г. Красноярск |
|
06 февраля 2023 г. |
Дело N А33-11394/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 31 января 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 06 февраля 2023 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Парфентьевой О.Ю.,
судей: Дамбарова С.Д., Петровской О.В.,
при ведении протокола судебного заседания Щекотуровой Я.С.,
при участии: от ответчика - индивидуального предпринимателя Галузиной Елены Владимировны: Будникова Н.Б., представителя по доверенности от 10.11.2021, диплом, от истца - Департамента градостроительства Администрации города Красноярска: Овчинников М.П., представитель по доверенности от 21.12.2022 N 06/6216-дг, диплом, служебное удостоверение;
от соистца - Департамента муниципального имущества и земельных отношений Администрации города Красноярска: Вагаповой А.В., представителя по доверенности от 22.12.2022 N 78, диплом, служебное удостоверение;
от третьего лица - Администрации города Красноярска: Петрушиной Н.Ю., представителя по доверенности от 29.12.2022 N 04-13092, диплом,
от третьего лица - Департамента городского хозяйства администрации города Красноярска: Мининой Ю.А., представителя по доверенности от 12.12.2022 N 200, диплом,
от третьего лица - Администрации Свердловского района в городе Красноярске:
Полякова В.Н., представителя по доверенности от 26.10.2022 N 18, диплом, служебное удостоверение,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Галузиной Елены Владимировны (ИНН 246602294399, ОГРН 311246802600351) на решение Арбитражного суда Красноярского края от 19 сентября 2022 года по делу N А33-11394/2022,
УСТАНОВИЛ:
Департамент градостроительства Администрации города Красноярска (далее - истец) обратился в Арбитражный суд Красноярского края с иском, уточненным порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к индивидуальному предпринимателю Галузиной Елене Владимировне (далее - ответчик) об обязании ответчика в течение месяца со дня вступления в законную силу решения суда осуществить снос следующих объектов недвижимости: пункта охраны, площадью 5,5 м; пункта охраны площадью 5,5 м
; части наземных инженерных сетей в теплоизоляции, протяженностью 71 м, расположенных на земельном участке неразграниченной государственной собственности в кадастровом квартале 24:50:0700425 по адресу:
г. Красноярск, Свердловский район, ул. Базайская (8-й километр реки Базаихи), в соответствии с каталогом координат характерных точек внешнего контура самовольных построек согласно приложению к распоряжению администрации города Красноярска от 10.08.2021 127-арх
О сносе самовольных построек (г. Красноярск, ул. Базайская,
Такмак
); обязать оветчика осуществить снос подпорной стены, протяженностью 305 м, расположенной на земельном участке неразграниченной государственной собственности в кадастровом квартале 24:50:0700425 по адресу: г. Красноярск, Свердловский район,
ул. Базайская (8-й километр реки Базаихи), в соответствии с каталогом координат характерных точек внешнего контура самовольных построек согласно приложению к распоряжению администрации города Красноярска от 10.08.2021 N 127-арх "О сносе самовольных построек (г. Красноярск, ул. Базайская, "Такмак"). Судебный акт в отношении подпорной стены, протяженностью 305 м, обратить к немедленному исполнению.
Определением от 13.05.2022 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены - на стороне истца: Администрация города Красноярска, Департамент городского хозяйства администрации города Красноярска, Департамент муниципального имущества и земельных отношений Администрации города Красноярска, Администрация Свердловского района в городе Красноярске; на стороне ответчика - Хаскина Людмила Тихоновна.
В судебном заседании 07.09.2022 суд, руководствуясь статьей 46 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, удовлетворил ходатайство третьего лица, изменил процессуальный статус Департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска с третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора на соистца.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 19.09.2022 иск удовлетворен.
Не согласившись с данным судебным актом, ответчик обратился с апелляционной жалобой в Третий арбитражный апелляционный суд, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.
Доводы апелляционной жалобы сводятся к несогласию с выводами суда, правовой оценкой установленных обстоятельств и представленных доказательств. Заявитель жалобы считает, что у суда отсутствовали основания для удовлетворения исковых требований, поскольку полагает, что суд пришел к неверному выводу о том, что ответчик не является владельцем подпорной стены и пунктов охраны. При этом также указал, что подпорная стена не является объектом недвижимости, в связи с чем, у суда не имелось оснований для возложения на ответчика обязанности по ее сносу на основании статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Истец и третьи лица, представили отзывы на апелляционную жалобу, в которых считают решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению.
Определением Третьего арбитражного апелляционного суда от 30.09.2022 апелляционная жалоба принята к производству, судебное заседание назначено на 09.11.2022.
С учетом определений об отложении судебного разбирательства, в порядке статьи 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судебное заседание назначено на 31.01.2023.
В судебном заседании представитель ответчика поддержал доводы апелляционной жалобы. Просит решение отменить и принять новый судебный акт. Поддержал ранее поданное ходатайство о проведении судебной экспертизы.
Представители истца, соистца и третьих лиц, поддержали доводы, изложенные в отзывах на апелляционную жалобу. Просили решение оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения. Возразили относительно заявленного ответчиком ходатайства о проведении судебной экспертизы, указав на то, что ответчиком и департаментом городского хозяйства на спорном объекте выполнялись демонтажные мероприятия (работы) в связи с чем объект в его прежнем виде уже не существует.
Представитель ответчика подтвердил вышеуказанную информацию.
Хаскина Л.Т. надлежащим образом извещенная о времени и месте судебного разбирательства, в соответствии с требованиями статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и разъяснениями, изложенными в пунктах 14, 15, 16, 32 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26.12.2017 N 57 "О некоторых вопросах применения законодательства, регулирующего использование документов в электронном виде в деятельности судов общей юрисдикции и арбитражных судов" путем размещения определения суда о принятии апелляционной жалобы к производству суда, выполненного в форме электронного документа, на официальном сайте Третьего арбитражного апелляционного суда: http://3aas.arbitr.ru/, а также в общедоступной автоматизированной системе "Картотека арбитражных дел" (http://kad.arbitr.ru) в сети "Интернет", явку своего представителя не обеспечила.
На основании изложенного, в соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционная жалоба рассматривается в отсутствие указанного лица.
Суд апелляционной инстанции, рассмотрев заявленное ответчиком ходатайство о проведении судебной экспертизы в порядке статей 82, 159, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отказывает в его удовлетворении на основании следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 82 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для разъяснения возникающих при рассмотрении дела вопросов, требующих специальных знаний, арбитражный суд назначает экспертизу по ходатайству лица, участвующего в деле, или с согласия лиц, участвующих в деле. В случае, если назначение экспертизы предписано законом или предусмотрено договором либо необходимо для проверки заявления о фальсификации представленного доказательства либо если необходимо проведение дополнительной или повторной экспертизы, арбитражный суд может назначить экспертизу по своей инициативе.
На основании части 2 статьи 64, части 3 статьи 86 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заключения экспертов являются одним из доказательств по делу и оцениваются наряду с другими доказательствами.
Таким образом, судебная экспертиза назначается судом в случаях, когда вопросы права нельзя разрешить без оценки фактов, для установления которых требуются специальные познания, а, следовательно, само по себе заявление участника процесса о назначении судебной экспертизы не создает обязанности суда ее назначить. Назначение экспертизы (статья 82 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) относится к праву арбитражного суда, которое он может реализовать в случае, если с учетом всех обстоятельств дела придет к выводу о необходимости осуществления такого процессуального действия для правильного разрешения спора.
Согласно части 1 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело повторно по имеющимся в материалах дела и дополнительно представленным доказательствам, при этом представление дополнительных доказательств в суд апелляционной инстанции ограничено частью 2 упомянутой статьи.
В пункте 29 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 N 12 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции" у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для удовлетворения ходатайств о принятии новых доказательств, так как это нарушает требования части 3 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации о раскрытии доказательств до начала рассмотрения спора, за исключением случая необоснованного отклонения судом первой инстанции ходатайств лиц, участвующих в деле, в том числе о назначении экспертизы.
Как следует из пояснений сторон после вынесения судом первой инстанции решения ответчик и департаментом городского хозяйства на спорном объекте выполнялись демонтажные мероприятия (работы) в связи с чем объект в его прежнем виде уже не существует, то есть в настоящий момент технические характеристики спорного объекта (подпорной стены), являющегося предметом рассмотрения суда первой инстанции, изменены, произведен частичный демонтаж спорного объекта.
При таких обстоятельствах у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания и возможность для назначения экспертизы.
Рассмотрев ходатайство Департамента градостроительства Администрации города Красноярска о приобщении к материалам дела дополнительных документов, а именно письма от 30.01.2023 N 10/341-дгх, принимая во внимание отсутствие со стороны лиц, участвующих в деле возражений, руководствуясь положениями части 2 статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, определил - приобщить дополнительный документ, как представленный в обоснование возражений на апелляционную жалобу.
Законность и обоснованность принятого решения проверены в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Повторно рассмотрев материалы дела, проверив в порядке статей 266, 268, 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального и процессуального права, соответствие выводов суда имеющимся в деле доказательствам и установленным фактическим обстоятельствам, исследовав доводы апелляционной жалобы, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения жалобы в силу следующего.
Как следует из материалов дела и установлено судом, решением Свердловского районного суда города Красноярска от 26.05.2008 по делу 2-1803/08 за Хаскиной Л.Т. признано право собственности на самовольно реконструированные объекты: нежилое здание по ул. Базайская, 234
Б
(лит. Б1 Б3), общей площадью 2351,8 м
; нежилое здание по ул. Базайская, 234
А
(лит. Б), общей площадью 3365,2 м
; нежилое здание на 8-м км. р. Базаиха (лит. Б2), общей площадью 1648,5 м
; нежилое здание на 8-м км. р, Базаиха (лит. В), общей площадью 118,3 м
; нежилое здание на 8-м км р. Базаиха (лит. В1), общей площадью 98,8 м
; нежилое здание на 8-м км р. Базаиха (лит. В2), общей площадью
41,2 м; нежилое здание на 8-м км р. Базаиха (лит. В3), общей площадью 114,9 м
; нежилое здание на 8-м км р. Базаиха (лит. В4), общей площадью 318,7 м
; нежилое здание на 8-м км р. Базаиха (лит. В6), общей площадью 285,4 м
; нежилое сооружение-открытый бассейн на 8-м км р. Базаиха (лит. О, застроенной площадью 219,4 м
; нежилое сооружение-железобетонный забор на 8-м км р. Базаиха (
1, 3, 4, 5, 6), длиной 476,7 м; нежилое сооружение-выгреб на 8-м км р. Базаиха (
2), площадью 87,0 м
.
Согласно решению Свердловского районного суда города Красноярска объекты расположены на земельном участке по адресу: 8-й км. р. Базаиха в Свердловском районе г. Красноярска, с КН 24:50:0700425:0000.
Исходя из содержания решения Свердловского районного суда города Красноярска, земельный участок, на котором расположены спорные объекты, принадлежит Хаскиной Л.Т. на основании договора переуступки прав и обязанностей по договору аренды земельного участка от 10.11.2014, заключенного с Галузиным О.Е.
В соответствии с разрешением на размещение объектов от 06.02.2018 N 56 Департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска разрешил ИП Хаскиной Л.Т. в границах кадастрового кварта 24:50:0700425 размещение элементов благоустройства территории и малых архитектурных форм (беседки, ротонды, веранды, навесы, скульптуры, остановочные павильоны, фонари, урны для мусора, приспособления для озеленения, скамейки и мостики) на землях, государственная собственность на которые не разграничена, в границах, определенных в соответствии со схемой границ или земельного участка согласно приложению.
Согласно выписке из ЕГРН от 20.04.2022 КУВИ-001/2022-59839366 ответчик является собственником земельного участка с КН 24:50:0700425:19, площадью 14 470 м
, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: Красноярский край, г. Красноярск, Свердловский район, 8-й километр реки Базаихи, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: санаторная деятельность. Государственная регистрация права собственности осуществлена 14.09.2018 за номером 24:50:0700425:19-24/095/2018-2.
В соответствии с выпиской из ЕГРН от 16.06.2022 99/2022/473956778 ответчик является собственником сооружения - железобетонного забора с КН 24:50:0700425:344, 476,7 м
, расположенного в кадастровом квартале 24:50:0700425 по адресу: Красноярский край, г. Красноярск, Свердловский район, ул. Базайская, 234, соор.2, год ввода в эксплуатацию-2007; государственная регистрация права собственности осуществлена 14.09.2018 за номером 24:50:0700425:344-24/095/2018-2.
В отношении железобетонного забора в материалы дела представлены выписка из адресного реестра г. Красноярска о присвоении адреса; технический паспорт сооружения, составленный по состоянию на 04.05.2008.
Согласно сведениям из ЕГР ЗАГС от 23.08.2022 Хаскина Е.В. сменила фамилию после заключения брака с Галузиным О.Е. на Галузину Е.В.. При этом Галузина Е.В. (новый собственник спорных объектов) и Хаскина Л.Т. (прежний собственник спорных объектов) зарегистрированы по одному месту жительства, последняя заключила с Галузиным О.Е. договор переуступки прав и обязанностей по договору аренды земельного участка от 10.11.2014, на котором завершила строительство объектов незавершенных строительством, право собственности на которые признано решением Свердловского районного суда города Красноярска от 26.05.2008.
На основании приказа ДМИиЗО администрации города Красноярска от 16.04.2021 N 375 "Об утверждении планового (рейдового) задания" главным специалистом отдела муниципального контроля проведен плановый (рейдовый) осмотр земельного участка, расположенного по адресу: Красноярский край, г. Красноярск, Свердловский район, ул. Базайская, по результатам которого составлен акт осмотра от 13.05.2021 N 169, согласно которому в ходе проведения планового (рейдового) осмотра установлено следующее.
Часть земельного участка неразграниченной государственной собственности в кадастровом квартале 24:50:0700425 общей площадью 1679 м ограждена металлическим сквозным ограждением протяженностью 317-м (А-Б на схематическом чертеже) совместно с земельным участком с КН 24:50:0700425:19. Ограждение частично установлено на подпорной стене. Дата начало строительства металлического ограждения 2007 год.
На территории неразграниченной государственной собственности в кадастровом квартале 24:50:0700425 огражденной совместно с земельным участком с КН 24:50:0700425:19, расположены:
- подпорная стена протяженностью 305-м, имеет прочную связь с землей, выполнена из блоков ФБС, высота подпорной стены 4-м, со стороны ул. Базайской оштукатурена. Дата начала строительства подпорной стены 2007 год;
- металлические ворота с аркой (1-на схематическом чертеже), снаружи арка обшита плоским шифером. Дата начала строительства 2007 год;
- ворота металлические (2-на схематическом чертеже), дата начала строительства 2007 год;
- пункт охраны площадью 5,5 м (3(1) - на схематическом чертеже) имеет прочную связь с землей - фундамент ленточный, отделан камнем, кровля скатная, окна стеклопакеты, дата начала строительства 2007 год;
- часть пункта охраны площадью 4,5 м, (3(2) - на схематическом чертеже) имеет прочную связь с землей - фундамент ленточный, отделан камнем, кровля скатная, окна стеклопакеты, дата начало строительства 2007 год. Общая площадь строения 5,5 м
, из них 1 м
расположен на земельном участке с КН 24:50:0700425:19;
- металлический навес площадью 11,5 м (4 - на схематическом чертеже), дата начала строительства 2014 год;
- металлический надземный переход через улицу Базайскую общая площадь сооружения 92,8 м, (5 - на схематическом чертеже) из которых: 12,8 м
в границах огражденного земельного участка неразграниченной государственной собственности в кадастровом квартале 24:50:0700425, 52,3 м
, в границах земельного участка с
КН 24:50:0000000:1851 являющегося автодорогой по ул. Базайской, 27,7 м, часть земельного участка неразграниченной государственной собственности в кадастровом квартале 24:50:0700425 со стороны реки Базаиха;
- часть наземных инженерных сетей в теплоизоляции протяженностью 71 м, расположенных на опорах (В-Г на схематическом чертеже), дата начало строительства 2011 год.
К акту осмотра приложены: схематический чертеж, каталог координат, фотоматериалы.
С учетом обстоятельств, установленных в ходе осмотра, ДМИиЗО администрации города Красноярска пришел к выводу, что ИП Галузина Е.В. без правоустанавливающих документов использует часть земельного участка неразграниченной государственной собственности в кадастровом квартале 24:50:0700425 общей площадью 1706,7 м совместно с земельным участком с КН 24:50:0700425:19, огражденным единым металлическим ограждением.
По результатам проведенного 13.05.2021 планового рейдового осмотра ДМИиЗО администрации города Красноярска 20.05.2021 вынесены уведомления о выявлении самовольных построек: 95 - одноэтажного строения (пункта охраны) общей площадью 5,5 м
;
96 - одноэтажного строения (пункта охраны) общей площадью 5,5 м
из них 1 м
расположен на земельном участке с КН 24:50:0700425:19;
97 - подпорной стены протяженностью 305 м;
98 - части инженерных сетей наземного размещения, протяженностью 71 м.
Письмом от 26.05.2021 N 2972 ДМИиЗО администрации города Красноярска направил в адрес заместителя Главы города Красноярска уведомления от 20.05.2021 NN 95, 96, 97, 98 о выявлении самовольных построек, расположенных в районе земельного участка с КН 24:50:0700425:19.
Письмом от 26.05.2021 11812ги ДМИиЗО администрации города Красноярска направил в адрес Галузиной Е.В. акт планового (рейдового) осмотра земельного участка, расположенного по адресу: г. Красноярск, Свердловский район, ул. Базайская, и предостережение от 26.05.2021
11811-ги о недопустимости нарушения обязательных требований земельного законодательства Российской Федерации, требований, установленных муниципальными правовыми актами, согласно которому ДМИиЗО администрации города Красноярска предложил индивидуальному предпринимателю Галузиной Е.В. принять меры по обеспечению соблюдения обязательных требований земельного законодательства, а именно: освободить часть земельного участка неразграниченной государственной собственности в кадастровом квартале 24:50:0700425 площадью 1706,7 м
, направить в срок до 30.07.2021 уведомление об исполнении настоящего предостережения в ДМИиЗО администрации города Красноярска.
Письмом от 07.06.2021 N 999 администрация Свердловского района в городе Красноярске уведомила индивидуального предпринимателя Галузину Е.В., как собственника земельного участка с кадастровым номером 24:50:0700425:19 о запланированном с 20.06.2021 выполнении противоаварийных и иных мероприятий в границах подпорной стены.
Письмом от 22.06.2021 N 10/3284-лх Департамент городского хозяйства города Красноярска потребовал от Галузиной Е.В. прекратить выполнение каких-либо работ вблизи стены и освободить земельный участок неразграниченной собственности, примыкающий к указанному объекту, а также демонтировать ограждающие конструкции, монтаж которых осуществлен на обозначенном инженерном сооружении и устроенные без согласования укрепительные элементы.
Письмом от 28.06.2021 N 1135 администрация Свердловского района в городе Красноярске уведомила ИП Галузину Е.В. о необходимости до 30.07.2021 выполнения демонтажа опор и стяжек подпорной стены, размешенных на земельном участке неразграниченной государственной собственности.
Письмом от 07.07.2021 N 10/3610-гх Департамент городского хозяйства города Красноярска сообщил Галузионой Е.В. о том, что департаментом организована работа по разработке проекта производства работ на выполнение противоаварийных и иных мероприятий на обозначенной подпорной стене с целью последующего принятия мер на объекте на рассмотрение комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Красноярского края, в связи с чем потребовал сообщить до 12.07.2021 о сроках проведении демонтажных работ на обозначенных в письме департамента от 22.06.2021 объектах.
ИП Галузина Е.В. обратилось в ДМИиЗО администрации города Красноярска с заявлением от 05.08.2021 (от 06.08.2021 вх.N Г-13565) о выдаче разрешения на размещение элементов благоустройства территории, в том числе малые архитектурные формы, за исключением некапитальных нестационарных строений и сооружений, рекламных конструкций, применяемых как составные части благоустройства территории; тепловых сетей всех видов, включая сети горячего водоснабжения, для размещения которых не требуется разрешения на строительство без предоставления земельного участка и без установления сервитута в соответствии с прилагаемой схемой на земельном участке с кадастровым номером - отсутствует, кадастровый номер квартала 24:50:0700425 на срок до 2033 года.
Письмом от 20.08.2021 N Г-13565 ДМИиЗО администрации города Красноярска отказал Галузиной Е.В. в предоставлении разрешения со ссылкой на несоответствие размещаемого объекта утвержденным документам территориального планирования (пункт 14 административного регламента, утвержденного Распоряжением администрации г. Красноярска от 17.10.2017 N 297-р).
Полагая, что отказ в выдаче разрешения на размещение элементов благоустройства территории нарушает права и законные интересы заявителя, ИП Галузина Е.В. обратилась в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к ДМИиЗО администрации города Красноярска о признании незаконным решения об отказе в выдаче разрешения на размещение объекта, выраженного в письме от 20.08.2021 N Г-13565.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Красноярского края от 11.03.2022 по делу N А33-30318/2021 в удовлетворении заявления отказано.
Администрацией города Красноярска издано распоряжение от 10.08.2021 127-арх
О сносе самовольных построек
(г. Красноярск, ул. Базайская,
Такмак
)
, согласно которому Галузиной Елене Владимировне (дата рождения - 03.08.1973) необходимо осуществить снос 2 пунктов охраны площадью 5,5 м
, подпорной стены протяженностью 305 м, части наземных инженерных сетей протяженностью 71 м, расположенных на земельном участке неразграниченной государственной собственности в кадастровом квартале 24:50:0700425 по адресу: г. Красноярск, Свердловский район, ул. Базайская (8-й километр реки Базаихи), в соответствии с каталогами координат характерных точек внешнего контура самовольных построек согласно приложению в течение шести месяцев со дня размещения на официальном сайте администрации города. Распоряжение от 10.08.2021
127-арх направлено в адрес Галузиной Е.В. письмом от 17.08.2021
N 06/3355-дг.
ООО "КрасСтройКонтроль" на основании заключенного с МКУ города Красноярска "Управление капитального строительства" муниципального контракта N Ф.2021.2425 подготовлен технический отчет 22 "Осмотр технического состояния инженерных сооружений в городе Красноярске в 2021 году, расположенного по адресу: ул. Базайская, 234А", согласно которому по результатам визуального и инструментального обследования в августе 2021 года объекта - подпорная стена по адресу: Красноярский край, г. Красноярск, ул. Базайская, д. 234А находится в ограниченно работоспособном состоянии (7 заборных железобетонных плит по вертикальным отклонениям), так как имеются вертикальные отклонения в месте, где выполнены работы по усилению части подпорной стены.
Рекомендации по устранению дефектов:
- Произвести демонтаж и замену 7 железобетонных плит, отклонения которых превышают допустимые (схема 1, участок 2), с установкой их в вертикальное положение. При выполнении данных работ определить причину вертикального отклонения;
- Заменить часть оснований под железобетонные плиты, где будет производиться демонтаж, а также нанесение ремонтного состава на дефектных участках (на участке 2) либо нанесением ремонтного состава;
- На всем участке 5, где выполнены работы производить мониторинг за подпорной стеной и укрепленным конструктивом на предмет вертикальных отклонений и развития новых либо существующих дефектов (схема 1, участок 5).
Прокуратура Свердловского района г. Красноярска по результатам проведенной проверки соблюдения ИП Галузиной Е.В. градостроительного законодательства, законодательства о землепользовании при размещении и содержании подпорной стены, расположенной по адресу: г. Красноярск, ул. Базайская, 234, в адрес ИП Галузиной Е.В. вынесла представление от 19.08.2021 N 7/1-03-8СВ об устранении нарушений градостроительного законодательства, согласно которому подпорная стена представляет собой железобетонный забор с КН 24:50:0700425:344, год ввода в эксплуатацию 2007, собственником которого является Галузина Е.В., которой не исполняется обязанность по содержанию указанного сооружения в надлежащем состоянии, что создает угрозу жизни и безопасности жизни неопределенного круга лиц, поскольку сооружение расположено вблизи автомобильной дороги, в связи с чем прокуратура потребовала от Галузиной Е.В., в том числе, принять конкретные меры к устранению выявленных нарушений законодательства, причин и условий, способствующих совершению указанных нарушений (копии документов, свидетельствующих о предпринятых мерах, представить в прокуратуру).
Письмом от 07.12.2021 N 4130 МКУ города Красноярска "Управление капитального строительства" просило Галузину Е.В. в срок до 13.12.2021 проинформировать о сроке сноса подпорной стены в связи с тем, что распоряжение от 10.08.2021 N 127-арх не исполнено Галузиной Е.В.
Письмом от 14.12.2021 N 2207 администрация Свердловского района в городе Красноярске уведомила индивидуального предпринимателя Галузину Е.В., как владельца временного сооружения - навеса в количестве 1 единицы, размещенного в границах земельного участка неразграниченной государственной собственности по адресу:
г. Красноярск, ул. Базайская, 243 "А", о необходимости в срок не позднее 7-ми дней с момента получения настоящего уведомления освобождения земельного участка от указанного объекта посредством демонтажа.
Согласно протоколу осмотра от 26.12.2021, составленному ДМИиЗО администрации города Красноярска по результатам осмотра земельного участка по адресу: г. Красноярск, ул. Базайская, "Такмак" в рамках муниципального земельного контроля, установлено, что металлическое ограждение установлено на сооружении - железобетонный забор; фактически сооружение - железобетонный забор выполняет роль подпорной стены на участке автодороги по ул. Базайская. Между земельным участком с КН 24:50:0700425:19 и установленным металлическим ограждением сооружение - железобетонный забор расположен земельный участок неразграниченной государственной собственности в кадастровом квартале 24:50:0700425. К протоколу осмотра приложены схематический чертеж и фотографии.
Департаментом городского хозяйства администрации города Красноярска по результатам осмотра подпорной стены, расположенной вдоль автомобильной дороги по ул. Базайская, вблизи здания N 234А/2 по указанной улице, составлен акт от 15.03.2022, согласно которому установлено следующее:
- на подпорной стене установлен металлический забор, принадлежащий Галузиной Е.В.;
- вдоль подпорной стены со стороны автомобильной дороги по ул. Базайская установлены железобетонные заборные плиты, принадлежащие Галузиной Е.В.;
- вблизи подпорной стены расположено 2 пункта охраны и наземные инженерные сети, принадлежащие Галузиной Е.В.;
- вышеперечисленные объекты: металлический забор, железобетонные заборные плиты, 2 пункта охраны и наземные инженерные сети расположены на земельном участке, государственная собственность на который не разграничена;
- доступ к подпорной стене со стороны грунта, удерживаемого сооружением, возможен только через территорию Такмак SPA Отеля.
Письмом от 30.03.2022 N 641-48 Галузина Е.В. сообщила Департаменту городского хозяйства администрации города Красноярска о готовности при необходимости (выявлении в процессе мониторинга значительных отклонений от нормального состояния) проводить ремонтные работы на отдельных участках сооружения, однако органами администрации г. Красноярска ей предъявлено требование об осуществлении сноса тепловых сетей, обеспечивающих теплоснабжение зданий комплекса "Такмак SPA Отель", общие расходы на исполнение которого оцениваются ею приблизительно в 1 млн.руб., при подобных расходах у Галузиной Е.В. не будет финансовой возможности выполнять работы по ремонту участков подпорной стены, в связи с чем Галузина Е.В. просила включить в число принятых решений предварительное решение о предоставлении ей разрешений на размещение тепловых сетей в месте их фактического нахождения и обеспечить подписание акта осмотра подпорной стены от 15.03.2022 также уполномоченным представителем ДМИиЗО администрации города Красноярска.
Письмом от 04.05.2022 Департамент городского хозяйства администрации города Красноярска сообщил Галузиной Е.В. об отсутствии законных оснований для включения в число принятых решений в проект акта осмотра подпорной стены вблизи здания 234А/2 по ул. Базайская от 15.03.2022 предоставление Департаментом горимущества разрешений на размещение сетей теплоснабжения.
Письмом от 11.05.2022 Департамент городского хозяйства администрации города Красноярска сообщил Галузиной Е.В. о необходимости в кратчайшие сроки организовать противоаварийные мероприятия, а также с целью недопущения причинения вреда неопределенному кругу лиц и имуществу в качестве первоочередных мер в срочном порядке организовать демонтаж металлического забора, установленного на подпорной стене, с целью снижения нагрузки на подпорное сооружение ограничить движение и парковку автомобилей на территории, прилегающей к указанному объекту со стороны СПА-отеля "Такмак".
Письмом от 20.05.2022 N 658-49 Галузина Е.В. сообщила Департаменту городского хозяйства администрации города Красноярска о готовности своими силами произвести ремонт отдельных участков бесхозяйной подпорной стены (с учетом разумных с финансовой точки зрения инженерных решений), демонтаж металлического ограждения на всем его протяжении на текущий момент считает нецелесообразным, в связи с чем предлагает производить демонтаж металлического ограждения по мере производства ремонтных работ на участках подпорной стены, в целях начала выполнения ремонта оперативно согласовать участки подпорной стены, которые будет ремонтировать своими силами Галузина Е.В. и виды выполняемых работ по ремонту.
Письмом от 30.05.2022 N 663-49 Галузина Е.В. сообщила Департаменту городского хозяйства администрации города Красноярска и прокуратуре Свердловского района г. Красноярска о том, что в ближайшее время она приступит к частичному демонтажу металлического ограждения, расположенного на подпорной стене в районе ул. Базайская, 234А (территория отеля "Такмак SPA отель", одновременно Галузина Е.В. попросила департамент непосредственно после демонтажа металлического ограждения осуществить установку удерживающего пешеходного ограждения с приложением схемы участка демонтируемого ограждения.
Письмом от 08.06.2022 Департамент городского хозяйства администрации города Красноярска повторно сообщил Галузиной Е.В. о необходимости в срочном порядке организовать демонтаж всего металлического забора, установленного на подпорной стене, вдоль которой выполнено перекрытие движения транспорта на автомобильной дороге по ул. Базайская, и принять меры по недопущению движения и парковки автомобилей на территории, прилегающей к указанной подпорной стене со стороны СПА-отеля "Такмак"; с целью недопущения попадания лиц, пребывающих на территории СПА-отеля к аварийному подпорному сооружению принять меры по ограждению территории комплекса посредством установки демонтируемого забора вдоль границы земельного участка с КН 24:50:0700425:19 со стороны подпорного сооружения.
В ответ на письмо Галузиной Е.В. Департамент городского хозяйства администрации города Красноярска письмом от 27.06.2022 сообщил Галузиной Е.В. об отсутствии у департамента основания для организации мероприятий по установке удерживающего пешеходного ограждения взамен металлического ограждения, запланированного к демонтажу, указав, что доступ к верхнему планировочному уровню обозначенной подпорной стены возможен только с территории, эксплуатируемой СПА-отелем "Такмак" в своей коммерческой деятельности, в связи с чем с целью обеспечения безопасности граждан, находящихся на территории указанного комплекса, просит организовать мероприятия по ограничению доступа к участку подпорной стены, на котором запланированы демонтажные работы.
Постановлением Администрации города Красноярска от 03.06.2022 N 469 "О предупреждении угрозы возникновения чрезвычайной ситуации на подпорной стене по ул. Базайская, 234а/2" в целях предупреждения угрозы возникновения чрезвычайной ситуации на подпорной стене по ул. Базайская, 234А/2, в соответствии с Федеральным законом от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2003 N 794 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций", протоколом комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности города Красноярска от 30.05.2022 N 14/22, ситуация, сложившаяся на подпорной стене по ул. Базайская, 234а/2, признана представляющей угрозу возникновения чрезвычайной ситуации муниципального характера. Перевести орган управления и силы городского звена территориальной подсистемы РСЧС Красноярского края в режим функционирования "Повышенная готовность". Чрезвычайная ситуация муниципального характера может возникнуть в границах подпорной стены по ул. Базайская, 234а/2.
Департаменту городского хозяйства администрации города Красноярска поручено организовать подготовку заключения о техническом состоянии аварийной подпорной стены, разработать проектное решение и сметную документацию на выполнение противоаварийных работ и иных мероприятий, связанных с предупреждением угрозы возникновения чрезвычайной ситуации на подпорной стене по ул. Базайская, 234А/2; в районе аварийной подпорной стены по ул. Базайская, 234а/2, закрыть одну полосу движения, установить светофоры с обеих сторон сооружения для организации реверсивного движения, а также дорожный знак 3.11 "Ограничение массы".
ООО "ПроектИзыскания" на основании заключенного с Департаментом городского хозяйства администрации города Красноярска договора от 22.03.2022 N 27, подготовлено заключение Шифр СТЭ-М27/03 по результатам проведения мониторинга технического состояния и строительно-технической экспертизы подпорной стены, расположенной вблизи здания N 234А/2 по улице Базайская в городе Красноярске, в котором изучены исходная техническая документация и оценка качества принятых проектных решений (раздел 5), приведены характеристика объекта - подпорной стены с характеристиками климатических условий эксплуатации (раздел 6.1), конструктивных решений сооружения (раздел 6.2), материалов конструкции (раздел 6.3), особенностей эксплуатации сооружения (раздел 6.4), а изложены результаты обследования (раздел 7) и сделаны следующие выводы:
1) фактические класс и марка бетона основных конструкций стены по прочности на сжатие не в полной мере удовлетворяют действующим нормативным требованиям, предъявляемым к данным типам конструкций. Характеристики несущей способности основных конструктивных материалов стены (бетонных блоков ФБС) являются нестабильными и восприимчивыми к изменениям, связанными с природными и физическими воздействиями.
2) большая часть конструктивных элементов вооружения с выявленными дефектами и повреждениями не являются ремонтопригодными.
3) строительные конструкции сооружения подпорной стены находятся в аварийном техническом состоянии.
4) причины возникновения выявленных дефектов и повреждений строительных конструкций сооружения подпорной стены связаны с низким качеством проектных решений, низким качество выполненных строительных работ и нарушениями правил эксплуатации. Проблемы, обусловленные свойствами материала, воздействием окружающей среды и проникновением вредных веществ, усугубляется дефектами конструкции, недостаточным качеством ее изготовления и неправильной эксплуатации.
5) в случае обильного воздействия атмосферных осадков или иных негативно воздействующих факторов имеется угроза обрушения отдельных участков забора и подпорной стены, также имеется угроза для пребывания людей и сохранности оборудования в непосредственной близости с сооружением.
6) для приведения строительных конструкций сооружения подпорной стены в нормативное техническое состояние, соответствующее действующим нормативным документам необходимо устранить выявленные в конструкциях дефекты и повреждения, согласно рекомендациям, приведенным в пункте 9 настоящего заключения.
7) расстояние от края проезжей части до сооружения варьируется от 30 до 120 см, ограждение или бортовой камень вдоль проезжей части отсутствует.
8) работы по устранению выявленных в конструкциях дефектов и повреждений (ремонт и усиление конструкций) необходимо выполнять по специально разработанному проекту.
В разделе 9 заключения изложены рекомендации по дальнейшей эксплуатации сооружения, в 10 разделе - общие рекомендации, согласно которым работы по ремонту строительных конструкций поручить специализированной организации или они могут выполняться силами предприятия (ремонтно-строительного цеха или других соответствующих подразделений) при наличии исполнителей необходимой квалификации, имеющих право на выполнение этих работ; строительно-монтажной организацией должен быть разработан проект производства работ, обеспечивающий их безопасное выполнение; производить регулярный надзор за состоянием строительных конструкций, включая сезонные геодезические наблюдения за сооружениями.
Согласно информации Департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска от июня 2022 года подпорная стена протяженностью 305 м местоположением: г. Красноярск, в районе ул. Базайская, 234А в реестре муниципального имущества, а также в составе выявленного на территории города Красноярска бесхозяйного имущества, среди объектов учета не числится.
Прокуратура Свердловского района г. Красноярска по результатам проведенной проверки соблюдения ИП Галузиной Е.В. градостроительного законодательства, законодательства о землепользовании при размещении и содержании железобетонного ограждения и подпорной стены, расположенных по адресу: г. Красноярск, ул. Базайская, 234, в адрес ИП Галузиной Е.В. вынесла представление от 28.06.2022 о недопустимости нарушения закона, согласно которому имеются основания полагать, что могут быть нарушены требования эксплуатации сооружения - железобетонного ограждения, поскольку проводящий мониторинг не учитывает влияние подпорной стены на железобетонное ограждение, состояние подпорной стены, давление почвенного слоя на подпорную стену (и как следствие железобетонного ограждения), влияние ландшафта местности, подземных вод, климатических условий и т.д.
ДМИиЗО администрации города Красноярска осуществлен осмотр и обследование земельного участка, по результатам которого составлен акт выездного обследования от 24.08.2022 N 401, согласно которому часть земельного участка неразграниченной государственной собственности в кадастровом квартале 24:50:0700425 ограждена металлическим забором совместно с земельным участком с КН 24:50:0700425:19, который согласно выписке из ЕГРН принадлежит на праве собственности Галузиной Е.В., фактически используется под размещение СПА-отель "Такмак". На земельном участке неразграниченной государственной собственности в кадастровом квартале 24:50:0700425 расположены следующие объекты: эксплуатируемый пункт охраны, площадью 5,5 кв.м., подпорная стена, протяженностью 305 м., части наземных инженерных сетей, протяженностью 71 м., фундамент от пункта охраны, площадью 5,5 кв.м., расположенный с северной стороны земельного участка с КН 24:50:0700425:19.
Таким образом, в действиях Галузиной Е.В. установлены признаки нарушений пункта 1 статьи 25, пункта 1 статьи 39.1 Земельного кодекса Российской Федерации, выразившихся в самовольном занятии земельного участка неразграниченной государственной собственности в кадастровом квартале 24:50:00700425 путем размещения пункта охраны площадью 5,5 м, подпорной стены протяженностью 305 м, части наземных инженерных сетей протяженностью 71 м, фундамента от пункта охраны площадью 5,5 м
.
К акту приложены: протокол осмотра от 24.08.2022, фотоматериал.
Ссылаясь на самовольность размещения Галузиной Е.В. объектов недвижимости на землях неразграниченной государственной собственности, неисполнение ответчиком изданного Администрацией города Красноярска распоряжения от 10.08.2021 N 127-арх "О сносе самовольных построек" (г. Красноярск, ул. Базайская, "Такмак")", принимая во внимание, что ситуация, сложившаяся на подпорной стене по ул. Базайская, 234а/2, признана представляющей угрозу возникновения чрезвычайной ситуации муниципального характера согласно постановлению Администрации города Красноярска от 03.06.2022 N 469 "О предупреждении угрозы возникновения чрезвычайной ситуации на подпорной стене по ул. Базайская, 234а/2", истец - Департамент градостроительства Администрации города Красноярска и соистец - ДМИиЗО администрации города Красноярска обратились в суд с настоящим иском.
Правильно применив нормы права, а именно - статьи 1, 8, 10, 11, 12, 125, 222, 304, 305 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 11, 72, 60, 62 Земельного кодекса Российской Федерации, статьи 2, 51, 55.32 Градостроительного кодекса Российской Федерации, положения Федерального закона от 17.11.1995 N 169-ФЗ "Об архитектурной деятельности в Российской Федерации", Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", с учетом правовой позиции, изложенной в постановлении Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", в определениях Конституционного суда Российской Федерации от 03.07.2007 N 595-О-П, от 17.01.2012 N 147-О-О, от 25.10.2018 N 2689-О, от 29.05.2018 N1174-О и N 1175-О, от 21.12.2000 N 263-О, от 20.11.2008 N 832-О-О, от 25.12.2008 N 982-О-О, от 19.03.2009 N 166-О-О, в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 30.07.2011 N 13-П, в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела 1 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", в постановлении Пленума Высшего арбитражного суда Российской Федерации от 04.04.2014 N 23 "О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами законодательства об экспертизе", в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств", исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о наличии правовых оснований для частичного удовлетворения исковых требований.
Повторно исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства, по правилам главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обсудив доводы жалобы, апелляционная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции.
Доводы жалобы о том, что предприниматель является ненадлежащим ответчиком, и что спорный объект не является объектом недвижимости, являлись предметом исследования суда первой инстанции, и им была дана надлежащая правовая оценка, основания для переоценки выводов суда первой инстанции у суда апелляционной инстанции отсутствуют.
Ответчик документально не опроверг выводы суда первой инстанции.
При этом суд апелляционной инстанции, учитывает, что ответчик фактически приступил к исполнению решения суда и частично демонтировал спорный объект.
В целом оценивая доводы, изложенные в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции установил, что доводы жалобы дублируют доводы, приведенные в суде первой инстанции, в них отсутствуют ссылки на факты, которые не были предметом рассмотрения суда первой инстанции, имели бы юридическое значение и могли бы повлиять в той или иной степени на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции.
Вопреки доводам апелляционной жалобы судом первой инстанции материалы дела исследованы полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка. Оснований для иной оценки у суда апелляционной инстанции не имеется.
Выводы суда первой инстанции соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в нем доказательствам, нарушений норм материального и процессуального права судом не допущено, в связи с чем апелляционная жалоба, по изложенным в ней доводам, удовлетворению не подлежит.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для безусловной отмены судебного акта, при рассмотрении дела судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации расходы по оплате государственной пошлины в размере 3000 рублей за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Красноярского края от 19 сентября 2022 года по делу N А33-11394/2022 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий |
О.Ю. Парфентьева |
Судьи |
С.Д. Дамбаров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А33-11394/2022
Истец: ДЕПАРТАМЕНТ ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВА АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА КРАСНОЯРСКА
Ответчик: Галузина Елена Владимировна
Третье лицо: АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА КРАСНОЯРСКА, Администрация Свердловского района в городе Красноярске, Департамент городского хозяйства Администрации города Красноярска, Департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска, Прокуратура Свердловского района, Хаскина Людмила Тихоновна, ГУ Начальник отдела адресно-справочной работы Управления по вопросам миграции МВД России по Красноярскому краю