г. Санкт-Петербург |
|
30 января 2023 г. |
Дело N А21-4541/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 января 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 30 января 2023 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Г.В. Лебедева,
судей А.Б. Семеновой, Л.В. Зотеевой,
при ведении протокола судебного заседания: Т.А.Семакиной,
при участии:
от заявителя: Авимский В.А. - доверенность от 02.02.2022, Борисов П.П. - доверенность от 02.02.2022,
от заинтересованного лица: Шпакова Н.Э. - доверенность от 19.12.2022,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-39101/2022) Калининградской областной таможни на решение Арбитражного суда Калининградской области от 19.10.2022 по делу N А21-4541/2022, принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Автокраан" об оспаривании решения, обязании,
заинтересованное лицо - Калининградская областная таможня,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Автокраан" (ООО "Автокраан") (далее также - заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением к Калининградской областной таможне (далее также - заинтересованное лицо, Таможня, таможенный орган) о признании незаконным решения от 30.01.2022 о внесении изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в ДТ N 10012020/261121/3007462; об обязании вернуть излишне уплаченные таможенные платежи в размере 93 015,59 рублей.
Решением суда от 19.10.2022 заявленные Обществом требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с вынесенным решением суда первой инстанции, Таможня направила апелляционную жалобу, в которой просит отменить обжалуемое решение, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных Обществом требований.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель указывает, что сведения о цене, фактически уплаченной/подлежащей уплате за товар по ДТ N 10012020/261121/3007462, должным образом не подтверждены, а в результате проверки не получены сведения о формировании цены товара, что в силу подпункта 2 пункта 1 статьи 39 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС) свидетельствует о наличии ограничения для применения первого метода определения таможенной стоимости в отношении товара, в связи с чем оспариваемое решение Таможни от 30.01.2022 о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в ДТ N 10012020/261121/3007462, является правомерным.
В судебном заседании представитель заинтересованного лица поддержал доводы апелляционной жалобы, представители заявителя возражали против удовлетворения апелляционной жалобы.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено арбитражным судом, ООО "Автокраан" для помещения товара под таможенную процедуру "свободная таможенная зона" подана декларация на товары (ДТ) N 10012020/061021/0121437.
Декларируемый товар - прицепной измельчитель древесных материалов с дизельным двигателем, не самоходный, бывший в употреблении, марки Vermeer, модель ВС1500, мощность 125 л.с., дата выпуска 01.12.2007.
Таможенная стоимость товара заявлена декларантом по первому методу определения таможенной стоимости по стоимости сделки с ввозимыми товарами исходя из сведений инвойса N GT1216 от 29.09.2021, контракта N 19 от 29.09.2021, экспортной декларации от 04.10.2021, заявления на перевод валюты N 19 от 30.09.2021 в размере 876 723 рублей.
В результат проведения таможенного контроля таможенным органом принята заявленная Обществом таможенная стоимость товара.
Для завершения процедуры свободной таможенной зоны Обществом на Калининградский таможенный пост Калининградской областной таможни для помещения товара под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления подана ДТ N 10012020/261121/3007462.
В ходе проверки документов и сведений о таможенной стоимости товара 28.11.2021 Таможней принято решение о проведении дополнительной проверки по ДТ N 10012020/261121/3007462, в связи с чем в адрес Общества направлен запрос о предоставлении дополнительных документов и сведений.
На запрос таможенного органа ООО "Автокраан" представило инвойс N GT1216 от 29.09.2021, контракт N 19 от 29.09.2021, экспортную декларацию от 04.10.2021, заявление на перевод валюты N 19 от 30.09.2021, документы по перевозке товара, техническую документацию, копию технического паспорта, техническое заключение об идентификации.
В связи с сомнением в достоверности заявленной цены в соответствии у декларанта запрошены дополнительные документы, необходимые для установления достоверности и полноты проверяемых сведений, заявленных в ДТ.
26.01.2022 на указанный запрос Обществом представлено коммерческое предложение продавца товара, перевод инвойса, пояснения о причинах отсутствия прайс-листа.
30.01.2022 Таможенным органом принято решение о доначислении таможенной стоимости по ДТ до 2 200 825 рублей на основании заключения таможенного эксперта от 24.12.2021 N 12401000/0036450 о рыночной стоимости декларируемого товара на территории Российской Федерации по состоянию на 06.10.2021 (2 640 990 рублей - 20% НДС), товар выпущен для внутреннего потребления.
Не согласившись с указанным решением, Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным.
Суд первой инстанции удовлетворил заявленные Обществом требования.
Исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и отзыва на апелляционную жалобу, выслушав доводы сторон, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы заинтересованного лица и отмены решения суда первой инстанции.
Таможенный контроль таможенной стоимости товаров, ввозимых на таможенную территорию Евразийского экономического союза, осуществляется в соответствии с главой 5 ТК ЕАЭС с применением форм таможенного контроля и мер, обеспечивающих проведение таможенного контроля, установленных ТК ЕАЭС.
В соответствии с пунктом 14 статьи 38 ТК ЕАЭС по общему правилу таможенная стоимость товаров определяется декларантом, а в случае, если в соответствии с пунктом 2 статьи 52 и с учетом пункта 3 статьи 71 настоящего Кодекса таможенные пошлины, налоги, специальные, антидемпинговые, компенсационные пошлины исчисляются таможенным органом, таможенная стоимость товаров определяется таможенным органом.
Пунктом 9 статьи 38 ТК ЕАЭС предусмотрено, что определение таможенной стоимости товаров не должно быть основано на использовании произвольной или фиктивной таможенной стоимости товаров.
Таможенная стоимость товаров и сведения, относящиеся к ее определению, должны основываться на достоверной, количественно определяемой и документально подтвержденной информации (пункт 10 статьи 38 ТК ЕАЭС).
В силу пункта 15 статьи 38 ТК ЕАЭС основой таможенной стоимости ввозимых товаров должна быть в максимально возможной степени стоимость сделки с этими товарами в значении, определенном статьей 39 данного Кодекса.
В случае невозможности определения таможенной стоимости ввозимых товаров по стоимости сделки с ними таможенная стоимость товаров определяется в соответствии со статьями 41 и 42 настоящего Кодекса, применяемыми последовательно.
При невозможности определения таможенной стоимости ввозимых товаров в соответствии со статьями 41 и 42 настоящего Кодекса в качестве основы для определения таможенной стоимости товаров может использоваться либо цена, по которой оцениваемые, идентичные или однородные товары были проданы на таможенной территории Союза, в соответствии со статьей 43 настоящего Кодекса, либо расчетная стоимость товаров в соответствии со статьей 44 настоящего Кодекса. Декларант имеет право выбрать очередность применения указанных статей при определении таможенной стоимости ввозимых товаров.
В случае если для определения таможенной стоимости ввозимых товаров невозможно применить статьи 39, 41 - 44 настоящего Кодекса, определение таможенной стоимости товаров осуществляется в соответствии со статьей 45 настоящего Кодекса.
Пунктом 1 статьи 45 ТК ЕАЭС предусмотрено, что таможенная стоимость товаров определяется исходя из принципов и положений главы 5 Кодекса на основе сведений, имеющихся на таможенной территории Союза (резервный метод - метод 6) в случае если таможенная стоимость ввозимых товаров не может быть определена в соответствии со статьями 39, 41 - 44 Кодекса.
Согласно пункту 1 статьи 39 ТК ЕАЭС таможенной стоимостью ввозимых товаров является стоимость сделки с ними, то есть цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате за эти товары при их продаже для вывоза таможенную территорию Союза и дополненная в соответствии со статьей настоящего Кодекса, при выполнении следующих условий:
1) отсутствуют ограничения в отношении прав покупателя на пользование и распоряжение товарами, за исключением ограничений, которые:
- ограничивают географический регион, в котором товары могут быть перепроданы;
- существенно не влияют на стоимость товаров;
- установлены актами органов Союза или законодательством государств-членов;
2) продажа товаров или их цена не зависит от каких-либо условий или обязательств, влияние которых на цену товаров не может быть количественно определено;
3) никакая часть дохода или выручки от последующей продажи, распоряжения иным способом или использования товаров покупателем не причитается прямо или косвенно продавцу, кроме случаев, когда в соответствии со статьей 40 Кодекса могут быть произведены дополнительные начисления;
4) покупатель и продавец не являются взаимосвязанными лицами, или покупатель и продавец являются взаимосвязанными лицами таким образом, что стоимость сделки с ввозимыми товарами приемлема для таможенных целей в соответствии с пунктом 4 настоящей статьи.
В случае если хотя бы одно из условий, указанных в пункте 1 настоящей статьи, не выполняется, цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате, не является приемлемой для определения таможенной стоимости ввозимых товаров и метод 1 не применяется (пункт 2 статьи 39 ТК ЕАЭС).
Согласно пункту 3 статьи 39 ТК ЕАЭС ценой, фактически уплаченной или подлежащей уплате за ввозимые товары, является общая сумма всех платежей за эти товары, осуществленных или подлежащих осуществлению покупателем непосредственно продавцу или иному лицу в пользу продавца. При этом платежи могут быть осуществлены прямо или косвенно в любой форме, не запрещенной законодательством государств-членов.
Исходя из изложенного, метод определения таможенной стоимости по стоимости сделки с ввозимыми товарами не может быть применен в случаях отсутствия документального подтверждения заключения сделки или отсутствия в документах, отражающих содержание сделки, ценовой информации, относящейся к количественно определенным характеристикам товара, условий поставки и оплаты либо наличия доказательств недостоверности таких сведений, то есть их необоснованного расхождения с аналогичными сведениями в других документах, выражающих содержание сделки, а также коммерческих, транспортных, платежных (расчетных) и иных документах, относящихся к одним и тем же товарам.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 313 ТК ЕАЭС при проведении таможенного контроля таможенной стоимости товаров, заявленной при таможенном декларировании, таможенным органом осуществляется проверка правильности определения и заявления таможенной стоимости товаров (выбора и применения метода определения таможенной стоимости товаров, структуры и величины таможенной стоимости товаров, документального подтверждения сведений о таможенной стоимости товаров).
При проведении контроля таможенной стоимости товаров таможенный орган вправе запросить у декларанта пояснения в письменной форме о факторах, влияющих на формирование цены товаров, а также об иных обстоятельствах, имеющих отношение к товарам, перемещаемым через таможенную границу Союза.
Согласно пункту 4 статьи 325 ТК ЕАЭС таможенный орган вправе запросить коммерческие, бухгалтерские документы, сертификат о происхождении товара и (или) иные документы и (или) сведения, в том числе письменные пояснения, необходимые для установления достоверности и полноты проверяемых сведений, заявленных в таможенной декларации, и (или) сведений, содержащихся в иных документах, в случае, если документы, представленные при подаче таможенной декларации либо представленные в соответствии с пунктом 2 данной статьи, не содержат необходимых сведений или должным образом не подтверждают заявленные сведения, либо если таможенным органом выявлены признаки несоблюдения положений ТК ЕАЭС и иных международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования и (или) законодательства государств-членов, в том числе недостоверности сведений, содержащихся в таких документах.
Запрос документов и (или) сведений у декларанта в соответствии с пунктом 4 статьи 325 ТК ЕАЭС должен быть обоснованным и должен содержать перечень признаков, указывающих на то, что сведения, заявленные в таможенной декларации, и (или) сведения, содержащиеся в иных документах, должным образом не подтверждены либо могут являться недостоверными, перечень дополнительно запрашиваемых документов и (или) сведений, а также сроки представления таких документов и (или) сведений.
Перечень запрашиваемых документов и (или) сведений определяется должностным лицом таможенного органа исходя из проверяемых сведений с учетом условий сделки с товарами, характеристик товара, его назначения, а также иных обстоятельств (пункт 5 статьи 325 ТК ЕАЭС).
В соответствии с пунктом 17 статьи 325 ТК ЕАЭС при завершении проверки таможенных, иных документов и (или) сведений в случае, если представленные в соответствии с настоящей статьей документы и (или) сведения либо объяснения причин, по которым такие документы и (или) сведения не могут быть представлены и (или) отсутствуют, либо результаты таможенного контроля в иных формах и (или) таможенной экспертизы товаров и (или) документов, проведенных в рамках такой проверки, не подтверждают соблюдение положений настоящего Кодекса, иных международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования и законодательства государств-членов, в том числе достоверность и (или) полноту проверяемых сведений, и (или) не устраняют оснований для проведения проверки таможенных, иных документов и (или) сведений, таможенным органом на основании информации, имеющейся в его распоряжении, принимается решение о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в таможенной декларации, в соответствии со статьей 112 настоящего Кодекса.
Как разъяснено в пункте 10 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26.11.2019 N 49 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике в связи с вступлением в силу Таможенного кодекса Евразийского экономического союза" (Постановление N 49), система оценки ввозимых товаров для таможенных целей, установленная Таможенным кодексом и основанная на статье VII ГАТТ 1994, исходит из их действительной стоимости - цены, по которой такие или аналогичные товары продаются или предлагаются для продажи при обычном ходе торговли в условиях полной конкуренции, определяемой с использованием соответствующих методов таможенной оценки.
При этом согласно пункту 15 статьи 38 Таможенного кодекса за основу определения таможенной стоимости в максимально возможной степени должна приниматься стоимость сделки с ввозимыми товарами (первый метод определения таможенной стоимости).
С учетом данных положений примененная сторонами внешнеторговой сделки цена ввозимых товаров не может быть отклонена по мотиву одного лишь несогласия таможенного органа с ее более низким уровнем в сравнении с ценами на однородные (идентичные) ввозимые товары или ее отличия от уровня цен, установившегося во внутренней торговле.
Как разъяснено в пункте 11 Постановления N 49, отсутствие подтверждения сведений о таможенной стоимости, заявленных в таможенной декларации и (или) содержащихся в иных представленных таможенному органу документах, а также выявление таможенным органом признаков недостоверного определения таможенной стоимости само по себе не может выступать основанием для вывода о неправильном определении таможенной стоимости декларантом, а является основанием для проведения таможенного контроля таможенной стоимости товаров в соответствии со статьей 313, пунктом 4 статьи 325 Таможенного кодекса.
При проведении такой проверки таможенный орган, осуществляя публичные полномочия, обязан предоставить декларанту реальную возможность устранения возникших сомнений в достоверности заявленной им таможенной стоимости, в связи с чем не может произвольно отказаться от использования закрепленного в пункте 15 статьи 325 Таможенного кодекса права на запрос у декларанта документов и (или) сведений, в том числе письменных пояснений, необходимых для установления достоверности и полноты проверяемых сведений, заявленных в таможенной декларации, и (или) сведений, содержащихся в иных документах.
В порядке реализации положений пункта 2 статьи 313, пункта 15 статьи 325 Таможенного кодекса декларант вправе предоставить пояснения об экономических и иных разумных причинах значительного отличия стоимости сделки с ввозимыми товарами от ценовой информации, имеющейся у таможенного органа, которые должны быть приняты во внимание при вынесении окончательного решения.
В пункте 13 Постановления N 49 также разъяснено, что основываясь на положениях пункта 13 статьи 38, пункта 17 статьи 325 ТК ЕАЭС, таможенный орган принимает решение о внесении изменений (дополнений) в сведения о таможенной стоимости, заявленные в таможенной декларации по результатам проверки таможенных, иных документов и (или) сведений, начатой до выпуска товаров, если соответствие заявленной таможенной стоимости товаров их действительной стоимости не нашло своего подтверждения по результатам таможенного контроля, в том числе при сохранении признаков недостоверности заявленной таможенной стоимости, не устраненных по результатам таможенного контроля.
В связи с этим при разрешении споров, касающихся правильности определения таможенной стоимости ввозимых товаров, судам следует учитывать, какие признаки недостоверного определения таможенной стоимости были установлены таможенным органом и нашли свое подтверждение в ходе проведения таможенного контроля, в том числе с учетом документов (сведений), собранных таможенным органом и дополнительно предоставленных декларантом.
Непредоставление декларантом документов (сведений), обосновывающих заявленную им таможенную стоимость товара, само по себе не может повлечь принятие таможенным органом решения о внесении изменений (дополнений) в сведения о таможенной стоимости, заявленные в таможенной декларации, если у декларанта имелись объективные препятствия к предоставлению запрошенных документов (сведений) и соответствующие объяснения даны таможенному органу.
Таможенный орган при вынесении оспариваемого решения указал на то, что в представленных Обществом к ДТ документах отсутствует прайс-лист, а также сведения о техническом состоянии товара.
ООО "Автокраан", оспаривая выводы таможни, указало, что предметом внешнеторгового контракта N 19 от 29.09.2021 являлась поставка оборудования, имеющего уникальный идентификационный номер - VIN 1VR216V581001329 (пункт 1.1.2 контракта).
Данный идентификационный номер позволяет с достоверностью установить сведения о производителе товара и его технических характеристиках, таких как комплектация и год выпуска.
Таким образом, вопреки доводам Таможни, сведения о характеристиках товара были прямо согласованы участниками контракта N 19 от 29.09.2021 и оснований для указания в инвойсе иных характеристик, кроме VIN номера, не требовалось.
Сведения о характеристиках товара, в том числе комплектации, заявлены в гр.31 ДТ: прицепной измельчитель древесных материалов (отрезанных ветвей) с дизельным двигателем, не самоходный, буксируемый легковым автомобилем, бывший в эксплуатации: марка: VERMEER, модель: ВС 1500, момент выпуска: 01.12.2007, VIN: 1VR2161V581001329, в соответствии технической документацией изготовителя (технический паспорт и Руководство по эксплуатации).
Для целей идентификации товара указанные документы содержат сведения о номере VIN.
ООО "Автокраан" представило таможенному органу копию технического паспорта.
Инструкция по эксплуатации (распечатана из интернет-источника) предоставлена Обществом на новое оборудование, поскольку декларируемый товар являлся бывшим в употреблении, инструкция по эксплуатации к которому на момент покупки Обществом оборудования у продавца отсутствовала - продавец не являлся производителем товара, а только продавцом.
Степень износа оборудования возможно определить исходя из даты его изготовления, а амортизационная ведомость является частью документов бухгалтерского учета продавца товара и ее предоставление покупателю (декларанту в настоящем случае) условиями контракта не предусмотрено.
Коммерческое предложение продавца (прайс-лист) направлено по запросу ООО "Автокраан", в связи с чем не может быть адресовано неопределенному кругу лиц.
В подтверждение транспортных расходов в размере 41 000 руб. Общество представило суду платежное поручение от 08.10.2021 N 377.
В ответ на запросы Таможни Общество представляло запрашиваемые документы, подтверждение перевозки товара получено Таможней непосредственно от перевозчика ООО "Форсаж".
Оформленное в таможенном отношении по спорной ДТ оборудование поставлено на бухгалтерский учет Общества по субсчету 60.21 не в качестве "основного средства", а как товар, предназначенный для последующей продажи.
Коммерческое предложение продавца товара направлено в адрес Общества по запросу, в связи с чем данный документ имеет направленный характер, оформлен адресно, содержит существенные условия продажи, такие как: базис цены (условия поставки FCА - Gargzdai) и условия платежа (100% предоплата).
Указанное коммерческое предложение несет в себе дополнительные сведения о стоимости сделки, и не может рассматриваться как единственное доказательство достоверности заявленных сведений, без учета всей совокупности представленных документов.
Пунктом 1 контракта установлено: "Продавец продает, а Покупатель покупает Прицепной измельчитель древесины VERMEER BC1500XL, VIN: 1VR216V581001329".
Пунктом 4 контракта определено: доставка Товара осуществляется за счет средств Покупателя, страхование товара контрактом не предусмотрено.
Оформление отгрузочных документов, в том числе экспортной декларации, в соответствии с пунктом 5.2 контракта возлагается на продавца.
Все налоги, сборы и другие выплаты за товар, связанные с заключением и выполнением настоящего контракта за пределами Литвы, должны быть оплачены покупателем.
Таможенное оформление товара в таможенных органах Российской Федерации согласно пункту 1.3 контракта является обязанностью покупателя.
В силу конструктивных особенностей поставляемого оборудования - "прицепной измельчитель с дизельным двигателем, не самоходный, буксируемый легковым автомобилем" доставка товара представляет собой непосредственно буксирование транспортным средством, вследствие чего, погрузочно-разгрузочные работы не осуществлялись.
Судом апелляционной инстанции также не установлено противоречий в сведениях, содержащихся в представленных Обществом в Таможню и в материалы дела документах, которые подтверждают заявленную стоимость товара.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявленные Обществом требования.
Нарушения судом первой инстанции норм материального и процессуального права не установлены, в связи с чем оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, отмены либо изменения решения не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Калининградской области от 19.10.2022 по делу N А21-4541/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Г.В. Лебедев |
Судьи |
А.Б. Семенова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А21-4541/2022
Истец: ООО "Автокраан"
Ответчик: КАЛИНИНГРАДСКАЯ ОБЛАСТНАЯ ТАМОЖНЯ