город Омск |
|
10 февраля 2023 г. |
Дело N А75-15912/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 февраля 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 10 февраля 2023 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Шиндлер Н.А.,
судей Лотова А.Н., Рыжикова О.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Мартыновым Д.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-15164/2022) акционерного общества "Юганскводоканал" на решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 24.10.2022 по делу N А75-15912/2022 (судья Дроздов А.Н.), принятое по заявлению акционерного общества "Юганскводоканал" (ОГРН 1108619002128, ИНН 8604048909, адрес: 628307, город Нефтеюганск, 7-й Микрорайон, 57) к Службе жилищного и строительного надзора Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (ОГРН 1028600513149, ИНН 8601011604, адрес: 628011, город Ханты-Мансийск, улица Мира, 104) о признании недействительным предписания от 27.05.2022 N 27-Пр-КНО-90,
в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, о времени и месте судебного заседания извещенных надлежащим образом,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Юганскводоканал" (далее - заявитель, Общество, АО "Юганскводоканал") обратилось в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с заявлением к Службе жилищного и строительного надзора Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (далее - заинтересованное лицо, Служба) о признании недействительным предписания от 27.05.2022 N 27-Пр-КНО-90.
Решением Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 24.10.2022 по делу N А75-15912/2022 в удовлетворении заявления отказано.
Возражая против принятого по делу решения, АО "Юганскводоканал" в апелляционной жалобе просит его отменить и вынести по делу новый судебный акт.
В обоснование жалобы ее податель ссылается на то, что заявления о нарушении качества коммунальной услуги по холодному водоснабжению поступали заявителю только от потребителя Яруллина P.P., в силу чего перерасчет за коммунальную услугу по холодному водоснабжению выполнен только Яруллину P.P. Обращений от иных жителей многоквартирного дома N 24 в 14 микрорайоне г. Нефтеюганска (далее - МКД) в адрес АО "Юганскводоканал" не поступало.
Кроме того, АО "Юганскводоканал" ссылается на то, что тариф на питьевую воду установлен приказом Региональной службы по тарифам ХМАО-Югры от 12.12.2019 N 142-нп, при этом в состав тарифа на питьевую воду не включены расходы на мероприятия инвестиционной программы АО "Юганскводоканал" по доведению качества питьевой воды до нормативного, что исключает возможность перерасчета платы за поставленный и потребленный ресурс по установленным тарифам. В составе действующего для АО "Юганскводоканал" тарифа на питьевую воду отсутствуют затраты, исключение которых или перерасчет по которым позволил бы восстановить нарушенные права абонентов по поставке питьевой воды с отклонениями по качеству.
Отзыв на апелляционную жалобу не поступил.
Надлежащим образом уведомленные о месте и времени рассмотрения дела в порядке апелляционного производства лица, участвующие в деле, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, ходатайства об его отложении не заявили, в связи с чем, апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие данных лиц в порядке части 3 статьи 156, части 1 статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) по имеющимся в деле доказательствам.
Рассмотрев апелляционную жалобу, исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
Как следует из материалов дела, собственник жилого помещения квартиры 50 в многоквартирном жилом доме N 24 в 14 мкр. города Нефтеюганска 31.03.2022 обратился в АО "Юганскводоканал" с заявлением о перерасчете платы за холодную воду за период с 23.12.2021 в связи с её ненадлежащим качеством.
29.04.2022 в адрес Службы поступило обращение собственника квартиры N 50 многоквартирного лома N 24 в 14 мкр. г. Нефтеюганска об отказе АО "Юганскводоканал" в корректном перерасчете платы за коммунальную услугу по холодному водоснабжению, в связи с предоставлением коммунальной услуги водоснабжения ненадлежащего качества с 23.12.2021 и до полного устранения, и приведения качества питьевой воды в соответствие с СанПиН 2.1.4.1074-01, СанПиН 1.2.3685-21.
В связи с обращением собственника жилого помещения Службой вынесено решение от 17.05.2022 о проведении внеплановой документарной проверки N 27-Пр-КНО-90 в отношении АО "Юганскводоканал".
В ходе проведения проверки установлено, что в связи с принятием решения собственниками МКД о заключении договора холодной водоснабжения с ресурсоснабжающей организацией, исполнителем коммунальной услуги по холодному водоснабжению с 01.02.2019 является АО "Юганскводоканал".
Согласно протоколу лабораторных испытаний, произведенных испытательным лабораторным центром Филиала ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре в городе Нефтеюганске и Нефтеюганском районе и в городе Пыть-Яхе" от 23.12.2021 N 13901.21 о результатах гигиенической оценки воды холодного водоснабжения, взятой на магистральной сети точки N 19 г. Нефтеюганска, ул. Мамонтовская, 14 мкр., дом N 53 установлено, что по исследованным органолептическим и санитарно-химическим показателям холодная вода не соответствует требованиям СанПиН 2.1.4.1074-01 и ГН 2.1.5.1315-03 по 3 показателям: железо общее (результат 1,15-0,17, норматив не более 0,3); мутность (результат 1,98-0,40, норматив не более 1,5), цветность (результат 30,5 - 6,1, норматив не более 20).
В ходе проверки установлено, что распределительные сети водоснабжения на магистральной точке N 19 относятся также и к жилому дому N 24 в 14 мкр. г. Нефтеюганска.
Служба пришла к выводу о наличии на стороне АО "Юганскводоканал" нарушений частей 4, 5 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), пунктов 98, 101, 111, 150, подпункта 2 Приложения N 1 Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", допущенных в отношении всех жилых/нежилых помещений МКД N 24 в 14 мкр. г. Нефтеюганска.
По результатам контрольного (надзорного) мероприятия составлен акт документарной внеплановой проверки от 27.05.2022 N 27-Пр-КНО-90.
По результатам проверки принято решение о выдаче АО "Юганскводоканал" предписания от 27.05.2022 N 27-Пр-КНО-90 о перерасчете в срок до 01.09.2022 (в форме возврата) платы в полном объеме за коммунальную услугу по холодному водоснабжению собственникам помещений МКД N 24 в 14 мкр. г. Нефтеюганска за период с 23.12.2021 по день предоставления коммунальной услуги по холодному водоснабжению соответствующей санитарно-гигиеническим требованиям (СанПиН 2.1.4.1074-01), ввиду предоставления в помещения (квартиры) указанного жилого дома коммунальной услуги по холодному водоснабжению ненадлежащего качества.
Полагая, что данное предписание не соответствует закону и нарушает его права, АО "Юганскводоканал" обжаловало его в арбитражный суд.
Заявление оставлено судом первой инстанции без удовлетворения, что послужило поводом для обращения АО "Юганскводоканал" в апелляционный суд с настоящей жалобой.
Проверив законность и обоснованность решения по делу в соответствии с правилами статей 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для его отмены.
В соответствии с пунктом 1 статьи 198 АПК РФ, частью 4 статьи 200 АПК РФ и пунктом 6 Постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" условиями принятия арбитражным судом решения о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов является наличие одновременно двух обязательных условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
В силу статьи 153 ЖК РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Согласно части 4 статьи 154 ЖК РФ плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами.
При предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества в соответствии с пунктом 4 статьи 157 ЖК РФ изменение размера платы за коммунальные услуги определяется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно части 5 статьи 157 ЖК РФ изменение размера платы за коммунальные услуги, предусмотренное частью 4 настоящей статьи, осуществляется управляющей организацией, товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом, а в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, ресурсоснабжающей организацией или региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Порядок определения размера платы для потребителей за коммунальные услуги, в том числе, по холодному водоснабжению установлен в Правилах N 354.
Требования к качеству коммунальных услуг, допустимые отступления от этих требований и допустимая продолжительность перерывов предоставления коммунальных услуг, а также условия и порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, приведены в приложении N 1 к Правилам N 354.
Пунктом 2 приложения N 1 к Правилам N 354 установлено требование о постоянном соответствии состава и свойств холодной воды требованиям законодательства РФ о техническом регулировании (СанПиН 2.1.4.1074-01. Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения, утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 26.09.2001 N 24). Отклонение состава и свойств холодной воды от требований законодательства РФ о техническом регулировании не допускается.
Положения пункта 2 приложения N 1 к Правилам N 354 предусматривают требования к качеству коммунальной услуги по холодному водоснабжению в виде постоянного соответствия состава и свойств холодной воды требованиям законодательства Российской Федерации о техническом регулировании (СанПиН 2.1.4.1074-01 Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения, утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 26.09.2001 N 24), а также устанавливает, что отклонение состава и свойств холодной воды от требований законодательства Российской Федерации о техническом регулировании не допускается; при несоответствии состава и свойств холодной воды требованиям законодательства Российской Федерации о техническом регулировании размер платы за коммунальную услугу, определенный за расчетный период в соответствии с приложением N 2 к Правилам, снижается на размер платы, исчисленный суммарно за каждый день предоставления коммунальной услуги ненадлежащего качества (независимо от показаний приборов учета) в соответствии с пунктом 101 Правил.
Согласно пункту 101 Правил N 354 при предоставлении в расчетом периоде коммунальной услуги ненадлежащего качества размер платы за такую коммунальную услугу, определенный за расчетный период в соответствии с приложением 2 к Правилам N 354, подлежит уменьшению на размер платы, исчисленный суммарно за каждый период (день) предоставления такой коммунальной услуги ненадлежащего качества в случаях, предусмотренных приложением 1 к Правилам N 354.
Размер платы, исчисленный суммарно за каждый период предоставления коммунальной услуги ненадлежащего качества, определяется как произведение размера платы за коммунальную услугу, определенного за расчетный период в соответствии с приложением 2 к Правилам N 354, и в отношении продолжительности предоставления коммунальной услуги ненадлежащего качества в указанном расчетной периоде к общей продолжительности предоставления коммунальной услуги в таком расчетом периоде.
Продолжительность предоставления коммунальной услуги ненадлежащего качества определяется согласно пунктам 111, 112, 113 Правил N 354. Если в соответствии с законодательством Российской Федерации для подтверждения качества предоставляемой коммунальной услуги требуется проведение экспертизы, исполнитель организует проведение такой экспертизы и несет расходы на ее проведение.
Исполнитель, допустивший нарушение качества предоставления коммунальной услуги вследствие предоставления потребителю коммунальной услуги ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, обязан произвести в соответствии с положениями настоящих Правил перерасчет потребителю размера платы за такую коммунальную услугу в сторону ее уменьшения вплоть до полного освобождения потребителя от оплаты такой услуги (пункт 150 Правил N 354).
Как следует из материалов дела и было выше сказано, по результатам лабораторных испытаний, произведенных испытательным лабораторным центром Филиала ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре в городе Нефтеюганске и Нефтеюганском районе и в городе Пыть-Яхе", и оформленных протоколом от 23.12.2021 N 13901.21, установлено, что по исследованным органолептическим и санитарно-химическим показателям холодная вода холодного водоснабжения, взятая на магистральной сети точки N 19 г. Нефтеюганска, ул. Мамонтовская, 14 мкр., дом N 53, не соответствует требованиям СанПиН 2.1.4.1074-01 и ГН 2.1.5.1315-03 по 3 показателям: железо общее (результат 1,15-0,17, норматив не более 0,3); мутность (результат 1,98-0,40, норматив не более 1,5), цветность (результат 30,5 - 6,1, норматив не более 20).
В ходе проверки установлено и лицами, участвующими в деле не оспариваются обстоятельства того, что распределительные сети водоснабжения на магистральной точке N 19 относятся также и к жилому дому N 24 в 14 мкр. г. Нефтеюганска.
Таким образом, материалами дела подтверждается, что коммунальная услуга по подаче холодной воды предоставлялась жильцам указанного МКД ненадлежащего качестве, что является основанием для перерасчета размера платы за коммунальную услугу по холодному водоснабжению.
Согласно подпункту "г" пункта 111 Правил N 354 датой и временем, начиная с которых считается, что коммунальная услуга предоставляется с нарушениями качества, являются дата и время начала нарушения качества коммунальной услуги, которые были зафиксированы в акте проверки качества предоставляемых коммунальных услуг, составленном потребителем в соответствии с пунктом 110(1) настоящих Правил, в случае если нарушение качества было подтверждено в ходе проверки факта нарушения качества коммунальной услуги или в результате проведения экспертизы качества коммунальной услуги.
В соответствии с пунктом 112 Правил N 354 период нарушения качества коммунальной услуги считается оконченным:
а) с даты и времени установления исполнителем факта возобновления предоставления коммунальной услуги надлежащего качества всем потребителям, указанных исполнителем в соответствии с пунктом 104 настоящих Правил в журнале регистрации таких фактов;
б) с даты и времени доведения потребителем до сведения аварийно-диспетчерской службы исполнителя сообщения о возобновлении предоставления ему коммунальной услуги надлежащего качества;
в) с даты и времени, указанных в акте о результатах проверки по итогам устранения причин нарушения качества коммунальной услуги, составленном в соответствии с пунктом 113 настоящих Правил;
г) с даты и времени возобновления предоставления коммунальной услуги надлежащего качества, которые зафиксированы коллективным (общедомовым), общим (квартирным), индивидуальным прибором учета или иным средством измерения, которое предназначено для этих целей и используется в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о единстве измерений, если указанные приборы учета и средства измерения способны сохранять зафиксированные сведения.
Соответственно, требование Службы в оспариваемом предписании о проведении АО "Юганскводоканал" перерасчета с 23.12.2021 (дата протокола лабораторных испытаний N 13901.21) и по день предоставления коммунальной услуги по холодному водоснабжению соответствующей санитарно-гигиеническим требованиям, соответствует положениям Правил N 354 и является правомерным.
Доводы АО "Юганскводоканал" о том, что заявления о нарушении качества коммунальной услуги по холодному водоснабжению поступали заявителю только от потребителя Яруллина P.P., а от иных жителей МКД не поступали, являются несостоятельными, поскольку отбор проб воды производился не в квартире потребителя Яруллина P.P., а из распределительных сетей водоснабжения на магистральной точке N 19, которые также относятся к жилому дому N 24 в 14 мкр. г. Нефтеюганска, следовательно, холодная вода ненадлежащего качества поступала всем жильцам МКД.
Суд апелляционной инстанции также полагает необоснованным довод подателя жалобы о том, что тариф на питьевую воду, установленный приказом Региональной службы по тарифам ХМАО-Югры от 12.12.2019 N 142-нп, не включает в состав расходы на мероприятия инвестиционной программы АО "Юганскводоканал" по доведению качества питьевой воды до нормативного, поскольку пункт 2 приложения N 1 к Правилам N 354 прямо предусматривает, что отклонение состава и свойств холодной воды от требований законодательства Российской Федерации о техническом регулировании не допускается.
Из положений пункта 2 приложения N 1 к Правилам N 354 очевидно следует, что при несоответствии состава и свойств холодной воды установленным требованиям размер платы за холодное водоснабжение снижается на размер платы, исчисленный суммарно за каждый день предоставления коммунальной услуги ненадлежащего качества (независимо от показаний приборов учета).
Следовательно, за период предоставления коммунальной услуги холодного водоснабжения ненадлежащего качества, плата взиматься не может.
Ссылки заявителя на то, что при осуществлении перерасчета на стороне потребителей образуется неосновательное обогащение, судом отклоняются, так как нормами действующего законодательства не предусмотрена возможность предоставления потребителям коммунальной услуги по холодному водоснабжению ненадлежащего качества по пониженному тарифу.
В связи с изложенным суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение, оставив без удовлетворения требования заявителя.
Нормы материального права применены арбитражным судом первой инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. Оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда не имеется, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
По правилам статьи 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины относятся на ее подателя.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
апелляционную жалобу акционерного общества "Юганскводоканал" оставить без удовлетворения, решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 24.10.2022 по делу N А75-15912/2022 - без изменения.
Возвратить акционерному обществу "Юганскводоканал" из федерального бюджета 1 500 руб. государственной пошлины, излишне уплаченной платежным поручением от 23.11.2022 N 2316.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Настоящий судебный акт выполнен в форме электронного документа и подписан усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, направляется лицам, участвующим в деле, согласно статье 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его принятия.
Информация о движении дела может быть получена путем использования сервиса "Картотека арбитражных дел" http://kad.arbitr.ru в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Председательствующий |
Н.А. Шиндлер |
Судьи |
А.Н. Лотов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А75-15912/2022
Истец: АО "ЮГАНСКВОДОКАНАЛ"
Ответчик: СЛУЖБА ЖИЛИЩНОГО И СТРОИТЕЛЬНОГО НАДЗОРА ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА - ЮГРЫ