город Ростов-на-Дону |
|
08 февраля 2023 г. |
дело N А32-28656/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 февраля 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 08 февраля 2023 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Соловьевой М.В.,
судей Глазуновой И.Н., Ефимовой О.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Каменцевой Ю.В.,
в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственной жилищной инспекции Краснодарского края
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 14.11.2022 по делу N А32-28656/2021
по заявлению товарищества собственников жилья "Бамовец" (ИНН 2312167168,
ОГРН 1092312010405)
к Государственной жилищной инспекции Краснодарского края (ИНН 2308124796,
ОГРН 1062308033700)
о признании недействительными акта проверки, предписаний,
УСТАНОВИЛ:
Товарищество собственников жилья "Бамовец" (далее - заявитель, ТСЖ "Бамовец", товарищество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о признании незаконным и отмене акта проверки Государственной жилищной инспекции Краснодарского края (далее - инспекция) от 07.06.2021 N 1500 и предписаний от 07.06.2021 N 794, от 17.11.2021 N 1678; об обязании Государственной жилищной инспекции Краснодарского края устранить допущенные нарушения прав и законных интересов товарищества собственников жилья "Бамовец"; о взыскании расходов на оплату госпошлины (с учетом уточнений первоначально заявленных требований, произведенных в порядке ст. 49 АПК РФ).
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 14.11.2022 в части требований общества о признании недействительным акта проверки от 07.06.2021 N 1500 производство по делу прекращено. Признаны недействительными предписания от 07.06.2021 N794 и от 17.11.2021 N1678, вынесенные Государственной жилищной инспекцией Краснодарского края в отношении ТСЖ "Бамовец" п. 1 в части обязания произвести перерасчет платы за коммунальный ресурс (холодная вода, горячая вода), потребляемые в целях содержания общего имущества, потребителям в МКД за период январь 2019 по ноябрь 2019 года исходя из нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, п. 2 в части обязания произвести перерасчет платы за коммунальный ресурс (холодная вода, горячая вода, водоотведение), потребляемые в целях содержания общего имущества, потребителям в МКД за период январь 2020 по апрель 2020 года исходя из нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, п. 3 в части произвести перерасчет в размере платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению (компонент тепловая энергия для подогрева горячей воды) собственникам и пользователям помещений МКД за период с января 2019года по апрель 2020года, как не соответствующие нормам жилищного законодательства. В остальной части в удовлетворении заявленных требований отказать.
С Государственной жилищной инспекции Краснодарского края в пользу ТСЖ "Бамовец" взысканы судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 3000 (три тысячи) рублей уплаченной по п/п N 323 от 24.06.2021.
Государственная жилищная инспекция Краснодарского края обжаловала решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном гл. 34 АПК РФ, и просила в части признания недействительными предписаний госжилинспекции края от 07.06.2021 N 794 и от 17.11.2021 N 1678 в части пункта 2 об обязании ТСЖ "Бамовец" произвести перерасчет платы за коммунальный ресурс (холодная вода, горячая вода, водоотведение), потребляемые в целях содержания общего имущества, потребителям в МКД за период январь 2020 года по апрель 2020 года исходя из нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме отменить, принять в указанной части по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований, в остальной части оставить решение без изменения.
Апелляционная жалоба мотивирована тем, что в собрании собственников помещений в МКД приняли участие собственники помещений в МКД, обладающие помещениями суммарной площадью 4945,0 кв.м. - 45,1% голосов от общего числа голосов всех собственников помещений МКД (4945,0/10960,3*100=45,1), что является нарушением части 3 статьи 45 ЖК РФ. Указанное является признаком ничтожности решения, предусмотренного пунктом 2 статьи 181.5 Гражданского кодекса Российской Федерации. Таким образом, позиция ТСЖ "Бамовец" основана на ничтожном решении общего собрания.
В отзыве на апелляционную жалобу ТСЖ "Бамовец" просит решение суда оставить без изменения.
В судебное заседание лица, участвующие в деле, не явились, представителей не направили, о дате, времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом.
В соответствии с частью 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части, если при этом лица, участвующие в деле, не заявят возражений.
Поскольку стороны не представили возражений в отношении проверки законности и обоснованности решения в обжалуемой части, Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд проверяет законность и обоснованность определения только в обжалуемой части в силу части 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, на основании распоряжения от 12.05.2021 N 1652 (с учетом приказа от 25.05.2021 N 64а о внесении изменений в распоряжение от 12.05.2011 N 1652) с целью рассмотрения поступившее в инспекцию обращения от 13.04.2021 N 75-74-ЛП/21, главным специалистом первого разряда отдела контроля установления платы за жилищно-коммунальные услуги Государственной жилищной инспекции Краснодарского края Корякиной А.Н. в период с 12.05.2021 по 07.06.2021 в отношении товарищества собственников жилья "Бамовец" проведена внеплановая документарная проверка, задачами которой являлись предупреждение, выявление и пресечение нарушений жилищного законодательства, при ведении деятельности по управлению многоквартирным домом N 116, расположенным по ул. Сормовской города Краснодара.
В ходе проведения проверки установлено, что ТСЖ "Бамовец" производило расчет размера платы за коммунальные ресурсы (холодная вода, горячая вода, электрическая энергия), потребляемые при использовании и содержании общего имущества МКД, с нарушением требований, установленных частью 9.2 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации, а именно: размер платы за коммунальные ресурсы, предъявленный ТСЖ "Бамовец", превышает размер платы за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества МКД, рассчитанный исходя из установленных нормативов потребления.
Так, за коммунальный ресурс - холодная вода, потребляемый при использовании и содержании общего имущества МКД, за период с января 2018 года по декабрь 2019 года установлено, что размер платы, предъявленный ТСЖ "Бамовец" превышает размер платы за коммунальный ресурс - холодная вода, потребляемый при использовании и содержании общего имущества МКД, рассчитанный исходя из установленных нормативов потребления.
За коммунальный ресурс - горячая вода, потребляемый при использовании и содержании общего имущества МКД, за период с января 2018 года по декабрь 2019 года установлено, что размер платы, предъявленный ТСЖ "Бамовец" превышает размер платы за коммунальный ресурс (горячая вода), потребляемый при использовании и содержании общего имущества МКД, рассчитанный исходя из установленных нормативов потребления.
За коммунальный ресурс - электрическая энергия, потребляемый при использовании и содержании общего имущества МКД, за период с января 2018 года по декабрь 2019 года установлено, что размер платы, предъявленный ТСЖ "Бамовец" не превышает размер платы за коммунальный ресурс (электрическая энергия), потребляемый при использовании и содержании общего имущества МКД, рассчитанный исходя из установленных нормативов потребления.
За коммунальный ресурс - холодная вода, потребляемый при использовании и содержании общего имущества МКД, за период с января 2020 года по апрель 2021 года установлено, что размер платы, предъявленный ТСЖ "Бамовец" превышает размер платы за коммунальный ресурс (холодная вода), потребляемый при использовании и содержании общего имущества МКД, рассчитанный исходя из установленных нормативов потребления.
За коммунальный ресурс - горячая вода, потребляемый при использовании и содержании общего имущества МКД, за период с января 2020 года по апрель 2021 года установлено, что размер платы за коммунальный ресурс (горячая вода), потребляемый при использовании и содержании общего имущества МКД, рассчитанный исходя из установленных нормативов потребления.
За коммунальный ресурс - водоотведение, потребляемый при использовании и содержании общего имущества МКД, за период с января 2020 года по апрель 2021 года установлено, что размер платы за коммунальный ресурс (водоотведение), предъявленный ТСЖ "Бамовец" превышает размер платы за коммунальный ресурс (водоотведение), потребляемый при использовании и содержании общего имущества МКД, рассчитанный исходя из установленных нормативов потребления.
За коммунальный ресурс - электрическая энергия, потребляемый при использовании и содержании общего имущества МКД, за период с января 2020 года по апрель 2021 года установлено, что размер платы за коммунальный ресурс (электрическая энергия), предъявленный ТСЖ "Бамовец" не превышает размер платы за коммунальный ресурс (электрическая энергия), потребляемый при использовании и содержании общего имущества МКД, рассчитанный исходя из установленных нормативов потребления.
В действиях ТСЖ "Бамовец" инспекцией выявлены нарушения при расчете размера платы за подогрев воды, а именно: предъявляемый ТСЖ "Бамовец" размер платы превышает размер платы, рассчитанный исходя из нормативов расхода тепловой энергии, утвержденных Приказом РЭК-департамента от 31 августа 2012 N 2/2012-нп "Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг в Краснодарском крае" в период январь 2018 г. - январь 2020 года, что является нарушением пункта 42 Правил N 354.
В ходе анализа счетов - фактур за период с января 2018 года по апрель 2021 года установлено, что объем тепловой энергии, предъявленный в оплате ТСЖ "Бамовец" собственникам и пользователям за коммунальную услугу по отоплению не превышает объем тепловой энергии, предъявленный к оплате ТСЖ "Бамовец" ресурсоснабжающей организацией АО "АТЭК".
Однако объем тепловой энергии, используемый для подогрева горячей воды, предъявленный в оплате ТСЖ "Бамовец" собственникам и пользователям за период с января 2018 года по апрель 2021 года превышает объем тепловой энергии, используемый для подогрева горячей воды, и предъявленный к оплате ТСЖ "Бамовец" ресурсоснабжающей организацией АО "АТЭК".
Допущенное нарушение ТСЖ "Бамовец" привело к увеличению размера платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению для собственников помещений МКД.
Результаты проведенной проверки оформлены актом от 07 июня 2021 года N 1500.
Выявленные нарушения послужили основанием для выдачи ТСЖ "Бамовец" предписания от 07 июня 2021 года N 794, которым заявителю предписано следующее:
1. Устранить нарушения путем произведения перерасчета размере платы за коммунальный ресурс (холодная вода, горячая вода), потребляемый в целях содержания общего имущества, потребителям в МКД за период с мая 2018 года по ноябрь 2019 года исходя из нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных приказом Региональной энергетической комиссии - департамента цен и тарифов Краснодарского края от 18.05.2017 N 3/2017-нп в соответствии с требованиями части 9.2 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации;
2. Устранить нарушения путем произведения перерасчета размера платы за коммунальный ресурс (холодная вода, горячая вода, водоотведение), потребляемый в целях содержания общего имущества, потребителям в МКД за период с января 2020 года по апрель 2020 года исходя из нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных приказом Региональной энергетической комиссии - департамента цен и тарифов Краснодарского края от 18.05.2017 N 3/2017-нп в соответствии с требованиями части 9.2 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации;
3. Устранить нарушения путем произведения перерасчета размера платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению (компонент тепловая энергия для подогрева горячей воды) собственникам и пользователям помещений МКД за период с мая 2018 года по январь 2020 года.
Также в целях установления факта исполнения ранее выданного товариществу предписания, в период с 19.10.2021 по 17.11.2021 в отношении ТСЖ "Бамовец" проведена проверка. По итогам проведения проверки инспекцией составлен акт от 17.11.2022 N 3454, из которого следует, что допущенные товариществом нарушения в установленный срок не устранены.
Заявителю выдано предписание от 17.11.2021 N 1678, согласно которому необходимо в срок до 27.12.2021:
1. Устранить нарушения путем произведения перерасчета размере платы за коммунальный ресурс (холодная вода, горячая вода), потребляемый в целях содержания общего имущества, потребителям в МКД за период с мая 2018 года по ноябрь 2019 года исходя из нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных приказом Региональной энергетической комиссии - департамента цен и тарифов Краснодарского края от 18.05.2017 N 3/2017-нп в соответствии с требованиями части 9.2 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации;
2. Устранить нарушения путем произведения перерасчета размера платы за коммунальный ресурс (холодная вода, горячая вода, водоотведение), потребляемый в целях содержания общего имущества, потребителям в МКД за период с января 2020 года по апрель 2020 года исходя из нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных приказом Региональной энергетической комиссии - департамента цен и тарифов Краснодарского края от 18.05.2017 N 3/2017-нп в соответствии с требованиями части 9.2 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации;
3. Устранить нарушения путем произведения перерасчета размера платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению (компонент тепловая энергия для подогрева горячей воды) собственникам и пользователям помещений МКД за период с мая 2018 года по январь 2020 года.
Не согласившись с вынесенными предписаниями и актом проверки, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В силу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 Кодекса и пункта 6 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Отношения в области организации и осуществления государственного контроля надзора регулируются, в том числе, Федеральным законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении Государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ).
Согласно пункту 1 части 1 статьи 17 Закона N 294-ФЗ в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны выдать юридическому лицу предписание об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения.
Предписание должно содержать законные требования, то есть на юридическое лицо может быть возложена обязанность по устранению лишь тех нарушений, соблюдение которых обязательно для них в силу закона, а сами требования должны быть реально исполнимы.
Согласно части 1 статьи 137 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее -ЖК РФ) товарищество собственников жилья вправе:
- заключать в соответствии с законодательством договор управления многоквартирным домом и иные обеспечивающие управление многоквартирным домом, в том числе содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, договоры;
- определять смету доходов и расходов на год, в том числе необходимые расходы на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, затраты на капитальный ремонт и реконструкцию многоквартирного дома, специальные взносы и отчисления в резервный фонд, а также расходы на другие установленные настоящей главой и уставом товарищества цели;
- устанавливать на основе принятой сметы доходов и расходов на год товарищества размеры платежей и взносов для каждого собственника помещения в многоквартирном доме в соответствии с его долей в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме;
- выполнять работы для собственников помещений в многоквартирном доме и предоставлять им услуги;
- пользоваться предоставляемыми банками кредитами в порядке и на условиях, которые предусмотрены законодательством;
- передавать по договору материальные и денежные средства лицам, выполняющим для товарищества работы и предоставляющим товариществу услуги;
- продавать и передавать во временное пользование, обменивать имущество, принадлежащее товариществу.
При этом, высшим органом управления товарищества является общее собрание членов товарищества собственников жилья, которое созывается в порядке, установленном уставом товарищества (часть 1 статьи 145 ЖК РФ).
В соответствии с частью 2 статьи 145 ЖК РФ к компетенции общего собрания членов товарищества собственников жилья относятся: установление размера обязательных платежей и взносов членов товарищества (пункт 4); утверждение смет доходов и расходов товарищества на год, отчетов об исполнении таких смет, аудиторских заключений (в случае проведения аудиторских проверок) (пункт 8.1)
Таким образом, товарищество собственников жилья вправе определять смету необходимых расходов на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, затраты на капитальный ремонт и устанавливать размеры платежей и взносов для каждого собственника помещения в многоквартирном доме в соответствии с его долей в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме.
Плата за жилое помещение и коммунальные услуги для нанимателя жилого помещения и собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя, в том числе, плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме; плату за коммунальные услуги (статья 154 ЖК РФ).
В силу пункта 5 статьи 155 ЖК РФ члены товарищества собственников жилья вносят обязательные платежи и (или) взносы, связанные с оплатой расходов на содержание, текущий и капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, в порядке, установленном органами управления товарищества собственников жилья.
На основании пункта 8 статьи 156 ЖК РФ размер обязательных платежей и (или) взносов членов товарищества собственников жилья определяется органами управления товариществом в соответствии с его Уставом.
В соответствии с частью 9.2 статьи 156 ЖК РФ, размер расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, определяется при наличии коллективного (общедомового) прибора учета исходя из норматива потребления соответствующего вида коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, который утверждается органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации, с проведением перерасчета размера таких расходов исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Исключения составляют случай определения субъектом Российской Федерации - городом федерального значения Москвой особенностей порядка расчета размера расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, случай оснащения многоквартирного дома автоматизированной информационно-измерительной системой учета потребления коммунальных ресурсов и коммунальных услуг, при котором размер расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, определяется исходя из показаний этой системы учета при условии обеспечения этой системой учета возможности одномоментного снятия показаний, а также случаи принятия на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме решения об определении размера расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме:
- исходя из среднемесячного объема потребления коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, с проведением перерасчета размера таких расходов исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;
- исходя из объема потребления коммунальных ресурсов, определяемого по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Одним из способов управления многоквартирным домом является управление товариществом собственников жилья (пункт 2 части 3 статьи 161 ЖК РФ).
В соответствии с частью 5 статьи 154 ЖК РФ члены товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива вносят обязательные платежи и (или) взносы, связанные с оплатой расходов на содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, а также с оплатой коммунальных услуг, в порядке, установленном органами управления товарищества собственников жилья либо органами управления жилищного кооператива или органами управления иного специализированного потребительского кооператива, в том числе уплачивают взносы на капитальный ремонт в соответствии со статьей 171 настоящего Кодекса.
Не являющиеся членами товарищества собственников жилья собственники помещений в многоквартирном доме, в котором создано товарищество собственников жилья, вносят плату за содержание жилого помещения и плату за коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными с товариществом собственников жилья, в том числе уплачивают взносы на капитальный ремонт в соответствии со статьей 171 настоящего Кодекса (часть 6 статьи 155 ЖК РФ).
Согласно части 8 статьи 156 ЖК РФ размер обязательных платежей и (или) взносов членов товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, связанных с оплатой расходов на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, определяется органами управления товарищества собственников жилья либо органами управления жилищного кооператива или органами управления иного специализированного потребительского кооператива в соответствии с уставом товарищества собственников жилья либо уставом жилищного кооператива или уставом иного специализированного потребительского кооператива.
В силу пункта 17 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491), собственники помещений обязаны утвердить на общем собрании перечень услуг и работ, условия их оказания и выполнения, а также размер их финансирования.
Согласно пункту 28 Правил N 491, собственники помещений обязаны нести бремя расходов на содержание общего имущества соразмерно своим долям в праве общей собственности на это имущество путем внесения: а) платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме - в случае управления многоквартирным домом управляющей организацией или непосредственно собственниками помещений; б) обязательных платежей и взносов собственников помещений, являющихся членами товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива. При этом собственники помещений, не являющиеся членами указанных организаций, вносят плату за содержание жилого помещения в соответствии с частью 6 статьи 155 ЖК РФ.
В пункте 29 Правил N 491 предусмотрено, что расходы за содержание жилого помещения определяются в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, включая в том числе оплату расходов на содержание внутридомовых инженерных систем электроснабжения, теплоснабжения, газоснабжения и водоснабжения, водоотведения, расходов на оплату холодной воды, горячей воды, электрической энергии, потребляемых при выполнении минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, отведения сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме (за исключением случаев, когда стоимость таких коммунальных ресурсов в многоквартирном доме включается в состав платы за коммунальные услуги, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, в соответствии с пунктом 40 Правил N 354, обоснованные расходы на истребование задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг, на снятие показаний приборов учета, содержание информационных систем, обеспечивающих сбор, обработку и хранение данных о платежах за жилые помещения и коммунальные услуги, выставление платежных документов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг.
Пунктом 33 Правил N 491 установлено, что размер обязательных платежей и (или) взносов, связанных с оплатой расходов на содержание общего имущества, для собственников помещений, являющихся членами товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива, а также размер платы за содержание жилого помещения для собственников помещений, не являющихся членами указанных организаций, определяются органами управления товарищества собственников жилья либо органами управления жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива на основе утвержденной органами управления сметы доходов и расходов на содержание общего имущества на соответствующий год.
Согласно пункту 42 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), размер платы за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом помещении, оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета, за исключением платы за коммунальную услугу по отоплению, определяется в соответствии с формулой 1 приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из показаний такого прибора учета за расчетный период. В случае установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставленную потребителю за расчетный период в жилом помещении, определяется в соответствии с формулой 23 приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из показаний приборов учета горячей воды.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 N 416 утверждены Правила осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами (далее - Правила N 416).
Пунктом 4 Правил N 416 предусмотрено, что управление многоквартирным домом обеспечивается выполнением следующих стандартов:
в) подготовка предложений по вопросам содержания и ремонта общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме для их рассмотрения общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, в том числе:
разработка с учетом минимального перечня услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме (далее - перечень услуг и работ), а в случае управления многоквартирным домом товариществом или кооперативом - формирование годового плана содержания и ремонта общего имущества в многоквартирном доме.
Исходя из изложенного, собственники помещений, не являющиеся членами ТСЖ, обязаны вносить плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, размер которой определяется органами управления товарищества собственников жилья.
С 1 января 2017 года в расходы на содержание общего имущества также включаются расходы на оплату холодной воды, горячей воды, отведения сточных вод, электрической энергии, потребляемых при выполнении минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг (за исключением случаев, когда стоимость таких коммунальных ресурсов в многоквартирном доме включается в состав платы за коммунальные услуги, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, в соответствии с пунктом 40 Правил N 354).
При последующих включениях размер указанных расходов на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, определяется исходя из нормативов потребления соответствующих видов коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом.
В случае, если перечень работ по содержанию общего имущества превышает минимальный перечень, общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме вправе принять решение о включении в плату за содержание жилого помещения расходы на приобретение объема коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, с учетом превышения нормативов потребления соответствующих видов коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 290.
На основании изложенного, решение общего собрания собственников об оплате расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме с учетом превышения нормативов потребления соответствующих видов коммунальных ресурсов, может быть принято, если перечень работ по содержанию общего имущества превышает минимальный перечень.
При этом из решения должно однозначно следовать, что волеизъявление собственников помещений направлено на включение в плату за содержание жилого помещения расходов в размере превышения объема коммунальных ресурсов, определяемых по показаниям коллективного (общедомового) прибора над объемом, рассчитанным исходя из норматива потребления коммунального ресурса.
Судом первой инстанции установлено, что ТСЖ "Бамовец" осуществляет управление МКД N 116, расположенным по ул. Сормовской города Краснодара. Указанный МКД оборудован коллективным (общедомовым) приборами учета поставляемых коммунальных ресурсов.
В ходе проведения проверки инспекцией установлено, что ТСЖ "Бамовец" в период с января 2018 года по ноябрь 2019 года производило расчет размера платы за коммунальные ресурсы (холодная вода, горячая вода, электрическая энергия), потребляемые при использовании и содержании общего имущества МКД, с нарушениями жилищного законодательства, а именно:
- за коммунальный ресурс - холодная вода, потребляемый при использовании и содержании общего имущества МКД, за период с января 2020 года по апрель 2021 года установлено, что размер платы, предъявленный ТСЖ "Бамовец" превышает размер платы за коммунальный ресурс (холодная вода), потребляемый при использовании и содержании общего имущества МКД, рассчитанный исходя из установленных нормативов потребления;
- за коммунальный ресурс - горячая вода, потребляемый при использовании и содержании общего имущества МКД, за период с января 2020 года по апрель 2021 года установлено, что размер платы за коммунальный ресурс (горячая вода), потребляемый при использовании и содержании общего имущества МКД, рассчитанный исходя из установленных нормативов потребления;
- за коммунальный ресурс - водоотведение, потребляемый при использовании и содержании общего имущества МКД, за период с января 2020 года по апрель 2021 года установлено, что размер платы за коммунальный ресурс (водоотведение), предъявленный ТСЖ "Бамовец" превышает размер платы за коммунальный ресурс (водоотведение), потребляемый при использовании и содержании общего имущества МКД, рассчитанный исходя из установленных нормативов потребления;
Также в действиях ТСЖ "Бамовец" инспекцией выявлены нарушения при расчете размера платы за подогрев воды, а именно: предъявляемый ТСЖ "Бамовец" размер платы превышает размер платы, рассчитанный исходя из нормативов расхода тепловой энергии, утвержденных Приказом РЭК-департамента от 31 августа 2012 N 2/2012-нп "Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг в Краснодарском крае" в период январь 2018 г. - январь 2020 года, что является нарушением пункта 42 Правил N 354.
В части требования пункта 2 оспариваемых предписаний о проведении перерасчета размера платы за коммунальный ресурс (холодная вода, горячая вода, водоотведение), потребляемый в целях содержания общего имущества, потребителям в МКД за период с января 2020 года по апрель 2021 года исходя из нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных приказом Региональной энергетической комиссии - департамента цен и тарифов Краснодарского края от 18.05.2017 N 3/2017-нп в соответствии с требованиями части 9.2 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации суд первой инстанции установил, что на основании решения общего собрания собственников помещений в МКД, оформленного протоколом от 16 апреля 2021 года N 3, собственниками помещений в МКД определен порядок расчета размера платы за коммунальные ресурсы, потребляемые в целях содержания общего имущества в МКД, а именно - исходя из объема потребления коммунальных ресурсов, определяемого по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета, по тарифам установленным органом государственной власти с 01.01.2020 соразмерно доле собственников помещения в праве общей собственности на дом, то есть в соответствии с частью 9.2 статьи 156 ЖК РФ.
ТСЖ "Бамовец" в апреле 2021 года произвело перерасчет размера платы за коммунальные ресурсы (холодная вода, горячая вода, отведение сточных вод), потребляемые в целях содержания общего имущества в МКД за период с января 2020 года по апрель 2021 года.
Инспекция указала, что решение общего собрания собственников помещений в МКД, оформленное протоколом от 16 апреля 2021 года N 3, в соответствии с которым определен порядок расчета размера платы за коммунальные ресурсы, потребляемые в целях содержания общего имущества в МКД исходя из объема потребления коммунальных ресурсов, определяемого по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета, может применяться исключительно с даты проведения собрания, а именно с 16 апреля 2021 года.
Вместе с тем, суд первой инстанции обоснованно установил, что распространение действия принятого собственниками помещений МКД решения на спорный период не повлекло за собой какие-либо негативных последствий для собственников помещений МКД. Указанное решение в судебном порядке не оспорено, доказательства, свидетельствующие о нарушении прав и законных интересов собственников помещений МКД N 116, не представлены.
Таким образом, суд первой инстанции пришёл к верному выводу о том, что на момент вынесения оспариваемых предписаний, протокол общего собрания от 16.04.2021 N 3 не был признан незаконным, являлся действующим, следовательно, обязанность общества произвести перерасчет размера платы за коммунальные услуги согласно решению, установленному протоколом от 16.04.2021 N 3.
Довод апелляционной жалобы ничтожности решения общего собрания отклоняется судом апелляционной инстанции по следующим основаниям.
Решение общего собрания собственников многоквартирного вопросу порядке расчета коммунальных платежей на содержание имущества дома не соответствует гражданско-правовому понятию, указанному в ст. 153 ГК РФ, поскольку оно выражает лишь волю направленную на получение определенного порядка расчета коммунальных ресурсов и не изменяет обязанности членов ТСЖ в содержании имущества дома. Это решение не может быть оспорено третьими лицами.
Решение общего собрания от 16.04.202 собственниками дома не оспорено на момент рассмотрения административного заявления ТСЖ и не отменено.
Кроме того, оно не может быть основанием для отмены решения арбитражного суда, поскольку не является предметом рассмотрения дела. О его ничтожности инспекция ранее не заявляла.
Довод, что из количества бюллетеней собственников дома следует исключить собственников 34 квартир (по списку в жалобе) потому, что бюллетени этими собственниками подписаны до даты проведения собрания, не принимается судом апелляционной инстанции, поскольку общее собрание собственников ТСЖ проводилось в очно-заочной форме. Собственники квартир, указанных в апелляционной жалобе, голосовали заочно.
В соответствии с ч. 2 ст. 47 ЖК РФ принявшими участие в общем собрании собственников помещений, проводимого в форме заочного голосования, считаются собственники, решения которых получены до даты окончания их приема.
Датой окончания приема решений собственников согласно объявлению о проведении общего собрания является 14.04.2021. Вышеуказанные бюллетени поступили до окончания этой даты и приняты для подсчета голосов.
В законе отсутствует требование о начале срока подписания бюллетеня, обязательного указания даты его подписания и вообще какие либо нормативно правовые акты к оформлению этого документа. Бюллетень должен быть подписан собственником, принимавшим участие в голосовании в любой момент после его получения, за исключением даты после приема бюллетеня для голосования.
Согласно протоколу N 3 от 16.04.2021 на собрании приняли участие собственники 7044,5 кв.м., обладающие 64,65 % голосов.
Решение по вопросу о порядке расчета коммунальных ресурсов на содержание общего имущества дома, согласно повестке дня, принято собственниками 6366,34 кв.м., то есть большинством голосов.
Голос ошибочно указанного в реестре собственников дома Татуляна СВ. при таких обстоятельствах не повлиял на результаты голосования.
Довод инспекции о том, что рассмотрение вопроса N 3 по повестке дня об определении порядка расчета коммунальных ресурсов на содержании общего имущества дома не правомочно на общем отчетно-выборном собрании, отклоняется судом апелляционной инстанции, как необоснованный.
При таких обстоятельствах основания к удовлетворению апелляционной жалобы суд апелляционной инстанции не усматривает.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения настоящего спора, установлены судом первой инстанции на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств.
Нарушений или неправильного применения норм процессуального права, являющихся в силу статьи 270 АПК РФ основанием к отмене или изменению решения, апелляционной инстанцией не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 14.11.2022 по делу N А32-28656/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в течение двух месяцев с даты его вступления в законную силу (даты изготовления в полном объёме), через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
М.В. Соловьева |
Судьи |
И.Н. Глазунова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-28656/2021
Истец: ТСЖ Бамовец
Ответчик: Государственная жилищная инспекция КК, Государственная жилищная инспекция Краснодарского края