г. Киров |
|
06 февраля 2023 г. |
Дело N А82-11927/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 февраля 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 06 февраля 2023 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Панина Н.В.,
судей Бармина Д.Ю., Чернигиной Т.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Вахрушевой Р.В.,
без участия в судебном заседании представителей сторон,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Департамента городского хозяйства мэрии города Ярославля
на решение Арбитражного суда Ярославской области от 01.11.2022 по делу N А82-11927/2022
по иску публичного акционерного общества "Территориальная генерирующая компания N 2" (ИНН: 7606053324, ОГРН: 1057601091151)
к Департаменту городского хозяйства мэрии города Ярославля
(ИНН: 7601001097, ОГРН: 1027600677994)
о взыскании задолженности,
УСТАНОВИЛ:
публичное акционерное общество "Территориальная генерирующая компания N 2" (далее - Компания, истец) обратилось в Арбитражный суд Ярославской области с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Департаменту городского хозяйства мэрии города Ярославля (далее - Департамент, ответчик, заявитель) о взыскании 3296729,65 рублей задолженности по договору от 03.03.2022 N 000114-0001/ДогЭСД21 (далее - договор) за январь-апрель 2022 года.
Решением Арбитражного суда Ярославской области от 01.11.2022 исковые требования удовлетворены.
Департамент с принятым решением суда не согласен, обратился во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение Арбитражного суда Ярославской области от 01.11.2022 и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.
По мнению заявителя, финансирование расходов на оплату жилищно-коммунальных услуг производится за счет бюджетных средств. Департамент исполняет обязательства по перечислению денежных средств при условии доведения до него лимитов бюджетных обязательств. Все доведенные лимиты бюджетных обязательств перечислены Департаментом в соответствии с установленным порядком исполнения бюджета. Кроме того, задолженность за период 2022 год взысканию не подлежит, поскольку согласно пункту 2.2.5 договора окончательное перечисление средств по настоящему договору за текущий год производится в следующем финансовом году; 2022 финансовый год еще не закончен.
Определение Второго арбитражного апелляционного суда о принятии апелляционной жалобы к производству вынесено 28.12.2022 и размещено в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" 29.12.2022 в соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 122 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. На основании указанной нормы стороны надлежащим образом уведомлены о рассмотрении апелляционной жалобы.
Компания в отзыве на апелляционную жалобу доводы Департамента отклонила, просит оставить решение суда без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Стороны явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей сторон.
Законность решения Арбитражного суда Ярославской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, между Компанией и Департаментом заключен договор со сроком действия с 01.01.2022 до 31.12.2022.
Предметом договора является финансирование в 2022 году расходов услуг поставки Компанией коммунального ресурса по незаселенным жилым помещениям муниципального жилищного фонда в многоквартирных домах, при непосредственном управлении таким домом.
Перечень домов, избравших способ непосредственного управления, определен в приложении N 1 к договору.
Компания обязана производить ежемесячно, на основании списков, представленных территориальной администрацией мэрии города Ярославля, расчет суммы расходов на поставку тепловой энергии для нужд отопления, горячего водоснабжения для общедомовых нужд в 2022 году по незаселенным жилым помещениям муниципального жилищного фонда в многоквартирных домах, при непосредственном управлении такими домами и предоставлять его в срок до 10-го числа месяца, следующего за истекшим, в Департамент для проверки и согласования (пункты 2.1.1 договора).
Департамент обязан формировать заявку и предоставлять её в срок до 15-го числа месяца, следующего за отчетным, в Департамент финансов мэрии города Ярославля, вместе с платежным документом, необходимым для финансирования суммы расходов Компании на поставку тепловой энергии для нужд отопления, горячего водоснабжения для общедомовых нужд в 2022 году по незаселенным жилым помещениям муниципального жилищного фонда в многоквартирных домах, при непосредственном управлении такими домами, согласно существующему порядку финансирования расходов городского бюджета; осуществлять финансирование расходов на поставку тепловой энергии для нужд отопления, горячего водоснабжения для общедомовых нужд по незаселенным жилым помещениям муниципального жилищного фонда в многоквартирных домах, при непосредственном управлении такими домами, на расчетный счет Компании (пункты 2.2.2., 2.2.3 договоров).
Финансирование расходов Компании производится за счет средств, предусмотренных в бюджете города Ярославля на данные цели по отрасли "жилищно-коммунальное хозяйство" (пункты 2.2.4 договоров).
Окончательное перечисление средств по настоящему договору за текущий год производится в следующем финансовом году (пункт 2.2.5 договора)
Во исполнение условий договора Компания понесла расходы на поставку тепловой энергии для нужд отопления, горячего водоснабжения для общедомовых нужд в период с января по апрель 2022 года в размере 4267293,25 рублей, что подтверждается расчетами расходов на оплату отопления и ОДН ГВС по незаселенным жилым помещениям, находящимся в муниципальной собственности города Ярославля, актами сверки взаимных расчетов.
Ответчик обязательство по оплате понесенных расходов исполнил не в полном объеме.
По расчету истца (с учетом уточнения) задолженность ответсчика составляет 3296729,65 рублей
Неисполнение требований претензий от 31.05.2022 N 1001/2294-2022 послужило основанием для обращения истца в суд с настоящими требованиями, уточненными в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда, исходя из нижеследующего.
В силу статей 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательств должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, односторонний отказ от исполнения обязательства не допускается.
В соответствии со статьей 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию.
Согласно пункту 1 статьи 548 Гражданского кодекса Российской Федерации правила, предусмотренные статьями 539-547 Гражданского кодекса Российской Федерации, применяются к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.
Согласно статье 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
В силу того, что Компания в спорный период поставляла тепловую энергию в незаселенные жилые помещения муниципального жилищного фонда, к правоотношениям сторон применимы нормы Жилищного кодекса Российской Федерации, Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354.
В соответствии с частью 3 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации до заселения жилых помещений муниципального жилищного фонда в установленном порядке расходы на содержание жилых помещений и коммунальные услуги несут соответственно органы местного самоуправления или управомоченные ими лица.
Факт потребления тепловой энергии в спорный период, её объемы, подтверждаются материалами дела и заявителем не оспариваются.
Доказательств надлежащего исполнения обязанности по оплате тепловой энергии, предусмотренной в пунктах 2.2.2 и 2.2.3 договоров, в нарушение требований статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не представлено.
В связи с чем, требования истца признаются законными и обоснованными.
Аргументы ответчика об отсутствии задолженности за тепловую энергию поставленную в 2022 году со ссылкой на пункт 2.2.5 договора являются несостоятельными. Условия пункта 2.2.5 договора нельзя толковать отдельно от положений пункта 2.2.2, которые предусматривают срок исполнения обязательств Департамента по оплате тепловой энергии.
При этом отсутствие лимитов бюджетных обязательств не освобождает Департамент от обязанности принять и оплатить тепловую энергию.
В силу пункта 3 статьи 219 Бюджетного кодекса Российской Федерации получатель бюджетных средств принимает бюджетные обязательства в пределах доведенных до него лимитов бюджетных обязательств.
Между тем, как разъяснено в пункте 20 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28.05.2019 N 13 "О некоторых вопросах применения судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации, связанных с исполнением судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации" при недостаточности лимитов бюджетных обязательств, доведенных казенному учреждению для исполнения его денежных обязательств по ним, от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования отвечает главный распорядитель бюджетных средств, в ведении которого находится соответствующее казенное учреждение (пункт 7 статьи 161, пункт 10 статьи 242.3, пункт 9 статьи 242.4, пункт 9 статьи 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Исходя из приведенных положений законодательства, расходование бюджетных средств по договору только в пределах доведенных до Департамента лимитов бюджетных обязательств не может рассматриваться в качестве основания для отказа в иске о взыскании задолженности при принятии учреждением обязательств сверх этих лимитов. Превышение лимитов бюджетного финансирования, как и отсутствие финансирования не освобождает абонента от исполнения обязательства по оплате фактически принятого количества электрической энергии (статья 544 Гражданского кодекса Российской Федерации).
При таких обстоятельствах, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы Департамента по приведенным в ней доводам не имеется. Решение суда первой инстанции является законным и обоснованным.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по апелляционной жалобе относятся на заявителя.
Руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ярославской области от 01.11.2022 по делу N А82-11927/2022 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Департамента городского хозяйства мэрии города Ярославля - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Ярославской области.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 291.1-291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при условии, что оно обжаловалось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа.
Председательствующий |
Н.В. Панин |
Судьи |
Д.Ю. Бармин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А82-11927/2022
Истец: ПАО "ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ ГЕНЕРИРУЮЩАЯ КОМПАНИЯ N2"
Ответчик: Департамент городского хозяйства мэрии города Ярославля