31 января 2023 г. |
Дело N А83-14241/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 января 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объёме 31 января 2023 года.
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Приваловой А.В.,
судей Градовой О.Г.,
Кравченко В.Е.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Ивановой И.Д.,
в отсутствие лиц, участвующих в деле, надлежаще извещенных о месте и времени судебного разбирательства;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российский Федерации по Республике Крым на решение Арбитражного суда Республики Крым от 25 октября 2022 года по делу N А83-14241/2022, рассмотренному по заявлению акционерного общества "Морской нефтяной терминал" к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российский Федерации по Республике Крым о признании незаконным уведомления,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Морской нефтяной терминал" (далее - заявитель, общество, АО "Морской нефтяной терминал") обратилось в Арбитражный суд Республики Крым с заявлением к Государственному учреждению - региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Крым (далее - Фонд), в котором просит:
- признать недействительным уведомление Государственного учреждения - регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Крым (филиал N 2) от 25.04.2022 о страховом тарифе на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, как несоответствующее действующему законодательству;
- обязать Государственное учреждение - региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Крым (филиал N 2) устранить допущенное нарушение прав и законных интересов Заявителя, установив акционерному обществу "Морской нефтяной терминал" на 2022 год класс профессионального риска и соответствующий страховой тариф в соответствии с фактическим основным видом экономической деятельности.
Решением Арбитражного суда Республики Крым от 25.09.2022 заявленные обществом требования удовлетворены, оспоренное уведомление признано недействительным, на Фонд возложена обязанность устранить допущенное нарушение прав и законных интересов заявителя, установив акционерному обществу "Морской нефтяной терминал" на 2022 год класс профессионального риска и соответствующий страховой тариф в соответствии с фактическим основным видом экономической деятельности. Судом разрешен вопрос о взыскании судебных расходов по уплате государственной пошлины.
Не согласившись с принятым решением, Государственное учреждение - региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Крым обратилось с апелляционной жалобой, в которой, указывая на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела и нормам права, просит решение отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований. Фонд полагает, что судом неправильно применены положения Порядка подтверждения основного вида экономической деятельности страхователя по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний - юридического лица, а также видов экономической деятельности подразделений страхователя, являющихся самостоятельными классификационными единицами, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31.01.2006 N 55 (далее - Порядок N 55), в соответствии с которыми при непредставлении страхователем в срок до 15 апреля документов, подтверждающих основной вид его экономической деятельности, Фонд относит в соответствующем году данного страхователя к имеющему наиболее высокий класс профессионального риска виду экономической деятельности в соответствии с кодами ОКВЭД. Указывает, что страхователь в срок до 15.04.2020 и после установления Филиалом N 2 регионального отделения Фонда размера страхового тарифа не представил документы, подтверждающие его основной вид экономической деятельности. Данные обстоятельства, по мнению подателя жалобы, свидетельствует об обоснованности применения повышенного страхового тарифа АО "Морской нефтяной терминал" и законности оспариваемых требования и решения.
В отзыве на апелляционную жалобу АО "Морской нефтяной терминал" не согласилось с доводами апелляционной жалобы, считает обоснованным вывод суда первой инстанции о том, что оснований для установления обществу страхового тарифа страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в размере 1,20 процентов к сумме выплат и иных вознаграждений, исходя из 11 класса профессионального риска, у Фонда не имелось.
Лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о дате, времени и месте судебного заседания, явку своих представителей в судебное заседание суда апелляционной инстанции не обеспечили, о причинах неявки суд не уведомили, что в силу статей 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения апелляционной жалобы в их отсутствие.
13.01.2023 в электронном виде через систему "Мой Арбитр" от Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Крым поступило ходатайство о процессуальной замене стороны по делу, мотивированное тем, что в соответствии с Федеральным законом от 14.07.2022 N 236-ФЗ "О Фонде пенсионного и социального страхования Российской Федерации" с 01.01.2023 Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Крым реорганизовано путем одновременного присоединения к нему Государственного учреждения - регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Крым. В связи этим указывает, что все права и обязанности реорганизуемого юридического лица в порядке правопреемства переходят к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Крым. Лицами, участвующими в деле, возражений против удовлетворения поступившего ходатайства не заявлено.
Рассмотрев заявленное ходатайство, суд апелляционной инстанции находит его подлежащим удовлетворению, учитывая следующее.
Переходными положениями статьи 18 Федерального закона от 14.07.2022 N 236-ФЗ "О Фонде пенсионного и социального страхования Российской Федерации", вступившими в силу 01.01.2023, предусмотрено создание Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации путем реорганизации государственного учреждения - Пенсионного фонда Российской Федерации с одновременным присоединением к нему Фонда социального страхования Российской Федерации (часть 1).
Таким образом, Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Крым выбыло из материальных правоотношений по данному делу в связи с состоявшейся реорганизацией, все его функции и полномочия перешли к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Крым.
В соответствии с частью 1 статьи 48 АПК РФ в случаях выбытия одной из сторон в спорном или установленном судебным актом арбитражного суда правоотношении (реорганизация юридического лица, уступка требования, перевод долга, смерть гражданина и другие случаи перемены лиц в обязательствах) арбитражный суд производит замену данной стороны ее правопреемником и указывает на это в судебном акте. Правопреемство возможно на любой стадии арбитражного процесса.
Из представленной выписки из Единого государственного реестра юридических лиц следует, что процедура реорганизации юридического лица - Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Крым в форме присоединения к нему другого юридического лица завершена, о чем 01.01.2023 внесена соответствующая запись, содержащая указанные сведения.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о необходимости замены Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Крым на его процессуального правопреемника - Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Крым.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, оценив имеющиеся в деле доказательства, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом, общество (ОГРН 1199112012714) зарегистрировано в качестве страхователя в филиале N 2 регионального отделения фонда 24.07.2019 и по сведениям Единого государственного реестра юридических лиц (ЕГРЮЛ) его основным видом экономической деятельности с 24.07.2019 является "хранение и складирование нефти и продуктов ее переработки" код ОКВЭД 52.10.21, дополнительными видами деятельности являются еще 27 кодов.
Общество 21.04.2022 направило страховщику в электроном виде через программного оператора ООО "Астрал" заявление по установленной форме о подтверждении основного вида экономической деятельности по коду деятельности 52.10.21, пояснения к бухгалтерскому балансу, отчет о финансовых результатах деятельности общества за 2021 год.
В связи с непредставлением в установленный срок - до 15.04.2022 документов, подтверждающих основной вид экономической деятельности, филиалом N 2 Государственного учреждения - регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Крым 25 апреля 2022 года выдано уведомление о размере страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний юридического лица (кроме государственных (муниципальных) учреждений) по месту нахождения обособленного подразделения (далее - уведомление от 25.04.2022), согласно которому Фондом определен основной вид деятельности "подготовка строительной площадки" (код 43.12) и установлен 11 класс профессионального риска, что соответствует страховому тарифу на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в размере 1,20 %.
03.06.2022 общество направило в адрес филиала N 2 письмо исх. N 473 о необоснованном установлении класса профессионального риска, поскольку фактически осуществляемым видом экономической деятельности общества по ОКВЭД 52.10.21 является "деятельность по складированию и хранению", для которого установлен 5 класс профессионального риска и предусмотрен тариф страховых взносов в размере 0,60%. В указанном письме, заявитель так же указал на отсутствие у общества выручки по ОКВЭД 43.12 "подготовка строительной площадки" в связи, с чем у Фонда отсутствовали основания для применения к заявителю повышенного тарифа в размере 1,20 %.
Письмом от 28.06.2022 N 002-03-36/01-1792 Фонд отказал заявителю в пересмотре и изменении размера страхового тарифа на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2022 год в связи с непредставлением в установленный срок документов, подтверждающих основной вид деятельности.
Не согласившись с указанным уведомлением, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции обоснованно руководствовался следующим.
Правовые, экономические и организационные основы обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний установлены Федеральным законом от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее - Закон N 125-ФЗ), в соответствии с положениями которого одним из основных принципов обязательного социального страхования является дифференцированность страховых тарифов в зависимости от класса профессионального риска, под которым понимается уровень производственного травматизма, профессиональной заболеваемости, расходов на обеспечение по страхованию, сложившийся по видам экономической деятельности страхователя. Тарифы дифференцируются по отраслям экономики в зависимости от класса профессионального риска. Правила отнесения видов деятельности к классу профессионального риска утверждаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
В силу положений статьи 21 Закона N 125-ФЗ, пункта 8 Правил отнесения видов экономической деятельности к классу профессионального риска, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2005 N 713 (далее - Правила N 713), экономическая деятельность юридических и физических лиц, являющихся страхователями по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, подлежит отнесению к виду экономической деятельности, которому соответствует основной вид экономической деятельности, осуществляемый этими лицами.
Основным видом экономической деятельности коммерческой организации является тот вид, который по итогам предыдущего года имеет наибольший удельный вес в общем объеме выпущенной продукции и оказанных услуг (пункт 9 Правил N 713).
Пункт 13 Правил N 713 и пункт 5 Порядка N 55 предусматривают, что в случае если страхователь, осуществляющий свою деятельность по нескольким видам экономической деятельности, до 15 апреля (включительно) не представил документы, указанные в пункте 3 настоящего Порядка, территориальный орган Фонда относит в соответствующем году данного страхователя к имеющему наиболее высокий класс профессионального риска виду экономической деятельности в соответствии с кодами по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности, указанными в отношении этого страхователя в Едином государственном реестре юридических лиц, и в срок до 1 мая уведомляет страхователя об установленном с начала текущего года размере страхового тарифа, соответствующем этому классу профессионального риска.
По смыслу указанных нормативных положений страхователь, не представивший в установленный срок документы, и после установления Фондом размера страхового тарифа не может быть лишен возможности представить Фонду документы для подтверждения основного вида экономической деятельности, а Фонд должен оценить эти документы и принять решение об определении размера страхового тарифа с их учетом.
Предусмотренное пунктом 5 Порядка N 55 право Фонда самостоятельно отнести страхователя к имеющему наиболее высокий класс профессионального риска виду экономической деятельности и аналогичные положения пункта 13 Правил N 713 не являются санкцией, применяемой к страхователю за нарушение им сроков представления документов, подтверждающих основной вид экономической деятельности, а являются мерой, призванной гарантировать права застрахованных лиц на страховое обеспечение в случае неисполнения страхователем своих обязанностей по подтверждению основного вида экономической деятельности.
Из смысла Порядка N 55 и Правил N 713 следует, что целью представления страхователями до 15 апреля текущего отчетного года основного вида экономической деятельности является актуализация текущих изменений видов предпринимательской деятельности, в связи с чем и введена обязанность ежегодного представления соответствующих сведений.
В то же время, в соответствии с пунктом 3 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными. Данное положение подлежит учету и при толковании законодательства об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в силу правовых позиций, изложенных в актах Конституционного Суда Российской Федерации (Определения от 10.07.2003 N 291-О, от 15.07.2003 N 311-О, от 22.01.2004 N 8-О).
Как верно отметил суд, право Фонда, установленное в пункте 5 Порядка N 55, основано на предусмотренной в законодательстве опровержимой презумпции, позволяющей Фонду в условиях отсутствия надлежащей информации установить страхователю повышенный тариф страховых взносов, во всяком случае, обеспечивающий права застрахованных лиц.
В рассматриваемом случае Фондом не представлено доказательств обоснованности отнесения предприятия к виду экономической деятельности, который имеет наиболее высокий класс профессионального риска из всех перечисленных в Едином государственном реестре юридических лиц.
То обстоятельство, что у Фонда отсутствует обязанность устанавливать фактически осуществляемый страхователем вид экономической деятельности и на момент принятия решения об установлении размера страхового тарифа страховщик не располагал сведениями об основном виде экономической деятельности страхователя, которым в установленный срок не были представлены подтверждающие документы, в связи с чем с формальной точки зрения действия Фонда соответствуют положениям пункта 5 Порядка N 55 и пункта 13 Правил N 713, не означает, что страхователь должен нести бремя по уплате страховых взносов в повышенном размере.
Соответствующая правовая позиция изложена в Определениях Верховного Суда Российской Федерации от 11.09.2018 N 309-КГ18-7926 и от 12.11.2018 N 304-КГ18-9969.
Таким образом, непредставление в установленный срок необходимых документов для подтверждения основного осуществляемого им вида экономической деятельности, само по себе не является основанием для произвольного определения Фондом вида основной осуществляемой страхователем деятельности.
Приводимая Фондом позиция о том, что действия Фонда по установлению страхователю тарифа ввиду непредставления им в установленный срок предусмотренных пунктом 3 Порядка N 55 документов законны, так как основаны на положениях пункта 5 Порядка N 55 и пункта 13 Правил N 713, несостоятельна.
По мнению суда апелляционной инстанции, такой подход противоречит принципу дифференцированности страховых тарифов в зависимости от класса профессионального риска осуществляемых видов экономической деятельности, установленному Законом N 125-ФЗ.
Оценив в соответствии с требованиями главы 7 АПК РФ представленные доказательства в их совокупности и взаимосвязи, руководствуясь положениями Закона N 125-ФЗ, Правил N 713, учитывая, что Фондом не доказана обоснованность отнесения предприятия к виду экономической деятельности, который имеет наиболее высокий класс профессионального риска из всех перечисленных в Едином государственном реестре юридических лиц, суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявленные требования, признав, что определение обществу страховых взносов в повышенном размере, является неправомерным.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы фактически повторяют ранее изложенные в обоснование своей позиции при рассмотрении дела судом первой инстанции, и нашли свое отражение в судебном акте. Доводы заявителя апелляционной жалобы подлежат отклонению, так как основаны на ошибочном толковании приведенных норм закона.
Иное толкование заявителем жалобы положений действующего законодательства, а также иная оценка обстоятельств спора, не свидетельствуют о неправильном применении судом норм права, влекущим отмену судебного акта, в связи с чем апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит. У суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для отмены обжалуемого судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, влекущих за собой отмену обжалуемого судебного акта, не установлено.
Руководствуясь статьями 48, 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
ходатайство Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Крым о замене стороны по делу А83-14241/2022 удовлетворить.
Произвести замену Государственного учреждения - регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Крым в порядке процессуального правопреемства на его правопреемника - Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Крым.
Решение Арбитражного суда Республики Крым от 25 октября 2022 года по делу N А83-14241/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Крым - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия в порядке, установленном статьей 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.В. Привалова |
Судьи |
О.Г. Градова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А83-14241/2022
Истец: АО "МОРСКОЙ НЕФТЯНОЙ ТЕРМИНАЛ"
Ответчик: ГУ РЕГИОНАЛЬНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ ФОНДА СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО РЕСПУБЛИКЕ КРЫМ
Третье лицо: ОТДЕЛЕНИЕ ФОНДА ПЕНСИОННОГО И СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО РЕСПУБЛИКЕ КРЫМ