном заседании дело N А83-16524/2021 по правилам, установленным АПК РФ для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции,
по исковому заявлению Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю (ОГРН 1149102010606, ИНН 9102007869)
к Администрации Трудовского сельского поселения Симферопольского района Республики Крым, Обществу с ограниченной ответственностью "Спирит" (предыдущее наименование - ООО "Два плюс"), Алиевой Эльвине Исметовне; Аметовой Земине Казимовне; Аплаевой Ление Ризаевне; Асановой Алие Ибрамовне; Асановой Диларам Абдулаевне; Бочарову Андрею Олеговичу; Гусейнову Идаяту Ашрафовичу; Джейранову Кузьме Кузьмичу; Заитовой Лиле Аметовне; Ибрагимовой Динаре Тагировне; Ибрагимовой Эльвине Рустемовне; Кафадар Амету Фахриевичу; Макухину Дмитрию Николаевичу; Небиевой Эльвине Асановне; Халилову Руслану Валерьевичу; Хамдамову Иброхиму Бобировичу; Челеби Халилу Маметовичу; Якубовой Лилии Рустемовне
о признании торгов недействительными,
УСТАНОВИЛ:
Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю (далее - истец, антимонопольный орган, Крымское УФАС) обратилось в Арбитражный суд Республики Крым с исковым заявлением к Администрации Трудовского сельского поселения Симферопольского района Республики Крым (далее - ответчик, Администрация), согласно которого просило суд признать недействительными торги, проведенные на основе постановления Администрации Трудовского сельского поселения Симферопольского района Республики Крым от 26.04.2021 г. N 443 "О проведении аукциона на право заключения договора аренды земельных участков, находящихся в муниципальной собственности Трудовского сельского поселения Симферопольского района Республики Крым" и в соответствии с извещением N 280421/50934533/01.
Исковое заявление мотивировано тем, что Администрацией и Обществом проведен аукцион с существенными нарушениями требований закона, в частности: извещение на сайте torgi.gov.ru размещено с нарушением тридцатидневного срока и в форме, которая создает препятствия для ознакомления с содержащейся в нем информацией, а также использовалась неверная информация для создания препятствий лицам, которые могли бы принять участие в аукционе.
Администрация исковые требования признала.
Решением Арбитражного суда Республики Крым 26.07.2022 исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с указанным решением суда первой инстанции, Алиева Э.И., Заитова Л.А., Небиева Э.А. обратились с апелляционными жалобами, в которых просили решение суда первой инстанции отменить.
Апелляционные жалобы мотивированы тем, что суд первой инстанции рассмотрел настоящее дело с нарушением норм процессуального права, без привлечения апеллянтов к участию в деле в качестве соответчиков. Кроме того, заявители указывают на не извещение последних о настоящем судебном процессе.
Определением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 04.10.2022 апелляционные жалобы приняты к производству суда апелляционной инстанции и назначена к совместному рассмотрению в судебном заседании.
Судебное разбирательство откладывалось по различным основаниям, в том числе в связи с привлечением соответчиков и переходом к рассмотрению дела по правилам, по правилам, установленным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции.
10.11.2022 от Заитовой Л.А., Небиевой Э.А. поступили дополнительные пояснения.
25.11.2022 от Администрации поступил отзыв на апелляционные жалобы.
05.12.2022 и 08.12.2022 от Заитовой Л.А., Небиевой Э.А. поступили дополнительные пояснения.
Протокольным определением от 08.12.2022 к материалам дела приобщены копии исковых заявлений Прокурора к Администрации Трудовского сельского поселения, а также Небиевой Э.А. и Алиевой Э.И.
Определением от 08.12.2022 суд апелляционной инстанции перешел к рассмотрению настоящего дела по правилам, установленным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции исходя из следующего.
Как следует из материалов дела, истцом заявлены требования о признании недействительными торгов на право аренды земельных участков, находящихся в муниципальной собственности.
Споры о признании торгов недействительными рассматриваются по правилам, предусмотренным для признания недействительными оспоримых сделок (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 14.12.2010 N 7781/10).
Торги являются способом заключения договора, а признание торгов недействительными влечет недействительность договора, заключенного с лицом, выигравшим торги. По этой причине предъявление требования о признании недействительными торгов означает также предъявление требования о недействительности сделки, заключенной по результатам торгов.
Признание торгов недействительными влечет аннулирование тех правовых последствий, которые являются результатом их проведения. Соответственно, решение по делу о признании результатов торгов недействительными напрямую затрагивает права и интересы лиц, заключивших договоры вследствие проведения торгов.
В настоящем случае суд первой инстанции без учета толкования положений пунктов 1 и 2 статьи 449 ГК РФ, данного Президиумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в постановлении от 15.07.2010 N 2814/10, рассмотрел дело, ограничившись заявленными истцом требованиями и не привлекая к участию в деле в качестве соответчиков лиц, с которыми заключены договоры вследствие проведенных торгов.
Аналогичная правовая позиция изложена в постановлении Арбитражного суда Центрального округа от 31.10.2019 N Ф10-4578/2019 по делу N А84-206/2019, а также определении Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 28.01.2016 по делу N301-ЭС15-12618 по делу А29-506/2014.
Учитывая фактические обстоятельства перешел к рассмотрению настоящего дела по правилам рассмотрения дел в суде первой инстанции и привлек к участию в деле в качестве соответчиков победителей торгов - Алиеву Эльвину Исметовну; Аметову Земине Казимовны; Аплаеву Ление Ризаевну; Асанову Алие Ибрамовну; Асанову Диларам Абдулаевну; Бочарова Андрея Олеговича; Гусейнова Идаят Ашрафовича; Джейранова Кузьму Кузьмича; Заитову Лилю Аметовну; Ибрагимову Динару Тагировну; Ибрагимову Эльвину Рустемовну; Кафадар Амета Фахриевича; Макухина Дмитрия Николаевича; Небиеву Эльвину Асановну; Халилова Руслана Валерьевича; Хамдамова Иброхима Бобировича; Челеби Халила Маметовича; Якубову Лилию Рустемовну.
18.01.2023 от Небиевой Э.А. поступил отзыв на апелляционную жалобу.
23.01.2023 от Алиевой Э.И. поступи письменные пояснения.
В судебном заседании 25.01.2023 представитель Крымского УФАС просил исковые требования удовлетворить, представитель Алиевой Э.И. просил отменить решение суда первой инстанции и передать дело в суд общей юрисдикции, к подсудности которого оно отнесено законом.
Протокольным определением от 25.01.2023 к материалам дела приобщены пояснения Крымского УФАС.
Иные лица в судебное заседание не явились, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в том числе путем опубликования указанной информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", с учетом положений части 6 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обязывающих участников арбитражного процесса после получения первого судебного акта по рассматриваемому делу самостоятельно предпринимать меры по получению информации о движении дела с использованием любых источников такой информации и любых средств связи, в связи с чем, суд на основании ст. ст. 121, 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации считает возможным рассмотрение апелляционной жалобы в отсутствие неявившихся лиц.
Рассмотрев заявление представителя Алиевой Э.И. о передаче дела на рассмотрение в суд общей юрисдикции, апелляционная коллегия пришла к выводу об отсутствии оснований для его удовлетворения исходя из следующего.
В соответствии со статьей 28 АПК РФ арбитражные суды рассматривают в порядке искового производства, возникающие из гражданских правоотношений экономические споры, и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными федеральными законами, другими организациями и гражданами, за исключением дел, рассматриваемых Московским городским судом в соответствии с частью третьей статьи 26 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Согласно статье 39 АПК РФ, если при рассмотрении дела в арбитражном суде выяснилось, что оно подлежит рассмотрению судом общей юрисдикции, арбитражный суд передает дело в верховный суд республики, краевой, областной суд, суд города федерального значения, суд автономной области или суд автономного округа того же субъекта Российской Федерации для направления его в суд общей юрисдикции, к подсудности которого оно отнесено законом.
Вместе с тем, в силу части 1 статьи 39 АПК РФ дело, принятое арбитражным судом к своему производству с соблюдением правил подсудности, должно быть рассмотрено им по существу, хотя бы в дальнейшем оно стало подсудным другому суду, в том числе суду общей юрисдикции.
Как следует из материалов дела, предметом спора по настоящему делу являются требования антимонопольного органа о признании недействительными торгов.
После принятия искового заявления к производству, с соблюдением правил о подсудности, определением от 23.12.2021 суд первой инстанции привлек к участию в деле качестве третьих лиц, победителей торгов (физических лиц).
Суд апелляционной инстанции, исходя из правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 15.07.2010 N 2814/10 и определении Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 28.01.2016 по делу N301-ЭС15-12618 по делу А29-506/2014, пришел к выводу о необходимости привлечения победителей торгов (физических лиц) к участию в настоящем деле в качестве соответчиков.
Истцом по настоящему делу является Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю, которое в своей деятельности руководствуется Федеральным законом от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Федеральный закон N135-ФЗ).
Так, подпунктом "з" пункта 6 статьи 23 указанного Федерального закона N 135-ФЗ установлено, что антимонопольный орган обращается в арбитражный суд с исками, заявлениями о нарушении антимонопольного законодательства, в том числе о признании торгов недействительными.
Характер заявленных исковых требований и статус истца свидетельствуют о наличии у арбитражного суда исключительной компетенции для рассмотрения настоящего дела. При этом изменение субъектного состава после принятия иска к производству с соблюдением правил подсудности не является, в силу закона, основанием для передачи дела в суд общей юрисдикции.
С учетом изложенного, заявленное представителем Алиевой Э.И. ходатайство о передаче дела в суд общей юрисдикции не подлежит удовлетворению.
Повторно рассмотрев дело по правилам статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, суд апелляционной инстанции установил следующее.
Как следует из материалов дела, Администрацией Трудовского сельского поселения Симферопольского района Республики Крым 26.04.2021 принято постановление N 443 "О проведении аукциона на право заключения договора аренды земельных участков, находящихся в муниципальной собственности Трудовского сельского поселения Симферопольского района Республики Крым" и поручено ООО "Два Плюс" провести соответствующий аукцион.
Организатором торгов 29.04.2021 размещено на официальном сайте для размещения информации о проведении торгов - torgi.gov.ru извещение N 280421/50934533/01.
Дата и время начала приема заявок 30.04.2021 10:00, дата и время окончания приема заявок 26.05.2020 09:10, дата и время проведения аукциона 31.05.2021 11:00.
По результатам рассмотрения заявок и документов участников аукциона, комиссией по проведению аукциона торги были признаны несостоявшимися в связи с тем, что по каждому лоту была представлена одна заявка.
Крымское УФАС усмотрев нарушения при организации и проведении торгов, обратилось в арбитражный суд с настоящим исковым заявлением.
Суд первой инстанции исковые требования удовлетворил в полном объеме.
Изучив материалы дела, оценив доводы искового заявления, проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Согласно части 1 статьи 3 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее Закон N 135-ФЗ) настоящий Федеральный закон распространяется на отношения, которые связаны с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, и в которых участвуют российские юридические лица и иностранные юридические лица, организации, федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации, а также государственные внебюджетные фонды, Центральный банк Российской Федерации, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели.
В соответствии с подпунктом з) пункта 6 статьи 23 Закона N 135-ФЗ, антимонопольный орган обладает полномочием на обращение в арбитражный суд с исками, заявлениями о нарушении антимонопольного законодательства, в том числе с исками, заявлениями: о признании торгов недействительными.
Согласно пункта 1 статьи 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) решение о проведении аукциона по продаже земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, принимается уполномоченным органом, в том числе по заявлениям граждан или юридических лиц.
Пунктом 9 указанной статьи предусмотрено, что аукцион является открытым по составу участников, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 10 настоящей статьи.
Пунктом 10 статьи 39.11 ЗК РФ установлено, что участниками аукциона, проводимого в случае, предусмотренном пунктом 7 статьи 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации, могут являться только граждане или в случае предоставления земельного участка для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности - граждане и крестьянские (фермерские) хозяйства.
Согласно статьи 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации в случае поступления заявления гражданина о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, заявления гражданина или крестьянского (фермерского) хозяйства о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности уполномоченный орган в срок, не превышающий тридцати дней с даты поступления любого из этих заявлений, совершает одно из следующих действий: 1) обеспечивает опубликование извещения о предоставлении земельного участка для указанных целей (далее в настоящей статье - извещение) в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, городского округа, по месту нахождения земельного участка и размещает извещение на официальном сайте, а также на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"; 2) принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка или об отказе в предоставлении земельного участка в соответствии с пунктом 8 статьи 39.15 или статьей 39.16 настоящего Кодекса.
Исходя из системного толкования нормативно-правовых предписаний, предусмотренных статьями 39.11 и 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что аукцион на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, может проводиться по двум основаниям по инициативе собственника и по инициативе граждан и крестьянских (фермерских) хозяйств. При этом во втором случае, участниками аукциона земельный участки могут быть предоставлены исключительно данному кругу субъектов, т.е. гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйствам.
Следовательно, основание и проведение аукциона, участниками которого могут быть только граждане и крестьянские (фермерские) хозяйства, регламентируются статьей 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации.
Статьей 18 Закона Республики Крым от 15.01.2015 N 66-ЗРК/2015 "О предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и некоторых вопросах земельных отношений" закреплено, что положения статьи 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации в части особенностей предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства вступают в силу с 01.01.2023 года (абзац 2 части 1). Аукционы по продаже земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, или аукционы на право заключения договоров аренды земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, до 1 января 2023 года могут быть проведены только по инициативе уполномоченного органа, за исключением аукционов по продаже земельных участков или на право заключения договоров аренды земельных участков сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, правовое регулирование которых осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2002 г. N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (часть 4).
Согласно части 1 статьи 39.12 Земельного кодекса Российской Федерации предъявляются требования не только к документам граждан, но и юридических лиц. А частью 3 данной статьи установлено, что организатор аукциона в отношении заявителей - юридических лиц и индивидуальных предпринимателей запрашивает сведения о заявителе, содержащиеся соответственно в едином государственном реестре юридических лиц и едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия в федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей.
Поэтому аукцион согласно извещения N 280421/50934533/01 о проведении электронного аукциона на право заключения договоров аренды земельных участков организован и проведен в соответствии со статьей 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации, которая не предусматривает ограничения участников аукциона, а значит, затрагивает права и законные интересы не только граждан, но и иных субъектов, в том числе субъектов хозяйствования, которые могли бы принять участие в аукционе.
Более того, поводом для проведения аукциона послужило постановление Администрации от 26.04.2021 N 443 "О проведении аукциона на право заключения договора аренды земельных участков, находящихся в муниципальной собственности Трудовского сельского поселения Симферопольского района Республики Крым".
Мотивировочная часть постановления от 26.04.2021 N 443 указывает на то, что решение о проведении электронного аукциона на право заключения договора аренды земельных участков, находящихся в муниципальной собственности Трудовского сельского поселения Симферопольского района Республики Крым, принято в том числе на основании Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ.
Пунктом 2 постановления от 26.04.2021 N 443 установлено, что способ проведения - аукцион в электронной форме, открытый по составу участников, что свидетельствует о том, что организованный аукцион не устанавливает ограничений по субъектному составу, к которому могут относиться в том числе субъекты хозяйствования.
Так, в извещении о проведении электронного аукциона на право заключения договора аренды земельных участков N 280421/50934533/01 абзац 4 содержит следующее предписание: "ООО "Два Плюс" действующее на основании договора поручения на организацию и проведение торгов от 26.04.2021, приглашает юридических лиц независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала, а также физических лиц, в том числе без образования юридического лица (индивидуальных предпринимателей) принять участие в открытом аукционе на право заключения договора аренды земельного участка".
Таким образом, Крымское УФАС обратилось в арбитражный суд с настоящим исковым заявлением в соответствии с установленными законом полномочиями.
Судом апелляционной инстанции установлено, что 29.04.2021 в 22:23 ч. Обществом как организатором торгов размещено сайте torgi.gov.ru извещение N 280421/50934533/01. Данный документ "Извещение.docx" содержит 1 белый пустой лист, общий вес документа составляет 9 кб.
18.05.2021 Организатором торгов извещение публикуется повторно. Однако документ в формате "docx" состоит из 43 листов, из которых первые 20 листов являются белыми и пустыми (не содержащими никакой информации), а остальные 23 листа "забелены" - цвет текста представляет собой: "Белый, Фон 1, более темный оттенок 5 %".
В соответствии с частью 21 статьи 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации извещение о проведении аукциона должно содержать сведения:1) об организаторе аукциона;2) об уполномоченном органе и о реквизитах решения о проведении аукциона;3) о месте, дате, времени и порядке проведения аукциона;4) о предмете аукциона (в том числе о местоположении, площади и кадастровом номере земельного участка), правах на земельный участок, об ограничениях этих прав, о разрешенном использовании и принадлежности земельного участка к определенной категории земель, а также о максимально и (или) минимально допустимых параметрах разрешенного строительства объекта капитального строительства (за исключением случаев, если в соответствии с основным видом разрешенного использования земельного участка не предусматривается строительство здания, сооружения), о возможности подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения (за исключением сетей электроснабжения) (за исключением случаев, если в соответствии с основным видом разрешенного использования земельного участка не предусматривается строительство здания, сооружения);5) о начальной цене предмета аукциона;6) о "шаге аукциона";7) о форме заявки на участие в аукционе, порядке ее приема, об адресе места ее приема, о дате и времени начала и окончания приема заявок на участие в аукционе;8) о размере задатка, порядке его внесения участниками аукциона и возврата им задатка, банковских реквизитах счета для перечисления задатка;9) о сроке аренды земельного участка в случае проведения аукциона на право заключения договора аренды земельного участка. При этом срок аренды такого земельного участка устанавливается с учетом ограничений, предусмотренных пунктами 8 и 9 статьи 39.8 настоящего Кодекса;11) о льготах по арендной плате в отношении земельного участка, включенного в перечень государственного имущества или перечень муниципального имущества, предусмотренные частью 4 статьи 18 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", если такие льготы установлены соответственно нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами;12) об обязательстве по сносу здания, сооружения, объекта незавершенного строительства, которые расположены на земельном участке и в отношении которых принято решение о сносе самовольной постройки, в срок, не превышающий двенадцати месяцев;13) об обязательстве по сносу здания, сооружения, объекта незавершенного строительства, которые расположены на земельном участке и в отношении которых принято решение о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с установленными требованиями, либо по представлению в орган местного самоуправления поселения, городского округа по месту нахождения самовольной постройки или в случае, если самовольная постройка расположена на межселенной территории, в орган местного самоуправления муниципального района утвержденной проектной документации по реконструкции самовольной постройки в целях ее приведения в соответствие с установленными требованиями в срок, не превышающий двенадцати месяцев;14) об обязательстве по приведению в соответствие с установленными требованиями здания, сооружения, объекта незавершенного строительства, которые расположены на земельном участке и в отношении которых принято решение о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с установленными требованиями, в срок, не превышающий трех лет.
В нарушение требований части 21 статьи 39.11 ЗК РФ, размещенный 29.04.2021 сайте torgi.gov.ru документ "Извещение.docx" содержит 1 белый пустой лист (общий вес документа составляет 9 кб), который соответственно не содержал необходимых сведений.
В соответствии с частью 19 статьи 39.11 ЗК РФ извещение о проведении аукциона размещается на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о проведении торгов, определенном Правительством Российской Федерации, не менее чем за тридцать дней до дня проведения аукциона. Указанное извещение должно быть доступно для ознакомления всем заинтересованным лицам без взимания платы.
При этом извещение с содержащейся установленной законом информацией было фактически размещено на сайте torgi.gov.ru лишь 18.05.2021, что свидетельствует о нарушении тридцатидневного срока.
С учетом изложенного, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что указанные нарушения привели к тому, что извещение не было доступно для ознакомления всем заинтересованным лицам, что противоречит части 19 статьи 39.11 ЗК РФ.
Также в соответствии с частью 20 статьи 39.11 ЗК РФ организатор аукциона обеспечивает опубликование извещения о проведении аукциона в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, городского округа, по месту нахождения земельного участка не менее чем за тридцать дней до дня проведения аукциона.
Согласно абзацев 2, 3 части 2 статьи 47 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" официальным опубликованием муниципального правового акта или соглашения, заключенного между органами местного самоуправления, считается первая публикация его полного текста в периодическом печатном издании, распространяемом в соответствующем муниципальном образовании. Для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов и соглашений органы местного самоуправления вправе также использовать сетевое издание.
В материалы дела Администрацией не представлено относимых и допустимых доказательств, подтверждающих исполнение предписания части 20 статьи 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации и опубликования извещения в соответствии с абзацами 2, 3 части 2 статьи 47 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Более того судом апелляционной инстанции установлено, что сведения, опубликованные на сайте torgi.gov.ru 18.05.2021 содержали неполную информацию о реквизитах решения о проведении аукциона. В извещении указано: "Реквизиты решения о проведении аукциона: постановление от 26.04.2021 "О проведении электронного аукциона на право заключения договора аренды земельных участков, находящихся в муниципальной собственности".
При этом надлежащей публикацией извещения является постановление Администрации Трудовского сельского поселения Симферопольского района Республики Крым от 26.04.2021 г. N 443 "О проведении аукциона на право заключения договора аренды земельных участков, находящихся в муниципальной собственности Трудовского сельского поселения Симферопольского района Республики Крым".
Вышеуказанное постановление Администрации было размещено на сайте torgi.gov.ru лишь 31.05.2021 в 23:01, т.е. уже после окончания срока приема заявок на участие в аукционе, после опубликования результатов аукциона по всем лотам аукциона и нарушает требование пункта 2 части 21 статьи 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации.
Материалами дела подтверждаются доводы Крымского УФАС о том, что изначальные сведения, размещенные на сайте torgi.gov.ru, содержали недостоверные сведения и были изменены после окончания срока приема заявок на участие в аукционе 31.05.2021, в частности:
Дата и время последнего изменения |
Тип |
Объект |
Атрибут |
Новое значение |
Старое значение |
31.05.2021 23:01 |
Редактирование |
Извещение |
Дата и время окончания приёма заявок |
26.05.2021 09:10 |
26.05.2020 09:10 |
31.05.2021 23:01 |
Редактирование |
Лот N 1 |
Местоположение |
Крым Респ |
Ненецкий АО |
31.05.2021 23:01 |
Редактирование |
Лот N 1 |
Кадастровый номер |
указано в извещении (90:12:170301:749) |
указано в извещении |
31.05.2021 23:01 |
Редактирование |
Лот N 2 |
Местоположение |
Крым Респ |
Ненецкий АО |
31.05.2021 23:01 |
Редактирование |
Лот N 2 |
Кадастровый номер |
указано в извещении (90:12:170401:106) |
указано в извещении |
31.05.2021 23:01 |
Редактирование |
Лот N 3 |
Местоположение |
Крым Респ |
Ненецкий АО |
31.05.2021 23:01 |
Редактирование |
Лот N 3 |
Кадастровый номер |
указано в извещении (90:12:172601:65) |
указано в извещении |
31.05.2021 23:01 |
Редактирование |
Лот N 4 |
Местоположение |
Крым Респ |
Ненецкий АО |
31.05.2021 23:01 |
Редактирование |
Лот N 4 |
Кадастровый номер |
указано в извещении (90:12:172601:146) |
указано в извещении |
31.05.2021 23:01 |
Редактирование |
Лот N 5 |
Местоположение |
Крым Респ |
Ненецкий АО |
31.05.2021 23:01 |
Редактирование |
Лот N 5 |
Кадастровый номер |
указано в извещении (90:12:172601:145) |
указано в извещении |
31.05.2021 23:01 |
Редактирование |
Лот N 6 |
Местоположение |
Крым Респ |
Ненецкий АО |
31.05.2021 23:01 |
Редактирование |
Лот N 6 |
Кадастровый номер |
указано в извещении (90:12:170701:1461) |
указано в извещении |
31.05.2021 23:01 |
Редактирование |
Лот N 7 |
Местоположение |
Крым Респ |
Ненецкий АО |
31.05.2021 23:01 |
Редактирование |
Лот N 7 |
Кадастровый номер |
указано в извещении (90:12:170701:1454) |
указано в извещении |
31.05.2021 23:01 |
Редактирование |
Лот N 8 |
Местоположение |
Крым Респ |
Ненецкий АО |
31.05.2021 23:01 |
Редактирование |
Лот N 8 |
Кадастровый номер |
указано в извещении (90:12:170701:1455) |
указано в извещении |
31.05.2021 23:01 |
Редактирование |
Лот N 9 |
Местоположение |
Крым Респ |
Ненецкий АО |
31.05.2021 23:01 |
Редактирование |
Лот N 9 |
Кадастровый номер |
указано в извещении (90:12:170701:1452) |
указано в извещении |
31.05.2021 23:01 |
Редактирование |
Лот N 10 |
Местоположение |
Крым Респ |
Ненецкий АО |
31.05.2021 23:01 |
Редактирование |
Лот N 10 |
Кадастровый номер |
указано в извещении (90:12:170701:1457) |
указано в извещении |
31.05.2021 23:01 |
Редактирование |
Лот N 11 |
Местоположение |
Крым Респ |
Ненецкий АО |
31.05.2021 23:01 |
Редактирование |
Лот N 11 |
Кадастровый номер |
указано в извещении (90:12:170701:1448) |
указано в извещении |
31.05.2021 23:01 |
Редактирование |
Лот N 12 |
Местоположение |
Крым Респ |
Ненецкий АО |
31.05.2021 23:01 |
Редактирование |
Лот N 12 |
Кадастровый номер |
указано в извещении (90:12:170701:1449) |
указано в извещении |
31.05.2021 23:01 |
Редактирование |
Лот N 13 |
Местоположение |
Крым Респ |
Ненецкий АО |
31.05.2021 23:01 |
Редактирование |
Лот N 13 |
Кадастровый номер |
указано в извещении (90:12:170701:1450) |
указано в извещении |
31.05.2021 23:01 |
Редактирование |
Лот N 14 |
Местоположение |
Крым Респ |
Ненецкий АО |
31.05.2021 23:01 |
Редактирование |
Лот N 14 |
Кадастровый номер |
указано в извещении (90:12:170701:1451) |
указано в извещении |
31.05.2021 23:01 |
Редактирование |
Лот N 15 |
Местоположение |
Крым Респ |
Ненецкий АО |
31.05.2021 23:01 |
Редактирование |
Лот N 15 |
Кадастровый номер |
указано в извещении (90:12:170701:1453) |
указано в извещении |
31.05.2021 23:01 |
Редактирование |
Лот N 16 |
Местоположение |
Крым Респ |
Ненецкий АО |
31.05.2021 23:01 |
Редактирование |
Лот N 16 |
Кадастровый номер |
указано в извещении (90:12:170701:1456) |
00 |
31.05.2021 23:01 |
Редактирование |
Лот N 17 |
Местоположение |
Крым Респ |
Ненецкий АО |
31.05.2021 23:01 |
Редактирование |
Лот N 17 |
Кадастровый номер |
указано в извещении (90:12:170602:2816) |
00:2816 |
31.05.2021 23:01 |
Редактирование |
Лот N 18 |
Местоположение |
Крым Респ |
Ненецкий АО |
31.05.2021 23:01 |
Редактирование |
Лот N 18 |
Кадастровый номер |
указано в извещении (90:12:170601:3225) |
00:3225 |
31.05.2021 23:01 |
Редактирование |
Лот N 19 |
Местоположение |
Крым Респ |
Ненецкий АО |
31.05.2021 23:01 |
Редактирование |
Лот N 19 |
Кадастровый номер |
90:12:170601:3223 |
00:00:1706 01:3223 |
31.05.2021 23:01 |
Редактирование |
Лот N 20 |
Местоположение |
Крым Респ |
Ненецкий АО |
31.05.2021 23:01 |
Редактирование |
Лот N 20 |
Кадастровый номер |
90:12:170601:3227 |
00:00:1706 01:3227 |
31.05.2021 23:01 |
Редактирование |
Лот N 21 |
Местоположение |
Крым Респ |
Ненецкий АО |
31.05.2021 23:01 |
Редактирование |
Лот N 21 |
Кадастровый номер |
90:12:170601:3241 |
00:00:1706 01:3241 |
31.05.2021 23:01 |
Редактирование |
Лот N 22 |
Местоположение |
Крым Респ |
Ненецкий АО |
31.05.2021 23:01 |
Редактирование |
Лот N 22 |
Кадастровый номер |
90:12:170602:2815 |
00:00:1706 02:2815 |
31.05.2021 23:01 |
Редактирование |
Лот N 23 |
Местоположение |
Крым Респ |
Ненецкий АО |
31.05.2021 23:01 |
Редактирование |
Лот N 23 |
Кадастровый номер |
90:12:170602:2827 |
00:00:1706 02:2827 |
31.05.2021 23:01 |
Редактирование |
Лот N 24 |
Местоположение |
Крым Респ |
Ненецкий АО |
31.05.2021 23:01 |
Редактирование |
Лот N 24 |
Кадастровый номер |
90:12:170602:2825 |
00:00:1706 02:2825 |
31.05.2021 23:01 |
Редактирование |
Лот N 25 |
Местоположение |
Крым Респ |
Ненецкий АО |
31.05.2021 23:01 |
Редактирование |
Лот N 25 |
Кадастровый номер |
90:12:172601:13 |
00:00:0000 00:13 |
31.05.2021 23:01 |
Редактирование |
Лот N 26 |
Местоположение |
Крым Респ |
Ненецкий АО |
31.05.2021 23:01 |
Редактирование |
Лот N 26 |
Кадастровый номер |
90:12:172401:673 |
00:00:1724 01:673 |
31.05.2021 23:01 |
Редактирование |
Лот N 27 |
Местоположение |
Крым Респ |
Ненецкий АО |
31.05.2021 23:01 |
Редактирование |
Лот N 27 |
Кадастровый номер |
90:12:172401:672 |
00:00:672 |
31.05.2021 23:01 |
Редактирование |
Лот N 28 |
Местоположение |
Крым Респ |
Ненецкий АО |
31.05.2021 23:01 |
Редактирование |
Лот N 28 |
Кадастровый номер |
90:12:172401:669 |
00:00669 |
Как следует из приведенной выше таблицы местоположение земельных участков изначально было определено "Ненецкий АО", а лишь после окончания приема заявок были внесены изменения и указано "Крым Респ".
Более того, в период приема заявок (с 30.04.2021 10:00 по 26.05.2021 09:10) на сайте torgi.gov.ru по извещению 280421/50934533/01 была заполнена неверная информация о дате и времени окончания приёма заявок (был указан 2020 год), что также привело к ограничению или невозможности поиска для получения информации об организуемом аукционе.
В соответствии с пунктом 1 статьи 449 Гражданского кодекса Российской Федерации торги, проведенные с нарушением правил, установленных законом, могут быть признаны судом недействительными по иску заинтересованного лица в течение одного года со дня проведения торгов.
Торги могут быть признаны недействительными в том числе в случае, если были допущены иные существенные нарушения порядка проведения торгов, повлекшие неправильное определение цены продажи; были допущены иные нарушения правил, установленных законом.
С учетом вышеизложенного, заявленные Крымским УФАС исковые требования являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Доводы Небиевой Э.А., Заитовой Л.А. о ненадлежащем извещении указанных лиц о судебном процессе, коллегия судей полагает несостоятельными исходя из следующего.
Определением от 23.12.2021 суд привлек к участию в деле в качестве третьих лиц победителей торгов.
Так, из материалов дела следует, что копия определения от 23.12.2021 была направлена Небиевой Э.А. по адресу: Республика Крым, пос. Зуя, Белогорский район, ул. Комсомольская, д. 20, и получена последней 19.12.2021 (т. 2, л.д. 108-109).
Указанная копия определения была направлена Заитовой Л.А. по адресу: Республика Крым, г. Белогорск, ул. Б. Хмельницкого, д. 12 (данный адрес указан заявителем и в апелляционной жалобе) и возвращена в суд первой инстанции с отметкой почтового отделения "истек срок хранения". (т. 3, л.д. 29-30)
В соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле, и иные участники арбитражного процесса считаются извещенными надлежащим образом арбитражным судом, если несмотря на почтовое извещение, адресат не явился за получением копии судебного акта, направленной арбитражным судом в установленном порядке, о чем организация почтовой связи уведомила арбитражный суд.
В силу части 2 статьи 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий.
При таких обстоятельствах апелляционный суд приходит к выводу, что Небиева Э.А. и Заитова Л.А. надлежащим образом извещены судом первой инстанции о настоящем судебном процессе.
В соответствии с частью 2 статьи 269 АПК РФ, по результатам рассмотрения апелляционной жалобы арбитражный суд апелляционной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по делу новый судебный акт.
Согласно подпункту 4 пункта 1 статьи 270 АПК РФ нарушение или неправильное применение норм процессуального права является основанием для отмены или изменения решения суда первой инстанции.
Ввиду допущенного судом первой инстанции нарушения норм процессуального права, решение Арбитражного суда Республики Крым от 26.07.2022 по настоящему делу подлежит отмене с принятием нового судебного акта об удовлетворении исковых требований.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на подателя жалобы.
На основании статьи 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
в удовлетворении ходатайства представителя Алиевой Эльвины Исметовны Вишневского Дениса Дмитриевича о передаче дела на рассмотрение в суд общей юрисдикции - отказать.
Решение Арбитражного суда Республики Крым от 26 июля 2022 года по делу N А83-16524/2021 отменить.
Принять по делу новый судебный акт.
Исковые требования удовлетворить в полном объеме.
Признать недействительными торги, проведенные на основе постановления Администрации Трудовского сельского поселения Симферопольского района Республики Крым от 26.04.2021 г. N 443 "О проведении аукциона на право заключения договора аренды земельных участков, находящихся в муниципальной собственности Трудовского сельского поселения Симферопольского района Республики Крым" и в соответствии с извещением N 280421/50934533/01.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок в порядке, установленном статьей 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Н.И. Сикорская |
Судьи |
И.В. Евдокимов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А83-16524/2021
Истец: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО РЕСПУБЛИКЕ КРЫМ И ГОРОДУ СЕВАСТОПОЛЮ
Ответчик: ООО "СПИРИТ"
Третье лицо: Алиева Э. И., Аметова З. К., Аплаева Л. Р., Асанова А. И., Асанова Д. А., Бочаров А. О., Гусейнов И. А., Джейранов К. К., Заитова Л. А., Ибраимова Д. Т., Ибраимова Э. Р., Кафадар А. Ф., Макухин Дмитрий Николаевич, Небиева Эльвина Асановна, Халилов Руслан Валерьевич, Хамдамов Иброхим Бобирович, Челеби Халил Маметович, Якубова Лилия Рустемовна, Администрация Трудовского сельского поселения Симферопольского района Республики Крым, Вишневский Денис Дмитриевич, ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ ПО ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ И КАДАСТРУ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ