г. Самара |
|
08 февраля 2023 г. |
Дело N А72-11871/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02.02.2023.
Постановление в полном объеме изготовлено 08.02.2023.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Колодиной Т.И., судей Барковской О.В., Кузнецова С.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Хоробровым И.Д., рассмотрев в открытом судебном заседании 02.02.2023 апелляционную жалобу Управления жилищно-коммунального хозяйства Администрации города Ульяновска на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 17.11.2022 по делу N А72-11871/2022 (судья Чернышова И.В.) по иску Общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Уютный город" к Муниципальному образованию "город Ульяновск" в лице Управления муниципальной собственностью администрации города Ульяновска и к Управлению жилищно-коммунального хозяйства Администрации города Ульяновска о взыскании 33 509 руб. 08 коп.,
в судебное заседание явились:
лица, участвующие в деле, не явились, извещены,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Уютный город" обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с исковым к Муниципальному образованию "город Ульяновск" в лице Управления муниципальной собственностью администрации города Ульяновска и к Управлению жилищно-коммунального хозяйства Администрации города Ульяновска об обязании надлежащего ответчика перечислить задолженность по уплате взносов на капитальный ремонт за период с 01.06.2016 по 31.12.2021 в размере 33 509 руб. 08 коп. на специальный счет, владельцем которого является Фонд модернизации и жилищно-коммунального комплекса по Ульяновской области, на котором собственники помещений многоквартирного дома расположенного по адресу: г. Ульяновск, б-р Новосндецкий, д. 9 формируют фонд капитального ремонта по следующим реквизитам: Фонд модернизации жилищно-коммунального комплекса по Ульяновской области ОГРН 1137300000122, ИНН 7326999197, КПП732501001, р/с 40604810020240000232 в ФИЛИАЛ "ЦЕНТРАЛЬНЫЙ" БАНКА ВТБ (ПАО) БИК 044525411 к/с 30101810145250000411 Фонд модернизации ЖКК Ульяновской области.
Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 17.11.2022 иск удовлетворен частично, с Управления жилищно-коммунального хозяйства администрации города Ульяновска в пользу Общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Уютный город" 12 908 руб. 73 коп. - неосновательное обогащение с зачислением на соответствующий специальный счет, а также 1 878 руб. в возмещение расходов по уплате государственной пошлины за рассмотрение иска, в удовлетворении остальной части исковых требований и к соответчику отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, Управление жилищно-коммунального хозяйства Администрации города Ульяновска обратилось в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение Арбитражного суда Ульяновской области от 17.11.2022, исковые требования к Управлению жилищно-коммунального хозяйства Администрации города Ульяновска оставить без удовлетворения.
Определением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.12.2022 апелляционная жалоба принята к производству с назначением судебного заседания на 02.02.2023.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству, о времени и месте судебного заседания размещена арбитражным судом на официальном сайте Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу: www.11aas.arbitr.ru в соответствии с порядком, установленным ст. 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Лица, участвующие в деле, не обеспечившие явку в судебное заседание, извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в том числе в силу ч. 6 ст. 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а также публично путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
В обоснование апелляционной жалобы Управление жилищно-коммунального хозяйства Администрации города Ульяновска ссылалось на то что управление не является собственником помещения, в связи с чем не несет обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт.
Исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, проверив в соответствии со статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правомерность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, соответствие выводов, содержащихся в судебном акте, установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд не усматривает оснований для отмены решения Арбитражного суда Ульяновской области от 17.11.2022. При этом суд исходит из следующего.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Уютный город" на основании договора управления N 3 от 01.05.2019 является управляющей организацией многоквартирного жилого дома N 9 по адресу: г. Ульяновск, б-р Новосондецкий (далее по тексту - МКД).
Муниципальному образованию город Ульяновск на праве собственности принадлежит расположенное в МКД жилое помещения (квартира) N 50 общей площадью 73,1 кв.м.
Право собственности муниципального образования на указанной квартиру подтверждается впиской из реестра муниципального имущества и ЕГРП, ответчиком не оспаривалось.
Ссылаясь на то, что по вышеуказанному жилому помещению имеется задолженность по внесению платы за капитальный ремонт, истец просил обязать надлежащего ответчика перечислить задолженность по уплате взносов на капитальный ремонт за период с 02.04.2019 по 31.12.2021 в размере 13 750 руб. 21 коп. на специальный счет, владельцем которого является Фонд модернизации и жилищно-коммунального комплекса по Ульяновской области, на котором собственники помещений многоквартирного дома расположенного по адресу: г. Ульяновск, б-р Новосндецкий, д. 9 формируют фонд капитального ремонта по следующим реквизитам: Фонд модернизации жилищно-коммунального комплекса по Ульяновской области ОГРН 1137300000122, ИНН 7326999197, КПП732501001, р/с 40604810020240000232 в ФИЛИАЛ "ЦЕНТРАЛЬНЫЙ" БАНКА ВТБ (ПАО) БИК 044525411 к/с 30101810145250000411 Фонд модернизации ЖКК Ульяновской области.
Согласно п. 1 ст. 290 Гражданского кодекса Российской Федерации и п. 1 ст. 36 Жилищного кодекса Российской Федерации собственникам квартир и собственникам нежилых помещений в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности общие помещения дома, несущие конструкции дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, а также земельный участок, на котором расположен дом, с элементами озеленения и благоустройства.
В соответствии со ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В силу ст. 249 Гражданского кодекса Российской Федерации каждый участник долевой собственности обязан соразмерно со своей долей участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению.
Частью 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме.
Согласно ч. 1 ст. 39 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме.
Доля обязательных расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, бремя которых несет собственник помещения в таком доме, определяется долей в праве общей собственности на общее имущество в таком доме указанного собственника (ч. 2 ст. 39 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В силу п. 2 ч. 2 ст. 154 Жилищного кодекса Российской Федерации взнос на капитальный ремонт включен в плату за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме.
В соответствии с ч. 1 ст. 158 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения, взносов на капитальный ремонт.
Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны уплачивать ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме (ч. 1 ст. 169 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Таким образом, собственник нежилого (жилого) помещения, расположенного в многоквартирном доме, в силу прямого указания закона обязан нести расходы на содержание общего имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Согласно ст. 215 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять права и обязанности органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Указанное истцом помещение является муниципальной собственностью, в связи с чем согласно ст. 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации в суде от имени муниципального образования выступает главный распорядитель средств соответствующего бюджета.
В соответствии с подп. 3 п. 1 ст. 3 Устава муниципального образования "город Ульяновск", утвержденного Решением Ульяновской городской Думы Решение Ульяновской Городской Думы от 23.09.2014 N 119 (далее по тексту - Устав) к вопросам местного значения городского округа относятся владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа, то есть муниципального образования "город Ульяновск".
Согласно с п. 4 ст. 60 Устава главным распорядителем средств местного бюджета является администрация города Ульяновска, которая в рамках предоставленных полномочий распределила осуществление отраслевых функций территориальными органами и подразделениями администрации на основании Положений, утвержденных Ульяновской Городской Думой.
В соответствии с Положением об Управлении жилищно-коммунального хозяйства администрации города Ульяновска, утвержденного решением Ульяновской Городской Думы N 90 от 24.05.2006, Управление осуществляет бюджетные полномочия главного распорядителя, главного администратора и получателя средств местного бюджета в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации (п. 4.1. Положения).
Управление жилищно-коммунального хозяйства администрации города Ульяновска является органом администрации города Ульяновска, осуществляющим в пределах своей компетенции функции по обеспечению решения вопросов местного значения и отдельных государственных полномочий.
От имени муниципального образования "город Ульяновск" по специальному поручению администрации города Ульяновска: представляет интересы собственника муниципального жилищного фонда на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме, заключает договоры управления многоквартирными жилыми домами с управляющими организациями от имени собственника муниципальных жилых помещений.
Кроме того, к функциям данного Управления относятся вопросы подготовки решения о проведении капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, согласование администрацией города Ульяновска акта приемки оказанных услуг и (или) выполненных работ по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме.
Судом первой инстанции установлено, что согласно ведомственной структуре расходов бюджета муниципального образования город Ульяновск на 2022 год и плановый период 2023 и 2024 годов, утвержденной решением Ульяновской Городской Думы от 08.12.2021 N 214, получателем бюджетных средств на оплату взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах за площади помещений, находящихся в муниципальной собственности, на капитальный ремонт муниципального жилищного фонда, на капитальный ремонт жилищного фонда является Управление жилищно-коммунального хозяйства и администрации города Ульяновска.
Суд апелляционной инстанции также отмечает, что ранее согласно ведомственной структуре расходов бюджета муниципального образования город Ульяновск на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов, утвержденной решением Ульяновской Городской Думы от 29.11.2017 N 13014, и ведомственной структуре расходов бюджета муниципального образования город Ульяновск на 2021 год и плановый период 2022 и 2023 годов, утвержденной решением Ульяновской Городской Думы от 09.12.2020 N 57, получателем бюджетных средств на оплату взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах также являлось Управление жилищно-коммунального хозяйства и администрации города Ульяновска
На основании изложенного, а также п. 19 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28.05.2019 N 13, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что надлежащим ответчиком по иску является Управление жилищно-коммунального хозяйства администрации города Ульяновска как главный распорядитель бюджетных средств по рассматриваемой статье расходов.
В соответствии со ст. 171, п. 1 ст.155 Жилищного кодекса Российской Федерации взносы на капремонт, равно как и плата за жилое помещение и коммунальные услуги, вносятся ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем.
Согласно расчету истца задолженность по взносам на капитальный ремонт общего имущества спорных многоквартирных жилых помещений составляет 13 750 руб. 21 коп.
Возражая против иска, управление также указывало, что Арбитражным судом Ульяновской области рассматривалось дело N А72-10496/2019 по исковому заявлению Фонда модернизации жилищно-коммунального комплекса Ульяновской области к Администрации города Ульяновска о взыскании 48 550 237 руб. 54 коп.
Определением от 13.12.2017 по данному делу производство по делу прекращено в связи с утверждением мирового соглашения, согласно которому, оплата задолженности по взносам на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах за жилые и нежилые помещения, находящиеся в собственности муниципального образования город Ульяновск в период с 01.06.2016 по 01.04.2019 производится в следующем порядке:
- до 31.12.2021 - 13 936 694 руб. 99 коп.;
- до 31.12.2022 - 13 936 694 руб. 99 коп.;
- до 31.12.2023 - 13 936 694 руб. 99 коп.
Ответчик указывал, что в предмет иска по делу N А72-10496/2019 входило также взыскание взносов по квартире, рассматриваемой в настоящем деле. В этой связи управление указывало на то, что имеет место быть двойное взыскание.
Данные доводы отклонены судом первой инстанции, поскольку мировое соглашение, утвержденное в рамках указанного дела не содержит сведений об адресах домов, включенных в мировое соглашение, реестр муниципального имущества, по которому сформировалась задолженность и в отношении которой заключалось мировое соглашение, а также доказательства включения Фондом в исковые требования задолженности по квартире N 50 в доме N 9 по б-ру Новосондецкий ответчик не представил.
Апелляционная жалоба в данный части доводов о несогласии с выводами суда первой инстанции не содержит. Однако, поскольку в силу ч. 1 ст. 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело повторно, судебной коллегией осуществлена оценка возражений ответчика, заявленных в суде первой инстанции, по результатам которой суд апелляционной инстанции оснований для переоценки выводов суда первой инстанции не усматривает.
Управлением жилищно-коммунального хозяйства администрации города Ульяновска в суде первой инстанции было заявлено о пропуске срока исковой давности.
Проверив доводы ответчика, суд первой инстанции установил, что истцом к взысканию предъявлен долг за период с 02.04.2019 по 31.12.2021, тогда как истец обратился с иском 10.08.2022. С учетом согласованного в п.3.2.6 договора управления срока оплаты - до 25 числа следующего месяца, и, учитывая необходимость соблюдения 30-дневного претензионного срока, срок давности по требованию о взыскании задолженности за май 2019 истек 25.07.2022.
Исходя из изложенного, заявление ответчика о пропуске срока исковой давности удовлетворено судом в отношении задолженности за апрель и май 2019 года.
Осуществив расчет размера требования, подлежащего удовлетворению, суд первой инстанции установил, что с ответчика следует взыскать за июнь 2019 года в размере 408,63 руб., за период с 01.07.2019 по 31.12.2021 в размере 12 500,10 руб., всего 12 908,73 руб.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы были предметом исследования суда первой инстанции и им дана надлежащая правовая оценка. По существу доводы апелляционной жалобы сводятся к несогласию ответчика с выводами суда о фактических обстоятельствах дела и иной оценке представленных в материалы дела доказательств, что не может служить основанием для отмены судебного акта. В этой связи, учитывая отсутствие нарушений, являющихся основанием для безусловной отмены судебного акта по ч. 4 ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, решение Арбитражного суда Ульяновской области от 17.11.2022 является законным и обоснованным. При указанных обстоятельствах апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
В соответствии с пп. 1.1 п. 1 ч. 1 ст. 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации вопрос о взыскании государственной пошлины по апелляционной жалобе не рассматривался, поскольку заявитель (ответчик) освобожден от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Ульяновской области от 17.11.2022 по делу N А72-11871/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня его принятия с направлением кассационной жалобы через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Т.И. Колодина |
Судьи |
О.В. Барковская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А72-11871/2022
Истец: ООО "УК "Уютный город", ООО "УПРАВЛЯЮЩАЯ КОМПАНИЯ "УЮТНЫЙ ГОРОД"
Ответчик: МО "г.Ульяновск" в лице Управления муниципальной собственностью Администрации г.Ульяновска, УПРАВЛЕНИЕ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА УЛЬЯНОВСКА, Управление ЖКХ администрации г.Ульяновска, УПРАВЛЕНИЕ МУНИЦИПАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТЬЮ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА УЛЬЯНОВСКА