город Омск |
|
10 февраля 2023 г. |
Дело N А81-11382/2022 |
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе судьи Рыжикова О.Ю.
рассмотрев без вызова сторон апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-15485/2022) Северо-Уральского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования на решение Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 15.12.2022 по делу N А81-11382/2022 (судья Кустов А.В.), рассмотренному в порядке упрощенного производства по заявлению Северо-Уральского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (1047200624789, ИНН 7202128616, адрес: 625000, город Тюмень, улица Республики, дом 55, офис 403) о привлечении должностного лица муниципального унитарного предприятия "Уренгойское городское хозяйство" муниципального образования город Новый Уренгой (ОГРН 1058900653041, ИНН 8904047014, адрес: 629306, Ямало-Ненецкий автономный округ, город Новый Уренгой, Больничный переулок, дом 5) - конкурсного управляющего Лиханова Алексея Юрьевича к административной ответственности по ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
Северо-Уральское межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (далее - административный орган, Управление Росприроднадзора) обратилось в арбитражный суд с заявлением о привлечении должностного лица муниципального унитарного предприятия "Уренгойское городское хозяйство" муниципального образования город Новый Уренгой конкурсного управляющего Лиханова Алексея Юрьевича к административной ответственности по ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ (далее - КоАП РФ).
Дело рассмотрено в порядке упрощенного производства по правилам статьи 227 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Решением Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 15.12.2022 по делу N А81-11382/2022 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Возражая против принятого по делу решения, управление в апелляционной жалобе просит его отменить и вынести по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель указывает, что МУП "УГХ" осуществляет деятельность по размещению отходов IV класса опасности на "Временном участке для складирования ТКО", расположенном на земельном участке с кадастровым номером 89:05:020501:5349 с нарушением требований и условий, предусмотренных лицензией, поэтому в действиях конкурсного управляющего МУП "УГХ" Лиханова А.Ю. имеются признаки административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ.
Письменный отзыв на жалобу в суд не поступил.
В соответствии с частью 1 статьи 272.1 АПК РФ апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам. С учетом характера и сложности рассматриваемого вопроса, а также доводов апелляционной жалобы и возражений относительно апелляционной жалобы суд может вызвать стороны в судебное заседание.
Согласно разъяснениям, приведенным в пункте 47 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18.04.2017 N 10 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве", апелляционные жалобы, представления на судебные акты по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются судом апелляционной инстанции по правилам рассмотрения дела судом первой инстанции в упрощенном производстве с особенностями, предусмотренными статьей 335.1 ГПК РФ, статьей 272.1 АПК РФ.
В частности, такая апелляционная жалоба, представление рассматривается судьей единолично без проведения судебного заседания, без извещения лиц, участвующих в деле, о времени и месте проведения судебного заседания, без осуществления протоколирования в письменной форме или с использованием средств аудиозаписи. В то же время правила частей первой и второй статьи 232.4 ГПК РФ, абзаца первого части 1, части 2 статьи 229 АПК РФ не применяются.
С учетом приведенных положений настоящая апелляционная жалоба рассматривается без вызова лиц, участвующих в деле, с извещением их посредством размещения соответствующих сведений на официальном интернет-сайте суда.
Рассмотрев апелляционную жалобу, исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
В Северо-Уральское межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования поступила информация о том, что на полигоне захоронения твердых бытовых отходов, находящегося по адресу: ЯНАО, 14 км на юго-восток от г. Новый Уренгой, происходит горение отходов производства и потребления на площади 200 м2.
На основании приказа Северо-Уральского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования N 1569 от 19.07.2022 проведено выездное обследование полигона захоронения твердых бытовых отходов, находящегося по адресу: ЯНАО, 14 км. на юго-восток от г. Новый Уренгой.
По результатам выездного обследования, для подтверждения выявленных нарушений обязательных требований, а также установления всех фактов выявленных нарушений обязательных требований (которые требуют взаимодействия с контролируемым лицом), с прокуратурой Ямало-Ненецкого автономного округа было согласовано проведение внеплановой выездной проверки в отношении МУП "Уренгойское городское хозяйство" (решение о согласовании от 25.07.2022 N 409-рш, учетный номер выездной проверки в ЕРКНМ: 72220021000202612053 от 21.07.2022).
В ходе проведения внеплановой выездной проверки, результаты которой отражены в акте проверки от 22.08.2022 N 412, установлено следующее.
На осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности МУП УГХ имеет лицензию 89N 00183 от 26 июля 2016 (переоформлена лицензия 89N00107 от 22 января 2016), предоставленную на основании решения лицензионного органа - распоряжения от 26 июля 2016 N351-р Управления Росприроднадзора по Ямало-Ненецкому автономному округу в целях осуществления деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности в части сбора и транспортирования отходов I-IV классов опасности; обезвреживания отходов III-IV классов опасности; размещения отходов IV классов опасности.
Согласно имеющейся лицензии местом осуществления указанных видов деятельности МУП является Полигон по захоронению твердых бытовых отходов, расположенный в 14 км к юго-востоку от г. Новый Уренгой ЯНАО.
По информации, имеющейся в Управлении, МУП "УГХ" осуществляет эксплуатацию объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду - Полигон по захоронению твердых бытовых отходов (14 км к юго-востоку от г. Новый Уренгой), включенный в государственный реестр объектов оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, код объекта НВОС-71-0189-000067-П. Согласно договору аренды N НУ-119-19 от 14.05.2019 земельный участок с кадастровым номером 89:05:020501:3655, занятый сооружением "Полигон по захоронению ТБО", предоставлен МУП УГХ Департаментом имущественных отношений Администрации г. Новый Уренгой с 29.03.2019. Срок аренды земельного участка с 29.03.2019 до 29.03.2068. Площадь участка 115 303 м2. Категория земель - земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения. Вид разрешенного использования - специальная деятельность.
Согласно предостережений Прокурора г. Новый Уренгой Изместьева А.В. о недопустимости нарушений закона от 23.12.2020 и начальника Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Ямало-Ненецкому автономному округу в г. Новый Уренгой, Тазовском районе Троянова И.В. о недопустимости нарушения обязательных требований действующего законодательства в сфере обращения с отходами производства и потребления, в том числе ТКО с 1 по 4 классы опасности от 22.12.2020 исх. N 5351, в целях недопущения чрезвычайных ситуаций МУП УГХ, руководствуясь требованиями Инструкции по проектированию, эксплуатации и рекультивации полигонов для твердых бытовых отходов, утвержденной Министерством строительства Российской Федерации 2 ноября 1996 года, проектом 2002 года ГУП АКХ им. К.Д. Памфилова (шифр ППО-2/001) принято решение о прекращении с 30.12.2020 приема и размещения отходов производства и потребления IV-V классов опасности на Полигоне, в том числе ТКО.
Указанная информация представлялась ранее в адрес Управления (вх.N 20104 от 22.04.2011) МУП "УГХ".
Решением внеочередного заседания комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности в муниципальном образовании город Новый Уренгой от 25.12.2020 N 114-01-08/18 МУП УГХ обязали принимать исключительно ТКО на участке, отведенном под временную карту накопления ТКО.
Следует отметить, что согласно характеристике ОРО "Полигон по захоронению твердых бытовых отходов", составленной по результатам инвентаризации, проведенной в 2021 году, правоустанавливающим документом за земельный участок, на котором расположен ОРО является договор аренды N НУ-119-19 от 14.05.2019, площадь, занимаемая ОРО составляет 155 978 м2.
В то же время, в соответствии с договором N НУ-91-20 аренды земельного участка от 28.04.2020, расположенного по адресу: г. Новый Уренгой, 14 км к юго-востоку от г. Новый Уренгой, МУП УГХ предоставлен земельный участок с кадастровым номером 89:05:020501:5349 площадью 40 681 м2 для строительства и ввода в эксплуатацию третьей карты существующего полигона по захоронению ТБО. Цель использования - для размещения полигона по захоронению ТБО, вид разрешенного использования - специальная деятельность.
В ходе проведения настоящей внеплановой выездной проверки при осмотре 28.07.2022 установлено, что на временной карте накопления ТКО помимо твердых коммунальных отходов (ТКО) осуществляется размещение отходов производства и потребления в виде фильтров воздушных автотранспортных средств, утративших потребительские свойства; картриджа принтера (AN MX315GT-BK-2-A); отходы упаковочного картона; фильтры очистки топлива автотранспортных средств; тары пластиковой из под ГСМ загрязненная нефтепродуктами; бумаги формата А4; металлической строительно-монтажной пены, стеклянной тары; цветной бумаги.
Так же в ходе осмотра зафиксировано наличие взрывоопасного продукта в виде газового баллона (оранжевого цвета) под давлением (SANMEI 404 А).
На момент осмотра специалистом филиала ФГБУ "ЦЛАТИ по УФО" по Ямало-Ненецкому автономному округу произведен отбор проб вышеуказанных отходов (кроме газового баллона), а именно объединенные 2 пробы отходов производства и потребления (проба 1 N 56494104; проба 2 N56494108).
По результатам проведения лабораторных исследований, ФГБУ "ЦЛАТИ по УФО" в адрес Управления представлены результаты исследований (протокол испытаний проб отходов производства и потребления N 718/22-0, 719/22-0, 382/22-ОБ и 383/22-ОБ) из которых следует, что отобранные с "временной карты" отходы относятся к IV - V классам опасности.
Факт размещения отходов производства и потребления III-IV классов опасности, в том числе ТКО - V классов опасности на земельном участке, отведенном под временную карту накопления ТКО, подтвержден ранее, а именно, в ходе плановой выездной проверки, проведенной в соответствии с Решением N 21-рш от 06.08.2021.
На осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности МУП УГХ имеет лицензию 89N 00183 от 26.07.2016. Местом осуществления лицензируемого вида деятельности является: ЯНАО, г. Новый Уренгой, 14 км к юго-востоку от г. Новый Уренгой, Полигон по захоронению твердых бытовых отходов.
В силу изложенных обстоятельств заявитель пришел к выводу о том, что МУП "УГХ" осуществляет деятельность по размещению отходов IV класса опасности на "Временном участке для складирования ТКО", расположенном на земельном участке с кадастровым номером 89:05:020501:5349 с нарушением требований и условий, предусмотренных лицензией.
На момент совершения административного правонарушения должностным лицом, ответственным за указанные правонарушения являлся конкурсный управляющий МУП "УГХ" Лиханов А.Ю.
Усмотрев в действиях конкурсного управляющего МУП "УГХ" Лиханова А.Ю. признаки административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ, уполномоченным должностным лицом Северо-Уральского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования в отношении Лиханова А.Ю. составлен административный протокол N 03/4-533/2022 от 09.09.2022 по указанной статье КоАП.
26.09.2022 Северо-Уральское межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования обратилось в арбитражный суд с заявлением о привлечении должностного лица МУП "Уренгойское городское хозяйство" муниципального образования город Новый Уренгой - конкурсного управляющего Лиханова Алексея Юрьевича к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ.
15.12.2022 Арбитражный суд ЯНАО принял обжалуемое в апелляционном порядке управлением решение.
Проверив законность и обоснованность решения по делу в соответствии с правилами статей 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для его отмены.
В силу части 6 статьи 205 АПК РФ при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения, и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
Частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ предусмотрено, что осуществление предпринимательской деятельности с нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией) влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.
Объектом данного вида правонарушения являются общественные отношения, возникающие в связи с осуществлением предпринимательской деятельности, обеспечивающие единую государственную политику в области правовых основ единого рынка, а также защиту прав и законных интересов граждан, их здоровья, нравственности, обороны страны и безопасность государства.
Объективную сторону данного правонарушения образуют действия (бездействие), нарушающие требования Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Федеральный закон N 99-ФЗ) в части выполнения условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
Субъектами правонарушения являются индивидуальные предприниматели, должностные и юридические лица.
Согласно части 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев (по делу об административном правонарушении, рассматриваемому судей - по истечении трех месяцев) со дня совершения административного правонарушения.
Согласно части 2 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные частью первой этой статьи, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения.
Из протокола об административном правонарушении следует, что днем обнаружения события правонарушения является 22.08.2022 - дата составления акта проверки.
Учитывая, что в рассматриваемом деле правонарушение совершено 22.08.2022, последний день трехмесячного срока давности привлечения к административной ответственности истекал 21.11.2022.
Пунктом 6 статьи 24.5 КоАП РФ предусмотрено, что одним из обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, является истечение сроков давности привлечения к административной ответственности.
В пункте 18 Постановления Пленума ВАС РФ от 27.01.2003 N 2 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" даются разъяснения, что при принятии решения по делу об административном правонарушении, а также об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности суд должен проверять, не истекли ли сроки, установленные частями 1, 3 статьи 4.5 КоАП РФ.
Данные сроки не подлежат восстановлению, поэтому суд, в случае их пропуска, принимает решение об отказе в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности (часть 2 статьи 206 АПК РФ) либо решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения административного органа (часть 2 статьи 211 АПК РФ).
На момент вынесения судом 1 инстанции резолютивной части решения (25.11.2022), а также на момент рассмотрения апелляционной жалобы по настоящему делу срок давности привлечения общества к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ истек.
С учетом изложенного и принимая во внимание правовые позиции, содержащиеся в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 16.06.2009 N 9-П, определении Конституционного Суда Российской Федерации от 15.07.2010 N 1109-О-О, а также в пункте 13.1 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", и в пунктах 18, 20 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.01.2003 N 2 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", апелляционный суд не усматривает оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы заявителя.
Суд апелляционной инстанции не распределяет расходы по оплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы, поскольку в силу части 4 статьи 208 АПК РФ по данной категории дел уплата государственной пошлины не предусмотрена.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьями 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 15.12.2022 по делу N А81-11382/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме по правилам, предусмотренным главой 35 и рассматриваются им с учетом особенностей, установленных частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Настоящий судебный акт выполнен в форме электронного документа и подписан усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, направляется лицам, участвующим в деле, согласно статье 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его принятия.
Информация о движении дела может быть получена путем использования сервиса "Картотека арбитражных дел" http://kad.arbitr.ru в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Судья |
О.Ю. Рыжиков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А81-11382/2022
Истец: Северо-Уральское межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования
Ответчик: Муниципального унитарного предприятия "Уренгойское городское хозяйство" муниципального образования Новый Уренгой-конкурсный управляющий Лиханов Алексей Юрьевич