г. Хабаровск |
|
07 февраля 2023 г. |
А73-12682/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 31 января 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 07 февраля 2023 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Тищенко А.П.
судей Вертопраховой Е.В., Швец Е.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Шалдуга И.В.
при участии в заседании:
от общества с ограниченной ответственностью "ИнвестСтрой": Пасютин В.И. - директор, Буяновская Е.В. по доверенности от 10.01.2023;
от Министерства лесного хозяйства и лесопереработки Хабаровского края: Сячина О.В. по доверенности от 09.01.2023,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ИнвестСтрой" на решение от 08.12.2022 по делу N А73-12682/2022 Арбитражного суда Хабаровского края по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ИнвестСтрой" (ОГРН 1082723007146, ИНН 2723110538) к Министерству лесного хозяйства и лесопереработки Хабаровского края (ОГРН 1072721021020, ИНН 2721153053) о признании незаконным извещения об отказе в приеме отчета об использовании лесов от 16.06.2022 N ЛД-20220516-453866156-4,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "ИнвестСтрой" (далее - заявитель, Общество, ООО "ИнвестСтрой") обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением о признании незаконным извещения от 16.06.2022 N ЛД-20220516-453866156-4 об отказе Министерства лесного хозяйства и лесопереработки Хабаровского края (далее - Министерство) в приеме отчета об использовании лесов за период январь 2020 - февраль 2021. В порядке восстановления нарушенного права Общество просило обязать Министерство принять вышеуказанный отчет.
Заявление было принято судом к рассмотрению, возбуждено производство по делу N А73-12682/2022. Решением от 08.12.2022 суд отказал в удовлетворении заявления по указанному делу.
Не согласившись с решением, ООО "ИнвестСтрой" обратилось в Шестой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Заявитель жалобы привел следующие доводы:
- Приказ от 21.08.2017 N 451 Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации "Об утверждении перечня информации, включаемой в отчет об использовании лесов, формы и порядка предоставления отчета об использовании лесов, а также требований к формату отчета об использовании лесов в электронной форме" не содержит положений о том, что отчетный период для лесопользователей заканчивается календарным годом и конец отчетного периода должен приходиться на дату, не позднее 31 декабря отчетного года;
- ООО "ИнвестСтрой" ежемесячно осуществляет лесозаготовку древесины и ежемесячно подает отчеты об использовании лесов нарастающим итогом. Порядок предоставления отчетов об использовании лесов не устанавливает сроков окончания отчетного периода для лесозаготовителей, постоянно осуществляющих рубки лесных насаждений;
- необходимость внесения изменений ООО "ИнвестСтрой" в отчет об использовании лесов за 2020 год обусловлена наличием ошибки, допущенной Обществом при учете древесины в объеме 8 432 куб.м., заготовленной но лесным декларациям за 2020 год, сроки рубки но которым были продлены Комитетом лесного хозяйства правительства Хабаровского края на 2021 год письмом от 12.01.2021 г. N 0211/88 "О продлении сроков рубки, хранения и вывозки";
- согласно пункту 2.2.28 Приказа Минприроды России от 11.11.2013 N 496 отчет об использовании лесов рассматривается как один из документов, являющихся основаниями для внесения документированной информации в государственный лесной реестр и ее изменения.
Апелляционная жалоба принята к рассмотрению определением от 09.01.2023 Шестого арбитражного апелляционного суда.
В отзыве на апелляционную жалобу Министерство не согласилось с доводами Общества, просило решение оставить без изменения.
В судебном заседании представители ст орон поддержали апелляционную жалобу и отзыв на нее соответственно.
Выслушав пояснения лиц, участвовавших в судебном заседании, исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, Шестой арбитражный апелляционный суд пришел к следующим выводам относительно законности и обоснованности решения.
08.07.2011 на основании протокола заседания краевой аукционной комиссии по организации и проведению аукционов по продаже права на заключение договоров аренды лесных участков и договоров купли-продажи лесных насаждений от 29.06.2011 N 14, между Правительством Хабаровского края (арендодатель) и ООО "ИнвестСтрой" (арендатор) заключен договор N 0928/2011 аренды лесного участка (далее - договор N 0928/2011), по условиям которого во временное пользование арендатора предоставлен лесной участок общей площадью 38 227,5 га, местоположение: Хабаровский край, Вяземский муниципальный район, Аванское лесничество, кварталы: 1-20, 21 (за исключением выделов 12,13), 22-23, 24 (за исключением выдела 56), 25, 30-36, 42-47, 51, 52, 53 (за исключением выдела 2), 54-58, 61-88 ВерхнеПодхоренковского участкового лесничества. Номер учетной записи в государственном лесном реестре 08:217:01:0928.
Указанный участок является частью лесного участка общей площадью 327 619,7 га, расположенного по адресу: Хабаровский край, Вяземский район, Аванское лесничество, Аванское участковое лесничество (кв. 1-203), Капитоновское участковое лесничество (кв. 1-230), Подхоренковское участковое лесничество (кв. 1-178), Верхне-Подхоренковское участковое лесничество (кв. 1-88), Вяземское участковое лесничество (кв. 1-109; 112-114; 115 (выд. 33 ч, 34 ч, 35 ч, 38); 119-123; 124 (выд. 12 ч); 126; 127; 129; 133; 140; 141; 143-203); кадастровый (условный) номер: 27-27-06/006/2008-122.
Срок действия договора составляет 25 лет (пункт 22 договора N 0928/2011).
Проект освоения лесов на лесном участке, переданном в аренду ООО "ИнвестСтрой" по договору N 0928/2011, утвержден приказом Управления лесами Правительства Хабаровского края от 22.07.2019 N 1285П на основании заключения государственной экспертизы проекта освоения лесов от 22.07.2019 с учетом изменений, утвержденных приказом Комитета по управлению лесами Правительства Хабаровского края от 30.07.2021 N 1065 П.
В соответствии с изменениями, внесенными решением Арбитражного суда Хабаровского края от 24.02.2021 по делу N А73-16847/2020 в приложение N 3 к договору N 0928/2011, среднегодовой объем использования лесов (заготовка древесины (ликвидной)) составляет 26 700 куб.м.
16.05.2022 ООО "ИнвестСтрой" направило в Министерство лесного хозяйства и лесопереработки Хабаровского края отчет об использовании лесов за январь 2020 - февраль 2021 по договору N 0928/2011 в форме электронного документа через портал государственных и муниципальных услуг.
По результатам рассмотрения отчета об использовании лесов Министерством принято решение в форме извещения от 16.06.2022 N ЛД20220516-453866156-4 об отказе в приеме отчета, в связи с его несоответствием форме и порядку его представления и заполнения.
Основанием для отказа в приеме отчета об использовании лесов послужили следующие выводы Министерства лесного хозяйства и лесопереработки Хабаровского края: отчет об использовании лесов не соответствует форме, содержанию и порядку представления; дополнительно указано, что отчет об использовании лесов (1 ИЛ) за два года не представляется.
Не согласившись с указанным решением, полагая его незаконным, нарушающим права в сфере экономической деятельности, ООО "ИнвестСтрой" обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
В силу частей 1, 9 и 11 статьи 29 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) заготовка древесины представляет собой предпринимательскую деятельность, связанную с рубкой лесных насаждений, а также с вывозом из леса древесины. Граждане, юридические лица осуществляют заготовку древесины на основании договоров аренды лесных участков, если иное не установлено ЛК РФ.
Правила заготовки древесины и особенности заготовки древесины в лесничествах, лесопарках, указанных в статье 23 ЛК РФ лесничествах устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Статьей 49 ЛК РФ предусмотрена обязанность граждан и юридических лиц, осуществляющих использование лесов, представлять в органы государственной власти отчет об использовании лесов.
Частью 4 статьи 49 ЛК РФ предусмотрено, что перечень информации, включаемой в отчет об использовании лесов, порядок фиксации этой информации, форма и порядок представления отчета об использовании лесов, а также требования к формату отчета об использовании лесов в электронной форме устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Во исполнение требований статьи 49 ЛК РФ приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 21.08.2017 N 451 (далее - Приказ) утвержден Перечень информации, включаемой в отчет об использовании лесов - приложение N1 (далее - Перечень), Форма - приложение N 2 и Порядок представления отчета об использовании лесов - приложение N 3 (далее - Порядок), а также Требования к формату отчета об использовании лесов в электронной форме - приложение N 4.
Согласно Перечню в отчете об использовании лесов (далее - Отчет) должна приводиться информация о фактических объемах осуществляемого использования лесов, нарастающим итогом с начала года по состоянию на конец отчетного периода.
Отчет должен составляться по форме, утвержденной Приказом (приложение N 2 к Приказу) (пункт 3 Порядка).
Формой представления отчета об использовании лесов, в разделе "I. Использование лесов для заготовки древесины" в столбце "объем древесины, куб.м, всего" предусмотрено указание фактического объема полученной (заготовка, рубка) древесины по каждому видовому (породному) и сортиментному составу древесины, в соответствии с Перечнями видов древесины, на которые распространяются требования главы 2.2 ЛК РФ, утвержденными распоряжением Правительства Российской Федерации от 13.06.2014 N 1047 - р по лесосекам, с точностью до одного знака после запятой, в кубических метрах.
В соответствии с пунктом 2 Порядка Отчет должен представляться ежемесячно, не позднее десятого числа месяца, следующего за отчетным (при использовании лесов в целях заготовки древесины, а также при использовании лесов в иных целях, при которых осуществлялись рубки лесных насаждений). В случаях, если при использовании лесов не осуществлялись рубки лесных насаждений, Отчет должен представляться ежегодно, не позднее 10 января года, следующего за отчетным.
Пунктом 4 Порядка предусмотрено, что гражданам, в том числе индивидуальным предпринимателям, юридическим лицам, осуществляющим заготовку древесины предоставляется право выбора прилагаемых в обязательном порядке к Отчету материалов дистанционного зондирования (далее - материалы ДЗ), фото- и видеофиксации лесосеки (выдела), на которой производится заготовка древесины: материалов ДЗ - однократно, к годовому отчету; материалов фото- и видеофиксации лесосеки (выдела), на которой производится заготовка древесины (далее - лесосека), - дважды в год, к отчету за март и декабрь.
Граждане, юридические лица, осуществляющие заготовку древесины, в случае окончания на лесосеке всех работ по заготовке и вывозке древесины в текущем квартале, Отчет в следующем квартале, за исключением годового отчета, не представляют.
Проанализировав Форму представления отчета об использовании лесов, а также требования по его составлению и перечню информации, которая должна включаться в Отчет, порядок представления Отчета, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что отчетный период для лесопользователей заканчивается календарным годом, то есть конец отчетного периода должен приходиться на дату, не позднее 31 декабря отчетного года.
Годовой отчет должен представляться в уполномоченный орган не позднее 10 января года, следующего за отчетным.
В Отчете должен приводиться фактический объем заготовленной в отчетном периоде древесины, нарастающим итогом с начала года по состоянию на конец отчетного периода, что не предполагает возможность включения в этот Отчет объема древесины, фактически заготовленной в ином отчетном периоде.
Отношения по предоставлению органом государственной власти субъекта Российской Федерации в области лесных отношений государственной услуги по приему отчетов об использовании лесов от граждан, юридических лиц, осуществляющих использование лесов, урегулированы Административным регламентов, утвержденным приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 08.12.2016 N 641 (далее - Административный регламент).
В соответствии с пунктом 2.11.2 Административного регламента основанием для отказа в предоставлении государственной услуги по приему отчета об использовании лесов является: непредставление документов, указанных в Административном регламенте; несоответствие отчета форме и порядку его представления и заполнения.
Как следует из материалов дела, 06.01.2021 ООО "ИнвестСтрой" составлен отчет об использовании лесов за 2020 год, направленный в адрес уполномоченного органа, согласно которому объем заготовленной древесины составляет 24 532 куб.м.
Письмом от 12.01.2021 N 0211/88 "О продлении сроков рубки, хранения и вывозки" Комитет лесного хозяйства Правительства Хабаровского края продлил Обществу сроки рубки древесины на территории Аванского лесничества по лесным декларациям 2020 до 28.02.2021 и до 31.01.2021.
Согласно заявлению Общества, общий объем заготовки по продленным лесным декларациям 2020 составил 10 286 куб.м, из них фактически заготовлено 8 426 куб.м.
Полагая, что в отчете об использовании лесов за 2020 должен быть указан объем заготовленной древесины в 2020 году в общем размере 32 653 куб.м, (24 532 куб.м - объем фактически заготовленной древесины в 2020 году, отраженный в том числе в первоначальном отчете за 2020 год + 8 426 куб.м - объем заготовленной древесины по продленным лесным декларациям, согласно письму от 12.01.2021 N 0211/88), ООО "ИнвестСтрой" 16.05.2022 направило в уполномоченный орган отчет об использовании лесов за январь 2020 - февраль 2021.
Таким образом, объем древесины 24 532 куб.м был фактически заготовлен Обществом в 2020, объем древесины 8 426 куб.м по продленным лесным декларациям 2020 был фактически заготовлен Обществом в 2021, что не оспаривалось представителями Общества в суде первой инстанции.
Министерство, установив, что спорный отчет об использовании лесов представлен не за отчетный период, то есть не по форме, утвержденной Приказом, а также позднее 10 января года, следующего за отчетным, то есть в нарушение требований Порядка, правомерно отказало Обществу в принятии данного отчета.
Основание отказа в приеме отчета об использовании лесов соответствует основанию, предусмотренному пунктом 2.11.2 Административного регламента.
Правомерно отклонен судом первой инстанции довод Общества о том, что внесение изменений в отчет предусмотрено Приказом N 496.
Приказом Минприроды России от 11.11.2013 N 496 утверждены Перечень, формы и порядок подготовки документов, на основании которых осуществляется внесение документированной информации в государственный лесной реестр и ее изменение (далее - Перечень).
Раздел 2 Перечня устанавливает перечень документов, на основании которых вносится информация в государственный лесной реестр и ее изменения: акт о внесении документированной информации в государственный лесной реестр; акт об изменении документированной информации государственного лесного реестра; акт несоответствия данных государственного лесного реестра натурному обследованию.
В соответствии с пунктом 4.2.2 Перечня к ошибкам в сведениях государственного лесного реестра относятся: техническая ошибка (описка, опечатка, грамматическая или арифметическая ошибка), допущенная при ведении государственного лесного реестра органом государственной власти, и приведшая к несоответствию документированной информации, внесенной в государственный лесной реестр, сведениям в первичных документах - основаниях составления соответствующих Актов, указанных в пункте 2.1 Перечня (техническая ошибка); воспроизведенная ошибка, допущенная в первичных документах - основаниях составления соответствующих Актов, указанных в пункте 2.1 Перечня (воспроизведенная ошибка).
В силу пунктов 4.2.3 - 4.2.4 Перечня ошибки в государственном лесном реестре устраняются в заявительном порядке органом государственной власти, осуществляющим ведение государственного лесного реестра.
Таким образом, если сведения государственного лесного реестра не соответствуют информации, закрепленной в первичных документах, послуживших основанием для внесения сведений в реестр, в государственном лесном реестре подлежат устранению ошибки.
Отчет об использовании лесов согласно пункту 2.2.28 Перечня, рассматривается как один из документов, являющийся основанием для внесения документированной информации в Акты, указанные в пункте 2.1 Перечня.
Таким образом, вышеуказанным Перечнем не предусмотрено исправление ошибок, допущенных в отчете об использовании лесов.
Также правомерно отклонен арбитражным судом довод заявителя как несостоятельный о том, что направление измененного отчета обусловлено наличием существенных ошибок, допущенных Обществом при формировании первоначального отчета за 2020, поскольку указание в спорном отчете об использовании лесов заготовленной древесины в большем объеме, нежели фактически было заготовлено в отчетном периоде, не может относиться к ошибкам.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, сводящиеся к иной, чем у арбитражного суда, неверной трактовке законодательства, не могут служить основаниями для отмены судебного акта, так как не свидетельствуют о нарушении арбитражным судом первой инстанции норм права. Кроме того, данные доводы не опровергают выводы суда первой инстанции, а лишь выражают несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Таким образом, решение в форме извещения от 16.06.2022 N ЛД-20220516-453866156-4 об отказе в приеме отчета об использовании лесов за период январь 2020 - февраль 2021 соответствует действующему законодательству и не нарушает прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Решение суда об отказе в удовлетворении заявления по делу является законным и обоснованным. Отсутствуют предусмотренные статьей 270 АПК РФ основания для изменения или отмены судебного акта.
В силу статьи 110 АПК РФ государственная пошлина за подачу апелляционной жалобы возлагается на заявителя.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 08.12.2022 по делу N А73-12682/2022 Арбитражного суда Хабаровского края оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
А.П. Тищенко |
Судьи |
Е.В. Вертопрахова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А73-12682/2022
Истец: ООО "Инвестстрой"
Ответчик: Министерство лесного хозяйства и лесопереработки Хабаровского края