г. Саратов |
|
10 февраля 2023 г. |
Дело N А06-7804/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 февраля 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 10 февраля 2023 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Комнатной Ю.А.,
судей Землянниковой В.В., Степуры С.М.,
при ведении протокола судебного заседания секретарём Артёмовой К.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием системы веб-конференции (онлайн-заседание) апелляционную жалобу Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациями и ликвидации последствий стихийных бедствий по Астраханской области
на решение Арбитражного суда Астраханской области от 13 октября 2022 года по делу N А06-7804/2021
по заявлению Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациями и ликвидации последствий стихийных бедствий по Астраханской области (ОГРН 1043000714041, ИНН 3015067155, 414024, г. Астрахань, ул. Волжская, д. 11)
к Астраханской таможне (ОГРН 1033001700159, ИНН 3017003414, 414018, г. Астрахань, ул. Адмирала Нахимова, д. 42)
о признании незаконным и отмене решения, признании незаконными отказов в регистрации декларации,
при участии в судебном заседании:
представителей Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациями и ликвидации последствий стихийных бедствий по Астраханской области - Чернышевой Т.П., действующей на основании доверенности от 12.01.2023 N ДВ-218-20 сроком до 31.12.2023, представлен диплом о высшем юридическом образовании, начальника Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациями и ликвидации последствий стихийных бедствий по Астраханской области Мурзина А.А.,
представителей Астраханской таможни - Утешевой Р.А., действующей на основании доверенности от 10.01.2023 N 07-23/00123, представлен диплом о высшем юридическом образовании, Куреневой А.Г., действующей на основании доверенности от 10.01.2023 N 07-23/00124,
УСТАНОВИЛ:
в Арбитражный суд Астраханской области обратилось Главное управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациями и ликвидации последствий стихийных бедствий по Астраханской области (далее - ГУ МЧС России по Астраханской области, Управление, заявитель) с заявлением о признании незаконными и отмене решения Астраханской таможни (далее - таможенный орган) по результатам таможенного контроля от 26.07.2021 N 1, отказов Астраханской таможни в регистрации декларации от 11.05.2021 N 43-35/0029, от 12.05.2021 N 43-35/0031.
Решением Арбитражного суда Астраханской области от 13 октября 2022 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
ГУ МЧС России по Астраханской области не согласилось с принятым судебным актом и обратилось в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе, и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Астраханская таможня в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представила отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва, выслушав представителей участников процесса, проверив правильность применения арбитражным судом норм материального и соблюдение норм процессуального права, оценив имеющиеся в материалах дела доказательства на основании статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции пришёл к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, 08.05.2020 в ФТС России, а также в Астраханскую таможню и ГУ МЧС России по Астраханской области поступило письмо Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 08.05.2020 N 43-4405-10 "О грузе чрезвычайной помощи из Туркменистана" с просьбой Губернатора Астраханской области оказать содействие в приеме груза чрезвычайной помощи, направляемого из Республики Туркменистан в связи со вспышкой коронавирусной инфекции. В письме отражались цели использования груза, в частности, обеспечение деятельности медицинских служб и организаций, а также бесплатной раздачи среди лиц, пострадавших в результате вспышки коронавирусной инфекции.
Также в целях подтверждения статуса указанных товаров в Астраханскую таможню представлен Дарственный сертификат от 06.05.2020 N 01/300024, согласно которому Министерство иностранных дел Республики Туркменистан удостоверяет, что груз на общую сумму 913 991 долларов США является гуманитарной помощью для населения Астраханской области.
Согласно информации, содержащейся в письме, декларантом гуманитарного груза выступало ГУ МЧС России по Астраханской области.
В качестве приложения к письму представлен Перечень товаров в качестве гуманитарной помощи, включающий 22 (двадцать два) наименования.
Декларирование товаров планировалось на таможенном посту Морской порт Оля таможни с заявлением специальной таможенной процедуры.
10 мая 2020 года в адрес ГУ МЧС России по Астраханской области в регион деятельности таможенного поста Морской порт Оля таможни на т/х "Bagtyyar" из порта Туркменбаши Республики Туркменистан поступили товары в качестве гуманитарной помощи для населения Астраханской области.
10 мая 2020 года на таможенном посту Морской порт Оля таможни осуществлен выпуск товаров, поступивших в качестве гуманитарной помощи из Республики Туркменистан, по декларации на товары (далее - ДТ) N 10311070/100520/0000002 с помещением указанных товаров под специальную таможенную процедуру.
Декларантом товаров выступило ГУ МЧС России по Астраханской области.
11 мая 2021 года на таможенный пост Морской порт Оля таможни в целях завершения специальной таможенной процедуры ГУ МЧС России по Астраханской области подано заявление в отношении 14 наименований товаров (продукты питания, текстильная продукция, вата), ввезенных на территорию Российской Федерации 10.05.2020 из Республики Туркменистан по ДТ N 10311070/100520/0000002 (т.2, л.д. 164-181).
Письмом от 11.05.2021 N 43-35/0029 Астраханская таможня сообщила ГУ МЧС России по Астраханской области о том, что на основании подпунктов 1, 3 пункта 5 статьи 111 ТК ЕАЭС таможенным органом принято решение об отказе в регистрации декларации на товары с представлением перечня (т. 1, л.д. 49).
12 мая 2021 года на таможенный пост Морской порт Оля таможни ГУ МЧС России по Астраханской области подано заявление о завершении специальной таможенной процедуры в отношении этих же 14 наименований товаров (продукты питания, текстильная продукция, вата), ввезенных на территорию Российской Федерации 10.05.2020 из Республики Туркменистан по ДТ N 10311070/100520/0000002 (т.1, л.д.51).
Письмом от 12.05.2021 N 43-35/0031 Астраханская таможня сообщила ГУ МЧС России по Астраханской области о том, что на основании подпункта 4 пункта 5 статьи 111 ТК ЕАЭС таможенным органом принято решение об отказе в регистрации декларации на товары с представлением перечня (т. 1, л.д. 52-53).
В целях проверки соблюдения условий специальной таможенной процедуры проведен таможенной контроль в форме проверки документов и сведений после выпуска товаров, задекларированных по ДТ N 10311070/100520/0000002, в соответствии с приказом ФТС России от 25.08.2009 N 1560 "Об утверждении порядка проведения проверки документов и сведений после выпуска товаров и (или) транспортных средств".
По результатам проверочных мероприятий 26.07.2021 Астраханской таможней принято решение по результатам таможенного контроля N 1.
ГУ МЧС России по Астраханской области, полагая, что решение таможенного органа от 26.07.2021 N 1, решения об отказе в регистрации декларации от 11.05.2021 N 43-35/0029, от 12.05.2021 N 43-35/0031 являются незаконными, нарушают его права и охраняемые законом интересы, обратилось с соответствующим заявлением в арбитражный суд.
Суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В соответствии с пунктом 1 статьи 253 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС) специальная таможенная процедура - таможенная процедура, применяемая в отношении отдельных категорий иностранных товаров и товаров Союза, в соответствии с которой такие товары перемещаются через таможенную границу Союза, находятся и (или) используются на таможенной территории Союза или за ее пределами без уплаты таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин при соблюдении условий помещения товаров под эту таможенную процедуру и (или) их использования в соответствии с такой таможенной процедурой.
В соответствии с подпунктом 8 пункта 2 статьи 253 ТК ЕАЭС специальная таможенная процедура применяется в отношении перемещаемые через таможенную границу Союза товары и транспортные средства, предназначенные для предупреждения стихийных бедствий и иных чрезвычайных ситуаций и ликвидации их последствий, в том числе товары, предназначенные для бесплатной раздачи государственными органами государств-членов, их структурными подразделениями или организациями, уполномоченными в соответствии с законодательством государств-членов, лицам, пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций, а также товары и транспортные средства, необходимые для проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ и обеспечения жизнедеятельности аварийно-спасательных формирований, медицинских служб и организаций, в полномочия которых входит решение вопросов в области ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций, организации и оказания медицинской помощи, включая медицинскую эвакуацию, за исключением алкогольной продукции (кроме спирта этилового), пива, табачной продукции, драгоценных металлов и драгоценных камней, а также изделий из них.
Согласно пункту 3 Перечня категорий товаров, в отношении которых может быть установлена специальная таможенная процедура, и условий их помещения под такую таможенную процедуру, утвержденного Решением Комиссии Таможенного союза от 20 мая 2010 г. N 329, товары, перемещаемые через таможенную границу Союза и предназначенные для предупреждения и ликвидации стихийных бедствий и иных чрезвычайных ситуаций, в том числе товары, предназначенные для бесплатной раздачи государственными органами, их структурными подразделениями или организациями, уполномоченными в соответствии с законодательством Российской Федерации, лицам, пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций, и товары, необходимые для проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ и жизнедеятельности аварийно-спасательных формирований, медицинских служб и организаций, в полномочия которых входит решение вопросов в области ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций, организации и оказания медицинской помощи, помещаются под специальную таможенную процедуру без уплаты таможенных пошлин, налогов, таможенных сборов за совершение таможенных операций, связанных с выпуском товаров, а также без применения мер нетарифного регулирования.
Помещение товаров под специальную таможенную процедуру допускается при условии представления в таможенный орган письменного подтверждения государственного органа Российской Федерации, уполномоченного в сфере чрезвычайных ситуаций и (или) здравоохранения, о том, что перемещаемые товары предназначены для предупреждения и ликвидации стихийных бедствий и иных чрезвычайных ситуаций, бесплатной раздачи лицам, пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций, а также необходимы для проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ и жизнедеятельности аварийно-спасательных формирований, медицинских служб и организаций, в полномочия которых входит решение вопросов в области ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций, организации и оказания медицинской помощи, с приложением перечня товаров, содержащего наименование и количество таких товаров.
Декларантом товаров может являться исключительно государственный орган Российской Федерации, уполномоченный в сфере чрезвычайных ситуаций и (или) здравоохранения, либо входящие в его систему и уполномоченные им органы и (или) организации.
В соответствии с подпунктом 9 пункта 12 Инструкции о порядке использования транспортных (перевозочных), коммерческих и (или) иных документов в качестве декларации на товары, утвержденной Решением Комиссии Таможенного союза от 20 мая 2010 г. N 263, таможенное декларирование товаров, помещаемых под специальную таможенную процедуру, может осуществляться в упрощенном порядке с использованием в качестве таможенной декларации транспортных (перевозочных), коммерческих и (или) иных документов с представлением перечня, подаваемого в таможенный орган на бумажном носителе.
Как указано выше, 08.05.2020 в ФТС России, а также в Астраханскую таможню и ГУ МЧС России по Астраханской области поступило письмо Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 08.05.2020 N 43-4405-10 "О грузе чрезвычайной помощи из Туркменистана" с просьбой Губернатора Астраханской области оказать содействие в приеме груза чрезвычайной помощи, направляемого из Республики Туркменистан в связи со вспышкой коронавирусной инфекции. В письме отражались цели использования груза, в частности, обеспечение деятельности медицинских служб и организаций, а также бесплатной раздачи среди лиц, пострадавших в результате вспышки коронавирусной инфекции.
Также в целях подтверждения статуса указанных товаров в Астраханскую таможню представлен Дарственный сертификат от 06.05.2020 N 01/300024, согласно которому Министерство иностранных дел Республики Туркменистан удостоверяет, что груз на общую сумму 913 991 долларов США является гуманитарной помощью для населения Астраханской области.
Согласно информации, содержащейся в письме, декларантом гуманитарного груза выступало ГУ МЧС России по Астраханской области.
В качестве приложения к письму представлен Перечень товаров в качестве гуманитарной помощи, включающий 22 (двадцать два) наименования.
Декларирование товаров планировалось на таможенном посту Морской порт Оля таможни с заявлением специальной таможенной процедуры.
10 мая 2020 года в адрес ГУ МЧС России по Астраханской области в регион деятельности таможенного поста Морской порт Оля таможни на т/х "Bagtyyar" из порта Туркменбаши Республики Туркменистан поступили товары в качестве гуманитарной помощи для населения Астраханской области.
10 мая 2020 года на таможенном посту Морской порт Оля таможни осуществлен выпуск товаров, поступивших в качестве гуманитарной помощи из Республики Туркменистан, по ДТ N 10311070/100520/0000002 с помещением указанных товаров под специальную таможенную процедуру.
Декларантом товаров выступил государственный, уполномоченный в сфере чрезвычайных ситуаций, - ГУ МЧС России по Астраханской области.
Оспариваемым решением от 26.07.2021 по результатам таможенного контроля N 1 Астраханская таможня пришла к выводу о выявленных нарушениях: незавершении специальной таможенной процедуры по ДТ N 10311070/100520/0000002 в соответствии с порядком ее завершения в отношении 14 перечисленных в решении товаров, которые в силу своего целевого назначения были полностью потреблены или бесплатно розданы, на общую сумму 23 670 839,60 руб. и возникновении в силу этого у ГУ МЧС России по Астраханской области обязанности по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов (т.1, л.д. 15-24).
В обоснование указанного вывода таможенный орган в оспариваемом решении ссылается на следующие обстоятельства.
Таможенный орган указывает, что в отношении части товаров (продукты питания, текстильная продукция, вата), помещенных под специальную таможенную процедуру по ДТ N 10311070/100520/0000002, ГУ МЧС РФ по АО не были предприняты исчерпывающие меры по соблюдению требований таможенного законодательства в части помещения соответствующих товаров под какие-либо таможенные процедуры для завершения специальной таможенной процедуры.
Согласно пункту 6 Положения о сроках нахождения товаров под специальной таможенной процедурой, случаях возникновения и прекращения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов, а также наступления срока их уплаты при применении специальной таможенной процедуры, порядке завершения, приостановления и возобновления действия специальной таможенной процедуры, ограничениях по пользованию и (или) распоряжению товарами, помещенными под специальную таможенную процедуру, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 13.03.2015 N 218 (далее - Положение о сроках нахождения товаров под специальной таможенной процедурой) сроком уплаты таможенных пошлин, налогов в отношении товаров, помещенных под специальную таможенную процедуру, считается день истечения срока нахождения товаров под специальной таможенной процедурой (если такой срок установлен) - при незавершении специальной таможенной процедуры в установленные сроки.
Таким образом, считает таможня, учитывая положения пункта 3 и 4 статьи 4 ТК ЕАЭС, срок нахождения товаров под специальной таможенной процедурой по ДТ N 10311070/100520/0000002 истек 11 мая 2021 г.
Учитывая вышеизложенное, в связи с несоблюдением условий, предусмотренных пунктом 5 Постановления N 218, 11 мая 2021 г. в отношении товаров, ранее помещенных под специальную таможенную процедуру по ДТ N 10311070/100520/0000002, и в силу своего целевого назначения были полностью потреблены или бесплатно розданы, таможенный орган пришел к выводу, что у ГУ МЧС России по АО возникла обязанность по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов.
Судебная коллегия пришла к выводу о несоответствии оспариваемого решения таможни нормам таможенного законодательства в силу следующего.
В соответствии с пунктом 7 Положения о сроках нахождения товаров под специальной таможенной процедурой, в случае если при помещении под специальную таможенную процедуру ввозимых (вывозимых) товаров, указанных в пункте 3 перечня категорий товаров, в качестве таможенной декларации использовались транспортные (перевозочные), коммерческие и (или) иные документы с предоставлением перечня, предусмотренного решением Комиссии Таможенного союза от 20 мая 2010 г. N 263 "О порядке использования транспортных (перевозочных), коммерческих и (или) иных документов в качестве декларации на товары", при завершении специальной таможенной процедуры в отношении вывозимых (ввозимых) товаров принимается второй экземпляр перечня, поданного ранее при помещении под специальную таможенную процедуру.
Обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов в отношении товаров, помещенных под специальную таможенную процедуру, прекращается у декларанта:
при завершении специальной таможенной процедуры в соответствии с порядком завершения специальной таможенной процедуры, определенным настоящим Положением, за исключением случая, когда во время действия этой таможенной процедуры наступил срок уплаты таможенных пошлин, налогов, определенный пунктом 6 настоящего Положения;
в случаях, установленных пунктом 2 статьи 54 ТК ЕАЭС (пункт 5 Положения о сроках нахождения товаров под специальной таможенной процедурой).
В соответствии с пунктом 7 Положения о сроках нахождения товаров под специальной таможенной процедурой сроком уплаты таможенных пошлин, налогов в отношении товаров, помещенных под специальную таможенную процедуру, считается:
день истечения срока нахождения товаров под специальной таможенной процедурой (если такой срок установлен) - при незавершении специальной таможенной процедуры в установленные сроки.
Согласно пункту 2 Положения о сроках нахождения товаров под специальной таможенной процедурой срок нахождения товаров под специальной таможенной процедурой устанавливается таможенным органом Российской Федерации (далее - таможенный орган) на основании срока, заявленного декларантом при помещении товаров под специальную таможенную процедуру, с учетом:
сроков действия разрешительных документов, выданных в соответствии с законодательством Российской Федерации;
срока, в течение которого товар может использоваться, исходя из заявленной цели ввоза;
сроков, предусмотренных перечнем категорий товаров.
В отношении категорий товаров, предусмотренных пунктами 1, 2, 4 и 6 перечня категорий товаров, срок нахождения под специальной таможенной процедурой не устанавливается.
По настоящему делу спорный товар относится к категории товаров, предусмотренных пунктом 3 Перечня категорий товаров, в отношении которых может быть установлена специальная таможенная процедура, и условий их помещения под такую таможенную процедуру, утвержденного Решением Комиссии Таможенного союза от 20 мая 2010 г. N 329 (далее - Перечень категорий товаров).
В отношении спорного товара таможенным органом не был установлен срок нахождения товаров под специальной таможенной процедурой.
Таможенный орган в обоснование годичного срока нахождения спорных товаров под специальной таможенной процедурой ссылается на абзац 5 пункта 3 Перечня категорий товаров.
Так, согласно данной норме товары, указанные в части первой настоящего пункта, помещенные под специальную таможенную процедуру и ввезенные на таможенную территорию Союза, за исключением полностью потребленных, уничтоженных и бесплатно розданных, должны быть вывезены обратно с таможенной территории Союза или помещены под иную таможенную процедуру в сроки, установленные таможенным органом исходя из заявленных декларантом целей и сроков использования таких товаров. Указанный срок не может превышать одного года со дня, следующего за днем помещения таких товаров под специальную таможенную процедуру.
Таким образом, данный пресекательный срок установлен в отношении товара, который должен быть вывезен обратно с таможенной территории Союза или помещен под иную таможенную процедуру и не относится к полностью потребленным, уничтоженным и бесплатно розданным товарам.
В рассматриваемом случае, как указано в самом решении таможни N 1, спорные товары (14 наименований), ранее помещенные под специальную таможенную процедуру по ДТ N 10311070/100520/0000002, и в силу своего целевого назначения были полностью потреблены или бесплатно розданы.
В отношении данного товара таможенным органом не был установлен срок нахождения товаров под специальной таможенной процедурой.
Следовательно, у государственного органа Российской Федерации, уполномоченного в сфере чрезвычайных ситуаций - ГУ МЧС России по Астраханской области, который в силу положений Перечня категорий товаров является декларантом спорных товаров, в данном случае 12 мая 2021 г. не возникло обязанности по уплате ввозных пошлин, налогов в отношении спорного товара, полностью потребленного в деятельности медицинских служб или бесплатно розданного, среди лиц, пострадавших в результате вспышки коронавирусной инфекции, являющегося чрезвычайной помощью, направляемой из Республики Туркменистан в Астраханскую область в связи со вспышкой коронавирусной инфекции.
При таких обстоятельствах, решение таможни от 26.07.2021 по результатам таможенного контроля N 1 не соответствует нормам действующего таможенного законодательства и подлежит признанию недействительным.
В части оспариваемых отказов Астраханской таможни от 11.05.2021 N 43-35/0029, от 12.05.2021 N 43-35/0031 судебная коллегия пришла к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, 11 мая 2021 года на таможенный пост Морской порт Оля таможни в целях завершения специальной таможенной процедуры ГУ МЧС России по Астраханской области подано заявление в отношении 14 наименований товаров (продукты питания, текстильная продукция, вата), ввезенных на территорию Российской Федерации 10.05.2020 из Республики Туркменистан по ДТ N 10311070/100520/0000002 (т.2, л.д. 164-181).
Письмом от 11.05.2021 N 43-35/0029 Астраханская таможня сообщила ГУ МЧС России по Астраханской области о том, что на основании подпунктов 1, 3 пункта 5 статьи 111 ТК ЕАЭС таможенным органом принято решение об отказе в регистрации декларации на товары с представлением перечня (т. 1, л.д. 49).
Таможенный орган указывает, что перечне товаров (лист N 1), приложенных ГУ МЧС России по Астраханской области к заявлению о завершении специальной таможенной процедуры, указана таможенная процедура выпуска для внутреннего потребления.
Пунктом 5 статьи 111 ТК ЕАЭС установлены основания, по которым таможенный орган отказывает в регистрации таможенной декларации.
Согласно подпункту 1 пункта 5 статьи 111 ТК ЕАЭС подача таможенной декларации таможенному органу, неправомочному регистрировать таможенные декларации, является основанием для отказа в регистрации таможенной декларации.
Таможенный орган указал заявителю, что является неправомочным органом регистрировать таможенные декларации с заявленной таможенной процедурой - выпуск для внутреннего потребления.
Поскольку заявителем неверно указана таможенная процедура в отношении спорного товара, отказ таможенного органа в регистрации декларации на товары от 11.05.2021 N 43-35/029 не нарушает права ГУ МЧС России по Астраханской области и не подлежит признанию недействительным.
12 мая 2021 года на таможенный пост Морской порт Оля таможни ГУ МЧС России по Астраханской области вновь подано заявление о завершении специальной таможенной процедуры в отношении этих же 14 наименований товаров (продукты питания, текстильная продукция, вата), ввезенных на территорию Российской Федерации 10.05.2020 из Республики Туркменистан по ДТ N 10311070/100520/0000002 (т.1, л.д.51).
Письмом от 12.05.2021 N 43-35/0031 Астраханская таможня сообщила ГУ МЧС России по Астраханской области о том, что на основании подпункта 4 пункта 5 статьи 111 ТК ЕАЭС таможенным органом принято решение об отказе в регистрации декларации на товары с представлением перечня (т. 1, л.д. 52-53).
Согласно подпункту 4 пункта 5 статьи 111 ТК ЕАЭС таможенный орган отказывает в регистрации таможенной декларации в случае, если не указаны сведения, подлежащие указанию в соответствии с международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования, и (или) таможенная декларация заполнена не в соответствии с установленным порядком ее заполнения.
В письме от 12.05.2021 N 43-35/0031 Астраханская таможня, отказывая в завершении специальной таможенной процедуры, указала декларанту, что срок нахождения товаров под специальной таможенной процедурой по ДТ N10311070/100520/0000002 истек и продлен не был. При превышении указанного срока товары должны быть задекларированы под иные таможенные процедуры, то есть, экспортированы или импортированы с выплатой ввозных (экспортных) пошлин.
Однако, как указано выше, спорный товар был полностью потреблен или бесплатно роздан, что таможенным органом не оспаривается.
Судебной коллегией, как указано выше, установлено, что в отношении данного товара таможенным органом не был установлен срок нахождения товаров под специальной таможенной процедурой, пресекательный годичный срок максимально возможный для нахождения товара под специальной таможенной процедурой в отношении спорного товара не применим, поскольку товар был полностью потреблен или бесплатно роздан.
Судебной коллегией отклоняется довод таможенного органа о том, что в нарушение пункта 9 Положения о сроках нахождения товаров под специальной таможенной процедурой ГУ МЧС России по Астраханской области с пакетом документов 12.05.2021 не представлена таможенная декларации на товары, в силу следующего.
Как указано выше, в соответствии с подпунктом 9 пункта 12 Инструкции о порядке использования транспортных (перевозочных), коммерческих и (или) иных документов в качестве декларации на товары, утвержденной Решением Комиссии Таможенного союза от 20 мая 2010 г. N 263, таможенное декларирование товаров, помещаемых под специальную таможенную процедуру, может осуществляться в упрощенном порядке с использованием в качестве таможенной декларации транспортных (перевозочных), коммерческих и (или) иных документов с представлением перечня, подаваемого в таможенный орган на бумажном носителе.
В соответствии с пунктом 7 Положения о сроках нахождения товаров под специальной таможенной процедурой, в случае если при помещении под специальную таможенную процедуру ввозимых (вывозимых) товаров, указанных в пункте 3 перечня категорий товаров, в качестве таможенной декларации использовались транспортные (перевозочные), коммерческие и (или) иные документы с предоставлением перечня, предусмотренного решением Комиссии Таможенного союза от 20 мая 2010 г. N 263 "О порядке использования транспортных (перевозочных), коммерческих и (или) иных документов в качестве декларации на товары", при завершении специальной таможенной процедуры в отношении вывозимых (ввозимых) товаров принимается второй экземпляр перечня, поданного ранее при помещении под специальную таможенную процедуру.
В данном случае в качестве таможенной декларации при выпуске товара были использованы транспортные (перевозочные) документы с представлением перечня, поданного в таможенный орган на бумажном носителе (т.2, л.д. 9-15).
К заявлению от 12.05.2021 о завершении специальной таможенной процедуры ГУ МЧС России по Астраханской области были представлены документы согласно перечню (т. 1, л.д. 51). Кроме того, 11.05.2021 таможенного органу так же был представлен пакет документов для завершения специальной таможенной процедуры, однако ошибочно указана таможенная процедура выпуска для внутреннего потребления.
Следовательно, решение таможенного органа об отказе в регистрации ДТ, изложенное в письме от 12.05.2021 N 43-35/0031, не соответствует нормам действующего таможенного законодательства и подлежит признанию недействительным.
Представители участников процесса в судебном заседании пояснили суду апелляционной инстанции, что 17.10.2022 по повторному заявлению ГУ МЧС России по Астраханской области таможенным органом принято решение о завершении специальной таможенной процедуры в отношении спорного товара.
При указанных обстоятельствах, решение суда первой инстанции подлежит отмене в части отказа заявителю в удовлетворении требований о признании недействительным решения Астраханской таможни по результатам таможенного контроля от 26.07.2021 N 1, а так же незаконным отказа Астраханской таможни в регистрации ДТ, изложенного в письме от 12.05.2021 N 43-35/0031, а требования заявителя в данной части подлежат удовлетворению.
В остальной части решение суда отмене, либо изменению не подлежит.
При выполнении постановления в форме электронного документа данное постановление в соответствии с частью 1 статьи 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения в установленном порядке в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его принятия.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Астраханской области от 13 октября 2022 года по делу N А06-7804/2021 отменить в части.
Признать недействительным решение Астраханской таможни по результатам таможенного контроля от 26.07.2021 N 1, а так же незаконным отказ Астраханской таможни в регистрации ДТ, изложенный в письме от 12.05.2021 N 43-35/0031.
В остальной части решение суда оставить без изменения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объёме, через арбитражный суд первой инстанции, принявший решение.
Председательствующий судья |
Ю.А. Комнатная |
Судьи |
В.В. Землянникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А06-7804/2021
Истец: АО Главное управление МЧС России по, Главное управление МЧС России по Астраханской области
Ответчик: Астраханская таможня
Третье лицо: Арбитражный суд Астраханской области, Двенадцатый арбитражный апелляционный суд