город Томск |
|
6 февраля 2023 г. |
Дело N А27-15822/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 февраля 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 06 февраля 2023 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего |
|
Павлюк Т.В., |
судей |
|
Бородулиной И.И., |
|
|
Хайкиной С.Н., |
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Волковой Т.А., рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу Государственного учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Кемеровской области - Кузбассу (N 07АП-12180/22), на решение Арбитражного суда Кемеровской области от 07.12.2022 по делу N А27-15822/2022 (судья М. А. Сарафанникова) по исковому заявлению Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Кемеровской области - Кузбассу (ОГРН 1024200702360, ИНН 4207010740), город Кемерово к открытому акционерному обществу "ПЛОДОПИТОМНИК-1" (ОГРН 1074205016973, ИНН 4205136779), город Кемерово о взыскании штрафа в размере 3 000 руб. штрафа,
При участии в судебном заседании:
от лиц, участвующих в деле: без участия (извещены);
УСТАНОВИЛ:
в Арбитражный суд Кемеровской области поступило заявление Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Кемеровской области - Кузбассу (далее - заявитель, пенсионный фонд, Управление) к открытому акционерному обществу "ПЛОДОПИТОМНИК-1" (далее - ответчик, общество, ОАО "ПЛОДОПИТОМНИК-1") "ПЛОДОПИТОМНИК-1" о взыскании штрафа за непредставление страхователем в установленный срок сведений о застрахованных лицах по форме СЗВ-СТАЖ за 2017 год в размере 3 000 руб.
Решением суда от 07.12.2022 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с вынесенным решением, пенсионный фонд в апелляционной жалобе просит его отменить, принять по делу новый судебный акт. Апелляционная жалоба мотивирована неполным выяснением обстоятельств дела, несоответствием выводов, изложенных в решении фактическим обстоятельствам дела, недоказанностью имеющих значение для дела обстоятельств.
В соответствии со статьей 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) отзыв на апелляционную жалобу не поступил.
От Фонда поступило заявление о замене стороны правопреемником, а именно, произвести замену стороны заинтересованного лица Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Кемеровской области - Кузбассу на Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Кемеровской области - Кузбассу (ОГРН: 1024200702360, ИНН: 4207010740).
Рассмотрев заявление о процессуальном правопреемстве, суд апелляционной инстанции считает его подлежащим удовлетворению.
Согласно части 1 статьи 48 АПК РФ в случаях выбытия одной из сторон в спорном или установленном судебным актом арбитражного суда правоотношении (реорганизация юридического лица, уступка требования, перевод долга, смерть гражданина и другие случаи перемены лиц в обязательствах) арбитражный суд производит замену этой стороны ее правопреемником и указывает на это в судебном акте. При этом правопреемство возможно на любой стадии арбитражного процесса.
Принимая во внимание сведения, изложенные в Едином государственном реестре юридических лиц, в отношении Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Кемеровской области - Кузбассу, суд апелляционной инстанции на основании статьи 48 АПК РФ произвел замену Государственного учреждения - Кузбасское региональное отделение Фонда социального Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Кемеровской области - Кузбассу на его процессуального правопреемника - Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Кемеровской области - Кузбассу (ОГРН: 1024200702360, ИНН: 4207010740).
Информация о рассмотрении дела в суде апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьей 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), размещена на сайте суда в сети Интернет.
Лица, участвующие в дела, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку представителей в судебное заседание не обеспечили; о невозможности рассмотрения дела без своего участия суд не известили.
Суд апелляционной инстанции на основании статьи 156 АПК РФ рассмотрел апелляционную жалобу в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения в порядке ст. 268 АПК РФ, апелляционный суд считает, что оснований для его отмены или изменения не имеется.
Как следует из материалов дела, в соответствии со статьей 1 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Федеральный закон от 01.04.1996 N 27-ФЗ), открытое акционерное общество "ПЛОДОПИТОМНИК-1" является страхователем по обязательному пенсионному страхованию.
Страхователем в УПФР в г. Кемерово и Кемеровском районе Кемеровской области (межрайонное) представлены сведения по форме СЗВ-М за отчетные периоды 2017 года в отношении 6 (шести) застрахованных лиц.
УПФР в г. Кемерово и Кемеровском районе Кемеровской области (межрайонное) проведена сверка между представленными сведениями для ведения индивидуального персонифицированного учета открытым акционерным обществом "ПЛОДОПИТОМНИК-1" в УПФР в г. Кемерово и Кемеровском районе Кемеровской области (межрайонное) и в Инспекцию Федеральной налоговой службы по г. Кемерово.
В результате проверки выявлено непредставление страхователем сведений по форме СЗВ-СТАЖ за 2017 год в отношении 6 (шести) застрахованных лиц.
20.06.2018 страхователю по почте заказным письмом направлено уведомление об устранении в течение пяти рабочих дней имеющихся ошибок и несоответствий.
По состоянию на 14.05.2019 страхователем не представлены сведения по форме СЗВ-СТАЖ за отчетный период 2017 год.
В связи с непредставлением страхователем в установленный срок сведения индивидуального (персонифицированного) учета по форме СЗВ-СТАЖ за отчетный период 2017 год в отношении 6 застрахованных лиц, 02.04.2019 специалистом УПФР в г. Кемерово и Кемеровском районе Кемеровской области (межрайонное) был составлен акт о выявлении правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования N 052S18190005926.
Заместителем начальника УПФР 14.05.2019 принято решение N 052S19190007082 о привлечении открытого акционерного общества "ПЛОДОПИТОМНИК-1" к ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ, в виде штрафа в размере 6 000 руб.
Указанное решение направлено в адрес страхователя 17.05.2019. Требование об уплате финансовых санкций N 052S01190010710 от 10.06.2019, направленное в адрес страхователя 13.06.2019, в добровольном порядке не исполнено.
Неисполнение указанного требования явилось основанием для обращения пенсионного Фонда в арбитражный суд с настоящим иском.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суд первой инстанции исходил из того, что настоящий иск направлен в арбитражный суд с пропуском срока исковой давности.
Арбитражный апелляционный суд поддерживает вывод суда первой инстанции, в связи с чем отклоняет доводы апелляционной жалобы, при этом исходит из установленных фактических обстоятельств дела и следующих норм права.
Согласно части 6 статьи 215 АПК РФ при рассмотрении дел о взыскании обязательных платежей и санкций арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имеются ли основания для взыскания суммы задолженности, полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании, проверяет правильность расчета и размера взыскиваемой суммы.
В соответствии с частью 4 статьи 215 АПК РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на заявителя.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 6 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" страхователями по обязательному пенсионному страхованию являются лица, производящие выплаты физическим лицам, в том числе организации, индивидуальные предприниматели, физические лица.
Правовая основа и принципы организации индивидуального (персонифицированного) учета сведений о гражданах, на которых распространяется действие законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании, установлены Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ.
В силу статьи 1 названного Закона N 27-ФЗ под индивидуальным (персонифицированным) учетом понимается организация и ведение учета сведений о каждом застрахованном лице для реализации пенсионных прав в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии со статей 8 Закона N 27-ФЗ страхователь представляет в пенсионный фонд сведения о всех лицах, работающих у него по трудовому договору, а также заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы, за которых он уплачивает страховые взносы.
Согласно статье 11 настоящего Закона страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации предусмотренные пунктами 2 - 2.2 настоящей статьи сведения для индивидуального (персонифицированного) учета.
Согласно пункту 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, которые заключили договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о страховых взносах начисляются страховые взносы) следующие сведения:
- страховой номер индивидуального лицевого счета;
- фамилию, имя и отчество;
- идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
Сведения, предусмотренные пунктом 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ представляются по формам, определяемым Пенсионным фондом Российской Федерации (пункт 4 статьи 11 Закона N27-ФЗ).
Постановлением Правления Пенсионного фонда России от 01.02.2016 N 83п утверждена форма "Сведения о застрахованных лицах", применяемая с 01.04.2016 (форма СЗВ-М).
Как следует из Постановления Пенсионного фонда Российской Федерации N 83п от 01.02.2016, при представлении сведений о застрахованных лицах обязательно заполняется тип формы (код): "исхд" - исходная форма, впервые подаваемая страхователем о застрахованных лицах за данный отчетный период; "доп" - дополняющая форма, подаваемая с целью дополнения ранее принятых ПФР сведений о застрахованных лицах за данный отчетный период; "отмн" - отменяющая форма, подаваемая с целью отмены ранее неверно поданных сведений о застрахованных лицах за указанный отчетный период.
Исходя из положений статей 8, 9, 15 Закона N 27-ФЗ, указанные сведения предоставляются в соответствующий орган Пенсионного фонда, к которому относится территориальный орган Пенсионного фонда по месту регистрации лица в качестве страхователя.
Абзацем 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ предусмотрено, что за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 настоящего Федерального закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.
На основании статьи 15 Закона N 27-ФЗ страхователь имеет право дополнять и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах по согласованию с соответствующим органом Пенсионного фонда Российской Федерации.
В случае представления страхователем уточненных (исправленных) индивидуальных сведений в течение пяти рабочих дней со дня получения уведомления об устранении имеющихся расхождений, к такому страхователю финансовые санкции не применяются.
Страхователь вправе при выявлении ошибки в ранее представленных индивидуальных сведениях в отношении застрахованного лица до момента обнаружения ошибки территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации самостоятельно представить в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации уточненные (исправленные) сведения о данном застрахованном лице за отчетный период, в котором эти сведения уточняются, и финансовые санкции к такому страхователю не применяются.
Аналогичное указание о возможности неприменения финансовых санкций в случае исправления ошибки страхователем до момента ее обнаружения пенсионным фондом было изложено в письме Пенсионного фонда Российской Федерации от 14.12.2004 N КА-09-25/13379 "О применении финансовых санкций в соответствии со статьей 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ".
При этом ни статьей 15 Закона N 27-ФЗ, ни Инструкцией от 21.12.2016 N 766н не установлен срок, в течение которого страхователь самостоятельно может выявить ошибку или неполноту в представленных в пенсионный фонд сведениях, до их обнаружения пенсионным фондом, и представить в пенсионный фонд достоверные сведения (уточненные/исправленные).
С учетом приведенных взаимосвязанных положений статьи 15 Закона N 27-ФЗ, пункта 34 Инструкции N 987н и Постановления N 83п следует признать, что исправления и корректировки сведений вносятся в форму в особом порядке при выявлении страхователем ошибки (ошибок) в ранее представленных сведениях в отношении застрахованных лиц.
К отношениям, связанным с взысканием штрафов, предусмотренных Законом N 27-ФЗ за непредставление индивидуальных сведений в системе обязательного пенсионного страхования, в отсутствие иного специального правового регулирования (часть 6 статьи 13 АПК РФ) подлежат применению сроки, установленные законодательством о налогах и сборах
Согласно статье 115 НК РФ, регламентирующей срок давности взыскания штрафов, налоговые органы могут обратиться в суд с заявлением о взыскании штрафов с организации и индивидуального предпринимателя в порядке и сроки, которые предусмотрены статьями 46 и 47 названного Кодекса, с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, в порядке и сроки, которые предусмотрены статьей 48 данного Кодекса.
В пункте 1 статьи 46 НК РФ установлено, что в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок обязанность по уплате налога исполняется в принудительном порядке путем обращения взыскания на денежные средства на счетах налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя в банках и его электронные денежные средства.
Решение о взыскании принимается после истечения срока, установленного в требовании об уплате налога, но не позднее двух месяцев после истечения указанного срока. Решение о взыскании, принятое после истечения указанного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит. В этом случае налоговый орган может обратиться в суд с заявлением о взыскании с налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя причитающейся к уплате суммы налога. Заявление может быть подано в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом (пункт 3 статьи 46 НК РФ).
Частью 5 статьи 3 АПК РФ установлено, что в случае отсутствия нормы процессуального права, регулирующей отношения, возникшие в ходе судопроизводства в арбитражных судах, арбитражные суды применяют норму, регулирующую сходные отношения (аналогия закона), а при отсутствии такой нормы действуют исходя из принципов осуществления правосудия в Российской Федерации (аналогия права).
Основываясь на принципе равенства всех перед законом и судом, а также универсальности воли законодателя, выраженной в пунктах 1 - 3 статьи 48 НК РФ в отношении взыскания в приказном порядке сумм задолженности, следует признать допустимым применение данных положений по аналогии закона к отношениям, связанным с взысканием финансовых санкций с организаций и индивидуальных предпринимателей.
В соответствии с абзацем 2 пункта 3 статьи 48 НК РФ требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее 6-ти месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
В соответствии с пунктом 60 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 N 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации" при рассмотрении заявлений налоговых органов о взыскании налогов, пеней, штрафов, предъявленных на основании пункта 3 статьи 46 НК РФ, судам, независимо от наличия соответствующего заявления ответчика, необходимо проверять, не истекли ли установленные этими нормами сроки для обращения налоговых органов в суд.
Учитывая, что данные сроки в силу названных норм могут быть при наличии уважительных причин восстановлены судом, однако такое восстановление производится судом на основании ходатайства, в случае пропуска срока и отсутствия соответствующего ходатайства либо в случае отказа в удовлетворении ходатайства суд отказывает в удовлетворении требований.
С учетом данных разъяснений, применимым к правоотношениям по взысканию штрафов в сфере индивидуального (персонифицированного) учета, предельный срок взыскания с общества неуплаченных сумм санкций включает в себя: 10 дней на составление акта, 5 дней на направление акта, 6 дней на его доставку, 15 дней на представление страхователем возражений, 10 дней на вынесение решения (+ 1 месяц), 10 дней на вступление в силу решения по проверке, 10 дней на направление требования, 10 календарных дней на исполнение требования, 6 месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате санкций на сумму более 3 000 рублей либо 3 года плюс 6 месяцев, если сумма санкций меньше 3 000 рублей, на обращение в арбитражный суд с заявлением применительно к статье 48 НК РФ)), решение территориального органа пенсионного фонда о привлечении к ответственности не может быть принудительно реализовано, иначе как в пределах совокупности указанных сроков.
Аналогичный порядок расчета совокупного срока изложен в определении Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 22.07.2019 N 305-ЭС19-2960 по делу N А40-22593/2018.
Кроме того, порядок применения норм НК РФ при взыскании штрафов в области пенсионного страхования, изложен в ответе на вопрос N 1 "Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2019)", утвержденном Президиумом Верховного Суда РФ 17.07.2019.
Далее этот правовой подход нашел отражение в изменениях, внесенных Федеральным законом от 20.07.2020 N 237-ФЗ в Федеральный закон N 27-ФЗ.
В случае неуплаты или неполной уплаты страхователем финансовых санкций по требованию взыскание сумм финансовых санкций, предусмотренных настоящей статьей, производится территориальными органами пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате страховых взносов.
При этом, из содержания части 3 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ, следует, что объективную сторону правонарушения составляют действия (бездействие) страхователя по непредставлению в установленные сроки необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования сведений либо представление страхователем неполных и (или) недостоверных сведений о застрахованных лицах.
ОАО "ПЛОДОПИТОМНИК-1" должно было представить в пенсионный фонд сведения по форме СЗВ-СТАЖ не позднее 1 марта 2018 года.
Таким образом, к проверке полноценности и своевременности представленных сведений индивидуального персонифицированного учета пенсионный фонд мог приступить, начиная с 02.03.2018.
В данном случае сведения по форме СЗВ-СТАЖ за 2017 год страхователем не были представлены, следовательно, начало течения совокупности предусмотренных выше сроков при обстоятельствах настоящего спора совпадает с датой, когда ПФР узнал (должен был узнать) о фактическом непредставлении обществом сведений о застрахованных лицах за названный период (02.03.2018).
При наличии в распоряжении пенсионного фонда представленных ранее сведений по формам СЗВ-М за отчетные периоды 2017 года, что пенсионный фонд не отрицает и сам указывает в своем заявлении, ссылки на формы расчетов по страховым взносам из ФНС, которые могли быть представлены позже 01.03.2018, не могут быть признаны состоятельными.
Начиная с 02.03.2018, ПФР имел возможность произвести сверку между представленными ранее сведениями для ведения индивидуального персонифицированного учета ОАО "ПЛОДОПИТОМНИК-1" в УПФР в г. Кемерово и Кемеровском районе Кемеровской области (межрайонное) и выявить непредставление страхователем сведений по форме СЗВ-СТАЖ за 2017 год в отношении 6 застрахованных лиц.
Таким образом, страховщик должен был, как государственный орган, осуществляющий контроль за соблюдением законодательства об обязательном пенсионном страховании, с момента непредставления в установленный срок сведений по форме СЗВ-М, проверить соблюдение страхователем установленного срока для представления сведений.
При этом, как верно отмечает суд, даже если принимать во внимание тот факт, что ПФР мог узнать о нарушениях только с даты предоставления в территориальный орган сведений из ИФНС по расчетам по страховым взносам, суд отмечает следующее:
Заявитель указывает, что обществом в ИФНС представлены расчет по страховым взносам (далее РСВ) за отчетные периоды 2017 года.
В соответствии с пунктом 1 статьи 11.1 Федерального закона N 27-ФЗ налоговый орган не позднее пяти рабочих дней со дня получения сведений от страхователя в форме электронного документа, а на бумажном носителе не позднее 10 рабочих дней со дня получения сведений от страхователя представляет в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации следующие сведения: 1) сумма заработка (дохода), на который начислялись страховые взносы на обязательное пенсионное страхование; 2) начисленные и уплаченные суммы страховых взносов; 3) уточняющие (корректирующие) 9 сведения, представляемые страхователями по результатам налоговых проверок достоверности сведений и (или) при самостоятельном выявлении ошибок; 4) иные сведения, необходимые для индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования и находящиеся в распоряжении налоговых органов.
Заявителем суду не сообщена и не подтверждена документально дата предоставления информации налоговым органом, в связи с чем суд руководствуется сроками предоставления информации, установленными в рамках взаимодействия государственных органов.
Так, приложением N 1 к Соглашению об информационном взаимодействии Федеральной налоговой службы и Пенсионного фонда Российской Федерации от 30.11.2016 N ММВ - 23-11/26@/АД-09-31/сог/79 установлено, что информация об уплате плательщиками страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за периоды, начиная с 01.01.2017, для целей ведения персонифицированного учета по плательщикам страховых взносов, производящим выплаты в пользу физических лиц, а также по крестьянским (фермерским) хозяйствам предоставляется ежемесячно не позднее 10 числа месяца, начиная со следующего за месяцем представления Расчета по страховым взносам в соответствии с НК РФ (пункт 4).
В соответствии с частью 7 статьи 431 НК РФ, плательщики представляют расчет по страховым взносам не позднее 30-го числа месяца, следующего за расчетным (отчетным) периодом, в налоговый орган по месту нахождения организации и по месту нахождения обособленных подразделений организаций, которые начисляют выплаты и 10 иные вознаграждения в пользу физических лиц, по месту жительства физического лица, производящего выплаты и иные вознаграждения физическим лицам. Отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие, девять месяцев календарного года (часть 2 статьи 423 НК РФ).
Учитывая указанные положения соглашения, налоговый орган должен был представить информацию об уплате плательщиком страховых взносов не позднее 10.03.2018.
Заявителем не представлено доказательств направления налоговым органом информации позднее указанной даты, следовательно, суд верно признал правомерным исчислять предельный срок взыскания с должника неуплаченных сумм финансовых санкций с указанной даты.
Доводы о необходимости проводить исчисление предельного срока с иной даты, в том числе, формирования уведомления об устранении ошибок, нормативно не обоснованы.
Действия пенсионного фонда по вынесению только 02.04.2019 акта о выявлении правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования - повлекли необоснованное смещение срока судебного взыскания задолженности, в то время как пропуск пенсионным фондом срока, установленного для совершения процедурного действия (в том числе проведение проверки, направление требования об уплате штрафа), не влечет продления срока, установленного для совершения последующего действия (принудительного взыскания штрафа).
При этом решение по акту проверки вынесено 14.05.2019 и требование выставлено 10.06.2019, то есть со значительным нарушением установленных для таких действий сроков. Из материалов дела не усматривается, что имело место, в частности, продление срока для вынесения решений (на 1 месяц в случае отложения).
Само по себе составление актов с нарушением установленного срока свидетельствует о нарушении территориальным органом пенсионного фонда процессуальных сроков проверок, повлекшем за собой соответствующее смещение совокупных сроков.
Доказательств обоснованности смещения процессуальных сроков материалы дела не содержат.
Таким образом, в октябре 2018 года истекли предусмотренные НК РФ сроки на проведение проверки и осуществления принудительных мер, оканчивающихся вынесением и направлением в адрес общества требования.
Исходя из вышеуказанного, положений статьи 17 Федерального закона N 27- ФЗ, 6-месячный срок обращения в суд с заявлением о взыскании финансовых санкций с общества за непредставление сведений по форме СЗВ-СТАЖ за 2017 год начал исчисление в октябре 2021 года.
Из материалов судебного дела следует, что у Общества до октября 2021 размер начисленных штрафных санкций по требованиям пенсионного фонда не превышал величину 3 000 руб.
Таким образом, срок на обращение в суд для ПФ РФ истёк в апреле 2022 года. В свою очередь, с рассматриваемым заявлением ПФР обратился в арбитражный суд, путем подачи в электронной форме через информационный ресурс "Мой арбитр" 24.08.2022, то есть с пропуском установленного срока. Ходатайство о восстановлении пропущенных сроков в порядке статьи 117 АПК РФ пенсионным фондом не заявлено. Доказательства уважительности причин пропуска срока в ходе судебного разбирательства заявителем не представлены.
Из Картотеки арбитражных дел следует, что ранее с таким требованием за данный период в арбитражный суд Фонд обращался в июле 2022 года (дело N А27- 12813/2022), т.е. также с пропуском указанного срока. Также установлено, что 21.10.2019 Фонду было отказано в принятии заявления о взыскании штрафных санкций за непредставление сведений по форме СЗВ-СТАЖ за 2017 год (дело N А27-24387/2019).
Суд оценил указанные обстоятельства на предмет наличия/отсутствия уважительности причин пропуска ПФ РФ срока на судебное взыскание и пришел к выводу, что с учетом профессионального статуса Фонда в правоотношениях в области пенсионного страхования, в том числе, по вопросам предоставления отчетности страхователями, принимая во внимание, что вышеуказанный порядок расчета совокупного срока был изложен в определении Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 22.07.2019 N 305-ЭС19-2960 по делу N А40-22593/2018, а порядок применения норм НК РФ при взыскании штрафов в области пенсионного страхования изложен в ответе на вопрос N 1 "Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2019)", утвержденном Президиумом Верховного Суда РФ 17.07.2019, подразумевается, что с момента разъяснений, данных Верховным Судом Российской Федерации, а также истечения в данном конкретном случае 3-х летнего срока только в октябре 2021 года, у Фонда имелось достаточно времени для обращения в суд с учетом сформировавшегося правового подхода относительно исчисления совокупных сроков на принудительное взыскание, не смотря на вынесенные ранее арбитражным судом акты, указывающие на необходимость обращения по истечению 3-х летнего периода со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате финансовых санкций.
Таким образом, вопреки позиции заявителя, поскольку ПФР с рассматриваемым заявлением обратился в суд с пропуском срока, установленного законом для взыскания финансовых санкций в судебном порядке, заявленные требования о взыскании штрафных санкций за несвоевременное представление форм отчетности за 2017 год не подлежат удовлетворению.
Доводы заявителя жалобы о том, что срок исковой давности не пропущен, судом неверно исчислен срок исковой давности, отклоняется как противоречащий материалам дела и установленным судами обстоятельствам.
Иное толкование пенсионным фондом положений законодательства применительно к установленным по делу обстоятельствам, а также иная оценка доказательств, не свидетельствуют о неправильном применении судом норм материального права.
Учитывая изложенное, арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение.
Нормы материального права применены судом первой инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. Таким образом, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда не имеется, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
В связи с отказом в удовлетворении апелляционной жалобы Управления в соответствии с частью 3 статьи 110 АПК РФ государственная пошлина, подлежащая уплате территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации, но от уплаты которой он в силу подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобожден, не подлежит распределению.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Кемеровской области от 07.12.2022 по делу N А27-15822/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Кемеровской области - Кузбассу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Кемеровской области.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судей, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет".
Председательствующий |
Т.В. Павлюк |
Судьи |
И.И. Бородулина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А27-15822/2022
Истец: Государственного учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Кемеровской области - Кузбассу
Ответчик: ОАО "Плодопитомник-1"