город Томск |
|
3 февраля 2023 г. |
Дело N А02-1050/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 31 января 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 03 февраля 2023 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Кривошеиной С. В.
судей Бородулиной И. И., Хайкиной С. Н.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Легачевой А. М. с использованием средств аудиозаписи в режиме веб-конференции рассмотрел апелляционную жалобу Сельскохозяйственного потребительского животноводческого кооператива "Актал" (N 07АП-37/2023) на решение от 30.11.2022 Арбитражного суда Республики Алтай по делу N А02-1050/2022 (судья Якшимаева Ф.Ю.), по заявлению Сельскохозяйственного потребительского животноводческого кооператива "Актал" (ОГРН 1170400000572, ИНН 0400002891, ул. Комсомольская, д. 30, литер Б, с. Кош-Агач, р-н. Кош-Агачский, Республика Алтай) к Администрации муниципального образования "Кош-Агачский район" (ОГРН 1030400507037, ИНН 0401003979, ул. Советская, д. 65, с. Кош-Агач, р-н. Кош-Агачский, Республика Алтай), о признании незаконными Постановлений от 19.04.2022 NN 274-з и 275-з,
при участии в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Сельской администрации муниципального образования Мухор-Тархатинского сельского поселения Кош-Агачского района Республики Алтай (ОГРН 1020400508248, ИНН 0401001481, ул. Масканова, 7, с. Мухор-Тархата, Кош-Агачский район, Республика Алтай),
В судебном заседании принимают участие:
От заявителя: Васюков Е. А. по дов. от 26.03.2022, диплом; Свиридов Д. Л. по дов. от 26.03.2022, диплом,
От иных лиц: без участия,
УСТАНОВИЛ:
Сельскохозяйственный потребительский животноводческий кооператив "Актал" (далее - заявитель, СПЖК "Актал") обратился в Арбитражный суд Республики Алтай с заявлением к Администрации муниципального образования "Кош-Агачский район" (далее - заинтересованное лицо, Администрация) о признании незаконными Постановлений от 19.04.2022 N N 274-з и 275-з об отмене ранее принятых Постановлений Администрации о
предварительном согласовании предоставления земельных участков.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Сельская администрация муниципального образования Мухор-Тархатинского сельского поселения Кош-Агачского района Республики Алтай.
Решением от 30.11.2022 Арбитражного суда Республики Алтай в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, заявитель обратился в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В обоснование своей позиции заявитель указывает на то, что решением по делу N А02-517/2022 не установлена незаконность постановлений о предварительном согласовании; суду первой инстанции необходимо было назначить судебную экспертизу для установления обстоятельства наличия или отсутствия на спорных земельных участках какого-либо строения.
Администрация и третье лицо отзывы на апелляционную жалобу в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не представили.
Представители заявителя в судебном заседании поддержали доводы апелляционной жалобы.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства (суд апелляционной инстанции располагает сведениями о получении адресатами направленной копии судебного акта (часть 1 статьи 123 АПК РФ), в том числе публично, путем размещения информации о дате и времени слушания дела на интернет-сайте суда), в судебное заседание апелляционной инстанции представителей не направили.
В порядке части 1 статьи 266, части 2, 3 статьи 156 АПК РФ суд рассмотрел апелляционную жалобу при имеющейся явке.
Проверив законность и обоснованность решения арбитражного суда первой инстанции в порядке статьи 268 АПК РФ, изучив доводы апелляционной жалобы, заслушав представителей заявителя, суд апелляционной инстанции считает решение суда не подлежащим отмене.
Согласно материалам дела, СПЖК "Актал" создано с государственной регистрацией в Едином государственном реестре 06.02.2017 с паевым фондом 25 000 рублей, основной вид деятельности разведение крупного рогатого скота, лошадей, овец и коз, с юридическим адресом: Республика Алтай, Кош-Агачский район, с. Кош-Агач, ул. Восточная, д. 10.
13.05.2021 СПЖК "Актал" Главе Администрации муниципального образования "Кош-Агачский район" подал заявления:
1. Заявление о предварительном согласовании схемы расположения земельного участка от 13.05.2021 о предоставлении в аренду 4970793 м.кв., из земель запаса Мухор-Тархатинского сельского поселения. По заявлению было принято Постановление Администрации МО "Кош-Агачский район" N 740-з от 04.10.2021.
2. Заявление о предварительном согласовании схемы расположения земельного участка от 13.05.2021 о предоставлении в аренду 4995587 м.кв., из земель запаса Мухор-Тархатинского сельского поселения. По заявлению было принято Постановление Администрации МО "Кош-Агачский район" N 741-з от 04.10.2021.
3. Заявление о предварительном согласовании схемы расположения земельного участка от 13.05.2021 о предоставлении в аренду 4998055 м.кв., из земель запаса Мухор-Тархатинского сельского поселения. По заявлению было принято Постановление Администрации МО "Кош-Агачский район" N 742-з от 04.10.2021.
4. Заявление о предварительном согласовании схемы расположения земельного участка от 06.09.2021 о предоставлении в аренду 4995587 м.кв., из земель запаса Джазаторского сельского поселения. По заявлению было принято Постановление Администрации МО "Кош-Агачский район" N 839-з от 12.01.2022.
5. Заявление о предварительном согласовании схемы расположения земельного участка от 06.09.2021 о предоставлении в аренду 1593484 м.кв., из земель запаса Джазаторского сельского поселения. По заявлению было принято Постановление Администрации МО "Кош-Агачский район" N 840-з от 12.01.2022.
6. Заявление о предварительном согласовании схемы расположения земельного участка от 06.09.2021 о предоставлении в аренду 4990099 м.кв., из земель запаса Джазаторского сельского поселения. По заявлению было принято Постановление Администрации МО "Кош-Агачский район" N 841-з от 12.01.2022.
7. Заявление о предварительном согласовании схемы расположения земельного участка от 12.11.2021 о предоставлении в аренду 4990099 м.кв., из земель запаса Джазаторского сельского поселения. По заявлению было принято Постановление Администрации МО "Кош-Агачский район" N 042-з от 12.01.2022.
8. Заявление о предоставлении согласования схемы расположения земельного участка для сельскохозяйственных целей и строительства 1593478 м.кв. По заявлению было принято Постановление Администрации МО "Кош-Агачский район" N 064-з от 20.01.2022.
В вышеуказанных постановлениях о предварительном согласовании предоставления земельного участка речь идет о земельных участках в кадастровом квартале 04:10:070201.
Постановлением от 19.04.2022 N 274-з были отменены постановления Администрации N 740-з от 04.10.2021, N 741-з от 04.10.2021, N 742-з от 04.10.2021 "О предварительном согласовании предоставления земельного участка, расположенного по адресу: Республика Алтай, Кош-Агачский район, Мухор-Тархатинское сельское поселение.
Постановлением от 19.04.2022 N 275-з были отменены постановления Администрации N 839-з от 01.12.2021, N 840-з от 01.12.2021, N 064-з от 20.01.2022, N 841-з от 01.12.2021, N 042-з от 12.01.2022 "О предварительном согласовании предоставления земельного участка, расположенного по адресу: Республика Алтай, Кош-Агачский район, Мухор-Тархатинское сельское поселение.
Не согласившись с Постановлениями Администрации N 274-з от 19.04.2022 и N 275-з от 19.04.2022, СПЖК "Актал" обратилось с заявлением в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частей 2, 3 статьи 201 АПК РФ для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
В соответствии с частью 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Исходя из правил распределения бремени доказывания, установленных статьями 65, 198, 200 АПК РФ, обязанность доказывания факта нарушения своих прав и законных интересов возлагается на заявителя.
Согласно подпункту 8 пункта 1 статьи 1, пункту 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) одним из принципов земельного законодательства является деление земель по целевому назначению на указанные в пункте 1 статьи 7 названного кодекса категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий. Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.
Согласно пункту 1 статьи 77 ЗК РФ землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.
К землям запаса относятся земли, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленные гражданам или юридическим лицам, за исключением земель фонда перераспределения земель, формируемого в соответствии со статьей 80 настоящего Кодекса.
Использование земель запаса допускается после перевода их в другую категорию, за исключением случаев, если земли запаса включены в границы охотничьих угодий, случаев выполнения работ, связанных с пользованием недрами на таких землях, и иных предусмотренных федеральными законами случаев (пункты 1, 2 статьи 103 ЗК РФ).
В ходе проверки Прокуратурой Кош-Агачского района установлено, что в нарушение требований п. 1 ч. 5 ст. 3 Федеральный закон от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" Администрацией при переводе земельного участка в кадастровом квартале 04:10:070201 из категории "земель запаса" в "земли сельскохозяйственного назначения" не указано основание для изменения категории земельного участка (Представление Прокуратуры Кош-Агачского района от 15.04.2022 N07-04-2022).
Как верно отметил суд первой инстанции, все восемь постановлений Администрации "О предварительном согласовании предоставления земельного участка, расположенного по адресу Республика Алтай, Кош-Агачский район, Мухор-Тархатинское сельское поселение" принимались в отношении земель запаса до их перевода в категорию: земли сельскохозяйственного назначения. Соответственно данные постановления были приняты в нарушение норм земельного законодательства.
Случаи и порядок предоставления земель, находящихся в государственной муниципальной собственности, установлены статьями 39.6, 39.14 ЗК РФ при этом заявитель СПЖК "Актал" не подпадает ни под одну категорию лиц, имеющих право на заключение договора аренды земель государственной собственности без проведения аукциона. СПЖК "Актал" мог получить права на аренду заявленных к предоставлению земельных участков при условии их перевода из категории "земли запаса" в земли "сельскохозяйственного назначения" в порядке и на основании статьи 39.11.ЗК РФ.
В апелляционной жалобе заявителем указано, что решением по делу N А02-517/2022 не установлена незаконность постановлений о предварительном согласовании, обстоятельства которого приняты судом первой инстанции.
Вместе с тем, судом первой инстанции приняты во внимание не только обстоятельства, установленные при рассмотрении дела N А02-517/2022, а также доказательства, представленные в настоящее дело, в частности Представление Прокурора Кош-Агачского района, направленного 15.04.2022 в адрес Главы Администрации муниципального образования "Кош-Агачский район".
Правовые основания отмены в оспариваемых постановлениях указаны.
Отклоняя доводы заявителя по делу о необоснованности отмены постановлений о предварительном согласовании предоставления земельных участков по адресу Мухор-Тархатинское сельское поселение в связи с отсутствием на указанных участках строений и сооружений, суд первой инстанции исходил из того, что в данном случае наличие строений и сооружений на спорном земельном участке существенного значения для разрешения заявления не имеет.
На основании изложенного подлежат отклонению доводы апеллянта о необходимости назначения судом первой инстанции судебной экспертизы для установления обстоятельства наличия или отсутствия на спорных земельных участках какого-либо строения.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о законности Постановлений Администрации муниципального образования "Кош-Агачский район", принятых 19.04.2022 за N N 274-з и 275-з, по отмене ранее принятых с нарушением норм ЗК РФ Постановлений о предварительном согласовании предоставления земельных участков.
При таких обстоятельствах, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 АПК РФ, по доводам апелляционной жалобы у суда апелляционной инстанции не имеется.
Согласно статье 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной инстанции в связи с отсутствием оснований для удовлетворения апелляционной жалобы относятся на ее подателя; излишне уплаченная государственная пошлина подлежит возврату из федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 258, 268, 271, пунктом 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 30.11.2022 Арбитражного суда Республики Алтай по делу N А02-1050/2022 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Сельскохозяйственного потребительского животноводческого кооператива "Актал" - без удовлетворения.
Возвратить Чернову Дмитрию Владимировичу из федерального бюджета государственную пошлину в размере 1500 руб., излишне уплаченную по чеку-ордеру от 19.12.2022 за Сельскохозяйственный потребительский животноводческий кооператив "Актал".
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Республики Алтай.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет".
Председательствующий |
С. В. Кривошеина |
Судьи |
И. И. Бородулина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А02-1050/2022
Истец: Сельскохозяйственный потребительский животноводческий кооператив "Актал"
Ответчик: Администрация муниципального образования "Кош-Агачский район"
Третье лицо: Сельская администрация муниципального образования Мухор-Тархатинского сельского поселения Кош-Агачского района Республики Алтай, Васюков Евгений Александрович