г. Тула |
|
6 февраля 2023 г. |
Дело N А62-3415/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06.02.2023.
Постановление изготовлено в полном объеме 06.02.2023.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Капустиной Л.А., судей Дайнеко М.М. и Селивончика А.Г., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Кузнецовой Ю.Н., в отсутствие лиц, участвующих в деле, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "БВС-2008" (ОГРН 1046758340507, ИНН 6730055050) на решение Арбитражного суда Смоленской области от 29.11.2022 по делу N А62-3415/2022 (судья Савчук Л.А.),
УСТАНОВИЛ:
администрация города Смоленска (ОГРН 1026701449719, ИНН 6730012070) (далее - администрация) обратилась в Арбитражный суд Смоленской области с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Смоленской области (далее - управление) о снятии с государственного кадастрового учета земельного участка площадью 10 кв. метров, с кадастровым номером 67:27:030853:18, категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - под ранее установленным торговым павильоном, расположенный относительно ориентира, расположенного в границах земельного участка, почтовый адрес ориентира: Российская Федерация, Смоленская область, г. Смоленск, улица Шевченко, возле дома N 70.
Определением суда от 04.10.2022, принятым на основании статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора привлечены Озеров Геннадий Петрович и общество с ограниченной ответственностью "БВС-2008" (ОГРН 1086731001455; ИНН 6730074535) (далее - общество).
Решением суда от 29.11.2022 удовлетворении исковых требований отказано.
В апелляционной жалобе общество просит решение отменить, заявленные требования удовлетворить. Оспаривая судебный акт, заявитель указывает, что в силу части 3 статьи 70 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ) орган регистрации снимает с государственного кадастрового учета земельный участок, учтенный до 01.03.2008, в случае, если сведения о правообладателях таких участков отсутствуют в ЕГРН, что имеет место в настоящем случае. Ссылается на то, что отсутствие установленного законом порядка снятия с кадастрового учета земельных участков при отсутствии спора о правах, не должно лишать права на судебную защиту. Сообщает, что согласно разъяснениям, изложенным в письме Министерства экономического развития Российской Федерации от 13.04.2010 N Д23-1342, ранее учтенные земельные участки могут быть сняты с кадастрового учета по основаниям, предусмотренным частями 3, 3.1 статьи 24 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О кадастровой деятельности" (далее - Закон N 221-ФЗ), а также на основании вступившего в законную силу судебного акта о снятии земельного участка с государственного кадастрового учета. Указывает, что отметка о праве аренды, содержащаяся в сведениях ЕГРН не носит актуального характера, правопритязания в отношении спорного земельного участка отсутствуют. Считает ошибочном вывод суда о том, что процедура перераспределения земельных участков не была инициирована, указывая на обращение общества с заявлением о снятии спорного земельного участка с кадастрового учета, к которому прилагался проект межевания и планировки, предусматривающий увеличение площади земельного участка общества. Отмечает, что в спорном случае удовлетворение требований не связано с незаконностью действий управления, а осуществляется в связи с полномочиями по внесению сведений в ЕГРН в судебном порядке.
В отзыве администрация считает апелляционную жалобу обоснованной и подлежащей удовлетворению. Информирует, что принадлежащий обществу земельный участок с кадастровым номером 67:27:0030853:2 находится в границах территории, на которую разработан и утвержден постановлением от 14.01.2014 N 74-адм проект планировки и межевания, предусматривающий увеличение площади указанного участка, в том числе за счет площади спорного земельного участка с кадастровым номером 67:27:030853:18; ранее заключенный с Озеровым Г.П. договор аренды земельного участка с кадастровым номером 67:27:030853:18 является прекращенным, притязания на указанный участок отсутствуют, участок является свободным и не обремененным правами третьих лиц.
Управление в отзыве просит решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения. Сообщает, что в части реестра в ЕГРН отсутствуют сведения о правообладателях спорного земельного участка, а в части кадастра в ЕГРН имеются сведения о незарегистрированных правах (государственная собственность) и незарегистрированных обременениях (аренда на один год в пользу Озерова Г.П.); причиной отказа в снятии кадастрового учета явилось то, что земельный участок с кадастровым номером 67:27:030853:18 не является преобразуемым, предусмотренных законом оснований для его снятия с кадастрового учета не имеется, действия управления незаконными не признавались. Считает, что права общества по увеличению площади принадлежащего ему земельного участка могут быть реализованы в рамках процедуры перераспределения земельных участков в порядке статьи 39.28 Земельного кодекса Российской Федерации.
Лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте его рассмотрения, в том числе путем размещения информации о движении дела в сети Интернет, в суд представителей не направили. Судебное заседание проводилось в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Заявленное управлением ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие его представителя удовлетворено судебной коллегией на основании статей 41, 158, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела и доводы жалобы, Двадцатый арбитражный апелляционный суд считает, что жалоба не подлежит удовлетворению.
Как видно из материалов дела, земельный участок с кадастровым номером 67:27:0030853:2 площадью 266 кв. метров с разрешенным видом использования - под магазином, расположенный по адресу: Смоленская область, г. Смоленск, ул. Шевченко, 72, принадлежит обществу на праве собственности (выписка из Единого государственного реестра недвижимости от 23.03.2015 N 67-67/001-67/001/083/2015-4556/1); на указанном участке расположено нежилое здание с кадастровым номером 67:27:0030853:847 площадью 123,9 кв. метров (выписка из Единого государственного реестра недвижимости от 05.12.2014 N 67-67-01/384/2014-479).
Земельный участок с кадастровым номером 67:27:0030853:2 расположен в границах территории, на которую разработан и утвержден постановлением администрации от 14.01.2014 N 74-адм проект планировки и межевания территории.
Указанным проектом предусмотрено увеличение площади земельного участка с кадастровым номером 67:27:0030853:2, в том числе за счет земельного участка с кадастровым номером 67:27:00030853:18; одновременно предусмотрено снятие земельного участка с кадастровым номером 67:27:00030853:18 с кадастрового учета.
14.05.2021 общество обратилось в администрацию с заявлением о намерении увеличить площадь принадлежащего ему земельного участка с кадастровым номером 67:27:0030853:2, в связи с чем просило снять с кадастрового учета, в том числе земельный участок с кадастровым номером 67:27:00030853:18.
В связи с указанным обращением администрация 19.05.2021 направила в управление заявления о снятии с кадастрового учета земельных участков, в том числе, с кадастровым номером 67:27:00030853:18.
Управление 25.05.2021 направило в адрес администрации уведомление N КУВД-001/2021-19967063/1 о приостановлении государственного кадастрового учета, указав, ввиду того, что земельный участок не является преобразуемым и имеет статус "ранее учтенный", он не подлежит снятию с кадастрового учета (пункт 33 части 1 статьи 26 Закона N 218-ФЗ).
После истечения срока, на который была приостановлена регистрация, управлением 23.08.2021 в адрес администрации направлено уведомление N КУВД-001/2021-19967063/2 об отказе государственного кадастрового учета.
Администрация, полагая, что отказ управления в снятии земельного участка с государственного кадастрового учета создает препятствия в управлении и распоряжении земельными участками, обратилась в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Действующим законодательством установлен исчерпывающий перечень случаев, предусматривающих возможность снятия земельного участка (как объекта недвижимого имущества) с государственного кадастрового учета, если внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения о земельном участке не носят временный характер.
Так, в соответствии с действовавшей до 01.01.2017 частью 1 статьи 25 Закона N 221-ФЗ), было предусмотрено, что внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения при постановке на учет земельного участка носят временный характер. К таким сведениям применяются правила, установленные частью 4 статьи 24 Закона N 221-ФЗ.
В соответствии с названной нормой внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения при постановке на учет образованного объекта недвижимости или образованных объектов недвижимости носят временный характер. Такие сведения утрачивают временный характер со дня государственной регистрации права на образованный объект недвижимости. Если по истечении одного года со дня постановки на учет этого объекта недвижимости или, если этим объектом недвижимости является земельный участок, двух лет со дня постановки его на учет, не осуществлена государственная регистрация права на него (либо в указанном в части 3 названной статьи случае не осуществлена государственная регистрация аренды), такие сведения аннулируются и исключаются из государственного кадастра недвижимости.
Для сведений, не имеющих временного характера, частью 2 статьи 25 Закона N 221-ФЗ было предусмотрено, что орган кадастрового учета снимает с учета земельный участок только в случае, если такой земельный участок является преобразуемым объектом недвижимости и подлежит снятию с учета в соответствии с установленными статьей 24 названного Закона особенностями осуществления кадастрового учета при образовании объектов недвижимости.
Таким образом, положениями Закона N 221-ФЗ был закреплен исчерпывающий перечень случаев, предусматривающих возможность снятия земельного участка (как объекта недвижимого имущества) с государственного кадастрового учета, если внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения о земельном участке не носят временный характер. Иные случаи снятия с кадастрового учета или аннулирования сведений о земельном участке в государственном кадастре недвижимости действующим до 01.01.2017 законодательством предусмотрены не были.
Исходя из действующих в настоящее время положений Закона N 218-ФЗ, снятию с кадастрового учета могут подлежать: земельные участки, которые являются преобразуемыми (пункт 33 части 1 статьи 26); земельные участки, образуемые из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена, в случае если заявление о государственном кадастровом учете было подано без заявления о регистрации права собственности (пункты 14, 15 статьи 41); ранее учтенные земельные участки при отсутствии в реестре сведений о правах на такие земельные участки (пункт 3 статьи 70); земельные участки, имеющие статус временных объектов недвижимости (часть 7 статьи 72).
Пунктом 3 статьи 70 Закона N 218-ФЗ, вступившего в силу 01.01.2017, предусмотрено снятие в соответствии с установленными правилами ведения реестра с государственного кадастрового учета земельного участка, учтенного в установленном законодательством Российской Федерации порядке до 01.03.2008, в случае если сведения о правообладателях таких участков отсутствуют в реестре.
В настоящем случае спорный земельный участок поставлен на кадастровый учет 30.11.2001 и имеет статус "актуальный", "ранее учтенный"; в разделе ЕГРН "Особые отметки" содержится запись о праве государственной собственности и сведения о незарегистрированном обременении в виде аренды в пользу ЧП Озерова Г.П.
Ввиду этого, пункт 3 статьи 70 Закона N 218-ФЗ не может быть применен к спорным правоотношениям.
Сведений о том, что спорный земельный участок является преобразуемым также не представлено.
Ссылка общества и администрации на подачу обществом заявления о снятии спорного земельного участка с кадастрового учета, к которому прилагался проект межевания и планировки, предусматривающий увеличение площади земельного участка, принадлежащего обществу, в отсутствие соответствующих документов, подтверждающих осуществление процедуры преобразования (к числу которой относится и процедура перераспределения, исходя из пункта 1 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации), не представлено.
Сведения об осуществлении процедуры перераспределения в порядке, установленном статьей 39.28 Земельного кодекса Российской Федерации, также отсутствуют.
На недопустимость снятия с кадастрового учета земельного участка в случаях, не предусмотренных действующим законодательством, указано в пункте 21 Обзора судебной практики по делам, связанным с оспариванием отказа в осуществлении кадастрового учета, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 30.11.2016, согласно которому, если сведения о земельном участке, внесенные в государственный кадастр недвижимости, не носят временного характера, то такой земельный участок может быть снят с кадастрового учета только вследствие его преобразования или в случае, прямо предусмотренном законом.
Согласно пункту 33 части 1 статьи 26 и пункту 6 статьи 27 Закона N 218-ФЗ осуществление государственного кадастрового учета приостанавливается и в снятии с кадастрового учета отказывается в случае, если земельный участок, в отношении которого представлено заявление о его снятии с государственного кадастрового учета, не является преобразуемым м не подлежит снятию с такого учета в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Снятие с кадастрового учета объекта недвижимости может явиться следствием признания незаконными действий регистратора при осуществлении кадастрового учета объектов недвижимости в соответствии с пунктом 56 (абзацы 2, 3) постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав".
Однако заявитель акты или действия управления не оспаривает. В ситуации, когда со стороны регистратора отсутствует факт совершения действий (бездействия) по осуществлению государственного кадастрового учета и такие действия (бездействие) не являлись предметом рассмотрения судов, возложение на ответчика, в отношении которого не доказан факт нарушения прав заявителя, обязанности по снятию с кадастрового учета земельных участков противоречит нормам процессуального законодательства и приводит к нарушению баланса прав и законных интересов сторон.
Аналогичная позиция изложена в определении Верховного Суда Российской Федерации от 27.12.2018 N 306-КГ18-16823, постановлениях Арбитражного суда Центрального округа от 30.06.2020 по делу N А35-9528/2019, от 10.09.2021 по делу N А83-12391/2020.
Таким образом, поскольку приведенные заявителем обстоятельства не предусмотрены действующим законодательством в качестве основания для исключения из ЕГРН сведений о поставленных на кадастровый учет земельных участках, вывод суда об отказе в требованиях администрации является правильным.
Судом не принимается довод общества о том, что отсутствуют иной способ снятия спорного участка с кадастрового учета, иначе чем посредством обращения в арбитражный суд с заявлением об исключении сведений о нем из государственного кадастра недвижимости, со ссылкой на письмо Министерства экономического развития Российской Федерации от 13.04.2010 N Д23-1342 (которым разъяснено, что ранее учтенные земельные участки могут быть сняты с кадастрового учета в том числе на основании вступившего в законную силу судебного акта о снятии земельного участка с государственного кадастрового учета).
Как правомерно указал суд, установленных в законе оснований для снятия земельного участка с кадастрового учета в спорной по делу ситуации не имеется, а в отсутствие таковых суд не может принимать решение о снятии земельных участков с кадастрового учета.
Проект межевания и планировки, предусматривающий увеличение площади земельного участка, принадлежащего обществу, в отсутствие соответствующих документов, подтверждающих осуществление процедуры преобразования не может создавать основания для снятия с кадастрового учета ранее поставленных на учет в соответствии с требованиями закона земельных участков.
Доказательств, свидетельствующих о наличии объективных препятствий к реализации заявителем прав собственника на преобразование земельных участков в установленном действующим законодательством порядке, администрацией и обществом в материалы дела не представлено (определение Верховного Суда Российской Федерации от 27.12.2018 N 306-КГ18-16823).
Иной подход повлечет обход предусмотренной Земельным кодексом Российской Федерации процедуры преобразования (перераспределения) ранее учтенного земельного участка, в результате которой возможное его снятие с кадастрового учета.
Поскольку у управления отсутствуют законные основания для снятия с кадастрового учета спорного земельного участка, а их собственник не лишен возможности совершения предусмотренных законом действий по преобразованию земельных участков, судебная коллегия соглашается с выводом суда об отсутствии оснований для удовлетворения требования администрации.
Таким образом, оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции по приведенным в апелляционной жалобе доводам не имеется.
Нарушений процессуальных норм, влекущих безусловную отмену судебного акта (часть 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлено.
В соответствии со статьей 110, частью 3 статьи 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина по апелляционной жалобе подлежит отнесению на заявителя.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Смоленской области от 29.11.2022 по делу N А62-3415/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской
Федерации кассационная жалоба подается через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Л.А. Капустина |
Судьи |
М.М. Дайнеко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А62-3415/2022
Истец: АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА СМОЛЕНСКА
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
Третье лицо: Озеров Геннадий Петрович, ООО "БВС-2008"