город Омск |
|
08 февраля 2023 г. |
Дело N А70-12962/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 февраля 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 08 февраля 2023 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Лотова А.Н.,
судей Ивановой Н.Е., Котлярова Н.Е.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Коноваловой М.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-14373/2022) общества с ограниченной ответственностью "СИБ-Энерго" на решение Арбитражного суда Тюменской области от 12.10.2022 по делу N А70-12962/2022 (судья Маркова Н.Л.), принятое по иску Департамента лесного комплекса Тюменской области (ОГРН 1057200733831, ИНН 7202138082, адрес: 625000, город Тюмень, улица Первомайская, дом 34, корпус 1) к обществу с ограниченной ответственностью "СИБ-Энерго" (ОГРН 1147232045322, ИНН 7203321605, адрес: 625032, город Тюмень, улица Баумана, дом 29, офис 510) о взыскании ущерба, причиненного лесным насаждениям вследствие нарушения лесного законодательства, при участии в деле в качестве третьих лиц - общества с ограниченной ответственностью "Производственное коммерческое предприятие "ФинСтройИнвест" (ОГРН 1087448015071, ИНН 7448114740, адрес: 456501, Челябинская область, Сосновский район, село Кременкуль, улица Трактовая, дом 1, офис 2), акционерного общества "Россети Тюмень" (ОГРН 1028600587399, ИНН 8602060185, адрес: 628408, город Сургут, улица Университетская, дом 4),
при участии в судебном заседании представителей:
от акционерного общества "Россети Тюмень" - Пухова Н.А. (по доверенности N 81492 от 14.07.2022 сроком действия по 29.04.2023),
УСТАНОВИЛ:
Департамент лесного комплекса Тюменской области (далее - истец, Департамент) обратился в Арбитражный суд Тюменской области с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "СИБ-Энерго" (далее - ответчик, общество, ООО "СИБ-Энерго") о взыскании 866 004 руб. ущерба, причиненного лесным насаждениям вследствие нарушения лесного законодательства.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены акционерное общество "Россети Тюмень" (далее - АО "Россети Тюмень"), общество с ограниченной ответственностью "Производственное коммерческое предприятие "ФинСтройИнвест" (далее - ООО ПКП "ФинСтройИнвест").
Решением Арбитражного суда Тюменской области от 12.10.2022 по делу N А70-12962/2022 исковые требования удовлетворены, взыскано с ООО "СИБ-Энерго" в пользу Департамента 866 004 руб. ущерба., в доход федерального бюджета взыскано 20 320 руб. госпошлины.
Не согласившись с принятым судебным актом, ООО "СИБ-Энерго" обратилось в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований Департамента.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ее податель указывает, что возмещение вреда, причиненного окружающей среде, возможно как в денежной форме посредством взыскания исчисленной по правилам части 1 статьи 78 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Федеральный закон N 7-ФЗ, Закон об охране окружающей среды) суммы убытков, так и в виде выполнения мероприятий по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды; ответчиком были выполнены все мероприятия по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды (почвы), в связи с чем на момент вынесения судом решения вред, причиненный ответчиком, уже был возмещен путем восстановления почвенного слоя; спорный земельный участок находится в болотистой местности, вместе с тем, по мнению общества, Департаментом не представлены доказательства того, что выполненные ответчиком работы по восстановлению состояния почвы недостаточны для возмещения вреда.
Кроме того, податель апелляционной жалобы отмечает, что решениями арбитражных судов по делам N А70-19132/2021 и N А70-12964/2022 ранее был определен и взыскан размер причиненного вреда лесам и находящимся в них природным объектам вследствие самовольного использования лесов за спорный земельный участок.
АО "Россети Тюмень" представлен письменный отзыв на апелляционную жалобу, в котором третье лицо не соглашается с доводами общества, полагает оспариваемое решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель АО "Россети Тюмень" поддержал позицию, изложенную в письменном отзыве.
Департамент, ООО "СИБ-Энерго", ООО ПКП "ФинСтройИнвест", надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, ходатайства об отложении слушания по делу не заявили, в связи с чем суд апелляционной инстанции рассмотрел апелляционную жалобу в порядке части 1 статьи 266, статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в отсутствие представителей указанных лиц по имеющимся в деле доказательствам.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв, заслушав представителя АО "Россети Тюмень", установил следующие обстоятельства.
Как следует из материалов дела, между филиалом АО "Россети Тюмень" Тюменские электрические сети и ООО ПКП "ФинСтройИнвест" заключен договор подряда от 28.09.2020 N 16/2020/52 на проведение работ силами ООО ПКП "ФинСтройИнвест" рубки лесных насаждений в ходе строительства ЛЭП 10 кВ от ВЛ ЮкВ Троицк ПС 35 кВ Антипино с установкой КТП-10/0,4 кВ для подключения энергопринимающих устройств МАОУ Нижнетавдинская СОШ" в д. Кускургуль.
Письмом от 14.05.2021 N 47 ООО ПКП "ФинСтройИнвест" сообщило о проведении расчистки просеки и вырубки лесных насаждений в ходе строительства ЛЭП 10 кВ от ВЛ ЮкВ Троицк ПС 35 кВ Антипино с установкой КТП-10/0,4 кВ для подключения энергопринимающих устройств МАОУ Нижнетавдинская СОШ" силами ООО "СИБ-Энерго".
Работы по расчистке участков производились с учетом зимнего периода с применением цепи Урала-33 шириной 0,14 м, общая длина траншеи составила 6 265 м. Таким образом, общая площадь участка траншеи составила 877,1 кв. м.
Выполнение вышеуказанных работ производилось ООО "СИБ-Энерго" без проекта освоения лесов, договора аренды лесного участка, договора безвозмездного пользования лесным участком, права постоянного (бессрочного) пользования, разрешения на использование земель или земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, решения об установлении сервитута, публичного сервитута.
08.04.2021 в 14 час.10 мин. участковым лесничим Миясского участкового лесничества Нижнетавдинского лесничества ГКУ ТО "Тюменьлес" Беловым А.М. с участием участкового лесничего Нижнетавдинского участкового лесничества Нижнетавдинского лесничества ГКУ ТО "Тюменьлес" Бондаренко Д. С. установлен факт лесонарушения выразившегося в самовольном снятии, уничтожении или порчи почв, а именно лесной подстилки при проведении работ строительства ЛЭП ЮкВ от ВЛ ЮкВ Троицк ПС 35 кВ Антипино на территории Антипинского участкового лесничества (Антипинское СП) Нижнетавданского лесничества в квартале 67 выделах 15, 16, 19, 20, в квартале 71 выдел 6, квартале 79 выделах 2, 6, 12, 18, 21, квартале 92 выделах 4, 8, 14, квартале 93 выделах 13, 14, квартале 65 выделах 8, 13, в квартале 66 выделах 15, 8, 12, 13, 21 на площади 0,132 га, о чем составлен акт о лесонарушении N 1/1 от 09.04.2021 (л.д. 28-29) и схемы расположения лесных насаждений (л.д. 31-37).
Участковым лесничим Миясского участкового лесничества Нижнетавдинского лесничества ГКУ ТО "Тюменьлес" Беловым А.М. произведен расчет размера возмещения вреда, причиненного лесам и находящимся в них природным объектам вследствие самовольного снятия, уничтожения и порчи почв на основании акта о лесонарушении N 1/1 от 09.04.2021 (л.д. 30).
Согласно расчету, произведенному в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2018 N 1730 "Об утверждении особенностей возмещения вреда, причиненного лесам и находящимся в них природным объектам вследствие нарушения лесного законодательства", ущерб составил 866 004 руб.
На основании изложенного, главным специалистом Тюменского межрайонного отдела государственного лесного контроля управления федерального государственного лесного контроля Департамента лесного комплекса Тюменской области Гороховым А.С. 12.10.2021 в отношении общества составлен протокол N 543 об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 8.26 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), которым установлено, что своими действиями ООО "СИБ-Энерго" допустило самовольное снятие, уничтожение и порчу почв при строительстве линейных объектов в квартале 67 выделах 15, 16, 19, 20, в квартале 71 выдел 6, в квартале 79 выделах 2, 6, 12, 18, 21, в квартале 92 выделах 4, 8, 14, в квартале 93 выделах 13, 14, в квартале 65 выделах 8,13, в квартале 66 выделах 15, 8, 12, 13, 21 Антипинского участкового лесничества (Антипинское СП) Нижнетавдинского лесничества.
Постановлением от 29.10.2021 N 00539 о назначении административного наказания ООО "СИБ-Энерго" признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена части 2 статьи 8.26 КоАП РФ (самовольные заготовка и сбор, а также уничтожение мха, лесной подстилки и других недревесных лесных ресурсов) с назначением штрафа в размере 10 000 руб.
Постановление о назначении административного наказания от 29.10.2021 N 00539 не было ответчиком обжаловано в установленном порядке и вступило в законную силу 08.11.2021.
02.12.2021 Департамент в претензионном порядке письмом N 9566-21 уведомил ответчика о необходимости возмещения в добровольном порядке причинённого ущерба, вместе с тем, после получения указанной претензии ответчиком требования истца не исполнены, что послужило основанием для обращения Департамента в арбитражный суд с соответствующими исковыми требованиями.
Заявленные требования Арбитражным судом Тюменской области удовлетворены решением от 12.10.2022, которое является предметом апелляционного обжалования по настоящему делу.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены, исходя из следующего.
Согласно статье 1 Федерального закона N 7-ФЗ к компонентам природной среды относятся: земля, недра, почвы, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, растительный, животный мир и иные организмы, а также озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство, обеспечивающие в совокупности благоприятные условия для существования жизни на Земле.
Объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и (или) иной деятельности являются компоненты природной среды, природные объекты и природные комплексы (статья 4 Федерального закона N 7-ФЗ).
В силу части 1 статьи 34 Федерального закона N 7-ФЗ хозяйственная и иная деятельность, которая оказывает или может оказывать прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды.
В части 1 статьи 77 Федерального закона N 7-ФЗ определено, что юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством. Вред окружающей среде, причиненный субъектом хозяйственной и иной деятельности, включая деятельность по изъятию компонентов природной среды, подлежит возмещению заказчиком и (или) субъектом хозяйственной и иной деятельности (часть 2).
Согласно статье 42 ЗК РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.
В пункте 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.11.2017 N 49 "О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении вреда, причиненного окружающей среде" (далее - Постановление N 49) разъяснено, что основанием для привлечения лица к имущественной ответственности является причинение им вреда, выраженного в негативном изменении состояния окружающей среды, в частности ее загрязнении, истощении, порче, уничтожении природных ресурсов, деградации и разрушении естественных экологических систем, гибели или повреждении объектов животного и растительного мира и иных неблагоприятных последствиях (статьи 1, 77 Закона об охране окружающей среды).
Как следует из пункта 8 Постановления N 49 по общему правилу в соответствии со статьей 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) и статьей 77 Федерального закона N 7-ФЗ лицо, причинившее вред окружающей среде, обязано его возместить при наличии вины. Законом может быть предусмотрено возмещение вреда и при отсутствии вины причинителя вреда.
По смыслу статьи 1064 ГК РФ, статьи 77 Закона об охране окружающей среды лицо, которое обращается с требованием о возмещении вреда, причиненного окружающей среде, представляет доказательства, подтверждающие наличие вреда, обосновывающие с разумной степенью достоверности его размер и причинно-следственную связь между действиями (бездействием) ответчика и причиненным вредом.
В пункте 13 Постановления N 49 разъяснено, что возмещение вреда может осуществляться посредством взыскания причиненных убытков и (или) путем возложения на ответчика обязанности по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды (статья 1082 ГК РФ, статья 78 Федерального закона N 7-ФЗ). Выбор способа возмещения причиненного вреда при обращении в суд осуществляет истец.
Вместе с тем, принимая во внимание необходимость эффективных мер, направленных на восстановление состояния окружающей среды, в котором она находилась до причинения вреда, наличие публичного интереса в благоприятном состоянии окружающей среды, суд с учетом позиции лиц, участвующих в деле, и конкретных обстоятельств дела вправе применить такой способ возмещения вреда, который наиболее соответствует целям и задачам природоохранного законодательства (пункты 1, 2 статьи 78 Закона об охране окружающей среды, часть 1 статьи 196 ГПК РФ, часть 1 статьи 168 АПК РФ).
По смыслу статьи 1064 ГК РФ, статьи 77 Федерального закона N 7-ФЗ лицо, которое обращается с требованием о возмещении вреда, причиненного окружающей среде, представляет доказательства, подтверждающие наличие вреда, обосновывающие с разумной степенью достоверности его размер и причинно-следственную связь между действиями (бездействием) ответчика и причиненным вредом.
При этом частью 3 статьи 77 Закона об охране окружающей среды предусмотрено, что вред окружающей среде, причиненный субъектом хозяйственной и иной деятельности, возмещается в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, а при их отсутствии, исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды.
В соответствии со статьей 78 Закона об охране окружающей среды определение размера вреда окружающей среде осуществляется при отсутствии фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среде в соответствии с таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, утвержденными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.
Статьей 100 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) установлено, что лица, причинившие вред лесам, возмещают его добровольно или в судебном порядке.
Согласно пункту 2 статьи 100 ЛК РФ таксы и методики исчисления размера вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства, утверждаются Правительством Российской Федерации.
В силу действующего законодательства возмещение вреда, причиненного лесам, допускается при доказанности факта причинения вреда и его размера (наличие вреда), противоправности действий (бездействия), наличии причинной связи между противоправными действиями (бездействиями) ответчика и наступившими последствиями.
В соответствии со статьей 25 ЛК РФ одним из видов использования лесов является строительство, реконструкция, эксплуатация линейных объектов.
Исходя из части 1 статьи 45 ЛК РФ использование лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов осуществляется в соответствии со статьей 21 настоящего Кодекса.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 21 ЛК РФ строительство, реконструкция и эксплуатация объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, на землях лесного фонда допускаются для использования линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов (далее - линейные объекты).
Согласно части 5 статьи 21 ЛК РФ в целях, предусмотренных пунктом 4 части 1 данной статьи (использование линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов), допускаются выборочные рубки и сплошные рубки деревьев, кустарников, лиан, в том числе в охранных зонах и санитарно-защитных зонах, предназначенных для обеспечения безопасности граждан и создания необходимых условий для эксплуатации соответствующих объектов
В целях обеспечения безопасности граждан и создания необходимых условий для эксплуатации линейных объектов, в том числе в охранных зонах линейных объектов, осуществляется использование лесов для проведения выборочных рубок и сплошных рубок деревьев, кустарников, лиан без предоставления лесных участков (часть 4 статьи 45 ЛК РФ).
Как усматривается из материалов дела и было указано выше, факт лесонарушения, выразившегося в самовольном снятии, уничтожении или порчи почв, а именно лесной подстилки, был установлен в ходе проведения мероприятий по контролю (патрулированию в лесах).
Судебными актами по делам N А70-19132/2021 и N А70-12964/2022, имеющими преюдициальное значение для настоящего дела, установлен факт выполнения ответчиком работ по строительству ЛЭП 10 кВ от ВЛ 10 кВ Троицк ПС 35 кВ Антипино с установкой КТП-10/0,4 кВ для подключения энергопринимающих устройств МАОУ "Нижнетавдинская СОШ" филиала АО "Россети Тюмень" на указанном лесном участке. Данное обстоятельство подателем апелляционной жалобы не оспаривается.
За самовольные заготовка и сбор, а также уничтожение мха, лесной подстилки и других недревесных лесных ресурсов ООО "СИБ-Энерго" постановлением от 29.10.2021 N 00539 привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 8.26 КоАП РФ.
Не оспаривая факт лесонарушения, ответчик в апелляционной жалобе указывает, что им были выполнены все мероприятия по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды (почвы), в связи с чем на момент вынесения судом решения вред уже был возмещен путем восстановления почвенного слоя.
В соответствии с пунктами 13, 14 Обзора судебной практики по вопросам применения законодательства об охране окружающей среды, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 24.06.2022, возмещение вреда окружающей среде осуществляется посредством взыскания причиненных убытков и (или) путем возложения на ответчика обязанности по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды; в случае если лицо, причинившее вред окружающей среде, впоследствии, действуя добросовестно, осуществляет меры, направленные на восстановление состояния окружающей среды, в соответствии с утвержденным проектом рекультивации, в удовлетворении иска о возмещении вреда в денежной форме может быть отказано.
В материалы дела ответчиком не представлено доказательств проведения им работ по устранению последствий нарушенного состояния окружающей среды в соответствии с разработанным и утвержденным проектом рекультивации.
Кроме того, суд апелляционной инстанции отмечает, что согласно Обзору судебной практики по вопросам применения законодательства об охране окружающей среды, утвержденному Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 24.06.2022 (пункт 2), возмещению подлежит экологический вред, причиненный каждому компоненту природной среды. В случае причинения вреда нескольким компонентам природной среды исчисление размера вреда, подлежащего возмещению, производится на основании соответствующих такс и методик для каждого компонента.
При этом Верховный Суд Российской Федерации указал, что выполнение даже сходных работ (например, восстановление почвенного слоя), предусмотренных соответствующими методиками исчисления вреда, имеет разное содержание: восстановление почвы для целей роста лесной растительности и восстановление почвы для целей восстановления местообитаний объектов животного мира.
Принимая во внимание приведенные выше нормы, разъяснения Верховного Суда Российской Федерации и правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации, правовое регулирование отношений, возникающих из причинения вреда окружающей среде, осуществляется на основе гражданско-правового института внедоговорных (деликтных) обязательств. Гражданская ответственность за экологический вред носит имущественный (правовосстановительный) характер и призвана обеспечить в хозяйственном обороте реализацию принципа "загрязнитель платит", создать экономические стимулы к недопущению причинения экологического ущерба при ведении своей деятельности хозяйствующими субъектами.
При этом соблюдение принципа полного возмещения вреда в отношении лесов предполагает необходимость принятия мер, направленных на устранение неблагоприятного воздействия, допущенного в отношении всех затронутых правонарушением компонентов природной среды, включая почвы, растительный, животный мир, подземные воды.
Иное не обеспечивало бы восстановление леса как комплексной экологической системы, состоящей из почв, подземных и наземных источников, объектов растительного и животного мира, находящихся в тесной взаимосвязи, вследствие чего негативное воздействие на отдельные компоненты экологической системы лесов влечет нарушение внутрисистемных связей, нанося тем самым вред экосистеме в целом.
Следовательно, подлежат отклонению доводы подателя апелляционной жалобы относительно того, что решениями арбитражных судов по делам N А70-19132/2021 и N А70-12964/2022 ранее был определен и взыскан размер причиненного вреда лесам и находящимся в них природным объектам вследствие самовольного использования лесов за спорный земельный участок.
Так, решением Арбитражного суда Тюменской области от 29.12.2021 по делу N А70-19132/2021 с ответчика взыскан вред, причиненный в результате незаконной рубки леса в квартале N 67 выделе 15, 16, квартале N 7, выделе 6, квартале N 79, выделе 2, 6, 18, 19, квартале N 92, выделе 8, 14, 25, квартале N 93 выделе 13, квартале N 97, выделе 10, 25, квартале N 65, выделе N 8, квартале N 66 выделе 15 Антипниского участкового лесничества Нижнетавдинского СП; решением Арбитражного суда Тюменской области от 05.09.2022 по делу N А70-12964/2022 - ущерб, причиненный лесам, в результате самовольного использования лесов в квартале 67 выделах 15, 16, 19, 20, в квартале 71 выдел 6, квартале 79 выдела 2, 6, 12, 18, 21, квартале 92 выделах 4, 8, 14, квартале 93 выделах 13, 14, квартале 65 выделах 8, 13, в квартале 66 выделах 15, 8, 12, 13, 21 на площади 887,1 кв.м Антипинского участкового лесничества Нижнетавдинского лесничества Антипинского СП, то есть взыскан ущерб за иные лесонарушения.
В настоящем случае, размер вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства, был рассчитан на основании данных акта о лесонарушении N 1/1 от 09.04.2020, постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2018 N 1730 "Об утверждении особенностей возмещения вреда, причиненного лесам и находящимся в них природным объектам вследствие нарушения лесного законодательства" (далее - Методика расчета), постановления Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 N 310 "О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка находящихся в федеральной собственности", постановления Правительства Российской Федерации N 1318 от 12.10.2019 "О применении в 2021-2023 годах коэффициентов к ставкам платы за единицу объема лесных ресурсов и ставкам платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности".
Согласно пункта 6 Приложения N 3 Методики расчета, определение размера вреда в результате самовольного снятия, уничтожения или порчи почв, рассчитывается как 4-кратная наибольшая ставка платы за единицу объема древесины основной лесообразующей породы в субъекте РФ (за каждый кв.м снятой, уничтоженной или испорченной почвы).
Согласно постановления Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 N 310 "О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка находящихся в федеральной собственности", наибольшая ставка платы за единицу объема древесины основной лесообразующей породы (береза) в субъекте Российской Федерации по Тюменскому лесотаксационному району составляет 60,3 руб. за 1 кв.м.
Согласно части 1 постановления Правительства Российской Федерации от 12.10.2019 N 1318 "О применении в 2021-2023 годах коэффициентов к ставкам платы за единицу объема лесных ресурсов и ставкам платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности", ставка платы за единицу объема лесных ресурсов в 2021 году применяется с коэффициентом 2,72.
Согласно пункту 5 Приложения N 4 Методики расчета, размер вреда, подлежащего возмещению, определяется с точностью до 1 рубля.
Таким образом, расчет возмещения вреда, причиненного лесам и находящимся в них природным объектам вследствие самовольного снятия, уничтожения и порчи почв, составляет: 1 320 кв.м х 60,3 х 4 х 2,72 = 866 004 руб.
Следовательно, в результате самовольного снятия, уничтожения и порчи почв, согласно акту о лесонарушении N 1/1 от 09.04.2021, обществом причинен вред лесам и лесным насаждениям в размере 866 004 руб.
Проанализировав собранные по делу доказательства в их совокупности и взаимосвязи, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что истцом доказано причинение ответчиком ущерба окружающей среде в результате самовольного снятия, уничтожения и порчи почв.
Учитывая изложенное, арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что, удовлетворив требования Департамента суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение.
Нормы материального права применены арбитражным судом правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Следовательно, оснований для отмены или изменения обжалуемого решения в рассмотренной части и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Судебные расходы по оплате государственной пошлины в апелляционной инстанции согласно статье 110 АПК РФ относятся на ее подателя.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "СИБ-Энерго" оставить без удовлетворения, решение Арбитражного суда Тюменской области от 12.10.2022 по делу N А70-12962/2022 - без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Настоящий судебный акт выполнен в форме электронного документа и подписан усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, направляется лицам, участвующим в деле, согласно статье 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его принятия.
Информация о движении дела может быть получена путем использования сервиса "Картотека арбитражных дел" http://kad.arbitr.ru в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Председательствующий |
А.Н. Лотов |
Судьи |
Н.Е. Иванова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А70-12962/2022
Истец: Департамент Лесного комплекса Тюменской области
Ответчик: ООО "СИБ-Энерго"
Третье лицо: АО "Россети Тюмень", ООО "Производственное коммерческое предприятие "Финстройинвест"