город Омск |
|
10 февраля 2023 г. |
Дело N А46-14318/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 февраля 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 10 февраля 2023 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Лотова А.Н.,
судей Ивановой Н.Е., Рыжикова О.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Усовой Ю.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-15772/2022) общества с ограниченной ответственностью "Геоторг", (регистрационный номер 08АП-682/2023) Департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Омска, (регистрационный номер 08АП-983/2023) Администрации города Омска на решение Арбитражного суда Омской области от 16.12.2022 по делу N А46-14318/2022 (судья Колмогорова А.Е.), принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Геоторг" (ОГРН 1145543034450, ИНН 5503252099, адрес: 644043, город Омск, улица Фрунзе, дом 1, корпус 3, помещение 1п) к Департаменту архитектуры и градостроительства Администрации города Омска (ОГРН 1025500761142, ИНН 5503031117, адрес: 644099, город Омск, улица Гагарина, дом 32, корпус 1), при участии третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Администрации города Омска (ОГРН 1025500757259, ИНН 5503047244, адрес: 644099, город Омск, улица Гагарина, 34), бюджетного учреждения города Омска "Омскархитектура" (ОГРН 1185543001918, ИНН 5501187278, адрес: 644053, город Омск, улица Нефтезаводская, дом 33в) о признании незаконным бездействия,
при участии в судебном заседании представителей:
от общества с ограниченной ответственностью "Геоторг" - Макарьева Е.П. (по доверенности от 23.08.2021 сроком действия 5 лет),
от Департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Омска - Коваль Е.М. (по доверенности от 21.09.2022 N 02/8979 сроком действия 1 год),
от Администрации города Омска - Тиль О.А. (по доверенности от 22.02.2022 N АГ/03-660 сроком действия 1 год),
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Геоторг" (далее - заявитель, общество, ООО "Геоторг") обратилось в Арбитражный суд Омской области c заявлением, уточенным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к Департаменту архитектуры и градостроительства города Омска (далее - заинтересованное лицо, департамент, ДАГ Администрации г. Омска) о признании незаконным бездействия, выраженного в неосуществлении действий по подготовке документации о внесении изменений в проект планировки территории, расположенной в границах: левый берег Оми - улица Б.Хмельницкого - улица Масленникова - Ленинградская площадь - правый берег реки Иртыша в Центральном и Октябрьском административных округах города Омска, утвержденный постановлением Администрации города Омска от 16.02.2018 N 201-п, для целей его приведения в соответствие с Генеральным планом, утвержденным Решением Омского городского Совета от 30.09.2020 N 255 "О внесении изменений в Решение Омского городского Совета от 25.07.2007 N 43 "Об утверждении Генерального плана муниципального образования городской округ город Омска Омской области", в части корректировки улицы Подгорной, предусматривающей 2 полосы дорожного движения по данной улице и корректировки, в указанной связи, красной линии вдоль всей улицы.
Заявитель просил суд обязать заинтересованное лицо в течение месяца подготовить документацию о внесении изменений в проект планировки территории, расположенной в границах: левый берег Оми - улица Б.Хмельницкого - улица Масленникова - Ленинградская площадь - правый берег реки Иртыша в Центральном и Октябрьском административных округах города Омска, утвержденного постановлением Администрации города Омска от 16.02.2018 N 201-п, путем его приведения в соответствие с Генеральным планом, утвержденным Решением Омского городского Совета от 30.09.2020 N 255 "О внесении изменений в Решение Омского городского Совета от 25.07.2007 N 43 "Об утверждении Генерального плана муниципального образования городской округ город Омска Омской области", в части корректировки улицы Подгорной, предусмотрев 2 полосы дорожного движения по данной улице и корректировки, в указанной связи, красной линии вдоль всей улицы.
Определением Арбитражного суда Омской области от 23.08.2022 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Администрация города Омска (далее - третье лицо, администрация), бюджетное учреждение города Омска "Омскархитектура" (далее - БУ г. Омска "Омскархитектура").
Решением Арбитражного суда Омской области от 16.12.2022 по делу N А46-14318/2022 требования ООО "Геоторг" удовлетворены частично, признано незаконным бездействие департамента, выраженное в неосуществлении действий по подготовке документации о внесении изменений в проект планировки территории, расположенной в границах: левый берег Оми - улица Б.Хмельницкого - улица Масленникова - Ленинградская площадь - правый берег реки Иртыша в Центральном и Октябрьском административных округах города Омска, утвержденный постановлением Администрации города Омска от 16.02.2018 N 201-п, для целей его приведения в соответствие с Генеральным планом, утвержденным Решением Омского городского Совета от 30.09.2020 N 255 "О внесении изменений в Решение Омского городского Совета от 25.07.2007 N 43 "Об утверждении Генерального плана муниципального образования городской округ город Омска Омской области", в части корректировки улицы Подгорной, предусматривающей 2 полосы дорожного движения по данной улице и корректировки, в указанной связи, красной линии вдоль всей улицы. Суд обязал департамент в течение месяца подготовить документацию о внесении изменений в проект планировки территории, взыскал с департамента в пользу ООО "Геоторг" 3 000 руб. судебных расходов по уплате государственной пошлины, указав, что в случае неисполнения судебного акта в установленный срок подлежит взысканию с департамента в пользу общества судебная неустойка в размере 1 000 руб. за каждый день просрочки. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
Не согласившись с вынесенным по делу судебным актом, в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционными жалобами обратились ООО "Геоторг", департамент и администрация.
ДАГ Администрации г. Омска в своей апелляционной жалобе просил решение Арбитражного суда Омской области от 16.12.2022 отменить, принять по делу новый судебный акт, которым в удовлетворении заявленных ООО "Геоторг" требований отказать в полном объеме.
В обоснование требований апелляционной жалобы департамент указывает, что в настоящем случае незаконное бездействие, выраженное в невнесении изменений в проект планировки, отсутствует: так, в целях приведения проекта планировки территории в соответствие с основными решениями генерального плана, в рамках муниципального задания на выполнение муниципальной работы на 2022 год и плановый период 2023 и 2024 годов БУ г. Омска "Омскархитектура", утвержденного приказом директора ДАГ Администрации г. Омска от 23.12.2021 N 78 "Об утверждении муниципального задания", предусмотрена корректировка красной линии улицы Подгорной с северной ее части в границах элементов планировочной структуры NN 3, 4 микрорайона N 17, NN 1, 4, 5 микрорайона 19 планировочного района V проекта планировки территории; указанные работы выполняются БУ г. Омска "Омскархитектура" в период 2022 года; результатом выполненной работы является подготовка проектной документации, предусматривающей установление в отношении улицы Подгорная категории улицы местного значения, в соответствии с основными решениями генерального плана в области автомобильных дорог местного значения.
Департамент не соглашается с выводами суда первой инстанции относительно удовлетворения требований о возложении на департамент обязанности по подготовке документации о внесении изменений в проект планировки территории, поскольку в границах улицы Подгорной располагаются иные объекты недвижимости, не принадлежащие заявителю, в силу чего требование ООО "Геоторг" относительно корректировки красной линии "вдоль всей улицы" влечет нарушение прав третьих лиц (собственников других объектов недвижимости), не привлеченных к участию в деле.
По мнению подателя апелляционной жалобы, не согласие общества с выбранным департаментом способом приведения проекта планировки территории в соответствие с основными решениями генерального плана, не лишает заявителя возможности выступить с инициативой по внесению изменений в документацию по планировке территории и представить на рассмотрение департамента проектную документацию, разработанную за счет собственных средств.
С учетом приведенной позиции, ДАГ Администрации г. Омска полагает не подлежащими удовлетворению требования о взыскании неустойки.
Администрация в своей апелляционной жалобе также просит отменить решение суда, принять новый судебный акт, которым в удовлетворении заявленных требований отказать в полном объеме.
В обоснование доводов жалобы третье лицо отмечает, что арбитражный суд при вынесении решения не вправе подменять органы государственной и муниципальной власти и принимать решение за уполномоченный орган; судом первой инстанции необоснованно признано незаконным бездействие ДАГ Администрации г. Омска; из оспариваемого решения суда невозможно определить момент исполнения решения суда, а соответственно и момент взыскания неустойки.
ООО "Геоторг" в апелляционной жалобе не соглашается с решением суда первой инстанции в части размера взысканной судебной неустойки, просит определить ее размер в сумме 50 000 руб. за каждый день просрочки исполнения решения суда.
ДАГ Администрации г. Омска представлен отзыв на апелляционную жалобу общества.
Заявителем представлен в материалы дела отзыв с дополнениями на апелляционные жалобы администрации и департамента, в котором заявитель не соглашается с приведенными в них доводами.
Также от общества поступил отказ от своей апелляционной жалобы.
Департаментом в материалы дела представлены возражения на отзыв ООО "Геоторг".
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представители департамента и администрации поддержали доводы, изложенные в своих апелляционных жалобах, просили решение суда первой инстанции отменить; не возражали против прекращения производства по апелляционной жалобе заявителя.
Представитель ООО "Геоторг" поддержал ходатайство об отказе от своей апелляционной жалобы; относительно апелляционных жалоб заинтересованного лица и третьего лица высказался в соответствии с отзывом.
БУ г. Омска "Омскархитектура", надлежащим образом извещенное о времени и месте судебного заседания, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечило, ходатайства об отложении слушания по делу не заявило, в связи с чем суд апелляционной инстанции рассмотрел апелляционную жалобу в порядке частью 1 статьи 266 и статьей 156 АПК РФ в отсутствие представителя указанного лица по имеющимся в деле доказательствам.
В соответствии с частью 1 статьи 265 АПК РФ арбитражный суд апелляционной инстанции прекращает производство по апелляционной жалобе, если от лица, ее подавшего, после принятия апелляционной жалобы к производству арбитражного суда поступило ходатайство об отказе от апелляционной жалобы и отказ был принят арбитражным судом в соответствии со статьей 49 настоящего Кодекса.
В силу части 5 статьи 49 АПК РФ арбитражный суд не принимает отказ истца от иска, уменьшение им размера исковых требований, признание ответчиком иска, не утверждает мировое соглашение сторон, если это противоречит закону или нарушает права других лиц. В этих случаях суд рассматривает дело по существу.
Рассмотрев материалы дела, суд апелляционной инстанции не установил обстоятельств, препятствующих принятию отказа от апелляционной жалобы ООО "Геоторг".
Отказ заявлен уполномоченным лицом, не противоречит закону и не нарушает прав других лиц, участвующих в деле.
В связи с изложенным, суд апелляционной инстанции принимает отказ общества от апелляционной жалобы, прекращает производство по жалобе заявителя.
Рассмотрев материалы дела, апелляционные жалобы департамента и администрации, отзывы и возражения на отзыв, заслушав представителей лиц, участвующих в деле и явившихся в судебное заседание, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
Как следует из материалов дела, ООО "Геоторг" является собственником земельных участков с кадастровыми номерами 55:36:090104:3528, 55:36:090104:3529, 55:36:090104:126. 55:36:090104:3531.
Картой функциональных зон Генерального плана муниципального образования городской округ город Омск Омской области, утвержденный Решением Омского городского Совета от 25.07.2007 N 43 (далее - Генеральный план), земельные участки с кадастровыми номерами 55:36:090104:126, 55:36:090104:3531 определяются в одной функциональной зоне - транспортной инфраструктуры, земельные участки с кадастровыми номерами 55:36:090104:3528, 55:36:090104:3529 определяются в двух функциональных зонах: в большей степени в функциональной зоне смешанной и общественно-деловой застройки, в меньшей - в зоне транспортной инфраструктуры.
Согласно карте градостроительного зонирования территории города Омска в составе Правил землепользования и застройки муниципального образования городской округ город Омск Омской области, утвержденных Решением Омского городского Совета от 10.12.2008 N 201 (далее - Правила землепользования), земельные участки с кадастровыми номерами 55:36:090104:3528, 55:36:090104:3529, 55:36:090104:3531, 55:36:090104:126 находятся в территориальной зоне градостроительного преобразования ГП-5.
В соответствии с чертежом Проекта планировки территории, расположенной в границах: левый берег реки Оми - улица Б. Хмельницкого - улица Масленникова - Ленинградская площадь - правый берег реки Иртыш в Центральном и Октябрьском административных округах города Омска, утвержденного постановлением Администрации города Омска от 16.02.2018 N 201-п (далее - Проект планировки территории), земельные участки с кадастровыми номерами 55:36:090104:3528, 55:36:090104:3529, 55:36:090104:3531, 55:36:090104:126 находятся в границах красных линий улицы Подгорная.
Согласно схемы организации транспорта и улично-дорожной сети Проекта планировки территории улица Подгорная отнесена к магистральным улицам районного значения.
В рамках общественных обсуждений, организация и проведение которых осуществлены в соответствии с постановлением Мэра города Омска от 14.05.2020 N 20-пм "Об организации и проведении общественных обсуждений по проекту о внесении изменений в Генеральный план муниципального образования городской округ город Омск Омской области" (далее - общественные обсуждения), Администрацией г. Омска рассмотрен проект о внесении изменений в Генеральный план муниципального образования городской округ город Омск Омской области (далее - проект Генерального плана).
В ходе указанных общественных обсуждений, общество указало, что на поименованных выше принадлежащих ему земельных участках в соответствии с имеющейся разрешительной документацией обществом планируется и возводится жилая застройка, вместе с тем, согласно интерактивной карте, на указанной территории предусмотрено размещение административно-деловых зданий, а также транспортной развязки в виде четырехполосной магистрали. По мнению общества, данные обстоятельства существенным образом нарушают права ООО "Геоторг", в связи с чем ООО "Геоторг" обратилось в ООО "Национальный земельный фонд" для проведения строительно-технической экспертизы.
Согласно подготовленному ООО "Национальный земельный фонд" заключению строительно-технической экспертизы от 21.05.2020, имеются основания для внесения изменений в генеральный план города с учетом первоочередного сохранения фактического землепользования и объектов недвижимого имущества по ул. Подгорная, размещения улицы в жилой застройке с двумя полосами движения и дальнейшей корректировки красной линии вдоль всей улицы Подгорная.
По результатам публичных обсуждений было подготовлено заключение о результатах общественных обсуждений по проекту о внесении изменений в Генеральный план муниципального образования городской округ город Омск Омской области от 30.06.2020, подписанное Заместителем Мэра города Омска, председателем рабочего органа Администрации города Омска по организации и проведению общественных обсуждений по проекту о внесении изменений в Генеральный план муниципального образования городской округ город Омск Омской области М.В. Губиным, в котором было указано на целесообразность учета данного предложения в части вопросов, подлежащих регулированию документом территориального планирования.
Кроме того, указано, что установление территориальных зон, а также установление красных линий или их отмена не подлежит регулированию документами территориального планирования, территориальные зоны устанавливаются Правилами землепользования и застройки в соответствии с действующим землепользованием (пункт 256).
Решением Омского городского Совета от 30.09.2020 N 255 внесены изменения в Решение Омского городского Совета от 25.07.2007 N 43 "Об утверждении Генерального плана муниципального образования городской округ город Омск Омской области", которыми в отношении ул. Подгорная установлена категория - улицы и дороги местного значения (планируемые к реконструкции).
Кроме того, решением Омского городского Совета от 16.06.2021 N 318 внесены изменения в Правила землепользования, установлена территориальная зона ГП 5/6.
Согласно представленным в материалы дела договорам купли-продажи от 23.05.2020 и 27.05.2020, ООО "Геоторг" реализовало спорные земельные участки обществу с ограниченной ответственностью "Омск-сити-строй" (далее - ООО "ОСС").
ООО "ОСС" обратилось в администрацию и департамент с заявлением о принятии решения о внесении изменений в Проект планировки территории, обеспечении подготовки документации по планировке территории и ее утверждении в части корректировки красной линии вдоль всей улицы Подгорная в соответствии со схемой N 2 и N 3, представленным в поперечном профиле дорожного полотна, прилагаемой к строительно-технической экспертизе ООО "Национальный земельный фонд" от 21.05.2020.
Письмом от 07.09.2021 N 06/7180 департамент отказал во внесении изменений со ссылкой на отсутствие финансирования, указав, что приведение проекта планировки в соответствии с Правилами землепользования не обеспечивает государственных и муниципальных нужд, на основании чего ООО "ОСС" обратилось в арбитражный суд с требованием о признании отказа незаконным.
Определением Арбитражного суда Омской области от 03.12.2021 указанное заявление было принято к производству, к участию в деле N А46-21560/2021 в качестве созаявителя привлечено ООО "Геоторг".
Как указывает заявитель, в рамках рассмотрения указанного дела ему стало известно, что в целях приведения Проекта планировки территории в соответствие с основными решениями Генерального плана, в рамках муниципального задания на выполнение муниципальной работы на 2022 год и плановый период 2023 и 2024 годов БУ г. Омска "Омскархитектура", утвержденного приказом директора департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Омска от 23.12.2021 N 78 "Об утверждении муниципального задания", предусмотрена корректировка красной линии улицы Подгорной с северной ее части в границах элементов планировочной структуры NN 3, 4 микрорайона N 17, NN 1, 4, 5 микрорайона 19 планировочного района V Проекта планировки территории.
Пунктом 3 технического задания на выполнение работ по подготовке документации некоторых частей территории муниципального образования городской округ город Омск Омской области (улица Подгорная) (далее - Техническое задание) установлено, что подготовка документации выполняется в целях приведения Проекта планировки территории в соответствие с основными решениями Генерального плана.
Подготовка документации по планировке территории осуществляется для: красных линий транспортных магистралей, корректировки зон планируемого размещения объектов капитального строительства, корректировки технико-экономических показателей.
Ориентировочные границы проектируемой территории указаны в приложении N 1 к Техническому заданию и включают в себя границы красных линий по улице Подгорной, являющиеся предметом настоящего спора.
Полагая, что заявленные требования были удовлетворены департаментом в добровольном порядке, ООО "ОСС" и ООО "Геоторг" ходатайствовали об оставлении заявления без рассмотрения ввиду утраты интереса, в силу чего определением Арбитражного суда Омской области от 18.04.2022 по делу N А46-21560/2021 заявление ООО "ОСС" и ООО "Геоторг" оставлено без рассмотрения.
Письмом N 25 от 24.05.2022 в адрес департамента и БУ г. Омска "Омскархитектура" ООО "ОСС" испрашивало информацию относительно стадии исполнения приказа N 78 от 23.12.2021.
Согласно ответам ДАГ Администрации г. Омска и БУ г. Омска "Омскархитектура", срок исполнения - 4 квартал 2022.
В письме БУ г. Омска "Омскархитектура" от 27.06.2022 N 06/322 сообщено, что в границы проектирования элемент планировочной структуры N 1 микрорайона N 17 планировочного района V не включен, внесение таких изменений возможно только в рамках платных услуг, предоставлено коммерческое предложение и смета на выполнение подрядных работ, в соответствии с которой ООО "ОСС" предложено оплатить разработку проектирования территории по корректировке границ красных линий по ул. Подгорная в сумме 708 005 руб. 26 коп.
Кроме того, БУ г. Омска "Омскархитектура" письмами от 27.06.2022 N 06/322, от 03.08.2022 N 06/399, в адрес ООО "Геоторг", ООО "ОСС" направлено коммерческое предложение и смета на выполнение подрядных работ.
Согласно ответа БУ г. Омска "Омскархитектура" от 03.08.2022 N 06/399 на письмо от 27.07.2022 вх. N 367, корректировка Проекта планировки территории элемента планировочной структуры N 1 микрорайона N 17 планировочного района V южная часть (спорная) не включена.
Решением Куйбышевского районного суда г. Омска от 11.10.2021 по делу N 2-4378/2021 ранее поименованные договоры купли-продажи от 23.05.2020 и 27.05.2020, заключенные между ООО "Геоторг" и ООО "ОСС" признаны недействительными, право собственности на земельные участки восстановлено за ООО "Геоторг".
Полагая, что ДАГ Администрации г. Омска допущено бездействие, выражающееся в невнесении в проект планировки территории, расположенной в границах: левый берег Оми - улица Б. Хмельницкого - улица Масленникова - Ленинградская площадь - правый берег реки Иртыша в Центральном и Октябрьском административных округах города Омска, в части неосуществления действий, направленных на корректировку улицы Подгорной: 2 полосы дорожного движения по данной улице и корректировке, в указанной связи, красной линии вдоль всей улицы как по собственной инициативе изменений в проект планировки, так и на основании обращения, ООО "Геоторг" обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
16.12.2022 Арбитражным судом Омской области принято решение, являющееся предметом апелляционного обжалования по настоящему делу.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции находит основания для его отмены, исходя из следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 198, частью 4 статьи 200 АПК РФ и пунктом 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" условиями принятия арбитражным судом решения о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов является наличие одновременно двух обязательных условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
При этом в силу требований части 1 статьи 65 и части 5 статьи 200 АПК РФ орган, должностное лицо должны доказать соответствие их решения, действия (бездействия) закону; обязанность по доказыванию нарушения оспариваемым решением, действием (бездействием) прав и законных интересов возлагается на лицо, обратившееся в суд за его оспариванием.
Оценив в соответствии со статьями 67, 68, 71 АПК РФ имеющиеся в материалах дела документы, суд первой инстанции пришел к выводу о доказанности обстоятельств, необходимых для вывода о том, что в настоящем случае департаментом допущено бездействие, выразившееся в неосуществлении действий по подготовке документации о внесении изменений в Проект планировки территории для целей его приведения в соответствие с Генеральным планом, в силу чего судом первой инстанции заявленные требования удовлетворены.
Суд апелляционной инстанции не соглашается с данным выводом суда первой инстанции, исходя из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В силу положений части 3 той же статьи документы территориального планирования являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений.
Генеральный план является документом территориального планирования муниципального образования (часть 1 статьи 18 ГрК РФ).
Правила землепользования и застройки являются документом градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органом местного самоуправления и в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений (пункт 8 статьи 1 ГрК РФ).
Составной частью правил землепользования и застройки является карта градостроительного зонирования, содержащая границы территориальных зон.
В соответствии с частью 1 статьи 41 ГрК РФ подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, в том числе выделения элементов планировочной структуры, установления границ земельных участков, установления границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства.
В силу части 4 статьи 41 ГрК РФ видами документации по планировке территории являются: проект планировки территории и проект межевания территории.
Основная часть проекта планировки территории включает в себя чертеж или чертежи планировки территории, на которых отображаются красные линии; границы существующих и планируемых элементов планировочной структуры; границы зон планируемого размещения объектов капитального строительства (часть 3 статьи 42 ГрК РФ).
Согласно пункту 11 статьи 1 ГрК РФ красными линиями являются линии, которые обозначают границы территорий общего пользования и подлежат установлению, изменению или отмене в документации по планировке территории.
Согласно части 1 статьи 45 ГрК РФ решения о подготовке документации по планировке территории принимаются уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления, за исключением случаев, указанных в частях 1.1 и 12.12 настоящей статьи.
Решения о подготовке документации по планировке территории принимаются самостоятельно:
1) лицами, с которыми заключены договоры о развитии застроенной территории, договоры о комплексном освоении территории, в том числе в целях строительства стандартного жилья, договоры о комплексном развитии территории по инициативе органа местного самоуправления;
3) правообладателями существующих линейных объектов, подлежащих реконструкции, в случае подготовки документации по планировке территории в целях их реконструкции (за исключением случая, указанного в части 12.12 настоящей статьи);
4) субъектами естественных монополий, организациями коммунального комплекса в случае подготовки документации по планировке территории для размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения (за исключением случая, указанного в части 12.12 настоящей статьи);
5) садоводческим или огородническим некоммерческим товариществом в отношении земельного участка, предоставленного такому товариществу для ведения садоводства или огородничества.
Частью 1.2 указанной статьи Кодекса предусмотрено, что в случаях, предусмотренных частью 1.1 настоящей статьи, подготовка документации по планировке территории осуществляется указанными лицами за счет их средств самостоятельно или привлекаемыми организациями в соответствии с законодательством Российской Федерации. Расходы указанных лиц на подготовку документации по планировке территории не подлежат возмещению за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Частью 8 статьи 45 ГрК РФ установлено, что подготовка документации по планировке территории осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти, органами местного самоуправления самостоятельно, подведомственными указанным органам государственными, муниципальными (бюджетными или автономными) учреждениями либо привлекаемыми ими на основании государственного или муниципального контракта, заключенного в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, иными лицами, за исключением случаев, предусмотренных частью 1.1 настоящей статьи. Подготовка документации по планировке территории, в том числе предусматривающей размещение объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения, может осуществляться физическими или юридическими лицами за счет их средств.
Поименованными ранее по тексту настоящего судебного акта Правилами землепользования установлен порядок подготовки документации по планировке территории.
Согласно части 1 статьи 17 Правил землепользования решение о подготовке документации по планировке территории принимается структурным подразделением Администрации города Омска, уполномоченным на осуществление функций в сфере архитектуры и градостроительства, по собственной инициативе либо на основании предложений физических и юридических лиц, за исключением случаев, когда в соответствии ГрК РФ такие решения принимаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти или уполномоченным органом исполнительной власти Омской области, и случаев, когда такие решения принимаются лицами, указанными в части 3 настоящей статьи, самостоятельно. Указанное решение подлежит опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов города Омска, иной официальной информации, в течение трех дней со дня его издания и размещается на официальном сайте Администрации города Омска в сети "Интернет".
В силу части 2 статьи 17 Правил землепользования предложения физических и юридических лиц о подготовке документации по планировке территории направляются в уполномоченное структурное подразделение Администрации города Омска с указанием следующей информации:
1) сведения о виде подготавливаемой документации (проект планировки территории и (или) проект межевания территории);
2) описание границ территории, относительно которой будет разрабатываться документация по планировке территории (с приложением схемы такой территории);
3) наличие ранее утвержденной документации по планировке территории;
4) цель подготовки документации в соответствии с ГрК РФ или причины внесения изменений в ранее утвержденную документацию по планировке территории в случае направления предложения о подготовке проекта, предусматривающего внесение изменений в такую документацию;
5) сроки подготовки документации по планировке территории;
6) необходимость выполнения инженерных изысканий для подготовки документации по планировке территории с обоснованием такой необходимости либо отсутствия необходимости выполнения инженерных изысканий. В случае необходимости выполнения инженерных изысканий для подготовки документации по планировке территории к предложению о подготовке такой документации прилагается проект задания на выполнение инженерных изысканий.
Подготовленная документация по планировке территории подлежит представлению в уполномоченное структурное подразделение Администрации города Омска. Уполномоченное структурное подразделение Администрации города Омска в течение 20 рабочих дней со дня поступления документации по планировке территории осуществляет проверку такой документации на соответствие требованиям, указанным в части 10 статьи 45 ГрК РФ. По результатам проверки уполномоченное структурное подразделение Администрации города Омска обеспечивает рассмотрение документации по планировке территории на общественных обсуждениях или публичных слушаниях либо отклоняет такую документацию и направляет ее на доработку (часть 6 статьи 17 Правил землепользования).
После завершения общественных обсуждений или публичных слушаний уполномоченное структурное подразделение Администрации города Омска с учетом результатов таких общественных обсуждений или публичных слушаний обеспечивает внесение изменений в документацию по планировке территории и представляет указанную документацию Мэру города Омска. Обязательными приложениями к документации по планировке территории, направляемой Мэру города Омска, являются протокол общественных обсуждений или публичных слушаний и заключение о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний, за исключением случаев, если их проведение в соответствии с законодательством не требуется (часть 8 статьи 17 Правил землепользования).
Мэр города Омска с учетом протокола общественных обсуждений или публичных слушаний по проекту планировки территории, проекту межевания территории и заключения о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний принимает решение об утверждении документации по планировке территории или отклоняет такую документацию и направляет ее на доработку в уполномоченное структурное подразделение Администрации города Омска не позднее чем через 20 рабочих дней со дня опубликования заключения о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний, а в случае, если в соответствии с частью 7 настоящей статьи общественные обсуждения или публичные слушания не проводятся, в срок, указанный в части 6 настоящей статьи (часть 9 статьи 17 Правил землепользования).
Утвержденная документация по планировке территории подлежит опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов города Омска, иной официальной информации, в течение семи дней со дня утверждения указанной документации и размещается на официальном сайте Администрации города Омска в сети "Интернет" (часть 10 статьи 17 Правил землепользования).
Согласно части 11 статьи 17 Правил землепользования внесение изменений в документацию по планировке территории допускается путем утверждения ее отдельных частей в порядке, предусмотренном настоящей статьей.
Таким образом, статья 17 Правил землепользования детализирует положения ГрК РФ о возможности подготовки документации по планировке территории на основании предложений физических или юридических лиц и устанавливает порядок такой подготовки документации указанными лицами за счет собственных средств.
В соответствии с пунктом 18 Решения Омского городского Совета от 11.04.2012 N 3 "О департаменте архитектуры и градостроительства Администрации города Омска" к функциям департамента в сфере архитектуры и градостроительства относится:
- принятие решения о подготовке документации по планировке территории муниципального образования городской округ город Омск Омской области (проектов планировки территории, проектов межевания территории), обеспечение подготовки указанной документации;
- обеспечение подготовки проектов муниципальных правовых актов города Омска об утверждении документации по планировке территории муниципального образования городской округ город Омск Омской области (проектов планировки территории, проектов межевания территории), о внесении изменений в указанную документацию.
Как следует из материалов настоящего дела, по результатам публичных обсуждений было подготовлено заключение о результатах общественных обсуждений по проекту о внесении изменений в Генеральный план, решением Омского городского Совета от 30.09.2020 N 255 "О внесении изменений в Решение Омского городского Совета от 25.07.2007 N 43 "Об утверждении Генерального плана муниципального образования городской округ город Омск Омской области" внесены изменения в Генеральный план, в частности, в отношении ул. Подгорная установлена категория - улицы и дороги местного значения (планируемые к реконструкции).
Вместе с тем, схемой организации транспорта и улично-дорожной сети Проекта планировки территории улица Подгорная определяется как магистральная улица районного значения 1-я очередь строительства.
Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации N 1034/пр от 30.12.2016 утвержден СП 42.13330.2016. Свод правил. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений (далее - Свод правил), которым (Таблица 11.2) установлены расчетные параметры улиц и дорог городов - расчетная скорость движения, число полос движения (суммарно в двух направлениях), наименьший радиус кривых в плане с виражом/без виража, наибольший продольный уклон, наименьший радиус вертикальной выпуклой кривой, наименьший радиус вертикальной вогнутой кривой, наименьшая ширина переходной части тротуара.
Согласно пункту 1 Примечания к Таблице 11.2 Свода правил, ширина улиц и дорог определяется расчетом в зависимости от интенсивности движения транспорта и пешеходов, состава размещаемых в пределах поперечного профиля элементов (проезжих частей, технических полос для прокладки подземных коммуникаций, тротуаров, зеленых насаждений и др.), с учетом санитарно-гигиенических требований и требований гражданской обороны. Ширина улиц и дорог в красных линиях принимается (м): улиц и дорог районного значения - 15-30; местного значения - 10-20.
Таким образом, ширина красных линий устанавливается на основании изыскательских работ, с учетом указанных требований, и на различных участках дороги может иметь разные значения, с учетом диапазона установленного Сводом правил для дорог и улиц местного значения.
Согласно Таблице 11.2 Свода правил улицы и дороги местного значения, с учетом указанных требований, могут включать от 2 до 4 полос движения (суммарно в двух направлениях).
Следовательно, требование заявителя об установлении именно 2-х полос дорожного движения по улице Подгорная не обоснованно действующими нормативными правовыми актами в сфере градостроительства.
Также вопреки доводам общества Генеральный план (в редакции решения Омского городского Совета от 30.09.2020 N 255) не предусматривает организацию на улице Подгорная двухполосного дорожного движения.
Согласно пункту 2 части 6 статьи 42 ГрК РФ проект организации дорожного движения, разрабатываемый в соответствии с требованиями Федерального закона "Об организации дорожного движения в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", может включаться в состав проекта планировки территории.
Кроме того, постановлением Администрации города Омска от 26.05.2016 N 651-п утвержден Порядок формирования и финансового обеспечения выполнения муниципального задания (вместе с "Положением о порядке формирования муниципального задания на оказание муниципальных услуг (выполнение работ) муниципальными учреждениями города Омска" (далее - Положение о порядке формирования муниципального задания), "Положением о порядке финансового обеспечения выполнения муниципального задания", "Положением о порядке предоставления из бюджета города Омска субсидий бюджетным и автономным учреждениям города Омска на финансовое обеспечение выполнения ими муниципального задания").
Муниципальное задание формируется на очередной финансовый год и плановый период, утверждается правовым актом учредителя и доводится до подведомственного муниципального учреждения до начала очередного финансового года. Объем муниципальных услуг (работ), включаемых в муниципальное задание, определяется учредителем с учетом результатов оценки потребности в пределах бюджетных ассигнований, доведенных до учредителя в установленном порядке. Работы, включенные в муниципальное задание, выполняются муниципальной организацией в период финансового года, (пункты 5, 16 Положения о порядке формирования муниципального задания).
Как отмечалось выше, в целях приведения Проекта планировки территории в соответствие с основными решениями Генерального плана, в рамках муниципального задания на выполнение муниципальной работы на 2022 год и плановый период 2023 и 2024 годов БУ г. Омска "Омскархитектура", утвержденного приказом директора департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Омска от 23.12.2021 N 78 "Об утверждении муниципального задания", предусмотрена корректировка красной линии улицы Подгорной с северной ее части в границах элементов планировочной структуры NN 3, 4 микрорайона N 17, NN 1, 4, 5 микрорайона 19 планировочного района V Проекта планировки территории.
Указанные работы выполнялись БУ г. Омска "Омскархитектура" в период 2022 года. Результатом выполненной работы является подготовка проектной документации, предусматривающей установление в отношении улицы Подгорная категории улицы местного значения, в соответствии с основными решениями Генерального плана в области автомобильных дорог местного значения.
Кроме того, ранее постановлением Администрации города Омска от 07.12.2021 N 758-п "О внесении изменений в постановление Администрации города Омска от 16.02.2018 N 201-п и утверждении проекта межевания части территории муниципального образования городской округ город Омск Омской области" участок дороги ул. Подгорная (от ул. Куйбышева до р. Омь (со стороны ул. Б. Хмельницкого)) приведен в соответствие с положениями Генерального плана.
Так, произведена корректировка красных линий, в результате которой ширина красных линий ул. Подгорная на участке от ул. Куйбышева до р. Омь (со стороны ул. Б.Хмельницкого) составляет на разных участках дороги от 15 м до 23 м, что соответствует установленной Сводом правил ширине для улиц и дорог местного значения, а также Генеральному плану, согласно которому ул. Подгорная определяется как улица местного значения. Данный факт подтверждается чертежом красных линий, содержащихся в составе схемы расположения границ проектирования и элементов планировочной структуры проекта планировки территории расположенной в границах: левый берег реки Оми - улица Б. Хмельницкого - улица Масленникова - Ленинградская площадь - правый берег реки Иртыш в Центральном и Октябрьском административных округах города Омска, утвержденного постановлением Администрации города Омска от 07.12.2021 N 758-п.
Таким образом, довод заявителя относительно бездействия департамента опровергается материалами дела.
Несогласие общества с выбранным ДАГ Администрации г. Омска способом приведения Проекта планировки территории в соответствие с основными решениями Генерального плана, не является основанием для вывода о наличии бездействия в действиях департамента.
Суд апелляционной инстанции отмечает, что согласно приведенным выше по тексту настоящего постановления положениям ГрК РФ, ООО "Геоторг" не лишено возможности выступить с инициативой по внесению изменений в документацию по планировке территории и представить на рассмотрение департамента проектную документацию, разработанную за счет собственных средств, о чем было указано в направленных БУ г. Омска "Омскархитектура" письмах 27.06.2022 N 06/322, от 03.08.2022 N 06/399 в адрес ООО "Геоторг" с коммерческими предложениями и сметой на выполнение подрядных работ.
Совокупный анализ указанных выше положений статей 45, 46 ГрК РФ показывает, что любое заинтересованное лицо может выступать инициатором внесения изменения в документацию по планировке территории и вносить свои предложения о порядке, сроках подготовки и содержании таких изменений. Однако из указанных норм права не следует, что подаче такого предложения корреспондирует безусловная обязанность органа местного самоуправления принять решение о внесении изменений в документацию по планировке территории за счет бюджетных средств.
Ссылка заявителя на решение Арбитражного суда Омской области по делу N А46-21980/2021 является необоснованной, поскольку предметом рассмотрения указанного спора являлись законность отказа департамента в проведении аукциона и бездействие администрации, выраженное в невынесении распоряжения о проведении аукциона на право заключения договора аренды земельного участка с кадастровым номером 55:36:090104:3541, расположенного в микрорайоне N 20 элемента планировочной структуры N 1, планировочного района V Проекта планировки территории, и касались вопросов зонирования территории (ГП-5).
Вместе с тем, земельные участки с кадастровыми номерами 55:36:090104:3528, 55:36:090104:3529, 55:36:090104:3531, 55:36:090104:126, определяются в микрорайоне N 17 элемента планировочной структуры N 1 планировочного района V Проекта планировки территории.
С учетом изложенного основания для удовлетворения предъявленных ООО "Геоторг" требований отсутствуют. Подготовка документации по планировке территории по требованию заявителя прямой обязанностью департамента не является, поскольку закон допускает возможность подготовки документации по планировки территории, включая внесение в нее изменений, за счет средств иных лиц.
Учитывая приведенные обстоятельства, Восьмой арбитражный апелляционный суд находит не соответствующим установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в материалах дела доказательствам вывод суда первой инстанции о незаконности оспариваемого бездействия ДАГ Администрации г. Омска, поскольку из материалов дела не усматривается несоответствия оспариваемых бездействий департамента закону или иному нормативному правовому акту, равно как и нарушение им прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, что является основанием для удовлетворения апелляционной жалоб департамента и администрации и влечет отмену оспариваемого решения на основании пункта 4 части 1, части 2 статьи 270 АПК РФ.
Судебные расходы по уплате государственной пошлины в связи с подачей настоящих жалоб не распределяются ввиду освобождения их подателей от обязанностей по уплате таковой.
В связи с отказом ООО "Геоторг" от апелляционной жалобы и прекращением по ней производства, государственная пошлина в размере 3 000 руб., уплаченная ООО "Геоторг" при подаче апелляционной жалобы, подлежит возврату обществу из федерального бюджета на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 333.40 НК РФ.
На основании изложенного и руководствуясь статьей 265, пунктом 2 статьи 269, пунктом 1, 4 части 1 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
принять отказ от апелляционной жалобы общества с ограниченной ответственностью "Геоторг" на решение Арбитражного суда Омской области от 16.12.2022 по делу N А46-14318/2022, производство по апелляционной жалобе прекратить.
Апелляционные жалобы Департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Омска и Администрации города Омска удовлетворить.
Решение Арбитражного суда Омской области от 16.12.2022 по делу N А46-14318/2022 отменить, принять по делу новый судебный акт.
В удовлетворении заявления общества с ограниченной ответственностью "Геоторг" отказать.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Геоторг" из федерального бюджета 3 000 руб. государственной пошлины, уплаченной по чеку-ордеру ПАО "СБЕРБАНК" от 16.12.2022.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Настоящий судебный акт выполнен в форме электронного документа и подписан усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, направляется лицам, участвующим в деле, согласно статье 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его принятия.
Информация о движении дела может быть получена путем использования сервиса "Картотека арбитражных дел" http://kad.arbitr.ru в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Председательствующий |
А.Н. Лотов |
Судьи |
Н.Е. Иванова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А46-14318/2022
Истец: ООО "ГЕОТОРГ"
Ответчик: Департамент архитектуры и градостроительства Администрации города Омска
Третье лицо: Администрация города Омска, бюджетное учреждение города Омска "ОМСКАРХИТЕКТУРА"