город Омск |
|
31 января 2023 г. |
Дело N А46-18649/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 января 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 31 января 2023 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Рыжикова О.Ю.,
судей Ивановой Н.Е., Лотова А.Н.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Усовой Ю.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-15127/2022) Департамента имущественных отношений Администрации города Омска на решение Арбитражного суда Омской области от 15.11.2022 по делу N А46-18649/2021(судья Ярковой С.В.), принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Стройавтотранс" (ОГРН 1125543033274, ИНН 5504231912, адрес: 644031, город Омск, улица 10 лет Октября, дом 181, квартира 35) к Департаменту имущественных отношений Администрации города Омска (ОГРН 1025500748613, ИНН 5508001003, адрес: 644024, город Омск, улица Краснофлотская, дом 8), при участии третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, - бюджетного учреждения города Омска "Центр содержания и хранения имущества" (ОГРН 1025500738372, ИНН 5503031188, адрес: 644043, город Омск, улица Волочаевская, дом 15Б), автономной некоммерческой организации "Спортивно-культурный центр олимпийской подготовки "Авангард" (ОГРН 1025501165909, ИНН 5505032726, адрес: 644121, город Омск, улица 25 лет Октября, дом 4), муниципального предприятия города Омска "Муниципальная недвижимость" (ОГРН 1075506002549, ИНН 5506018629644010, город Омск, улица Ленина, дом 38), Кунева Андрея Ювенальевича, о признании недействительным распоряжения, обязании заключить договор,
при участии в судебном заседании представителей:
от Департамента имущественных отношений Администрации города Омска - Дручининой Ксении Юрьевны по доверенности от 07.06.2022 N ДИО/7796;
от общества с ограниченной ответственностью "Стройавтотранс" - Молокова Александра Владимировича по доверенности от 20.10.2021;
от Кунева Андрея Ювенальевича - Есионовой Карины Александровны по доверенности от 23.01.2023 N 55 АА 3026270;
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Стройавтотранс"(далее - заявитель, ООО "Стройавтотранс", общество) обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением к Департаменту имущественных отношений Администрации г. Омска (далее - заинтересованное лицо, Департамент) о признании незаконным и создающим препятствия в осуществлении охраняемых законом интересов юридического лица в предпринимательской деятельности распоряжения от 16.09.2021 N 956 "Об отказе в предоставлении земельного участка", которым ООО "Стройавтотранс" отказано в заключении нового договора аренды, сроком на три года, земельного участка с кадастровым номером 55:36:090303:137, с разрешенным использованием: для общественно-деловых целей под строительство, местоположение которого установлено в 13 метрах западнее 10-ти этажного жилого дома, имеющего почтовый адрес: г. Омск, ЛАО, ул. Стальского, 12 для достройки объекта незавершенного строительства: сооружения спортивно-оздоровительные, кадастровый номер 55:36:090303:12191, объемом 240 куб.м., степень готовности: 40%, адрес: Омская область, г. Омск, ЛАО, ул. Стальского, а также об обязании заключить договор аренды земельного участка с кадастровым номером 55:36:090303:12191.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены бюджетное учреждение г.Омска "Центр содержания и хранения имущества" (далее - БУ "Центр содержания и хранения имущества"), автономная некоммерческая организация "Спортивно-культурный центр олимпийской подготовки "Авангард" (далее - АНО "СКЦОП "Авангард"), муниципальное предприятие города Омска "Муниципальная недвижимость", Кунев Андрей Ювенальевич (далее - Кунаев А.Ю.)
Решением Арбитражного суда Омской области от 15.11.2022 по делу N А46-18649/2021 заявленные требования удовлетворены.
Признан незаконным изложенный в распоряжении Департамента от 16.09.2021 N 956 "Об отказе в предоставлении земельного участка" отказ в заключении с ООО "Стройавтотранс" нового договора аренды земельного участка с кадастровым номером 55:36:090303:137, местоположение которого установлено в 13 метрах западнее 10-ти этажного жилого дома, имеющего почтовый адрес: г. Омск, ЛАО, ул. Стальского, 12, с разрешенным использованием: для общественно-деловых целей под строительство, для целей достройки объекта незавершенного строительства: сооружения спортивно-оздоровительные, кадастровый номер 55:36:090303:12191, объемом 240 куб.м, степень готовности: 40%, адрес: Омская область, г. Омск, ЛАО, ул. Стальского.
На Департамент возложена обязанность устранить допущенное нарушение прав заявителя: заключить с ООО "Стройавтотранс" сроком на три года договор аренды земельного участка с кадастровым номером 55:36:090303:137 для достройки объекта незавершенного строительства и в течение 10 дней с момента вступления настоящего решения в законную силу направить проект соответствующего договора в адрес ООО "Стройавтотранс".
Этим же решением с Департамента в пользу ООО "Стройавтотранс" взысканы расходы по уплате государственной пошлины в сумме 3 000 руб.
Не согласившись с принятым судебным актом, Департамент обратился в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе удовлетворении требований ООО "Стройавтотранс".
В обоснование апелляционной жалобы ее податель указал на то, что на испрашиваемом земельном участке расположены объекты, не принадлежащие обществу на праве собственности, что указывает на наличие прав третьих лиц на этот земельный участок, в связи с чем оспариваемое распоряжение от 16.09.2021 N 956 "Об отказе в предоставлении земельного участка" является обоснованным.
В судебном заседании представитель Департамента поддержал доводы апелляционной жалобы.
Представитель Кунева А.Ю. поддержал правовую позицию Департамента, просил решение суда первой инстанции отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Представитель ООО "Стройавтотранс" с доводами апелляционной жалобы не согласился, считая решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
АНО "СКЦОП "Авангард", БУ "Центр содержания и хранения имущества", надлежащим образом извещенные в соответствии со статьей 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, явку своих представителей в заседание суда апелляционной инстанции не обеспечили.
На основании части 1 статьи 266, статьи 156 АПК РФ апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие неявившихся участников арбитражного процесса.
Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) Муниципальное предприятие города Омска "Муниципальная недвижимость" (ОГРН 1075506002549, ИНН 5506018629644010) прекратило деятельность в качестве юридического лица 03.09.2021 (государственный регистрационный номер записи внесения в ЕГРЮЛ о ликвидации 2215500493712).
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, апелляционную жалобу, заслушав явившихся в судебное заседание представителей лиц, участвующих в деле, установил следующие обстоятельства.
06.12.2007 года между Главным управлением по земельным ресурсам Омской области и АНО "СКЦОП "Авангард" заключен договор N ДГУ-Л-34-490, в силу которого последнему предоставлен в аренду сроком на два года земельный участок с кадастровым номером 55:36:090303:137, общей площадью 23 797 кв. м, местоположение которого установлено примерно в 13 м от ориентира по направлению на запад относительно 10-этажного здания жилого дома, имеющего почтовый адрес: г. Омск, Ленинский АО, ул. Стальского, 12, для строительства универсального центра игровых видов спорта (теннисный центр). Государственная регистрация указанного договора произведена 19.03.2008.
Дополнительным соглашением от 03.07.2012 года срок договора аренды земельного участка продлен до 19.03.2014.
По истечении срока действия договора от 19.03.2008 N ДГУ-Л-34-490 данный договор считается возобновленным на неопределенный срок, поскольку арендатор продолжал пользоваться имуществом, а арендодатель не высказал возражений по этому поводу.
На основании дополнительного соглашения от 10.09.2014 к договору аренды от 19.03.2008 N ДГУ-Л-34-490 права и обязанности арендатора по договору перешли к ООО "Стройавтотранс".
С момента заключения и регистрации дополнительного соглашения (т.е. с 10.09.2014) ООО "Стройавтотранс" являлся арендатором земельного участка с кадастровым номером 55:36:090303:137, общей площадью 18 155 кв. м, местоположение которого установлено примерно в 13 м от ориентира по направлению на запад относительно 10-этажного здания жилого жома, имеющего почтовый адрес: г. Омск, Ленинский АО, ул. Стальского, 12, предоставленного для строительства универсального центра игровых видов спорта (теннисный центр).
В период действия договора аренды N ДГУ-Л-34-490, зарегистрированного 19.03.2008, ООО "Стройавтотранс" зарегистрировано право собственности на объект незавершенного строительства: сооружения спортивно- оздоровительные, кадастровый номер 55:36:090303:12191, объемом 240 куб.м, степень готовности: 40%, адрес: Омская область, г. Омск, ЛАО, ул. Стальского, что подтверждается регистрационной записью N 55:36:090303:12191-55/092/2019-1 от 25.09.2019.
В связи с тем, что договор аренды N ДГУ-Л-34-490 был расторгнут Департаментом в одностороннем порядке ООО "Стройавтотранс" в августе 2021 года, обратилось в Департамент с заявлением о заключении нового договора аренды, сроком на три года, земельного участка с кадастровым номером 55:36:090303:137, с разрешенным использованием: для общественно-деловых целей под строительство, местоположение которого установлено в 13 метрах западнее 10-ти этажного жилого дома, имеющего почтовый адрес: г. Омск, ЛАО, ул. Стальского, 12 для достройки объекта незавершенного строительством.
Распоряжением от 16.09.2021 N 956 "Об отказе в предоставлении земельного участка" Департамент отказал ООО "Стройавтотранс" в заключении договора по мотиву того, что на испрашиваемом земельном участке расположены объекты, право собственности на которые у заявителя отсутствуют, что указывает на наличие прав третьих лиц на испрашиваемый земельный участок.
Полагая, что распоряжение от 16.09.2021 N 956 "Об отказе в предоставлении земельного участка" является незаконным и нарушает право общества на использование земельного участка, ООО "Стройавтотранс" обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
При удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что на испрашиваемом земельном участке помимо объекта незавершенного строительством, принадлежащего обществу, находятся нежилое здание с кадастровым номером 55:36:000000:21022, площадью 153, 3 кв.м (зерносушилка) и нежилое здание с кадастровым номером 55:36:000000:20996, площадью 370, 4 кв.м (склад), которые сначала находились в муниципальной собственности, а потом в оперативном управлении БУ г. Омска "Центр содержания и хранения имущества". При этом на дату принятия оспариваемого распоряжения, указанные два объекта находились в хозяйственном ведении МП г. Омска "Омская недвижимость".
Анализируя договор аренды от 19.03.2008 N ДГУ-Л-34-490, Постановление мэра г. Омска от 22.05.2002 N 289-п "О развитии Автономной некоммерческой организацией "Спортивно-культурный центр олимпийской подготовки "Авангард", Постановление Мэра города Омска от 09.10.2002. N 523-п, Распоряжение мэра г. Омска от 20.05.2003 N 861-р "О приобретении и передаче строений, расположенных по ул. Труда, 42", Распоряжение Департамента недвижимости Администрации г. Омска от 17.06.2003 N 481-р, которым прекращено право оперативного управления Управления коммунального хозяйства и благоустройства Администрации ЛАО г. Омска, Акты приема-передачи имущества от 30.05.2003 (Департамент недвижимости Администрации г. Омска) и от 20.07.2003 (Управление коммунального хозяйства и благоустройства Администрации ЛАО г. Омска), суд первой инстанции пришел к выводу о том, что земельный участок с кадастровым номером 55:36:090303:137 был изначально передан АНО "СКЦОП "Авангард" на основании распоряжения мэра г. Омска от 20.05.2003 N 874-р "О предоставлении АНО "Спортивно-культурный центр олимпийской подготовки "Авангард" о предоставлении земельного участка по ул. 25 лет Октября в ЛАО" свободным от прав третьих лиц.
Находящиеся на земельном участке нежилое здание с кадастровым номером 55:36:000000:21022, площадью 153, 3 кв. м (зерносушилка) и нежилое здание с кадастровым номером 55:36:000000:20996, площадью 370, 4 кв. м (склад) при реализации первого этапа развития АНО "СКЦОП "Авангард" в части строительства объектов, указанных в пунктах 2, 10, 14, 15 приложения N 1 к Постановлению мэра г. Омска от 22.05. 2002 N 289-п "О развитии Автономной некоммерческой организацией "Спортивно-культурный центр олимпийской подготовки "Авангард", осуществляемого на основании Постановления Мэра города Омска от 09.10.2002. N 523-п, были переданы Администрацией г. Омска АНО "СКЦОП "Авангард" в составе шести объектов недвижимого имущества (литеры К, З, Н, Е, П, Т) в виде имущественного вклада, что, по мнению суда первой инстанции, подтверждается пунктом 3 Распоряжения мэра г. Омска от 20.05.2003 N 861-р, актами приема-передачи имущества от 30.05.2003с Департамент недвижимости Администрации г. Омска и от 20.07.2003 с Управлением коммунального хозяйства и благоустройства Администрации ЛАО г. Омска.
Констатировав, что в дальнейшем нежилое здание с кадастровым номером 55:36:000000:21022, площадью 153, 3 кв. м (зерносушилка, литера Т) и нежилое здание с кадастровым номером 55:36:000000:20996, площадью 370, 4 кв.м. (склад, литера К) на основании акта приема-передачи недвижимого имущества от 27.01.2014 были переданы АНО "СКЦОП "Авангард" в собственность ООО "Стройавтотранс" для их использования в строительстве с последующим их сносом, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что указанные объекты (зерносушилка и склад), расположенные на земельном участке с кадастровым номером 55:36:090303:137, фактически принадлежат ООО "Стройавтотранс" и в то же время по данным Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН) указанные объекты находятся в муниципальной собственности.
По мнению суда первой инстанции, наличие спора о праве не могло служить основанием для принятия Департаментом оспариваемого распоряжения от 16.09.2021 N 956 "Об отказе в предоставлении земельного участка", поскольку в силу части 6 статьи 8.1 Гражданского кодекса Российской Федерации при возникновении спора в отношении зарегистрированного права лицо, которое знало или должно было знать о недостоверности данных государственного реестра, не вправе ссылаться на соответствующие данные.
Кроме того, судом первой инстанции на основании поступившей в материалы дела информации из Управления Росреестра по Омской области, принято во внимание, что нежилое здание с кадастровым номером 55:36:000000:21022, площадью 153, 3 кв. м (зерносушилка) и нежилое здание с кадастровым номером 55:36:000000:20996, площадью 370, 4 кв. м (склад) включены в состав муниципальной казны Распоряжением Департамента имущественных отношений Администрации г. Омска от 13.12.2021 N 1259. При этом Распоряжением Департамента имущественных отношений Администрации г. Омска от 04.04.2022 N 201 указанные объекты вновь исключены из муниципальной казны и переданы в оперативное управление третьего лица БУ г. Омска "Центр содержания и хранения имущества". При этом включение в муниципальную собственность и передача вышеназванных объектов в оперативное управление признаны судом ничтожными сделками, вследствие чего отказ Департамента в передаче в аренду земельного участка для достройки объекта, по основаниям, предусмотренным пунктом 5 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации, признан судом незаконным.
Также при принятии решения судом первой инстанции принято во внимание, что в нарушение пункта 4.2. Распоряжения мэра г. Омска от 20.05.2003 N 861-р "О приобретении и передаче строений, расположенных по ул. Труда, 42", обязывающего в установленном порядке произвести необходимые юридические действия, связанные с государственной регистрацией прав и постановкой на технический учет недвижимого имущества - объектов - строений, расположенных по адресу: г. Омск, ул. Труда, 42 литеры К, З, Н, Е, П, Т., Департамент не осуществил необходимые действия, обеспечивающие переход права собственности на нежилое здание с кадастровым номером 55:36:000000:21022, площадью 153, 3 кв. м (зерносушилка) и нежилое здание с кадастровым номером 55:36:000000:20996, площадью 370, 4 кв. м (склад) после их передачи АНО "СКЦОП "Авангард" в виде имущественного вклада, вывел указанные объекты в муниципальную собственность из собственности АНО СКЦОП "Авангард" помимо ее воли, что является грубым нарушением закона и влечет за собой ничтожность указанных односторонних действий.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции находит основания для его отмены, исходя из следующего.
Основания и порядок предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в аренду, в том числе для строительства, с 01.03.2015 регулируются главой V.1 ЗК РФ, а также положениями статьи 3 Закона N 137-ФЗ.
В соответствии с положениями 39.6 ЗК РФ, по общему правилу, договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах.
Перечень правовых оснований предоставления в аренду земельных участков без торгов установлен пунктом 2 статьи 39.6 ЗК РФ, и данный перечень является исчерпывающим.
Так, согласно подпункту 10 пункта 2 статьи 39.6 ЗК РФ договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка, на котором расположены объекты незавершенного строительства, однократно для завершения их строительства собственникам объектов незавершенного строительства в случаях, предусмотренных пунктом 5 настоящей статьи.
Пунктом 5 статьи 39.6 ЗК РФ предусмотрено, что предоставление в аренду без проведения торгов земельного участка, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположен объект незавершенного строительства, осуществляется однократно для завершения строительства этого объекта:
1) собственнику объекта незавершенного строительства, право собственности на который приобретено по результатам публичных торгов по продаже этого объекта, изъятого у предыдущего собственника в связи с прекращением действия договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности;
2) собственнику объекта незавершенного строительства, за исключением указанного в подпункте 1 настоящего пункта, в случае, если уполномоченным органом в течение шести месяцев со дня истечения срока действия ранее заключенного договора аренды земельного участка, на котором расположен этот объект, в суд не заявлено требование об изъятии этого объекта путем продажи с публичных торгов либо судом отказано в удовлетворении данного требования или этот объект не был продан с публичных торгов по причине отсутствия лиц, участвовавших в торгах.
В силу пункта 4 статьи 39.16 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, если на указанном в заявлении о предоставлении земельного участка земельном участке расположены здание, сооружение, объект незавершенного строительства, принадлежащие гражданам или юридическим лицам.
Согласно сведениям из ЕГРН по состоянию на 22.12.2021 на испрашиваемом обществом земельном участке расположены следующие объекты недвижимости:
- объект незавершенного строительства с кадастровым номером 55:36:090303:12191 (проектируемое назначение: сооружения спортивно-оздоровительные), объемом застройки 240 куб.м, степенью готовности 40%, принадлежащий ООО "Стройавтотранс" на праве собственности, что подтверждается регистрационной записью в ЕГРП от 25.04.2019 N 55:36:09030312191-55/092/2019-1;
- здание нежилое с кадастровым номером 55:36:000000:21022 площадью 153, 5 кв.м (зерносушилка), принадлежащее Муниципальному предприятию города Омска "Муниципальная недвижимость" на праве собственности, что подтверждается регистрационной записью в ЕГРП от 30.04.2014 N 55-55-01/085/2014-799;
- здание нежилое с кадастровым номером 55:36:000000:20996 площадью 370,4 кв. м (склад), принадлежащее Муниципальному предприятию города Омска "Муниципальная недвижимость" на праве хозяйственного ведения, что подтверждается регистрационной записью от 08.11.2012 N 55-55-01/271/2012-976.
Из представленных Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области по запросу суда правоустанавливающих документов на объекты недвижимости: здание нежилое с кадастровым номером 55:36:000000:21022, площадью 153,3 кв. м. (зерносушилка) и здание нежилое с кадастровым номером 55:36:000000:20996, площадью 340,4 кв. м (склад), расположенные на земельном участке с кадастровым номер 55:36:090303:137, установлено следующее.
Право собственности Муниципального предприятия города Омска "Муниципальная недвижимость" на зерносушилку подтверждается Свидетельством о государственной регистрации права от 24.04.2003, которое в свою очередь подтверждает основания приобретения права собственности на здание нежилое с кадастровым номером 55:36:000000:21022 на основании договора мены.
Указанный объект с кадастровым номером 55:36:000000:21022 (место нахождения г. Омск, ул. Труда, 42) передан Муниципальным предприятием города Омска "Муниципальная недвижимость" в аренду Куневу А.Ю. по договору аренды недвижимого имущества от 03.03.2014 N Т1400-А.
Срок действия договора аренды продлевался на основании дополнительных соглашений от 18.02.2016,12.07.2017.
Здание нежилое с кадастровым номером 55:36:000000:20996 (склад) (место нахождения г. Омск, ул. Труда, 42) также передано Муниципальным предприятием города Омска "Муниципальная недвижимость" в аренду Куневу А.Ю. по договору аренды недвижимого имущества от 19.02.2013 N Т1129-А
Срок действия договора аренды продлевался на основании дополнительных соглашений от 12.07.2017, от 18.02.2016.
Указанные обстоятельства подтверждают наличие прав третьих лиц на зерносушилку и нежилое здание, а также на испрашиваемый земельный участок.
Материалов относительно предоставления спорных объектов ООО "Стройавтотранс" либо АНО "СКЦОП "Авангард" в реестровых делах, предоставленных Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области, не содержится.
При таких обстоятельствах испрашиваемый земельный участок не мог быть предоставлен в аренду обществу, поскольку на нем расположены объекты недвижимости, не принадлежащие ООО "Стройавтотранс", что в силу подпункта 4 статьи 39.16 ЗК РФ является безусловным основанием для принятия уполномоченным органом решения об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов.
В обжалуемом решении судом первой инстанции указано на то, что распоряжением Департамента недвижимости Администрации г. Омска от 17.06.2003 N 481-р прекращено право оперативного управления Управления коммунального хозяйства и благоустройства Администрации ЛАО г. Омска на строения с литерами К и З (пункт 1). Управлению коммунального хозяйства и благоустройства Администрации ЛАО г. Омска предписывалось передать указанное имущество по акту приема-передачи АНО "СКЦОП "Авангард" (пункт 2.1); актами приема-передачи имущества от 30.05.2003 (Департамент недвижимости Администрации г. Омска) и от 20.07.2003 (Управление коммунального хозяйства и благоустройства Администрации ЛАО г. Омска) строения, расположенные по адресу: г. Омск, ул. Труда, 42 литеры К, 3, Е, П, Т были переданы АНО "СКЦОП "Авангард" в виде имущественного вклада.
Вместе с тем судом первой инстанции не принято во внимание, что на основании распоряжения департамента имущественных отношений от 31.08.2009 N 9936-р распоряжение Департамента недвижимости Администрации г. Омска от 17.06.2003 N 481-р признано утратившим силу.
Таким образом, согласно сведениям ЕГРН собственником спорных объектов: здания с кадастровым номером 55:36:000000:21022 площадью 153, 5 кв.м (зерносушилка), и здания с кадастровым номером 55:36:000000:20996 площадью 370,4 кв. м (склад) является муниципальное образование городской округ город Омск Омкой области (т.2 л.д. 74-79).
Следовательно, указанные объекты не передавались и не могли быть переданы Управлением коммунального хозяйства и благоустройства Администрации ЛАО г. Омска по актам приема-передачи АНО "СКЦОП "Авангард" от 30.05.2003 и от 20.07.2003 в виде имущественного вклада.
Сведений о переход права собственности муниципального образования на спорные объекты АНО "СКЦОП "Авангард" и ООО "Стройавтотранс" в ЕГРН не имеется, доказательств обратного в материалы дела не представлено.
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - это юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с ГК РФ. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
В соответствии с пунктом 2 статьи 8.1 ГК РФ права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают, изменяются и прекращаются с момента внесения соответствующей записи в государственный реестр, если иное не установлено законом.
Лицо, указанное в государственном реестре в качестве правообладателя, признается таковым, пока в установленном законом порядке в реестр не внесена запись об ином (пункт 6 статьи 8.1 ГК РФ).
Согласно разъяснениям, изложенным в пунктах 52, 58, 59 постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" оспаривание зарегистрированного права на недвижимое имущество осуществляется путем предъявления исков, решения по которым являются основанием для внесения записи ЕГРН.
В частности, если в резолютивной части судебного акта решен вопрос о наличии или отсутствии права либо обременения недвижимого имущества, о возврате имущества во владение его собственника, о применении последствий недействительности сделки в виде возврата недвижимого имущества одной из сторон сделки, то такие решения являются основанием для внесения записи в ЕГРП.
В то же время решение суда о признании сделки недействительной, которым не применены последствия ее недействительности, не является основанием для внесения записи в ЕГРП.
В случаях, когда запись в ЕГРП нарушает право истца, которое не может быть защищено путем признания права или истребования имущества из чужого незаконного владения (право собственности на один и тот же объект недвижимости зарегистрировано за разными лицами, право собственности на движимое имущество зарегистрировано как на недвижимое имущество, ипотека или иное обременение прекратились), оспаривание зарегистрированного права или обременения может быть осуществлено путем предъявления иска о признании права или обременения отсутствующими.
Лицо, считающее себя собственником находящегося в его владении недвижимого имущества, право на которое зарегистрировано за иным субъектом, вправе обратиться в суд с иском о признании права собственности.
Если иное не предусмотрено законом, иск о признании права подлежит удовлетворению в случае представления истцом доказательств возникновения у него соответствующего права. Иск о признании права, заявленный лицами, права и сделки которых в отношении спорного имущества никогда не были зарегистрированы, могут быть удовлетворены в тех случаях, когда права на спорное имущество возникли до вступления в силу Закона о регистрации и не регистрировались в соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 6 названного Закона, либо возникли независимо от их регистрации в соответствии с пунктом 2 статьи 8 ГК РФ.
Требований о признании права собственности муниципального образования на спорные объекты недвижимости отсутствующим ООО "Стройавтотранс" не заявлено, следовательно, объекты все еще находятся в собственности муниципального образования.
Таким образом, материалами дела подтверждается документальная обоснованность включения объектов с кадастровыми номерами 55:36:000000:20996, 55:36:000000:21022 в состав муниципальной - казны (после ликвидации Муниципального предприятия города Омска "Муниципальная недвижимость"), следовательно, правовых оснований для признания незаконным распоряжения Департамента от 16.09.2021 N 956 "Об отказе в предоставлении земельного участка" у суда первой инстанции не имелось.
При таких обстоятельствах решение Арбитражного суда Омской области от 15.11.2022 по делу N А46-18649/2021 подлежит отмене с принятием нового судебного акта об отказе в удовлетворении требований общества о признании недействительным распоряжения от 16.09.2021 N 956 и обязании заключить договор аренды земельного участка с кадастровым номером 55:36:090303:12191.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Омской области от 15.11.2022 по делу N А46-18649/2021 отменить, апелляционную жалобу удовлетворить.
Принять по делу новый судебный акт.
Отказать в удовлетворении заявления общества с ограниченной ответственностью "Стройавтотранс" к Департаменту имущественных отношений Администрации города Омска о признании недействительным распоряжения, об обязании заключить договор.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Настоящий судебный акт выполнен в форме электронного документа и подписан усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, направляется лицам, участвующим в деле, согласно статье 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его принятия.
Информация о движении дела может быть получена путем использования сервиса "картотека арбитражных дел" http://kad.arbitr.ru в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Председательствующий |
О.Ю. Рыжиков |
Судьи |
Н.Е. Иванова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А46-18649/2021
Истец: ООО "СТРОЙАВТОТРАНС"
Ответчик: Департамент имущественных отношений Администрации города Омска
Третье лицо: АНО "Спортивно-культурный центр "Авангард", Бюджетное учреждение города Омска "Центр содержания и хранения имущества", Кунев Андрей Ювенальевич, МИФНС N 12 по Омской области, муниципальное предприятие города Омска "Муниципальная недвижимость", Управление по вопросам миграции Управления МВД России по Омской области, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области по Омской области