г. Владимир |
|
01 февраля 2023 г. |
Дело N А43-34156/2006 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 января 2023 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 01 февраля 2023 года.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Кастальской М.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Лазаревой Э.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Правительства Карачаево-Черкесской Республики на определение Арбитражного суда Нижегородской области от 24 октября 2022 года по делу N А43-34156/2006, принятое по заявлению Правительства Карачаево-Черкесской Республики (ОГРН 1020900511818, ИНН 0901006128) об освобождении от взыскания исполнительского сбора по делу N А43-34156/2006 по иску Управления Федерального агентства по государственным резервам по Приволжскому федеральному округу (ИНН 5260095934; ОГРН 1025203041710) к ответчику: Правительству Карачаево-Черкесской Республики (ОГРН 1020900511818, ИНН 0901006128) о взыскании 10 136 103 руб. 96 коп. и об обязании возвратить в государственный резерв дизельное топливо, при участии заинтересованного лица, - Управления Федеральной службы судебных приставов по Карачаево-Черкесской Республике
при участии:
от заявителя: не явились, извещены
от ответчика: не явились, извещены
от третьего лица: не явились, извещены
УСТАНОВИЛ:
в Арбитражный суд Нижегородской области обратилось Правительство Карачаево-Черкесской Республики (далее по тексту - Правительство КЧР) с заявлением об освобождении от взыскания исполнительского сбора по делу N А43-34156/2006.
Определением Арбитражного суда Нижегородской области от 24 октября 2022 года в удовлетворении заявления Правительства Карачаево-Черкесской Республики об освобождении от взыскания исполнительского сбора отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, Правительство КЧР обратилось в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить Определения Арбитражного суда Нижегородской области от 24.10.2022 по делу N А43-34156/2006 и разрешить вопрос по существу.
Правительство КЧР считает определение необоснованным и подлежащим отмене, так как оно принято с нарушением норм процессуального и материального права, а также выводы суда не соответствуют обстоятельства дела.
Отзывы на апелляционную жалобу не поступили.
Представители заявителя, ответчика и третьего лица в судебное заседание не явились, суд располагает сведениями об их надлежащем извещении о дате, времени и месте судебного заседания в порядке ст. 123 АПК РФ, в том числе путем размещения информации на сайте Первого арбитражного апелляционного суда.
В соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие не явившихся представителей.
Законность принятого судебного акта в обжалуемой части, правильность применения норм материального и процессуального права проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 257 - 262, 266 - 271, 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, решением от 12.02.2007 Арбитражный суд Нижегородской области обязал Правительство Карачаево-Черкесской Республики возвратить в государственный резерв на комбинат "Утес" дизельное топливо летнее "Л-02-62" по ГОСТ 305-82 в количестве 3000 тонн в течение месяца со дня вступления решения в законную силу и взыскал в пользу Управления Федерального агентства по государственным резервам по Приволжскому федеральному округу 515 525 рублей 55 копеек пени, в том числе 500 000 рублей за несвоевременный возврат дизельного топлива и 15 525 рублей 55 копеек за несвоевременную оплату за заимствование товара, а также в доход федерального бюджета 66 916 рублей 73 копейки государственной пошлины. В остальной части иска отказано.
Во исполнение решения Арбитражного суда Нижегородской области от 12.02.2007 по делу N А43-34156/2006 выдан исполнительный лист N 007924 об обязании Правительства Карачаево-Черкесской Республики возвратить в государственный резерв на комбинат "Утес" дизельное топливо летнее "Л-02-62" по ГОСТ305-82 в количестве 3000 тонн".
Постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 15.06.2007 решение Арбитражного суда Нижегородской области от 12.02.2007 оставлено без изменения. Постановлением Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 24.09.2007 решение Арбитражного суда Нижегородской области от 12.02.2007 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 15.06.2007 отменено в части взыскания пени в сумме 500 000 руб. за несвоевременный возврат в государственный резерв заимствованного дизельного топлива и дело в этой части передано на новое рассмотрение в Арбитражный суд Нижегородской области. В остальной части указанные судебные акты оставлены без изменения.
Решением Арбитражного суда Нижегородской области от 14.12.2007 с Правительства Карачаево-Черкесской Республики в пользу Управления Федерального агентства по государственным резервам по Приволжскому федеральному округу взыскано 6 000 000 руб. пени за несвоевременный возврат в государственный резерв дизельного топлива. В остальной части исковых требований отказано.
Постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 27.03.2008 решение Арбитражного суда Нижегородской области от 14.12.2007 оставлено без изменения, апелляционная жалоба Правительства Карачаево-Черкесской Республики - без удовлетворения.
Постановлением Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 26.06.2008 решение Арбитражного суда Нижегородской области от 14.12.2007 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 27.03.2008 оставлены без изменения, а кассационная жалоба Правительства Карачаево-Черкесской Республики - без удовлетворения.
10 июля 2008 на вступивший в законную силу судебный акт взыскателю - Управлению Федерального агентства по государственным резервам по Приволжскому федеральному округу выдан исполнительный лист N 022535 о взыскании 6 000 000 руб. пени.
31 июля 2008 взыскателю выдан исполнительный лист N 023395 на взыскание 15 525 руб. 55 коп. пени.
Определением от 22.12.2016 Арбитражный суд Нижегородской области утвердил мировое соглашение, заключенное между Управлением Федерального агентства по государственным резервам по Приволжскому федеральному округу и Правительством Карачаево-Черкесской Республики. Соглашением стороны договорились о том, что Правительство Карачаево-Черкесской Республики будет производить возврат продукции, а именно: дизельное топливо Евро Сорт С вид III в количестве 3 000 тн на комбинат "Утес" поэтапно, в следующем порядке: до 01.05.2017 года - 1 000 тн; до 01.10.2017 года - 2 000 тн.
В связи с неисполнением условий мирового соглашения 13.11.2017 взыскателю - Управлению Федерального агентства по государственным резервам по Приволжскому федеральному округу выдан исполнительный лист серии ФС N 014390793.
Определением от 29.03.2018 отказано в удовлетворении заявления Правительства Карачаево-Черкесской Республики о предоставлении рассрочки исполнения определения Арбитражного суда Нижегородской области от 22.12.2016 по делу N А43-34156/2006.
Определением от 01.03.2021, оставленным без изменений постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 26.05.2021, Управлению Федерального агентства по государственным резервам по Приволжскому федеральному выданы дубликаты исполнительных листов от 10.07.2008 N 022535, от 31.07.2008 N 024426, от 15.09.2008 N 048963 по делу NА43-34156/2006.
19 сентября 2022 Правительство Карачаево-Черкесской Республики обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением об освобождении от взыскания исполнительского сбора.
В обоснование заявления Правительство КЧР указало, что 26.07.2022 осуществило возврат в полном объеме дизельного топлива ЕВРО летнее сорт С экологического класса К5 в количестве 3000 тонн на ФГКУ комбинат "Утес" Росрезерва во исполнение мирового соглашения, утвержденного определением Арбитражного суда Нижегородской области от 22.12.2016 по делу N А43-34156/2006. Письмом от 29.07.2022 N 02/4025 судебный пристав -и исполнитель УФССП по КЧР уведомлен об исполнении Правительством КЧР мирового соглашения от 22.12.2016 и исполнительного листа по делу N А43-34156/2006. Таким образом, Правительство КЧР в полном объеме исполнило все обязательства перед взыскателем - Управлением Федерального агентства по государственным резервам по Приволжскому федеральному округу, в связи с чем, у Правительства КЧР имеются предусмотренные законодательством основания для освобождения от дополнительных штрафных санкций в виде исполнительского сбора
Отказывая в удовлетворении заявления Правительства КЧР, суд первой инстанции исходил из того, что Правительство Карачаево-Черкесской Республики не представило доказательств, подтверждающих принятие им необходимых и достаточных мер для надлежащего исполнения содержащегося в исполнительном документе требования, и безусловно свидетельствующих о том, что нарушение установленного срока исполнения исполнительного документа вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами, находящимися вне его контроля, при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения обязанности по исполнению исполнительного документа.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, Первый арбитражный апелляционный суд не усмотрел оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
В соответствии с частью 1 статьи 112 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Закон N 229-ФЗ) исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет. Исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя и десяти тысяч рублей с должника-организации.
В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей (часть 3 статьи 112 Закона N 229-ФЗ).
Должник вправе в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора (часть 6 (часть 3 статьи 112 Закона N 229-ФЗ).
Суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 настоящей статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора (часть 7 (часть 3 статьи 112 Закона N 229-ФЗ).
В рассматриваемом случае судом установлено, что судебным приставом-исполнителем Черкесского городского отделения судебных приставов УФССП России по Карачаево-Черкесской Республике 12.12.2017 возбуждено исполнительное производство N 69705/17/09012-ИП в отношении должника - Правительства Карачаево-Черкесской Республике в целях исполнения определения от 22.12.2016 Арбитражный суд Нижегородской области по делу N А43-34156/2006.
Постановление от 12.12.2017 N 09012/17/233778 о возбуждении исполнительного производства N 69705/17/09012-ИП направлено должнику 12.12.2017 и получено последним 19.12.2017.
В связи с неисполнением должником требований исполнительного документа, судебным приставом-исполнителем Черкесского городского отделения судебных приставов УФССП России по Карачаево-Черкесской Республике 30.06.2018 вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора.
Требования исполнительного документа исполнены должником только 26.06.2022, что подтверждается актом приема-передачи возврата дизельного топлива.
В пункте 75 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.11.2015 N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства" разъяснено, что при применении положений пункта 7 статьи 112 Закона N 229-ФЗ об освобождении должника от взыскания исполнительского сбора судам следует исходить из того, что основанием освобождения субъекта предпринимательской деятельности от взыскания могут являться только обстоятельства непреодолимой силы (пункт 3 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В пункте 1 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Таким образом, суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора, если установит, что при той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от должника по характеру лежащей на нем обязанности и условиям оборота, должник принял все меры для надлежащего исполнения в установленный судебным приставом-исполнителем срок требований исполнительного документа.
При этом обязанность доказывания совершения всех возможных действий, подтверждающих намерение исполнить исполнительный документ в добровольном порядке, а также наличия уважительных причин, повлекших невозможность его своевременного исполнения, возложена на должника.
Как верно установлено судом первой инстанции, требование исполнительного документа исполнено должником 26.06.2022, то есть спустя 4,5 года.
При этом, в рамках дела N А25-2454/2021 при рассмотрении заявления о признании незаконным требования от 02.09.2021 N09012/21/139554, вынесенного в рамках исполнительного производства N69705/17/09012-ИП суд пришел к выводу о непринятии Правительством Карачаево-Черкесской Республики надлежащих мер, направленных на добровольное самостоятельное исполнение вступившего в законную силу судебного акта, что является основанием для применения судебным приставом-исполнителем комплекса действий, предусмотренных законом и направленных на своевременное исполнение, в том числе и вынесение оспариваемого акта.
Таким образом, заявитель вопреки положениям статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не доказал уважительность причин неисполнения рассматриваемого исполнительного документа в установленный срок.
Доказательства тяжелого финансового положения заявителя в материалах дела отсутствуют.
С учетом изложенного, суд первой инстанции правомерно не усмотрел наличия оснований для освобождения от уплаты исполнительского сбора и правомерно отказал в удовлетворении заявленного Правительством КЧР требования.
Из материалов дела суд апелляционной инстанции не установил оснований для переоценки указанного вывода суда.
Таким образом, Арбитражный суд Нижегородской области полно выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, его выводы соответствуют обстоятельствам дела, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, не допущено, в связи, с чем апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
В соответствии со статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации апелляционная жалоба государственной пошлиной не облагается.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 176, 266, 267, 268, 269, 271, 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
определение Арбитражного суда Нижегородской области от 24 октября 2022 года по делу N А43-34156/2006 оставить без изменения, апелляционную жалобу Правительства Карачаево-Черкесской Республики - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в срок, не превышающий одного месяца со дня принятия.
Судья |
М.Н. Кастальская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А43-34156/2006
Истец: Управление Федерального агентства по государственным резервам по Приволжскому федеральному округу
Ответчик: Правительство Карачаево-Черкесской Республики
Третье лицо: Кочкаров Т. Я.
Хронология рассмотрения дела:
01.02.2023 Постановление Первого арбитражного апелляционного суда N 01АП-1004/07
26.05.2021 Постановление Первого арбитражного апелляционного суда N 01АП-1004/07
22.12.2016 Определение Арбитражного суда Нижегородской области N А43-34156/06
05.08.2010 Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа N А43-34156/2006
15.06.2010 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-1236/10
28.08.2008 Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-4871/2008
15.06.2007 Постановление Первого арбитражного апелляционного суда N 01АП-1004/07