г. Санкт-Петербург |
|
02 февраля 2023 г. |
Дело N А56-83723/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 января 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 02 февраля 2023 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Горбатовской О.В.
судей Полубехиной Н.С., Черемошкиной В.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Евстегнеевой Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-40647/2022) Комитета по природным ресурсам Ленинградской области на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 06.11.2022 по делу N А56-83723/2022 (судья Нетосов С.В.), принятое
по иску Комитета по природным ресурсам Ленинградской области
к публичному акционерному обществу "Газпром"
об обязании,
при участии:
от истца: Западня А.В. по доверенности от 09.01.2023;
от ответчика: Чайковский А.В. по доверенности от 11.01.2022;
УСТАНОВИЛ:
Комитет по природным ресурсам Ленинградской области (далее - истец, Комитет) обратился в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с исковым заявлением к публичному акционерному обществу "Газпром" (далее - ответчик, Общество) об обязании провести мероприятия по компенсационному лесовосстановлению по договору аренды лесного участка от 05.03.2019 N 1388кс-2019-03 в срок до 01.06.2023.
Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 06.11.2022 в удовлетворении исковых требований отказано.
На указанное решение Комитетом подана апелляционная жалоба, в которой ее податель просит решение суда от 06.11.2022 отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований.
Податель жалобы указывает, что поскольку статьей 63.1 Лесного кодекса Российской Федерации установлена обязанность выполнить работы по лесовосстановлению не позднее одного года с момента окончательной вырубки, ответчик должен был завершить работы не позднее 04.02.2021, срок установленный письмом от 15.09.2022 Федерального агентства лесного хозяйства не является обязательным, так как письмо не являет нормативно-правовым актом. Кроме того, письмом от 28.11.2022 Комитет сообщил ответчику о том, что письмом Комитета по природным ресурсам Ленинградской области аннулировано согласование проведения работ по компенсационному лесовосстановлению.
В судебном заседании представитель Комитета поддержал доводы апелляционной жалобы.
Представитель Комитета представил дополнительные доказательства - письмо от 22.11.2022, письмо от 28.11.2022, которые приобщены к материалам дела.
Представитель Общества против удовлетворения апелляционной жалобы возражал, просил оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения по доводам, указанным в отзыве на апелляционную жалобу.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судом, между Комитетом и Обществом заключен договор аренды лесного участка от 05.03.2019 N 1388кс-2019-03 (далее - Договор) в целях строительства линейного объекта - газопровода магистрального "Линейная часть. Участок км 332 - км 538 (1-я нитка)" в составе стройки "Развитие газотранспортных мощностей ЕСГ Северо-Западного региона, участок Грязовец - КС Славянская" в муниципальном образовании Бокситогорский муниципальный район Ленинградской области.
Общество осуществляло рубку лесных насаждений на лесном участке, предоставленном в аренду по договору аренды, на площади 18,521 1 га.
Согласно письму Минприроды России от 03.09.2020 N 16-29/22839 и письму Рослесхоза от 12.07.2019 N НК-09-27/12651 "О выполнении компенсационного лесовосстановления (лесоразведения)" обязанность по компенсационному лесовосстановлению (лесоразведению) в соответствии с действующим лесным законодательством при использовании лесов в соответствии со статьями 43 - 46 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) возникает у лиц, осуществляющих рубку лесных насаждений после 01.01.2019, вне зависимости от даты заключения договора аренды лесного участка.
В соответствии с пунктом 1 статьи 63.1 ЛК РФ, действующей в период возникновения у ответчика обязанности по лесовосстановлению, за исключением случая, предусмотренного частью 3 настоящей статьи, лица, использующие леса в соответствии со статьями 43 - 46 ЛК РФ, обязаны выполнить работы по лесовосстановлению или лесоразведению в границах территории соответствующего субъекта Российской Федерации на площади, равной площади вырубленных лесных насаждений, в том числе при создании охранных зон, предназначенных для обеспечения безопасности граждан и создания необходимых условий для эксплуатации объектов, связанных с выполнением работ по геологическому изучению недр и разработкой месторождений полезных ископаемых, линейных объектов, не позднее чем через один год после рубки лесных насаждений в соответствии с проектом лесовосстановления или проектом лесоразведения в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 28 правил лесовосстановления, утвержденных Приказом Минприроды России от 04.12.2020 N 1014, ответчик обследовал лесные участки, согласованные Комитетом для выполнения работ по лесовосстановлению (лесоразведению) (далее - Лесные участки). По результатам обследования лесных участков, а так же в связи с отсутствием на территории Ленинградской области свободных лесных участков, пригодных для проведения работ по компенсационному лесовосстановлению (лесоразведению), представитель ответчика направил в Комитет письмо от 29.08.2022 N 07/042-23168 (с приложением реестра обследованных лесных участков и актов обследования лесных участков) о переносе места производства работ по лесовосстановлению (лесоразведению) из Ленинградской области в Ямало-Ненецкий автономный округ.
Как следует из письма Федерального агентства лесного хозяйства от 15.09.2022 N АВ-10-47/23408 по результатам заседания Комиссии Федерального агентства лесного хозяйства по согласованию осуществления лесовосстановления или лесоразведения, проводимых в соответствии с частями 1 и 2 статьи 63.1 Лесного кодекса Российской Федерации на землях лесного фонда, в случае, предусмотренном частью 3 статьи 63.1 ЛК РФ, утвержденной приказом Рослесхоза от 17.02.2022 N 66 (протокол от 15.09.2022 N ИС-13/ 31), представителю ПАО "Газпром" - ООО "Газпром инвест" согласован перенос обязательств по "компенсационному" лесовосстановлению, в том числе по спорному договору, с территории Ленинградской области на территорию Ямало-Ненецкого автономного округа на общую площадь 726,6 га. Работы по лесовосстановлению необходимо провести в весенний лесокультурный сезон 2023 года.
Письмом от 01.09.2022 N 02-16695/2022 Комитет согласовал Обществу проведение работ по компенсационному лесовосстановлению лесных участков, в том числе предоставленных ответчику по договору аренды от 15.01.2019 N 1337кс-2019-01, на территории Ямало-Ненецкого автономного округа в счет исполнения указанных обязательств по договорам аренды лесных участков.
В адрес арендатора было направлено требование-претензия от 15.07.2022 N 515 об устранении выявленного нарушения лесного законодательства, а именно: провести мероприятия по компенсационному лесовосстановлению (лесоразведению), в срок, не превышающий 30 дней с момента получения претензии.
Данное требование-предложение оставлено без рассмотрения, что и послужило основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящим иском.
Отказывая Комитету в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что поскольку письмом от 15.09.2022 N АВ-10-47/23408 Федеральное агентство лесного хозяйства согласовало выполнение лесовосстановительных работ на территории Ямало-Ненецкого автономного округа, с учетом установленного срока их выполнения, ответчиком нарушений условий Договора не допущено.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, возражения на жалобу, апелляционный суд пришел к следующим выводам.
Лесное законодательство и иные регулирующие лесные отношения нормативные правовые акты основываются на принципе сохранения лесов, в том числе посредством их охраны, защиты, воспроизводства, лесоразведения (статья 1 ЛК РФ).
Согласно пункту 3 части 5 статьи 12 ЛК РФ при освоении лесов на основе комплексного подхода осуществляется проведение мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов.
В соответствии с частью 1 статьи 71 ЛК РФ лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в аренду на основании соответствующего договора аренды.
Согласно части 1 статьи 61 ЛК РФ, вырубленные, погибшие, поврежденные леса подлежат воспроизводству, в том числе с использованием саженцев, сеянцев основных лесных древесных пород, выращенных в лесных питомниках.
В силу части 1 статьи 63.1 ЛК РФ (в редакции, подлежащей применению к рассматриваемым правоотношениям) если иное не предусмотрено настоящей статьей, лица, использующие леса в соответствии со статьями 43 - 46 настоящего Кодекса, обязаны выполнить работы по лесовосстановлению или лесоразведению в границах территории соответствующего субъекта Российской Федерации на площади, равной площади вырубленных лесных насаждений, в том числе при создании охранных зон, предназначенных для обеспечения безопасности граждан и создания необходимых условий для эксплуатации объектов, связанных с выполнением работ по геологическому изучению недр и разработкой месторождений полезных ископаемых, линейных объектов, не позднее чем через один год после рубки лесных насаждений в соответствии с проектом лесовосстановления или проектом лесоразведения в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В соответствии с частью 3 статьи 63.1 ЛК РФ в редакции Федерального закона от 02.07.2021 N 303-ФЗ лесовосстановление или лесоразведение, проводимое в соответствии с частями 1 и 2 настоящей статьи на землях лесного фонда, осуществляется в субъекте Российской Федерации, на территории которого проведена рубка лесных насаждений или осуществлен перевод земель лесного фонда в земли иных категорий, в том числе без принятия решения о переводе земельных участков из состава земель лесного фонда в земли иных категорий, либо по согласованию с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти на территориях иных субъектов Российской Федерации, определенных таким федеральным органом исполнительной власти.
Согласно пункту 1 Положения о Федеральном агентстве лесного хозяйства, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23.09.2010 N 736 "О Федеральном агентстве лесного хозяйства" (далее - Положение), федеральное агентство лесного хозяйства (Рослесхоз) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в области лесных отношений (за исключением лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях), а также по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в области лесных отношений.
В силу пункта 5.4.2 (2) Положения Федеральное агентство лесного хозяйства осуществляет в том числе согласование лесовосстановления или лесоразведения, проводимых в соответствии с частями 1 и 2 статьи 63.1 ЛК РФ на землях лесного фонда, в случае, предусмотренном частью 3 статьи 63.1 ЛК РФ.
Судом первой инстанции установлено, что письмом от 15.09.2022 N АВ-10-47/23408 Федеральное агентство лесного хозяйства уведомило Общество о том, что по результатам заседания Комиссии Федерального агентства лесного хозяйства по согласованию осуществления лесовосстановления или лесоразведения, проводимых в соответствии с частями 1 и 2 статьи 63.1 ЛК РФ на землях лесного фонда, в случае, предусмотренном частью 3 статьи 63.1 ЛК РФ, утвержденной приказом Рослесхоза от 17.02.2022 N 66 (протокол от 15.09.2022 NИС13/131),согласован перенос обязательств по "компенсационному" лесовосстановлению, в том числе по договору, с территории Ленинградской области на территорию Ямало-Ненецкого автономного округа на общую площадь 726,6 га, указав, что работы по лесовосстановлению необходимо провести в весенний лесокультурный сезон 2023 года.
Таким образом, с учетом даты согласования Рослесхозом ответчику переноса обязательства по лесовосстановлению (сентябрь 2022 года), основания полагать, что ответчик уклоняется от исполнения обязательства по выполнению работ по лесовосстановлению, отсутствуют.
То обстоятельство, что письмом от 22.11.2022 N 02-21954/2022 Комитет отозвал письмо от 11.11.2022 N 02-21253/2022 о согласовании Обществу переноса обязательств по лесовосстановлению на территорию Ямало-Ненецкого автономного округа, не имеет значение для рассмотрения настоящего дела, поскольку решение о согласовании переноса выполнения работ по лесовосстановлению на территории иных субъектов Российской Федерации находятся в ведении Рослесхоза.
При этом, Россельхоз, несмотря на отзыв согласования территории истцом, письмом от 16.12.2022 N АВ-10-47/31707 подтвердил свое решение о переносе работ по лесовосстановлению на указанной территории и сроке ее проведения - в течение весеннего лесокультурного сезона 2023 года.
Как пояснил представитель Общества, на настоящий момент в целях исполнения обязательств по лесовосстановлению ответчик осуществляет взаимодействие с Департаментом природных ресурсов и экологии Ямало-Ненецкого автономного округа. Согласно письмам Департамента природных ресурсов и экологии Ямало-Ненецкого автономного округа от 20.12.2022 N 89-27/01-08/52255 и от 11.01.2023 N 89-27/01-08/00679 Департаментом согласованы Обществу земельные участки для проведения работ по лесовосстановлению на территории Ямало-Ненцкого автономного округа.
Доводы апелляционной жалобы не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции.
На основании изложенного, апелляционный суд полагает, что суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал обстоятельства, имеющие значение для дела, оценил в совокупности и взаимосвязи представленные сторонами доказательства, правильно применив нормы материального и процессуального права принял законное и обоснованное решение. Оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции апелляционным судом не установлено.
В силу части 1 статьи 177 АПК РФ решение, выполненное в форме электронного документа, направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его принятия. Копии решения на бумажном носителе могут быть направлены лицам, участвующим в деле, в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства в арбитражный суд.
Руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 06.11.2022 по делу N А56-83723/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
О.В. Горбатовская |
Судьи |
Н.С. Полубехина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-83723/2022
Истец: Бокситогорское лесничество (филиал ЛОГКУ "Ленобллес), Комитет по природным ресурсам ЛО
Ответчик: ПАО "ГАЗПРОМ"