г. Саратов |
|
31 января 2023 г. |
Дело N А06-6448/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена - 30.01.2023 года.
Полный текст постановления изготовлен - 31.01.2023 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Землянниковой В.В.,
судей Комнатной Ю.А., Степуры С.М.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Филипповой Т.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственного учреждения Астраханского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации
на решение Арбитражного суда Астраханской области от 03 ноября 2022 года по делу N А06-6448/2022 (судья Ковальчук Т.А.)
по заявлению Акционерного общества "Капьяргаз" (416550, Астраханская обл., г. Знаменск, ул. Ниловского, д. 29, ОГРН: 1023000803803, ИНН: 3013000902)
к Государственному учреждению Астраханское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (414040, г. Астрахань, ул. Академика Королева, д. 46, ОГРН: 1023000828058, ИНН: 3015010945)
о признании недействительным уведомления; обязании выдать уведомление; взыскании судебных расходов,
при участии в судебном заседании:
от Акционерного общества "Капьяргаз" - Колодяжный А.А., представитель по доверенности от 11.05.2022 года N 8 (срок доверенности 3 года), имеет высшее юридическое образование; Марашова И.А., представитель по доверенности от 13.01.2023 года N 2 (срок доверенности до 31.12.2023 года), имеет высшее юридическое образование;
от Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Астраханской области - Юмакаев Э.Р., представитель по доверенности от 09.01.2023 года N 3366/14 (срок доверенности до 31.12.2023 года), имеет высшее юридическое образование.
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество "Капьяргаз" (далее - АО "Капьяргаз", Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Астраханской области с заявлением к Государственному учреждению Астраханское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - Астраханское региональное отделение ФСС, Фонд) о признании недействительным уведомления о размере страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваниях от 27.04.2022, обязании выдать уведомление о размере страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваниях на основании заявления о подтверждении основного вида экономической деятельности от 15.04.2022 и справки-подтверждения основного вида экономической деятельности от 15.04.2022; взыскании судебных расходов по оплате государственной пошлины в сумме 3 000 руб.
Решением Арбитражного суда Астраханской области от 03 ноября 2022 года заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
Астраханское региональное отделение ФСС не согласилось с принятым судебным актом и обратилось в суд апелляционной инстанции с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе, принять по делу новый судебный акт, которым в удовлетворении требований АО "Капьяргаз" отказать.
В судебном заседании представителем Фонда заявлено ходатайство о замене в порядке статьи 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской федерации Государственного учреждения Астраханское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации на Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Астраханской области.
В судебном заседании в соответствии со ст. 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации объявлен перерыв до 30.01.2023 на 14 час. 00 мин.
Исходя из сведений, содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц, судом апелляционной инстанции установлено, что Государственное учреждение - Астраханское региональное отделение фонда социального страхования Российской Федерации прекратило деятельность юридического лица путем реорганизации в форме присоединения, о чем в ЕГРЮЛ 01.01.2023 внесены соответствующие сведения. Правопреемником Государственного учреждения - Астраханское региональное отделение фонда социального страхования Российской Федерации является Отделение фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Астраханской области.
В соответствии с частью 1 статьи 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случаях выбытия одной из сторон в спорном или установленном судебным актом арбитражного суда правоотношении (реорганизация юридического лица, уступка требования, перевод долга, смерть гражданина и другие случаи перемены лиц в обязательствах) арбитражный суд производит замену этой стороны ее правопреемником и указывает на это в судебном акте. Правопреемство возможно на любой стадии арбитражного процесса.
Суд апелляционной инстанции пришел к выводу о наличии оснований для замены Государственного учреждения - Астраханское региональное отделение фонда социального страхования Российской Федерации на Отделение фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Астраханской области.
Законность и обоснованность судебного акта арбитражного суда первой инстанции проверяется апелляционным судом в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 18 апреля 2022 года АО "Капьяргаз" направило в Астраханское региональное отделение ФСС в электронном виде через Единый портал государственных услуг заявление от 15.04.2022 о подтверждении основного вида экономической деятельности ОКВЭД 35.22 "Распределение газообразного топлива по газораспределительным сетям", который согласно выписки из Единого государственного реестра является основным видом экономической деятельности Общества (т. 1 л.д. 9).
К заявлению были приложены справка-подтверждение основного вида экономической деятельности от 15.04.2022 и копия пояснительной записки к бухгалтерскому балансу за 2021 год (т. 1 л.д. 10-21).
Указанное заявление было принято к рассмотрению Астраханским региональным отделением ФСС 18 апреля 2022 года (т. 1 л.д. 22).
Уведомлением от 27.04.2022 о страховом тарифе на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний Астраханское региональное отделение ФСС установило Акционерному обществу "Капьяргаз" тариф страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в размере 0,90 %, что соответствует виду экономической деятельности ОКВЭД 42.22.2 "Строительство местных линий электропередачи и связи", имеющий 8 класс профессионального риска из дополнительных видов экономической деятельности Общества, указанных в Едином государственном реестре юридических лиц.
Данный вид деятельности Астраханское региональное отделение ФСС определило в качестве основного вида экономической деятельности в связи с непредставлением АО "Капьяргаз" в срок до 15 апреля 2022 года документов, предусмотренных пунктом 3 "Порядка подтверждения основного вида экономической деятельности страхователя по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний - юридического лица, а также видов экономической деятельности подразделений страхователя, являющихся самостоятельными классификационными единицами", утвержденного Приказом Минздравсоцразвития России от 31.01.2006 N 55 (далее - Порядок N 55).
11 мая 2022 года АО "Капьяргаз" обратилось в Астраханское региональное отделение ФСС с предложением об определении размера страхового тарифа на основании основного вида экономической деятельности 35.22 "Распределение газообразного топлива по газораспределительным сетям". Предложение было основано на том, что заявление о подтверждении основного вида экономической деятельности было получено Астраханским региональным отделением ФСС 18.04.2022, до установления им размера страхового тарифа, т.е. до 27.04.2022 (т. 1 л.д. 24-25).
Согласно ответу Астраханского регионального отделения ФСС от 03.06.2022 N 03-35/3011-8992, Фонд отказался определить размер страхового тарифа на основании основного вида экономической деятельности 35.22 "Распределение газообразного топлива по газораспределительным сетям" на основании пункта 5 Порядка N 55 (т. 1 л.д. 26).
Указанные обстоятельства явились основанием для обращения АО "Капьяргаз" в суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции пришел к выводу об обоснованности заявленных требований, поскольку в рассматриваемом случае у Фонда отсутствовало основание для отнесения общества к виду экономической деятельности, который имеет наиболее высокий класс профессионального риска, оспариваемое уведомление фонда нарушает права и законные интересы общества.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции.
Правовые, экономические и организационные основы обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний установлены Федеральным законом от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний", в соответствии с положениями которого одним из основных принципов обязательного социального страхования является дифференцированность страховых тарифов в зависимости от класса профессионального риска, под которым понимается уровень производственного травматизма, профессиональной заболеваемости, расходов на обеспечение по страхованию, сложившийся по видам экономической деятельности страхователя. Тарифы дифференцируются по отраслям экономики в зависимости от класса профессионального риска. Правила отнесения видов деятельности к классу профессионального риска утверждаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2005 N 713 утверждены Правила отнесения видов экономической деятельности к классу профессионального риска (далее - Правила N 713).
Согласно пункту 8 Правил N 713 экономическая деятельность юридических и физических лиц, являющихся страхователями по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, подлежит отнесению к виду экономической деятельности, которому соответствует основной вид экономической деятельности, осуществляемый этими лицами.
Пунктом 9 Правил N 713 установлено, что основным видом экономической деятельности коммерческой организации является тот вид, который по итогам предыдущего года имеет наибольший удельный вес в общем объеме выпущенной продукции и оказанных услуг.
На основании положений пункта 11 Правил от 01.12.2005 N 713 Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации утвердило Порядок подтверждения основного вида экономическое деятельности страхователя по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний - юридического лица, а также видов экономической деятельности подразделений страхователя, являющихся самостоятельными классификационными единицами от 31.01.2006 N 55 (далее - Порядок подтверждения N 55).
В силу пункта 2 Порядка подтверждения N 55 основной вид экономической деятельности определяется страхователем самостоятельно в соответствии с пунктом 9 Правил N 713.
Пунктом 3 Порядка подтверждения N 55 предусмотрено, что для подтверждения основного вида экономической деятельности страхователь ежегодно в срок не позднее 15 апреля представляет в территориальный орган Фонда по месту своей регистрации следующие документы: заявление о подтверждении основного вида экономической деятельности по форме согласно приложению N 1 к настоящему Порядку; справку-подтверждение основного вида экономической деятельности по форме согласно приложению N 2 к настоящему Порядку; копию пояснительной записки к бухгалтерскому балансу за предыдущий год (кроме страхователей - субъектов малого предпринимательства). Документы, указанные в настоящем пункте, представляются на бумажном носителе либо в форме электронного документа.
В соответствии с пунктом 5 Порядка подтверждения N 55 в случае, если страхователь, осуществляющий свою деятельность по нескольким видам экономической деятельности, до 15 апреля (включительно) не представил документы, указанные в пункте 3 настоящего Порядка, территориальный орган Фонда относит в соответствующем году данного страхователя к имеющему наиболее высокий класс профессионального риска виду экономической деятельности в соответствии с кодами по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности, указанными в отношении этого страхователя в Едином государственном реестре юридических лиц, и в срок до 1 мая уведомляет страхователя об установленном с начала текущего года размере страхового тарифа, соответствующем этому классу профессионального риска.
Аналогичные положения содержит и пункт 13 Правил N 713, согласно которым если страхователь, осуществляющий свою деятельность по нескольким видам экономической деятельности, не подтверждает основной вид экономической деятельности, такой страхователь в соответствующем году подлежит отнесению к имеющему наиболее высокий класс профессионального риска виду экономической деятельности в соответствии с кодами по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности, указанными в отношении этого страхователя в Едином государственном реестре юридических лиц.
При этом, предусмотренное пунктом 5 Порядка подтверждения N 55 право фонда самостоятельно отнести страхователя к имеющему наиболее высокий класс профессионального риска виду экономической деятельности и аналогичные положения пункта 13 Правил N 713 не являются санкцией, применяемой к страхователю за нарушение им сроков представления документов, подтверждающих основной вид экономической деятельности, а являются мерой, призванной гарантировать права застрахованных лиц на страховое обеспечение в случае неисполнения страхователем своих обязанностей по подтверждению основного вида экономической деятельности.
Соответствующая правовая позиция ранее была изложена в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 11.09.2018 N 309-КГ18-7926.
Кроме того, в соответствии с пунктом 3 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными. Данное положение подлежит учету и при толковании законодательства об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, в силу правовых позиций, изложенных в актах Конституционного Суда Российской Федерации (в том числе Определения от 10.07.2003 N 291-О, от 15.07.2003 N 311-О, от 22.01.2004 N 8-О). Виды деятельности плательщика - организации, указанные в ЕГРЮЛ, сами по себе, вне связи с реально осуществляемыми им видами деятельности, экономического основания не имеют. Право фонда, установленное в пункте 5 Порядка подтверждения N 55, основано на предусмотренной в законодательстве опровержимой презумпции, позволяющей фонду в условиях отсутствия надлежащей информации установить страхователю повышенный тариф страховых взносов, во всяком случае обеспечивающий права застрахованных лиц.
Таким образом, по смыслу пункта 5 Порядка подтверждения N 55, страхователь, не представивший в установленный срок документы, указанные в пункте 3 данного Порядка, и после установления фондом размера страхового тарифа не может быть лишен возможности представить фонду документы для подтверждения основного вида экономической деятельности; фонд должен оценить эти документы и принять решение об определении размера страхового тарифа с их учетом. Отказ фонда может быть обжалован в суд; бремя доказывания в суде обоснованности заявленного тарифа, в силу части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, лежит на заинтересованном лице - на страхователе. Иной подход противоречит принципу дифференцированности страховых тарифов в зависимости от класса профессионального риска осуществляемых видов экономической деятельности.
Из материалов дела видно, что документы о подтверждении основного вида экономической деятельности - ОКВЭД 35.22 "Распределение газообразного топлива по газораспределительным сетям", справка-подтверждение основного вида экономической деятельности представлены Обществом в Фонд 18 апреля 2022 года до выдачи оспариваемого уведомления от 27.04.2022 (т. 1 л.д. 9 - 23).
Оспариваемое уведомление выдано ответчиком 27.04.2022 (т. 1 л.д. 23), при этом, заявителем документы о подтверждении основного вида экономической деятельности направлены в Фонд 18.04.2021 (т. 1 л.д. 22), то есть до получения оспариваемого уведомления.
Суд первой инстанции пришел к верным выводам, что Фондом не представлено доказательств того, что на момент установления класса профессионального риска и страхового тарифа на 2022 год общество фактически осуществляло деятельность "42.22.2 Строительство местных линий электропередачи и связи".
Таким образом, фактически размер страхового тарифа определен Фондом без учета осуществляемого обществом вида деятельности, а также в отсутствие доказательств фактического осуществления обществом вида деятельности, указанного фондом.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, непредставление обществом до 15 апреля соответствующего года документов, подтверждающих основной вид экономической деятельности данной организации, или представление данных документов с пропуском срока, само по себе не может свидетельствовать об осуществлении организацией деятельности, указанной фондом. Фонд, реализуя установленное полномочие по определению вида экономической деятельности в случае непредставления (несвоевременного представления) страхователем документов, в случае необходимости или иных сомнений в достоверности и реальности имеющейся у него информации не лишен права запросить необходимые документы у страхователя.
Вид осуществляемой обществом деятельности для установления класса профессионального риска не может быть определен лишь на основании документов, в которых приведены сведения о видах экономической деятельности данного юридического лица, в частности, на основании выписки из Единого государственного реестра юридических лиц, поскольку в нем указываются те виды деятельности, которыми в соответствии с учредительными документами юридическое лицо может заниматься, однако сам по себе факт перечисления возможных к осуществлению видов деятельности в Едином государственном реестре юридических лиц не является доказательством осуществления лицом данного вида деятельности в действительности.
В рассматриваемом случае у Фонда отсутствовало основание для отнесения общества к виду экономической деятельности, который имеет наиболее высокий класс профессионального риска, оспариваемое уведомление фонда нарушает права и законные интересы общества.
Аналогичные выводы содержатся в определениях Верховного Суда Российской Федерации от 12 ноября 2018 г. N 304-КГ18-9969, от 11 сентября 2018 г. N 309-КГ18-7926
При таких обстоятельствах, судебная коллегия считает, что оснований для отмены, либо изменения решения суда первой инстанции не имеется.
При указанных обстоятельствах, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Постановление суда, выполненное в форме электронного документа, направляется лицам, участвующим в деле, и другим заинтересованным лицам посредством его размещения в установленном порядке в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
Заменить в порядке процессуального правопреемства Государственное учреждение - Астраханское региональное отделение фонда социального страхования Российской Федерации на его правопреемника Отделение фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Астраханской области.
решение Арбитражного суда Астраханской области от 03 ноября 2022 года по делу N А06-6448/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объёме через арбитражный суд первой инстанции, принявший решение, в порядке, предусмотренном статьями 275-276 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
В.В. Землянникова |
Судьи |
Ю.А. Комнатная |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А06-6448/2022
Истец: АО "Капьяргаз"
Ответчик: ГУ Астраханское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации
Третье лицо: Двенадцатый арбитражный апелляционный суд