г. Москва |
|
02 февраля 2023 г. |
Дело N А41-12756/22 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 февраля 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 02 февраля 2023 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Беспалова М.Б.,
судей Миришова Э.С., Ханашевича С.К.,
при ведении протокола судебного заседания Темирбиевым М.А.,
при участии в судебном заседании:
от ООО "Городская управляющая компания "ДОМЖИЛСЕРВИС" - Воробьева О.Л.. представитель по доверенности от 23.01.2023, паспорт, диплом;
от ООО "ЕДС-Щелково" - Никитина Л.С., представитель по доверенности от 01.03.2022, паспорт, диплом;
от ГУ Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области" - Шарифуллин Д.Н., представитель по доверенности от 19.01.2023, паспорт, диплом.
от МУП городского округа Щелково "Дирекция Единого Заказчика жилищно-коммунальных услуг" - представитель не явился, извещен надлежащим образом;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ООО "ЕДС-Щелково" на решение Арбитражного суда Московской области от 28.10.2022 по делу N А41-12756/22 по иску общества с ограниченной ответственностью "Городская управляющая компания "ДОМЖИЛСЕРВИС" (ОГРН: 1105029009128, ИНН: 5029140514) к обществу с ограниченной ответственностью "ЕДС-Щелково" (ОГРН: 1065050001345, ИНН 5050055646) об обязании предоставить по двустороннему акту приема-передачи документацию на многоквартирный дом, расположенный по адресу: Московская область, г.о. Щелково, ул. Чкаловская, д. 6; взыскании судебной неустойки (с учетом уточнений иска),
третьи лица: муниципальное унитарное предприятие городского округа Щелково "Дирекция Единого Заказчика жилищно-коммунальных услуг" (ОГРН: 1175050002050, ИНН: 5050130702), Главное управление Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области" (ОГРН: 1045003352261, ИНН: 5018092629),
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Городская управляющая компания "ДОМЖИЛСЕРВИС" (далее - ООО "ГУК "ДОМЖИЛСЕРВИС", истец) обратилось в Арбитражный суд Московской области с исковым заявлением, уточненным в порядке статьи 49 АПК РФ, к обществу с ограниченной ответственностью "ЕДС-Щелково" (далее - ООО "ЕДС-Щелково", ответчик) с требованиями об обязании предоставить по двустороннему акту приема-передачи следующую документацию на многоквартирный дом, расположенный по адресу: Московская область, г.о. Щелково, ул. Чкаловская, д. 6, а именно:
- копию кадастрового плана (карты);
- копию градостроительного плана земельного участка;
- инструкцию по эксплуатации МКД;
- исполнительные чертежи контуров заземления здания и результаты их замеров;
- проектную документацию (копии проектной документации) на многоквартирный дом, в соответствии с которой осуществлено строительство дома;
- схемы внутридомовых сетей водоснабжения, электроснабжения, водоотведения;
- протоколы измерения шума и вибрации; протоколы электроизмерений;
- документы на технологическое и иное оборудование, относящееся к общему имуществу дома: насосное и пожарное оборудование, малые формы, видеонаблюдение, домофоны и прочее;
взыскании по истечении 30 календарных дней с момента вступления решения суда в законную силу судебной неустойки за неисполнение судебного акта в размере 10 000 руб. за каждый день неисполнения до момента фактического исполнения.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены муниципальное унитарное предприятие городского округа Щелково "Дирекция Единого Заказчика жилищно-коммунальных услуг", Главное управление Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области".
Решением Арбитражного суда Московской области от 28.10.2022 заявленные требования удовлетворены частично, суд обязал общество с ограниченной ответственностью "ЕДС-Щелково" передать, а при отсутствии восстановить и передать обществу с ограниченной ответственностью "Городская управляющая компания "ДОМЖИЛСЕРВИС" по двустороннему акту приема-передачи в течение 20 (двадцати) рабочих дней с момента вступления решения в законную силу, техническую документацию на многоквартирный дом и иные связанные с управлением этим домом документы, по многоквартирному дому по адресу: Московская область, г.о. Щелково, ул. Чкаловская, д. 6, а именно:
копию кадастрового плана (карты) земельного участка, удостоверенную органом, осуществляющим деятельность по ведению государственного земельного кадастра;
копию градостроительного плана земельного участка;
инструкцию по эксплуатации МКД, исполнительные чертежи контуров заземления здания и результаты их замеров;
проектную документацию (копии проектной документации) на многоквартирный дом, в соответствии с которой осуществлено строительство дома;
схемы внутридомовых сетей водоснабжения, электроснабжения, водоотведения;
протоколы измерения шума и вибрации; протоколы электроизмерений;
документы на технологическое и иное оборудование, относящееся к общему имуществу дома: насосное и пожарное оборудование.
С общества с ограниченной ответственностью "ЕДС-Щелково" в пользу общества с ограниченной ответственностью "Городская управляющая компания "ДОМЖИЛСЕРВИС" взыскивается судебная неустойка за неисполнение судебного акта в размере 3 000 руб. за каждый календарный день просрочки исполнения судебного решения по данному делу до момента фактического исполнения решения суда.
В удовлетворении остальной части исковых требований отказано.
С общества с ограниченной ответственностью "ЕДС-Щелково" в пользу общества с ограниченной ответственностью "Городская управляющая компания "ДОМЖИЛСЕРВИС" взысканы расходы по оплате государственной пошлины в размере 6000 руб.
Не согласившись с принятым судебным актом, ООО "ЕДС-Щелково" обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству размещена на официальном сайте в общедоступной автоматизированной информационной системе "Картотека арбитражных дел" в сети интернет - http://kad.arbitr.ru/ в режиме ограниченного доступа.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта Арбитражного суда Московской области проверены в соответствии со статьями 266 - 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал требования, изложенные в апелляционной жалобе, просил отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель истца поддержал доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу, и просил решение Арбитражного суда Московской области оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Представитель ГУ Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области" возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, просил решение Арбитражного суда Московской области оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Иные лица участвующие в деле и надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку своих представителей в судебное заседание суда апелляционной инстанции не обеспечили.
Апелляционная жалоба рассматривается в соответствии с нормами статей 121-123, 153, 156 АПК РФ, в отсутствие иных представителей, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе публично путем размещения информации на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru и не заявивших о его отложении, в соответствии с частью 1 статьи 266 и частью 3 статьи 156 АПК РФ.
Согласно статье 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела в порядке апелляционного производства арбитражный суд по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам повторно рассматривает дело.
Вне зависимости от доводов, содержащихся в апелляционной жалобе, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет, не нарушены ли судом первой инстанции нормы процессуального права, являющиеся в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены решения арбитражного суда первой инстанции.
Исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, апелляционную жалобу, проверив в порядке статей 266, 268 АПК РФ законность и обоснованность решения суда первой инстанции, Десятый арбитражный апелляционный суд считает, что решение Арбитражного суда Московской области подлежит отмене в части обязания ответчика предоставить по двустороннему акту приема-передачи инструкцию по эксплуатации МКД на многоквартирный дом, расположенный по адресу: Московская область, г.о. Щелково, ул. Чкаловская, д. 6, исходя из следующего.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, на основании протокола от 09.11.2021 N 1/2021 внеочередного общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, расположенном по адресу: Московская область, г.о. Щелково, ул. Чкаловская, д. 6, в соответствии с ч. 2, 3 ст. 161, ч. 8 и 8.2 ст. 162 Жилищного кодекса РФ, собственниками принято решение о расторжении в одностороннем порядке договора управления с управляющей организацией ООО "ЕДС - Щелково" и об избрании ООО "ГУК "ДОМЖИЛСЕРВИС" в качестве организации для управления указанным многоквартирным домом.
ООО "ЕДС-Щелково" надлежащим образом уведомлено о принятом на общем собрании решении, о расторжении договора управления и о выборе истца в качестве управляющей организации данным многоквартирным домом.
Решением Главного управления Государственной жилищной инспекции Московской области от 29.12.2021 N Р001-8185789831-53261834данный многоквартирный дом включен в реестр лицензий ООО "Городская управляющая организация "ДОМЖИЛСЕРВИС" с 01.01.2022.
Поскольку управление многоквартирным домом, расположенным по адресу: Московская область, г. Щелково, ул. Чкаловская, д. 6, до 01.01.2022 осуществляла управляющая организация ООО "ЕДС-Щелково", руководствуясь п. 18 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденных постановлением Правительства РФ от 15.05.2013 N 416, в адрес ООО "ЕДС-Щелково" направлялось уведомление о принятом на общем собрании собственников помещений решении о смене управляющей организации с приложением копии протокола и требованием передачи технической документации на многоквартирный дом в установленные законом сроки.
По состоянию на 21.02.2022 техническая документация в составе, предусмотренном Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утвержденными постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491), Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170 (далее - Правила N 170), иными нормативными документами, в ООО "Городская управляющая организация "ДОМЖИЛСЕРВИС" не передана.
В целях досудебного урегулирования спора, истец, на правах управляющей организации, приступившей к управлению указанным МКД, направил досудебную претензию в адрес ответчика с требованием в срок до 30.01.2022 передать по акту приема-передачи техническую и иную, связанную с управлением домом N 6 по ул. Чкаловской в г.о. Щелково документацию в составе, предусмотренном Правилами N 491, Правилами N 170, Правилами N 290 и иными нормативно-правовыми документами, регулирующими данную обязанность.
Поскольку досудебный порядок урегулирования спора не принес положительного результата, истец обратился в суд с заявленными требованиями.
Принимая решение о частичном удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из правомерности и обоснованности исковых требований в указанной части.
Десятый арбитражный апелляционный суд считает, что при рассмотрении дела суд первой инстанции не учел следующего.
В силу части 1 статьи 168 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения арбитражный суд оценивает доказательства и доводы, приведенные лицами, участвующими в деле, в обоснование своих требований и возражений; определяет, какие обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены и какие обстоятельства не установлены, какие законы и иные нормативные правовые 5 акты следует применить по данному делу; устанавливает права и обязанности лиц, участвующих в деле; решает, подлежит ли иск удовлетворению.
В соответствии с частью 4 статьи 170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в мотивировочной части решения должны быть указаны доказательства, на которых основаны выводы суда об обстоятельствах дела и доводы в пользу принятого решения; мотивы, по которым суд отверг те или иные доказательства, принял или отклонил приведенные в обоснование своих требований и возражений доводы лиц, участвующих в деле.
Исходя из разъяснений, содержащихся в пунктах 2 и 3 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19.12.2003 N 23 "О судебном решении", решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению.
Решение суда признается законным и обоснованным тогда, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, а имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости, допустимости, достоверности и достаточности, а также тогда, когда в решении суда содержатся исчерпывающие выводы, вытекающие из установленных судом фактов (Обзор судебной практики ВС РФ N 3 от 2015 г.).
Согласно статье 44 ЖК РФ общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме является органом управления многоквартирным домом. К компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме относится, в том числе, выбор способа управления многоквартирным домом.
Заключаемые в рамках отношений по управлению многоквартирными жилыми домами договоры регулируются нормами как жилищного, так и гражданского законодательства.
В соответствии с частью 2 статьи 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Договор управления многоквартирным домом заключается с управляющей организацией, которой предоставлена лицензия на осуществление деятельности по управлению многоквартирными домами в соответствии с требованиями настоящего Кодекса, в письменной форме или в электронной форме с использованием системы путем составления одного документа, подписанного сторонами. При выборе управляющей организации общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме с каждым собственником помещения в таком доме заключается договор управления на условиях, указанных в решении данного общего собрания. При этом собственники помещений в данном доме, обладающие более чем пятьюдесятью процентами голосов от общего числа голосов собственников помещений в данном доме, выступают в качестве одной стороны заключаемого договора. Условия договора управления многоквартирным домом устанавливаются одинаковыми для всех собственников помещений в многоквартирном доме. Договор управления многоквартирным домом заключается: в случае, указанном в части 1 настоящей статьи, на срок не менее, чем один год, но не более, чем пять лет; в случаях, указанных в частях 4 и 13 статьи 161 настоящего Кодекса, на срок не менее чем один год, но не более чем три года; в случае, указанном в части 14 статьи 161 настоящего Кодекса, на срок не более чем три месяца (части 1, 4, 5 статьи 162 ЖК РФ).
Согласно части 8 статьи 162 ЖК РФ договор управления многоквартирным домом может быть расторгнут в порядке, предусмотренном гражданским законодательством.
На основании части 8.2 статьи 162 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме в одностороннем порядке могут отказаться от исполнения договора управления многоквартирным домом, если управляющая организация не выполняет условий такого договора, и принять решение о выборе иной управляющей организации или об изменении способа управления данным домом.
В соответствии с частью 9 статьи 161 ЖК РФ многоквартирный дом может управляться только одной управляющей организацией. Следовательно, создание либо избрание новой управляющей организации, а, соответственно, и наделение ее всеми правами означает прекращение всех прав у управляющей организации, осуществлявшей функции управления ранее.
Согласно части 10 статьи 162 ЖК РФ управляющая организация в течение трех рабочих дней со дня прекращения договора управления многоквартирным домом обязана передать техническую документацию на многоквартирный дом и иные связанные с управлением таким домом документы, ключи от помещений, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, электронные коды доступа к оборудованию, входящему в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, и иные технические средства и оборудование, необходимые для эксплуатации многоквартирного дома и управления им, вновь выбранной управляющей организации, товариществу собственников жилья либо жилищному или жилищно-строительному кооперативу либо иному специализированному потребительскому кооперативу, а в случае непосредственного управления таким домом собственниками помещений в таком доме одному из данных собственников, указанному в решении общего собрания данных собственников о выборе способа управления таким домом, или, если данный собственник не указан, любому собственнику помещения в таком доме.
Техническая документация на многоквартирный дом подлежит передаче в составе, предусмотренном Правилами N 491.
Перечень документов, включаемых в состав технической документации на многоквартирный дом, установлен пунктами 24 и 26 Правил N 491, согласно которым сведение о составе и состоянии общего имущества отражаются в технической документации на многоквартирный дом, данный перечень документов является открытым, кроме того, пунктами 24, 26, 27 Правил N 491 и ЖК РФ предусмотрена не только передача технической документации, но и передача иных, связанных с управлением многоквартирным домом, документов.
В частности, техническая документация на многоквартирный дом включает в себя:
- документы технического учета жилищного фонда, содержащие сведения о состоянии общего имущества;
- документы на установленные коллективные (общедомовые) приборы учета и сведения о проведении их ремонта, замены, поверки, информацию об оснащении помещений в многоквартирном доме индивидуальными, общими (квартирными) приборами учета, в том числе информацию о каждом установленном индивидуальном, общем (квартирном) приборе учета (технические характеристики, год установки, факт замены или поверки), дату последней проверки технического состояния и последнего контрольного снятия показаний;
- документы (акты) о приемке результатов работ, сметы, описи работ по проведению текущего ремонта, оказанию услуг по содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме;
- акты осмотра, проверки состояния (испытания) инженерных коммуникаций, приборов учета, механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, в том числе оборудования для инвалидов и иных маломобильных групп населения, обслуживающего более одного помещения в многоквартирном доме, конструктивных частей многоквартирного дома (крыши, ограждающих несущих и ненесущих конструкций многоквартирного дома, объектов, расположенных на земельном участке, и других частей общего имущества) на соответствие их эксплуатационных качеств установленным требованиям;
- акты проверок готовности к отопительному периоду и выданные паспорта готовности многоквартирного дома к отопительному периоду
- инструкция по эксплуатации многоквартирного дома по форме, установленной федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства и жилищно-коммунального хозяйства.
В состав иных документов, связанных с управлением многоквартирным домом, включается (пункт 26 Правил N 491):
- копия кадастрового плана (карты) земельного участка, удостоверенная органом, осуществляющим деятельность по ведению государственного земельного кадастра;
- выписка из Реестра, содержащая сведения о зарегистрированных правах на объекты недвижимости, являющиеся общим имуществом;
- заверенная уполномоченным органом местного самоуправления копия градостроительного плана земельного участка по установленной форме (для многоквартирных домов, строительство, реконструкция или капитальный ремонт которые осуществлялись на основании разрешения на строительство, полученного после установления Правительством Российской Федерации формы градостроительного плана земельного участка);
- документы, в которых указываются содержание и сфера действия сервитута или иных обременении, с приложением заверенного соответствующей организацией (органов) по государственному учету объектов недвижимого имущества плана, на котором отмечены сфера действия и граница сервитута или иных обременении, относящегося к части земельного участка (при наличии сервитута);
- проектная документация (копия проектной документации) на многоквартирный дом, в соответствии с которой осуществлено строительство (реконструкция) многоквартирного дома (при наличии);
- реестр собственников помещений в многоквартирном доме, ведение которого предусмотрено частью 3.1 статьи 45 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также составленный с учетом требований законодательства Российской Федерации о защите персональных данных список лиц, использующих общее имущество на основании договоров (по решению общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме);
- договоры об использовании общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме;
- оригиналы решений и протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирном доме;
- иные, связанные с управлением многоквартирным домом документы, перечень которых, установлен решением общего собрания собственников помещений.
В силу пункта 27 Правил N 491 ответственные лица обязаны в установленном законодательством Российской Федерации порядке принимать, хранить и передавать техническую документацию на многоквартирный дом и иные связанные с управлением таким многоквартирным домом документы, ключи от помещений, входящих в состав общего имущества, электронные коды доступа к оборудованию, входящему в состав общего имущества, и иные технические средства и оборудование, необходимые для эксплуатации многоквартирного дома и управления им, вносить в такие документы необходимые изменения, связанные с управлением общим имуществом.
В соответствии с пунктом 21 Правил N 416 в случае отсутствия у ранее управлявшей многоквартирным домом организации одного или нескольких документов, входящих в состав технической документации на многоквартирный дом, и иных связанных с управлением таким многоквартирным домом документов, технических средств и оборудования такая организация обязана в течение 3 месяцев со дня получения уведомления, предусмотренного пунктом 18 настоящих Правил, принять меры к их восстановлению и в порядке, предусмотренном пунктом 22 настоящих Правил, передать их по отдельному акту приема-передачи организации, выбранной собственниками помещений в многоквартирном доме для управления этим домом, органу управления товарищества или кооператива либо в случае непосредственного управления таким домом собственниками помещений в этом доме одному из собственников, указанному в решении собрания о выборе способа управления этим домом.
Таким образом, действующим законодательством установлена презумпция наличия у Ответчика спорных документов, которые в силу указаний закона должны были храниться у ООО "ЕДС-Щелково", которое ранее осуществляло управление многоквартирным домом.
Точный перечень документов, подлежащих передаче от утратившей свои функции управляющей компании к новой управляющей компании определяется составом общего имущества многоквартирного дома, объемами и видами работ по техническому обслуживанию и ремонту, а также нормативными правовыми актами в сфере жилищного законодательства, регулирующими порядок выполнения работ и оказания услуг по управлению МКД, содержанию общего имущества МКД и оказание коммунальных услуг потребителям в МКД.
В соответствии с ч. 1 ст. 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном настоящим Кодексом и другими федеральными законами порядке сведения о фактах, на основании которых арбитражный суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела. В качестве доказательств допускаются письменные и вещественные доказательства, объяснения лиц, участвующих в деле, заключения экспертов, консультации специалистов, показания свидетелей, аудио- и видеозаписи, иные документы и материалы.
В подтверждение довода об отсутствии технической документации ввиду ее не передачи третьим лицом, ответчиком представлена претензия от 22.03.2022 N 2203, направленная МУП ГОЩ "ДЕЗ ЖКУ" (предыдущей управляющей компании) об обязании передать техническую документацию согласно п. 24 - 26 Правил N 491.
Указанная претензия оставлена без ответа, в связи с чем, как поясняет ответчик, указанные документы у него отсутствуют.
Вместе с тем, доказательств объективной невозможности представления (в т.ч. в порядке восстановления) документации, указанной в исковых требованиях, ответчик суду не представил.
Постановлением Правительства РФ от 15.05.2013 N 416 (ред. от 13.09.2018) "О порядке осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами" установлено, что обязанностью управляющей компании является хранение и передача технической документации на многоквартирный дом и иных связанных с управлением таким домом документов, предусмотренных Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. N 491, ключей от помещений, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, электронных кодов доступа к оборудованию, входящему в состав общего имущества в многоквартирном доме, и иных технических средств и оборудования, необходимых для эксплуатации многоквартирного дома и управления им (далее - техническая документация на многоквартирный дом и иные связанные с управлением таким многоквартирным домом документы, технические средства и оборудование), в порядке, установленном настоящими Правилами, а также их актуализация и восстановление (при необходимости).
Соответственно, передача и хранение технической документации является обязанностью ответчика.
Доводы ответчика о том, что контуры заземления, проектная документация на МКД, схемы водоснабжения, водоотведения, теплоснабжения, электроснабжения, протоколы измерения вентиляции, документы на технологическое и иное оборудование (насосное, пожарное и иное) отсутствует в Правилах N 491 и не могут быть представлены, правомерно отклонены судом первой инстанции как необоснованные.
Оригиналы документов на установленные коллективные (общедомовые) приборы учета и сведения о проведении их ремонта, замены, поверки (подп. "а" п. 24 правил N 491), а именно: оригиналы паспортов общедомовых приборов учета холодного водоснабжения, тепловой энергии, электрической энергии (предусмотрены ст. 9, ч. 4 ст. 12 Федерального закона от 26.06.2008 N 102-ФЗ "Об обеспечении единства измерений", далее - закон N 102-ФЗ); оригинал свидетельства о поверке общедомового прибора учета электрической энергии (предусмотрено ч. 4 ст. 13 закона N 102-ФЗ); оригиналы схем установки общедомовых приборов учета; технические условия на проектирование узла учета и проектная документация на оборудование узла учета (предусмотрены п. 28 Правил организации коммерческого учета воды, сточных вод, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 04.09.2013 N 776, далее - правила N 776; пунктами 39, 41, 44 правил N 1034); оригинал акта допуска узла учета к эксплуатации; оригинал акта периодической проверки узла учета тепловой энергии на границе раздела смежных тепловых сетей (предусмотрены пунктами 36, 42 правил N 776, п. 67 правил N 1034, п. 154 Основных положений функционирования розничных рынков эклектической энергии, утвержденных постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 N 442); оригиналы договоров на выполнение работ по ремонту приборов учета с аккредитованными организациями, акты и иные приложения к ним. Оригиналы документов о каждом установленном индивидуальном, общем (квартирном) приборе учета на холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, электроснабжение (технические характеристики, год установки факт замены или поверки), дату последней проверки технического состояния и последнего контрольного снятия показаний (паспорта приборов учета, акты допуска в эксплуатацию, свидетельства о поверке) за период управления
Необходимость их наличия и передачи предусмотрена пунктами 80, 81.6, 85 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (далее - правила N 354).
Оригинал проектной документации (копия проектной документации) на многоквартирный дом, в соответствии с которой осуществлено строительство (реконструкция) многоквартирного дома, предусмотрен подп. "д" п. 26 правил N 491, а также ст. 48 Градостроительного кодекса РФ.
Схемы внутридомовых сетей водоснабжения, канализации, отопления, теплоснабжения, электроснабжения предусмотрены п. 1.5.1 Правил N 170.
Оригинал протокола измерения сопротивления электросетей за период управления предусмотрены п. 1.5.3 правил N 170.
Оригиналы протоколов измерения вентиляции за период управления предусмотрены п. 1.5.3 правил N 170.
К иным документам, вопреки доводам ответчика, относятся не только документы, решение по которым может быть принято протоколом общего собрания, а так же документы, наличие которых регламентировано иными нормативными актами.
Такой вывод подтверждается правовой позицией, изложенной в определении Судебной коллегии по экономическим спорам ВС РФ от 09.04.2021 N 307-ЭС20-19764 по делу N А41-4354/19.
В пункте 24 Правил N 491 содержится перечень технической документации на МКД, а в пункте 26 поименованы иные связанные с управлением МКД документы.
Подпунктом "е" пункта 26 Правил N 491 установлено, что в состав иных документов, связанных с управлением МКД, включаются в том числе, иные связанные с его управлением документы, перечень которых установлен решением общего собрания собственников помещений.
Состав технической документации, в том числе документации длительного хранения, и состав документации, заменяемой в связи с истечением срока ее действия, приведены в пунктах 1.5.1 - 1.5.3 Правил N 170.
В силу подпункта "е" пункта 11 Правил N 491 содержание общего имущества включает в себя, в том числе, меры пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации о пожарной безопасности.
Соответственно, иная документация, перечисленная в Правилах N 170, так же подлежит передаче ответчиком.
Документы на технологическое и иное оборудование, относящееся к общему имуществу дома - видеонаблюдение, домофоны, относится к иным документам, принятие которых предусмотрено решением общего собрания.
При этом ввиду отсутствия протоколов общего собрания собственников, и уточнения истцом исковых требований, согласно которым истец не просит ответчика передать данные протоколы, у суда отсутствует возможность установить наличие такой документации и, соответственно, обязанности по ее передаче, в связи с чем суд первой инстанции обоснованно счел, что исковые требования в указанной части не подлежат удовлетворению и в данной части следует отказать.
Вместе с тем судом первой инстанции не учтено, что Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491 не предусмотрена передача инструкции по эксплуатации многоквартирного дома управляющей компании.
В п. 25. Постановления Правительства РФ от 13.08.2006 N 491 "Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность" указано, что застройщик, осуществляющий строительство, капитальный ремонт или реконструкцию многоквартирного дома, обязан передать под расписку в течение одного месяца после получения разрешения на введение объекта в эксплуатацию экземпляры инструкции по эксплуатации многоквартирного дома (каждый на бумажном и электронном носителях):
первый экземпляр - товариществу собственников жилья, созданному в соответствии со статьей 139 Жилищного кодекса Российской Федерации лицами, которым будет принадлежать право собственности на помещения в строящемся многоквартирном доме;
второй экземпляр - по требованию первого обратившегося лица, являющегося собственником жилого помещения в таком доме (в случае если товарищество не создано), либо лица, принявшего от застройщика после выдачи ему разрешения на ввод многоквартирного дома в эксплуатацию помещение в этом доме по передаточному акту или иному документу о передаче;
третий экземпляр - в муниципальный архив городского поселения или муниципального района, на территории которого расположен многоквартирный дом.
Кроме того, принимая во внимание, что включение инструкции по эксплуатации многоквартирного дома в состав технической документации на многоквартирный дом распространяется только на многоквартирные дома, разрешение на введение в эксплуатацию которых получено после 01.07.2007 (пункт 25 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491), а спорный дом был введен в эксплуатацию до указанной даты.
Таким образом, на основании п. 25. Постановления Правительства РФ от 13.08.2006 N 491 суд апелляционной инстанции отказывает в удовлетворении требования истца о передаче ответчиком инструкции по эксплуатации многоквартирного дома.
Аналогичная правовая позиция содержится в постановлении Арбитражного суда Московского округа от 03.02.2022 N Ф05-34866/2021 по делу N А40-115639/2021, постановление Арбитражного суда Центрального округа от 10.02.2021 N Ф10-5918/2020 по делу N А09-12767/2019.
При таких установленных по делу обстоятельствах, учитывая, что истец является управляющей организацией многоквартирного дома, расположенного по адресу: Московская область, г.о. Щелково, ул. Чкаловская, д. 6, у ответчика отсутствуют законные основания по управлению спорным МКД, и как следствие основания для удержания технической и иной документации, при отсутствии в материалах дела доказательств передачи ответчиком необходимой для управления многоквартирным жилым домом документации новой управляющей компании в соответствии с требованиями статьи 162 ЖК РФ, суд приходит к выводу, что исковые требования подлежат удовлетворению частично.
В соответствии с частью 1 статьи 174 АПК РФ при принятии решения, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные со взысканием денежных средств или с передачей имущества, арбитражный суд в резолютивной части решения указывает лицо, обязанное совершить эти действия, а также место и срок их совершения.
Исходя из установленных по делу фактических обстоятельств, учитывая необходимость соблюдения принципа исполнимости судебного акта, суд устанавливает срок исполнения обязательства - в течение 20 (двадцати) рабочих дней со дня вступления в силу решения арбитражного суда по данному делу, считая данный срок разумным и не нарушающим права сторон.
Истец просит также взыскать с ответчика судебную неустойку в размере 10 000 рублей за каждый день неисполнения решения суда в течение 30 дней с даты вступления решения суда в силу до дня фактического исполнения решения суда.
В соответствии с частью 1 статьи 308.3 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае неисполнения должником обязательства кредитор вправе требовать по суду исполнения обязательства в натуре, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, иными законами или договором либо не вытекает из существа обязательства. Суд по требованию кредитора вправе присудить в его пользу денежную сумму на случай неисполнения указанного судебного акта в размере, определяемом судом на основе принципов справедливости, соразмерности и недопустимости извлечения выгоды из незаконного или недобросовестного поведения (часть 4 статьи 1, часть 1 статьи 330 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Как разъяснено в пункте 31 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств" суд не вправе отказать в присуждении судебной неустойки в случае удовлетворения иска о понуждении к исполнению обязательства в натуре. Судебная неустойка может быть присуждена только по заявлению истца (взыскателя) одновременно с вынесением судом решения о понуждении к исполнению обязательства в натуре.
Суд при определении судебной неустойки руководствуется положениями пункта 4 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которого размер судебной неустойки определяется судом на основе принципов справедливости, соразмерности и недопустимости извлечения должником выгоды из незаконного или недобросовестного поведения.
Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 21.12.2000 N 263-О разъяснил, что предоставленная суду возможность снижать размер неустойки в случае ее чрезмерности по сравнению с последствиями нарушения обязательств является одним из правовых способов, предусмотренных в законе, которые направлены против злоупотребления правом свободного определения размера неустойки, то есть, по существу, на реализацию требования статьи 17 Конституции Российской Федерации, согласно которой осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.
Таким образом, снижение размера неустойки в каждом конкретном случае является одним из предусмотренных законом правовых способов, которыми законодатель наделил суд в целях недопущения явной несоразмерности неустойки последствиям нарушения обязательства. Возложение законодателем на суды решения вопроса об уменьшении размера неустойки при ее явной несоразмерности последствиям нарушения обязательств вытекает из конституционных прерогатив правосудия, которое по своей сути признается таковым, поскольку отвечает требованиям справедливости. Именно поэтому снижение неустойки является не правом суда, а, по существу, о его обязанностью установить баланс между применяемой к нарушителю мерой ответственности и оценкой действительного (а не возможного) размера ущерба, причиненного в результате конкретного правонарушения.
Определяя размер присуждаемых денежных средств на случай неисполнения судебного акта, арбитражный суд первой инстанции, руководствуясь принципами справедливости и соразмерности присуждения судебной неустойки, учитывая обязательность исполнения решения суда, пояснения сторон и процессуальное поведение ответчика, правомерно счел возможным снизить размер неустойки до 3 000 руб. за каждый календарный день просрочки исполнения судебного акта по день фактического исполнения решения суда.
В соответствии со статьей 15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации принимаемые арбитражным судом судебные акты должны быть законными, обоснованными и мотивированными.
В соответствии с пунктом 2 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по результатам рассмотрения апелляционной жалобы арбитражный суд апелляционной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по делу новый судебный акт.
Частью 1 статьи 170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что основаниями для изменения или отмены решения арбитражного суда первой инстанции являются: 1. неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела; 2. недоказанность имеющих значение для дела обстоятельств, которые суд считал установленными; 3. несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела; 4. нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
С учетом изложенного решение суда подлежит отмене в части обязания ООО "ЕДС-Щелково" предоставить по двустороннему акту приема-передачи инструкцию по эксплуатации МКД на многоквартирный дом, расположенный по адресу: Московская область, г.о. Щелково, ул. Чкаловская, д. 6.
на основании пункта 1 части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с положениями части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием к отмене судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
В силу статьи 101 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы состоят из государственной пошлины и судебных издержек, связанных с рассмотрением дела арбитражным судом.
В соответствии с частью 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны. В случае, если иск удовлетворен частично, судебные расходы относятся на лиц, участвующих в деле, пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований.
Судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в связи с рассмотрением апелляционной, кассационной жалобы, распределяются по правилам, установленным настоящей статьей (часть 5 статьи 110 Кодекса).
Из смысла указанной нормы права следует, что в основу распределения судебных расходов между сторонами положен принцип возмещения их правой стороне за счет неправой.
Расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение искового заявления и апелляционной жалобы подлежат распределению в соответствии с положениями статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 2 статьи 269, статьями 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 28.10.2022 по делу N А41-12756/22 отменить в части обязания ООО "ЕДС-Щелково" предоставить ООО "ГУК "ДОМЖИЛСЕРВИС" по двустороннему акту приема-передачи инструкцию по эксплуатации МКД на многоквартирный дом, расположенный по адресу: Московская область, г.о. Щелково, ул. Чкаловская, д. 6.
В остальной части решение Арбитражного суда Московской области от 28.10.2022 по делу N А41-12756/22 оставить без изменения.
Взыскать с "ООО "ГУК "ДОМЖИЛСЕРВИС" в пользу ООО "ЕДС-Щелково" 3 000 рублей государственной пошлины.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Московского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через суд первой инстанции.
Председательствующий |
М.Б. Беспалов |
Судьи |
Э.С. Миришов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-12756/2022
Истец: ООО "ГОРОДСКАЯ УПРАВЛЯЮЩАЯ КОМПАНИЯ "ДОМЖИЛСЕРВИС"
Ответчик: ООО "ЕДС-Щелково"
Третье лицо: ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ "ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЖИЛИЩНАЯ ИНСПЕКЦИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ"