г. Саратов |
|
06 февраля 2023 г. |
Дело N А57-9128/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 февраля 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 06 февраля 2023 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Волковой Т. В.,
судей Антоновой О.И., Луевой Л.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Синица А.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании общества с ограниченной ответственностью "Отражение СПб" на решение Арбитражного суда Саратовской области от 14 декабря 2022 года по делу N А57-9128/2022,
по исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "ВТ-Транс" (ОГРН 1156451016523, ИНН 6452117319)
к обществу с ограниченной ответственностью "Отражение СПб" (ОГРН 1177847068464, ИНН 7838065873)
третье лицо, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора - акционерное общество "Евросиб СПб-ТС"
о взыскании убытков, неустойки,
без участия представителей сторон, извещенных надлежащим образом
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "ВТ-Транс" обратилось в Арбитражный суд Саратовской области с исковым заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к обществу с ограниченной ответственностью "Отражение СПб" о взыскании убытков в размере 110 400 руб. 00 коп., неустойки в размере 73 548 руб. 80 коп.
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 14 декабря 2022 года исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым судебным актом, ООО "Отражение СПб" обратилось в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе.
Лица, участвующие в деле в судебное заседание не явились.
Надлежащим образом извещены о месте и времени судебного разбирательства путем направления определения, выполненного в форме электронного документа, в соответствии со статьей 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Законность и обоснованность принятого по делу судебного акта проверена в апелляционном порядке.
Арбитражный апелляционный суд в порядке пункта 1 статьи 268 АПК РФ повторно рассматривает дело по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, исследовав материалы дела, арбитражный апелляционный суд считает, что судебный акт не подлежит отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, между обществом с ограниченной ответственностью "ВТ-ТРАНС" (Экспедитор) и обществом с ограниченной ответственностью "Отражение СПб" (Клиент) заключен договор транспортной экспедиции N ВТ-298-ОСПб от 10.11.2021.
Согласно условиям Договора Экспедитор за вознаграждение и за счет клиента обязуется выполнить или организовать выполнение комплекса транспортно-экспедиторских услуг (ТЭУ), связанных с перевозкой груза, железнодорожным транспортом и по маршруту, избранными Экспедитором по согласованию с Клиентом, в прямом, смешанном сообщении, в том числе услуг по предоставлению железнодорожного подвижного состава и контейнеров, а также иных видов ТЭУ, по организации перемещения внутренних, импортных, экспортных и транзитных грузов (п. 1.1. настоящего Договора).
Пунктом 2.1.2. настоящего договора предусмотрено, что Клиент обязуется при невозможности осуществить перевозку грузка в обозначенный поручением (заявкой) день подачи вагона, информировать об этом (с указанием причин) Экспедитора по электронной почте не позднее, чем за 5 (пять) рабочих дней, до дня подачи вагонов на станцию подачи вагонов.
В случае неиспользования Клиентом предоставленного количества вагонов в течение 10 (десяти) календарных дней с момента прибытия их на станцию в соответствии с условиями согласованного Сторонами поручения (заявки), Экспедитор вправе переадресовать порожние вагоны в адрес иного лица, с взысканием с Клиента всех понесенных расходов по уплате провозных платежей и сборов за отправку порожних вагонов к новому месту погрузки (п. 4.8 Договора).
Стороны несут ответственность за неисполнение и (или) ненадлежащее исполнение своих обязательств по Договору на оказание услуг, предусмотренных п. 1.1. настоящего Договора.
В случае отказа Клиента от поручения (заявки) на погрузку вагона Экспедитора после отправления либо по прибытии данного вагона в порожнем состоянии на станцию погрузки, указанную клиентом, Экспедитор вправе требовать от клиента уплатить: - железнодорожный тариф за отправку вагона в порожнем состоянии от станции выгрузки до станции погрузки грузов Клиента; - железнодорожный тариф за отправку вагона в порожнем состоянии от станции погрузки грузов клиента до новой станции погрузки, определенной Экспедитором; - штраф в размере 2 500 (две тысячи пятьсот) рублей в сутки, за один вагон, в период, начиная с даты прибытия вагона на станцию погрузки, указанную в поручении (заявке) Клиента, до момента прибытия на следующую станцию погрузки, указанную Экспедитором. - штраф за сверхнормативный простой вагонов на станции погрузки. Стороны несут ответственность за неисполнение и (или) ненадлежащее исполнение своих обязательств по Договору на оказание услуг, предусмотренных п. 1.1. настоящего Договора. 22.01.2022 сторонами была согласована Заявка N 1 к Договору ВТ-298-ОСПб от 10 ноября 2021 года, поступившая от Клиента.
Согласно условиям Заявки Клиенту были необходимы крытые вагоны в количестве 5 (пяти) штук для перевозки груза - Бумага в рулонах (ЕТСНГ 132178).
Общество с ограниченной ответственностью "ВТ-ТРАНС" во исполнение условий Договора предоставило обществу с ограниченной ответственностью "Отражение СПб" крытые вагоны (N 29127180, 29132826, 29I3I372, 29136108, 29126406) под погрузку груза_Бумага в рулонах (ЕТСНГ 132178) на станцию Кувшиново (068802) ОКТ ж.д. в адрес грузополучателя АО "Каменская БКФ" (ОКПО 00278942), для планируемой перевозки на ст. Таганрог (511508) СКВ ж.д.
Указанные вагоны прибыли под погрузку в порожнем виде со станции Тверь (061502) ОКТ ж.д на станцию Кувшиново (068802) ОКТ ж.д.
Вышеуказанные вагоны простояли на станции погрузки, однако так и не были использованы Клиентом. Вагоны простояли в порожнем виде, погрузка вагонов не осуществилась.
В нарушение условия п. 2.1.2. Клиент не информировал Экспедитора о невозможности перевозки груза. Вагоны поступили на ст. Кувшиново (068802) ОКТ ж.д.. в адрес грузополучателя АО "Каменская БКФ" (ОКПО 00278942), для планируемой перевозки на ст. Таганрог (511508) СКВ ж.д. Клиент не использовал предоставленные вагоны без информирования причин и уведомления Экспедитора.
Клиент не использовал - отказался от своего поручения (заявки) по предоставленным вагонам.
Так, собственником вагонов, предоставленных в пользование обществу с ограниченной ответственностью "Отражение СПб" является акционерное общество "Евросиб СПБ-ТС", в рамках Договора N 36770 от 29.12.2015, заключенного между акционерным обществом "Евросиб СПБ-ТС" и обществом с ограниченной ответственностью "ВТ-ТРАНС".
Во исполнение условий Договора N 36770 от 29.12.2015 обществу с ограниченной ответственностью "ВТ-ТРАНС" были предоставлены крытые вагоны в количестве 5 (пяти) единиц (N 29127180, N 29132826, N 29131372, N 29136108, N 29126406).
Однако, в связи с неиспользованием вагонов, прибывших под погрузку для общества с ограниченной ответственностью "Отражение СПб", собственник вагонов самостоятельно организовал отгрузку, а также выставил денежное требование, связанное с вышеуказанными вагонами, в размере 110 400 руб.
Истец оплатил задолженность перед ООО "Евросиб-СПБ-ТС" за неиспользование вагонов в размере 110 400 руб., что подтверждается платежным поручением N 254 от 11.03.2022.
Таким образом, в связи с неиспользованием Клиентом предоставленного количества вагонов в течение 10 (десяти) календарных дней с момента прибытия их на станцию погрузки в соответствии с условиями согласованного Сторонами Договора N ВТ-298-ОСПб от 10 ноября 2021 года, общество с ограниченной ответственностью "ВТ-ТРАНС" понесло расходы на подсыл порожних вагонов в размере 110 400 руб.
Кроме того, начислен штраф за сверхнормативный простой вагонов в размере 73 548 руб. 80 коп.
Поскольку в досудебном порядке стороны спор не урегулировали, ответчик задолженность перед истцом не погасил, ООО "ВТ-ТРАНС" обратилось в суд с исковым заявлением.
Принимая законное и обоснованное решение об удовлетворении заявленных исковых требований, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
В силу части 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
К числу указанных оснований относятся договоры и иные сделки, предусмотренные законом, а также договоры и иные сделки, хотя и не предусмотренные законом, но не противоречащие ему.
В соответствии со статьей 431 Гражданского кодекса Российской Федерации при толковании условий договора судом принимается во внимание буквальное значение содержащихся в нем слов и выражений. Буквальное значение условия договора в случае его неясности устанавливается путем сопоставления с другими условиями и смыслом договора в целом.
В соответствии со статьей 801 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору транспортной экспедиции одна сторона (экспедитор) обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента-грузоотправителя или грузополучателя) выполнить или организовать выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза. Договором транспортной экспедиции могут быть предусмотрены обязанности экспедитора организовать перевозку груза транспортом и по маршруту, избранными экспедитором или клиентом, обязанность экспедитора заключить от имени клиента или от своего имени договор (договоры) перевозки груза, обеспечить отправку и получение груза, а также другие обязанности, связанные с перевозкой.
Согласно статье 805 Гражданского кодекса Российской Федерации если из договора транспортной экспедиции не следует, что экспедитор должен исполнить свои обязанности лично, экспедитор вправе привлечь к исполнению своих обязанностей других лиц. Возложение исполнения обязательства на третье лицо не освобождает экспедитора от ответственности перед клиентом за исполнение договора.
В соответствии со статьей 784 Гражданского кодекса Российской Федерации, перевозка грузов, пассажиров и багажа осуществляется на основании договора перевозки. Общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами.
Согласно статье 785 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату.
Из пункта 1 статьи 793 Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что в случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения обязательств по перевозке стороны несут ответственность, установленную настоящим кодексом Российской Федерации, транспортными уставами и кодексами, а также соглашением сторон.
В силу статьи 9 Федерального закона "О бухгалтерском учете" все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами. Эти документы служат первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет. Первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, а документы, форма которых не предусмотрена в этих альбомах, должны содержать реквизиты, установленные в пункте 2 указанной статьи.
Суд первой инстанции правомерно счел, что представленные акты оказанных услуг полностью соответствуют требованиям, предъявляемым к первичным документам, принимаемым к учету, акты подписаны уполномоченными лицами организаций, в них содержатся реквизиты сторон, следовательно, представленные в материалы дело акты являются надлежащими доказательствами в силу следующего.
Статья 307 Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривает, что в силу обязательства одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие, как-то: передать имущество, выполнить работу, уплатить деньги и т.п., либо воздержаться от определенного действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности. Обязательства возникают из договора, вследствие причинения вреда и из иных оснований, указанных в настоящем Кодексе.
В силу статьи 309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Согласно статье 310 Гражданского кодекса Российской Федерации односторонний отказ от исполнения обязательства, связанного с осуществлением его сторонами предпринимательской деятельности, не допускается, за исключением случаев, предусмотренных законом и в случаях, предусмотренных договором, если иное не вытекает из закона или существа обязательства.
Согласно пунктам 1, 2 статьи 393 Гражданского кодекса Российской Федерации должник обязан возместить кредитору убытки, причиненные неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства. Убытки определяются в соответствии с правилами, предусмотренными статьей 15 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Из смысла статей 15, 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что для возникновения права на возмещение убытков истец обязан доказать совокупность таких обстоятельств, как: наступление вреда; противоправность поведения причинителя вреда; наличие причинно-следственной связи между наступлением вреда и противоправным поведением причинителя вреда; вина причинителя вреда.
Отсутствие какого-либо из перечисленных выше элементов исключает ответственность в виде возмещения убытков.
При этом для взыскания убытков необходимо доказать весь указанный фактический состав. Отсутствие хотя бы одного из элементов влечет отказ в удовлетворении исковых требований.
Наличие обстоятельств, с которыми связана обязанность возмещения причиненного вреда, доказывает лицо, которому этот вред причинен.
Поскольку факт нарушения обязательств ответчиком, наличие причинно-следственной связи между допущенными им нарушениями и возникшими у истца убытками, размер убытков подтверждаются материалами дела, ответчиком отсутствие его вины в причиненных истцу убытках в нарушение статей 9 и 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не доказано, исковые требования удовлетворены судом первой инстанции обоснованно.
Не соглашаясь с решением суда первой инстанции, заявитель апелляционной жалобы указывает на то, что поскольку ООО "ВТ-ТРАНС" в одностороннем порядке отказалось от погрузки вагонов, ООО "Отражение СПб" не несет ответственности за решение истца и не видит оснований для возмещения расходов, выставленных собственником вагонов в сторону ООО "ВТ_ТРАНС".
Судебная коллегия, исследовав материалы дела, считает указанный довод апелляционной жалобы не обоснованным, противоречащим материалам дела и фактическим обстоятельствам, в связи с чем, отклоняет его в силу следующего.
Согласно п. 2.1.2. договора транспортной экспедиции N ВТ-298-ОСПб от 10.11.2021, Клиент обязуется при невозможности осуществить перевозку грузка в обозначенный поручением (заявкой) день подачи вагона, информировать об этом (с указанием причин) Экспедитора по электронной почте не позднее, чем за 5 (пять) рабочих дней, до дня подачи вагонов на станцию подачи вагонов.
Однако, в нарушение условия п. 2.1.2. Клиент не информировал Экспедитора о невозможности перевозки груза.
Вагоны поступили на ст. Кувшиново (068802) ОКТ ж.д.. в адрес грузополучателя АО "Каменская БКФ" (ОКНО 00278942), для планируемой перевозки на ст. Таганрог (511508) СКВ ж.д Клиент не использовал предоставленные вагоны без информирования причин и уведомления Экспедитора.
В случае неиспользования Клиентом предоставленного количества вагонов в течение 10 (десяти) календарных дней с момента прибытия их на станцию в соответствии с условиями согласованного Сторонами поручения (заявки), Экспедитор вправе переадресовать порожние вагоны в адрес иного лица, с взысканием с Клиента всех понесенных расходов по уплате провозных платежей и сборов за отправку порожних вагонов к новому месту погрузки (п. 4.8 Договора).
Одностороннего отказа со стороны общества с ограниченной ответственностью "ВТ_ТРАНС" не имелось. Вагоны были поданы для погрузки, но поскольку от Ответчика не поступило информации в соответствии с п. 2.1.2. Договора, вагоны простояли на станции Кувшинково ОКТ более 10 (десяти) суток, после чего они были переадресованы в адрес иного лица.
В Договоре отсутствуют условия письменного уведомления Экспедитором Клиента о переадресации вагонов.
После подписания Договора Стороны несут все обязательства, риски и ответственность, указанные в условиях Договора.
ООО" ВТ-ТРАНС" неоднократно указывало на эти обстоятельства ответчику в претензиях, ответах на отказ от оплаты.
Более того, исходя из письма от 08.02.2022 исх. N 030, на которое ссылается ответчик как на отказ ООО "ВТ-ТРАНС" от исполнения условий договора видно, что ООО "ВТ_ТРАНС" не отказывалось от предоставления вагонов (так как они уже были более 10 дней в распоряжении ответчика), не отзывало вагоны, не запрещало их погрузку или движение, а сообщило, что "в связи с отказом ООО "Отражение СПб" от погрузки вагона N 29126406 собственник вправе произвести отгрузку указанного вагона по прямому договору между ООО "Евросиб СПБ-ТС" и АО "Каменская БКФ".
Так же переписка содержит сообщение, что остальные вагоны ожидают погрузки со стороны ООО "Отражение СПб".
Таким образом, ООО "ВТ-ТРАНС" не отказывалось от исполнения заявки N 1, поскольку все вагоны были предоставлены ответчику и ожидали погрузки более 10 (десяти) дней, указанное обстоятельства им не отрицается.
Доказательств того, что вагон N 29126406 был погружен, в материалы дела ответчиком не представлено.
Собственником вагонов, предоставленных в пользование обществу с ограниченной ответственностью "Отражение СПб" является акционерное общество "Евросиб СПБ-ТС", в рамках Договора N 36770 от 29.12.2015, заключенного между акционерным обществом "Евросиб СПБ-ТС" и обществом с ограниченной ответственностью "ВТ-ТРАНС".
Во исполнение условий договора N 36770 от 29.12.2015 обществу с ограниченной ответственностью "ВТ-ТРАНС" были предоставлены крытые вагоны в количестве 5 (пяти) единиц (N 29127180, N 29132826, N 29131372, N 29136108, N 29126406), которые в свою очередь были предоставлены ООО "Отражение СПб" в рамках Договора транспортной экспедиции N ВТ-298-ОСПб от 10.11.2021.
Согласно условиям Договора, заключенного между ООО "Евросиб СПБ-ТС" и ООО "ВТ-ТРАНС", последний возмещает собственнику вагонов штраф за неиспользование вагонов.
В связи с неиспользованием вагонов, прибывших под погрузку для общества с ограниченной ответственностью "Отражение СПб", собственник вагонов самостоятельно организовал отгрузку, а также выставил денежное требование, связанное с простоем вагонов.
Таким образом, ООО "ВТ-ТРАНС" оплатило штраф по Договору N 36770 от 29.12.2015.
В свою очередь ООО "ВТ-ТРАНС" в рамках договора N ВТ-298-ОСПб от 10.11.2021 выставило требование о взыскании убытков (штраф) ООО "Отражение СПб".
Договором (п.4.5.) предусмотрено, что в случае допущения Клиентом простоя вагонов сверх сроков, установленных Договором, Экспедитор вправе взыскать с Клиента штраф за полные/неполные сутки простоя до даты отправления за каждый вагон, а также требовать возмещения иных расходов Экспедитора (в том числе выставления штрафных санкций третьими лицами в адрес Экспедитора), помимо (сверх) штрафных санкций, возникших в связи со сверхнормативным простоем Вагонов.
При таких обстоятельствах, поскольку ответчиком нарушены условия договора, требования истца являются обоснованными, и правомерно удовлетворены судом первой инстанции.
Надлежащих доказательств или доводов, не выступающих предметом исследования при рассмотрении иска в суде первой инстанции, заявителем не приведено в связи с чем, у судебной коллегии нет оснований для изменения или отмены судебного акта.
Апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
В соответствии с частью 1 статьи 177 АПК РФ постановление, выполненное в форме электронного документа, направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения в установленном порядке в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его принятия.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Саратовской области от 14 декабря 2022 года по делу N А57-9128/2022, оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Т. В. Волкова |
Судьи |
О.И. Антонова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А57-9128/2022
Истец: ООО ВТ-Транс
Ответчик: ООО Отражение СПб
Третье лицо: АО Евросиб СПБ-ТС