г. Санкт-Петербург |
|
01 февраля 2023 г. |
Дело N А56-68681/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 января 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 01 февраля 2023 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Фуркало О.В.
судей Лебедева Г.В., Семеновой А.Б.
при ведении протокола судебного заседания: Кроликовой Д.С.,
при участии:
от заявителя: Герман К.В., по доверенности от 28.06.2022;
от заинтересованного лица: Сассиан М.В., по доверенности от 06.06.2022;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-40386/2022) Кингисеппской таможни на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 03.11.2022 по делу N А56-68681/2022 (судья Покровский С.С.), принятое
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Атлас Трейд"
к Кингисеппской таможне
об оспаривании решений,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Атлас Трейд" (далее - заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительными решений Кингисеппской таможни (далее - таможенный орган, Таможня) о внесении изменений в сведения, заявленные в декларациях на товары от 22.02.2022, по ДТ N 10216170/141219/0240268, от 24.02.2022 N N 10216170/300420/0114349, 10216170/180720/0183240, 10216170/310720/0196400, 10216170/130920/0238528, 10216170/100620/0151257, 10216170/030320/0057800, 10216170/030920/0229194, 10216170/030720/0170544, 10216170/040520/0117457, 10216170/050520/0117897, 10216170/030420/0089446, 10216170/140420/0098998, 10216170/180720/0183359, 10216170/250820/0220756, 10216170/170620/0156900, 10216170/260319/0049487, 10216170/250219/0029958, 10216170/131219/0239809, 10216170/120819/0145517, 10216170/191219/0245041, 10216170/161219/0242738, 10216170/171219/0243588, 10216170/210819/0151547, 10216170/150819/0147636, 10216170/040919/0161111, 10216170/040919/0161253, 10216170/131219/0239101, 10216170/210619/0109981, 10216170/151219/0241319, 10216170/010819/0138014, 10216170/300719/0135855, 10216170/240619/0111757, 10216170/090919/0163606, 10216170/030719/0118618, 10216170/150819/0147491, 10216170/140819/0146730, от 25.02.2022 NN10216170/290420/0113480, 10216170/260520/0138134, 10216170/280420/0112116.
Решением суда от 03.11.2022 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с решением суда, Балтийская таможня обратилась в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда, принять по делу новый судебный акт об отказе Обществу в удовлетворении заявленных требований. В обоснование апелляционной жалобы податель указывает, что таможенным органом выявлены факты существенного отклонения заявленной таможенной стоимости и других характеристик товаров от аналогичных средних значений по РТУ и ФТС России; сравнительный анализ, проведенный с помощью ИАС "Мониторинг-Анализ", выявил более низкие цены ввозимых товаров по сравнению с ценой идентичных или однородных товаров при сопоставимых условиях их ввоза; по запросу таможенного органа ООО "Атлас Трейд" представлена переписка с поставщиком только по нескольким заказам; из представленного внешнеторгового контракта N АТ06-2019 от 18.01.2019 и дополнительных соглашений к нему не усматривается факт, что Общество является дилером или дистрибьютором COOPERATIVA CERAMICA D'IMOLA S.C.
Податель жалобы также указывает, что по запросу таможенного органа о представлении технической документации от производителя (с переводом на русский язык) о товарах по проверяемым ДТ, содержащей информацию о классификационных признаках для целей однозначной классификации в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС, ООО "Атлас Трейд" предоставлены только сведения из интернета на иностранном языке, которые не заверены изготовителем и носят противоречивый характер. Отсутствие запрошенных сведений не позволяет выяснить дополнительные условия рассматриваемой сделки, повлиявшие на цену поставленного товара. Данный факт свидетельствует о произвольном установлении цены на товары. Обществом не предоставлены выписки по лицевым счетам о движении денежных средств на оплату декларируемых партий товаров, а также выписки по лицевым счетам, отражающие сведения об оплате транспортных расходов за перевозку товаров. Стоимость расходов на перевозку (транспортировку) ввозимых товаров до места прибытия таких товаров на таможенную территорию ЕАЭС включена в таможенную стоимость этих товаров не в полном объеме. Кроме того, в рамках международного сотрудничества Таможней получены экспортные ДТ, по которым цена товара существенно превышает заявленную декларантом по ДТ. Обществом не подтверждены транспортные расходы.
ООО "Атлас Трейд" представило отзыв на апелляционную жалобу.
В судебном заседании представитель Таможни поддержал доводы жалобы, просил решение суда отменить.
Представитель Общества просил в удовлетворении жалобы отказать, решение суда оставить без изменения.
Законность и обоснованность обжалуемого решения проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, В период с 25.02.2019 по 13.09.2020 ООО "Атлас Трейд" (покупатель, декларант) в соответствии с условиями внешнеторгового контракта N AT06-2019 от 18.01.2019 с компанией COOPERATIVA CERAMICA D'IMOLA, Италия (продавец), ввезло на таможенную территорию Евразийского экономического союза и поместило под таможенную процедуру выпуск для внутреннего потребления по декларациям на товары N 10216170/141219/0240268, 10216170/300420/0114349, 10216170/180720/0183240, 10216170/310720/0196400, 10216170/130920/0238528, 10216170/100620/0151257, 10216170/030320/0057800, 10216170/030920/0229194, 10216170/030720/0170544, 10216170/040520/0117457, 10216170/050520/0117897, 10216170/030420/0089446, 10216170/140420/0098998, 10216170/180720/0183359, 10216170/250820/0220756, 10216170/170620/0156900, 10216170/260319/0049487, 10216170/250219/0029958, 10216170/131219/0239809, 10216170/120819/0145517, 10216170/191219/0245041, 10216170/161219/0242738, 10216170/171219/0243588, 10216170/210819/0151547, 10216170/150819/0147636, 10216170/040919/0161111, 10216170/040919/0161253, 10216170/131219/0239101, 10216170/210619/0109981, 10216170/151219/0241319, 10216170/010819/0138014, 10216170/300719/0135855, 10216170/240619/0111757, 10216170/090919/0163606, 10216170/030719/0118618, 10216170/150819/0147491, 10216170/140819/0146730, 10216170/290420/0113480, 10216170/260520/0138134, 10216170/280420/0112116 керамическую плитку различных моделей и размеров, производства COOPERATIVA CERAMICA D'IMOLA S.C.
Таможенная стоимость товаров определена декларантом в соответствии со статьей 39 ТК ЕАЭС по "стоимости сделки с ввозимыми товарами".
В подтверждение заявленных сведений о таможенной стоимости товаров Обществом представлены следующие документы: договор (внешнеторговый контракт) N АТ06-2019 от 18.01.2019; спецификации к договору; техническая документация; инвойсы; договоры транспортно-экспедиционного обслуживания; счета за транспортные услуги; прайс-листы; бухгалтерские документы.
В соответствии со статьей 332 ТК ЕАЭС проведена камеральная таможенная проверка на основании данных, полученных в результате анализа информации, содержащейся в информационных ресурсах таможенных органов и иных государственных органов государств-членов, и свидетельствующих о возможном нарушении международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования и (или) законодательства государств-членов в отношение ООО "Атлас Трейд".
При проведении контроля таможенной стоимости товаров после их выпуска таможенным органом обнаружены признаки, указывающие на то, что сведения о таможенной стоимости товаров могут являться недостоверными либо заявленные сведенР1я должным образом не подтверждены.
В рамках камеральной таможенной проверки запрошены дополнительные документы, подтверждающие сведения о таможенной стоимости, заявленной декларантом (Требование о представлении документов и (или) сведений от 07.04.2021 N 10-08/04939):
1. Техническая документация от производителя (с переводом на русский язык) о товарах по ДТ, содержащая информацию о классификационных признаках для целей однозначной классификации в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (далее - ТН ВЭД ЕАЭС).
Техническая документация в обязательном порядке должна содержать следующую информацию раздельно по артикулам:
* какой количественный и качественный (содержание химических элементов в пересчете на оксиды) состав материала изделия (масс. %)?
* какая температура обжига изделия?
* к какому виду керамики относится изделие?
* имеется ли на поверхности изделия глазурь или аналогичное покрытие?
* каков коэффициент поглощения воды керамическим материалом?
* какие размеры имеет изделие (ширина, длина)?
* основная область применения изделий?
2. Контракты, во исполнение которых были произведены перемещения товаров по ДТ, со всеми приложениями, дополнениями и изменениями к нему. УНК;
3. Прайс-лист производителя (продавца) товаров, являющийся публичной офертой, то есть предложением о продаже товаров неопределенному кругу лиц либо его коммерческое предложение;
4. Экспортные тамол^енные декларации страны отправления (экземпляры с указанной стоимостью товаров) и заверенные их переводы на русский язык;
5. Банковские платежные документы по оплате счетов-фактур (инвойсов) по декларируемым партиям товаров (100% ОПЛАТА) (с оттисками средств идентификации банка, идентифицируемые с поставками);
6. В случае отсутствия в назначении платежа в платежном банковском документе конкретной ссылки на реквизиты инвойса (-ов) на декларируемые товары представить соответствующее пояснение - по какому инвойсу произведена оплата;
7. В случае указания в назначении платежа реквизитов нескольких инвойсов предоставить все указанные инвойсы;
8. Выписки по лицевым счетам о движении денежных средств на оплату декларируемых партий товаров;
9. Ведомости банковского контроля с оттисками средств идентификации банка.с указанием сведений по указанным ДТ;
10. Бухгалтерские документы об оприходовании декларируемых партий товаров, содержащие сведения о наименовании, артикулах, стоимости и количестве (постановке на учет): ведомость счета 41, приходные ордера, требования-накладные и (или) иные бухгалтерские документы в соответствии с принятой учетной политикой организации, подписанные лицами организации, уполномоченными их составлять;
11. Пояснение с расчетом по вопросу - каким образом формируется цена единицы товара в рублях при его оприходовании и отражении сведений в бухгалтерском учете (с указанием даты, на которую берется курс валют при пересчете цены товара в рубли)?
12. Документы по последующей продаже, распоряжению иным способом или использованию ввозимых товаров покупателем на территории Евразийского экономического союза: договоры, счета-фактуры, банковские документы (если счета-фактуры оплачены), иные сведения, в том числе по предьщущим партиям товаров;
13. Расчёт цены реализации ввозимых товаров на территории Евразийского экономического союза (с включением всех необходимых статей или элементов затрат, в том числе торговой надбавки к цене и т.п.), в том числе по предыдущим партиям товаров;
14. Договоры на поставку идентичных, однородных товаров при их продаже для вывоза на таможенную территорию Евразийского экономического союза, приложения к ним, счета-фактуры (инвойсы);
15. Договоры, в соответствии с которыми ввозимые, идентичные, однородные товары продаются на таможенной территории Союза, приложения к ним, счета-фактуры (инвойсы);
16. Прайс-листы, коммерческие предложения, оферты продавцов ввозимых, идентичных, однородных товаров, а также товаров того же класса или вида (в том числе при их продаже на экспорт в Российскую Федерацию, а также на внутреннем рынке России);
17. Пояснения по условиям продажи, которые могли повлиять на стоимость сделки: имеются ли у покупателя перед продавцом дополнительные (отличные от получения товара и уплаты установленной цены сделки) обязательства (если имеются, необходимо указать какие именно);
18. Пояснения об истории сотрудничества продавца и покупателя: каковы вид и период сотрудничества; являются ли покупатель и продавец постоянными партнёрами;
каким образом осуществлялся поиск продавца для покупки данного товара или ранее до начала сотрудничества; почему был выбран именно этот продавец; согласен ли продавец предоставить данные о затратах на производство (приобретение) товаров и (или) затратах на их продажу на экспорт в Российскую Федерацию (если согласен, необходимо представить соответствующие пояснения);
19. Пояснения о порядке выбора и заказа товара: имеется ли у покупателя подразделение, занимающееся изучением конъюнктуры рынка и (или) оценкой эффективности сделок; анализировало ли это подразделение предложения других продавцов, занимающихся поставками товаров того же класса или вида (если анализировало, необходимо представить материалы исследований либо объяснить причины невозможности их представления);
20. Пояснения о порядке выбора и заказа товара: каким образом осуществлялся выбор и заказ товара; какие товары поставляются в рамках контракта (одного или различного класса или вида); каков способ распоряжения или использования ввозимых товаров покупателем на территории Евразийского экономического союза;
21. Пояснения по формированию контрактной (инвойсной) стоимости товаров: имеется ли у покупателя информация об уровне рыночных цен на такого вида товары; соответствует ли первоначальная цена предложения такому уровню цен (если не соответствует, необходимо указать процент отклонения); известно ли покупателю, исходя из какой величины формировалась цена первоначального предложения (если известно, указать подробности);
22. Пояснения по формированию контрактной (инвойсной) стоимости товаров: совпадает ли контрактная (инвойсная) цена с первоначальной ценой предложения; если не совпадает - необходимо указать процент отличия и его причины: вызвано ли отличие скидкой, нестандартной ситуацией на рынке, положением продавца, особыми отношениями продавца и покупателя, и др., (указать подробности);
23. Пояснения по формированию контрактной (инвойсной) стоимости товаров: каким образом проходило согласование контрактной (инвойсной)- цены товаров; сохранилась ли у покупателя переписка (если сохранилась, необходимо представить её либо объяснить причины невозможности её представления);
24. Пояснения по формированию контрактной (инвойсной) стоимости товаров: являлась ли первоначальная цена предложения публичной офертой в терминах ст. 494 Гражданского кодекса Российской Федерации (если являлась, необходимо представить её либо объяснить причины невозможности её представления), каким образом была выражена публичная оферта продавца (указать подробности);
25. Сведения о договорах: вид договора, день заключения, день окончания действия (если определено договором), применяемое право, место заключения; какие по счёту являются партии товара, ввозимые по рассматриваемому контракту;
26. Сведения о договорах: предусматривает ли договор: (а) условие, при котором продажа одного наименования товара зависит от покупки товара другого наименования; (б) встречную поставку товаров покупателем продавцу; (в) поставку товаров со стороны покупателя в пользу продавца бесплатно или по сниженной цене (в случае положительного ответа хотя бы на один из подпунктов (а) - (в) необходимо указать подробности);
27. Сведения об условиях поставки: кем были предложены предусмотренные контрактом условия поставки; кто осуществлял выбор вида транспорта и маршрута доставки; заключался ли договор транспортного страхования (если заключался, то на каких условиях; необходимо указать подробности);
28. Пояснение от Продавца о наличии/отсутствии лицензионного соглашения на право использования товарного знака. Пояснение о наличии/отсутствии лицензионных или иных подобных платежей за использование товарного знака;
29. Пояснить являются ли продавец и покупатель взаимосвязанными лицами в терминах, определенных статьей 37 ТК ЕАЭС;
30. Документы и сведения о принадлежащих продавцу и (или) покупателю голосующих акциях организаций государств-членов и третьих стран;
31. Документы, подтверждающие стоимость сделки с идентичными или однородными товарами при их продаже покупателям, не являющимся взаимосвязанными с продавцом лицами, для вывоза на таможенную территорию Союза;
32. Документы и сведения, подтверждающие, что покупатель и продавец, являясь взаимосвязанными лицами, взаимно продают и покупают товары на тех же условиях, в том числе по сопоставимым ценам (то есть по ценам того же. уровня), как если бы они не являлись взаимосвязанными лицами;
33. Документы, отражающие финансовые взаимоотношения продавца и покупателя, кроме расчётов по договору купли-продажи, на основании которого производится перемещение оцениваемых товаров;
34. Иные документы и сведения, характеризующие сопутствующие продаже обстоятельства, в том числе способ, которым покупатель и продавец организуют свои коммерческие отношения, и то, каким образом была установлена цена товаров;
35. Договоры на перевозку товаров, в рамках которых осуществлялись перевозки декларируемых по указанным в Приложении ДТ товарам. Заявки на перевозку. Все счета и счета-фактуры, выставленные в рамках Договора перевозки, имеющие отношение к данным поставкам;
36. Банковские платежные документы по оплате счетов-фактур (инвойсов), выставленных Перевозчиком за транспортировку декларируемых партий товаров в рамках заключенного договора ТЭО. В случае отсутствия в назначении платежа в платежном банковском документе конкретной ссылки на реквизиты счета по поставкам декларируемых партий товаров представить соответствующие пояснения - по какому счету произведена оплата. В случае указания в назначении платежа в платежном банковском документе реквизитов нескольких счетов за транспортные услуги предоставить все указанные счета;
37. Выписки по лицевым счетам, отражающие сведения об оплате транспортных расходов на перевозку товаров по указанным в Приложении ДТ. Отчет о выполненных работах и акт выполненных работ по ТЭО;
38. Иные документы и сведения, позволяющие устранить основания для проведения проверки, в том числе полученные декларантом от иных лиц, включая лиц, имеющих отношение к производству, перевозке (транспортировке) и реализации ввозимых товаров.
По результатам анализа представленных Обществом документов Таможня пришла к выводу о том, что представленные декларантом при таможенном декларировании, а также дополнительно представленные документы и сведения о таможенной стоимости товаров не являются достаточными, количественно определяемыми, документально подтвержденными, в связи, с чем Кингисеппской таможней были приняты решения о внесении изменений в сведения, заявленные в декларациях на товары от 22.02.2022, по ДТ N 10216170/141219/0240268, от 24.02.2022 N N 10216170/300420/0114349, 10216170/180720/0183240, 10216170/310720/0196400, 10216170/130920/0238528, 10216170/100620/0151257, 10216170/030320/0057800, 10216170/030920/0229194, 10216170/030720/0170544, 10216170/040520/0117457, 10216170/050520/0117897, 10216170/030420/0089446, 10216170/140420/0098998, 10216170/180720/0183359, 10216170/250820/0220756, 10216170/170620/0156900, 10216170/260319/0049487, 10216170/250219/0029958, 10216170/131219/0239809, 10216170/120819/0145517, 10216170/191219/0245041, 10216170/161219/0242738, 10216170/171219/0243588, 10216170/210819/0151547, 10216170/150819/0147636, 10216170/040919/0161111, 10216170/040919/0161253, 10216170/131219/0239101, 10216170/210619/0109981, 10216170/151219/0241319, 10216170/010819/0138014, 10216170/300719/0135855, 10216170/240619/0111757, 10216170/090919/0163606, 10216170/030719/0118618, 10216170/150819/0147491, 10216170/140819/0146730, от 25.02.2022 NN10216170/290420/0113480, 10216170/260520/0138134, 10216170/280420/0112116.
Не согласившись с вышеуказанными решениями Таможни, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции удовлетворил заявленные Обществом требования в полном объеме.
Исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и отзыва на апелляционную жалобу, выслушав доводы сторон, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы Таможни и отмены решения суда первой инстанции в связи со следующим.
Таможенный контроль таможенной стоимости товаров, ввозимых на таможенную территорию Евразийского экономического союза, осуществляется в соответствии с главой 5 ТК ЕАЭС с применением форм таможенного контроля и мер, обеспечивающих проведение таможенного контроля, установленных ТК ЕАЭС.
В соответствии с пунктом 14 статьи 38 ТК ЕАЭС по общему правилу таможенная стоимость товаров определяется декларантом, а в случае, если в соответствии с пунктом 2 статьи 52 и с учетом пункта 3 статьи 71 настоящего Кодекса таможенные пошлины, налоги, специальные, антидемпинговые, компенсационные пошлины исчисляются таможенным органом, таможенная стоимость товаров определяется таможенным органом.
Пунктом 9 статьи 38 ТК ЕАЭС предусмотрено, что определение таможенной стоимости товаров не должно быть основано на использовании произвольной или фиктивной таможенной стоимости товаров.
Таможенная стоимость товаров и сведения, относящиеся к ее определению, должны основываться на достоверной, количественно определяемой и документально подтвержденной информации (пункт 10 статьи 38 ТК ЕАЭС).
В силу пункта 15 статьи 38 ТК ЕАЭС основой таможенной стоимости ввозимых товаров должна быть в максимально возможной степени стоимость сделки с этими товарами в значении, определенном статьей 39 данного Кодекса.
В случае невозможности определения таможенной стоимости ввозимых товаров по стоимости сделки с ними таможенная стоимость товаров определяется в соответствии со статьями 41 и 42 настоящего Кодекса, применяемыми последовательно.
При невозможности определения таможенной стоимости ввозимых товаров в соответствии со статьями 41 и 42 настоящего Кодекса в качестве основы для определения таможенной стоимости товаров может использоваться либо цена, по которой оцениваемые, идентичные или однородные товары были проданы на таможенной территории Союза, в соответствии со статьей 43 настоящего Кодекса, либо расчетная стоимость товаров в соответствии со статьей 44 настоящего Кодекса. Декларант имеет право выбрать очередность применения указанных статей при определении таможенной стоимости ввозимых товаров.
В случае если для определения таможенной стоимости ввозимых товаров невозможно применить статьи 39, 41 - 44 настоящего Кодекса, определение таможенной стоимости товаров осуществляется в соответствии со статьей 45 настоящего Кодекса.
Пунктом 1 статьи 45 ТК ЕАЭС предусмотрено, что таможенная стоимость товаров определяется исходя из принципов и положений главы 5 Кодекса на основе сведений, имеющихся на таможенной территории Союза (резервный метод - метод 6) в случае если таможенная стоимость ввозимых товаров не может быть определена в соответствии со статьями 39, 41 - 44 Кодекса.
Согласно пункту 1 статьи 39 ТК ЕАЭС таможенной стоимостью ввозимых товаров является стоимость сделки с ними, то есть цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате за эти товары при их продаже для вывоза таможенную территорию Союза и дополненная в соответствии со статьей настоящего Кодекса, при выполнении следующих условий:
1) отсутствуют ограничения в отношении прав покупателя на пользование и распоряжение товарами, за исключением ограничений, которые:
- ограничивают географический регион, в котором товары могут быть перепроданы;
- существенно не влияют на стоимость товаров;
- установлены актами органов Союза или законодательством государств-членов;
2) продажа товаров или их цена не зависит от каких-либо условий или обязательств, влияние которых на цену товаров не может быть количественно определено;
3) никакая часть дохода или выручки от последующей продажи, распоряжения иным способом или использования товаров покупателем не причитается прямо или косвенно продавцу, кроме случаев, когда в соответствии со статьей 40 Кодекса могут быть произведены дополнительные начисления;
4) покупатель и продавец не являются взаимосвязанными лицами, или покупатель и продавец являются взаимосвязанными лицами таким образом, что стоимость сделки с ввозимыми товарами приемлема для таможенных целей в соответствии с пунктом 4 настоящей статьи.
В случае если хотя бы одно из условий, указанных в пункте 1 настоящей статьи, не выполняется, цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате, не является приемлемой для определения таможенной стоимости ввозимых товаров и метод 1 не применяется (пункт 2 статьи 39 ТК ЕАЭС).
Согласно пункту 3 статьи 39 ТК ЕАЭС ценой, фактически уплаченной или подлежащей уплате за ввозимые товары, является общая сумма всех платежей за эти товары, осуществленных или подлежащих осуществлению покупателем непосредственно продавцу или иному лицу в пользу продавца. При этом платежи могут быть осуществлены прямо или косвенно в любой форме, не запрещенной законодательством государств-членов.
Исходя из изложенного, метод определения таможенной стоимости по стоимости сделки с ввозимыми товарами не может быть применен в случаях отсутствия документального подтверждения заключения сделки или отсутствия в документах, отражающих содержание сделки, ценовой информации, относящейся к количественно определенным характеристикам товара, условий поставки и оплаты либо наличия доказательств недостоверности таких сведений, то есть их необоснованного расхождения с аналогичными сведениями в других документах, выражающих содержание сделки, а также коммерческих, транспортных, платежных (расчетных) и иных документах, относящихся к одним и тем же товарам.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 313 ТК ЕАЭС при проведении таможенного контроля таможенной стоимости товаров, заявленной при таможенном декларировании, таможенным органом осуществляется проверка правильности определения и заявления таможенной стоимости товаров (выбора и применения метода определения таможенной стоимости товаров, структуры и величины таможенной стоимости товаров, документального подтверждения сведений о таможенной стоимости товаров).
При проведении контроля таможенной стоимости товаров таможенный орган вправе запросить у декларанта пояснения в письменной форме о факторах, влияющих на формирование цены товаров, а также об иных обстоятельствах, имеющих отношение к товарам, перемещаемым через таможенную границу Союза.
Согласно пункту 4 статьи 325 ТК ЕАЭС таможенный орган вправе запросить коммерческие, бухгалтерские документы, сертификат о происхождении товара и (или) иные документы и (или) сведения, в том числе письменные пояснения, необходимые для установления достоверности и полноты проверяемых сведений, заявленных в таможенной декларации, и (или) сведений, содержащихся в иных документах, в случае, если документы, представленные при подаче таможенной декларации либо представленные в соответствии с пунктом 2 данной статьи, не содержат необходимых сведений или должным образом не подтверждают заявленные сведения, либо если таможенным органом выявлены признаки несоблюдения положений ТК ЕАЭС и иных международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования и (или) законодательства государств-членов, в том числе недостоверности сведений, содержащихся в таких документах.
Запрос документов и (или) сведений у декларанта в соответствии с пунктом 4 статьи 325 ТК ЕАЭС должен быть обоснованным и должен содержать перечень признаков, указывающих на то, что сведения, заявленные в таможенной декларации, и (или) сведения, содержащиеся в иных документах, должным образом не подтверждены либо могут являться недостоверными, перечень дополнительно запрашиваемых документов и (или) сведений, а также сроки представления таких документов и (или) сведений.
Перечень запрашиваемых документов и (или) сведений определяется должностным лицом таможенного органа исходя из проверяемых сведений с учетом условий сделки с товарами, характеристик товара, его назначения, а также иных обстоятельств (пункт 5 статьи 325 ТК ЕАЭС).
В соответствии с пунктом 17 статьи 325 ТК ЕАЭС при завершении проверки таможенных, иных документов и (или) сведений в случае, если представленные в соответствии с настоящей статьей документы и (или) сведения либо объяснения причин, по которым такие документы и (или) сведения не могут быть представлены и (или) отсутствуют, либо результаты таможенного контроля в иных формах и (или) таможенной экспертизы товаров и (или) документов, проведенных в рамках такой проверки, не подтверждают соблюдение положений настоящего Кодекса, иных международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования и законодательства государств-членов, в том числе достоверность и (или) полноту проверяемых сведений, и (или) не устраняют оснований для проведения проверки таможенных, иных документов и (или) сведений, таможенным органом на основании информации, имеющейся в его распоряжении, принимается решение о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в таможенной декларации, в соответствии со статьей 112 настоящего Кодекса.
Как разъяснено в пункте 10 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26.11.2019 N 49 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике в связи с вступлением в силу Таможенного кодекса Евразийского экономического союза" (далее - Постановление N 49), система оценки ввозимых товаров для таможенных целей, установленная Таможенным кодексом и основанная на статье VII ГАТТ 1994, исходит из их действительной стоимости - цены, по которой такие или аналогичные товары продаются или предлагаются для продажи при обычном ходе торговли в условиях полной конкуренции, определяемой с использованием соответствующих методов таможенной оценки. При этом согласно пункту 15 статьи 38 Таможенного кодекса за основу определения таможенной стоимости в максимально возможной степени должна приниматься стоимость сделки с ввозимыми товарами (первый метод определения таможенной стоимости).
С учетом данных положений примененная сторонами внешнеторговой сделки цена ввозимых товаров не может быть отклонена по мотиву одного лишь несогласия таможенного органа с ее более низким уровнем в сравнении с ценами на однородные (идентичные) ввозимые товары или ее отличия от уровня цен, установившегося во внутренней торговле.
Как указано в пункте 11 Постановления N 49, отсутствие подтверждения сведений о таможенной стоимости, заявленных в таможенной декларации и (или) содержащихся в иных представленных таможенному органу документах, а также выявление таможенным органом признаков недостоверного определения таможенной стоимости само по себе не может выступать основанием для вывода о неправильном определении таможенной стоимости декларантом, а является основанием для проведения таможенного контроля таможенной стоимости товаров в соответствии со статьей 313, пунктом 4 статьи 325 Таможенного кодекса.
При проведении такой проверки таможенный орган, осуществляя публичные полномочия, обязан предоставить декларанту реальную возможность устранения возникших сомнений в достоверности заявленной им таможенной стоимости, в связи с чем не может произвольно отказаться от использования закрепленного в пункте 15 статьи 325 Таможенного кодекса права на запрос у декларанта документов и (или) сведений, в том числе письменных пояснений, необходимых для установления достоверности и полноты проверяемых сведений, заявленных в таможенной декларации, и (или) сведений, содержащихся в иных документах.
В порядке реализации положений пункта 2 статьи 313, пункта 15 статьи 325 Таможенного кодекса декларант вправе предоставить пояснения об экономических и иных разумных причинах значительного отличия стоимости сделки с ввозимыми товарами от ценовой информации, имеющейся у таможенного органа, которые должны быть приняты во внимание при вынесении окончательного решения.
В пункте 13 Постановления N 49 также разъяснено, что основываясь на положениях пункта 13 статьи 38, пункта 17 статьи 325 ТК ЕАЭС, таможенный орган принимает решение о внесении изменений (дополнений) в сведения о таможенной стоимости, заявленные в таможенной декларации по результатам проверки таможенных, иных документов и (или) сведений, начатой до выпуска товаров, если соответствие заявленной таможенной стоимости товаров их действительной стоимости не нашло своего подтверждения по результатам таможенного контроля, в том числе при сохранении признаков недостоверности заявленной таможенной стоимости, не устраненных по результатам таможенного контроля.
В связи с этим при разрешении споров, касающихся правильности определения таможенной стоимости ввозимых товаров, судам следует учитывать, какие признаки недостоверного определения таможенной стоимости были установлены таможенным органом и нашли свое подтверждение в ходе проведения таможенного контроля, в том числе с учетом документов (сведений), собранных таможенным органом и дополнительно предоставленных декларантом.
Непредоставление декларантом документов (сведений), обосновывающих заявленную им таможенную стоимость товара, само по себе не может повлечь принятие таможенным органом решения о внесении изменений (дополнений) в сведения о таможенной стоимости, заявленные в таможенной декларации, если у декларанта имелись объективные препятствия к предоставлению запрошенных документов (сведений) и соответствующие объяснения даны таможенному органу.
В рассматриваемом случае, из материалов дела усматривается, что таможенная стоимость спорных товаров задекларированных по ДТ N 10216170/141219/0240268, от 24.02.2022 N N 10216170/300420/0114349, 10216170/180720/0183240, 10216170/310720/0196400, 10216170/130920/0238528, 10216170/100620/0151257, 10216170/030320/0057800, 10216170/030920/0229194, 10216170/030720/0170544, 10216170/040520/0117457, 10216170/050520/0117897, 10216170/030420/0089446, 10216170/140420/0098998, 10216170/180720/0183359, 10216170/250820/0220756, 10216170/170620/0156900, 10216170/260319/0049487, 10216170/250219/0029958, 10216170/131219/0239809, 10216170/120819/0145517, 10216170/191219/0245041, 10216170/161219/0242738, 10216170/171219/0243588, 10216170/210819/0151547, 10216170/150819/0147636, 10216170/040919/0161111, 10216170/040919/0161253, 10216170/131219/0239101, 10216170/210619/0109981, 10216170/151219/0241319, 10216170/010819/0138014, 10216170/300719/0135855, 10216170/240619/0111757, 10216170/090919/0163606, 10216170/030719/0118618, 10216170/150819/0147491, 10216170/140819/0146730, от 25.02.2022 NN10216170/290420/0113480, 10216170/260520/0138134, 10216170/280420/0112116., определена Обществом в соответствии со статьей 39 ТК ЕАЭС по цене сделки с ввозимыми товарами.
В подтверждение заявленного метода определения таможенной стоимости Обществом были представлены: внешнеэкономический контракт N АТ06-2019 от 18.01.2019, спецификации к договору. Техническая документация, инвойсы, договоры транспортно - экспедиционного обслуживания, счета за транспортные услуги, прайс - листы, бухгалтерские документы.
Таможенным органом установлена более низкая стоимость товаров, заявленных Обществом, по сравнению с ценовой информацией, имеющейся в распоряжении таможенного органа.
Таможенный орган указывает ссылку на ДТ N N 10216170/030720/0170319, 10216170/020820/0197011 (оформленные ООО "Нева Трейдинг"), NN 10216170/031120/0290218, 10216170/140820/0210002 (оформленные ООО "Премиум Тайл"),
Вместе с тем, Общество является дистрибьютором продавца, поэтому имеет исключительные цены на товар.
Обстоятельства заключения договоров ООО "Нева Трейдинг" и ООО "Премиум Тайл" таможенным органом не установлены.
Таможенный орган не учитывает систему факторов, непосредственно влияющих на формирование цены сделки, а именно: конкретные характеристики товара (класс стойкости к образованию пятен, класс химической стойкости, класс износостойкости, геометрические параметры, состав, сорт, и т.п.), коммерческие условия конкретной сделки, коммерческие уровни продаж (оптовые, розничные, осуществляются ли такие поставки на регулярной или на разовой основе). Эти причины могут привести к объективным расхождениям в уровне цен на однородные либо идентичные товары.
Судом установлено, что плитка модели "ONCE9018LP" заявлена Обществом из тонкой керамики, тогда как в сравнительной ДТ плитка из керамогранита (каменная керамика), то есть идет сравнение различных по характеристикам товаров, что в свою очередь вызывает разницу в стоимости.
Плитка модели "SANPE612RM" заявлена Обществом именно как плитка размером 60x120, тогда как в сравнительной ДТ заявлено - плитка на сетке, 60x120. размер фрагмента 7x20. Иные товары с небольшой разницей по стоимости, поскольку данная разница возможна как раз из-за наличия статуса дистрибьютора Общества.
Также положениями статьи 42 ТК ЕАЭС, предусмотрено, что использование сравнительной стоимости возможно по товарам, ввезенным в тот же или в соответствующий период времени, и не ранее чем за 90 календарных дней.
В спорных ДТ, по сравнению с прайс-листом производителя для дистрибьюторов. При этом Общество не является дистрибьютором.
Как пояснил представитель Общества, относительно указания в ответе Общества о том, что оно является дилером продавца - техническая ошибка. Общество является дистрибьютором, и имеет соответствующий сертификат, который представлен в материалы дела. Данное обстоятельство позволяло получать Обществу наиболее выгодные цены от поставщика.
Таким образом небольшая разница в цене, на которую как указал таможенный орган, между ценой, указанной в прайс-листе продавца с ценой, заявленной Обществом при декларировании, обусловлена именно особыми отношениями с продавцом и статусом Общества.
Кроме того, таможенный орган, сравнивая стоимость производителя в прайс-листе для дистрибьюторов со стоимостью, заявленной Обществом в спорных ДТ, указывает на незначительное отличие в меньшую сторону и в качестве аргумента невозможности такого отличия приводит довод из письма производителя, что указанная в прайс-листе стоимость является минимальной для основных дистрибьюторов.
Однако в письме производителя, содержится информация, что фактические цены могут незначительно отличаться от прайс-листа ввиду реальной ситуации с производственными мощностями и объемом клиентского заказа. То есть указанные в ответе производителя цены не являются фиксированными и могут изменяться.
Податель жалобы указывает, что по запросу таможенного органа о предоставлении технической документации от производителя. Обществом представлены сведения из сети Интернет, не заверенные производителем.
Вместе с тем, судом установлено, что Техническая документация производителя является информацией, содержащей коммерческую тайну, и не предоставляется иным лицам.
Общество представило описание товара с официального сайта контрагента. Иной информацией Общество не располагало.
В соответствии с пунктом 9 Постановления Пленума ВС от 26.11.2019 г. N 49, выявление отдельных недостатков в оформлении представленных декларантом документов (договоров, спецификаций, счетов на оплату ввозимых товаров и др.) в соответствии с установленными требованиями, не опровергающих факт заключения сделки на определенных условиях, само по себе не может являться основанием для вывода о несоблюдении требований пункта 10 статьи 38 Таможенного кодекса.
Согласно разделу 1 контракта от 18.01.2019 N АТ06-2019, стороны согласовывают наименование, количество и цену товара в приложении и/или спецификации и/или инвойсах, являющихся неотъемлемой частью контракта.
Разделом 3 контракта предусмотрена как оплата с отсрочкой, так и предоплата.
Таким образом, контрактом определены условия и сроки поставки, раскрывается порядок формирования цены на поставляемые товары, содержится порядок расчетов, требования о качестве, количестве и ассортименте. Контракт содержит все существенные условия для договора поставки и заключен с соблюдением норм гражданского законодательства Российской Федерации.
При оплате товаров по спорным ДТ, Общество воспользовалось своим правом на предоплату, при этом дополнительных уведомлений продавца не требуется. Возражений от продавца не поступало.
Стороны договора свободны в определении его условий, вправе определять цену товара и оказываемых услуг по своему усмотрению в условиях конкуренции, в рассматриваемом же случае цена товара прямо указана в товарно-сопроводительных документах.
Оплата поставки была произведена, что подтверждается ведомостью банковского контроля, отражена в подразделе 111.1 Сведения о подтверждающих документах ведомости банковского контроля.
В графе 9 "Признак поставки" указан соответствующий код, что соответствует варианту оплаты за поставленный товар. Данный код проставляется только после предоставления в банк подтверждающих документов (согласно Инструкции Банка России от 16.08.2017 г. N 181-И).
Таким образом, Обществом представлены все необходимые документы - пояснения по оплате (с указанием всех инвойсов и распределении по всем ДТ денежных средств, уплаченных по заявлениям на перевод), ведомость банковского контроля (подтверждающая варианты оплаты).
Кроме того, в ходе проверки Обществом было представлено информационное письмо, в котором указано по каким заявлениям на перевод списывались денежные средства и по каким декларациям.
Поэтому, факт оплаты товара Обществом документально подтвержден.
Также Таможня в решении ссылается на то, что Обществом не были представлены документы об оплате транспортных расходов.
Как следует из материалов дела, доставка товара осуществлялась из пункта приема товара экспедитором в морских контейнерах, в счетах за доставку товаров было указано "Организация морской перевозки". Экспедитор, получив товар в морском контейнере, доставлял его до порта погрузки на судно в Роттердаме далее морем в порт Санкт-Петербурга. Таможенному органу были представлены поручения экспедитору и счета, выставленные за перевозку, по спорным ДТ. То есть экспедитор, получив товар, в морском контейнере доставлял его до порта погрузки на судно, далее в порт Санкт-Петербург, осуществив при этом мультимодальную перевозку, то есть от места получения товара до порта Роттердам, затем погрузку на судно и доставку морем до Санкт-Петербурга.
Таким образом, Общество предоставило документы, свидетельствующие о включении транспортных расходов в таможенную стоимость (счета от экспедитора, акты выполненных работ).
Обществом также от экспедитора были получены экспедиторские расписки, подтверждающие ранее предоставленные сведения о маршруте перевозки, а также экспедитор подтвердил указание в счетах доставки от места загрузки до порта Санкт-Петербург. Указанные документы в подтверждают маршрут перевозки в соответствии с условиями поставки (EXW IMOLA) Имола - Роттердам - СПб.
В спорных ДТ в графах 20 указано EXW IMOLA, страна происхождения Италия (графы 16 ДТ), в графах 15 "Страна отправления" указано Нидерланды применительно к графам 18, 21 (транспортное средство - морское судно при прибытии в РФ).
Доводы таможенного органа о том, что заявленная Обществом стоимость товаров значительно отличается от аналогичных поставок в меньшую сторону, отклоняется судом апелляционной инстанции, поскольку отличие примененной сторонами внешнеторговой сделки цены ввозимых товаров от имеющейся у таможенного органа информации о ценах на однородные (идентичные) ввозимые товары само по себе не свидетельствует о недостоверности заявленных Обществом в ДТ сведений о таможенной стоимости спорных товаров.
Учитывая изложенное, по мнению суда апелляционной инстанции, таможней не доказана невозможность использования документов, представленных декларантом при таможенном оформлении в обоснование таможенной стоимости товара, в их совокупности.
Поскольку Общество представило все необходимые, имеющиеся в его распоряжении в силу закона и делового оборота документы, выражающие содержание сделки и информацию по условиям ее оплаты, подтверждающие в полной мере заявленную им таможенную стоимость ввезенного товара, следовательно, у таможенного органа отсутствовали достаточные основания для принятия оспариваемого решения.
Установив изложенные обстоятельства, суд обоснованно удовлетворил заявленные требования, признав решение Таможни о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в спорной ДТ, недействительным.
Принимая во внимание, что судом правильно установлены обстоятельства дела, в соответствии со статьей 71 АПК РФ исследованы и оценены имеющиеся в деле доказательства, применены нормы материального права, подлежащие применению в данном споре, нормы процессуального права при рассмотрении дела не нарушены, решение суда является законным, обоснованным и отмене не подлежит.
Руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 03.11.2022 по делу N А56-68681/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
О.В. Фуркало |
Судьи |
Г.В. Лебедев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-68681/2022
Истец: ООО "АТЛАС ТРЕЙД"
Ответчик: КИНГИСЕППСКАЯ ТАМОЖНЯ