г. Санкт-Петербург |
|
10 февраля 2023 г. |
Дело N А56-23540/2022/ |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 февраля 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 10 февраля 2023 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего И.В. Сотова
судей М.А. Ракчеевой, М.Г. Титовой
при ведении протокола судебного заседания секретарем Н.С. Клекачевым
при участии:
конкурсный управляющий Д.Е. Катков
представитель И.В. Данько - А.В. Смирнов по доверенности от 07.11.2021 г.
представитель Н.П. Третьякова - Р.И. Еникеев по доверенности от 28.06.2022 г.
Ю.Н. Семенова
рассмотрев в открытом судебном заседании по правилам суда первой инстанции заявление конкурсного управляющего Каткова Дениса Евгеньевича
об истребовании документов у руководителя Данько Ильи Валерьевича и учредителя Третьякова Николая Петровича
по делу о несостоятельности (банкротстве) ООО "Балтийское Строительное Управление" (место нахождения (адрес): 194354, Санкт-Петербург, ул. Сикейроса, д. 21, к. 1, лит. А, кв. 77, ОГРН: 1027801544429, ИНН: 7802137130)
третьи лица: Семенов Владислав Анатольевич и Семенова Юлия Николаевна
УСТАНОВИЛ:
Определением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области (далее - арбитражный суд) от 04.05.2022 г. (резолютивная часть оглашена 28.04.2022 г.) по настоящему делу, вынесенным по заявлению кредитора - ООО "Телеком XXI Век" (принято к производству суда (возбуждено дело о несостоятельности (банкротстве)) определением от 29.03.2022 г.), в отношении общества с ограниченной ответственностью "Балтийское Строительное Управление" (далее - должник, Общество, ООО "БСУ") введена процедура наблюдения, временным управляющим утвержден Катков Денис Евгеньевич (далее - управляющий).
В ходе последней процедуры, а именно - 21.06.2022 г. - управляющий (далее также - заявитель) в рамках настоящего дела (о несостоятельности (банкротстве) должника) обратился в арбитражный суд с заявлением об обязании директора Общества Данько Ильи Валерьевича (далее - ответчика-1, И.В. Данько) и учредителя Третьякова Николая Петровича (далее - ответчика-2, Н.П.Третьяков) передать временному управляющему финансово - хозяйственную документацию должника, необходимую для осуществления полномочий управляющего (перечень имущества должника, в том числе имущественных прав, а также бухгалтерские и иные документы, отражающие экономическую деятельность должника за три года до введения наблюдения), в частности:
1. Заверенные надлежащим образом копии учредительных документов ООО "БСУ" (устав, учредительный договор, свидетельство о регистрации) со всеми изменениями;
2. При наличии - заверенные надлежащим образом копии документов, подтверждающие права ООО "БСУ", на недвижимое имущество, земельный участок, а также технический паспорт;
3. Заверенные надлежащим образом копии документов первичного бухгалтерского учета, бухгалтерской отчетности (квартальные и годовые балансы (форма N 1,2,3,4,5,6) с отметкой налоговой инспекции), внебюджетные фонды и органы статистики (расчётные ведомости), с соответствующими отметками о принятии (за период с 2018 года по настоящее время);
4. Оборотно-сальдовые ведомости по всем счетам ООО "БСУ" за период с 2018 года по настоящее время;
5. Годовую оборотно-сальдовую ведомость ООО "БСУ" за 2018, 2019, 2020, 2021, 2022;
6. Расшифровки всех показателей бухгалтерского баланса ООО "БСУ" за 2018, 2019, 2020, 2021,2022;
7. Электронные базы бухгалтерского учета ООО "БСУ" (1С или подобные), либо выгрузки с них;
8. Справку с расшифровкой расчетов с дебиторами по статье "Расчеты с персоналом по прочим операциям";
9. Справку с расшифровкой авансов, выданных поставщикам и подрядчикам, обоснованность авансов;
10. Справку с расшифровкой краткосрочных финансовых вложений;
11. Заверенную надлежащим образом копию приказа об утверждении Положения и Положение об учетной политике;
12. Заверенные надлежащим образом копии последних актов инвентаризации имущества и финансовых обязательств, последние инвентаризационные ведомости (в том числе акций, облигаций, ценных бумаг) по установленным формам;
13. Справку с расшифровкой кредиторской и дебиторской задолженности с указанием почтовых адресов контрагентов, даты возникновения, ИНН организации и сумм задолженности;
14.Заверенные надлежащим образом копии внутренних документов ООО "БСУ", подтверждающих полномочия руководящих органов (приказ о назначении, трудовой договор (контракт) с руководителем);
15. Заверенные надлежащим образом копии протоколов собраний руководящих органов ООО "БСУ" за период: начиная с 2018 г., по настоящее время;
16. Заверенные надлежащим образом копии приказов и распоряжений директора за период с 2018 г., по настоящее время;
17. Заверенные надлежащим образом копии ежегодных отчетов ревизионной комиссии о результатах деятельности, отчётов и заключений аудиторских фирм за период с 2018 года по настоящее время;
18. Заверенные надлежащим образом копии договоров, соглашений, контрактов, заключенных ООО "БСУ" со всеми юридическими и физическими лицами за период с 2018 по настоящее время;
19. Заверенные надлежащим образом копии трудовых договоров с работниками ООО "БСУ" за период с 2018 года по настоящее время;
20. Заверенные надлежащим образом копии документов, свидетельствующих о выполнении или невыполнении ООО "БСУ" денежных обязательств перед контрагентами, бюджетом и внебюджетными фондами (неисполненные платежные требования, платежные поручения и т.п.);
21. Справку о задолженности ООО "БСУ" перед бюджетом и внебюджетными фондами (акт сверки с налоговой инспекцией);
22. Заверенные надлежащим образом копии лицензий;
23. Заверенные надлежащим образом копии сертификатов;
24. Сведения об основных направлениях деятельности (основных видах продукции, работ, услуг) в форме пояснительной записки;
25. Сведения об основных поставщиках и потребителях продукции (оценочно: доля в общем объеме реализации, поставок) в форме таблицы;
26. Сведения об обременении имущества обязательствами перед третьими лицами (аренда, залог и т.п.);
27. Сведения о том, имеются ли притязания третьих лиц на имущество (активы), судебные споры, решения судов, действия судебных исполнителей, органов налоговой полиции и т.п.;
28. Сведения о внутренней структуре ООО "БСУ", перечень его структурных подразделений, филиалов и представительств;
29. Сведения о фактической численности работников ООО "БСУ" в форме справки, утвержденное штатное расписание или штатную расстановку рабочих;
30. Сведения о выданных доверенностях в форме копии журнала учёта выдачи доверенностей;
31. Наименование и адреса организаций, в которых ООО "БСУ" является учредителем (участником), сведения о доле участия;
32. Нормативно-правовые акты органов исполнительной власти, касающиеся ООО "БСУ", его функций и видов деятельности;
33. Копии выписок о движении денежных средств по всем расчетным и иным счетам (заверенные надлежащем образом) открытые ООО "БСУ" - за период с 01.01.2018 по настоящее время.
34. Заверенные надлежащим образом копии документов, подтверждающих дебиторскую и кредиторскую задолженность, согласно данным бухгалтерской отчетности ООО "БСУ".
Определением от 18.08.2022 г. заявленные требования удовлетворены частично, а именно - на генерального директора И.В. Данько (ИНН 532111852913) возложена обязанность передать временному управляющему копии финансово - хозяйственной документации должника (перечень имущества должника, в том числе имущественных прав, а также бухгалтерские и иные документы, отражающие экономическую деятельность должника за три года до введения наблюдения), согласно (в частности) приведенному списку; в удовлетворении остальной части заявления (т.е. об истребовании документов у ответчика-2) отказано.
Последнее определение обжаловано ответчиком-1 в апелляционном порядке; в жалобе ее податель просил определение отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований об истребовании документов Общества у И.В. Данько в полном объеме, мотивируя жалобу, помимо прочего, отсутствием у него сведений как о возбуждении в отношении Общества процедуры банкротства, так и о рассмотрении настоящего спора - в силу отсутствия доступа к получаемой должником корреспонденции и неполучении судебных извещений непосредственно по месту его регистрации: МО г. Химки, ул. Опанасенко, д. 5, к. 2, кв. 69.
В этой связи, а также применительно к существу спора, апеллянт указал на то, что он являлся номинальным руководителем Общества (и в частности - не имел доступа к его расчетным счетам и первичной (учетной/отчетной) документации, не принимал участия в оформлении договорных отношений и т.д.), и 14.02.2022 г. им в налоговую инспекцию было направлено заявление о недостоверности сведений о нем в ЕГРЮЛ, как о генеральном директоре, а 21.02.2022 г. соответствующие сведения внесены в ЕГРЮЛ; также, по утверждению данного ответчика, собственником Общества и его фактическим руководителем являлся Семенов Владислав Анатольевич (далее - В.А. Семенов), по просьбе которого И.В. Данько и зарегистрировался в качестве директора: номинальный участник Общества - Н.П. Третьяков - являлся отцом супруги В.А.Семенова - Семеновой Юлии Николаевны (далее - Ю.Н. Семенова), которая также являлась генеральным директором с 23.03.2016 г. и вместе с супругом, помимо прочего, распоряжалась денежными средствами ООО "БСУ"; свои функции В.А. Семенов осуществлял на основании соглашения с должником от 15.02.2020 г., а ведение и сдача бухгалтерской отчетности Общества по указанию В.А. Семенова осуществлялась на основании договора N 2020/5 от 10.02.2020 г. индивидуальным предпринимателем Жарковой Ольгой Викторовной (ИНН 470414385537).
По результатам исследования материалов дела с учетом, помимо прочего, доводов рассматриваемой жалобы, апелляционный суд в судебном заседании от 29.11.2022 г. пришел к выводу о допущенных судом первой инстанции нарушениях норм процессуального права, влекущих безусловную отмену обжалуемого решения применительно к пункту 4 части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса РФ (далее - АПК РФ) и переход в соответствии с частью 6.1 статьи 268 этого Кодекса к рассмотрению настоящего дела по правилам, установленным АПК РФ для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции, поскольку дело (настоящий обособленный спор) по существу было рассмотрено без участия И.В. Данько и в отсутствие его надлежащего уведомления о начавшемся процессе (по указанному выше месту (адресу) регистрации); в дальнейшем - определением от 10.01.2023 г. - апелляционным судом по ходатайству ответчика-1 к участию в деле (обособленном споре) в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены В.А. Семенов и Ю.Н. Семенова.
При этом, решением арбитражного суда от 27.10.2022 г. процедура наблюдения в отношении должника прекращена, он признан несостоятельным (банкротом) и в отношении него введена процедура конкурсного производства, а конкурсным управляющим также утвержден Д.Е. Катков.
К настоящему заседанию от управляющего поступили, в заседании поддержаны и приняты судом в порядке статьи 49 АПК РФ уточнения его требований, согласно которым управляющий просил обязать ответчиков передать ему финансово-хозяйственную документацию должника, необходимую для осуществления полномочий управляющего (перечень имущества должника, в том числе имущественных прав, а также бухгалтерские и иные документы, отражающие экономическую деятельность должника), и в частности:
1. Оригиналы учредительных документов ООО "БСУ" (устав, учредительный договор, свидетельство о регистрации) со всеми изменениями;
2. Печать и штампы;
3. Документы, подтверждающие право собственности ООО "БСУ" на движимое и недвижимое имущество;
4. Документы первичного бухгалтерского учета, бухгалтерской отчетности (квартальные и годовые балансы (форма N 1, 2, 3, 4, 5, 6) с отметкой налоговой инспекции), внебюджетные фонды и органы статистики (расчётные ведомости), с соответствующими отметками о принятии (за период с 2018 г. по настоящее время);
5. Оборотно-сальдовые ведомости по всем счетам ООО "БСУ" за период с 2018 года по настоящее время;
6. Годовую оборотно-сальдовую ведомость ООО "БСУ" за 2018, 2019, 2020, 2021, 2022;
7. Расшифровки всех показателей бухгалтерского баланса ООО "БСУ" за 2018, 2019, 2020, 2021,2022;
8. Электронные базы бухгалтерского учета ООО "БСУ" (1С или подобные), либо выгрузки с них;
9. Справку с расшифровкой расчетов с дебиторами по статье "Расчеты с персоналом по прочим операциям";
10. Справку с расшифровкой авансов, выданных поставщикам и подрядчикам, обоснованность авансов;
11. Справку с расшифровкой краткосрочных финансовых вложений;
12. Приказ об утверждении Положения и Положение об учетной политике;
13. Акты инвентаризации имущества и финансовых обязательств, последние инвентаризационные ведомости (в том числе акций, облигаций, ценных бумаг) по установленным формам;
14. Справку с расшифровкой кредиторской и дебиторской задолженности с указанием почтовых адресов контрагентов, даты возникновения, ИНН организации и сумм задолженности;
15. Внутренние документы ООО "БСУ", подтверждающие полномочия руководящих органов (приказ о назначении, трудовой договор (контракт) с руководителем);
16. Протоколы собраний руководящих органов ООО "БСУ" за период, начиная с 2019 г. по настоящее время;
17. Приказы и распоряжения директора за период с 2018 г. по настоящее время;
18. Ежегодные отчеты ревизионной комиссии о результатах деятельности, отчётов и заключений аудиторских фирм за период с 2018 года по настоящее время;
19. Договоры, соглашения, контракты, заключенные ООО "БСУ" со всеми юридическими и физическими лицами за период с 2018 г. по настоящее время, за исключением документов, переданных конкурсному управляющему в соответствии с двумя описями переданных документов (выписка по счету и две описи приложены к уточнению);
20. Заверенные надлежащим образом копии трудовых договоров с работниками ООО "БСУ" за период с 2018 года по настоящее время;
21. Документы, свидетельствующие о выполнении или невыполнении ООО "БСУ" денежных обязательств перед контрагентами, бюджетом и внебюджетными фондами (неисполненные платежные требования, платежные поручения и т.п.);
22. Справку о задолженности ООО "БСУ" перед бюджетом и внебюджетными фондами;
23. Лицензии (при наличии);
24. Сертификаты (при наличии);
25. Сведения об основных направлениях деятельности (основных видах продукции, работ, услуг) в форме пояснительной записки;
26. Сведения об основных поставщиках и потребителях продукции (оценочно: доля в общем объеме реализации, поставок) в форме таблицы;
27. Сведения об обременении имущества обязательствами перед третьими лицами (аренда, залог и т.п.);
28. Сведения о том, имеются ли притязания третьих лиц на имущество (активы), судебные споры, решения судов, действия судебных исполнителей, органов налоговой полиции и т.п.;
29. Сведения о внутренней структуре ООО "БСУ", перечень его структурных подразделений, филиалов и представительств;
30. Сведения о фактической численности работников ООО "БСУ" в форме справки, утвержденное штатное расписание или штатную расстановку рабочих;
31. Сведения о выданных доверенностях в форме копии журнала учёта выдачи доверенностей;
32. Наименование и адреса организаций, в которых ООО "БСУ" является учредителем (участником), сведения о доле участия;
33. Нормативно-правовые акты органов исполнительной власти, касающиеся ООО "БСУ", его функций и видов деятельности;
34. Выписки о движении денежных средств по всем расчетным и иным счетам, открытым ООО "БСУ" за период с 01.01.2018 г. по настоящее время;
35. Бухгалтерские документы (в т.ч. договора, акты сверок), подтверждающие дебиторскую и кредиторскую задолженность, согласно данным бухгалтерской отчетности ООО "БСУ".
Также к заседанию от управляющего поступило ходатайство о приобщении к материалам дела дополнительных документов, а от кредитора - ООО "Телеком XXI Век" и И.В. Данько - письменные пояснения с доводами, соответственно, в поддержку требований управляющего и против их удовлетворения.
Непосредственно в заседании представитель ответчика-1 возражал против удовлетворения требований управляющего с учетом всех ранее заявленных доводов; представитель ответчика-2 полагал заявление обоснованным в отношении И.В. Данько и, в то же время, возражая против истребования документов у Н.П. Третьякова; Ю.Н. Семенова в заседании ответила на вопросы суда.
Рассмотрев заявленные требования, исследовав материала (обстоятельства) дела (настоящего обособленного спора), выслушав и оценив позиции присутствующих в настоящем заседании сторон, апелляционный суд пришел к следующим выводам:
В соответствии с пунктом 1 статьи 32 федерального закона от 26.10.2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве) и частью 1 статьи 223 АПК РФ, дела о банкротстве юридических лиц и граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, рассматриваются арбитражным судом по правилам, предусмотренным настоящим Кодексом, с особенностями, установленными федеральными законами, регулирующими вопросы несостоятельности (банкротства).
В частности, согласно пункту 1 статьи 20.3 Закона о банкротстве арбитражный управляющий в деле о банкротстве имеет право запрашивать необходимые сведения о должнике, о лицах, входящих в состав органов управления должника, о контролирующих лицах, о принадлежащем им имуществе (в том числе имущественных правах), о контрагентах и об обязательствах должника у физических лиц, юридических лиц, государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации и органов местного самоуправления, включая сведения, составляющие служебную, коммерческую и банковскую тайну.
Применительно к этому, пунктом 3.2 статьи 64 Закона о банкротстве предусмотрено, что не позднее пятнадцати дней с даты утверждения временного управляющего руководитель должника обязан предоставить временному управляющему и направить в арбитражный суд перечень имущества должника, в том числе имущественных прав, а также бухгалтерские и иные документы, отражающие экономическую деятельность должника за три года до введения наблюдения, и ежемесячно руководитель должника обязан информировать временного управляющего об изменениях в составе имущества должника, а как установлено в абзаце втором пункта 2 статьи 126 Закона о банкротстве, руководитель должника, а также временный управляющий, административный управляющий, внешний управляющий в течение трех дней с даты утверждения конкурсного управляющего обязаны обеспечить передачу бухгалтерской и иной документации должника, печатей, штампов, материальных и иных ценностей конкурсному управляющему.
В этой связи, в пункте 47 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2012 г. N 35 "О некоторых процессуальных вопросах, связанных с рассмотрением дел о банкротстве" разъяснено, что в случае отказа или уклонения указанных лиц от передачи перечисленных документов и ценностей арбитражному управляющему он вправе обратиться в суд, рассматривающий дело о банкротстве, с ходатайством об их истребовании по правилам частей 4 и 6 - 12 статьи 66 АПК РФ (при этом для временного управляющего истребуются заверенные руководителем должника копии документов, а для конкурсного управляющего - оригиналы документов и сами ценности); в определении об их истребовании суд указывает, что они должны быть переданы арбитражному управляющему; в случае неисполнения соответствующего судебного акта суд вправе выдать исполнительный лист, а также наложить на нарушивших свои обязанности лиц штраф (часть 9 статьи 66 АПК РФ), а в случае необходимости суд вправе также истребовать их и у бывших руководителей должника, а также у других лиц, у которых имеются соответствующие документы.
Согласно части 4 статьи 66 АПК РФ, лицо, участвующее в деле и не имеющее возможности самостоятельно получить необходимое доказательство от лица, у которого оно находится, вправе обратиться в арбитражный суд с ходатайством об истребовании данного доказательства; в этом ходатайстве должно быть обозначено доказательство, указано, какие обстоятельства, имеющие значение для дела, могут быть установлены этим доказательством, указаны причины, препятствующие получению доказательства, и место его нахождения; при удовлетворении ходатайства суд истребует соответствующее доказательство от лица, у которого оно находится.
При этом, как предусмотрено статьей 50 Федерального закона от 08.02.1998 г. N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" (далее - Закон N 14-ФЗ), общество обязано хранить документы, перечень которых указан в пункте 1 названной нормы, по месту нахождения его исполнительного органа или в ином месте, известном и доступном участникам общества; согласно пункту 4 статьи 32 и статье 40 данного Закона, руководство текущей деятельностью общества осуществляется единоличным исполнительным органом общества; в целях осуществления своих полномочий директор имеет доступ ко всей документации, связанной с деятельностью общества, и как его исполнительный орган, отвечает за сохранность документов; в соответствии с пунктом 1 статьи 44 Закона N 14-ФЗ, единоличный исполнительный орган общества при осуществлении им прав и исполнении обязанностей должен действовать в интересах общества добросовестно и разумно, а в целях осуществления своих полномочий директор имеет доступ ко всей документации, связанной с деятельностью общества, и как его исполнительный орган, отвечает за сохранность документов.
Кроме того, как установлено статьей 9 Федерального закона от 06.12.2011 г. N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон о бухгалтерском учете), каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичным учетным документом; не допускается принятие к бухгалтерскому учету документов, которыми оформляются не имевшие места факты хозяйственной жизни, в том числе лежащие в основе мнимых и притворных сделок; документы, которыми оформляются хозяйственные операции с денежными средствами, подписываются руководителем организации и главным бухгалтером или уполномоченными ими на то лицами; в силу статьи 29 Закона о бухгалтерском учете первичные учетные документы, регистры бухгалтерского учета, бухгалтерская (финансовая) отчетность, аудиторские заключения о ней подлежат хранению экономическим субъектом в течение сроков, устанавливаемых в соответствии с правилами организации государственного архивного дела, но не менее пяти лет после отчетного года, и исходя из положений Закона N 14-ФЗ и Закона о бухгалтерском учете общество обязано было вести и хранить: акты выполненных работ, акты сдачи-приемки услуг, товарные накладные, поскольку перечисленные документы относятся к документам бухгалтерского учета и отчетности, а также к бухгалтерским регистрам.
Таким образом, обязанность хранения всех внутренних, финансовых, бухгалтерских и иных документов общества возложена в силу закона на его исполнительный орган, соответственно требование о передаче подлежащих обязательному хранению документов должно предъявляться лицу, являвшемуся руководителем юридического лица; при этом, в соответствии с пунктом 4 статьи 29 Закона о бухгалтерском учете, при смене руководителя организации должна обеспечиваться передача документов бухгалтерского учета организации, а порядок передачи документов бухгалтерского учета определяется организацией самостоятельно, и пока не доказано иное, документация юридического лица находится в местонахождения его единоличного исполнительного органа; более того, в любом случае в силу статьи 68 АПК РФ передача документации юридического лица вновь утвержденному руководителю его прежним директором (директорами) подлежит подтверждению документально, в частности, актом приема-передачи или иные доказательствами.
Помимо этого, как разъяснено в пункте 24 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 21.12.2017 г. N 53 "О некоторых вопросах, связанных с привлечением контролирующих должника лиц к ответственности при банкротстве" в соответствии с пунктом 4 статьи 29 Закона о бухгалтерском учете, при смене руководителя организации должна обеспечиваться передача документов бухгалтерского учета организации; наличие документов бухгалтерского учета и (или) отчетности у руководителя должника, при этом, является обязательным требованием закона; обязательность хранения документации юридического лица в течение определенных сроков (не менее 5 лет) установлена и положениями законодательства о бухгалтерском учете.
В данном случае, обращаясь с заявленными требованиями, управляющий указал, что согласно представленным выпискам из Единого государственного реестра юридических лиц руководителем должника с 14.02.2020 г. являлся И.В.Данько, а единственным учредителем с 17.03.2016 по настоящее время - Н.П.Третьяков, и в связи с утверждением временным управляющим должника Д.Е.Катков направил в адрес должника на имя руководителя должника запрос о предоставлении сведений от 06.05.2022 г. N 01-Н о предоставлении заверенной документации, поименованной выше, который остался без удовлетворения, что и явилось основанием для обращения с рассматриваемым заявлением.
Вместе с тем, апелляционный суд не усматривает оснований для его удовлетворения в части истребования необходимой документации у участника Общества, исходя в этой связи, в частности, из принципа исполнимости судебного акта, отсутствие в силу вышеприведенных норм обязанности по хранению (обеспечению сохранности) документации должника у его участников/учредителей (такая обязанность, по общему правилу, возлагается на руководителя) и отсутствие в данном случае каких-либо доказательств (ссылок/доводов) того, что истребуемая документация должна или могла находиться у Н.П. Третьякова, как участника Общества.
Вместе с тем, апелляционная коллегия признает подлежащей истребованию документацию от бывшего руководителя - И.В. Данько, отклоняя его возражения, а именно - оценивая их по совокупности обстоятельств дела исключительно критически, и в частности исходя из того, что сведения о нем как о единоличном исполнительном органе (лице, имеющим право действовать от имени юридического лица без доверенности) содержались в ЕГРЮЛ более двух лет - с 14.02.2020 г., а подача им в налоговую инспекцию о недостоверности этих сведений имело непосредственно перед обращением кредитора - ООО "Телеком XXI Век" - в суд с заявлением о признании Общества несостоятельным (банкротом) - 10.03.2022 г., в связи с чем суд расценивает такие действия ответчика-1, как направленные на избежание в последующем возможной ответственности, связанной с деятельностью должника (осуществлением полномочий директора) и его банкротством.
Также представляется голословным утверждение И.В. Данько о том, что он был номинальным руководителем, а фактическое руководство осуществляли другие лица, и в частности - В.А. Семенов и Ю.Н. Семенова, поскольку это опровергается материалами дела, и в частности - представленными ранее кредитором (с отзывом на жалобу) и управляющим (в качестве дополнительных доказательств к настоящему заседанию) документами (договорами и т.д.), оформленными (подписанными) от имени Общества непосредственно ответчиком-1.
Более того, данные обстоятельства - номинальный статус И.В. Данько, как руководителя должника, опровергается пояснениями единственного участника должника - Н.П. Третьякова (который фактически не имеет мотивов сокрытия реальной схемы ведения деятельности (осуществления руководства) Общества - иного И.В. Данько не обосновано) и предыдущего директора - Ю.Н. Семеновой (данными в настоящем заседании); в этой связи то обстоятельство, что В.А.Семенов действовал от имени должника, осуществляя соответствующую переписку с контрагентами (согласно ранее представленным суду И.В. Данько документам), а равно и наличие между В.А. Семеновым и должником некого соглашения от 15.02.2020 г., на которое сослался ответчик-1 в своей апелляционной жалобе, само по себе не свидетельствует о том, что он был реальным руководителем, поскольку соответствующую переписку В.А. Семенов осуществлял как заместитель генерального директора (по строительнву и проектированию) и исполнительный директор, что, очевидно входило в его должностные обязанности, и характер этой переписки никак не отражает факт того, что действия Общества обуславливались исключительно волей В.А.Семенова (более того - часть этой - представленной самим И.В. Данько - переписки велась от его имени, как директора).
Равным образом, суд критически относится к утверждению И.В. Данько об отсутствии у него права распоряжаться денежными средствами (счетами) должника (в т.ч. силу отсутствия соответствующих доказательств, как то, например - наличия ЭПЦ у В.А. Семенова или какого-либо иного лица, кроме ответчика-2; внесения в банковскую карточку в качестве лица, имеющего право первой подписи от имени Общества платежных документов, сведений о В.А.Семенове, а не о И.В. Данько и т.д.), а также о неполучении им заработной платы в качестве директора, и в частности - нахождении его с 2021 по 14.02.2022 г. в отпуске за свой счет, поскольку приказ об этом отсутствует, а представленные им справки о доходах и суммах налога физического лица за подписью ИП Жарковой О.В. не заверена соответствующей печатью (будь это печать ИП Жарковой О.В. или самого Общества), что также влечет обоснованные сомнения в этих документах (справках), как в этой связи суд отмечает, что договор с ИП Жарковой О.В., как с лицом, которому, по утверждению ответчика-1, должником было поручено ведение бухгалтерского учета и составление отчетности, им не представлен и в материалах дела отсутствует, и какие-либо сведения (доказательства) об источниках дохода в спорный период - 2020-2022 г.г. (помимо дохода в Обществе), в т.ч. трудоустройства в какой-либо другой организации, И.В.Данько не представлены.
При таких обстоятельствах суд признает обоснованность притязаний управляющего к ответчику-1, как лицу, отвечающему за сохранность бухгалтерской и иной документации Общества, при отсутствии с его стороны доказательств нахождения этой документации у какого-либо иного лица (ее передачи), что, помимо прочего, исключает вывод о неисполнимости судебного акта в этой части, как применительно к этому обращает внимание суд и на отсутствие со стороны И.В. Данько и в период исполнения им обязанностей директора и в ходе рассмотрения настоящего спора действий по восстановлению спорной документации (если в действительности она была утрачена), в т.ч. путем ее истребования у иных лиц (контрагентов и т.д.), что можно было бы ожидать от данного ответчика с учетом проявления им должной степени осмотрительности, разумности и добросовестности.
В то же время, применительно к составу подлежащей истребованию документации, суд полагает ее ограниченной трехлетним сроком (до даты введения в отношении процедуры), как это предусмотрено пунктом 3.2 статьи 64 Закона о банкротстве, а также коррелируется с иными нормами Закона, т.е. с 2019 г., как не находит суд условий и для истребования выписок о движении денежных средств по всем расчетным и иным счетам, открытым ООО "БСУ", поскольку обязанности по получению и хранению такой выписки у бывшего директора нет, доказательств фактического нахождения (получения им) таких выписок управляющим также не представлены, а равно лишен И.В. Данько возможности их получения и на данный момент (в связи с прекращением его полномочий как директора ввиду введения в отношении должника процедуры конкурсного производства и - соответственно - наличия права (возможности) получить такие выписки (в кредитных организациях) уже непосредственно у самого управляющего).
Таким образом, определение суда от 18.08.2022 г. подлежит отмене в силу указанных выше процессуальных нарушений с принятием нового судебного акта - о частичном удовлетворении требований управляющего.
На основании изложенного и руководствуясь 266, 268, 271 и 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Определение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 18.08.2022 г. по делу N А56-23540/2022/истр.1 отменить.
Заявление конкурсного управляющего ООО "Балтийское Строительное Управление" Каткова Д.Е. удовлетворить частично.
Обязать Данько Илью Валерьевича (ИНН 532111852913) передать конкурсному управляющему ООО "БСУ" Каткову Денису Евгеньевичу финансово-хозяйственную документацию должника, необходимую для осуществления полномочий конкурсного управляющего (перечень имущества должника, в том числе имущественных прав, а также бухгалтерские и иные документы, отражающие экономическую деятельность должника), и в частности:
1. Оригиналы учредительных документов ООО "БСУ" (устав, учредительный договор, свидетельство о регистрации) со всеми изменениями;
2. Печать и штампы;
3. Документы, подтверждающие право собственности ООО "БСУ" на движимое и недвижимое имущество;
4. Документы первичного бухгалтерского учета, бухгалтерской отчетности (квартальные и годовые балансы (форма N 1, 2, 3, 4, 5, 6) с отметкой налоговой инспекции), внебюджетные фонды и органы статистики (расчётные ведомости), с соответствующими отметками о принятии (за период с 2019 г. по настоящее время);
5. Оборотно-сальдовые ведомости по всем счетам ООО "БСУ" за период с 2019 года по настоящее время;
6. Годовую оборотно-сальдовую ведомость ООО "БСУ" за 2019, 2020, 2021, 2022;
7. Расшифровки всех показателей бухгалтерского баланса ООО "БСУ" за 2019, 2020, 2021,2022;
8. Электронные базы бухгалтерского учета ООО "БСУ" (1С или подобные), либо выгрузки с них;
9. Справку с расшифровкой расчетов с дебиторами по статье "Расчеты с персоналом по прочим операциям";
10. Справку с расшифровкой авансов, выданных поставщикам и подрядчикам, обоснованность авансов;
11. Справку с расшифровкой краткосрочных финансовых вложений;
12. Приказ об утверждении Положения и Положение об учетной политике;
13. Акты инвентаризации имущества и финансовых обязательств, последние инвентаризационные ведомости (в том числе акций, облигаций, ценных бумаг) по установленным формам;
14. Справку с расшифровкой кредиторской и дебиторской задолженности с указанием почтовых адресов контрагентов, даты возникновения, ИНН организации и сумм задолженности;
15. Внутренние документы ООО "БСУ", подтверждающие полномочия руководящих органов (приказ о назначении, трудовой договор (контракт) с руководителем);
16. Протоколы собраний руководящих органов ООО "БСУ" за период, начиная с 2019 г. по настоящее время;
17. Приказы и распоряжения директора за период с 2019 г. по настоящее время;
18. Ежегодные отчеты ревизионной комиссии о результатах деятельности, отчётов и заключений аудиторских фирм за период с 2019 года по настоящее время;
19. Договоры, соглашения, контракты, заключенные ООО "БСУ" со всеми юридическими и физическими лицами за период с 2019 г. по настоящее время, за исключением документов, переданных конкурсному управляющему в соответствии с двумя описями переданных документов (выписка по счету и две описи приложены к уточнению);
20. Заверенные надлежащим образом копии трудовых договоров с работниками ООО "БСУ" за период с 2019 года по настоящее время;
21. Документы, свидетельствующие о выполнении или невыполнении ООО "БСУ" денежных обязательств перед контрагентами, бюджетом и внебюджетными фондами (неисполненные платежные требования, платежные поручения и т.п.);
22. Справку о задолженности ООО "БСУ" перед бюджетом и внебюджетными фондами;
23. Лицензии (при наличии);
24. Сертификаты (при наличии);
25. Сведения об основных направлениях деятельности (основных видах продукции, работ, услуг) в форме пояснительной записки;
26. Сведения об основных поставщиках и потребителях продукции (оценочно: доля в общем объеме реализации, поставок) в форме таблицы;
27. Сведения об обременении имущества обязательствами перед третьими лицами (аренда, залог и т.п.);
28. Сведения о том, имеются ли притязания третьих лиц на имущество (активы), судебные споры, решения судов, действия судебных исполнителей, органов налоговой полиции и т.п.;
29. Сведения о внутренней структуре ООО "БСУ", перечень его структурных подразделений, филиалов и представительств;
30. Сведения о фактической численности работников ООО "БСУ" в форме справки, утвержденное штатное расписание или штатную расстановку рабочих;
31. Сведения о выданных доверенностях в форме копии журнала учёта выдачи доверенностей;
32. Наименование и адреса организаций, в которых ООО "БСУ" является учредителем (участником), сведения о доле участия;
33. Нормативно-правовые акты органов исполнительной власти, касающиеся ООО "БСУ", его функций и видов деятельности;
34. Бухгалтерские документы (в т.ч. договора, акты сверок), подтверждающие дебиторскую и кредиторскую задолженность, согласно данным бухгалтерской отчетности ООО "БСУ".
В остальной части в удовлетворении заявления отказать.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий одного месяца со дня его принятия.
Председательствующий |
И.В. Сотов |
Судьи |
М.А. Ракчеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-23540/2022
Должник: Данько Илья Валерьевич, ООО "БАЛТИЙСКОЕ СТРОИТЕЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ", Третьяков Николай Петрович
Кредитор: ООО "ТЕЛЕКОМ XXI ВЕК", ООО "Юридическое агентство "КЭПИТАЛС"
Третье лицо: в/у Катков Денис Евгеньевич, ГУ Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Санкт-Петербургу и Ленинградской области, к/у Катков Денис Евгеньевич, Катков Денис Евгеньевич, "Межрегиональная центр арбитражных управляющих", МИФНС N17 по Санкт-Петербургу, Семенов В.А., Семенова Ю.Н., Управление Росреестра по Санкт-Петербургу, УФНС по Санкт-Петербургу
Хронология рассмотрения дела:
06.03.2025 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-18412/2024
17.10.2024 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-18608/2024
18.03.2024 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-4220/2024
14.03.2024 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-4222/2024
19.02.2024 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-21312/2023
14.12.2023 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-35763/2023
01.11.2023 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-31800/2023
27.09.2023 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-26279/2023
11.05.2023 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-4387/2023
10.02.2023 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-34204/2022
27.10.2022 Решение Арбитражного суда г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области N А56-23540/2022