г. Самара |
|
07 февраля 2023 г. |
Дело N А55-9807/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 февраля 2023 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 07 февраля 2023 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Митиной Е.А., судей Копункина В.А., Коршиковой Е.В., при ведении протокола секретарем судебного заседания Тазовой И.С., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ООО "Дивелопинг-инвест" на решение Арбитражного суда Самарской области от 24 октября 2022 года по делу N А55-9807/2022 (судья Разумов Ю.М.), по иску Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области к Обществу с ограниченной ответственностью "Дивелопинг-инвест",
о взыскании 76 449 руб. 41 коп. и внесении изменений в договор аренды лесного участка,
в отсутствие лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания,
УСТАНОВИЛ:
Министерство лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области (далее- истец, Министерство) обратилось в арбитражный суд с иском к Обществу с ограниченной ответственностью "Дивелопинг-инвест" (далее- ответчик) о взыскании 76 449 руб. 41 коп. задолженности по арендной плате за период с 01.01.2019 по 31.12.2020 по договору аренды лесного участка от 22.12.2008 N 83/07, внесении изменений в договор аренды лесного участка от 22.12.2008 N 83/07, заключенный с ООО "Дивелопинг-инвест", путем заключения дополнительного соглашения к договору аренды лесного участка от 22.12.2008 N 83/07.
Определением суда от 08.04.2022 исковое заявление было принято к рассмотрению в порядке упрощенного производства.
Определением от 06.06.2022 суд перешел к рассмотрению дела по общим правилам искового производства.
Определением от 07.10.2022 суд принял уточнение просительной части содержания дополнительного соглашения.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 24 октября 2022 года внесены изменения в договор аренды лесного участка от 22.11.2008 N 83/07, заключенный между Министерством лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области и Обществом с ограниченной ответственностью "Дивелопинг-инвест", путем заключения дополнительного соглашения от 19.11.2021; с Общества с ограниченной ответственностью "Дивелопинг-инвест" в пользу Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области взыскано 76 449 руб. 41 коп. основного долга, и в доход федерального бюджета РФ госпошлина в сумме 9058 руб.
Не согласившись с принятым судебным актом, ООО "Дивелопинг-инвест" обратилось в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В обоснование доводов апелляционной жалобы заявитель указывает, что истец не представил доказательств существенного нарушения договора аренды ответчиком, в связи с чем, считает неправомерным внесение изменений в договор аренды; ссылается на недопустимость изменения истцом договора в одностороннем порядке.
В возражениях на апелляционную жалобу истец просит оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу ответчика- без удовлетворения.
В судебном заседании объявлялся перерыв с 26.01.2023 г. до 02.02.2023 г.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству, движении дела, о времени и месте судебного заседания размещена арбитражным судом на официальном сайте Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет по адресу: www.11aas.arbitr.ru в соответствии с порядком, установленным статьей 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьями 123 и 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) арбитражный апелляционный суд рассматривает дело в отсутствие лиц, участвующих в деле.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого решения в соответствии со ст. ст. 266, 268 АПК РФ, изучив материалы дела и оценив доводы апелляционной жалобы в совокупности с исследованными доказательствами по делу, Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд приходит к следующим выводам.
Из материалов дела следует, что Министерством лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области (арендодатель) и ООО "Дивелопинг-Инвест" (арендатор) был заключен договор от 22.12.2008 N 83/07 аренды лесного участка, площадью 2,06, имеющего местоположение: Самарская область, Красноярское лесничество, Красноярское участковое лесничество, квартал 100 выдел 9, 10 для осуществления рекреационной деятельности (далее - договор).
Срок действия договора установлен с 22.12.2008 по 18.12.2055 г.
Информация о лесах, содержащаяся в данном договоре, указана в соответствии с материалами лесоустройства 1995 года.
Обращаясь в суд, истец ссылался на то, что в 2015 году было проведено новое лесоустройство Красноярского лесничества, в результате которого было установлено существенное изменение количественных и качественных характеристик арендованного лесного участка по сравнению с данными, указанными в договоре, что подтверждается пунктом "2" приказа Рослесхоза от 24.05.2017 N 219 "Об отнесении лесов к защитным лесам и установлении их границ, о выделении особо защитных участков лесов и установлении их границ на территории Самарской области" (далее - Приказ), где выделены особо защитные участки лесов на территории Безенчукского, Кинельского, Клявлинского, Кошкинского, Красноярского, Нефтегорского, Ново-Буянского, Рачейского, Сергиевского, Ставропольского, Шенталинского лесничеств Самарской области и установлены их границы согласно приложениям к данному Приказу N12-22.
В соответствии с приложением 16 к Приказу и выпиской из Государственного лесного реестра лесной участок, арендованный ООО "Дивелопинг-Инвест"" по договору аренды лесного участка от 22.12.2008 N 83/07, относится к особо защитным участкам Красноярского лесничества, а именно к участкам лесов вокруг санаториев, детских лагерей, домов отдыха, пансионатов, туристических баз и др. лечебных и оздоровительных учреждений.
Арендная плата за использование спорного лесного участка носит регулируемый характер и должна определяться в соответствии с требованиями соответствующих нормативных правовых актов.
Согласно подпункту "а" примечания к таблице 11 Постановления Правительства РФ от 22.05.2007 N 310 "О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности" в отношении особо защитных участков лесов в защитных лесах установлен коэффициент - 2.
Пунктом 17 договора установлено, что по требованию одной из сторон настоящий договор может быть изменен или расторгнут по решению суда в порядке, установленном гражданским законодательством, а также в случаях, указанных в разделе VI договора.
С учетом изложенного, истец просил внести изменения в договор аренды лесного участка в части, касающейся размера арендной платы за 2021 год, а также в части расчета минимального размера арендной платы за 2019-2021г.г.
Кроме того, в связи с изменением размера арендной платы в части минимального размера арендной платы, Министерством было произведено доначисление суммы арендной платы по договору согласно расчету задолженности:
- за 2019 в размере 34 816,72 руб.;
- за 2020 в размере - 41 632,69 руб.
Истец просил взыскать с у ООО "Дивелопинг-Инвест" задолженность по договору аренды лесного участка от 22.12.2008 N 83/07 за период с 01.01.2019 по 31.12.2020 в размере 76 449,41 руб. в части: платы за использование лесов, расположенных на землях лесного фонда, в части минимального размера арендной платы (федеральный бюджет) - 76 449,41 руб.
Как следует из материалов дела, в целях соблюдения досудебного порядка урегулирования спора, Министерство направило в адрес ответчика письмо от 26.11.2021 N МЛХ-05-02/28726 с предложением подписать дополнительное соглашение к договору и погасить задолженность по договору, которое было оставлено последним без удовлетворения.
Согласно пункту 1 статьи 450 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами или договором.
В соответствии с пунктом 2 статьи 450 ГК РФ изменение или расторжение договора по решению суда по требованию одной из сторон возможно только при существенном нарушении договора другой стороной или в иных случаях, предусмотренных Кодексом, другими законами или договором.
Пунктом 2 статьи 451 ГК РФ установлено, что если стороны не достигли соглашения о приведении договора в соответствие с существенно изменившимися обстоятельствами, договор может быть изменен судом по требованию заинтересованной стороны по основаниям, предусмотренным пунктом 4 данной статьи, при одновременном наличии следующих условий:
1) в момент заключения договора стороны исходили из того, что такого изменения обстоятельств не произойдет;
2) изменение обстоятельств вызвано причинами, которые заинтересованная сторона не могла преодолеть после их возникновения при той степени заботливости и осмотрительности, какая от нее требовалась по характеру договора и условиям оборота;
3) исполнение договора без изменения его условий настолько нарушило бы соответствующее договору соотношение имущественных интересов сторон и повлекло бы для заинтересованной стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишилась бы того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора;
4) из обычаев делового оборота или существа договора не вытекает, что риск изменения обстоятельств несет заинтересованная сторона.
В соответствии со статьей 74.1 Лесного кодекса Российской Федерации (далее- ЛК РФ) изменение и расторжение договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляются в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, Земельным кодексом Российской Федерации и настоящим Кодексом (п. 1).
Изменение условий договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключенного по результатам торгов, не допускается, за исключением случаев изменения целевого назначения или разрешенного использования лесов, существенного изменения параметров использования лесов (возрасты рубок, расчетная лесосека, сроки использования лесов) или существенного изменения обстоятельств, из которых стороны договора аренды лесного участка исходили при его заключении, если такое изменение обстоятельств возникло вследствие природных явлений (лесных пожаров, ветровалов, наводнений и других стихийных бедствий) и стало основанием для внесения изменений в государственный лесной реестр (п. 2).
Договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключенный по результатам торгов, может быть изменен по решению суда в случае существенного изменения количественных и качественных характеристик такого лесного участка (п. 3).
Изложенные истцом обстоятельства - отнесение лесного участка, арендованного ООО "Дивелопинг-Инвест"" по договору аренды лесного участка от 22.12.2008 N 83/07, к особо защитным участкам Красноярского лесничества и, соответственно, изменение в связи с этим платы за использование лесов, расположенных на землях лесного фонда, суд первой инстанции признал существенно изменившимися обстоятельствами, на основании которых договор подлежит изменению в судебном порядке.
Между тем, судом первой инстанции не было учтено следующее.
В соответствии с пунктом 1 статьи 421 Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ) граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.
В соответствии с частью 3 статьи 71 ЛК РФ к договору аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные ГК РФ, если иное не установлено настоящим Кодексом.
Согласно статье 73 ЛК РФ размер арендной платы определяется на основе минимального размера арендной платы, устанавливаемого в соответствии с частями 2, 3 и 4 настоящей статьи.
Как установлено частью 2 статьи 73 ЛК РФ, при использовании лесного участка с изъятием лесных ресурсов минимальный размер арендной платы определяется как произведение ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и объема изъятия лесных ресурсов на арендуемом лесном участке.
В соответствии с частью 4 статьи 73 ЛК РФ для аренды лесного участка, находящегося в федеральной собственности, собственности субъекта Российской Федерации, муниципальной собственности, ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
По условиям договора аренды названный лесной участок находится в государственной собственности, соответственно, применяются ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 N 310.
Пунктом 6 договора аренды предусмотрено, что размер арендной платы подлежит изменению в сторону увеличения пропорционально изменению ставок за единицу площади лесного участка, устанавливаемых в соответствии со статьей 73 ЛК РФ.
Возможность пересмотра размера арендной платы по соглашению арендатора и арендодателя предусмотрена пунктом 3 статьи 614 ГК РФ.
Само по себе включение в договор аренды условия, которым установлено, что арендная плата может быть изменена в сторону увеличения, не является принятием сторонами сделки на себя обязательств по заключению в будущем соглашения об изменении договора в этой части.
Такое договорное условие, вытекающее из положений пункта 3 статьи 614 ГК РФ, за исключением специально установленных законом случаев, подчинено принципу свободы договора (статья 421 ГК РФ), который предполагает согласование без какого-либо понуждения автономных волеизъявлений действующих в своем интересе договаривающихся участников сделки об изменении обязательств.
Договор аренды лесного участка не является публичным, следовательно, не порождает обязанность ответчика заключить предлагаемое истцом дополнительное соглашение о внесении изменений в договор в обязательном порядке и, кроме того, не содержит условия о возможности изменения договора по требованию одной из сторон в судебном порядке, что согласуется с правовой позицией Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 13.04.2010 N 1074/10.
При таких обстоятельствах основания для внесения изменения в договор аренды отсутствовали.
Указанная позиция согласуется с судебной практикой (постановление судов апелляционной и кассационной инстанций по делу N А55-9808/2022).
Кроме того, судом были внесены изменения в договор аренды путем заключения дополнительного соглашения от 19.11.2021 г.
Данным соглашением определен размер арендной платы за 2021 г., а также установлен расчет арендной платы в части минимального размера арендной платы за 2019-2021г.г.
Вместе с тем, как установлено пунктом 3 статьи 453 ГК РФ, в случае изменения или расторжения договора обязательства считаются измененными или прекращенными с момента заключения соглашения сторон об изменении или о расторжении договора, если иное не вытекает из соглашения или характера изменения договора, а при изменении или расторжении договора в судебном порядке - с момента вступления в законную силу решения суда об изменении или о расторжении договора.
Следовательно, изменение договора влечет изменение соответствующих обязательств сторон на будущее время.
При указанных обстоятельствах оснований для распространения вносимых в договор изменений на период, предшествующий вступлению в законную силу решения суда о внесении таких изменений, у суда не имелось.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции находит неправомерными и не подлежащими удовлетворению исковые требования Министерства о внесении изменений в договор аренды лесного участка.
В силу статьи 1 ЛК РФ, одним из основных принципов использования лесов является платность такого пользования.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 94 ЛК РФ использование лесов в Российской Федерации является платным. За использование лесов вносится, в частности, арендная плата.
Истцом было заявлено также требование о взыскании арендной платы за период с 01.01.2019 по 31.12.2020 в размере 76 449 руб. 41 коп.
Основанием доначисления ответчику платы по договору аренды, как указал истец, явилось то обстоятельство, что в 2021 году Рослесхозом была проведена проверка осуществления органом государственной власти переданных полномочий Российский Федерации, по результатам которой было установлено, что в отношении лесного участка из земель лесного фонда и предоставленного на основании договора аренды лесного участка от 22.11.2008 N 83/07, не был применен повышающий коэффициент в отношении защитных лесов и коэффициент в отношении особо защитных участков лесов, в связи с чем, Министерству выдано предписание об устранении указанных нарушений.
Во исполнение указанного предписания Министерством в отношении лесного участка, арендуемого по договору аренды лесного участка от 22.11.2008 N 83/07, ответчику было направлено требование (с приложением дополнительного соглашения) об оплате недополученных средств по договору аренды.
Статьей 614 ГК РФ определено, что арендатор обязан своевременно вносить арендную плату.
Согласно подпункту "а" примечания к таблице 11 Постановления Правительства РФ от 22.05.2007 N 310 "О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности" в отношении особо защитных участков лесов в защитных лесах установлен коэффициент категории защитных лесов - 2.
Арендуемый ответчиком лесной участок отнесен к категории особо защитных участков лесов, соответственно, при расчете арендной платы подлежал применению коэффициент - 2.
При расчете арендной платы в спорный период по названному договору аренды не были учтены вышеприведенные положения нормативных актов, в связи с чем, допущено нарушение в части начисления арендной платы, что привело к образованию у ООО "Дивелопинг-инвест" задолженности по договору аренды лесного участка.
При изложенных обстоятельствах требования истца о взыскании 76 449 руб. 41 коп. арендной платы по договору аренды лесного участка от 22.11.2008 N 83/07 за период с 01.01.2019 по 31.12.2020 обоснованно удовлетворены судом первой инстанции.
Оснований не согласиться с данными выводами суда первой инстанции судебная коллегия не находит.
Вместе с тем, с учетом вышеизложенного, решение суда первой инстанции в части обязания внести изменения в договор аренды лесного участка путем заключения дополнительного соглашения и распределения судебных расходов подлежит отмене в связи с несоответствием выводов суда обстоятельствам дела, неправильным применением норм материального права.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ основаниями для безусловной отмены судебного акта, при рассмотрении дела судом апелляционной инстанции не установлено.
В силу ч.1 ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по оплате госпошлины по иску и по апелляционной жалобе относятся на стороны пропорционально удовлетворенным исковым требованиям.
Руководствуясь ст.ст. 110, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 24 октября 2022 года по делу N А55-9807/2022 отменить в части обязания внести изменения в договор аренды лесного участка от 22.11.2008 N83/07 путем заключения дополнительного соглашения и распределения судебных расходов.
Принять в указанной части новый судебный акт.
В удовлетворении исковых требований в части обязания внести изменения в договор аренды лесного участка от 22.11.2008 N 83/07 путем заключения дополнительного соглашения отказать.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Дивелопинг-инвест" в доход федерального бюджета государственную пошлину в сумме 3 058 руб.
В остальной части решение Арбитражного суда Самарской области от 24 октября 2022 года по делу N А55-9807/2022 оставить без изменения.
Взыскать Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области в пользу общества с ограниченной ответственностью "Дивелопинг-инвест" 1500 руб. расходов по уплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу обжалуемого постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Председательствующий судья |
Е.А. Митина |
Судьи |
В.А. Копункин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-9807/2022
Истец: Министерство лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области
Ответчик: ООО "Дивелопинг-инвест", Представитель Попов Сергей Сергеевич