г. Саратов |
|
07 февраля 2023 г. |
Дело N А57-23884/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 31 января 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 07 февраля 2023 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Веряскиной С.Г.,
судей Акимовой М.А., Пузиной Е.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Глебовой В.К.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу публичного акционерного общества "Россети Волга" (410031, г. Саратов, ул. Первомайская, д. 42/44, ИНН 6450925977, ОГРН 1076450006280)
на решение Арбитражного суда Саратовской области от 14 декабря 2022 года по делу N А57-23884/2022
по заявлению публичного акционерного общества "Россети Волга" (410031, г. Саратов, ул. Первомайская, д. 42/44, ИНН 6450925977, ОГРН 1076450006280) об оспаривании постановления по делу об административном правонарушении,
заинтересованные лица: Управление Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области (410012, г. Саратов, ул. Вольская, д. 81), Востокова Юлия Александровна (г. Саратов), общество с ограниченной ответственностью "Энергия" (410017, г. Саратов, ул. Шелковичная, д. 29/35, ИНН 6454116818, ОГРН 1186451010932),
при участии в судебном заседании:
представителя публичного акционерного общества "Россети Волга" - Канцурова Д.А., по доверенности от 22.02.2022 N Д/22-68,
представителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области - Соловьева Е.Е., по доверенности от 20.01.2023 N 7,
без участия в судебном заседании представителей иных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства,
УСТАНОВИЛ:
публичное акционерное общество "Россети Волга" (далее - ПАО "Россети Волга", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Саратовской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области (далее - УФАС России по Саратовской области, антимонопольный орган, административный орган) от 26.08.2022 N 064/04/9.21-491/2022 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в виде административного штрафа в размере 100 000 руб.
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 14.12.2022 в удовлетворении заявленных требований отказано.
ПАО "Россети Волга", не согласившись с вынесенным судебным актом, обратилось в суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе.
УФАС России по Саратовской области в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) представлен письменный отзыв на апелляционную жалобу.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству и назначении дела к судебному разбирательству размещена в установленном порядке в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Представитель ПАО "Россети Волга" в судебном заседании поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
Представитель УФАС России по Саратовской области в судебном заседании возражал против удовлетворения требований апелляционной жалобы.
В соответствии с частью 3 статьи 156 АПК РФ суд рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие представителей иных лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте проведения судебного заседания.
Исследовав материалы дела, проверив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда первой инстанции не подлежит отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, по результатам рассмотрения заявления Востоковой Ю.A. от 11.04.2022 УФАС России по Саратовской области установлено нарушение ПАО "Россети Волга" требований Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила N 861), выразившееся в отказе в заключении договора технологического присоединения с Востоковой Ю.A.
По факту выявленных нарушений 29.06.2022 в отношении ПАО "Россети Волга" составлен протокол N 064/04/9.21-491/2022 об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ.
Постановлением по делу об административном правонарушении от 26.08.2022 N 064/04/9.21-491/2022 общество признано виновным в совершении правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.21 КоАП, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 100 000 руб.
Не согласившись с указанным постановлением, ПАО "Россети Волга" обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований о признании незаконным и отмене оспариваемого постановления, суд первой инстанции исходил из того, что событие и состав административного правонарушения, вина общества в его совершении установлены и подтверждены материалами дела, процессуальных нарушений при привлечении к административной ответственности не выявлено.
Апелляционный суд считает выводы суда первой инстанции правомерными в силу следующего.
Частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям.
Согласно статье 4 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" (далее - Закон о естественный монополиях) услуги по передаче электрической энергии отнесены к сфере деятельности субъектов естественной монополии.
Пунктом 1 статьи 8 Закон о естественный монополиях установлено, что субъекты естественных монополий не вправе отказываться от заключения договора с отдельными потребителями на производство (реализацию) товаров, в отношении которых применяется регулирование в соответствии с настоящим Федеральным законом, при наличии у субъекта естественной монополии возможности произвести (реализовать) такие товары.
Правовые основы экономических отношений в сфере электроэнергетики, полномочия органов государственной власти на регулирование этих отношений, основные права и обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности в сфере электроэнергетики и потребителей электрической энергии установлены Федеральным законом от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон об электроэнергетике).
Согласно статье 3 Закона об электроэнергетике под объектом электросетевого хозяйства понимают линии электропередачи, трансформаторные и иные подстанции, распределительные пункты и иное предназначенное для обеспечения электрических связей и осуществления передачи электрической энергии оборудование.
Под территориальной сетевой организацией понимается коммерческая организация, которая оказывает услуги по передаче электрической энергии с использованием объектов электросетевого хозяйства, не относящихся к единой национальной (общероссийской) электрической сети, а в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, - с использованием объектов электросетевого хозяйства или части указанных объектов, входящих в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть, и которая соответствует утвержденным Правительством Российской Федерации критериям отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям.
В соответствии с пунктом 1 статьи 26 Закона об электроэнергетике технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, в том числе объектов микрогенерации, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер.
Технологическое присоединение осуществляется на основании договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, заключаемого между сетевой организацией и обратившимся к ней лицом. Указанный договор является публичным.
По договору об осуществлении технологического присоединения сетевая организация принимает на себя обязательства по реализации мероприятий, необходимых для осуществления такого технологического присоединения, в том числе мероприятий по урегулированию отношений с третьими лицами в случае необходимости строительства (модернизации) такими лицами принадлежащих им объектов электросетевого хозяйства (энергопринимающих устройств, объектов электроэнергетики).
Порядок и особенности технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, существенные условия договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, а также требования к выдаче технических условий установлены Правилами N 861.
В силу пункта 3 Правил N 861 сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им настоящих Правил.
Независимо от наличия или отсутствия технической возможности технологического присоединения на дату обращения заявителя сетевая организация обязана заключить договор с лицами, указанными в пунктах 12.1, 14 и 34 настоящих Правил, обратившимися в сетевую организацию с заявкой на технологическое присоединение энергопринимающих устройств, принадлежащих им на праве собственности или на ином предусмотренном законом основании, а также выполнить в отношении энергопринимающих устройств таких лиц мероприятия по технологическому присоединению.
Пунктом 6 Правил N 861 предусмотрено, что технологическое присоединение осуществляется на основании договора, заключаемого между сетевой организацией и юридическим или физическим лицом, в сроки, установленные настоящими Правилами. Заключение договора является обязательным для сетевой организации. При необоснованном отказе или уклонении сетевой организации от заключения договора заинтересованное лицо вправе обратиться в суд с иском о понуждении к заключению договора и взыскании убытков, причиненных таким необоснованным отказом или уклонением.
Порядок заключения и выполнения договора определен разделом II Правил N 861.
В соответствии с пунктом 8 Правил N 861 для заключения договора заявитель направляет заявку в сетевую организацию, объекты электросетевого хозяйства которой расположены на наименьшем расстоянии от границ участка заявителя, с учетом условий, установленных пунктом 8(1) настоящих Правил.
Для целей настоящих Правил под наименьшим расстоянием от границ участка заявителя до объектов электросетевого хозяйства сетевой организации понимается минимальное расстояние, измеряемое по прямой линии от границы участка (нахождения присоединяемых энергопринимающих устройств) заявителя до ближайшего объекта электрической сети (опора линий электропередачи, кабельная линия, распределительное устройство, подстанция), имеющего указанный в заявке класс напряжения, существующего или планируемого к вводу в эксплуатацию в соответствии с инвестиционной программой сетевой организации, утвержденной в установленном порядке, в сроки, предусмотренные подпунктом "б" пункта 16 настоящих Правил, исчисляемые со дня подачи заявки в сетевую организацию.
Если на расстоянии менее 300 метров от границ участка заявителя находятся объекты электросетевого хозяйства нескольких сетевых организаций, заявитель вправе направить заявку в любую из них. Эти положения не распространяются на заявителей, имеющих намерение осуществить технологическое присоединение энергопринимающих устройств по индивидуальному проекту (пункт 8(1) Правил N 861).
Пунктом 7 Правил N 861 установлен заявительный порядок технологического присоединения.
При рассмотрении спора судами установлено, что 21.02.2022 Востоковой Ю.А. через личный кабинет на сайте ПАО "Россети Волга" подана заявка на присоединение по одному источнику электроснабжения энергопринимающих устройств с максимальной мощностью до 15 кВт включительно (используемых для бытовых и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности), при напряжении 0,4 кВ, малоэтажной жилой застройки, расположенных по адресу: г. Саратов, поля Экспериментального хозяйства НИИСХ Юго-Востока, ТСН "Агроном", д. 233.
Из заявления Востоковой Ю.А. следовало, что объекты электросетевого хозяйства Правобережного производственного отделения филиала ПАО "Россети Волга" "Саратовские распределительные сети" располагаются на расстоянии менее 200 метров. В подтверждение данного довода представлена карта с указанием расположения объекта Востоковой Ю.А. и объектов электросетевого хозяйства Правобережного производственного отделения филиала ПАО "Россети Волга" "Саратовские распределительные сети", согласно которой расстояние между данными объектами составляет 120 метров.
Письмом от 04.03.2022 исх. N ПРПО/1/1125 ПАО "Россети Волга" отказало Востоковой Ю.А. в удовлетворении заявки, предложив обратиться с заявкой в сетевую организацию ООО "Энергия", объекты электросетевого хозяйства которой расположены ближе к границам участка заявителя.
Как указывалось выше, в силу пункта 8 Правил N 861 для заключения договора заявитель направляет заявку в сетевую организацию, объекты электросетевого хозяйства которой расположены на наименьшем расстоянии от границ участка заявителя, с учетом условий, установленных пунктом 8(1) настоящих Правил.
Из Определения Верховного Суда Российской Федерации от 31.05.2018 N 309-АД18-7759 по делу N А76-9908/2017 следует, что расстояние от границ участка заявителя до объекта электросетевого хозяйства необходимого заявителю класса напряжения сетевой организации, в которую подана заявка, должно составлять не более 300 метров в городах и поселках городского типа и не более 500 метров в сельской местности.
Согласно пункту 6 заявки Востоковой Ю.А. от 21.02.2022 максимальная мощность энергопринимающих устройств (присоединяемых и раннее присоединенных) составляет 15 кВт, при напряжении 0,4 кВ.
Таким образом, Востоковой Ю.А. необходимо подключение к электросетевому хозяйству с напряжением 0,4 кВ (низший класс напряжения). Объекты электросетевого хозяйства ПАО "Россети Волга", соответствующие напряжению 0,4 кВ, находятся на наименьшем расстоянии от границ участка заявителя.
В подтверждение указанных фактов УФАС России по Саратовской области представлены следующие доказательства:
1) картографическое изображение объектов электросетевого хозяйства, расположенных в непосредственной близости от границ участка заявителя, представленное ООО "Энергия", из которого следует, что объекты электросетевого хозяйства ПАО "Россети Волга", соответствующие напряжению 0,4 кВ, находятся на расстоянии 287 метров от объекта заявителя. В свою очередь, объекты электросетевого хозяйства ООО "Энергия" находятся на расстоянии 302 метров от границ участка заявителя, имея при этом напряжение 6 кВ (средний класс напряжения);
2) ответ Администрации Волжского района МО "Город Саратов" от 11.08.2022 N 01-19-58/6 на запрос Востоковой Ю.А., представленный Востоковой Ю.А. в ходе рассмотрения дела об административном правонарушении. Согласно данному документу, электролинии, проходящие по ул. Нижней Яровой, принадлежат ПАО "Россети Волга", в связи с чем для проведения мероприятий по технологическому подключению к электросетям для собственников земельных участков, расположенных в границах садоводств или огородничеств, необходимо обратиться в ПАО "Россети Волга". Иные объекты электросетевого хозяйства, в том числе находящиеся на обслуживании у ООО "Энергия", к которым имеется возможность осуществить технологическое подключение, не указаны;
3) ответ Администрации Волжского района МО "Город Саратов" от 26.04.2022 N 01419-14/д на запрос Дражникова С.В., представленный Востоковой Ю.А. в ходе рассмотрения дела об административном правонарушении. Согласно данному документу, электроснабжение СНТ "Агроном" осуществляет ПАО "Россети Волга".
Кроме того, УФАС России по Саратовской области посредством сервиса "Публичная кадастровая карта России" измерялось расстояние от участка Востоковой Ю.А. до объектов электросетевого хозяйства ПАО "Россети Волга" и ООО "Энергия". Установлено, что расстояние от участка Востоковой Ю.А. до объектов электросетевого хозяйства ПАО "Россети Волга" составляет 279 метров, а до объектов электросетевого хозяйства ООО "Энергия" - 301 метр. При этом, расстояние от участка Востоковой Ю.А. до электролиний на ул. Нижней Яровой составляет 150 метров.
Таким образом, суд первой инстанции обосновано посчитал, что объекты электросетевого хозяйства ПАО "Россети Волга" находятся на наименьшем расстоянии от участка Востоковой Ю.А. и имеют требуемый заявителю класс напряжения 0,4 кВ (низший класс напряжения), в отличии от объектов ООО "Энергия", имеющих класс напряжения 6 кВ (средний класс напряжения).
Доводы апелляционной жалобы об обратном отклоняются по вышеуказанным основаниям.
Востокова Ю.А. направила свою заявку в ПАО "Россети Волга" соответствии с пунктом 8(1) Правил, в связи с чем у последнего имелась обязанность по технологическому присоединению объекта Востоковой Ю.А.
Правилами N 861 не предусмотрены основания отказа или уклонения от заключения договора на технологическое присоединение по причине большей удаленности объектов электросетевого хозяйства сетевой компании от границ объекта, присоединяемого к источнику электрической энергии.
Востокова Ю.А. является физическим лицом, которое используют электроэнергию для бытовых и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, следовательно, независимо от наличия или отсутствия технической возможности технологического присоединения на дату обращения заявителя сетевая организация ПАО "Россети Волга" обязана заключить договор с ней согласно пункту 3 Правил N 861.
Однако ПАО "Россети Волга" не осуществило действий по технологическому присоединению объекта.
В апелляционной жалобе ПАО "Россети Волга" указывает на отсутствие у Востоковой Ю.А. права требования нового технологического присоединения, поскольку ПАО "Россети Волга" увеличило мощность для СНТ "Агроном" на 300 участков. По мнению ПАО "Россети Волга", в связи с тем, что участок заявителя имеет N 233, то он входит в число 300 участков.
Приведенные доводы отклоняются судом апелляционной инстанции, поскольку факт увеличения мощности для СНТ "Агроном" на 300 участков не означает осуществление их технологического присоединения. Кроме того, из пункта 1 Технических условий для присоединения к электрическим сетям (приложение N 1 к договору на технологическое присоединение от 26.01.2015 N 1591-000175) не следует, что участок Востоковой Ю.А. N 233 вошел в число 300 участков, так как не указано, что данная мощность выделялась на участки с номерами с 1 по 300.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции считает обоснованным вывод антимонопольного органа и суда первой инстанции о том, что общество, отказавшись от заключения публичного договора об осуществлении технологического присоединения, нарушило установленный порядок подключения (технологического присоединения) к электрическим сетям.
Обстоятельства нарушения вышеприведенных требований установлены судом апелляционной инстанции и подтверждаются представленными в материалы дела доказательствами.
В связи с чем, суд апелляционной инстанции считает доказанной объективную сторону вменяемого ПАО "Россети Волга" правонарушения, ответственность за которое установлена частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ.
Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В материалы дела обществом не представлены доказательства, позволяющие сделать вывод о том, что им были приняты все необходимые и достаточные меры, направленные на недопущение выявленных нарушений.
Оценив собранные по делу доказательства в их совокупности и взаимосвязи, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о наличии в действиях ПАО "Россети Волга" состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ.
Нарушений порядка привлечения ПАО "Россети Волга" к административной ответственности судом апелляционной инстанции не установлено. Заявитель апелляционной жалобы привлечен к административной ответственности в пределах срока, установленного статьей 4.5 КоАП РФ, наказание в виде административного штрафа назначено по правилам статьи 4.1 КоАП РФ с учетом характера и обстоятельств совершенного правонарушения, в пределах санкции, предусмотренной частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах судом первой инстанции правомерно отказано в удовлетворении заявленных требований.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, направлены на переоценку фактических обстоятельств и представленных доказательств, правильно установленных и оцененных судом первой инстанции, и опровергаются материалами дела.
На основании изложенного апелляционная инстанция считает, что по делу принято законное и обоснованное решение, оснований для отмены которого не имеется. Выводы суда по данному делу основаны на установленных обстоятельствах и имеющихся в деле доказательствах при правильном применении норм материального и процессуального права. Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не могут служить основанием для отмены принятого решения.
В соответствии с частью 1 статьи 177 АПК РФ постановление, выполненное в форме электронного документа, направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения в установленном порядке в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его принятия.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Саратовской области от 14 декабря 2022 года по делу N А57-23884/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
С.Г. Веряскина |
Судьи |
М.А. Акимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А57-23884/2022
Истец: ПАО Россети-Волга
Ответчик: УФАС по Саратовской области, УФАС по СО
Третье лицо: Востокова Ю.А., ООО "Энергия"