город Ростов-на-Дону |
|
12 февраля 2023 г. |
дело N А53-25708/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 февраля 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 12 февраля 2023 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Шимбаревой Н.В.,
судей Долговой М.Ю., Сурмаляна Г.А.,
при ведении протокола судебного заседания Булатовой К.В.,
при участии:
от ИФНС России по Октябрьскому району г. Ростова-на-Дону: представитель Гаврюшкина А.Д. по доверенности от 21.03.2022;
от ООО "Декор Косметикс": представитель Петухова И.И. по доверенности от 15.02.2021 (онлайн),
рассмотрев в открытом судебном заседании посредством веб-конференции апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Декор Косметикс" на решение Арбитражного суда Ростовской области от 28.11.2022 по делу N А53-25708/2022 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Декор Косметикс" (ОГРН 1156196050471, ИНН 6165195024) к Инспекции Федеральной налоговой службы по Октябрьскому району г. Ростова-на-Дону о признании незаконными действий,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Декор косметикс" (ОГРН 1156196050471, ИНН 6165195024) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы по Октябрьскому району г. Ростова-на-Дону о признании незаконными и не соответствующими действующему законодательству о налогах и сборах действия должностных лиц ИФНС России по Октябрьскому району г. Ростова-на-Дону, выразившиеся в проведении рассмотрений материалов выездной налоговой проверки ОО "Декор Косметикс" в лишении общества права получения документов по проверке, участия в рассмотрениях материалов налоговой проверки, представления соответствующих пояснений.
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 28.11.2022 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Решение мотивировано тем, что налоговым органом приняты исчерпывающие меры по извещению налогоплательщика, неоднократно откладывалось рассмотрение материалов проверки с целью ознакомления налогоплательщика, в связи с чем, права налогоплательщика нарушены не были. Напротив, налогоплательщик, уклоняясь от реализации своего права, допустил злоупотребление правом, что повлекло для него негативные последствия.
Общество с ограниченной ответственностью "Декор Косметикс" обжаловало решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном гл. 34 АПК РФ, и просило решение отменить.
Апелляционная жалоба мотивирована тем, что налоговый орган, рассмотрев материалы выездной налоговой проверки в отсутствие представителя налогоплательщика, фактически лишил налогоплательщика права участвовать в рассмотрении проверки, получать запрашиваемые документы по проверке для подготовки письменных возражений.
В отзыве на апелляционную жалобу ИФНС России по Октябрьскому району г. Ростова-на-Дону возражала в отношении заявленных доводов, указывала на то, что налогоплательщик злоупотребляет своими правами, был неоднократно ознакомлен с материалами проверки и получил письменные ответы по заявленным возражениям, в связи с чем налоговым органом не допущено нарушение прав налогоплательщика.
Законность и обоснованность принятого судебного акта проверяется Пятнадцатым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, ООО "Декор-Косметикс" ИНН 6165195024 состоял на налоговом учете в Инспекции с 15.07.2015 по 22.01.2020 года. В период проведения выездной налоговой проверки Общество в связи с изменением местонахождения 23.01.2020 снято с налогового учета в Инспекции и поставлено на налоговый учет в МИФНС России N 25 по Ростовской области.
Налоговым органом на основании Решения заместителя начальника ИФНС России по Октябрьскому району г. Ростова-на-Дону Борзяк Г.Г. от 24.12.2019 N 09/5 в отношении Заявителя проведена выездная налоговая проверка за период 2016-2018 гг.
По результатам выездной налоговой проверки налоговым органом составлен акт налоговой проверки от 11.01.2021 N 09/2750, который вместе с приложениями и извещением о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки от 18.01.2021 N 09/26 направлен в адрес Общества посредством ФГУП "Почта России" 18.01.2021 года. Отправлению присвоен идентификатор 34400054237112. Согласно официальным данным с сайта ФГУП "Почта России" отправление получено Обществом 11.03.2021 года.
На Акт налоговой проверки были представлены Возражения 6/н от 01.04.2021.
07.04.2021 в Налоговом органе состоялось ознакомление Общества с материалами проверки, по итогам которого был составлен Протокол ознакомления.
Общество, полагая, что к акту проверки и на ознакомлении часть документов не была предоставлена, направило в адрес Инспекции ФНС ходатайство об истребовании документов на 13 листах б/н от 08.04.2021.
На основании истребования документов и в связи с ознакомлением с большим количеством документов 07.04.2021, Общество представило в Налоговый орган еще одно ходатайство - об отложении рассмотрений б/н от 08.04.2021 с 09.04.2021 на последнюю неделю мая 2021.
Налоговый орган перенес рассмотрения на 12.05.2021 Извещением от 12.04.2021.
На ходатайство Общества об истребовании документов от 08.04.2021 инспекция ФНС сначала ответила отказом по письму от 14.04.2021 N 09-14/007153, но затем часть запрашиваемых документов в адрес Общества направила в количестве 690л., которые были получены 07.05.2021.
Общество повторно представило ходатайство об отложении материалов проверки от 11.05.2021 на последнюю неделю мая либо первую неделю июня со следующим обоснованием "в части представленных Обществу документов по письму от 05.05.2021 " а также в связи с Указом Президента РФ от 23.04.2021 N 242 "Об установлении на территории РФ нерабочих дней в мае 2021" дни с 04.05.2021 по 07.05.2021 и тем, что представитель Общества адвокат Ирина Петухова из другого региона (на перелет нужен минимум 1 день).
Налоговый орган удовлетворил заявление общества путем переноса рассмотрения материалов проверки на 16.06.2021.
Поскольку в этот период директор Общества находился в отпуске, а представитель по доверенности И.И. Петухова в поездке с 12.06.2021 по 19.06.2021 в городе Минеральные Воды. Общество повторно ходатайствовало о переносе даты рассмотрений с 16.06.2021 на любой день в период с 26.07.2021 по 30.07.2021 по ходатайству об отложении б/н от 09.06.2021, приложив подтверждающие документы (авиабилеты и приказ на отпуск).
Рассмотрение было назначено на 30.07.2021 (Протокол рассмотрений от 30.07.2021 N 1528). На рассмотрениях также были представлены Дополнения N 1 к Возражениям на Акт б/н от 30.07.2021.
По итогам мероприятий дополнительного налогового контроля, которые длились с 10.08.2021 по 10.09.2021 были вынесены Дополнения к Акту N 1 от 01.10.2021 б/н, Рассмотрение данных Дополнений было назначено на 16.11.2021 извещением от 08.10.2021 N 3075.
Общество, ознакомившись с Дополнениями N 1 к Акту, обнаружило, что к ним приложены не все документы. В связи с чем, направило в Налоговый орган ходатайство об истребовании документов (поручения и требования по ИП Медвецкая) от 26.10.2021 б/н., а также ходатайство об ознакомлении с результатами дополнительных мероприятий налогового контроля от 10.11.2021 б/н на 15.11.2021.
15.11.2021 состоялось ознакомление в Налоговом органе, которое оформлено Протоколом об ознакомлении N 2. Также представителю Общества в этот день были вручены на бумажных носителях документы на 180 листах (требования о предоставлении документов и ответы на них, протокол допроса). В этот же день, 15.11.2021, общество представило в канцелярию Инспекции ФНС ходатайство об отложении рассмотрений материалов проверки на 16.12.2021 по причине необходимости времени для анализа документов, полученных, в том числе, при ознакомлении.
Налоговый орган перенес рассмотрения на 16.12.2021 на 11-00.
Общество 14.12.2021 снова представило ходатайство о переносе рассмотрений с 16.12.2021 на 04.03.2022 по причине отпуска руководителя по приказу от 13.12.2021 поскольку директор хотел присутствовать на рассмотрениях лично.
Налоговый орган между тем направил в адрес Общества Дополнения N 2 к Акту от 07.12.2021, которые фактически были получены 29.12.2021. В ответ Общество представило ходатайство об ознакомлении от 12.01.2022 б/п на 21.01.2022.
21.01.2022 прошло ознакомление в Инспекции ФНС с Дополнениями N 2 к акту, на котором представитель Общества был ознакомлении с документами на 172 листах, также было вручено извещение о новой дате рассмотрений на 04.02.2022 на 11 -00.
В Протоколе ознакомления с материалами налоговой проверки от 21.01.2022 N 3 представитель Общества указал, что в течение трех дней в срок до 26.01.2022 включительно Обществом будет направлено в адрес Инспекции ФНС ходатайство о предоставлении документов, не приложенных к Дополнениям ъ 2 к акту и не представленных на ознакомлении 21.01.2022 (повестки, требования, поручения).
Указанное ходатайство об истребовании поручений, повесток, поручений об истребовании документов и информации, приложений к ответу ИП Жарских И.В. в ответ на требование от 22.09.2021 N 16-03-01/9354 было направлено Обществом в адрес Налогового органа 26.01.2022. Также Общество 21.01.2022 направило в адрес Инспекции ФНС повторное ходатайство о переносе даты рассмотрений с 04.02.2022 на 04.03.2022 по причине отпуска директора, желавшего присутствовать на рассмотрениях лично, по причине анализа Дополнений N 2 к Акту от 07.12.2021, полученных фактически 29.12.2021, по причине анализа документов, с которыми 21.01.2022 прошло ознакомление, по причине ожидания документов от Инспекции ФНС в ответ на ходатайство об истребовании, представленного 26.01.2022.
Налоговый орган рассмотрел материалы налоговой проверки в отсутствие Общества 04.02.2022. Отказ в предоставлении документов на ходатайство об истребовании от 26.01.2022 произведен 14.02.2022 N 08-20/02264@.
Не согласившись с действиями налогового органа по рассмотрению материалов проверки в отсутствие представителя и непредставления налогоплательщику истребуемых документов, общество обжаловало их в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в арбитражный суд.
В соответствии со статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Статьей 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что при рассмотрении дел об оспаривании решений и действий (бездействия) государственных органов, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обязанность доказывания законности принятого оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли решение или совершили действия (бездействие).
Частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и пунктом 6 Постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" предусмотрено, что условиями принятия арбитражным судом решения о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов является наличие одновременно двух обязательных условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Согласно пункта 1 ст. 101 НК РФ акт налоговой проверки, другие материалы налоговой проверки и дополнительных мероприятий налогового контроля, в ходе которых были выявлены нарушения законодательства о налогах и сборах, а также представленные проверяемым лицом (его представителем) письменные возражения по указанному акту должны быть рассмотрены руководителем (заместителем руководителя) налогового органа, проводившего налоговую проверку, и решение по ним должно быть принято в течение 10 дней со дня истечения срока, указанного в п. 6 ст. 100 НК РФ.
Пунктом 14 статьи 101 НК РФ установлено, что несоблюдение должностными лицами налоговых органов требований, установленных НК РФ, может являться основанием для отмены решения налогового органа вышестоящим налоговым органом или судом. Нарушение существенных условий процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки является основанием для отмены вышестоящим налоговым органом или судом решения налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения. К таким существенным условиям относится обеспечение возможности лица, в отношении которого проводилась проверка, участвовать в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки лично и (или) через своего представителя и обеспечение возможности налогоплательщику представить объяснения. Основаниями для отмены указанного решения налогового органа вышестоящим налоговым органом или судом могут являться иные нарушения процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки, если только такие нарушения привели или могли привести к принятию руководителем (заместителем руководителя) налогового органа неправомерного решения.
Статьями 100 и 101 НК РФ установлены сроки, в течение которых налоговый орган обязан рассмотреть материалы налоговой проверки, возражения налогоплательщика, представленные па акт проверки, и вынести решение. При этом нарушение указанных сроков само по себе не является существенным нарушением процедуры рассмотри материалов проверки и безусловным основанием для признания решения налогового органа недействительным.
Согласно абз. 2 п. 14 ст. 101 НК РФ безусловным основанием для отмены решения является только нарушение существенных условий процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки. К существенным относятся следующие условия: 1) обеспечение права проверяемого налогоплательщика участвовать в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки лично и (или) через своего представителя; 2) обеспечение права налогоплательщика представлять объяснения.
По смыслу положений, установленных ст. 101 НК РФ, соблюдение проверяющими норм, закрепленных Налоговым кодексом Российской Федерации, направлено на обеспечение прав и законных интересов налогоплательщика, гарантированных ему при проведении в отношении него мероприятий налогового контроля и оформлении их результатов.
Исследовав представленные материалы проведенной проверки, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что налоговым органом действия совершены законно и обосновано, права и законные интересы общества при проведении проверки и рассмотрении ее результатов не нарушены, что подтверждается следующим.
Инспекцией 11.03.2021 в МИФНС России N 25 по Ростовской области было направлено письмо N 09-16/004338@ с приложением решения от 09.03.2021 N 09/5/1 и извещением о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки от 09.03.2021 N 09/27, для передачи данных документов Обществу посредством электронного документооборота. Обществом вышеуказанные документы получены 10.03.2021, что подтверждается извещением о получении электронного документа.
Также налоговым органом 11.03.2021 в адрес Директора ООО "Декор-Косметикс" -Лисовца С.А. посредством ФГУП "Почта России" было направлено письмо N 0914/004345 с приложением вышеуказанных документов. Оправлению присвоен идентификатор 34400054788591. Согласно официальным данным с сайта ФГУП "Почта России" отправление 21.01.2022 отправлено на уничтожение в связи с неполучением адресатом.
Также налоговым органом 11.03.2021 в адрес Общества посредством ФГУП "Почта России" было направлено письмо N 09-14/004344 с приложением вышеуказанных документов. Отправлению присвоен идентификатор 34400054788607. Согласно официальным данным с сайта ФГУП "Почта России" отправление 24.01.2022 отправлено на уничтожение в связи с неполучением адресатом.
02.04.2021 Обществом представлены возражения на акт налоговой проверки от 11.01.2021 N 09/2750 и ходатайство об ознакомлении с материалами выездной налоговой проверки.
07.04.2021 налоговым органом проведено ознакомление с материалами выездной налоговой проверки, о чем свидетельствует протокол ознакомления с материалами налоговой проверки от 07.04.2021 N 1, полученный представителем ООО "Декор Косметике" ИНН 6165195024 - Петуховой Ириной Игоревной по доверенности б/н от 10.02.2021 (ознакомление с оригиналами документов).
08.04.2021 Обществом представлено ходатайство об истребовании документов (в целях составления наиболее полных возражений).
08.04.2021 Обществом представлено ходатайство об отложении рассмотрения материалов налоговой проверки на последнюю неделю мая 2021 в связи с необходимостью предоставления времени для ознакомления с документами, истребованными ходатайством от 08.04.2021 года.
В соответствии с п. 1 ст. 101 НК РФ срок рассмотрения материалов налоговой проверки может быть продлен, но не более чем на 1 месяц.
Налоговым органом 12.04.2021 вынесено Решение N 09/5/2 об отложении рассмотрения материалов налоговой проверки на 12.05.2021, в связи с неявкой лица, участие которого необходимо для их рассмотрения.
Решение N 09/5/2 об отложении рассмотрения материалов налоговой проверки от 12.04.2021, а также Извещение о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки от 12.04.2021 N 09/28 было направлено в адрес Общества посредством ТКС, получено Обществом 06.05.2021, что подтверждается извещением о получении электронного документа.
Налоговым органом 14.04.2021 письмом N 09-14/007153 на представленное ходатайство об истребовании документов от 08.04.2021, Обществу было сообщено, что к акту налоговой проверки приложены только те документы, на которые имеется ссылка в тексте акта, в остальном объеме с п. 3 по п. 12 ходатайства, это результат истребования документов у контрагентов Общества, соответственно аналогичные документы имеются в распоряжении Общества. Инспекция также указала, что Общество или его представитель могут 19.04.2021 повторно ознакомится с материалами выездной налоговой проверки.
Вышеуказанный ответ был направлен Обществу посредством ТКС, получен Обществом 15.04.2021, что подтверждается извещением о получении электронного документа.
Налоговым органом 05.05.2021 письмом N 09-14/008722 посредством ТКС в адрес налогоплательщика направлено два пакета документов на 690 листах по контрагентам ООО "Декор Косметикс" - ООО "ВитаБел" ИНН6165140459 и ООО "Белкосметик" ИНН 6165203003, полученных Инспекцией в рамках ст. 93.1 НК РФ.
Обществом вышеуказанные документы получены 06.05.2021, что подтверждается извещением о получении электронного документа.
11.05.2021 (за один день до даты рассмотрения материалов налоговой проверки) Обществом представлено ходатайство об отложении рассмотрения материалов налоговой проверки на последнюю неделю мая либо на первую неделю июня, по причине отсутствия необходимого количества времени для проведения анализа полученных документов.
Налоговым органом 13.05.2021 принято решение N 09/5/3 об отложении рассмотрения материалов налоговой проверки на 16.06.2021 года.
Решение N 09/5/3 об отложении рассмотрения материалов налоговой проверки от 13.05.2021, а также Извещение о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки от 13.05.2021 N 09/29 (дата рассмотрения 16.06.2021) было направлено в адрес Общества посредством ТКС, получено Обществом 13.05.2021, что подтверждается извещением о получении электронного документа.
14.06.2021 (за два дня до рассмотрения материалов проверки) Обществом в Инспекцию представлено ходатайство об отложении рассмотрения материалов налоговой проверки на любой день в период с 26.07.2021 г. по 30.07.2021 г. по причине нахождения директора Лисовца Сергея Александровича в отпуске в период с 14.06.2021 г. по 23.07.2021 года.
Налоговым органом 17.06.2021 принято решение N 09/5/4 об отложении рассмотрения материалов налоговой проверки на 30.07.2021 года.
Решение N 09/5/4 об отложении рассмотрения материалов налоговой проверки от 17.06.2021, а также Извещение о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки от 17.06.2021 N 09/30 (дата рассмотрения 30.07.2021) было направлено в адрес Общества посредством ТКС, получено Обществом 08.07.2021, что подтверждается извещением о получении электронного документа.
30.07.2021 состоялось рассмотрение материалов выездной налоговой проверки в присутствии представителя Общества - Петуховой И.И., что подтверждается протоколом рассмотрения материалов налоговой проверки от 30.07.2021 N 1528 врученным представителю Общества - Петуховой И.И. (по доверенности от 10.02.2021 года).
10.08.2021 по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки, заместителем начальника Инспекции И.М. Микеладзе в отношении налогоплательщика принято Решение N 09/7 о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля. Срок проведения дополнительных мероприятий налогового контроля с 10.08.2021 по 10.09.2021 гг.
Решение от 10.08.2021 N 09/7 о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля направлено 19.08.2021 в адрес Общества посредством ФГУП "Почта России". Отправлению присвоен идентификатор 80093463190841. Согласно официальным данным с сайта ФГУП "Почта России" отправление получено адресатом 09.09.2021 года.
По результатам проведенных дополнительных мероприятий налогового контроля налоговым органом составлено дополнение от 01.10.2021 к акту налоговой проверки от M.0L2021 N 09/2750.
Налоговым органом 28.09.2021 составлено Приглашение N 143 в налоговый орган для получения документов (дополнения к акту налоговой проверки) на 08.10.2021.
Приглашение направлено в адрес Общества посредством ФГУП "Почта России" 29.09.2021. Отправлению присвоен идентификатор 80100563582541. Согласно официальным данным с сайта ФГУП "Почта России" отправление 15.11.2021 направлено на временное хранение.
Также вышеуказанное приглашение было направлено 29.09.2021 посредством ФГУП "Почта России" в адрес директора ООО "Декор-Косметикс" - Лисовца С.А. Отправлению присвоен идентификатор 80100563871706. Согласно официальным данным с сайта ФГУП "Почта России" отправление 14.12.2021 направлено на временное хранение.
08.10.2021 налогоплательщик не явился в назначенное время в налоговый орган на получение дополнений к акту налоговой проверки.
Налоговым органом 08.10.2021 посредством ФГУП "Почта России" в адрес директора ООО "Декор-Косметикс" - Лисовца С.А. направлено дополнение к акту налоговой проверки от 01.10.2021, извещение о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки от 08.10.2021 N 3075, а также приложения к дополнению от 01.10.2021 (на 100 листах). Отправлению присвоен идентификатор 34400063010782. Согласно официальным данным с сайта ФГУП "Почта России" отправление 23.12.2021 направлено на временное хранение.
Налоговым органом 08.10.2021 посредством ФГУП "Почта России" в адрес ООО "Декор-Косметикс" направлено дополнение к акту налоговой проверки от 01.10.2021, извещение о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки от 08.10.2021 N 3075, а также приложения к дополнению от 01.10.2021 (на 100 листах). Отправлению присвоен идентификатор 34400063010829. Согласно официальным данным с сайта ФГУП "Почта России" отправление 20.10.2021 получено адресатом.
Согласно извещения от 08.10.2021 N 3075, о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки, рассмотрение назначено на 16.11.2021 года.
В соответствии с п. 6.2. ст. 101 НК РФ, лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка (его представитель), в течение пятнадцати дней со дня получения дополнения к акту налоговой проверки вправе представить в налоговый орган письменные возражения по такому дополнению к акту налоговой проверки в целом или по его отдельным положениям.
26.10.2021 Обществом представлено ходатайство об истребовании документов (для составления наиболее полных возражений).
В личный кабинет налогоплательщика 02.11.2021 Инспекцией был направлен ответ N 09-14/020455@ на представленное Обществом ходатайство 26.10.2021, в котором сообщалось, что Общество или его представитель в период с 08:30 08.11.2021 до 10:30 16.11.2021 могут ознакомиться с материалами выездной налоговой проверки.
10.11.2021 Обществом в налоговый орган представлено ходатайство об ознакомлении с материалами выездной налоговой проверки 15.11.2021 в первой половине дня.
В личный кабинет налогоплательщика 15.11.2021 налоговым органом был направлен ответ N 08-14/021141@ на представленное Обществом ходатайство 10.11.2021, в котором сообщалось, что Общество или его представитель в период с 08:30 15.11.2021 до 10:30 16.11.2021 могут ознакомиться с материалами выездной налоговой проверки.
15.11.2021 представитель Общества - Петухова И.И. ознакомлена с материалами выездной налоговой проверки, что подтверждается протоколом ознакомления с материалами налоговой проверки и дополнительных мероприятий налогового контроля N 2 от 15.11.2021 врученным представителю Общества (ознакомление с оригиналами документов).
Обществом 15.11.2021 в налоговый орган представлено ходатайство об отложении рассмотрений материалов налоговой проверки на 16.12.2021, в связи с необходимостью проведения анализа документов, с которыми ознакомился представитель Общества 15.11.2021 года.
В соответствии с вышеуказанным ходатайством и на основании пп. 5 п. 3 ст. 101 НК РФ налоговым органом вынесено Решение от 17.11.2021 N 190 об отложении рассмотрения материалов налоговой проверки на 16.12.2021 года.
Решение от 17.11.2021 N 190 об отложении рассмотрения материалов налоговой проверки, а также извещение о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки от 17.11.2021 N 3533, направлено 19.11.2021 посредством ФГУП "Почта России" в адрес директора ООО "Декор-Косметикс" - Лисовца С.А.. Отправлению присвоен идентификатор 34400063198442. Согласно официальным данным с сайта ФГУП "Почта России" отправление 14.01.2022 направлено на временное хранение.
Решение от 17.11.2021 N 190 об отложении рассмотрения материалов налоговой проверки, а также извещение о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки от 17.11.2021 N 3533, направлено 19.11.2021 посредством ФГУП "Почта России" в адрес Общества. Отправлению присвоен идентификатор 34400063198435. Согласно официальным данным с сайта ФГУП "Почта России" отправление получено адресатом 10.12.2021 года.
Налоговым органом 07.12.2021 составлено Дополнение N 2 к акту налоговой проверки от 11.01.2021 N 09/2750 на основании результатов, поступивших в Инспекцию в рамках проведенных дополнительных мероприятий налогового контроля в соответствии со ст. 93.1 и 90 НК РФ, после составления Дополнения от 01.10.2021 г.:
1. ответы на поручения об истребовании документов (информации) у контрагентов: ООО "НОВЭКС" ИНН 2222058686; ИП Жарский М.В. ИНН 550100059613; ИП Коровин А.В. ИНН 550702496106.
2. протоколы допросов свидетелей: Фуксова О.В.; Шишкиной И.В.; Архипова А.В. от 15.10.2021 г.; Барабина А.А.; Диденкова А.Н. от 26.10.2021 г.; Качаловой С.А.; Зудиловой М.И.; Медвецкой Е.В. от 14.10.2021 г.; Файзрахмановой Г.Г.
Дополнение от 07.12.2021 N 2 к акту налоговой проверки от 11.01.2021 N 09/2750 вместе с приложениями и извещением от 13.12.2021 N 4002, которым рассмотрение материалов налоговой проверки назначено на 24.01.2022, направлено в адрес Общества 14.12.2021 посредством ФГУП "Почта России". Отправлению присвоен идентификатор 34400063571405. Согласно официальным данным с сайта ФГУП "Почта России" отправление получено адресатом 28.12.2021 года.
Обществом 15.12.2021 представило ходатайство об отложении рассмотрений материалов выездной налоговой проверки на 04.03.2022 по причине того, что руководитель Общества согласно приказу от 13.12.2021 N 2 будет находиться в отпуске без содержания с 15.12.2021 года по 03.03.2022 г. и желает лично присутствовать на рассмотрении материалов налоговой проверки с правом давать соответствующие пояснения.
В соответствии с п. 1 ст. 101 НК РФ, срок рассмотрения материалов налоговой проверки и вынесения соответствующего решения может быть продлен, но не более чем на один месяц.
В личный кабинет налогоплательщика 16.12.2021 налоговым органом в ответ на ходатайство от 14.12.2021 г. направлено письмо N 08-14/023300@ года о проведении рассмотрения материалов налоговой проверки 24.01.2022, в режиме видеоконференцсвязи и необходимости представления налогоплательщиком до 12.01.2022 включительно списка лиц, которые будут принимать участие в рассмотрении материалов налоговой проверки, с указанием их паспортных данных, а также с приложением оригиналов доверенностей, подтверждающих их полномочия как законного представителя Общества.
Ответа на направленное налоговым органом письмо Обществом в указанный срок не представлено.
Также налоговым органом было установлено, что фактическая дата получения Обществом Дополнения N 2 к акту налоговой проверки вместе с приложениями и извещением -28.12.2021 года.
В целях соблюдения положений, предусмотренных п. 6.2 ст. 101 НК РФ, налоговым органом 12.01.2022 было сформировано извещение о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки N 4002, с назначенной датой рассмотрения - 04.02.2022 года. Данное извещение получено 21.01.2022, представителем по доверенности от 10.02.2021 - И.И. Петуховой.
12.01.2022 г. Обществом представлено ходатайство об ознакомлении со всеми материалами налоговой проверки 21.01.2022 в первой половине дня.
В личный кабинет налогоплательщика 14.01.2022 налоговым органом в ответ на ходатайство от 12.01.2022, направлено письмо N 08-14/00448@, в котором сообщалось, что Общество или его представитель в период с 08:30 17.01.2022 до 17:15 21.01.2022, а также с 08:30 до 10:30 24.01.2022, могут ознакомиться с материалами выездной налоговой проверки.
21.01.2022 представитель Общества - И.И. Петухова ознакомлена с материалами налоговой проверки, что подтверждается протоколом ознакомления с материалами налоговой проверки и дополнительных мероприятий налогового контроля от 21.01.2022 N 3 (ознакомление с оригиналами документов).
Также представителю Общества - И.И. Петуховой 21.01.2022 вручено извещение N 768 о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки, назначенного на 04.02.2022 года.
25.01.2022 Обществом в налоговый орган представлено ходатайство об истребовании документов, а также ходатайство об отложении рассмотрения материалов налоговой проверки на 04.03.2022 по причине нахождения руководителя Общества в отпуске без содержания, а также о необходимости времени на анализ документов, с которыми представитель был ознакомлен 21.01.2022 года.
В личный кабинет налогоплательщика 14.02.2022 налоговым органом в ответ на ходатайства от 25.01.2022, направлено письмо N 08-20/02264@, в котором сообщалось, что представленные Обществом ходатайства не подлежат удовлетворению.
Рассмотрение материалов налоговой проверки состоялось 04.02.2022, в отсутствие Общества и (или) его представителя, что подтверждается протоколом рассмотрения материалов проверки от 04.02.2022 N 14.
По результатам рассмотрения материалов проверки, а также в соответствии с п. 1, 7 ст. 101 НК РФ, налоговым органом приято решение от 04.02.2022 N 241 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Решение от 04.02.2022 N 241 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, направлено 11.02.2022 посредством ФГУП "Почта России" в адрес Общества. Отправлению присвоен идентификатор 80092269968166. Согласно официальным данным с сайта ФГУП "Почта России" отправление 18.02.2022 получено адресатом.
Таким образом, изложенные выше обстоятельства свидетельствуют о том, что Обществу (его представителю) были вручены копии документов, подтверждающих факты нарушений законодательства о налогах и сборах, выявленные в ходе проверки, а представитель Общества Петухова И.П. неоднократно была ознакомлена с материалами налоговой проверки, в т.ч.:
- протоколы осмотров ООО "Декор Косметикс" от 09.01.2020, 09.12.2019, 19.03.2020, 26.11.2019, сопроводительное письмо к протоколам осмотров N 05-19/074477 от 24.03.2020;
- протоколы допроса свидетелей: Архипова А.В., Байбородиной Е.В., Балашовой В.Р., Барабина А.А., Блохина Д.Р., Богдановой Н.П., Бондаренко Б.О., Борисова В.Ю., Ведерниковой И.В., Геворкяна А.Г., Диденкова А.Н, Захарченко В.А., Зудиловой М.И., Илюшиной Т.А., Качаловой С.А., Курочкиной СВ., Медвецкой Е.В., Мухиева P.P., Полулех О.А., Пономарева Д.А., Пономаревой Е.Ю., Российской Н.Е., Симмон О.В., Смирнова В.В., Трофимовой Н.А., Тюленинова А.С., Файзрахмановой Г.Г., Фуксова О.В., Шишкиной И.В., Хайруллиной Ю.П., Хизан З.М.;
- выписки о движении денежных средств по расчетным счетам в банках ООО "Селект Групп", ИП Геворкяна А.Г.;
- документы, полученные в рамках ст. 93.1 НК РФ по взаимоотношениям с ООО "Декор Косметике", представленные: ООО "Витабел", ООО "Новторг", Булатовым В.А., Кривко О.Н., ООО "Селиом", ООО "Деловые линии", ООО "Беларт", ООО "Белбиотрейд", ООО "ВитаБел", ООО "Белкосметик", ИП Медвецкой Е.В., ИП Геворкяна А.Г., ИП Жарского М.В., ООО "Новэкс", ИП Коровиным А.В.;
- протоколы расчета пени.
Из п. 3.1 ст. 100 НК РФ следует, что налоговое законодательство возлагает на налоговые органы обязанность по предоставлению налогоплательщику лишь тех документов, которые подтверждают факты нарушений законодательства о налогах и сборах
Инспекция представила в адрес ООО "Декор Косметикс" все необходимые документы и сведения, на основании которых были сделаны выводы о нарушениях налогоплательщиком, выявленных в ходе проведенной выездной налоговой проверки. В то же время, иные сведения и информация, полученные в ходе проведения проверки, прав Общества не затрагивают, факты выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах не подтверждают.
Запросы, требования, поручения об истребовании документов у контрагентов налогоплательщика и иных лиц, поручения и повестки о допросах свидетелей, ответы на них (о невозможности допросов и о невозможности предоставления документов), копии почтовых уведомлений, не являются документами, подтверждающими факты налоговых правонарушений, выявленных в ходе проверки. У налогового органа отсутствует обязанность по представлению копий документов, не указанных в п. 3.1 ст. 100 НК РФ. Данная позиция подтверждается многочисленной судебной практикой, в т.ч.: Постановление АС Северо-Кавказского округа от 31.01.2019 по делу N А53-28720/2017, от 28.01.2019 N АО 1-2976/2017, Постановление АС Западно-Сибирского округа от 19.11.2021 по делу N А70-22715/2020 и пр.
Налогоплательщику по результатам проведенных дополнительных мероприятий налогового контроля вручены Дополнения от 01.10.2021 N 1 и от 07.12.2021 N 2 к Акту налоговой проверки, с приложением документов, ссылки на которые приведены в тексте акта. Несмотря на неоднократные ознакомления с материалами проверки, письменные возражения налогоплательщиком на Дополнения N 1 и N 2 к Акту проверки не представлены.
Общество, зная о проведенной проверке и о необходимости представления возражений, явки на рассмотрение материалов проверки, с целью обоснования и отстаивания своей позиции, незадолго (от одного до шести дней) до наступления даты рассмотрения материалов налоговой проверки, предоставляло ходатайства и заявления об отложении рассмотрений, либо переносе на другую дату. При этом в ходатайствах указываются различные, в том числе однотипные обстоятельства, такие как длительные отпуска руководителя, в том числе без сохранения заработной платы, ознакомление с оригиналами документов, являющихся материалами проверки, копии которых были вручены ранее в качестве приложений к Акту налоговой проверки либо соответствующим дополнениям к Акту.
Таким образом, обществом в ходе оформления проверки неоднократно заявлены необоснованные причины отложения: желание директора присутствовать на рассмотрении материалов налоговой проверки лично, при этом оформление им в назначенные даты рассмотрения отпуска, в том числе без сохранения заработной платы; неоднократная ссылка на большой объем "неврученных", по мнению ООО "Декор-Косметике", документов, без которого невозможно предоставить полноценные возражения без указания конкретных документов; необходимость неоднократного ознакомления с оригиналами документов, являющихся материалами проверки.
На основании вышеизложенного, действия ООО "Декор-Косметике" были обоснованно расценены инспекцией как злоупотребление правом ходатайствовать об отложении и переносе рассмотрения материалов налоговой проверки, предусмотренным положениями ст. 101 НК РФ. Данные факты и действия, при отсутствии каких либо документов и пояснений по существу оспариваемых налогоплательщиком нарушений, приводит к необоснованному "затягиванию" сроков рассмотрения материалов налоговой проверки.
В соответствии с п. 14 ст. 101 НК РФ, несоблюдение должностными лицами налоговых органов требований, установленных НК РФ, может являться основанием для отмены решения налогового органа вышестоящим налоговым органом или судом.
К таким существенным условиям относится обеспечение возможности лица, в отношении которого проводилась проверка, участвовать в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки лично и (или) через своего представителя и обеспечение возможности налогоплательщика представить объяснения.
В Письме ФНС России от 23.05.2013 N АС-4-2/9355 указано, что неоднократный перенос рассмотрения материалов проверки может быть связан с обеспечением налогоплательщику возможности ознакомиться со всеми материалами проверки и участвовать при их рассмотрении в налоговом органе.
В тоже время, если налогоплательщик надлежащим образом извещен, но не воспользовался своим правом присутствовать при рассмотрении материалов налоговой проверки, решение по итогам проверки может быть принято в его отсутствие (абз. 3 п. 2 ст. 101 НК РФ).
Налоговый орган обеспечил возможность ООО "Декор-Косметике" присутствовать на всех рассмотрениях налоговой проверки, что подтверждается неоднократными отложениями рассмотрения материалов проверки.
Доводы инспекции о злоупотреблении обществом права представлять ходатайства, были оценены судом первой инстанции с учетом представленных доказательств в материалы дела. Судом дана соответствующая оценка действиям общества, а именно: доводы общества о неучастии в рассмотрении материалов проверки по причине предположения очередного переноса, желания личного участия руководителя, длительного срока прибытия в г. Ростов-на-Дону представителя из другого региона, суд верно расценил надуманными и направленными на уклонение от уплаты налогов, а также налоговой ответственности с учетом сроков давности привлечения к налоговой ответственности. Кроме того, общество имело возможность участвовать в рассмотрении материалов проверки посредством видеоконференцсвязи, однако такой возможностью не воспользовалось.
Общество в представленной апелляционной жалобе указывает, что налогоплательщиком подавались ходатайства о переносе рассмотрения материалов проверки из-за того, что Инспекцией выносились дополнения к акту налоговой проверки N 1 и N 2, и обществу было необходимо время для составления возражений.
02.04.2021 налогоплательщиком были представлены возражения на акт налоговой проверки, 07.04.2021 налоговым органом проведено ознакомление с материалами выездной налоговой проверки, 15.11.2021 представитель Общества - Петухова И.И. ознакомлена с материалами выездной налоговой проверки, также 21.01.2022 представитель Общества - И.И. Петухова ознакомлена с материалами налоговой проверки.
Таким образом, общество неоднократно ознакамливалось со всеми материалами проверки, однако до вынесения решения 04.02.2022 не представило в Инспекцию какие-либо дополнения либо возражения.
По данному доводу общества необходимо учесть, что нспекцией были соблюдены все сроки, установленные п. 6 ст. 100 НК РФ и п. 6.2 ст. 101 НК РФ. Также как верно указано судом первой инстанции, осуществление дополнительных мероприятий проводят с целью подтвердить и уточнить уже выявленные нарушения. В том числе уточняют обстоятельства совершения нарушения (факт) и иные элементы состава правонарушения. Количество дополнительных мероприятий не ограничено правилами ст. 101 НК РФ.
Аналогичная позиция указана и в Постановлении Арбитражного суда Уральского округа от 19.02.2020 N Ф09-7786/19.
Учитывая изложенное судом не установлено нарушение налоговым органом процедуры и сроков проведения проверки, не установлено нарушение процедуры рассмотрения материалов выездной проверки.
Относительно довода общества, указанного в апелляционной жалобе, что ознакомление с материалами проверки проведено 21.01.2022, а ходатайства об истребовании документов общество направило 26.01.2022, тем самым налоговый орган не мог ранее этого срока отвечать на указанные ходатайства, суд апелляционной инстанции принимает во внимание следующее.
08.04.2021 обществом представлено ходатайство об истребовании документов. Согласно данного ходатайства и ходатайства общества, поданного 26.01.2022, документы, которые запрашивает общество, а именно, поручения и повестки о вызове на допрос свидетелей аналогичны. В отношении остальных запрашиваемых документов, Инспекция как в ответе на представленное ходатайство исх. N 08- 20/02264@ от 14.02.2022, так и суде первой инстанции указывало, что запрашиваемые документы не подтверждают факт нарушения обществом законодательства о налогах и сборах. Также обществу было сообщено, что запрашиваемых приложений к ответу ИП Жарских М.В. в Инспекцию не поступало.
В соответствии с п. 3.1 ст. 100 НК РФ к акту налоговой проверки прилагаются документы, подтверждающие факты нарушений законодательства о налогах и сборах, выявленные в ходе проверки.
При этом, необходимо учесть, что ранее на ходатайства общества, в которых также истребовались поручения и повестки о вызове на допрос свидетелей, поручения об истребовании документов, требования о предоставлении документов, Инспекцией налогоплательщику направлялись письма, содержащие подробные разъяснения положений Налогового кодекса РФ, регулирующих вопросы вручения налогоплательщикам документов, подтверждающих выявленные в ходе налоговых проверок нарушений (от 14.04.2021 N 09-14/007153, от 05.05.2021 09-14/008722, от 02.11.2021 N 09- 14/020454, от 02.11.2021 N 09-14/020455, от 15.11.2021 N08-14/021141, от 14.01.2022 N 08- 14/00448).
Относительно довода Общества, указанного в заявлении, что налоговый орган 04.02.2022 рассмотрел материалы налоговой проверки в отсутствие общества, вынес решение о привлечении к ответственности N 241, при этом отказ в предоставлении документов в ответ на ходатайство об истребовании от 26.01.2022 был вынесен гораздо позже - 14.02.2022 N 08-20/02264, судом первой инстанции верно учтено следующее.
В соответствии с п. 1 ст. 12 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращения граждан" письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения.
Также в соответствии с п. 5 ст. 11 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращения граждан" в случае, если в письменном обращении гражданина содержится вопрос, на который ему неоднократно давались письменные ответы по существу в связи с ранее направляемыми обращениями, и при этом в обращении не приводятся новые доводы или обстоятельства, руководитель государственного органа или органа местного самоуправления, должностное лицо либо уполномоченное на то лицо вправе принять решение о безосновательности очередного обращения и прекращении переписки с гражданином по данному вопросу при условии, что указанное обращение и ранее направляемые обращения направлялись в один и тот же государственный орган, орган местного самоуправления или одному и тому же должностному лицу.
Таким образом, налоговый орган, направив 14.02.2022 N 08-20/02264 ответ на ходатайство общества, поступившее в налоговый орган 26.01.2022, права налогоплательщика не нарушила. Кроме того, в данном ходатайстве содержались вопросы, на которые, как указывалось выше, налоговым органом неоднократно давались ответы.
Истребованные документы не могли повлиять на материалы проверки. Заявителем не представлено доказательств, что указанные документы могли содержать сведения повлиявшие на принятое налоговым органом решение.
С учетом изложенного, оценив представленные в материалы дела доказательства, установив факт неоднократных отложений рассмотрения материалов проверки и дачи письменных ответов на обращения налогоплательщика, а также выявив признаки злоупотребления правом со стороны налогоплательщика, суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении заявленных требований.
Суд первой инстанции выполнил требования статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, полно, всесторонне исследовал и оценил представленные в деле доказательства и принял законный и обоснованный судебный акт.
Нарушений процессуальных норм, влекущих отмену оспариваемого акта (ч. 4 ст. 270 АПК РФ), судом апелляционной инстанции не установлено, основания для удовлетворения жалобы отсутствуют.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 28.11.2022 по делу N А53-25708/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его вступления в законную силу.
Председательствующий |
Н.В. Шимбарева |
Судьи |
М.Ю. Долгова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-25708/2022
Истец: ООО "ДЕКОР КОСМЕТИКС"
Ответчик: Инспекция Федеральной налоговой службы по Октябрьскому району г. Ростова-на-Дону, ИФНС по Октябрьскому району