г. Санкт-Петербург |
|
31 января 2023 г. |
Дело N А26-7084/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 января 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 31 января 2023 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Денисюк М.И.
судей Лебедева Г.В., Фуркало О.В.
при ведении протокола судебного заседания: Семакиной Т.А.
при участии:
от заявителя: Самойлова М.А. по доверенности от 01.01.2023 (онлайн)
от заинтересованного лица: не явился, извещен
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-40553/2022) Государственного комитета Республики Карелия по строительному, жилищному и дорожному надзору на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 25.11.2022 по делу N А26-7084/2022, принятое
по заявлению акционерного общества "ТНС энерго Карелия"
к Государственному комитету Республики Карелия по строительному, жилищному и дорожному надзору
о признании незаконным решения об отказе в ознакомлении с материалами дел об административных правонарушениях
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество "ТНС энерго Карелия" (далее - заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), о признании незаконным решения Государственного комитета Республики Карелия по строительному, жилищному и дорожному надзору (далее - Комитет, административный орган), изложенного в письме от 29.07.2022 N 6130/17-30/ГКСЖДНи, об отказе в ознакомлении с материалами дел об административных правонарушениях в отношении ООО УК "Норд-Вуд", а также об обязании Комитет устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем возложения обязанности по предоставлению на ознакомление материалов административных дел, возбужденных в отношении ООО УК "Норд-Вуд".
Решением суда от 25.11.2022 заявленные Обществом требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с вынесенным решением суда первой инстанции, Комитет направил апелляционную жалобу, в которой просит отменить обжалуемое решение суда от 25.11.2022, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных Обществом требований. В обоснование апелляционной жалобы ее податель указывает, что Общество не являлось участником производства по делам об административных правонарушениях в отношении ООО УК "Норд-Вуд" (не признано потерпевшим), следовательно, не вправе знакомиться с материалами административных дел. По мнению подателя жалобы, в рассматриваемом случае подлежало оспариванию бездействие Комитета по невключению сведений об Обществе в качестве потерпевшего в протокол об административном правонарушении, поскольку в отсутствии этих сведений правовых оснований для предоставления возможности ознакомиться с материалами административных дел не имеется.
В судебном заседании представитель Общества возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в письменном отзыве.
Комитет извещен надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы с учетом положений части 1 статьи 121 АПК РФ и пункта 16 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26.12.2017 N 57 "О некоторых вопросах применения законодательства, регулирующего использование документов в электронном виде в деятельности судов общей юрисдикции и арбитражных судов", в судебное заседание своих представителей не направил, что в силу статей 156 и 266 АПК РФ не препятствует рассмотрению апелляционной жалобы.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как установлено судом и следует из материалов дела, АО "ТНС энерго Карелия", являясь гарантирующим поставщиком электрической энергии на территории Республики Карелия, осуществляло поставку электроэнергии в многоквартирные дома, находившиеся в управлении ООО УК "Норд-Вуд".
Между АО "ТНС энерго Карелия" и ООО УК "Норд-Вуд" заключен договор энергоснабжения (открыт лицевой счет) от 01.07.2016 N 10000090099 в целях поставки электрической энергии, потребляемой при использовании и содержании общедомового имущества.
Согласно подпункту "д" пункта 4(1) Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.12.2014 N 1110, в перечень грубых нарушений лицензионных требований включено, в том числе, наличие у лицензиата признанной им или подтвержденной вступившим в законную силу судебным актом задолженности перед ресурсоснабжающей организацией в размере, равном или превышающем две среднемесячные величины обязательств по оплате по договору ресурсоснабжения, заключенному в целях обеспечения предоставления собственникам и пользователям помещения в МКД коммунальной услуги соответствующего вида и (или) приобретения коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, независимо от факта последующей оплаты указанной задолженности лицензиатом.
Частью 3 статьи 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) предусмотрена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с грубым нарушением лицензионных требований.
Ссылаясь на наличие у ООО УК "Норд-Вуд" задолженности, превышающей две среднемесячные величины обязательств по оплате по договору электроснабжения от 01.07.2016 N 10000090099, АО "ТНС энерго Карелия" обратилось Комитет с заявлениями от 30.08.2021 N 021-09-40212 и от 17.11.2021 N 021-09-53819, содержащими сведения о наличии в действиях ООО УК "Норд-Вуд" события и состава административных правонарушений, предусмотренных статьей 14.1.63 КоАП РФ.
Согласно письму Комитета от 08.04.2022 N 3248/17-30/ГКСЖДНи по итогам проведенных по заявлениям Общества проверок в отношении ООО УК "Норд-Вуд" были возбуждены дела об административных правонарушениях по части 3 статьи 14.1.3 КоАП РФ, по результатам рассмотрения которых вынесены постановления о прекращении производства по делу об административном правонарушении в связи с отсутствием состава правонарушения.
АО "ТНС энерго Карелия" обратилось в Комитет с заявлением от 06.05.2022 N 126-15-22454 о предоставлении информации о том, какие обстоятельства послужили основанием для принятия решений о прекращении производства по делам об административных правонарушениях, возбужденных в отношении ООО Управляющая компания "Норд-Вуд" по заявлениям Общества от 30.08.2021 N021-09-40212 и от 17.11.2021 N021-09-53819.
В ответ на указанное заявление Комитет письмом от 03.06.2022 N 3238/12-10/ГКСЖДНи уведомил Общество об отказе в ознакомлении с материалами административных дел в связи с тем, что Общество не является участником производства по делам об административных правонарушениях.
АО "ТНС энерго Карелия" направило в Комитет повторное заявление от 29.06.2022 N 141-09-30580 об ознакомлении с материалами административных дел в отношении ООО УК "Норд-Вуд", в удовлетворении которого Комитетом также было отказано письмом от 29.07.2022 N6130/17-30/ГКСЖДНи в связи с тем, что АО "ТНС энерго Карелия" не обладает статусом потерпевшего.
Полагая неправомерным отказ Комитета в ознакомлении с материалами дел об административных правонарушениях в отношении ООО УК "Норд-Вуд", Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением, которое было удовлетворено судом первой инстанции в полном объеме.
Исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы Комитета и отмены решения суда от 25.11.2022 в связи со следующим.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение, или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности
Порядок производства по делам об административных правонарушениях, установлен Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
Частью 1 статьи 25.2 КоАП РФ предусмотрено, что потерпевшим является физическое лицо или юридическое лицо, которым административным правонарушением причинен физический, имущественный или моральный вред.
Как разъяснено в пункте 11 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", исходя из части 3 статьи 25.2 КоАП РФ право потерпевшего на участие в деле об административном правонарушении должно быть обеспечено независимо от того, является ли наступление последствий признаком состава административного правонарушения.
КоАП РФ предусматривает широкие процессуальные права потерпевшего, который вправе знакомиться со всеми материалами дела об административном правонарушении, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью представителя, обжаловать постановление по данному делу, пользоваться иными процессуальными правами в соответствии с настоящим Кодексом (часть 2 статьи 25.2 КоАП РФ).
При этом, в ходе производства по делу об административном правонарушении не принимается специального решения в виде отдельного постановления или определения о признании конкретного лица потерпевшим. При указанных в части 1 статьи 25.2 КоАП РФ обстоятельствах статус гражданина или юридического лица в качестве потерпевшего отражается в протоколе об административном правонарушении либо в постановлении прокурора о возбуждении дела об административном правонарушении и указанным лицам разъясняются их права и обязанности, предусмотренные статьей 25.2 КоАП РФ.
Лицо, обратившееся в административный орган с указанием на нарушение действиями иного лица его прав и на наличие в действиях данного лица события административного правонарушения, наделено в силу статьи 25.2 КоАП РФ правами потерпевшего (пункт 7 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2016), утв. Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 13.04.2016).
Как следует из материалов дела, административные дела в отношении ООО "УК "Норд-Вуд" были возбуждены на основании обращений АО "ТНС энерго Карелия" от 30.08.2021 N 021-09-40212 и от 17.11.2021 N 021-09-53819 в связи с наличием у ООО УК "Норд-Вуд" задолженности, превышающей две среднемесячные величины обязательств по оплате по договору электроснабжения от 01.07.2016 N 10000090099, факт наличия которой подтвержден вступившими в законную силу решениями Арбитражного суда по Республике Карелия от 12.05.2021 по делу N А26-3480/2021, от 03.02.2021 по делу N А26-646/2021, которыми с ООО УК "Норд-Вуд" в пользу АО "ТНС энерго Карелия" взыскана образовавшаяся задолженность.
Наличие вступивших в законную силу судебных актов о взыскании задолженности с ООО УК "Норд-Вуд" в пользу АО "ТНС энерго Карелия" подтверждает факт нарушения права АО "ТНС энерго Карелия" на получение денежных средств за поставленную ООО УК "Норд-Вуд" электроэнергию и причинение заявителю имущественного вреда.
Таким образом, то обстоятельство, что ООО "ТНС энерго Карелия" не было привлечено Комитетом в качестве участника (потерпевшего) в рамках дел об административных правонарушениях в отношении ООО "УК "Норд-Вуд", не свидетельствует о том, что Общество не является потерпевшей стороной по смыслу части 1 статьи 25.2 КоАП РФ и лишено прав потерпевшего, предусмотренных КоАП РФ (в том числе права на ознакомление с материалами дела об административном правонарушении).
При этом, для дальнейшей реализации своего права на судебную защиту Обществу необходимо было получить копии постановлений о прекращении производства по делу об административном правонарушении в отношении ООО УК "Норд-Вуд" и ознакомиться с материалами административных дел.
Суд апелляционной инстанции соглашается выводом суда первой инстанции, о том, что вследствие отказа в получении информации об административном производстве, АО "ТНС энерго Карелия" фактически лишено возможности оценить правильность выводов административного органа в отношении ООО УК "Норд-Вуд" для принятия решения о необходимости обжалования постановления о прекращении производства по делу об административном правонарушении.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявленные Обществом требования и признал недействительным решение Комитета, изложенное в письме от 29.07.2022 N 6130/17-30/ГКСЖДНи об отказе АО "ТНС энерго Карелия" в ознакомлении с материалами дела об административном правонарушении в отношении ООО УК "Норд-Вуд", а также в порядке устранения допущенных нарушений прав и законных интересов заявителя в соответствии с пунктом 3 части 4 статьи 201 АПК РФ обязал Комитет предоставить АО "ТНС энерго Карелия" материалы административных дел, возбужденных в отношении ООО Управляющая компания "Норд-Вуд" по заявлениям АО "ТНС энерго Карелия" от 30.08.2021 N021-09-40212 и от 17.11.2021 N021-09-53819, для ознакомления в течение 5 рабочих дней после вступления судебного решения в силу.
Судом первой инстанции правильно установлены все значимые для дела обстоятельства и дана им надлежащая правовая оценка, неправильного применения норм материального и процессуального права не допущено, в связи с чем правовых и фактических оснований для отмены решения суда от 25.11.2022 и удовлетворения апелляционной жалобы Комитета не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Карелия от 25 ноября 2022 года по делу N А26-7084/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного комитета Республики Карелия по строительному, жилищному и дорожному надзору - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
М.И. Денисюк |
Судьи |
Г.В. Лебедев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А26-7084/2022
Истец: АО "ТНС энерго Карелия"
Ответчик: Государственный комитет Республики Карелия по строительному, жилищному и дорожному надзору