город Ростов-на-Дону |
|
06 февраля 2023 г. |
дело N А53-26773/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 февраля 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 06 февраля 2023 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Попова А.А.,
судей Абраменко Р.А., Сулименко О.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Романовым А.А.,
при участии:
от истца: представителя Шелухиной И.В. по доверенности от 21.09.2022,
от ответчика: представителя Тыщенко М.В. по доверенности от 09.01.2023,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
федерального государственного бюджетного учреждения "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации на решение Арбитражного суда Ростовской области от 07 декабря 2022 года по делу N А53-26773/2022 по иску акционерного общества "Аксайская ПМК Ростовсельхозводстрой" к федеральному государственному бюджетному учреждению "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации о взыскании задолженности,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Аксайская ПМК Ростовсельхозводстрой" (далее - общество, истец) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с иском к федеральному государственному бюджетному учреждению "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации (далее - учреждение, ответчик) о взыскании платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов, а также платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения за май 2022 года в размере 6 947 779 руб. 58 коп.
Исковые требования мотивированы тем, что в результате отбора проб сточных вод истцом выявлено, что ответчиком допускается сброс загрязняющих веществ в системы канализаций с превышением допустимых концентраций, негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения, в связи с чем истцом начислена соответствующая плата.
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 07.12.2022 исковые требования удовлетворены, с ответчика в пользу истца взыскано 6 947 779 руб. 58 коп. задолженности, 57 739 руб. судебных расходов по уплате государственной пошлины.
Решение мотивировано тем, что материалами дела подтверждается, что учреждение производило сброс сточных вод с превышением предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ.
Учреждение обжаловало решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и просило решение суда первой инстанции отменить, принять новый судебный акт, которым отказать обществу в удовлетворении исковых требований.
Доводы апелляционной жалобы сводятся к тому, что в соответствии с пунктом 1.1 контракта на отпуск питьевой воды и прием сточных вод N 984 от 15.09.2021 обязанность по очистке сточных вод лежит на истце, в связи с чем лицом, ответственным за сброс в водный объект сточных вод загрязняющих веществ с превышением допустимых концентраций, является истец. Суд первой инстанции неправомерно отнес на ответчика судебные расходы, т.к. учреждение освобождено от уплаты государственной пошлины.
В отзыве на апелляционную жалобу общество просило решение суда первой инстанции оставить без изменения, отказать учреждению в удовлетворении апелляционной жалобы.
В судебном заседании представитель ответчика поддержала доводы апелляционной жалобы, просила решение отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Представитель истца доводам апелляционной жалобы возражала, просила решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, отзыва на апелляционную жалобу, выслушав представителей сторон, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 15.09.2021 между учреждением (абонент)и обществом (ПМК) был заключен контракт (договор) холодного водоснабжения и водоотведения N 984.
Согласно пункту 1.1 контракта ПМК, осуществляющее холодное водоснабжение и водоотведение, обязуется подавать абоненту через присоединенную водопроводную сеть из централизованных систем холодного водоснабжения холодную (питьевую) воду. Абонент обязуется оплачивать холодную (питьевую) воду, установленного качества в объеме, определенном контрактом.
ПМК обязуется осуществлять прием сточных вод абонента от канализационного выпуска в централизованную систему водоотведения и обеспечивать их транспортировку, очистку и сброс в водный объект, а абонент обязуется соблюдать режим водоотведения, нормативы по объему и составу отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод, нормативы допустимых сбросов (в случаях, когда такие нормативы установлены в соответствии с законодательством Российской Федерации), требования к составу и свойствам сточных вод, установленные в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованных систем водоотведения, оплачивать водоотведение и принятую холодную воду в сроки, порядке и размере, которые предусмотрены настоящим контрактом, соблюдать, в соответствии с настоящим контрактом, режим потребления холодной воды, а также обеспечивать безопасность эксплуатации, находящихся в его ведении, водопроводных и канализационных сетей и исправность, используемых им, приборов учета.
Местом исполнения обязательств по настоящему договору является объект N 1 и объект N 2.
Оплата по контракту осуществляется абонентом по тарифам на холодную воду и водоотведение, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной регулировании цен (тарифов) (пункт 3.1 контракта).
В соответствии с пунктом 3.7 контракта размер платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения, а также размер оплаты сточных вод в связи с нарушением абонентом нормативов по объему и составу отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод рассчитывается в соответствии с требованиями законодательства
Стороны согласовали место отбора проб сточных вод с целью осуществления контроля за соблюдением абонентом режима водоотведения и нормативов по составу отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод требований к составу и свойствам сточных вод установленных в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованной системы водоотведения.
Департаментом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Южному Федеральному округу согласована Программа контроля состава и свойств сточных вод, в которой предусмотрен отбор проб сточных вод у абонента.
На основании пункта 6 постановления Правительства Российской Федерации от 22.05.2020 N 728 "Об утверждении Правил осуществления контроля состава и свойств сточных вод и о внесение изменений и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Правила N 728) периодичность планового контроля состава и свойств сточных вод в отношении объектов абонентов определяется организацией, осуществляющей водоотведение, и не может быть чаще 1 раза в календарный месяц и реже 1 раза в календарный год.
Периодичность планового контроля состава и свойств сточных вод в отношении абонента составляет 1 раз в квартал.
03.03.2022 обществом совместно с экспертной организацией МУП "Управление "Водоканал" (договор N 2 39/СВ от 01.05.2017) был произведен очередной отбор сточных вод из контрольных колодцев.
Согласно акту отбора проб сточных вод, отводимых абонентом в централизованную систему водоотведения, N 11 от 03.03.2022 начало отбора сточных вод было произведено из контрольных колодцев, расположенных на территории войсковых частей без представителя по доверенности 03.03.2022 в 11 час. 20 мин. (выпуск N 1). Окончание отбора проб сточных вод в 11 час. 21 мин. (выпуск N 1). Начало в 11 час. 36 мин. (выпуск N 2). Окончание отбора проб сточных вод в 11 час. 38 мин. (выпуск N 2).
В данном случае пробы (выпуск N 1, выпуск N 2) были отобраны из контрольных канализационных колодцев, расположенных на территории войсковых частей с падающей струи.
Отбор проб выполнен в соответствии с ГОСТ 31861-2012 "Вода. Общие требования к отбору проб", ПНД Ф 12.15.1-08 "Методические указания по отбору проб для анализа сточных вод", НД на методы испытаний и измерений.
Отбор проб выполнен аккредитованной лабораторией МУП "Управление "Водоканал" г. Таганрог ручным светонепроницаемым фарфоровым пробоотборным устройством, позволяющим исключить возможность изменения состава отобранной пробы.
Проба доставлена в аккредитованную лабораторию автомобилем МУП "Управление "Водоканал" г. Таганрог. Для предотвращения перегрева, проба была помещена в изотермический контейнер с охлаждающими вставками (t = 4 °C).
03.03.2022 обществом совместно с экспертной организацией МУП "Управление "Водоканал" (договор N 39/СВ от 01.05.2017) был произведен очередной отбор сточных вод из контрольных колодцев.
Согласно акту отбора проб сточных вод, отводимых абонентом в централизованную систему водоотведения, N 10 от 03.03.2022 начало отбора сточных вод было произведено из контрольных колодцев, расположенных на территории войсковых частей без представителя по доверенности 03.03.2022 в 09 час. 20 мин. Окончание отбора проб сточных вод в 09 час. 21 мин.
В данном случае проба была отобрана из контрольного канализационного колодца с падающей струи.
Отбор проб выполнен в соответствии с ГОСТ 31861-2012 "Вода. Общие требования к отбору проб", ПНД Ф 12.15.1-08 "Методические указания по отбору проб для анализа сточных вод", НД на методы испытаний и измерений.
Отбор проб выполнен аккредитованной лабораторией МУП "Управление "Водоканал" г. Таганрог ручным светонепроницаемым фарфоровым пробоотборным устройством, позволяющим исключить возможность изменения состава отобранной пробы.
Проба доставлена в аккредитованную лабораторию автомобилем МУП "Управление "Водоканал" г. Таганрог. Для предотвращения перегрева, проба была помещена в изотермический контейнер с охлаждающими вставками (t = 4 °C).
По результатам протокола измерений N 012-СВА от 12.03.2022, пояснительной записки к протоколу измерения N 012-СВА от 12.03.2022 в составе сточных вод было обнаружено превышение установленных нормативов состава сточных вод по показателям: сероводород, сульфиды и гидросульфиды (в расчетах на сульфид-ион) (в 3619,05 раза), СПАВ анионные (анионные поверхностно-активные вещества) (АПАВ)) (в 290,91 раза), медь (в 1583,33 раза).
На основании этого были выставлены платежные документы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод за май 2022 года в размере 968 391 руб. 68 коп.
Сумма задолженности за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод за май 2022 года составляет 968 391 руб. 68 коп.
По результатам протокола измерений проб воды N 013-СВА от 12.03.2022, пояснительной записки к протоколу измерения N 013-СВА от 12.03.2022 в составе сточных вод было обнаружено превышение установленных нормативов состава сточных вод по показателям: сероводород, сульфиды и гидросульфиды (в расчетах на сульфид-ион) (в 3190,48 раз), СПАВ анионные (анионные поверхностно-активные вещества) (АПАВ)) (в 200 раз), медь (в 1416,67 раз).
На основании этого были выставлены платежные документы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод за май 2022 года в размере 366 503 руб. 22 коп.
Сумма задолженности за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод за апрель 2022 года составляет 366 503 руб. 22 коп.
По результатам протокола измерений проб воды N 011-СВА от 12.03.2022, пояснительная записка к протоколу измерения N 011-СВА от 12.03.2022 в составе сточных вод было обнаружено превышение установленных нормативов состава сточных вод по показателям: сероводород, сульфиды и гидросульфиды (в расчетах на сульфид-ион) (в 2857,14 раз), СПАВ анионные (анионные поверхностно-активные вещества) (АПАВ)) (в 372,73 раза), медь (в 1500 раз).
На основании этого были выставлены платежные документы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод за май 2022 года в размере 719 620 руб. 52 коп.
Сумма задолженности за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод за май 2022 года составляет 719 620 руб. 52 коп.
Общая сумма задолженности за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод за май 2022 года составляет 2 054 515 руб. 42 коп.
По результатам протокола измерений проб воды N 012-СВА от 12.03.2022, пояснительная записка к протоколу измерения N 012-СВА от 12.03.2022 в составе сточных вод было обнаружено превышение сероводорода и сульфидов (S-H2S+S2-), меди, СПАВ анионные (анионные поверхностно-активные вещества) (АПАВ)) согласно приложению N 5 постановления Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 644.
На основании этого были выставлены платежные документы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения за май 2022 года в размере 2 353 812 руб. 77 коп.
Сумма задолженности за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения за май 2022 года составляет 2 353 812 руб. 77 коп.
По результатам протокола измерений проб воды N 013-СВА от 12.03.2022, пояснительная записка к протоколу измерения N 013-СВА от 12.03.2022 в составе сточных вод было обнаружено превышение сероводорода и сульфидов (S-H2S+S2-), меди, СПАВ анионные (анионные поверхностно-активные вещества) (АПАВ)) согласно приложению N 5 постановления Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 644.
На основании этого были выставлены платежные документы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения за май 2022 года в размере 782 361 руб. 73 коп.
Сумма задолженности за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения за май 2022 года составляет 782 361 руб. 73 коп.
По результатам протокола измерений проб воды N 011-СВА от 12.03.2022, пояснительная записка к протоколу измерения N 011-СВА от 12.03.2022 в составе сточных вод было обнаружено превышение сероводорода и сульфидов (S-H2S+S2-), меди, СПАВ анионные (анионные поверхностно-активные вещества) (АПАВ)) согласно приложению N 5 постановления Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 644.
На основании этого были выставлены платежные документы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения за май 2022 года в размере 1 757 089 руб. 66 коп.
Сумма задолженности за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения за май 2022 года составляет 1 757 089 руб. 66 коп.
Общая сумма задолженности за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения за май 2022 года составляет 4 893 264 руб. 16 коп.
Общая сумма задолженности за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод и за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения за май 2022 года составляет 6 947 779 руб. 58 коп.
Истцом в адрес ответчика была направлена претензия от 29.06.2022 N 1870 с требованием об оплате задолженности, которая была оставлена ответчиком без удовлетворения.
Изложенные обстоятельства послужили основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящим иском.
Пунктом 2 статьи 548 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами, применяются правила о договоре энергоснабжения (статьи 539-547 названного Кодекса), если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.
Согласно пункту 3 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации, к отношениям по договору энергоснабжения, не урегулированным Гражданским кодексом Российской Федерации, применяются законы и иные правовые акты об энергоснабжении, а также обязательные правила, принятые в соответствии с ними.
Отношения в сфере водоснабжения и водоотведения регулируются Федеральным законом от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон N 416-ФЗ), Правилами N 644.
Подпункт "и" пункта 35 Правил N 644 предусматривает, что абонент обязан соблюдать нормативы по составу отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод и требования к составу и свойствам сточных вод, отводимых в централизованные системы водоотведения, устанавливаемые в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованной системы водоотведения.
В соответствии с подпунктом "ж" пункта 35 Правил N 644 абонент обязан вносить плату за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения, плату за нарушение нормативов водоотведения по объему и составу сточных вод в порядке, размере и сроки, которые определены в соответствии с настоящими Правилами.
В силу подпунктов "в", "г" пункта 36 Правил N 644, организация водопроводно-канализационного хозяйства имеет право осуществлять контроль состава и свойств сточных вод, в том числе контроль за соблюдением абонентами нормативов допустимых сбросов, нормативов водоотведения по объему и составу сточных вод, требований к составу и свойствам сточных вод, установленных в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованной системы водоотведения. Взимать с абонентов плату за отведение сточных вод сверх установленных нормативов по объему и составу отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод и плату за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения, а также плату за сброс веществ, запрещенных или не разрешенных к сбросу в централизованные системы водоотведения.
Согласно пункту 114 Правил N 644 состав и свойства сточных вод, принимаемых (отводимых) в централизованные системы водоотведения, должны соответствовать нормативным показателям общих свойств сточных вод и допустимым концентрациям загрязняющих веществ в сточных водах, допущенных к сбросу в централизованную систему водоотведения, предусмотренным приложением N 3 Правил.
Пунктом 118 Правил N 644 предусмотрено, что в случае, если сточные воды, принимаемые от абонента в централизованную систему водоотведения, содержат загрязняющие вещества, иные вещества и микроорганизмы, негативно воздействующие на работу такой системы, не отвечающие требованиям, установленным пунктами 113 и 114 Правил N 644, абонент обязан компенсировать организации, осуществляющей водоотведение, расходы, связанные с негативным воздействием сточных вод на работу централизованной системы водоотведения в порядке и размере, которые определены Правилами N 644.
В соответствии с пунктом 123 Правил N 644, расчетным периодом по оплате за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения является период от момента обнаружения превышения требований, установленных в пункте 114 Правил N 644, до следующего отбора проб организацией, осуществляющей водоотведение, но не более трех календарных месяцев.
Таким образом, расчетным периодом по оплате за негативное воздействие на работу централизованной систему водоотведения является квартал.
Аналогичная обязанность предусмотрена частью 10 статьи 7 Закона N 416-ФЗ.
Пунктом 22 постановления Правительства Ростовской области от 04.05.2012 N 348 "О порядке взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализаций муниципальных образований Ростовской области" предусмотрено право организаций ВКХ за нарушение абонентами договорных обязательств, предусмотренных пунктами 9 и 20 настоящего Порядка, применять к абонентам меры экономического воздействия.
В качестве меры экономического воздействия к абонентам организациями ВКХ применяется плата за сброс сточных вод и загрязняющих веществ сверх установленных нормативов водоотведения и ВУП загрязняющих веществ.
Таким образом, нормами законодательства предусмотрена обязанность ответчика производить дополнительную оплату за нарушение норм допустимых концентраций вредных веществ и сброс запрещенных к сбросу загрязняющих веществ.
Согласно части 1 статьи 30 Закона N 416-ФЗ контроль состава и свойств сточных вод, отводимых абонентами в централизованную систему водоотведения, осуществляется организацией, осуществляющей водоотведение, либо уполномоченной ею организацией в соответствии с программой контроля состава и свойств сточных вод в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Ростовской области от 04.05.2012 N 348 утвержден Порядок взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализаций муниципальных образований Ростовской области.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.06.2013 N 525 утверждены Правила осуществления контроля состава и свойств сточных вод (далее - Правила N 525).
Согласно пункту 2 Правил N 525 при осуществлении контроля состава и свойств сточных вод организация, осуществляющая водоотведение, проверяет состав и свойства сточных вод, отводимых абонентами, на соответствие нормативам допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов (далее - нормативы допустимых сбросов), и (или) лимитам на сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов (далее - лимиты на сбросы), указанными абонентами в декларации о составе и свойствах сточных вод, отводимых в централизованную систему водоотведения, и (или) нормативам водоотведения по составу сточных вод, требованиям к составу и свойствам сточных вод, установленным в целях предотвращения негативного воздействия сточных вод на работу централизованной системы водоотведения.
Контроль состава и свойств сточных вод включает в себя: отбор проб сточных вод и последующий анализ отобранных проб сточных вод (пункт 3 Правил N 525).
Департаментом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Южному федеральному округу согласована Программа контроля состава и свойств сточных вод, в которой предусмотрен отбор проб сточных вод у абонента.
Нормативны допустимых концентраций загрязняющих веществ, разрешенных абоненту к сбросу в канализацию, указаны в постановлении Главы администрации Аксайского городского поселения от 03.08.2017 N 612. Нормативы по составу сточных вод, сбрасываемых абонентом в централизованную систему водоотведения города Аксая, определены проектом, разработанным на основе нормативов допустимого сброса. Загрязняющие вещества, которые не были утверждены постановлением администрации Аксайского городского поселения от 03.08.2017 N 612, являются запрещенными к сбросу в систему водоотведения.
Из материалов дела следует, что по результатам протоколов испытаний проб сточных вод, отобранных из контрольных колодцев, которые были согласованы с ответчиком, выявлено превышение допустимых к сбросу загрязняющих веществ в систему водоотведения.
В связи с выявленным превышением количества загрязняющих веществ в сточных водах учреждения, общество произвело начисление платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов, а также платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения за май 2022 года в размере 6 947 779 руб. 58 коп.
Поскольку ответчиком в нарушение положений статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представлено доказательств внесения спорной платы, исковые требования о взыскании задолженности в заявленном размере за май 2022 года правомерно удовлетворены судом.
Доводы апелляционной жалобы ответчика о том, что ответственным за сброс загрязняющих веществ в водный объект сточных вод с превышением допустимых концентраций является общество, подлежат отклонению апелляционным судом, поскольку противоречат условиям контракта, согласно пункту 1.1 которого именно абонент (учреждение) обязуется соблюдать режим водоотведения, нормативы по объему и составу отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод, нормативы допустимых сбросов (в случаях, когда такие нормативы установлены в соответствии с законодательством Российской Федерации), требования к составу и свойствам сточных вод, установленные в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованных систем водоотведения, оплачивать водоотведение и принятую холодную воду в сроки, порядке и размере, которые предусмотрены настоящим контрактом, соблюдать, в соответствии с настоящим контрактом, режим потребления холодной воды, а также обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении водопроводных и канализационных сетей и исправность используемых им приборов учета.
Таким образом, в соответствие с пунктом 4.3.5 контракта абонент обязан вносить плату за нарушение нормативов по объему и составу сточных вод, отводимых в централизованную систему водоотведения.
Аналогичная правовая позиция изложена в постановлении Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 18.12.2019 по делу N А53-8971/2019.
Доводы жалобы о несогласии с отнесением судебных расходов истца по оплате государственной пошлины на ответчика отклоняются судом апелляционной инстанции по следующим основаниям.
Предоставление подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации государственным органам и органам местного самоуправления льготы в виде освобождения от уплаты государственной пошлины не освобождает их от обязанности возместить судебные расходы, понесенные стороной, в пользу которой принято решение, в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 21 постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 11.07.2014 N 46 "О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах", в силу главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации отношения по уплате государственной пошлины возникают между ее плательщиком - лицом, обращающимся в суд, и государством. Исходя из положений подпункта 1 пункта 3 статьи 44 Налогового кодекса Российской Федерации, отношения по поводу уплаты государственной пошлины после ее уплаты прекращаются.
Согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации между сторонами судебного разбирательства возникают отношения по распределению судебных расходов, которые регулируются главой 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Законодательством не предусмотрены возврат заявителю уплаченной государственной пошлины из бюджета в случае, если судебный акт принят в его пользу, а также освобождение государственных органов, органов местного самоуправления от процессуальной обязанности по возмещению судебных расходов.
В связи с этим, если судебный акт принят не в пользу государственного органа (органа местного самоуправления), должностного лица такого органа, за исключением прокурора, Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, расходы заявителя по уплате государственной пошлины подлежат возмещению соответствующим органом в составе судебных расходов (часть 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Поскольку законодательством о налогах и сборах не предусмотрено возвращение из федерального бюджета истцу уплаченной им государственной пошлины в случае принятия решения в его пользу, когда ответчик освобожден от уплаты государственной пошлины, постольку на ответчика правомерно возложена обязанность компенсировать выигравшей стороне понесенные ею судебные расходы.
При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения апелляционной жалобы суд апелляционной инстанции не усматривает.
Судом первой инстанции правильно установлены фактические обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, дана правильная оценка доказательствам и доводам участвующих в деле лиц.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене или изменению обжалуемого судебного акта, апелляционной инстанцией не установлено.
При указанных обстоятельствах отсутствуют предусмотренные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основания для изменения или отмены судебного акта арбитражного суда первой инстанции.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 07 декабря 2022 года по делу N А53-26773/2022 оставить без изменения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
А.А. Попов |
Судьи |
Р.А. Абраменко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-26773/2022
Истец: АО "АКСАЙСКАЯ ПМК РОСТОВСЕЛЬХОЗВОДСТРОЙ"
Ответчик: ФГБУ "ЦЕНТРАЛЬНОЕ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ" МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ