г. Пермь |
|
09 февраля 2023 г. |
Дело N А60-33564/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 февраля 2023 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 09 февраля 2023 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Муталлиевой И.О.,
судей Дружининой Л.В., Лесковец О.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Мамонтовой Д.И.,
в отсутствие представителей сторон,
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрев в судебном заседании апелляционные жалобы ответчиков, Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области и Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Свердловской области,
на решение Арбитражного суда Свердловской области
от 30 ноября 2022 года по делу N А60-33564/2022
по иску Екатеринбургского муниципального унитарного предприятия "Специализированная автобаза" (ИНН 6608003655, ОГРН 1026602351049)
к Министерству по управлению государственным имуществом Свердловской области (ИНН 6658091960, ОГРН 1036602638588), Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Свердловской области (ИНН 6670262066, ОГРН 1096670022107),
третье лицо: Министерство природных ресурсов и экологии Свердловской области (ИНН 6661089658, ОГРН 1026605251287)
о взыскании задолженности по ликвидации места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов,
УСТАНОВИЛ:
Екатеринбургское муниципальное унитарное предприятие "Специализированная автобаза" (далее - истец, ЕМУП "Спецавтобаза") обратился в Арбитражный суд Свердловской области с иском к Министерству по управлению государственным имуществом Свердловской области (далее - Министерство) и Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Свердловской области (далее - Росимущества) со следующими требованиями:
- взыскать с Росимущества задолженность по оплате услуг по ликвидации МНР ТКО N 4500 в размере 2 801 руб. 39 коп.;
- взыскать с Министерства задолженность по оплате услуг по ликвидации МНР ТКО N 4498 в размере 1 754 руб. 08 коп., МНР ТКО N 4517 - 2 101 руб. 04 коп., МНР ТКО N 4259 - 30 712 руб. 46 коп., МНР ТКО N 4570 - 10 505 руб. 20 коп.;
- взыскать солидарно с ответчиков расходы по уплате государственной пошлины (с учетом уточнения исковых требований, принятого судом в порядке ст. 49 АПК РФ).
В порядке ст. 51 АПК РФ суд привлек к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Министерство природных ресурсов и экологии Свердловской области.
Решением суда от 06.07.2022 (резолютивная часть от 01.07.2022) исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым судебным актом, ответчики обратились с апелляционными жалобами.
Росимущество просит решение суда первой инстанции отменить, произвести замену ответчика Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Свердловской области на надлежащих ответчиков: ООО "Каскад", ООО "Усадьба", ООО "РБ-Петровские", ООО ТК "Урал", Папе Анна Валерьевна, ЦентральноУральское федеральное государственное унитарное геолого-промышленное предприятие, Молокоедов Алексей Михайлович, Екатеринбургское муниципальное унитарное предприятие водопроводноканализационного хозяйства, Сидоров Валерий Николаевич. В апелляционной жалобе заявитель указывает, что земельный участок с кадастровым номером 66:41:0000000:183 находится в аренде: с 16.02.2016 на 49 лет у ООО "Каскад"; с 17.07.2009 на 25 лет у ООО "Усадьба"; с 24.02.2009 на 49 лет у ООО "РБ-Петровские"; с 17.02.2009 на 49 лет у ООО ТК "Урал"; с 16.02.2009 на 49 лет у Папе Анны Валерьевны; с 06.03.2017 по 01.08.2065 у Центрально-Уральского федерального государственного унитарного геолого-промышленного предприятия; с 04.04.2012 на 49 лет у Молокоедова Алексея Михайловича; с 03.03.2009 по 20.06.2031 у Екатеринбургского муниципального унитарного предприятия водопроводно-канализационного хозяйства; с 19.12.2011 на 49 лет у Сидорова Валерия Николаевича. Апеллянт полагает, что публичный собственник не является землепользователем, не является хозяйствующим субъектом, не осуществляет предпринимательскую деятельность по использованию земель сельскохозяйственного назначения, поскольку наделен лишь полномочиями властно-распорядительного характера, являясь уполномоченным собственником земельного участка, и не обязан содержать его как собственник, получивший земельный участок в установленном порядке.
Министерство просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в исковых требованиях. Заявитель полагает, что не является надлежащим ответчиком, так как Министерство не является уполномоченным органом в сфере охраны окружающей среды и в сфере отходов производства и потребления. Кроме того, заявитель ссылается региональную программу, утвержденную приказом Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Свердловской области от 25.05.2018 N 225 "Об утверждении региональной программы в сфере обращения с отходами производства и потребления на территории Свердловской области, в том числе с твердыми коммунальными отходами, на 2019-2030 годы", согласно которой уполномоченным органом государственной власти Свердловской области является Министерство энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Свердловской области. Министерство также указывает, что истцом не доказан факт оказания услуг на заявленную сумму.
ЕМУП "Спецавтобаза" представлены письменные отзывы на апелляционные жалобы, в которых он отклонил приведенные в них доводы, просил оставить решение суда первой инстанции без изменения.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в судебное заседание не направили, что в силу ст. 156 АПК РФ не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, проверив в порядке ст. ст. 266, 268 АПК РФ законность и обоснованность решения суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции установил следующее.
Как следует из материалов дела, ЕМУП "Спецавтобаза" (региональный оператор) является на основании Соглашения об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами с Министерством энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Свердловской области (далее также - МинЖКХ СО) от 12.01.2018 региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами в зоне деятельности АПО-3 Свердловской области (перечень муниципальных образований, входящих в АПО-3 Свердловской области, представлен на стр. 162 в табл. 36 Территориальной схемы в сфере обращения с отходами производства и потребления на территории Свердловской области, утв. приказом МинЖКХ СО от 31.03.2020 N 185).
В адрес регионального оператора поступили сведения о наличии мест несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов (далее - МНР ТКО), объем которых превышает 1 м3, на территории:
1) Свердловская обл., г. Екатеринбург, Верх-Исетский р-н, Московский тракт (МНР ТКО N 4498);
2) Свердловская обл., г. Екатеринбург, Верх-Исетский р-н (МНР ТКО N 4517);
3) Свердловская обл., г. Екатеринбург, прибрежная территория Верх-Исетского пруда (со стороны компании "ВИЗ-Сталь", КС "Рябинушка") (МНР ТКО N 4259);
4) Свердловская обл., г. Екатеринбург, Чкаловский р-он, у СНТ "Малина" (МНР ТКО N 4570).
По результатам проверки указанной информации 06.08.2020, 07.08.2020 региональным оператором установлено, что на земельных участках государственная собственность на который не разграничена, расположенных на кадастровых участках (кварталах):
1) 66:41:0307059 (МНР ТКО N 4498);
2) 66:41:0309036:6 (МНР ТКО N 4500);
3) 66:41:0307081 (МНР ТКО N 4517);
4) 66:41:0307044 (МНР ТКО N 4259);
5) 66:41:0503023 (МНР ТКО N 4570)
незаконно размещены твердые коммунальные отходы, объем которых превышает 1 м3.
ЕМУП "Спецавтобаза" направило уведомления об обнаружении места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов и необходимости его ликвидации:
- в Администрацию Верх-Исетского района г. Екатеринбурга (N 4498 от 10.08.2020; N 4500 от 12.08.2020; N 4517 от 10.08.2020; N 4259-НС от 25.05.2020);
- в Администрацию Чкаловского района г. Екатеринбурга (N 4570 от 16.09.2020);
- в Уральское межрегиональное управление федеральной службы по надзору в сфере природопользования (N 4498 от 10.08.2020; N 4500 от 12.08.2020; N 4517 от 10.08.2020; N 4259-НС от 25.05.2020, N 4570 от 16.09.2020);
- в Министерство по управлению государственным имуществом Свердловской области (N 4498 от 10.08.2020; N 4500 от 12.08.2020; N 4517 от 10.08.2020; N 4259-НС от 25.05.2020, N 4570 от 16.09.2020).
Региональный оператор ликвидировал собственными силами по указанному адресу несанкционированное размещение ТКО, поскольку по истечении 30 дней с момента направления уведомления договор на оказание услуг по ликвидации несанкционированного размещения ТКО не заключен и не ликвидировано место несанкционированного размещения ТКО.
Расходы регионального оператора по ликвидации указанных мест несанкционированного размещения ТКО составили 47 874 руб. 17 коп., что подтверждается калькуляцией.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости, земельный участок, расположенный по адресу: Свердловская обл., г. Екатеринбург, Верх-Исетский р-н., Чусовской тракт, 9-ый км. (МНР ТКО N 4500) с кадастровым номером 66:41:0309036:6 входит в состав единого землепользования земельного участка с кадастровым номером 66:41:0000000:183, который находится в собственности Российской Федерации,
Региональным оператором 01.03.2022 и 24.03.2022 в адрес Министерства направлена претензия с требованием о возмещении расходов, понесенных в связи с ликвидацией места несанкционированного размещения ТКО.
Неисполнение Министерством и Управлением Росимущества по Свердловской области во внесудебном порядке требований регионального оператора послужило основанием для обращения ЕМУП "Спецавтобаза" в арбитражный суд с рассматриваемым иском.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции руководствовался ст. ст. 210, 214 ГК РФ, ст. ст. 13, 16, 42 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), положениями Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ), Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 (далее - Правила N 1156) и исходил из того, что ответчики являются уполномоченными лицами на управление и распоряжение земельными участками, на которых обнаружено несанкционированное размещение ТКО. Суд признал доказанным факт проведения истцом работ по ликвидации мест несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов в отсутствие договорных отношений, в связи с чем, пришел к выводу о наличии оснований для возложения на ответчиков обязанности по компенсации затрат истца по ликвидации несанкционированных свалок.
Исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для изменения судебного акта.
В соответствии с ч. 1 ст. 22 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к вопросам местного значения поселения (пп. 18 п. 1 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации").
Согласно п. 14 ч. 1 ст. 15 Закона N 131-ФЗ к вопросам местного значения муниципального района относятся участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных районов.
Полномочия органов местного самоуправления распространяются на земли, используемые и предназначенные для застройки и развития населенных пунктов, территорию которого составляют исторически сложившиеся земли населенных пунктов, прилегающие к ним земли общего пользования, территории традиционного природопользования населения соответствующего поселения, рекреационные земли, земли для развития поселений.
В состав территории поселения входят земли независимо от форм собственности.
В соответствии со ст. 42 ЗК РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны, в частности: использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.
В п.п. 1, 2 ст. 13 Закона N 89-ФЗ предусматривается, что территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организация деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территориях муниципальных образований осуществляется в соответствии с названным Законом.
К полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с отходами относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих районов.
Органы местного самоуправления муниципального района осуществляют полномочия в области обращения с отходами, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи, на территориях сельских поселений, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, а также на межселенной территории (п. 2 ст. 8 Закона N 89-ФЗ).
Таким образом, прямая обязанность по организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов на территории муниципального образования возложена на органы местного самоуправления.
Для решения вопроса местного значения в данной сфере на территории муниципального образования создано ЕМУП "Спецавтобаза", которое в соответствии с лицензией 066 N 00468 от 23.08.2016 осуществляет сбор, транспортировку, обработку, утилизацию, обезвреживание, размещение отходов 1-4 классов опасности.
Ответственность за несанкционированные свалки возлагается на лиц, на чьей территории находятся отходы.
Как верно установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, региональным оператором выявлено несанкционированное размещение твердых коммунальных отходов (свалки) на территории, государственная собственность на которую не разграничена:
1) Свердловская обл., г. Екатеринбург, Верх-Исетский р-н, Московский тракт (МНР ТКО N 4498);
2) Свердловская обл., г. Екатеринбург, Верх-Исетский р-н (МНР ТКО N 4517);
3) Свердловская обл., г. Екатеринбург, прибрежная территория Верх-Исетского пруда (со стороны компании "ВИЗ-Сталь", КС " Рябинушка") (МНР ТКО N 4259);
4) Свердловская обл., г. Екатеринбург, Чкаловский р-он, у СНТ "Малина" (МНР ТКО N 4570).
Согласно п. 16 Правил N 1156 в случае обнаружения региональным оператором места складирования твердых коммунальных отходов, объем которых превышает 1 куб. метр, на земельном участке, не предназначенном для этих целей и не указанном в соглашении (далее - место несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов), региональный оператор обязан в течение 5 рабочих дней:
а) уведомить любым способом, позволяющим получить подтверждение доставки такого уведомления, собственника земельного участка, орган местного самоуправления и орган, осуществляющий государственный экологический надзор, об обнаружении места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов;
б) уведомить любым способом, позволяющим получить подтверждение доставки такого уведомления, собственника земельного участка о необходимости ликвидации места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов в течение 30 дней после получения уведомления и направить ему проект договора на оказание услуг по ликвидации выявленного места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов. Истцом в соответствии с требованиями указанного постановления, уведомления в адрес ответчика направлены, что подтверждается материалами дела.
В соответствии с п. 17 Правил N 1156, если собственник земельного участка в течение 30 дней со дня получения уведомления регионального оператора не обеспечил ликвидацию места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов самостоятельно и не заключил договор с региональным оператором на оказание услуг по ликвидации выявленного места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов, региональный оператор в течение 30 дней после отправления уведомления собственнику земельного участка ликвидирует место несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов. В этом случае региональный оператор вправе обратиться в суд с требованием о взыскании понесенных расходов.
Истцом проведены работы по ликвидации несанкционированных свалок в отсутствие заключенного с Министерством договора, порядок расчета понесенных расходов на ликвидацию несанкционированного размещения ТКО законодательством РФ не урегулирован, следовательно, такие расходы учитываются организацией самостоятельно с учетом фактически понесенных затрат.
Принимая во внимание то обстоятельство, что Министерство является уполномоченным лицом на управление и распоряжение земельными участками, на которых обнаружено несанкционированное размещение ТКО, доказательств принадлежности земельного участка к муниципальным землям или землям иных лиц Министерством не представлено и материалы дела не содержат, учитывая, что возмещение затрат по уничтожению несанкционированной свалки на земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена, в поселении, являющемся административным центром Свердловской области, не относится к вопросам местного значения и является обязанностью ответчика, принявшего на себя права по распоряжению земельными участками (с правами переходят и обязанности).
Учитывая, что ЕМУП "Спецавтобаза" направлено уведомление об обнаружении мест несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов, факт проведения истцом работ по ликвидации места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов в отсутствие договорных отношений подтвержден материалами дела (акты ликвидации, маршрутные листы) и ответчиком надлежащими доказательствами не оспорен, расходы истца, а так же обязанность ответчика их возместить подтверждены материалами дела, доказательств возмещения указанных расходов ответчик не представил, суд первой инстанции пришел к верному выводу о наличии оснований для возложения на ответчика обязанности по компенсации затрат истца по ликвидации несанкционированной свалки.
Сумма расходов по ликвидации мест несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов N N 4498, 4517, 4259, 4570 по расчетам истца составляет 45 072 руб. 68 коп.
Представленный истцом расчет проверен судом первой инстанции и признан арифметически правильным.
Довод жалобы о недоказанности истцом фактически понесенных расходов отклоняется, поскольку порядок расчета понесенных расходов на ликвидацию несанкционированного размещения ТКО законодательством РФ не урегулирован, а, следовательно, такие расходы учитываются организацией самостоятельно с учетом фактически понесенных затрат.
Апелляционный суд учитывает, что п.п. 16-18 Правил N 1156 не установлен стандарт доказывания наличия и ликвидации мест несанкционированного размещения ТКО, при этом факт наличия МНР ТКО на вышеуказанном земельном участке подтверждается актом фиксации МНР ТКО с фотоматериалами, актом ликвидации МНР ТКО с фотоматериалами. Осуществление ликвидации МНР ТКО подтверждается актом ликвидации МНР ТКО, маршрутным журналом и отчетом по весовой к МНРО N 4362 от 25.08.2020. Данные акты являются надлежащими доказательствами наличия и ликвидации МНР ТКО с учетом сложившейся практики взаимодействия с контрагентами по соответствующей категории дел.
При этом Министерством не представлено доказательств, опровергающих доводы ЕМУП "Спецавтобаза" в части подтверждения иного состава и объема МНР ТКО. Доказательств того, что услуги могли быть оказаны по иной цене, в материалах дела также не имеется (статьи 9, 65 АПК РФ).
Довод жалобы о том, что Министерство по управлению государственным имуществом Свердловской области является ненадлежащим ответчиком по делу, отклоняется в силу следующего.
Согласно пп. 2 п. 2 ст. 13 ЗК РФ в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия.
Как следует из ст. 42 ЗК РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны осуществлять мероприятия по охране земель соблюдать порядок пользования лесами, водными и другими природными объектами и не допускать загрязнения, захламления, деградацию и ухудшения плодородия почв на землях соответствующих категорий.
Согласно п. 2 ст. 214 ГК РФ и п. 1 ст. 16 ЗК РФ государственной собственностью являются земли, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц или муниципальных образований.
В силу ч. 2 ст. 16 ЗК РФ разграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации (федеральную собственность), собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований (муниципальную собственность) осуществляется в соответствии с ЗК РФ и федеральными законами.
В соответствии с п. 2 ст. 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 137-ФЗ) предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления городского округа в отношении земельных участков, расположенных на территории городского округа, за исключением случаев, предусмотренных п. 2 ст. 3.3 Закона N 137-ФЗ.
На основании п. 4 ст. 3.3 Закона N 137-ФЗ исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, также являются органами, уполномоченными на заключение в отношении таких земельных участков договора мены, соглашения об установлении сервитута, соглашения о перераспределении земель и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, на принятие решений о перераспределении земель и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, и на выдачу разрешения на использование земель и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в соответствии с ЗК РФ.
В соответствии с абз. 2 ст. 3.3. Закона N 137-ФЗ отсутствие государственной регистрации права собственности на земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, не является препятствием для распоряжения ими.
Согласно ст. 10.1 ЗК РФ полномочия органов местного самоуправления и органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области земельных отношений, установленные ЗК РФ, могут быть перераспределены между ними в порядке, предусмотренном ч. 1.2 ст. 17 Закона N 131-ФЗ.
В силу ст. 2 Закона Свердловской области от 24.11.2014 N 98-03 "О перераспределении полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, между органами местного самоуправления муниципального образования "город Екатеринбург" и органами государственной власти Свердловской области и о внесении изменений в Закон Свердловской области "Об особенностях регулирования земельных отношений на территории Свердловской области" полномочия органов местного самоуправления муниципального образования "город Екатеринбург" по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, отнесены к полномочиям органов государственной власти Свердловской области.
Полномочия по распоряжению земельными участками является неотъемлемым полномочием собственника земельного участка, без которого право собственности на земельный участок прекращается.
В соответствии с пп. 5 п. 1 Положения о Министерстве по управлению государственным имуществом Свердловской области, министерство является уполномоченным органом по управлению земельными ресурсами, находящимися в областной собственности, и земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, на территории муниципального образования "город Екатеринбург".
Следовательно, поскольку исключительно Министерство обладает полномочиями по распоряжению землями, государственная собственность на которые не разграничена, только министерство и выступает в любых правоотношениях, в том числе в правоотношениях по обращению с ТКО, обязанное нести расходы по их содержанию.
Согласно пп. 2.1 п. 1 Постановления Правительства Свердловской области от 22.04.1999 N 499-ПП "Об уполномоченных органах по управлению государственным имуществом Свердловской области" функции уполномоченного органа по управлению земельными ресурсами, находящимися в областной собственности, а также по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в поселении, являющемся административным центром Свердловской области, возложены на Министерство по управлению государственным имуществом Свердловской области.
На основании п. 18 Правил N 1156 собственники земельного участка обязаны самостоятельно обеспечить ликвидацию мест несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов или заключить договор на оказание услуг по ликвидации выявленного места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов с региональным оператором.
Понятие несанкционированных свалок отходов содержится в п. 4.13 ГОСТа 30772-2001 "Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения", введенного постановлением Госстандарта России от 28.12.2001 N 607-ст, как территорий, используемых, но не предназначенных для размещения на них отходов.
На основании изложенного, обстоятельством, имеющим значение для возложения обязанности по ликвидации несанкционированной свалки на конкретное лицо, является установление того, кто является ответственным за организацию такой свалки.
Пунктом 7.8 ГОСТа 30772-2001 собственником отходов является юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, производящие отходы, в собственности которых они находятся, которые намерены осуществлять заготовку, переработку отходов и другие работы по обращению с отходами, включая их отчуждение.
Если это лицо не установлено, собственником отходов являются органы местного самоуправления, юридические лица или индивидуальные предприниматели, ответственные за территории, на которых эти отходы находятся (примечание к п. 7.8 ГОСТа 30772-2001).
Поскольку Министерство является уполномоченным лицом на управление и распоряжение земельными участками, на которых обнаружено несанкционированное размещение ТКО (МНР ТКО N N 4498, 4517, 4259, 4570), доказательств принадлежности земельных участков к муниципальным землям или землям иных лиц ответчиком не представлено и материалы дела не содержат, принимая во внимание, что возмещение затрат по уничтожению несанкционированной свалки на земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена, в поселении, являющемся административным центром Свердловской области, не относится к вопросам местного значения и является обязанностью ответчика, принявшего на себя права по распоряжению земельными участками (с правами переходят и обязанности).
Кроме того, ссылка Росимущества на передачу в аренду земельного участка с кадастровым номером 66:41:0000000:183, в связи с чем, собственник не является землепользователем, не обязан содержать земельный участок как собственник, получивший его в установленном порядке, отклоняется судом апелляционной инстанции на основании следующего.
Как было указано выше, на основании положений ст. 42 ЗК РФ, п.п. 16, 17, 18 Правил N 1156 обязанность ликвидировать место несанкционированного размещения ТКО, либо заключить договор с региональным оператором, связана с правообладателем земельного участка, на котором обнаружено место несанкционированного размещения ТКО.
Из материалов дела следует, что место несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов N 4500 обнаружено и ликвидировано на земельном участке по адресу: Свердловская обл., г. Екатеринбург, Верх-Исетский р-н., Чусовской тракт, 9-ый км. с кадастровым номером 66:41:0309036:6, входящем в состав единого землепользования земельного участка 66:41:0000000:183.
Согласно выписке из единого государственного реестра недвижимости, земельный участок с кадастровым номером 66:41:0000000:183 находится в собственности Российской Федерации.
В соответствии с п. 1 Постановления Правительства РФ от 05.06.2008 N 432 "Об утверждении положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом" Федеральное агентство по управлению государственным имуществом является уполномоченным государственным органом по управлению и распоряжению федеральным имуществом.
Согласно п. 1 приказу Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 05.03.2009 N 63 "О реорганизации территориальных управлений Федерального агентства по управлению государственным имуществом", Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Свердловской области осуществляет полномочия собственника в отношении федерального имущества, расположенного на территории Свердловской области.
В силу абзаца второго п. 3 ст. 308 ГК РФ обязательство может создавать права для третьих лиц в отношении одной или обеих его сторон только в случаях, предусмотренных законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. ГК РФ и иные законы не содержат норм о возникновении на основании договора аренды нежилого помещения обязанности у арендатора по внесению платы за вывоз мусора перед оказывающим их третьим лицом (региональным оператором).
Таким образом, в силу ст. 210 ГК РФ обязанность по оплате услуг по ликвидации МНР ТКО в отношении спорного земельного участка лежит на собственнике. Именно собственник в силу прямого указания закона обязан нести расходы по содержанию принадлежащего ему имущества, в том числе в части возмещения расходов по ликвидации МНР ТКО.
Поскольку доказательств заключения арендаторами земельного участка договоров с региональным оператором на оказание услуг по ликвидации МНР ТКО отсутствуют, суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда первой инстанции, что в данном случае оснований для возложения на арендаторов обязанности по возмещению расходов регионального оператора по ликвидации МНР ТКО, не имеется.
Учитывая, что факт проведения истцом работ по ликвидации мест несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов в отсутствие договорных отношений подтвержден материалами дела и ответчиками надлежащими доказательствами не оспорен, доказательств возмещения указанных расходов ответчики не представили, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о возложении на ответчиков обязанности по компенсации затрат истца по ликвидации несанкционированной свалки.
Судом первой инстанции правильно установлены обстоятельства имеющие значение для дела, указанные обстоятельства исследованы полно и всесторонне, нарушений норм материального и процессуального права, которые в соответствии со ст. 270 АПК РФ являются основаниями к отмене или изменению судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 110, 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 30 ноября 2022 года по делу N А60-33564/2022 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий |
И.О. Муталлиева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-33564/2022
Истец: МИНИСТЕРСТВО ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ И ЭКОЛОГИИ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ, МУП ЕКАТЕРИНБУРГСКОЕ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННАЯ АВТОБАЗА, ОСП ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНТСТВА ПО УПРАВЛЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ИМУЩЕСТВОМ В СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ, ТУ ФАУГИ
Ответчик: Министерство по управлению государственным имуществом Свердловской области