г. Санкт-Петербург |
|
08 февраля 2023 г. |
Дело N А56-33328/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 февраля 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 08 февраля 2023 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Загараевой Л.П.,
судей Горбачевой О.В., Семеновой А.Б.,
при ведении протокола судебного заседания: Хариной И.С.,
при участии:
от истца: Мелехов Ю.А. по доверенности от 22.10.2018, Кулак А.А. по доверенности от 16.08.2022,
от ответчика: Антонов А.И. по доверенности от 23.08.2022,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-32515/2022) ООО "Бэдфорд Групп СПб" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 26.08.2022 по делу N А56-33328/2022, принятое
по иску ООО "Бэдфорд Групп СПб"
к АО "Силовые машины - ЗТЛ, ЛМЗ, Электросила, Энергомашэкспорт"
о взыскании,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Бэдфорд Групп СПб" (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд горда Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к акционерному обществу "Силовые машины - ЗТЛ, ЛМЗ, Электросила, Энергомашэкспорт" (далее - ответчик) о взыскании 23 934 401 руб. 31 коп. задолженности по договору транспортной экспедиции от 19.02.2021 N 68612/20190079, 4 103 615 руб. 02 копейки неустойки за нарушение срока оплаты задолженности за период с 13.12.2021 по 31.03.2022, 33 409 908 руб. 97 коп. дополнительных расходов, 3 340 990 руб. 90 коп. штрафа, неустойки на всю сумму основного долга за период с 01.04.2022 до момента фактической оплаты, 200 000 руб. 00 коп. расходов по оплате государственной пошлины.
Решением от 26.08.2022 в иске отказано.
Истец, не согласившись с решением суда, направил апелляционную жалобу, в которой просил решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт. В обоснование апелляционной жалобы истец указывает на то, что обоснованность зачета требований не подтверждена материалами дела. Суд первой инстанции не дал оценку заключению Союза "Ленинградская областная торгово-промышленная палата" N 154-02-060 от 30.09.2021. Податель жалобы полагает, что факт несения дополнительных расходов имеет документальное подтверждение.
В судебном заседании представитель истца поддержал доводы апелляционной жалобы, представитель ответчика возражал против удовлетворения жалобы.
Законность и обоснованность решения суда проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, между истцом (Экспедитор) и ответчиком (Заказчик) заключен договор транспортной экспедиции N 68612/20190079 от 19.02.2021 (далее - Договор), в соответствии с которым истец принял на себя обязательство оказать услуги/выполнить работы по транспортно-экспедиторскому обслуживанию груза.
Транспортировка подлежала осуществлению из Санкт-Петербурга/Ленинградской области в Магадан на строительную площадку Усть-Среднеканской ГЭС.
Груз подлежал доставке грузополучателю не позднее 30.06.2021.
В марте-апреле 2021 года в рамках электронной переписки стороны уточняли сроки отгрузки и объема груза. Все изменения нашли отражение в дополнительных соглашениях N 1 от 23.04.2021 и N 2 от 03.06.2021 к Договору.
С учетом дополнительных соглашений стоимость услуг/работ по транспортно-экспедиторскому обслуживанию груза по Договору составила 107 420 250,00 рубля с НДС. Указанная стоимость действительна на весь период оказания услуг/выполнения работ, является твердой и изменению не подлежит, кроме случаев нарушения Заказчиком своих обязательств согласно п. 4.2. Договора, возникновения дополнительных затрат согласно пункта 4.2.8 Договора, изменения Заказчиком маршрутов перевозки, а также весогабаритных и количественных характеристик Груза. В случае изменения стоимости услуг/работ стороны согласуют новую стоимость транспортно-экспедиторского обслуживания Груза и внесут соответствующие изменения в Договор путем оформления соответствующего дополнительного соглашения (п. 5.5 Договора).
Письмом от 28.07.2021 N И-СМ-ДЛ-2021-0025408 Заказчик попросил Экспедитора сообщить планируемую дату доставки оборудования на площадку Усть-Среднеканской ГЭС.
Письмом от 27.07.2021 N 319В Экспедитор, указав на все ранее сообщенные обстоятельства исполнения обязательств, указал на то, что судно прибудет в Магадан 14- 16.08.2021, а доставка груза на Усть-Среднеканскую ГЭС завершится в конце августа - начале сентября 2021 года.
Письмом от 31.08.2021 N И-СМ-ДЛ-2021-0030019 Заказчик указал на имеющиеся нарушения срока доставки груза, потребовал сообщить планируемую дату доставки, а также напомнил, что в случае нарушения Экспедитором сроков доставки груза Заказчик вправе потребовать от Экспедитора уплаты неустойки, а также возмещения убытков, предъявляемых Заказчику со стороны третьих лиц.
В соответствии с заключением Ленинградской областной торгово-промышленной палаты N 154-02-060 от 30.09.2021 имели место обстоятельства непреодолимой силы, которые препятствовали Экспедитору выполнить обязательства, вытекающие из Договора в периоды 24-29 марта 2021 года, в период в конце июля-начале августа 2021 года продолжительностью 3 дня, в период с 12 по 16 сентября 2021 года, а также 21 дня в августе 2021 года (общей продолжительностью 35 дней).
Письмом от 30.09.2021 N 387В Экспедитор уведомил Заказчика о завершении лоцманской проводки судна "Pacific Ray" в порту Шанхая и ожидаемом с 01.10.2021 начале погрузки оборудования.
Письмом от 22.10.2021 N 407В Экспедитор уведомил Заказчика о проработке вопроса по приостановке оказания услуг до момента подтверждения Заказчиком увеличения стоимости услуг. Кроме того, было указано на необоснованное затягивание подписания дополнительного соглашения к Договору.
Письмом от 22.10.2021 N 408В Экспедитор уведомил Заказчика о том, что прибытие судна в порт Магадан в связи со сложными погодными условиями смещается на 27- 28.10.2021.
Письмом от 27.10.2021 N 422 Экспедитор со ссылкой на всю историю исполнения Договора потребовал подписать дополнительное соглашение N 3 к Договору о компенсации дополнительных расходов.
Письмом от 01.11.2021 N 430В Экспедитор уведомил Заказчика о прибытии судна с грузом в порт Магадан, напомнил об увеличении стоимости Договора и попросил ускорить принятие решения относительно заключения Договора на обновленных условиях/одностороннем расторжении Договора.
Письмом от 03.11.2021 N 437В Экспедитор уведомил Заказчика о принятом решении по доставке ряда позиций груза до получателя в связи с достигнутой договоренностью о проведении переговоров для урегулирования вопросов по оформлению и согласованию дополнительных соглашений по транспортно-экспедиционному обслуживанию груза из Шанхая для Усть-Среднеканской ГЭС.
Из представленных транспортных накладных следует, что груз прибывал к грузополучателю в первой половине ноября 2021 года. Наиболее поздняя из дат, указанных на представленных транспортных накладных - 12.11.2021.
В соответствии с Актом приема-передачи документов от 22.11.2021 Экспедитор передал представителю Заказчика комплект документов по результату исполнения Договора: Счет N 265 от 12.11.2021, счет-фактуру N 277 от 12.11.2021, два экземпляра- акта N 238 от 12.11.2021; Счет N 266 от 12.11.2021, счет-фактуру N 278 от 12.11.2021, два экземпляра- акта N 239 от 12.11.2021; Счет N 271 от 12.11.2021, счет-фактуру N 280 от 12.11.2021, два экземпляра- акта N 241 от 12.11.2021; Счет N 268 от 12.11.2021, два экземпляра отчета комитенту N 30 от- 19.11.2021; Поручение экспедитору N 1 от 19.02.2021; Экспедиторскую расписку N 11032021-1 от 11.03.2021; Комплект транспортных документов (накладные, коносаменты).
В связи с нарушением Заказчиком сроков поставки товара, являвшегося грузом по Договору, АО "Усть-Среднеканская ГЭС им. А.Ф. Дьякова" выставила Заказчику претензию от 03.12.2021 N 04/2868 с требованием уплатить неустойку в размере 23 934 401,31 рубля за нарушение срока поставки.
Письмом от 15.12.2021 N И-СМ-ДЛ-2021-0044949 Заказчик указал на невозможность подписания акта N 238 от 12.11.2021 в связи с нарушением Экспедитором сроков доставки на 124 дня, необоснованном изменении Экспедитором маршрута доставки и не предоставлением Экспедитором копий специальных разрешений на перевозку отдельных крупногабаритных грузов по автомобильным дорогам.
Экспедитор направил Заказчику досудебную претензию N 486В от 15.12.2021 с требованием погасить задолженность по оплате оказанных услуг/выполненных работ на сумму 140 830 158,97 рубля.
Письмом N И-СМ-ДЛ-2021-00046706 от 27.12.2021 Заказчик указал на допущенные Экспедитором нарушения сроков доставки груза, возникшие в связи с нарушением у Заказчика убытки, произвел расчет неустойки за допущенные Экспедитором нарушения и заявил о прекращении зачетом обязательств по оплате текущих платежей по Договору в размере 23 934 401,31 рубля с использованием указанных в письме сумм убытков и неустоек.
Платежным поручением N 556569 от 30.12.2021 Заказчик оплатил Экспедитору услуги по Договору в размере 79 495 848,69 рубля, а платежным поручением N 556098 от 28.12.2021 - 3 990 000,00 рубля.
Истец направил в адрес ответчика претензию о погашении задолженности, которая была оставлена без ответа, что послужило основанием для обращения в суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции в иске отказал.
Апелляционный суд, исследовав материалы дела и доводы жалобы, приходит к следующим выводам.
В соответствии со статьями 309 и 310 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или иными правовыми актами.
Согласно статье 801 ГК РФ по договору транспортной экспедиции одна сторона (экспедитор) обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента-грузоотправителя или грузополучателя) выполнить или организовать выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза.
Согласно статье 410 ГК РФ обязательство прекращается полностью или частично зачетом встречного однородного требования, срок которого наступил либо срок которого не указан или определен моментом востребования. В случаях, предусмотренных законом, допускается зачет встречного однородного требования, срок которого не наступил. Для зачета достаточно заявления одной стороны.
В пункте 10 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11.06.2020 N 6 "О некоторых вопросах применения положений Гражданского кодекса Российской Федерации о прекращении обязательств" разъяснено, что согласно статье 410 ГК РФ для прекращения обязательств зачетом, по общему правилу, необходимо, чтобы требования сторон были встречными, их предметы были однородными и по требованию лица, которое осуществляет зачет своим односторонним волеизъявлением (далее - активное требование), наступил срок исполнения. Указанные условия зачета должны существовать на момент совершения стороной заявления о зачете. Например, встречные требования сторон могут в момент своего возникновения быть неоднородными (требование о передаче вещи и требование о возврате суммы займа), но к моменту заявления о зачете встречные требования сторон уже будут однородны (требование о возмещении убытков за нарушение обязанности по передаче вещи и требование о возврате суммы займа).
Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждается, что общая стоимость оказанных услуг составила 107 420 250 руб. 00 коп. Сторонами согласована стоимость доставки груза с учетом всех необходимых для этого услуг и расходов.
В соответствии с п. 5.3 Договора оплата услуг/работ по Договору производится путем оплаты 100% от стоимости услуг/работ по факту доставки грузовых мест для каждого этапа по выставленному Экспедитором счету в течение 30 (тридцати) календарных дней по факту оказанных услуг/ выполненных работ на основании счета, счета-фактуры (счетов-фактур) и подписанного с обеих сторон акта(ов) оказанных услуг/выполненных работ, экспедиторской расписки.
Платежным поручением N 556569 от 30.12.2021 Заказчик оплатил Экспедитору услуги по Договору в размере 79 495 848,69 рубля, а платежным поручением N 556098 от 28.12.2021 - 3 990 000,00 рубля.
Обязательство по оплате 23 934 401,31 рубля прекращено зачетом в соответствии со ст. 410 ГК РФ на основании письма ответчика N И-СМ-ДЛ-2021-00046706 от 27.12.2021.
Учитывая вышеизложенное, апелляционная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что обязательство ответчика по оплате 107 420 250 руб. 00 коп. прекратилось в полном объеме.
Невозможность исполнения истцом обязательств именно в связи с действием указанных в заключении Союза "Ленинградская областная торгово-промышленная палата" N 154-02-060 от 30.09.2021 обстоятельств из приведенных в заключении обстоятельств и иных материалов дела не следует. Более того, период нарушения существенно перекрывает указанные в заключения периоды действия обстоятельств, отнесенных Союзом "Ленинградская областная торгово-промышленная палата" к обстоятельствам непреодолимой силы.
Требования в части взыскания неустойки в размере 4 103 615 руб. 02 копейки за нарушение срока оплаты задолженности за период с 13.12.2021 по 31.03.2022 и неустойки на всю сумму основного долга за период с 01.04.2022 до момента фактической оплаты не подлежат удовлетворению в связи с отсутствием нарушения сроков оплаты оказанных услуг.
В силу положений пункта 3 статьи 801 ГК РФ условия выполнения договора транспортной экспедиции определяются соглашением сторон, если иное не установлено законом о транспортно-экспедиционной деятельности, другими законами или иными правовыми актами.
Согласно пункту 2 статьи 5 Федерального закона N 87-ФЗ от 30.06.2033 "О транспортно-экспедиционной деятельности" клиент в порядке, предусмотренном договором транспортной экспедиции, обязан уплатить причитающиеся экспедитору вознаграждение, а также возместить понесенные им расходы в интересах клиента.
В соответствии с п. 4.1 Договора Экспедитор обязуется произвести транспортно-экспедиторское обслуживание груза заказчика с перевозкой по маршрутам, указанным в п. 1.2, включающие промежуточную консолидацию груза на стороннем складе в Магаданской области с учетом погрузо/разгрузочных работ (при необходимости).
Экспедитор самостоятельно принимает решение о промежуточной перегрузке и экспедировании в иностранных портах при необходимости.
Сторонами согласована стоимость доставки груза с учетом всех необходимых для этого услуг и расходов. В соответствии с пунктом 5.5. Договора она является твердой и изменению не подлежит, за исключением случаев нарушения Заказчиком своих обязательств, возникновения дополнительных расходов в связи с изменением Заказчиком маршрута перевозки, сроков перевозки или характеристик груза. Соответствующее изменение оформляется дополнительным соглашением к Договору.
Как следует из материалов дела, в ходе исполнения Договора имело место изменение Заказчиком сроков выдачи груза в перевозку. Фактически груз был передан в доставку в апреле 2021 года.
В связи с вышеуказанным, сторонами подписаны дополнительные соглашения N 1 от 23.04.2021 и N 2 от 03.06.2021 к Договору, которыми, с учетом всех изменившихся обстоятельств и допущенных Заказчиком нарушений, стороны согласовали изменение цены Договора и подтвердили неизменность срока доставки груза.
Доказательств наличия со стороны Заказчика нарушений или иных обстоятельств, являющихся в силу Договора основанием для изменения цены Договора или возмещения дополнительных расходов, и допущенных после заключения дополнительных соглашений, в материалы дела не представлено. Факт несения дополнительных расходов и их обоснованности в соответствии с Договором документально не подтвержден. Представленные документы не позволяют установить, в отношении какого груза оказывались указанные в счете услуги, какие из них являются дополнительными, в рамках исполнения каких обязательств истца и перед какими заказчиками они были понесены, как и не позволяют сделать вывод о том, что указанные услуги выходят за пределы, предусмотренные спорным Договором с учетом заключения сторонами дополнительных соглашений.
Учитывая вышеизложенное, суд первой инстанции правомерно установил, что требования Экспедитора о взыскании с Заказчика дополнительных расходов в размере 33 409 908,97 рубля являются необоснованными и не подлежат удовлетворению.
В связи с отсутствием основания для взыскания заявленных сумм дополнительных расходов не подлежит удовлетворению и требование о взыскании 3 340 990 руб. 90 коп. штрафа за нарушение ответчиком сроков возмещения дополнительных расходов, заявленное истцом со ссылкой на п.1 ст. 10 Федерального закона N 87-ФЗ от 30.06.2033 "О транспортно-экспедиционной деятельности".
С учетом указанных обстоятельств суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении требований истца.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, повлияли бы на его обоснованность и законность либо опровергли выводы суда.
Принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 26 августа 2022 года по делу N А56-33328/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.П. Загараева |
Судьи |
О.В. Горбачева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-33328/2022
Истец: ООО "Бэдфорд Групп СПб"
Ответчик: АО "СИЛОВЫЕ МАШИНЫ - ЗТЛ, ЛМЗ, ЭЛЕКТРОСИЛА, ЭНЕРГОМАШЭКСПОРТ"