г. Пермь |
|
02 февраля 2023 г. |
Дело N А60-44838/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 февраля 2023 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 02 февраля 2023 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Герасименко Т.С.,
судей Васильевой Е.В., Трефиловой Е.М.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Бронниковой О.М.,
при участии в судебном заседании:
представителя заявителя, Агаметова А.В., действующего по доверенности N А-020/2022 от 20.08.2022, предъявлены паспорт, диплом;
представителей заинтересованного лица, Поваровой М.С., действующей по доверенности N 5 от 09.01.2023, предъявлены служебное удостоверение, диплом; Соченева М.А., действующего по доверенности N 28 от 18.01.2023, предъявлены служебное удостоверение, диплом; Быкова А.Г., действующего по доверенности N 32 от 31.01.2023, предъявлено служебное удостоверение;
слушателя Деткова К.С., личность удостоверена паспортом;
(лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда),
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу заявителя, общества с ограниченной ответственностью "Торговая компания "Безопасный город",
на решение Арбитражного суда Свердловской области
от 17 ноября 2022 года
по делу N А60-44838/2022
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Торговая компания "Безопасный город" (ИНН 6658468840, ОГРН 1156658003765)
к Екатеринбургской таможне (ИНН 6662022335, ОГРН 1036604386411)
о признании незаконным решений таможенного органа от 06.05.2022 N РКТ-10502000- 22/100001Д, N РКТ-10502000-22/100002Д,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Торговая компания "Безопасный город" (далее - заявитель, ООО "ТК "Безопасный город", Общество) обратилось в суд с заявлением к Екатеринбургской таможне (далее - заинтересованное лицо, таможня) о признании незаконным решений от 06.05.2022 N РКТ-10502000-22/100001Д, N РКТ-10502000-22/100002Д.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 17 ноября 2022 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, ООО "ТК "Безопасный город" обратилось в апелляционный суд с жалобой, просит решение суда отменить, удовлетворить исковые требования в полном объеме.
В обоснование апелляционной жалобы приводит доводы о том, что позиция суда первой инстанции о классификации рассматриваемых товаров, как и таможенного органа, основана исключительно на пояснениях к товарной подсубпозиции 8531 90 850 0, содержащихся в томе VI Пояснений к ТН ВЭД ЕАЭС. Вместе с тем, при разрешении классификационных споров ссылка на Пояснения не должна подменять собой обязательное применение Основных правил интерпретации на основе объективно выявленных признаков товаров. Обоснованный алгоритм классификации рассматриваемых товаров судом первой инстанции в соответствии с Основными правилами интерпретации не приведен, что свидетельствует о необоснованности вывода о правильности классификации таможенным органом противокражных этикеток (бирок). Указывает, Суд ЕАЭС пришел к выводу о том, что рекомендации Комиссии (включая Рекомендацию Коллегии ЕЭК N 4) не имеют нормативно-правового характера, не включены в право Союза в соответствии со статьей 6 Договора о Союзе. Верховный Суд РФ в своем апелляционном определении от 29 ноября 2016 года N АПЛ16-501 также интерпретировал рекомендованные ЕАЭК Пояснения в качестве вспомогательного рабочего материала - Пояснения не носят обязательного характера, а лишь рекомендованы (согласно преамбуле Рекомендаций) к применению государствам - членам Таможенного союза и Единого экономического пространства. При разрешении классификационных споров ссылка на Пояснения не должна подменять собой обязательное применение Основных правил интерпретации на основе объективно выявленных признаков товаров.
Считает, суд первой инстанции необоснованно подтвердил законность оспариваемых классификационных решений таможенного органа, поскольку проверка правильности классификации рассматриваемых изделий не была основана на применении Основных правил интерпретации ТН ВЭД ЕАЭС, а представляла собой лишь соотнесение отдельных конструктивных характеристик товаров к тому описанию, которое приведено в томе VI Пояснений к ТН ВЭД ЕАЭС применительно к товарной позиции 8531 90 850 0.
Полагает, суждения суда первой инстанции о характеристиках рассматриваемых изделий противоречат техническому описанию противокражной акустомагнитной этикетки (бирки), приведенному в открытых источниках информации об изделии, в заключениях таможенных экспертов, пояснениям таможенного эксперта, описанию принципа действия изделия, приведенному самим таможенным органом в акте камеральной таможенной проверки и в отзыве на заявление, что не позволило суду первой инстанции в соответствии с Основными правилами интерпретации правильно отнести товар в соответствующую товарную позицию ТН ВЭД ЕАЭС. Вывод суда первой инстанции о том, что акустомагнитную бирку необходимо рассматривать как самостоятельный товар, который взаимодействует с противокражной системой, но не является её частью или принадлежностью, полностью противоречит доказательствам. Суд первой инстанции необоснованно объединяет в одну группу два разных компонента - магнитострикционные полоски и намагниченную неподвижно закрепленную полоску. Из приведенных доказательств следует, что оба вида металлических полосок изготовлены из различных материалов и выполняют различные функции.
По мнению Общества, позиция суда первой инстанции о классификации рассматриваемого товара по коду 8505 11 000 0 ТН ВЭД ЕАЭС, как и позиция таможенного органа, основана только на разъяснении, содержащимся в томе VI Пояснений к ТН ВЭД ЕАЭС к товарной подсубпозиции 8531 90 850 0, которое противоречит, как текстам примечаний к группе 85 и к разделу XVI ТН ВЭД ЕАЭС, так и соответствующим разъяснениям, содержащимся в томе V названных Пояснений. Выявленные противоречия не позволяют применять использованные таможенным органом разъяснения тома VI Пояснений к ТН ВЭД ЕАЭС, которые, тем более, носят рекомендательный характер и могут вообще не применяться при классификации товаров.
Отмечает, в рассматриваемом случае, не имеет правового значения тот факт, что в составе противокражной этикетки имеется магнитная полоска (выполненная как постоянный магнит или из других магнитных материалов), поскольку в целом функция противокражной этикетки выполняется не за счет магнитной полоски, а за счет единого механизма магнитострикционных полосок и магнитной полоски. Противокражная этикетка не будет работать ни при отсутствии магнитострикционных полосок при наличии одной лишь магнитной полоски, ни при отсутствии магнитной полоски при наличии одних лишь магнитострикционных полосок, что и исключает вывод о том, что магнитная полоска определяет конечную функцию рассматриваемого изделия. Это, в свою очередь, исключает классификацию противокражной этикетки в товарную позицию 8505 ТН ВЭД ЕАЭС. В связи с этим суждение об отсутствии в ТН ВЭД ЕАЭС деления на магнитомягкие и магнитотвердые материалы является юридически безразличным в рассматриваемой ситуации.
Обращает внимание, суд первой инстанции не дал надлежащей оценки заключениям таможенных экспертов.
Ссылается на имеющуюся судебную практику.
Настаивает, суд первой инстанции при рассмотрении настоящего арбитражного дела неправильно оценил представленные сторонами доказательства, неправильно применил нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, его выводы не соответствуют фактическим обстоятельствам спорной ситуации; обжалуемое решение не соответствует единообразию в применении и толковании норм права, регулирующих спорные правоотношения по данной категории споров, и принято в противоречие с действующей судебно-арбитражной практикой по данной категории дел.
Таможенный орган по доводам письменного отзыва, представленного в материалы дела, возражает против требований апелляционной жалобы.
Участвовавшие в судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель заявителя доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме, просил апелляционную жалобу удовлетворить, решение отменить; представители заинтересованного лица возражали против удовлетворения апелляционной жалобы по мотивам письменного отзыва, находя решение суда полным, законным и обоснованным.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в соответствии со статьями 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, Екатеринбургской таможней в соответствии со статьей 332 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС) проведена камеральная таможенная проверка в отношении ООО "ТК "Безопасный город".
Как следует из материалов проверки, 02.09.2017 между ООО "ТК "Безопасный город" Россия (Покупатель) и компанией "SHANGHAI SINOTAG ELECTRONIC TECHNOLOGY CO., LTD", Китай (Поставщик) заключен контракт от 02.09.2017 N 20082020/1 (далее - Контракт).
Аналогичные контракты заключены между ООО "ТК "Безопасный город", Россия (Покупатель) и компанией "HANGZHOU ONTIME I.T.CO.,LTD", Китай (Поставщик) (контракт от 05.06.2019 N 05062019/1); между ООО "ТК "Безопасный город", Россия, (Покупатель) и компанией "SHANGHAI SINOTAG ELECTRONIC TECHNOLOGY CO., LTD", Китай (Поставщик) (контракт от 20.08.2020 N20082020/1).
ООО "ТК "Безопасный город" в рамках исполнения обязательств по внешнеторговому контракту от 02.09.2017 N 20082020/1 ДТ NN 10702070/190319/0047415, 10702070/280319/0053497, 10702070/070519/0079255, 10702070/230819/0167625, 10702070/220120/0016553, 10702070/300320/0062550 ввезены и задекларированы товары - "части звуковых сигнализаций: оборудование противокражное: этикетка штрих-код, модель А-009", производитель SHANGHAI SINOTAG ELECTRONIC TECHNOLOGY CO.,LTD.
ООО "ТК "Безопасный город" в рамках исполнения обязательств по внешнеторговому контракту от 05.06.2019 N 05062019/1 по ДТ NN 10702070/020719/0122779, 10702070/261119/0248632 ввезены и задекларированы товары - "части звуковых сигнализаций: этикетка штрих-код, модель AL4810", производитель HANGZHOU ONTIME I.T CO., LTD.
ООО "ТК "Безопасный город" в рамках исполнения обязательств по внешнеторговому контракту от 20.08.2020 N 20082020/1 по ДТ NN 10702070/110920/0216951, 10702070/281020/0265545, 10702070/040121/0000948 ввезены и задекларированы товары - "части звуковых сигнализаций: оборудование противокражное: этикетка акустомагнитная самоклеющая черная (бирка одноразовая пластиковая), модель А009", производитель SHANGHAI SINOTAG ELECTRONIC TECHNOLOGY CO., LTD.
В гp. 33 вышеуказанных ДТ "код товара" заявлен классификационный код 8531 90 850 0 Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности (далее - ТН ВЭД ЕАЭС).
Екатеринбургской таможней 06.05.2022 приняты решения о классификации товара в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза N РКТ-10502000-22/100001Д, N РКТ-10502000-22/100002Д, согласно которым товары классифицированы в подсубпозиции 8505 11 000 0 "Электромагниты; постоянные магниты и изделия, предназначенные для превращения в постоянные магниты после намагничивания; электромагнитные или с постоянными магнитами зажимные патроны, захваты и аналогичные фиксирующие устройства; электромагнитные сцепления, муфты и тормоза; электромагнитные подъемные головки: - магниты постоянные и изделия, предназначенные для превращения в постоянные магниты после намагничивания: - металлические".
Не согласившись с вынесенными решениями, общество обратилось с настоящим заявлением в арбитражный суд.
По результатам рассмотрения спора суд первой инстанции наличие оснований для удовлетворения требований не установил.
Изучив материалы дела, исследовав представленные доказательства в соответствии со ст. 71 АПК РФ, заслушав в судебном заседании представителей сторон, обсудив доводы, изложенные в апелляционных жалобах, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу ч. 5 ст. 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В силу статьи 104 ТК ЕАЭС товары подлежат таможенному декларированию при помещении под таможенную процедуру либо в иных случаях, установленных в соответствии с ТК ЕАЭС. Таможенное декларирование товаров производится декларантом либо таможенным представителем, действующим от имени и по поручению декларанта. Таможенное декларирование производится в письменной и (или) электронной формах, с использованием таможенной декларации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 20 ТК ЕАЭС декларант и иные лица, осуществляют классификацию товаров в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности.
Согласно пункту 1 статьи 19 ТК ЕАЭС, Единая товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза является системой описания и кодирования товаров, которая используется для классификации товаров в целях применения мер таможенно-тарифного регулирования, вывозных таможенных пошлин, запретов и ограничений, мер защиты внутреннего рынка, ведения таможенной статистики.
В силу пункта 2 статьи 19 ТК ЕАЭС международной основой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности являются Гармонизированная система описания и кодирования товаров Всемирной таможенной организации и Единая товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности Содружества Независимых Государств.
Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 16.07.2012 N 54 утверждены единая Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности ТС (ТН ВЭД ТС) и Единый таможенный тариф Таможенного союза, с 01.01.2015 в связи с внесением изменений и дополнений решением Совета Евразийской экономической комиссии от 10.12.2014 N 112 наименование "единая Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности ТС (ТН ВЭД ТС)" изменено на "единая Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (ТН ВЭД ЕАЭС)".
Пунктом 2 статьи 20 ТК ЕАЭС предусмотрено, что таможенный орган осуществляет классификацию товаров в случае выявления таможенным органом как до, так и после выпуска товаров их неверной классификации при таможенном декларировании.
В этом случае таможенный орган принимает решение о классификации товаров. Форма решения о классификации товаров, порядок и сроки его принятия устанавливаются в соответствии с законодательством государств-членов о таможенном регулировании.
Судом первой инстанции установлено, что в результате проведенной Екатеринбургской таможней проверки таможенный орган пришел к выводу, что товар, продекларированный по декларации на товары, должен классифицироваться в товарной подсубпозиции 8505 11 000 0 ТН ВЭД ЕАЭС.
Как указано выше, в соответствии с пунктом 1 статьи 20 ТК ЕАЭС декларант и иные лица, осуществляют классификацию товаров в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности.
Рекомендацией Коллегии Евразийской экономической комиссии от 07.11.2017 N 21 (ред. от 17.03.2020) (далее - Рекомендация) государствам - членам Евразийского экономического союза рекомендовано применять Пояснения к единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (тома I - VI).
Согласно Рекомендации Пояснения к единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (далее - Пояснения) - один из вспомогательных рабочих материалов, призванных обеспечить единообразную интерпретацию и применение ТН ВЭД ЕАЭС.
Пояснения содержат толкования содержания позиций номенклатуры, термины, краткие описания товаров и областей их возможного применения, классификационные признаки и конкретные перечни товаров, включаемых или исключаемых из тех или иных позиций, методы определения различных параметров товаров и другую информацию, необходимую для однозначного отнесения конкретного товара к определенной позиции ТН ВЭД ЕАЭС.
Как следует из положений пункта 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26.11.2019 N 49 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике в связи с вступлением в силу Таможенного кодекса Евразийского экономического союза" положениями статьи 20 Таможенного кодекса предусмотрена классификация товаров по ТН ВЭД при их таможенном декларировании и установлены полномочия таможенных органов по вынесению решений о классификации товаров.
Суд проверяет обоснованность классификационного решения, вынесенного таможенным органом, исходя из оценки представленных таможенным органом и декларантом доказательств, подтверждающих сведения о признаках (свойствах, характеристиках) декларируемого товара, имеющих значение для его правильной классификации согласно ТН ВЭД, руководствуясь Основными правилами интерпретации ТН ВЭД (ОПИ), а также принятыми в соответствии с ними на основании пункта 6 статьи 21, пунктов 1 и 2 статьи 22 Таможенного кодекса решениями Федеральной таможенной службы и Комиссии по классификации отдельных видов товаров, если такие решения относятся к спорному товару. Для целей интерпретации положений ТН ВЭД судами также учитываются Пояснения к ТН ВЭД, рекомендованные Комиссией в качестве вспомогательных рабочих материалов.
Согласно Основным правилам интерпретации 1 названия разделов, групп и подгрупп приводятся только для удобства использования ТН ВЭД; для юридических целей классификация товаров в ТН ВЭД осуществляется исходя из текстов товарных позиций и соответствующих примечаний к разделам или группам и, если такими текстами не предусмотрено иное (правило 1). Для юридических целей классификация товаров в субпозициях товарной позиции должна осуществляться в соответствии с наименованиями субпозиций и примечаниями, имеющими отношение к субпозициям, а также, mutatis mutandis, положениями вышеупомянутых Правил при условии, что лишь субпозиции на одном уровне являются сравнимыми. Для целей настоящего Правила также могут применяться соответствующие примечания к разделам и группам, если в контексте не оговорено иное (правило 6).
Как следует из буквального описания товара, приведенного заявителем, на территорию РФ ввезены "Части систем звуковой охранной сигнализации для помещений: бирки противокражные, самоклеящиеся, в пластиковых корпусах, снабженные резонансным колебательным контуром; выполняют функцию обнаруживаемого элемента охранной системы; предназначены для размещения на товарах в магазинах розничной торговли с целью защиты от краж путем активации сигнализационных устройств при попытке выноса защищенного товара через охраняемый периметр; не содержат: активных электронных компонентов, радиоэлектронных и высокочастотных устройств, источников радиоактивного излучения, антенн, интегральных цифровых микросхем (микрочипов), магнитных считывающих полос.
По мнению общества, указанному товару правомерно присвоен код 8531 90 850 0.
Однако, согласно Пояснениям к единой ТН ВЭД товарная позиция 8531 "Электрооборудование звуковое или визуальное сигнализационное (например, звонки, сирены, индикаторные панели, устройства сигнализационные охранные или устройства для подачи пожарного сигнала), кроме оборудования товарной позиции 8512 или 8530" включает все электрическое оборудование, используемое в целях сигнализации, независимо от того, используется для подачи сигнала звук (звонки, зуммеры, свистки и т.д.) или световая сигнализация (лампы, заслонки, светящиеся числа и т.д.), а также независимо от того, работает оно от руки (например, дверные звонки) или автоматически (например, охранные сигнализационные устройства).
В данную товарную позицию включаются электрические звонки, зуммеры (А), звуковое сигнальное оборудование, сигнальные рожки, сирены (при образовании звука при вращении диска, приводимого в движение электрически) (Б), сигнализационное электрооборудование прочее (мерцающее) для летательных аппаратов, судов (В), индикаторные панели (Г), сигнализационные охранные устройства (Д): от электрических контактов (1), на емкостных эффектах (2), фотоэлектрические устройства (3), устройства для подачи пожарного сигнала (Е), электрические сигнализаторы газа (Ж).
В соответствии с пояснениями к товарной позиции 8531 ТН ВЭД ЕАЭС, в подсубпозицию 8531 90 850 0 ТН ВЭД ЕАЭС включаются бирки для предотвращения краж (такие, как состоящие из диода и антенны, так называемые "микроволновые бирки", или состоящие из микрокристаллической резонансной схемы, так называемые бирки "с частотным разделением"), прикрепляемые к товарам, которые, попав в зону действия поля сигналов охранной сигнализации, установленной на выходе из магазина (включенной в подсубпозицию 8531 10 300 0), воздействуют на электронные средства охранной системы и вызывают срабатывание сигнализации.
В данную подсубпозицию также включаются бирки, которые объединяют две различные технологии, такие как акустомагнитную с микроволновой или акустомагнитную с радиочастотной.
Однако в данную подсубпозицию не включаются, в том числе, бирки, состоящие из проволоки, полоски или сочетания двух полосок, так называемые "магнитные бирки" или "акустомагнитные бирки", из магнитных материалов, предназначенные для использования внутри зоны контроля системы электронного наблюдения за товарами (EAS) (товарная позиция 8505).
В соответствии с представленным заключением таможенного эксперта от 11.03.2022 N 12407004/0002936 объект исследования представляет собой изделие, состоящее из пластмассового корпуса размером 2* 11 *45 мм, на котором имеется надпись "DR" и рисунок в виде штрих-кода. С обратной стороны корпуса нанесен клеевой слой, предназначенный для фиксации товара на изделии, защищенный от высыхания защитной легко удаляемой пленкой. Внутри пластмассового корпуса расположены:
1) одна металлическая гибкая полоска размером 0,07*4,0*32 мм, приклеенная неподвижно к липкой полимерной пленке;
2) две одинаковые металлические гибкие полоски размером 0,02*6,0*38 мм, которые свободно расположены в полимерном корпусе и отделены от ранее описанной неподвижной металлической полоски посредством полимерной пленки. Все пластинки обладают магнитными свойствами (реагируют на магнит), легко намагничиваются.
В результате исследования установлен следующий химический состав металлических полосок:
- неподвижная металлическая полоска в количестве одной штуки: железо Fe - 99,4 %, марганец Мп - 0,3 %, кремний Si - 0,3 %, состав соответствует нелегированной стали (железу);
- подвижные металлические полоски в количестве двух шт\к: никель Ni - 55,0 %, железо Fe - 38,8 %, молибден Мо - 6,2 %, состав соответствует сплаву Ni-Fe-Mo.
Исследование фазового состава металлических полосок проведено методом рентгенофазового анализа. В результате исследования установлено: металлическая полоска в количестве одной штуки имеет кристаллическую структуру; металлические полоски в количестве двух штук имеют аморфную структуру.
Все исследуемые металлические полоски с точки зрения материала изготовления (состава, структуры) относятся к магнитным материалам (ферромагнетикам). Неподвижно закрепленная полоска из нелегированной стали может быть намагничена. Аморфная структура и химический состав подвижных полосок типичны для магнитострикционных материалов.
Исходя из конструкции, исследуемый товар является акустомагнитными бирками (этикетками) из магнитных материалов, предназначенными для использования внутри зоны контроля системы электронного наблюдения за товарами (EAS).
Акустомагнитная технология - передатчик-антенна системы излучает последовательность импульсов с частотой 58 кГц. Защитный жесткий датчик, этикетка или наклейка содержат металлическую полоску', обладающую такой же резонирующей частотой. При воздействии электромагнитных импульсов на защитный датчик полоска вибрирует, отражая магнитные колебания на антенну- приемник и вызывая срабатывание сигнализации.
Акустомагнитная означает, что в ее основе лежит использование магнитных волн (колебаний) в акустическом спектре частот, а точнее, в ультразвуковом спектре - 58 кГц. Основой её работы можно назвать принцип магнитострикционных свойств металла, из которого изготовлен датчик, который необходимо обнаружить.
Акустомагнитные бирки - это легкие противокражные бирки, колебательный контур которых совпадает с резонансной частотой сенсорной антенны. При попадании украденного товара в область обнаружения антенны датчика детектируются и срабатывает сигнализация.
EAS - Electronic Article Surveillance (иногда эта аббревиатура расшифровывается как "электронные антикражные системы") включают в себя не только антенны, устанавливаемые на входах/выходах из торговых залов, а также прикрепляемые к товарам всевозможные этикетки, бирки, жесткие датчики. На кассовом проходе дополнительно используются деактиваторы этикеток и специальные съемники для снятия многоразовых жестких датчиков.
Принцип работы EAS противокражной системы заключается в обнаружении специального элемента (этикетки, бирки), находящегося на защищаемом товаре, которое происходит в электромагнитном поле между антенными рамками ("антикражными воротами") на кассе или на выходе из магазина. Защитный элемент - это пассивное резонансное устройство, которое вносит помеху в электромагнитное поле между рамками и вызывает сигнал тревоги.
Акустомагнитная бирка (этикетка) состоит из пластового корпуса и двух видов металлических полосок, одна из которых выполняет роль постоянного магнита, а вторая магнитострикционная. Этикетки бывают одно-, двух- и трехконтурными. Число указывает на количество ферромагнитных пластин внутри этикетки.
Акустомагнитные технологии используют эффект магнитострикции. Это особенность некоторых ферромагнитных сплавов изменять свои габаритные размеры под воздействием внешнего переменного магнитного поля. При этом если частота колебаний ферросплава резонирует с частотой колебания магнитного поля, то амплитуда колебаний увеличится на порядок.
В современных акустомагнитних бирках (этикетках) так подобран состав ферромагнитного сплава, что он имеет высокую остаточную намагничиваемость. При импульсном воздействии внешнего магнитного поля, генерируемого антикражными воротами, полоска из ферросплава, находящаяся в транспондере, начинает вибрировать, создавая собственное электромагнитное поле. Его и улавливает чувствительный элемент антикражной системы.
Для деактивации этикетки транспондера необходимо продолжительное импульсное воздействие на полоски транспондера переменным магнитным полем с постепенным уменьшением мощности. Это рассогласует резонансную частоту ферросплавных полосок и транспондер не будет реагировать на поле, генерируемое антикражными воротами.
Все части этикетки специально рассчитаны и подобраны таким образом, чтобы эффект каждой из ее частей был максимальным. Резонансная частота всей акустомагнитной бирки (этикетки) в целом, сопоставима с рабочей частотой противокражной системы, что обеспечивает максимально необходимый эффект.
В заключении от 11.03.2022 N 12407004/0002936 экспертами сделаны следующие выводы:
- в составе образца имеется металлическая полоска (ферромагнетик), которая должна быть намагничена в необходимой для реализации ее функции мере;
- все исследуемые металлические полоски с точки зрения материала изготовления (состава, структуры) относятся к магнитным материалам (ферромагнетикам). Неподвижно закрепленная полоска из нелегированной стали должна быть намагничена в мере, необходимой для реализации ее основной функции
в качестве акустомагнитной бирки. Аморфная структура и химический состав подвижных полосок штук типичны для магнитострикционных материалов;
- исследуемый товар является акустомагнитными бирками (этикетками) из магнитных материалов, предназначенными для использования внутри зоны контроля системы электронного наблюдения за товарами (EAS).
В соответствии с представленным заключением таможенного эксперта от 14.03.2022 N 12407004/0004508 объект исследования представляет собой изделие, состоящее из пластмассового корпуса размером 2*11*45 мм, на котором имеется рисунок в виде штрих-кода. С обратной стороны корпуса нанесен клеевой слой, предназначенный для фиксации товара на изделии, защищенный от высыхания защитной легко удаляемой пленкой. Внутри пластмассового корпуса расположены:
1) одна металлическая гибкая полоска размером 0,06*4,0*26 мм, приклеенная неподвижно к липкой полимерной пленке;
2) три одинаковые металлические гибкие полоски размером 0,02*5,0*38 мм, которые свободно расположены в полимерном корпусе и отделены от ранее описанной неподвижной металлической полоски посредством полимерной пленки. Все полоски обладают магнитными свойствами (реагируют на магнит), легко намагничиваются.
В результате исследования установлен следующий химический состав металлических полосок:
- неподвижная металлическая полоска в количестве одной штуки: железо Fe - 83,4 %, никель Ni - 14,6 %, алюминий А1 - 1,2 %, титан Ti - 0,8 %; сплавы типа Fe- NiAl-Ti широко применяются в качестве магнитотвердых материалов (постоянных магнитов);
- подвижные металлические полоски в количестве трех штук: никель Ni - 50,5 %, железо Fe - 30,6 %, кобальт Со - 17,2 %, кремний Si - 1,7 %; сплавы типа Fe-NiCo- Si широко применяются в качестве магнитомягких материалов (способных намагничиваться даже в слабых полях и имеющих малые потери при перемагничивании).
Исследование фазового состава металлических полосок проведено методом рентгенофазового анализа. В результате исследования установлено: металлическая полоска в количестве одной штуки имеет кристаллическую структуру; металлические полоски в количестве трех штук имеют аморфную структуру.
Таким образом, в результате исследования установлено: в состав исследуемого образца товара входят четыре металлических полоски из магнитных материалов (ферромагнетиков):
одна полоска (размером 0,06*4,0*26 мм) имеет состав и структуру, характерные для магнитотвердых материалов (постоянных магнитов);
три полоски (размером 0,02*5,0*38 мм) имеют состав и свойства, характерные для аморфных магнитомягких материалов (способных намагничиваться даже в слабых полях и имеющих малые потери при перемагничивании), типичные для магнитострикционных материапов.
Исследовательская часть заключения таможенного эксперта от 14.03.2022 N 12407004/0004508 аналогична исследованию, проведенному в заключении таможенного эксперта от 11.03.2022 N 12407004/0002936.
В заключении от 14.03.2022 N 12407004/0004508 экспертами сделаны следующие выводы:
- в составе исследуемого товара имеется металлическая полоска размером 0,06*4,0*26 мм, выполняющая роль постоянного магнита;
- металлические полоски в составе исследуемого материала относятся к магнитным материалам:
одна полоска (размером 0,06*4,0*26 мм) из сплава типа Fe-Ni-Al-Ti имеет состав и структуру, характерные для магнитотвердых материалов (постоянных магнитов);
три полоски (размером 0,02*5,0*38 мм) из сплава типа Fe-Ni-Co-Si имеют состав и свойства, характерные для аморфных магнитомягких материалов (способных намагничиваться даже в слабых полях и имеющих малые потери при перемагничивании), типичные для магнитострикционных материалов;
- исследуемый товар является акустомагнитной биркой (этикеткой) из магнитных материалов, предназначенной для использования внутри зоны контроля системы электронного наблюдения за товарами (EAS).
Таким образом, заключениями таможенного эксперта установлены все необходимые классификационные признаки товара.
Проведя анализ исследовательской части заключений и выводов, сделанных таможенными экспертами, исследуемый товар в обоих заключениях является аналогичным и представляет собой акустомагнитные бирки (этикетки). Судом первой инстанции указанным доводам дана надлежащая оценка.
Разница между радиочастотной и акустомагнитной биркой состоит в наличии у первой колебательного контура в виде рамки, катушки и конденсатора, при прохождении через рамку колебательный контур входит в резонанс, что влечет срабатывание сигнала тревоги.
В соответствии с Пояснениями в подсубпозицию 8531 10 300 0 не включаются бирки, состоящие из проволоки, полоски или сочетания двух полосок, так называемые "магнитные бирки" или "акустомагнитные бирки", из магнитных материалов, предназначенные для использования внутри зоны контроля системы электронного наблюдения за товарами (EAS) (товарная позиция 8505).
При этом согласно Пояснениям к ТН ВЭД ЕАЭС Группа 85 включает в себя в дополнение к электротехническим изделиям постоянные магниты, в том числе такие, которые еще не намагничены, а также рабочие фиксирующие устройства на постоянных магнитах для обрабатываемых деталей (товарная позиция 8505).
В данную товарную позицию включаются электромагниты, такие устройства, которые конкретно перечислены в данной товарной позиции, работающие на электромагнитах постоянные магниты и фиксирующие устройства с постоянными магнитами.
Согласно пункту (2) "Постоянные магниты и изделия, предназначенные для превращения в постоянные магниты после намагничивания" постоянные магниты представляют собой куски твердой стали, специальных сплавов или других материалов (например, ферробарита, агломерированного с полимерными материалами или синтетической резиной), которые обладают постоянными магнитными свойствами. Их форма зависит от цели, для которой они предназначены. Для уменьшения тенденции к размагничиванию подковообразные магниты зачастую имеют контактирующий с полюсами железный стержень. Постоянные магниты включаются в данную товарную позицию независимо от их применения, включая небольшие магниты, применяемые, inter alia, в качестве игрушек.
Изделия, предназначенные для использования в качестве постоянных магнитов после намагничивания, можно определить по их форме и составу: обычно они представляют собой кубики или диски (лепестки) из металла или агломерированного феррита (например, ферробарита).
Учитывая изложенное, применение таможенным органом к ввозимым товарам субпозиции 8505 11 000 0 является правомерным.
ТН ВЭД ЕАЭС согласно статье 19 ТК ЕАЭС основывается на Гармонизированной системе описания и кодирования товаров Всемирной таможенной организации и единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Содружества Независимых Государств и утверждается решением Совета Евразийской экономической комиссии.
Согласно Международной конвенции о Гармонизированной системе описания и кодирования товаров от 14.06.1983, классификация товаров по ТН ВЭД, в основу которой положена Гармонизированная система описания и кодирования товаров, осуществляется с применением Основных правил интерпретации (далее - ОПИ), являющихся неотъемлемой частью ТН ВЭД.
Выбор конкретного кода ТН ВЭД основан на оценке признаков декларируемого товара, подлежащих описанию, а процесс описания связан с полнотой и достоверностью сведений о товаре (определенного набора сведений, соответствующих либо не соответствующих действительности). Правовое значение при классификации товаров имеет их разграничение (критерии разграничения) по товарным позициям ТН ВЭД в соответствии с ОПИ ТН ВЭД.
Положением о порядке применения единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Таможенного союза при классификации товаров, утвержденным Решением Комиссии Таможенного союза от 28.01.2011 N 522 (далее - Положение), определено, что ОПИ предназначены для обеспечения однозначного отнесения конкретного товара к определенной классификационной группировке, кодируемой на определенном уровне.
Согласно пункту 6 Положения ОПИ применяются единообразно при классификации любых товаров и последовательно: ОПИ 1 применяется в первую очередь; ОПИ 2 применяется в случае невозможности классификации товара в соответствии с ОПИ 1; ОПИ 3 применяется в случае невозможности классификации товара в соответствии с ОПИ 1 или ОПИ 2; ОПИ 4 применяется в случае невозможности классификации товара в соответствии с ОПИ 1, ОПИ 2 или ОПИ 3; ОПИ 5 применяется при необходимости после применения иного ОПИ; ОПИ 6 применяется при необходимости определения кода субпозиции (подсубпозиции).
В соответствии с правилом 1 ОПИ ТН ВЭД названия разделов, групп и подгрупп приводятся только для удобства использования ТН ВЭД; для юридических целей классификация товаров в ТН ВЭД осуществляется исходя из текстов товарных позиций и соответствующих примечаний к разделам или группам и, если такими текстами не предусмотрено иное.
Классификацию товаров следует проводить:
а) исходя из текстов товарных позиций и соответствующих примечаний к разделам или группам;
б) если такими текстами не предусмотрено иное, то в соответствии с положениями правил 2, 3, 4, 5, где это применимо.
В соответствии с правилом 6 ОПИ ТН ВЭД для юридических целей классификация товаров в субпозициях товарной позиции должна осуществляться в соответствии с наименованиями субпозиций и примечаниями, имеющими отношение к субпозициям, а также, mutatis mutandis, положениями вышеупомянутых Правил при условии, что лишь субпозиции на одном уровне являются сравнимыми. Для целей настоящего правила также могут применяться соответствующие примечания к разделам и группам, если в контексте не оговорено иное.
Кроме того, в целях классификации товаров в соответствии с ТН ВЭД ЕЛЭС используются Пояснения к ТН ВЭД ЕАЭС, которые содержат толкование позиций номенклатуры, термины, краткие описания товаров и области их возможного применения, классификационные признаки и конкретные перечни товаров, включаемых или исключаемых из тех или иных позиций, методы определения различных параметров товаров и другую информацию, необходимую для однозначного отнесения конкретного товара к определенной позиции ТН ВЭД ЕАЭС.
Таким образом, при классификации товара в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС последовательно должны применяться ОПИ, примечания к разделам, группам и субпозициям, дополнительные примечания и тексты товарных позиций номенклатуры, что не исключает возможности при возникновении сомнений и спорных ситуаций использовать Пояснения к ТН ВЭД ЕАЭС, содержащие толкование позиций, терминов и другой информации, необходимой для однозначного отнесения конкретного товара к определенной позиции номенклатуры.
Согласно пояснений к товарной позиции 8531 ТН ВЭД ЕАЭС, в подсубпозицию 8531 90 850 0 ТН ВЭД ЕАЭС не включаются, в том числе, бирки, состоящие из проволоки, полоски или сочетания двух полосок, так называемые "магнитные бирки" или "акустомагнитные бирки", из магнитных материалов, предназначенные для использования внутри зоны контроля системы электронного наблюдения за товарами (EAS) (товарная позиция 8505).
На основании выводов экспертов, сделанных в заключениях от 11.03.2022 N 12407004/0002936, от 14.03.2022 N 12407004/0004508: исследуемый товар является акустомагнитной биркой (этикеткой) из магнитных материалов, предназначенной для использования внутри зоны контроля системы электронного наблюдения за товарами (EAS).
Таможенный орган не рассматривает акустомагнитную этикетку (бирку) в качестве части противокражной системы, следовательно, и классифицировать её в качестве частей товарной позиции 8531 ТН ВЭД ЕАЭС невозможно.
В соответствии с основным правилом интерпретации (далее - ОПИ) 1 ТН ВЭД классификацию товара следует проводить исходя из текстов товарных позиций и соответствующих примечаний к разделам или группам.
Таким образом, товар "Этикетка акустомагнитная являющаяся акустомагнитной биркой (этикеткой) из магнитных материалов" в соответствии с ОПИ 1 ТН ВЭД классифицируется в товарной позиции 8505 "Электромагниты; постоянные магниты и изделия, предназначенные для превращения в постоянные магниты после намагничивания; электромагнитные или с постоянными магнитами зажимные патроны, захваты и аналогичные фиксирующие устройства; электромагнитные сцепления, муфты и тормоза; электромагнитные подъемные головки:".
Товарная позиция 8505 детализируется на три однодефисных субпозиции:
- магниты постоянные и изделия, предназначенные для превращения в постоянные магниты после намагничивания:
8505200000 - электромагнитные сцепления, муфты и тормоза;
850590 - прочие, включая части.
Применяя ОПИ 6 ТН ВЭД выбираем однодефисную бескодовую субпозицию "- магниты постоянные и изделия, предназначенные для превращения в постоянные магниты после намагничивания", которая включает две двухдефисные субпозиции: 8505110000 - металлические 850519 - прочие:
На основании представленных заключений, экспертами определен химический состав металлических полосок, входящих в состав акустомагнитных бирок: сплав Ni- Fe-Mo; нелегированная сталь; сплав Fe-Ni-Al-Ti; сплав Fe-Ni-Co-Si.
Следовательно, товар классифицируется в двухдефисной субпозиции "~ металлические" 8505 11 000 0 ТН ВЭД ЕАЭС.
В товарной Номенклатуре различаются понятия "частей" и "принадлежностей". Заявитель указывает (определяет) акустомагнитные этикетки (бирки) разными понятиями: стр.7 "принадлежности (части) к оборудованию по предотвращению краж", стр.12 "является частью противокражной системы", "является принадлежностью противокражных ворот", стр.14 "являясь принадлежностью (расходным материалом)", стр.15 "является неотъемлемой частью противокражной системы", стр.16 "является принадлежностью (частью) охранной системы", стр.19 "части охранной протвокражной системы".
Приведенный заявителем алгоритм классификации основывается на применении примечания 2 к разделу XVI ТН ВЭД ЕАЭС о классификации частей машин XVI раздела; между тем, он был бы применим в случае если акустомагнитная этикетка (бирка) являлась частью противокражной системы.
Акустомагнитная этикетка (бирка) рассматривается как самостоятельный товар, который, находясь в непосредственной близости у противокражных ворот, взаимодействует с ними, но не является их частью или принадлежностью.
Акустомагнитная этикетка (бирка) не является обнаруживающей частью охранного устройства. Противокражные ворота являются обнаруживающей частью системы охранного устройства (сигнал противокражной этикетки (бирки) обнаруживает приемная антенна противокражных ворот и передает его сигнализирующей части охранного устройства для включения световой и звуковой сирены). Акустомагнеитная бирка в эту систему взаимодействия: обнаруживающая часть - сигнализирующая часть не входит.
Судом справедливо отмечено, что классификация идентичных товаров, при их экспорте из Китая не может свидетельствовать о правильности классификации товара.
Вместе с тем, экспортная декларация является таможенной декларацией - документом, составленный по установленной форме, содержащий сведения о товарах, об избранной таможенной процедуре и иные сведения, необходимые для выпуска товаров, подтверждает факт перемещения товара через таможенную границу и не является классификационным решением.
Согласно п.4 ст.20 ТК ЕАЭС следует, что коды товаров, указанные в коммерческих, транспортных (перевозочных) и (или) иных документах, а также в заключениях, справках, актах экспертиз, выдаваемых экспертными учреждениями, не являются обязательными для классификации товаров.
Другими словами, таможенный орган вправе не принять такой код при наличии оснований полагать, что код заявлен неверно (пп. 1 п. 2 ст. 20 ТК ЕАЭС).
Соответственно, ссылка Заявителя на указание в экспортных декларациях Китая определенных кодов товаров ТН ВЭД справедливо отклонена судом первой инстанции.
При этом, обществом сведения, заявленные в экспортной декларации Китая рассматриваются в качестве международной практики классификации товаров, при этом не учтено, что в обоснование правильности избранного варианта классификации товаров участники внешнеэкономической деятельности и таможенные органы также вправе ссылаться на международную практику классификации ввезенных товаров в странах, использующих Гармонизированную систему, в подтверждение которой представлять суду классификационные решения, принятые таможенными органами других стран и международными организациями, содержащие аргументацию классификации и иные подобные доказательства.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, суд первой инстанции исследовал и дал оценку всем представленным в материалы дела доказательствам, в том числе в их совокупности.
В отношении позиции об отсутствии в решении суда оценки части доводов и представленных доказательств, апелляционный суд считает необходимым обратить внимание заявителя жалобы на то, что отсутствие в решении суда первой инстанции полного списка всех обстоятельств и доказательств, представленных сторонами в материалы дела, не свидетельствует об отсутствии как таковой оценки доказательств, представленных в обоснование своих позиций по спорной ситуации. Кроме того, действующее процессуальное законодательство не обязывает суды перечислять в принимаемых ими судебных актах полный список всех доказательств и обстоятельств, на которые ссылается каждая из сторон спора.
Ссылка заявителя жалобы на иную судебную практику судом апелляционной инстанции отклоняется, поскольку обстоятельства, установленные по данным делам, не являются преюдициальными при рассмотрении настоящего дела (часть 2 статьи 69 АПК РФ), по указанным делам имели место иные обстоятельства, не связанные с фактическими обстоятельствами, установленными судом при рассмотрении настоящего дела. Таким образом, правовая позиция судов по другим делам, основанная на оценке иных доказательств, не влияет на оценку доказательств при рассмотрении настоящего дела.
На основании изложенного суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что оспариваемые решения таможни соответствуют действующему законодательству, основания для признания их недействительными отсутствуют.
Доводы апелляционной жалобы выводы суда не опровергают, по существу сводятся к несогласию с оценкой имеющихся в материалах дела доказательств и установленных судом обстоятельств, оснований для переоценки которых суд апелляционной инстанции не усматривает.
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся в силу статьи 270 АПК РФ основанием для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
При таких обстоятельствах, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда не имеется.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ судебные расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе относятся на заявителя жалобы. Излишне уплаченная при подаче жалобы государственная пошлина подлежит возврату из федерального бюджета на основании ст. 104 АПК РФ.
Руководствуясь статьями 104, 176, 258, 266, 268, 269, 271 АПК РФ, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 17 ноября 2022 года по делу N А60-44838/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Торговая компания "Безопасный город" - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Торговая компания "Безопасный город" (ИНН 6658468840, ОГРН 1156658003765) из федерального бюджета 1500 руб. госпошлины, излишне уплаченной по платежному поручению от 14.12.2022 N 97.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий |
Т.С. Герасименко |
Судьи |
Е.В. Васильева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-44838/2022
Истец: ООО ТОРГОВАЯ КОМПАНИЯ БЕЗОПАСНЫЙ ГОРОД
Ответчик: ЕКАТЕРИНБУРГСКАЯ ТАМОЖНЯ