г. Чита |
|
4 марта 2024 г. |
Дело N А78-9802/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 февраля 2024 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 04 марта 2024 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Басаева Д.В.,
судей: Подшиваловой Н.С., Резниченко Н.В.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Исламовой А.В.,
при участии в судебном заседании представителей Региональной службы по тарифам и ценообразованию Забайкальского края Деревцовой К.С. (доверенность от 09.01.2024), общества с ограниченной ответственностью "Корона" Рюмкина Ю.Н. (доверенность от 25.04.2023),
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Региональной службы по тарифам и ценообразованию Забайкальского края на решение Арбитражного суда Забайкальского края от 19.12.2023 по делу N А78-9802/2023,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Корона" (ОГРН 1167536057370, 672000, Забайкальский край, Чита город, Столярова улица, дом 72, квартира 40, далее - ООО "Корона", Общество) обратилось в Арбитражный суд Забайкальского края с заявлением к Региональной службе по тарифам и ценообразованию Забайкальского края (ОГРН 1087536008790, 672027, Россия, Забайкальский край, город Чита г.о., Чита г., Горького ул., д. 43, этаж 2, далее - РСТ Забайкальского края, лицензирующий орган, Служба) о признании недействительным приказа от 27 июля 2023 года N 1443/л об отказе в продлении лицензии на розничную продажу алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания.
Решением Арбитражного суда Забайкальского края от 19.12.2023 по делу N А78-9802/202 заявленные требования удовлетворены.
Служба обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит отменить обжалуемый судебный акт по мотивам, изложенным в жалобе.
Апеллянт указывает, что позиция Минфина России в части положений ГОСТ 30389-2013, изложенная в письме (09.01.2019 N 02-14-11/203), противоречива и не позволяет сделать однозначный вывод о требованиях, предъявляемых к организациям, осуществляющим розничную продажу алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания.
В свою очередь, соблюдение положений ГОСТ 30389-2013 является необходимым с учетом законного права на жизнь и здоровье граждан, где оказание услуг общественного питания обусловливает повышенные санитарно-эпидемиологические требования к организации питания населения с целью обеспечения безопасности жизни и здоровья потребителей.
Отзыв на апелляционную жалобу не представлен.
Информация о времени и месте судебного заседания по апелляционной жалобе размещена на официальном сайте апелляционного суда в сети "Интернет" 30.01.2024. Таким образом, о месте и времени судебного заседания лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, заслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, ООО "Корона" зарегистрировано в качестве юридического лица, имело лицензию на розничную продажу алкогольной продукции N 75РПО0000393 с периодом действия с 19.03.2018 по 19.03.2023. В лицензию было включено 4 обособленных подразделения.
17.02.2023 (вх. N 942) Общество направило в РСТ Забайкальского края заявление о продлении срока действия лицензии на розничную продажу алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания в обособленных подразделениях по адресам:
- Забайкальский край, Читинский район, с. Смоленка, ул. Политехническая, д. 32;
- Забайкальский край, г. Чита, ул. Столярова, д. 37, корп. 1;
- Забайкальский край, г. Чита, ул. Виля Липатова, д. 22;
- Забайкальский край, г. Чита, ул. Гагарина, д. 8Б.
По результатам рассмотрения заявления Службой принят приказ от 14.04.2023 N 554/л об отказе в продлении лицензии на розничную продажу алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Забайкальского края от 26.06.2023 по делу N А78-4862/2023 приказ Службы от 14.04.2023 N 554/л об отказе в продлении лицензии на розничную продажу алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания признан недействительным, суд обязал лицензирующий орган устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО "Корона".
Во исполнение решения Арбитражного суда Забайкальского края Службой повторно рассмотрено заявление ООО "Корона" о продлении лицензии от 17.02.2023 N 942.
По результатам выездной оценки, в том числе на основании акта от 10.07.2023 года N 1220, РСТ Забайкальского края принят приказ от 27.07.2023 года N 1443/л об отказе в продлении лицензии на розничную продажу алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания, мотивированный тем, что заявленные объекты на розничную продажу алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания не соответствуют лицензионным требованиям, предусмотренным ГОСТ 30389-2013 "Услуги общественного питания. Предприятия общественного питания. Классификация и общие требования" (объекты оценки не соответствуют типам организации "бар", более характерным типом является "магазин").
Не согласившись с названным ненормативным правовым актом, считая его несоответствующим действующему законодательству, ООО "Корона" обратилось с заявлением в арбитражный суд.
Суд первой инстанции, оценив доводы и возражения сторон, а также доказательства, представленные сторонами в обоснование своих требований и возражений, в соответствии со статьёй 71 АПК РФ на предмет их относимости, допустимости, достоверности в отдельности, а также достаточности и взаимной связи в их совокупности, на основе правильного установления фактических обстоятельств по делу, верного применения норм материального и процессуального права сделал обоснованный вывод о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частям 2 и 3 статьи 201 АПК РФ для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие оспариваемых ненормативного правового акта, решений и действий (бездействий) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 1 статьи 65, части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействий), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействий), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействий), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействия).
В силу пункта 15 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28.06.2022 N 21 "О некоторых вопросах применения судами положений главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации" (далее - постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 21), обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, определяются судом в соответствии с нормами материального права, подлежащими применению к спорным публичным правоотношениям, исходя из требований и возражений лиц, участвующих в деле. Если иное не предусмотрено законом, суд не связан правовой квалификацией спорных отношений и вправе признать оспоренное решение законным (незаконным) со ссылкой на нормы права, не указанные в данном решении.
При этом суд не связан основаниями и доводами заявленных требований, то есть независимо от доводов заявления суд, в том числе по своей инициативе, выясняет имеющие значение для дела обстоятельства, в том числе соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами, а также соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Государственное регулирование в области производства и оборота такой специфической продукции, относящейся к объектам, ограниченно оборотоспособным, как этиловый спирт, алкогольная и спиртосодержащая продукция, обусловлено необходимостью защиты как жизни и здоровья граждан, так и экономических интересов Российской Федерации, обеспечения нужд потребителей в соответствующей продукции, повышения ее качества и проведения контроля за соблюдением законодательства, норм и правил в регулируемой области (Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 12.11.2003 N 17-П, от 23.05.2013 N 11-П, от 30.03.2016 N 9-П, от 18.02.2019 N 11-П и от 29.04.2020 N 22-П).
Аналогичные цели государственного регулирования производства и оборота алкогольной продукции закреплены в пункте 1 статьи 1 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее - Закон N 171-ФЗ).
К подобным ограничениям относится, в том числе, установленный пунктом 1 статьи 26 Закона N 171-ФЗ запрет на оборот алкогольной продукции (за исключением некоторых ее видов) без соответствующих лицензий.
В соответствии с пунктом 2 статьи 18 Закона N 171-ФЗ такой вид деятельности, как розничная продажа алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания, подлежит лицензированию.
Согласно пункту 1 статьи 11 и пункту 1 статьи 16 Закона N 171-ФЗ оборот алкогольной продукции (за исключением розничной продажи пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи), в том числе розничную продажу такой продукции при оказании услуг общественного питания, вправе осуществлять только организации.
Выдача лицензии относится к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (пункт 1 статьи 6 Закона N 171-ФЗ).
Лицензии на розничную продажу алкогольной продукции выдаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (пункт 10 статьи 18 Закона N 171-ФЗ).
Согласно пункту 22.1.1 Положения о Региональной службе по тарифам и ценообразованию Забайкальского края, утвержденного постановления Правительства Забайкальского края от 16 мая 2017 года N 196, РСТ Забайкальского края осуществляет полномочия по оказанию государственной услуги по лицензированию розничной продажи алкогольной продукции.
Порядок выдачи, продления и переоформления лицензий регламентирован статьей 19 Закона N 171-ФЗ.
По общему правилу, лицензия на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции выдается на срок, указанный лицензиатом, но не более чем на пять лет (пункт 17 статьи 19 Закона N 171-ФЗ).
Абзацем вторым той же нормы предусмотрено, что срок действия лицензий продлевается по просьбе лицензиата на основании представляемого им в лицензирующий орган заявления о продлении срока действия соответствующей лицензии как на бумажном носителе, так и в форме электронного документа посредством федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" при условии уплаты государственной пошлины, а также на основании представляемых налоговым органом по межведомственному запросу лицензирующего органа сведений об отсутствии у заявителя на 1-е число месяца поступления в лицензирующий орган заявления о продлении срока действия лицензии не погашенных на дату такого поступления недоимки по налогам, сборам, страховым взносам, задолженности по пеням, штрафам, процентам за нарушение законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, которые в совокупности (с учетом имеющейся переплаты по таким обязательным платежам) превышают 3000 рублей и не погашены на дату получения налоговым органом запроса лицензирующего органа.
На основании пункта 2 статьи 5 Федерального закона от 26.03.2022 N 74-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и о приостановлении действия отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" действие абзаца второго пункта 17 статьи 19 Закона N 171-ФЗ приостановлено до 31 декабря 2023 года в части требования об отсутствии задолженности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней и штрафов за нарушение законодательства Российской Федерации о налогах и сборах для продления лицензий на розничную продажу алкогольной продукции и лицензий на розничную продажу алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания.
Пунктом 16 статьи 19 Закона N 171-ФЗ предусмотрено, что сроки принятия лицензирующим органом решения о продлении срока действия лицензии не могут превышать сроки, установленные для принятия решения о выдаче лицензии или об отказе в ее выдаче.
При этом согласно абзацу третьему пункта 17 той же статьи в течение 30 дней со дня поступления заявления о продлении срока действия такой лицензии лицензирующий орган рассматривает данное заявление, принимает решение о продлении срока действия такой лицензии или об отказе в продлении этого срока в порядке, установленном для выдачи лицензии, и в течение трех рабочих дней после принятия соответствующего решения сообщает в письменной форме о своем решении лицензиату, а в случае принятия решения об отказе в продлении срока действия такой лицензии и о причинах отказа.
Датой продления лицензии на осуществление деятельности в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции является дата внесения соответствующей записи в государственный сводный реестр выданных лицензий (пункт 19 статьи 19 Закона N 171-ФЗ).
Пунктом 2 статьи 23.2 Закона N 171-ФЗ предусмотрено, что в рамках предоставления органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации государственной услуги, предусмотренной статьей 19 (в части лицензирования) настоящего Федерального закона, проводится оценка соответствия заявителя лицензионным требованиям и (или) обязательным требованиям.
Оценка проводится посредством оценки сведений, содержащихся в представленных заявителем заявлении и (или) документах, без выезда к заявителю и (или) при непосредственном выезде к заявителю (пункт 3 статьи 23.2 Закона N 171-ФЗ).
Порядок, предмет и сроки проведения оценки определены Правилами проведения оценки соответствия заявителя лицензионным требованиям и (или) обязательным требованиям в рамках предоставления исполнительным органом субъекта Российской Федерации государственной услуги, предусмотренной статьей 19 (в части лицензирования) Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции", утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.03.2022 N 541 (далее - Правила N 541).
Согласно пункту 2 Правил N 541 предметом оценки соответствия является установление соответствия сведений, содержащихся в поступивших для предоставления государственной услуги заявлении и (или) документах, лицензионным требованиям и (или) обязательным требованиям, установленным в соответствии с положениями статей 2, 8, 11, 16, 19, 20, 25 и 26 Закона N 171-ФЗ, а также соответствия лицензионным требованиям помещений, зданий, строений, сооружений, технических средств, оборудования и иных объектов, которые предполагается использовать заявителем при осуществлении лицензируемого вида деятельности.
Выездная оценка проводится посредством оценки соответствия помещений, зданий, строений, сооружений, технических средств, оборудования, иных объектов, которые предполагается использовать заявителем при осуществлении лицензируемого вида деятельности, лицензионным требованиям и (или) обязательным требованиям, а также сведениям, указанным в заявлении и документах (пункт 6 Правил N 541).
Выездная оценка проводится по месту нахождения помещений, зданий, строений, сооружений, технических средств, оборудования и иных объектов, которые предполагается использовать заявителем при осуществлении лицензируемого вида деятельности (пункт 7 Правил N 541).
В соответствии с пунктом 10 Правил N 541 по результатам проведения выездной оценки составляется акт оценки соответствия заявителя лицензионным требованиям и (или) обязательным требованиям в рамках предоставления исполнительным органом субъекта Российской Федерации государственной услуги по выдаче, продлению срока действия, переоформлению лицензий на розничную продажу алкогольной продукции, лицензий на розничную продажу алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания при непосредственном выезде к заявителю по форме согласно приложению N 2 (далее - акт выездной оценки).
Таким образом, целью оценки является выявление соответствия либо несоответствия соискателя лицензии (при выдаче) или лицензиата (при переоформлении или продлении) и используемых ими помещений, зданий, строений, сооружений, технических средств, оборудования, иных объектов лицензионным и (или) обязательным требованиям.
При осуществлении производства и (или) оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции лицензиат обязан соблюдать предусмотренные законодательством Российской Федерации лицензионные требования и условия.
Под лицензионными требованиями и условиями понимается совокупность установленных нормативными правовыми актами о лицензировании конкретных видов деятельности требований и условий, выполнение которых лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности. Лицензионные требования включают в себя требования к созданию юридических лиц и деятельности юридических лиц в соответствующих сферах деятельности, установленные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и направленные на обеспечение достижения целей лицензирования.
К лицензионным требованиям с учетом особенностей осуществления лицензируемого вида деятельности могут быть отнесены требования о наличии у соискателя лицензии и у лицензиата помещений, зданий, сооружений и иных объектов по месту осуществления лицензируемого вида деятельности, технических средств и оборудования, принадлежащих им на праве собственности или ином законном основании, и необходимых для осуществления соответствующего вида деятельности.
Несоблюдение лицензионных требований является основанием для применения мер государственного принуждения, в том числе в виде административной ответственности (часть 1 статьи 14.17 КоАП Российской Федерации), приостановления действия или аннулирования лицензии, а также превентивных мер в виде отказа в выдаче (переоформлении, продлении) лицензии.
Из подпункта 1 пункта 9 статьи 19 и пункта 4 статьи 23.2 Закона N 171-ФЗ следует, что применительно к деятельности, связанной с производством и оборотом алкогольной продукции, лицензионными признаются требования, установленные в соответствии с положениями статей 2, 8, 9, 10.1, 11, 14.1, 16, 19, 20, 25 и 26 данного Закона.
В свою очередь, согласно пункту 4 статьи 16 Закона N 171-ФЗ розничная продажа алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания осуществляется только в объектах общественного питания, имеющих зал обслуживания посетителей, вагонах-ресторанах (вагонах-кафе, вагонах-буфетах, вагонах-барах), а также на морских судах и судах смешанного река-море плавания, внутреннего плавания, воздушных судах, за исключением случаев, указанных в настоящем пункте.
Абзацем вторым той же нормы предусмотрено, что организации на основании лицензии на розничную продажу алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания вправе осуществлять данный лицензируемый вид деятельности в таких объектах общественного питания, как рестораны, бары, кафе, буфеты.
Как следует из материалов настоящего дела, ООО "Корона" к лицензированию заявлен тип организации общественного питания - "бар".
Приказом Службы от 04.07.2023 N 1841 была назначена выездная оценка в отношении ООО "Корона" (т. 1, л.д. 131-132), по окончании которой составлен соответствующий акт от 10.07.2023 N 1220 (т.1, л.д. 106-110).
27.07.2023 РСТ Забайкальского края принят приказ N 1443/л об отказе в продлении лицензии на розничную продажу алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания (т.1, л.д.13-14).
Основаниями для отказа в продлении лицензии явилось несоответствие заявленных объектов общественного питания требованиям, содержащимся в Межгосударственном стандарте ГОСТ 30389-2013 "Услуги общественного питания. Предприятия общественного питания. Классификация и общие требования" и в санитарно-эпидемиологических правилах СанПиН 2.3/2.4.3590-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания населения", утвержденным постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 27.10.2020 N 32.
По мнению лицензирующего органа, положения пункта 4 статьи 16 Закона N 171-ФЗ необходимо применять во взаимосвязи с ГОСТ 30389-2013 и СанПиН 2.3./2.4.3590-20, которые устанавливают соответствующие требования к объектам общественного питания, в том числе барам.
Действительно, минимальные требования к предприятиям (объектам) общественного питания, и классификация предприятий (объектов) общественного питания различных типов определены ГОСТ 30389-2013 "Услуги общественного питания. Предприятия общественного питания. Классификация и общие требования".
Вместе с тем необходимо учитывать, что правовые основы стандартизации, в том числе функционирования национальной системы стандартизации, установлены Федеральным законом от 29.06.2015 N 162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации" (далее - Закон N 162-ФЗ), который регулирует отношения в сфере стандартизации, включая отношения, возникающие при разработке (ведении), утверждении, изменении (актуализации), отмене, опубликовании и применении документов по стандартизации.
В силу пункта 1 статьи 2 Закона N 162-ФЗ под документом по стандартизации понимается документ, в котором для добровольного и многократного применения устанавливаются общие характеристики объекта стандартизации, а также правила и общие принципы в отношении объекта стандартизации, за исключением случаев, если обязательность применения документов по стандартизации устанавливается настоящим Федеральным законом.
Национальным стандартом признается документ по стандартизации, который разработан участником или участниками работ по стандартизации, в отношении которого проведена экспертиза в техническом комитете по стандартизации или проектном техническом комитете по стандартизации и в котором для всеобщего применения устанавливаются общие характеристики объекта стандартизации, а также правила и общие принципы в отношении объекта стандартизации (пункт 7 той же статьи).
В соответствии с пунктом 1 статьи 4 Закона N 162-ФЗ стандартизация в Российской Федерации основывается на принципе добровольности применения документов по стандартизации.
Из статьи 14 Закона N 162-ФЗ следует, что необходимо различать документы национальной системы стандартизации и документы по стандартизации, которые устанавливают обязательные требования в отношении объектов стандартизации, предусмотренных статьей 6 этого же Закона.
Национальные стандарты разрабатываются в целях содействия использованию полученных в различных областях знаний и решений, инноваций, достижений науки и техники (часть 1 статьи 17 Закона N 162-ФЗ).
В соответствии со статьей 26 Закона N 162-ФЗ документы национальной системы стандартизации применяются на добровольной основе одинаковым образом и в равной мере независимо от страны и (или) места происхождения продукции (товаров, работ, услуг), если иное не установлено законодательством Российской Федерации (часть 1).
Условия применения международных стандартов, региональных стандартов, межгосударственных стандартов, региональных сводов правил, стандартов иностранных государств, сводов правил иностранных государств, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований утвержденного технического регламента или которые содержат правила и методы исследований (испытаний) и измерений, в том числе правила отбора образцов, необходимые для применения и исполнения утвержденного технического регламента и осуществления оценки соответствия, устанавливаются в соответствии с Федеральным законом от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" (часть 2).
Применение национального стандарта является обязательным для изготовителя и (или) исполнителя в случае публичного заявления о соответствии продукции национальному стандарту, в том числе в случае применения обозначения национального стандарта в маркировке, в эксплуатационной или иной документации, и (или) маркировки продукции знаком национальной системы стандартизации (часть 3).
Как указано в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 25 апреля 2019 года N 910-О, федеральным законодателем установлена система обязательных требований, призванных обеспечить безопасность продукции, соблюдение которых подлежит государственному контролю (надзору), а также система стандартов и требований, предполагающих их добровольное применение организациями и направленных в том числе на повышение качества продукции.
Следовательно, по общему правилу, национальные стандарты не подлежат обязательному исполнению и применяются на добровольной основе.
Применительно к ГОСТ 30389-2013 следует отметить, что в пункте 1 приказа Росстандарта от 22.11.2013 N 1676-ст "Об утверждении межгосударственного стандарта" прямо указано, что данный ГОСТ вводится в действие в качестве национального стандарта для добровольного применения.
В этой связи в письме Минфина России от 9 января 2019 года N 03-14-11/20 обращено внимание на то, что требования ГОСТ 30389-2013 не являются обязательными для применения субъектами, осуществляющими розничную продажу алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания.
В обоснование обязательности требований ГОСТ 30389-2013 к организациям, осуществляющим деятельность по розничной продаже алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания, РСТ Забайкальского края, во-первых, ссылается на положения части 1 статьи 46 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" (далее - Закон N 184-ФЗ); во-вторых, приводит довод о том, что в отсутствие иного правового регулирования, упоминаемые в пункте 4 статьи 16 Закона N 171-ФЗ типы объектов общественного питания (рестораны, бары, кафе, буфеты) необходимо применять во взаимной связи с ГОСТ 30389-2013; в-третьих, просит учесть правовую позицию, выраженную в постановлении Верховного Суда Российской Федерации от 20 июля 2016 года N 46-АД16-5, впоследствии воспринятую некоторыми арбитражными судами при рассмотрении конкретных дел.
Действительно, государственное регулирование производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и ограничение потребления (распития) алкогольной продукции осуществляются в целях защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан, экономических интересов Российской Федерации, обеспечения безопасности указанной продукции, нужд потребителей в ней, а также в целях контроля за соблюдением законодательства, норм и правил в регулируемой области (пункт 1 статьи 1 Закона N 171-ФЗ).
Согласно части 1 статьи 46 Закона N 184-ФЗ со дня вступления в силу настоящего Федерального закона впредь до вступления в силу соответствующих технических регламентов требования к продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, подлежат обязательному исполнению только в части, соответствующей целям защиты жизни или здоровья граждан, предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей, в том числе потребителей.
Однако этой же нормой предусмотрено, что нормативные правовые акты Российской Федерации и нормативные документы федеральных органов исполнительной власти, устанавливающие на период до вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательные требования к продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, размещаются соответствующими федеральными органами исполнительной власти в информационной системе общего пользования в электронной форме с указанием подлежащих обязательному исполнению структурных единиц (разделов, пунктов) этих актов и документов, за исключением случаев, предусмотренных статьей 5 Закона N 184-ФЗ.
Нормативных правовых актов, устанавливающих на период до вступления в силу соответствующих технических регламентов, с указанием подлежащих обязательному исполнению структурных единиц (разделов, пунктов) ГОСТ 30389-2013 не имеется.
Кроме того, согласно пункту 62 Административного регламента исполнения Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии государственной функции по учету национальных стандартов, правил стандартизации, норм и рекомендаций в этой области и обеспечению их доступности заинтересованным лицам, утвержденного приказом Минпромторга России от 06.11.2008 N 266 (далее - Административный регламент), обеспечение на постоянной основе официального опубликования вновь утвержденных национальных стандартов, изменений, дополнений к ним в электронно-цифровой форме на Интернет-портале Федерального агентства в сети Интернет осуществляется в срок не более 30 дней после утверждения национальных стандартов. К официально опубликованным стандартам в электронно-цифровой форме обеспечивается свободный бесплатный доступ на срок, необходимый для ознакомления с ними, - на 1 год.
Федеральное агентство обеспечивает до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов размещение на постоянной основе в электронно-цифровой форме на Интернет-портале Федерального агентства в сети Интернет утвержденных национальных стандартов, изменений, дополнений к ним, содержащих обязательные требования к продукции, или к связанным с ними процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации в части, соответствующей целям: защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества; охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений; предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей.
То есть пунктом 62 Административного регламента прямо предусмотрено, что национальные стандарты, содержащие обязательные требования к продукции, или к связанным с ними процессам хранения, перевозки, реализации и утилизации в части, соответствующей целям защиты жизни или здоровья граждан, предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей, размещаются в электронно-цифровой форме на Интернет-портале Росстандарта на постоянной основе, в отличие от национальных стандартов, не содержащих подобные требования (они размещаются на 1 год).
В ответ на судебный запрос Росстандарт в письме от 07.12.2023 года N 16318-ИШ/03 сообщил, что на официальном сайте Росстандарта в сети Интернет текст ГОСТ 30389-2013 был размещен на срок, необходимый для ознакомления, а именно на один год, В настоящее время уведомление об утверждении ГОСТ 30389-2013 доступно на официальном сайте Росстандарта (https://www.rst.gov.ru), ознакомиться с ним можно в соответствующем разделе. Вместе с тем в связи с истечением необходимого для ознакомления ГОСТ 30389-2013 годичного срока, предусмотренного Административным регламентом, осуществить поиск и ознакомление с текстом ГОСТ 30389-2013 на официальном сайте не представляется возможным.
Таким образом, уполномоченный орган (Росстандарт) не относит ГОСТ 30389-2013 к национальным стандартам, содержащим обязательные требования к продукции, или к связанным с ними процессам хранения, перевозки, реализации и утилизации в части, соответствующей целям защиты жизни или здоровья граждан, предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей.
Более того, в приказе от 22.11.2013 N 1676-ст "Об утверждении межгосударственного стандарта" Росстандарт указывает, что данный ГОСТ вводится для добровольного применения.
Относительно второго из рассматриваемых доводов лицензирующего органа (о необходимости в целях применения пункта 4 статьи 16 Закона N 171-ФЗ использовать требования к барам, установленные в ГОСТ 30389-2013) суд исходил из следующего.
В соответствии со статьей 27 Закона N 162-ФЗ нормативные правовые акты могут содержать ссылки на официально опубликованные национальные стандарты и информационно-технические справочники (часть 1). Применение ссылок на национальные стандарты в нормативных правовых актах допускается в целях обеспечения выполнения технических и функциональных требований нормативного правового акта и в случае, если Правительство Российской Федерации, заинтересованные федеральные органы исполнительной власти уполномочены на установление соответствующих требований (часть 2). Ссылки на национальные стандарты в нормативных правовых актах применяются путем приведения в них наименования и обозначения национальных стандартов с указанием даты утверждения и даты введения в действие, пунктов, разделов национальных стандартов (часть 3). Федеральный орган исполнительной власти в сфере стандартизации организует размещение в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", в том числе в форме открытых данных, перечня национальных стандартов, ссылки на которые содержатся в нормативных правовых актах (часть 5).
Абзац второй пункта 4 статьи 16 Закона N 171-ФЗ в рассматриваемой редакции введен в действие Федеральным законом от 27.07.2017 N 278-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потреблений (распития) алкогольной продукции" и отдельные законодательные акты Российской Федерации".
На момент принятия указанного Федерального закона ГОСТ 30389-2013 уже применялся более полутора лет, однако законодатель не посчитал необходимым в соответствии с приведенными выше положениями статьи 27 Закона N 162-ФЗ сделать ссылку на него в новой редакции пункта 4 статьи 16 Закона N 171-ФЗ.
Таким образом, применение ГОСТ 30389-2013 в рассматриваемом аспекте (как необходимое дополнение пункта 4 статьи 16 Закона N 171-ФЗ) в настоящее время не имеет нормативного основания
Кроме того, к моменту принятия Федерального закона от 27.07.2017 N 278-ФЗ и его вступления в силу ГОСТ 30389-2013 уже не находился в свободном доступе на официальном сайте Росстандарта (его текст в полном объеме уже не был размещен на сайте), в связи с чем возложение на лицензиатов и иных лиц обязанности по соблюдению требований данного национального стандарта не может быть признано правомерным и по этому основанию.
Ссылка лицензирующего органа на постановление Верховного Суда Российской Федерации от 20.07.2016 N 46-АД16-5 отклоняется, поскольку в указанном постановлении Верховный Суд Российской Федерации указал, что несоответствие объекта общественного питания требованиям ГОСТ, устанавливающим требования к предприятиям общественного питания, позволяет сделать вывод о том, что такой объект по своей сути предприятием общественного питания не является.
Вместе с тем в данном судебном акте Верховный Суд Российской Федерации ссылается на положения иного национального стандарта, а именно на положения ГОСТ Р 50762-2007 "Национальный стандарт Российской Федерации. Услуги общественного питания. Классификация предприятий общественного питания", который применялся до 1 января 2016 года (отменен приказом Росстандарта от 22.11.2013 N 1676-ст).
При этом ГОСТ 30389-2013 в отношении минимальных требований имеет оговорку "рекомендованные", в то время как ранее действовавший ГОСТ Р 50762-2007 такой оговорки не имел.
Кроме того, в приказе Росстандарта от 27.12.2007 N 475-ст, в отличие от приказа от 22.11.2013 N 1676-ст, не было указано на добровольное применение ГОСТ Р 50762-2007.
ГОСТ Р 50762-2007, в отличие от ГОСТ 30389-2013, прямо предусматривал, что требования целого ряда его пунктов являются требованиями безопасности.
Из подпункта 1 пункта 9 статьи 19 и пункта 4 статьи 23.2 Закона N 171-ФЗ следует, что применительно к деятельности, связанной с производством и оборотом алкогольной продукции, лицензионными признаются требования, установленные в соответствии с положениями статей 2, 8, 9, 10.1, 11, 14.1, 16, 19, 20, 25 и 26 данного Закона.
ГОСТ 30389-2013, равно как и СанПиН 2.3/2.4.3590-20, приняты не в соответствии с положениями приведенных норм Закона N 171-ФЗ, а установленные в них требования не относятся к сфере регулирования данного Закона. Следовательно, содержащиеся в ГОСТ 30389-2013 и СанПиН 2.3/2.4.3590-20 требования к предприятиям общественного питания не могут признаваться лицензионными требованиями.
Судом правомерно учтено, что согласно пункту 7 статьи 3 Федерального закона от 04.11.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон N 99-ФЗ) под лицензионными требованиями понимаются обязательные требования, которые связаны с осуществлением лицензируемых видов деятельности, установлены положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, основаны на соответствующих требованиях законодательства Российской Федерации и (или) положениях международных договоров Российской Федерации, не требующих издания внутригосударственных актов для их применения и действующих в Российской Федерации, направлены на обеспечение достижения целей лицензирования и оценка соблюдения которых осуществляется в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом.
При этом на основании части 1 статьи 8 Закона N 99-ФЗ лицензионные требования устанавливаются положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.
Несмотря на то, что Закон N 99-ФЗ не применяется к отношениям, связанным с производством и оборотом алкогольной продукции, по мнению суда, предусмотренный им уровень нормативных правовых актов, которыми могут быть предусмотрены лицензионные требования (не ниже Постановлений Правительства Российской Федерации), а также правило о том, что лицензионные требования должны быть основаны на соответствующих требованиях законодательства Российской Федерации, являются универсальными и вполне могут быть учтены при рассмотрении настоящего дела.
Изложенное также свидетельствует о том, что содержащиеся в ГОСТ 30389-2013 и СанПиН 2.3/2.4.3590-20 требования не могут быть признаны лицензионными.
Также следует отметить, что в силу части 1 статьи 1, частей 3, 4, 5 статьи 8 Федерального закона от 31.07.2020 N 247-ФЗ "Об обязательных требованиях в Российской Федерации" ГОСТ 30389-2013 не может быть признан нормативным актом, содержащим не только лицензионные требования, но и - в широком смысле - обязательные требования, а потому его несоблюдение полностью или в части не должно служить основанием для отказа в выдаче (продлении, переоформлении) лицензии на осуществление розничной продажи алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания.
При изложенных фактических обстоятельствах и правовом регулировании суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о незаконности оспариваемого приказа.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы, свидетельствуют не о нарушении судом первой инстанции норм материального и процессуального права, а о несогласии заявителя жалобы с установленными по делу фактическими обстоятельствами и оценкой судом доказательств, а также неправильным толкованием приведенных норм материального права.
При таких установленных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены, но правильных выводов суда первой инстанции не опровергают и не могут быть учтены как не влияющие на законность принятого по делу судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены обжалуемого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет" по адресу www.kad.arbitr.ru.
По ходатайству указанных лиц копии постановления на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Забайкальского края от 19 декабря 2023 года по делу N А78-9802/2023 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд первой инстанции в срок, не превышающий двух месяцев с даты принятия.
Председательствующий |
Д.В. Басаев |
Судьи |
Н.С. Подшивалова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А78-9802/2023
Истец: ООО КОРОНА
Ответчик: ОСП РЕГИОНАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО ТАРИФАМ И ЦЕНООБРАЗОВАНИЮ ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ