г. Самара |
|
07 февраля 2023 г. |
дело N А55-13506/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 31 января 2023 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 07 февраля 2023 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Деминой Е.Г., судей Буртасовой О.И., Морозова В.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Якушовой Н.С.,
с участием:
от некоммерческой организации "Региональный оператор Самарской области "Фонд капитального ремонта" - Семакина Е.М., доверенность от 18.04.2022, диплом,
от Министерства управления финансами Самарской области - Холодилин Е.Л., доверенность от 23.12.2022, диплом,
от Частного учреждения образовательной организации высшего образования "Медицинский институт "Реавиз" - Тухватулина А.Г., доверенность от 05.05.2022, диплом,
от Министерства имущественных отношений Самарской области, Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Самарской области "Самарская городская поликлиника N 3", Государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения Самарской области "Самарский техникум кулинарного искусства", Государственного бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей Центр развития творчества детей и юношества "Центр социализации молодежи", Государственного казенного учреждения Самарской области "Управление капитального строительства", Государственного бюджетного учреждения - центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи муниципального района Безенчукский Самарской области представители не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда в зале N 1 апелляционную жалобу Министерства имущественных отношений Самарской области на решение Арбитражного суда Самарской области от 18 октября 2022 года по делу N А55-135062022 (судья Разумов Ю.М.)
по иску некоммерческой организации "Региональный оператор Самарской области "Фонд капитального ремонта" (ОГРН 1136300002365, ИНН 6315990666) к Министерству имущественных отношений Самарской области (ОГРН 1066315051824) о взыскании,
третьи лица: Министерство управления финансами Самарской области, Частное учреждение образовательной организацией высшего образования "Медицинский институт "Реавиз", Государственное бюджетное учреждения здравоохранения Самарской области "Самарская городская поликлиника N 3", Государственное бюджетное профессионально образовательное учреждение Самарской области "Самарский техникум кулинарного искусства", Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей Центр развития творчества детей и юношества "Центр социализации молодежи", Государственное казенное учреждение Самарской области "Управление капитального строительства", Государственное бюджетное учреждение - центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи муниципального района Безенчукский Самарской области
УСТАНОВИЛ:
некоммерческая организация "Региональный оператор Самарской области "Фонд капитального ремонта" (далее - истец) обратилась в Арбитражный суд Самарской области с иском к Министерству имущественных отношений Самарской области (далее - ответчик) о взыскании 128 476,83 руб., в том числе 111 956,17 руб. задолженности по взносам на капитальный ремонт, за соответствующий по каждому объекту период (общий период с 01.08.2019 по 31.12.2021), 16 520,66 руб. пени за период с 21.05.2019 по 22.03.2022.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора, привлечены Министерство управления финансами Самарской области, Частное учреждение образовательной организацией высшего образования "Медицинский институт "Реавиз", Государственное бюджетное учреждения здравоохранения Самарской области "Самарская городская поликлиника N 3", Государственное бюджетное профессионально образовательное учреждение Самарской области "Самарский техникум кулинарного искусства", Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей Центр развития творчества детей и юношества "Центр социализации молодежи", Государственное казенное учреждение Самарской области "Управление капитального строительства", Государственное бюджетное учреждение - центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи муниципального района Безенчукский Самарской области.
Решением от 18.10.2022 исковые требования удовлетворены в заявленном размере.
Ответчик не согласился с принятым судебным актом. В апелляционной жалобе, ссылаясь на неправильное применение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, просит решение отменить, принять по делу новый судебный акт, которым исковые требования оставить без удовлетворения.
В обоснование апелляционной жалобы заявитель указал, что судом не дана оценка доводам ответчика о том, что в данном случае Министерство имущественных отношений является ненадлежащим ответчиком, поскольку объекты недвижимости переданы третьим лицам, которые и должны вносить взносы на капитальный ремонт.
Помещение по адресу: г.Самара, ул. Стара-Загора, д.85, общей площадью 238,8 кв.м., имеющее кадастровый номер 63:01:0714002:7166, является предметом концессионного соглашения, заключенного 07.04.2017 между Правительством Самарской области и частным учреждением образовательной организации высшего образования "Медицинский университет "Реавиз", в соответствии с распоряжением Правительства Самарской области от 02.02.2016 N 50-р "О заключении концессионного соглашения о реконструкции и эксплуатации объекта здравоохранения - стоматологической поликлиники Промышленного района городского округа Самара".
В соответствии с пунктом 33 соглашения концедент обязан предоставить концессионеру права владения и пользования объектом соглашения, а в силу пунктов 35,36 концессионер обязан использовать (эксплуатировать) объект соглашения в порядке, установленном указанным соглашением. Концессионер обязан поддерживать объект соглашения в исправном состоянии, производить за свой счет текущий и капитальный ремонт, нести расходы на объект соглашения.
Кроме этого, спорное имущество является собственностью Самарской области, а не собственностью Министерства, в связи с чем, взыскание должно производиться за счет казны Самарской области. Доводы заявителя подробно изложены в апелляционной жалобе.
Представили истца и третьего лица Медицинский университет "Реавиз" отклонили доводы жалобы по основаниям, изложенным в отзывах.
Представитель управления финансами Самарской области поддержал доводы жалобы по основаниям, изложенным в отзыве.
Представители ответчика и остальных третьих лиц надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились, что в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Проверив материалы дела, ознакомившись с представленными отзывами, выслушав представителя истца и явившихся в судебное заседание третьих лиц, оценив доводы апелляционной жалобы в совокупности с представленными доказательствами, суд апелляционной инстанции установил.
Некоммерческая организация "Региональный оператор Самарской области "Фонд капитального ремонта" (НО "ФКР") создана в соответствии со статьёй 178 Жилищного кодекса Российской Федерации, законом Самарской области от 21.06.2013 N 60-ГД "О системе капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Самарской области" и постановлением Правительства Самарской области от 06.06.2013 N 247 "О создании некоммерческой организации - фонда "Фонд капитального ремонта" как не имеющая членства некоммерческая организация, преследующая общественно полезные цели, предусмотренные действующим законодательством, и является специализированной некоммерческой организацией, осуществляющей деятельность в качестве регионального оператора, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Самарской области, действует на основании Устава, утвержденного приказом министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области от 20.03.2017 года N 79, приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 29.03.2017 года N 357.
Одной из функций регионального оператора в соответствии с частью 1 статьи 180 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), частью 2 статьи 28 Закона N 60-ГД, является функция по аккумулированию взносов на капитальный ремонт, уплачиваемых собственниками помещений в многоквартирных домах, в отношении которых фонды капитального ремонта формируются на счете (счетах) регионального оператора.
Согласно части 4 статьи 181 ЖК РФ региональный оператор применяет установленные законодательством меры, включая начисление пеней, установленных частью 14.1 статьи 155 ЖК РФ, в отношении собственников помещений в многоквартирном доме, формирующих фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, в случае несвоевременной и (или) неполной уплаты ими взносов на капитальный ремонт.
В соответствии со статьями 210, 249, 290 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее- ГК РФ), статьей 36, 39, 153, 158 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, текущий и капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме. Доля обязательных расходов на содержание общего имущества, определяется долей в праве общей собственности на общее имущество.
В силу частей 1 и 3 статьи 169 ЖК РФ, частей 2 и 3 статьи 7 Закона N 60-ГД собственники помещений в многоквартирном доме обязаны уплачивать ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества по истечении восьми календарных месяцев, начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором была официально опубликована утвержденная региональная программа капитального ремонта, в которую включен этот многоквартирный дом. Региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Самарской области утверждена 29.11.2013 Постановлением правительства N 707 "Об утверждении региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Самарской области" (далее - Региональная программа).
Для собственников помещений в многоквартирных домах, которые были включены в Региональную программу обязанность по оплате взносов на капитальный ремонт возникла с августа 2014 года.
В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя взнос на капитальный ремонт.
Согласно части 1 статьи 155 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем.
В случае формирования фонда капитального ремонта на счете регионального оператора собственники помещений в многоквартирном доме уплачивают взносы на капитальный ремонт на основании платежных документов, представленных региональным оператором, в сроки, установленные для внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации (статья 171 ЖК РФ, часть 1 статьи 9 Закона 60-ГД в ред. закона Самарской области от 07.04.2014 N 32-ГД).
Согласно части 1 статьи 9 в ред. закона Самарской области от 11.07.2016 N 98-ГД собственники помещений в многоквартирном доме уплачивают взносы на капитальный ремонт в срок не позднее двадцатого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, на основании платежных документов, представленных региональным оператором в срок не позднее десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем.
Расчет суммы взносов на капитальный ремонт за 2019, 2020, 2021 производится на основании Постановлений Правительства Самарской области N 794 от 19.12.2018, N 941 от 18.12.2019, N936 от 27.11.2020 которыми с 01 июля 2018 установлен минимальный размер взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме на территории Самарской области для многоквартирных домов, имеющих этажность до 5 этажей включительно - 5,67 руб.; для многоквартирных домов, имеющих этажность 6 этажей и выше, в том числе переменную этажность с одной из частей дома 6 этажей и выше - 6,52 руб.
С 01 января 2020 установлен минимальный размер взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме на территории Самарской области для многоквартирных домов, имеющих этажность до 5 этажей включительно - 6,28 руб., для многоквартирных домов, имеющих этажность 6 этажей и выше, в том числе переменную этажность с одной из частей дома 6 этажей и выше - 7,22 руб.
На 2021 год установлен минимальный размер взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме на территории Самарской области для многоквартирных домов, имеющих этажность до 5 этажей включительно - 6,63 руб., для многоквартирных домов, имеющих этажность 6 этажей и выше, в том числе переменную этажность с одной из частей дома 6 этажей и выше -7,62 руб.
Собственники помещений в многоквартирных домах по адресам: Самарская обл., г.Самара, ул. Стара-Загора, д. 85; г.Самара, ул. Арцыбущевская, д. 175 ; г. Самара, ул. Печерская, д. 25; Безенчукский р-н, пгт Безенчук, ул. Чапаева, д. 2; г.Самара, ул. Галактионовская, д. 139; г.Самара, ул. Молодогвардейская, д. 60 формируют фонд капитального ремонта на счете регионального оператора НО "ФКР".
Как следует из материалов дела, ответчику в данных многоквартирных домах на праве собственности принадлежат помещения (242,70; 595,30; 187,70; 119,20; 55,50; 83,90 кв.м), согласно сводного реестра объектов, что подтверждается выписками из ЕГРН.
Как указал истец, для исполнения ответчиком обязанности по уплате взносов на капитальный ремонт как собственника помещения в указанном многоквартирном доме, истец направлял в адрес ответчика платежные документы.
Однако, ответчик оплату взносов на капитальный ремонт не производит, в связи с чем у него образовалась задолженность в сумме 111 956,17 руб. за период с 01.08.2019 по 31.12.2021.
Согласно части 14.1 статьи 155 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме, несвоевременно и (или) не полностью уплатившие взносы на капитальный ремонт, обязаны уплатить в фонд капитального ремонта пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования ЦБ РФ, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная со следующего дня после дня (с 20.07.2016, в ред. ФЗ от 03.07.2016 N 355-ФЗ, начиная с тридцать первого дня, следующего за днем) наступления установленного срока оплаты по день фактической оплаты.
По расчету истца, размер пени составил 16 520,66 руб. за период с 21.05.2019 по 22.03.2022.
В адрес ответчика были направлены претензии об оплате задолженности, которые были получены ответчиком - 13.07.2021, 28.01.2022, 10.09.2021, 15.02.2022 и оставлены без внимания, что явилось основанием для обращения истца в суд с вышеуказанным иском.
Возражая против удовлетворения исковых требований, ответчик указал, что спорные объекты, собственником которых является Самарская область, находятся на балансе третьих лиц, которые и должны были вносить плату по взносам за капитальный ремонт. Указанные доводы судом первой инстанции обоснованно отклонены.
Согласно статье 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного нрава и представляет собой юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, перехода или прекращения прав на недвижимое имущество.
Согласно сведениям из ЕГРН: право собственности за Самарской областью на нежилое помещение этаж N 1 площадью 595,3 кв.м по адресу: г.Самара, ул. Арцыбушевская, д. 175 (спорный период 01.03.2019 по 13.10.2019) зарегистрировано 17.07.2015, право оперативного управления за ГБУЗ СО "СГП N 3" зарегистрировано с 14.10.2019.
Истцом учтено данное обстоятельство, в связи с чем, заявленный спорный период по названному объекту ограничивается 13.10.2019.
Право собственности за Самарской областью на нежилое помещение этаж N 1 нежилое помещение Н, площадью 83,9 кв.м по адресу: г.Самара, ул. Молодогвардейская, д. 60 (спорный период с 01.03.2019 по 31.12.2021) зарегистрировано 26.09.2017, иных сведений ЕГРН не содержит, в том числе о зарегистрированном праве оперативного управления за ГБПОУ СТКИ" в заявленный истцом период времени.
Право собственности за Самарской областью на жилое помещение квартира N 198, площадью 187,7 кв.м. по адресу: г. Самара, ул.Печерская, д. 25 (спорный период с 01.05.2021 по 31.12.2021) зарегистрировано 12.03.2021, иных сведений ЕГРН не содержит, в том числе о зарегистрированном праве оперативного управления за ГКУ СО "УКС" в заявленный истцом период времени.
Право собственности за Самарской областью на нежилое помещение этаж N 1 площадью 119,2 кв.м. по адресу: Самарская обл., р-н Безенчукский, пгт. Безенчук, ул.Чапаева, д. 2 (спорный период 01.07.2019 по 30.06.2021) зарегистрировано 10.04.2017, зарегистрированное право оперативного управления ГБУ центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи муниципального района Безенчукский Самарской области прекращено с 24.02.2016, иных сведений ЕГРН не содержит, в том числе о зарегистрированном праве оперативного управления за названным выше учреждением в заявленный истцом период времени.
Самарская область являлась собственником жилого помещения этаж N 2 квартира N 94 площадью 55,5 кв.м. по адресу: г.Самара, ул. Галактионовская, д. 139 (спорный период 01.03.2019 по 12.03.2020), право оперативного управления за ГКУ Самарской области "Гостинично - представительский корпус" СО "СГП N3" зарегистрировано с 13.03.2020. Истцом учтено данное обстоятельство, в связи с чем, заявленный спорный период по названному объекту ограничивается 12.03.2020.
Самарская область является собственником нежилого помещения этаж N 1 площадью 242,7 кв.м по адресу: ул. Стара-Загора, д. 85 спорный период с 01.08.2019 по 30.04.2021), право собственности зарегистрировано 25.04.2014, право оперативного управления ГБУЗ Самарской области ССП N2 Промышленного района прекращено 23.06.2017, иных сведений ЕГРН не содержит.
Кроме того, нежилое помещение по адресу: г.Самара, ул. Стара-Загора., д. 85 является предметом концессионного соглашения, заключенного 07.07.2017 между Правительством Самарской области и Частным учреждением образовательной организации высшего образования " Медицинский университет "Реавиз", в соответствии с распоряжением Правительства Самарской области от 02.12.2016 N 50-р "О заключении концессионного соглашения о реконструкции и эксплуатации объекта здравоохранения -стоматологической поликлиники Промышленного района городского округа Самара".
При этом, ни концессионным соглашением, ни Федеральным законом "О концессионных соглашениях" на концессионера не возложена обязанность по несению расходов на содержание общего имущества в МКД, в котором расположен объект Соглашения, а также дополнительных взносов, предназначенных для финансирования расходов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме по адресу: г.Самара, ул. Стара-Загора, д.85.
Права на имущество, подлежащее государственной регистрации, возникают, изменяются и прекращаются с момента внесения соответствующей записи в государственный реестр, если иное не установлено законом (статья 8.1 Гражданского кодекса Российской Федерации). Согласно выпискам из ЕГРН спорное нежилое помещение принадлежит на праве собственности Самарской области, которая в силу статьи 210 ГК РФ, 36, 37, 39, 155, 158 ЖК РФ обязана нести расходы на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирных домах соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество всех собственников помещений в многоквартирных домах независимо от статуса помещения и способа управления домом.
Статьей 6 Закона Самарской области от 03.04.2002 N 15-ГД "О порядке управления и распоряжения собственностью Самарской области" установлено, что исполнительный орган государственной власти, исполняющий функции уполномоченного органа по управлению имуществом Самарской области представляет Самарскую область процессе государственной регистрации права собственности Самарской области на недвижимое имущество, приобретает недвижимое и иное имущество, осуществляет иные действия, связанные с управлением и распоряжением имуществом Самарской области отнесенные к его компетенции федеральным законодательством, настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами Самарской области.
Постановлением Правительства Самарской области от 20.06.2007 N 79 утверждено Положение о Министерстве имущественных отношений Самарской области (далее - Положение).
Согласно подпункту 1.1 Положения Министерство является органом исполнительной власти Самарской области, образованным в целях обеспечения управления и распоряжения собственностью Самарской области, осуществляющим функции уполномоченного органа по управлению имуществом Самарской области.
В соответствии с пунктом 2.2 Положения в рамках закрепленных предметов ведения министерство имущественных отношений Самарской области: приобретает в соответствии с действующим законодательством имущество в собственность Самарской области; представляет Самарскую область в процессе государственной регистрации права собственности Самарской области на недвижимое имущество, в том числе на земельные участки; оформляет права собственности Самарской области на объекты, построенные и реконструированные за счет средств, выделяемых из областного бюджета; представляет интересы Самарской области в сфере имущественных и земельных отношений в судах общей юрисдикции, арбитражных судах, а также направляет материалы в правоохранительные органы для принятия соответствующих мер.
На основании изложенного, требование истца о взыскании задолженности по взносам на капитальный ремонт, за соответствующий по каждому объекту период (общий период с 01.08.2019 по 31.12.2021) в сумме 111 956, 17 руб. судом первой инстанции правомерно признано обоснованным и подлежащим удовлетворению.
Учитывая, что материалами дела подтверждена неоплата задолженности по взносам на капитальный ремонт, требование истца о взыскании пени в сумме 16 520,66 руб. за период с 21.05.2019 по 22.03.2022 судом первой инстанции также правомерно признано обоснованным и подлежащим удовлетворению в силу статей 330, 332 ГК РФ.
Расходы по уплате государственной пошлины отнесены на ответчика по правилам статьи 110 АПК РФ.
Довод заявителя апелляционной жалобы о том, что Министерство является ненадлежащим ответчиком по делу, поскольку спорные помещения переданы в пользование третьим лицам, в том числе медицинскому университету "Реавиз" на основании концессионного соглашения, приводился в суде первой инстанции был исследован и обоснованно отклонен.
В силу статей 210, 249 ГК РФ, а также правовой позиции, изложенной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.04.2012 N 15222/11 именно собственник помещения в силу прямого указания закона обязан нести расходы по содержанию общего имущества. Согласно указанной же правовой позиции, собственник помещения в многоквартирном доме не обладает правом возлагать на арендатора обязанность заключать гражданско-правовой договор с третьим лицом, по которому арендатор будет нести бремя содержания общего имущества дома, и договор аренды не порождает обязательств общества перед товариществом.
Суд также правильно указал, что ни концессионным соглашением, ни Федеральным законом "О концессионных соглашениях" на концессионера не возложена обязанность по несению расходов на содержание общего имущества в МКД, в котором расположен объект Соглашения, а также дополнительных взносов, предназначенных для финансирования расходов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме по адресу: г.Самара, ул. Стара-Загора, д.85. Указанные выводы подтверждены Постановлением Арбитражного суда Поволжского округа по аналогичному делу А55-37220/2019.
По тем же основаниям отклоняются доводы Министерства управления финансами Самарской области, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу.
Также отклоняется довод ответчика о том, что взыскание должно производится за счет казны Самарской области.
По общему правилу за счет казны соответствующего публично-правового образования исполняются судебные акты о возмещении вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) государственных органов, органов местного самоуправления либо их должностных лиц.
В пункте 14 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 13 от 28.05.2019 "О некоторых вопросах применения судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации, связанных с исполнением судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации" (далее - Постановление N 13) разъяснено, что при удовлетворении иска о возмещении вреда в порядке, предусмотренном статьей 1069 ГК РФ, в резолютивной части решения арбитражный суд указывает о взыскании вреда с Российской Федерации в лице главного распорядителя бюджетных средств за счет казны Российской Федерации (статья 6, подпункт 1 пункта 3 статьи 158 БК РФ). Иной механизм исполнения судебных актов установлен положениями статей 242.3 - 242.6 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджет - форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.
Органы Федерального казначейства осуществляют организацию исполнения судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации по денежным обязательствам казенных учреждений, имеющих лицевые счета в органах Федерального казначейства, в порядке, определенном статьями 242.3 - 242.6 Бюджетного кодекса Российской Федерации. Исполнение судебного акта проводится самим должником - соответствующим казенным учреждением.
К числу денежных обязательств казенных учреждений по смыслу понятий, закрепленных в статье 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации, относятся, в том числе, их обязанности уплатить за счет средств бюджета определенные денежные средства в соответствии с выполненными условиями гражданско-правовой сделки или согласно положениям закона, иного правового акта, условиям договора, соглашения.
В связи с этим в указанном порядке, в частности, как отмечено в пункте 19 Постановления N 13, производится исполнение судебных актов о взыскании с казенного учреждения денежных средств по государственным (муниципальным) контрактам, неосновательного обогащения, о возврате излишне уплаченных платежей по сделкам или в силу закона.
Правила, регламентирующие правовое положение казенных учреждений, согласно пункту 11 статьи 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации распространяются на органы государственной власти (государственные органы), органы местного самоуправления (муниципальные органы) и органы управления государственными внебюджетными фондами с учетом положений бюджетного законодательства Российской
Федерации, устанавливающих полномочия указанных органов, поэтому исполнение исполнительных документов по денежным обязательствам этих органов также осуществляется в порядке, предусмотренном главой 24.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Поскольку от имени Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные права и обязанности органы государственной власти, органы местного самоуправления в пределах их компетенции (пункт 1 статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации), то возмещение затрат на содержание не распределенного и не закрепленного за конкретным пользователем имущества, принадлежащего публично- правовому образованию, должно осуществляться не за счет его казны, а непосредственно с того органа, которому переданы полномочия по управлению этим имуществом.
Постановлением Правительства Самарской области от 20.06.2007 N 79 утверждено Положение о Министерстве имущественных отношений Самарской области (далее - Положение).
Согласно подпункту 1.1 Положения Министерство является органом исполнительной власти Самарской области, образованным в целях обеспечения управления и распоряжения собственностью Самарской области, осуществляющим функции уполномоченного органа по управлению имуществом Самарской области.
В соответствии с пунктом 2.2. Положения в рамках закрепленных предметов ведения Министерство: приобретает в соответствии с действующим законодательством имущество в собственность Самарской области; представляет Самарскую область в процессе государственной регистрации права собственности Самарской области на недвижимое имущество, в том числе на земельные участки; оформляет права собственности Самарской области на объекты, построенные и реконструированные за счет средств, выделяемых из областного бюджета; представляет интересы Самарской области в сфере имущественных и земельных отношений в судах общей юрисдикции, арбитражных судах, а также направляет материалы в правоохранительные органы для принятия соответствующих мер.
Таким образом, в рамках настоящего спора Министерство выступает не как самостоятельный субъект спорных правоотношений, непосредственно с которого и была взыскана задолженность, а как лицо, представляющее интересы и действующее от имени Самарской области (собственника имущества).
Других доводов, опровергающих выводы суда первой инстанции заявителем не приведено.
Обжалуемое решение является законным и обоснованным, выводы суда соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, нормы материального и процессуального права применены правильно, в связи с чем, оснований для его отмены не имеется.
От уплаты государственной пошлины ответчик освобожден на основании части 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 18 октября 2022 года по делу N А55-135062022 оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства имущественных отношений Самарской области без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
Е.Г. Демина |
Судьи |
О.И. Буртасова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-13506/2022
Истец: Некоммерческая организация "Региональный оператор Самарской области "Фонд капитального ремонта", НО "Региональный оператор Самарской области "Фонд капитального ремонта"
Ответчик: Министерство имущественных отношений Самарской области
Третье лицо: ГБОУ дополнительного образования детей Центр развития творчества детей и юношества "Центр социализации молодежи", ГБПОУ Самарской области "Самарский техникум кулинарного искусства", ГБУ СО - центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи муниципального района Безенчукский Самарской области, ГБУЗ Самарской области "Самарская городская поликлиника N3", ГКУ Самарской области "Управление капитального строительства", Государственное бюджетное учреждения здравохранения Самарской области "Самарская городская поликлиника N3", Министерство Управления Финансами Самарской области, Министертсво управления финансами Самарской области, образовательной организацией высшего образования "Медицинский институт "Реавиз", образовательной организации высшего образования "Медицинский институт "Реавиз", Самарский техникум кулинарного искусства, Управление капитального строительсва, Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи муниципального района Безенчукский Самарской области, Центр социализации молодежи