г. Красноярск |
|
23 апреля 2024 г. |
Дело N А33-24798/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 апреля 2024 года.
Полный текст постановления изготовлен 23 апреля 2024 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего: Петровской О.В.,
судей: Бутиной И.Н., Зуева А.О.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Солдатовой П.Д.,
при участии в судебном заседании в помещении Третьего арбитражного апелляционного суда: от истца - Департамента по недропользованию по Центрально-Сибирскому округу: Петухова С.В., представителя по доверенности от 13.03.2024 N 05-01/1827, диплом, паспорт,
при участии в судебном заседании с использованием информационной системы "Картотека арбитражных дел" (онлайн-заседания):
от ответчика - акционерного общества "Росгеология": Кулебякина Е.А., представителя по доверенности от 17.01.2023 N 05, диплом, паспорт,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу департамента по недропользованию по Центрально-Сибирскому округу
на решение Арбитражного суда Красноярского края
от 01 февраля 2024 года по делу N А33-24798/2023,
УСТАНОВИЛ:
департамент по недропользованию по Центрально-Сибирскому округу (ИНН 2466121318, ОГРН 1042402960709, далее - истец) обратился в Арбитражный суд Красноярского края с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к акционерному обществу "Росгеология" (ИНН 7724294887, ОГРН 1047724014040, далее - ответчик, АО "Росгео") о взыскании неустойки (штрафа, пени) в общем размере 9 075 267,91 руб., в том числе за просрочку исполнения обязательств 2020, 2021 годов, предусмотренной пунктом 3.4 государственного контракта N 76 от 30.12.2019 на выполнение работ по объекту: "комплексные геолого-геофизические работы на Восточно-Тэтэрской площади (Катангский район Иркутская область)", в размере 9 027 312,01 руб., за нарушение предоставления проектной документации, предусмотренной п. 11.4 контракта, в сумме 47 955,81 руб.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 01 февраля 2024 года в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с данным судебным актом, истец обратился в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просил решение суда первой инстанции отменить, принять новый судебный акт, исковые требования удовлетворить.
В апелляционной жалобе с учетом дополнений заявитель указал на то, что общий размер неустойки в виде пени, подлежащий к взысканию с АО "Росгео" составляет: 9 075 267, 91 руб. (2 259 348, 96 руб.+ 6 825, 45 руб.+ 122 573, 15 руб. + 6 205 314, 78 руб. + 433 249, 76 руб. + 47 955, 81 руб.). Считает, что, поскольку в период 2020 года условия контракта по объемам менялись по соглашению сторон, то правила о списании неустойки в данном случае не подлежат применению. Полагает, что последним днем выполнения работ третьего этапа является 03.07.2021. Считает, что окончание срока предоставления проектной документации приходится на 31.03.2020. Ссылается на судебную практику по делам N A33-27644/2019, N А33-27645/2019, в соответствии с которой проектная документация предоставляется на экспертизу в течение 3 (трех) месяцев со дня подписания контракта и срок, предусмотренный п. 11.4 контракта, является самостоятельным (отдельным) условием контракта.
Определением от 07.03.2024 апелляционная жалоба принята к производству, судебное заседание назначено на 17.04.2024.
Материалами дела подтверждается надлежащее извещение лиц, участвующих в деле, о времени и месте рассмотрения дела судом первой инстанции.
Согласно отзыву на апелляционную жалобу ответчик считает обжалуемое решение законным и обоснованным.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства.
Между истцом (заказчиком) и ответчиком (подрядчиком) 30.12.2019 заключен государственный контракт N 76, по условиям которого подрядчик обязуется выполнить по заданию заказчика работы по объекту "Комплексные геолого-геофизические работы на Восточно-Тэтэрской площади (Катангский район Иркутская область)", а заказчик обязуется принять результат работ и оплатить его (пункт 1.1).
Согласно пункту 1.2 контракта работы по контракту выполняются в соответствии с техническим (геологическим) заданием (приложением N 1), календарным планом выполнения работ (приложение N 2) и утвержденной заказчиком проектной документацией.
В пункте 2.1 контракта установлено, что стоимость работ по контракту составляет 900 000 000 руб., из них на 2019 год - 0 руб., на 2020 год - 494 097 763 руб., на 2021 год - 405 902 237 руб.
В разделе 3 контракта установлен порядок сдачи и приемки выполненных работ.
Согласно пункту 3.2 контракта подрядчик представляет заказчику до 10-го числа месяца, следующего за отчетным периодом (кроме последнего месяца в текущем финансовом году) подписанный со своей стороны акт выполненных работ за отчетный период (в 2 (двух) экземплярах) и информационный геологический отчет о результатах и объемах выполненных работ за отчетный период с заключением организации, осуществляющей методическое сопровождение геологоразведочных работ, за исключением случаев, указанных в пунктах 3.3 и 3.4 контракта. В случае непредставления подрядчиком документов, указанных в настоящем пункте, дальнейшая оплата работ прекращается.
На основании пункта 3.3 контракта за 20 рабочих дней до окончания текущего года подрядчик представляет заказчику подписанный со своей стороны акт выполненных работ за последний (квартал, месяц) текущего года (в 2 (двух) экземплярах) и информационный геологический отчет о результатах и объемах выполненных работ за отчетный год с заключением организации, осуществляющей методическое сопровождение геологоразведочных работ, за исключением случая, предусмотренного п. 3.4 контракта.
В соответствии с пунктом 3.4 контракта за 20 рабочих дней до окончания срока действия контракта подрядчик представляет заказчику подписанный со своей стороны акт выполненных работ за последний квартал текущего года (в 2 (двух) экземплярах, подписанный со своей стороны акт сдачи-приемки работ за весь срок действия государственного контракта (в 2 (двух) экземплярах, а также геологический отчет о результатах выполненных работ по контракту с заключением организации, осуществляющей методическое сопровождение геологоразведочных работ.
В силу пункта 3.5 контракта приемка работ заказчиком проводится в следующие сроки:
3.5.1. В течение 15 рабочих дней с момента поступления документов, указанных в п. 3.2 настоящего контракта;
3.5.2. В течение 20 рабочих дней с момента поступления документов, указанных в п. 3.3. настоящего контракта;
3.5.3. В течение 20 рабочих дней с момента поступления документов, указанных в п. 3.4. настоящего контракта.
На основании пункта 3.7 контракта заказчик подписывает акты выполненных работ и акт сдачи-приемки работ за весь срок действия государственного контракта при положительном решении по результатам проведенной экспертизы представленных подрядчиком документов.
Согласно пункту 3.8 контракта в течение 10 рабочих дней с момента подписания заказчиком акта сдачи-приемки работ за весь срок действия государственного контракта подрядчик направляет геологический отчет о результатах выполненных работ по контракту в федеральный и соответствующий территориальный фонды геологической информации.
Пунктом 5.3 контракта предусмотрено, что в случае просрочки исполнения подрядчиком обязательств, предусмотренных контрактом, заказчик обязан потребовать от подрядчика уплаты пени. Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения подрядчиком обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от цены контракта, уменьшенной на сумму пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных подрядчиком.
В соответствии с пунктом 11.4 контракта в течение 3 (трех) месяцев со дня подписания настоящего контракта подрядчик представляет проектную документацию на экспертизу, предусмотренную статьей 36.1 Закона Российской Федерации от 21 февраля 1992 г. N 2395-1 "О недрах".
В случае непредставления Подрядчиком Проектной документации на экспертизу, предусмотренную статьей 36.1 Закона Российской Федерации от 21 февраля 1992 г. N 2395-1 "О недрах", в соответствии с абзацем вторым настоящего пункта, пеня за каждый день просрочки в соответствии с пунктом 5.3 настоящего контракта начисляется со дня, следующего за днем окончания течения срока, предусмотренного абзацем первым настоящего пункта, и до дня представления Проектной документации на экспертизу, предусмотренную статьей 36.1 Закона Российской Федерации от 21 февраля 1992 г. N 2395-1 "О недрах".
Согласно пункту 12.1 контракта срок действия контракта устанавливается с момента подписания по 03.07.2021. В случае неисполнения обязательств по контракту в установленные сроки, контракт действует до полного исполнения сторонами своих обязательств.
В соответствии с календарным планом выполнения работ в редакции от 10.12.2020 в 2020 году выполнение работ по контракту установлено в один этап со стоимостью работ 180 439 517 руб.
Из представленных документов следует, что письмом от 21.10.2020 N 08-01- 02-5150/СШ подрядчик направил заказчику комплект отчетных документов по частично исполненным обязательствам за I-II квартал 2020 года. Письмо получено истцом 23.10.2020.
Письмом от 11.12.2020 N 08-01-02-6215/СШ подрядчик направил заказчику комплект отчетных документов по неисполненным обязательствам за 2020 год. Письмо получено истцом 14.12.2020.
Между сторонами без замечаний по объему, качеству и срокам подписаны акты выполненных работ N 1 от 16.11.2020 за I-II квартал 2020 года на сумму 151 889 006 руб., N2 от 17.12.2020 за I-II квартал 2020 года на сумму 909 050 руб., N 3 от 18.12.2020 за III квартал на сумму 13 311 112 руб., N 4 от 21.12.2020 за IV квартал 2020 года на сумму 14 330 349 руб.
В соответствии с календарным планом выполнения работ в редакции от 15.06.2021 в 2021 году выполнение работ по контракту установлено в один этап со стоимостью работ 715 997 859 руб.
Письмом от 12.08.2021 N 01-01-01/14/3434/ЕП подрядчик направил в адрес заказчика комплект отчетных документов по неисполненным обязательствам по контракту. Письмо получено истцом 13.08.2021.
В соответствии с актами выполненных работ N 5 от 25.08.2021, N 6 от 31.08.2021 подрядчиком частично выполнены работы на сумму 701 058 212 рублей.
Письмом от 06.12.2021 N 01-01-01/14/5248/ЕП ответчик в адрес истца направил комплект отчетных документов подтверждающих полное выполнение неисполненных обязательств в размере 14 939 647 руб.
В связи с нарушением срока выполнения работ заказчик направил подрядчику требования от 05.05.08.2022 N 05-02/6223, от 05.08.2022 N 05-02/6222, от 11.01.2022 N 05-02/43 об уплате неустойки.
Согласно подписанному сторонами акту сдачи-приемки выполненных работ в целом по объекту "Комлексное геолого-геофизические работы на Восточно-Тэтэрской площади (Катангский район Иркутская область)" по государственному контракту от 30.12.2019 N 76, выполнение работ по объекту соответствует условиям государственного контракта, техническому заданию, календарному плату и утвержденной документации; контрактная цена составила 896 437 376 руб., из которых выполнено на 896 437 376 руб.; общая сумма средств, перечисленных за выполненные работы по государственному контракту составила 896 437 376 руб.; стороны претензий друг к другу не имеют.
В ответе на требование требования от 05.05.08.2022 N 05-02/6223, от 05.08.2022 N 05-02/6222, от 11.01.2022 N 05-02/43 подрядчик указывал то, что обязательства по контракту исполнены обществом в полном объеме, сумма неустойки не превышает 5 процентов от цены контракта и подлежит списанию.
Ссылаясь на нарушение подрядчиком срока выполнения работ по контракту, истец обратился в суд с уточненным иском о взыскании 9 075 267,91 руб. неустойки по контракту.
Исследовав представленные доказательства, оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Правоотношения сторон возникли из государственного контракта, являющегося по своей правовой природе договором подряда, и соответственно подлежит урегулированию нормами главы 37 Гражданского кодекса Российской Федерации и Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ).
Согласно статье 763 Гражданского кодекса Российской Федерации по государственному или муниципальному контракту подрядчик обязуется выполнить строительные, проектные и другие связанные со строительством и ремонтом объектов производственного и непроизводственного характера работы и передать их заказчику, а заказчик обязуется принять выполненные работы и оплатить их или обеспечить их оплату.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 702 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.
Из положений статей 702, 711, 740, 746 Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что основанием для возникновения у заказчика денежного обязательства по оплате выполненных работ по договору подряда является сдача результата работ заказчику и принятие его последним.
Факт выполнения работ по контракту и их приемка заказчиком на сумму 896 437 376 руб. подтверждается актами выполненных работ от N 1 от 16.11.2020, N 2 от 17.12.2020, N 3 от 18.12.2020, N 4 от 21.12.2020, N 5 от 25.08.2021, N 6 от 31.08.2021, N 7 от 24.12.2021.
Ссылаясь на нарушение ответчиком сроков выполнения работ, истец обратился в арбитражный суд с иском о взыскании неустойки за просрочку исполнения обязательства за 2020, 2021 годы в размере 9 027 312,01 руб., а также неустойку в размере 47 955,81 руб. за нарушение предоставления проектной документации, предусмотренной пунктом 11.4 контракта.
Согласно частям 6, 7 статьи 34 Закона N 44-ФЗ в случае просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, заказчик направляет поставщику (подрядчику, исполнителю) требование об уплате неустоек (штрафов, пеней).
В пункте 5.3 контракта указано, что в случае просрочки исполнения подрядчиком обязательств, предусмотренных контрактом, заказчик обязан потребовать от подрядчика уплату пени. Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения подрядчиком обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пени ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных подрядчиком.
Согласно представленному уточенному расчету истец начислил ответчику 9 075 267, 91 руб. (2 259 348, 96 руб.+ 6 825, 45 руб.+ 122 573, 15 руб. + 6 205 314, 78 руб. + 433 249, 76 руб. + 47 955, 81 руб.) неустойки за нарушение срока выполнения работ в 2020, 2021 году.
В материалы дела ответчиком представлен контррасчет неустойки.
На основании представленных расчетов просрочка исполнения обязательств за период с 11.07.2020 по 23.10.2020 составила 2 259 348,96 руб., за период с 11.10.2020 по 14.12.2020 составила 122 573,15 руб. По указанным периодам просрочки между сторонами спор отсутствует.
Согласно контррасчету ответчика, результат работ по обязательствам 2020 года на сумму 909 050 руб. получен заказчиком 14.12.2020 (не отрицается истцом), следовательно, период просрочки с 24.10.2020 по 14.12.2020. Ключевая ставка на 14.12.2020 - 4.25%.
909 050 52
1/300
4.25% = 6 696,67 руб.
Результат работ по обязательствам 2021 года на сумму 14 939 647,00 руб. получен заказчиком 07.12.2021 (не отрицается истцом), следовательно, период просрочки с 01.10.2021 по 07.12.2021. Ключевая ставка на 07.12.2021 - 7.5%.
14 939 647,00 68
1/300
7.5% = 253 974 руб.
Указанный расчет повторно проверен судом апелляционной инстанции и признан верным.
Вопреки доводам истца, в отношении расчета истца на сумму 715 997 859 руб. за период с 05.07.2021 по 13.08.2021 суд первой инстанции пришел к верному выводу, что указанный расчет не обоснован ввиду фактического неправомерного сокращения установленных контрактом сроков выполнения работ, поскольку в соответствии с дополнительным соглашением N 5 от 15.06.2021 срок в отношении работ на сумму 715 997 859 руб. изменен и установлен до окончания III квартала 2021 года, то есть до 30.09.2021. Работы на сумму 701 058 212 руб. выполнены и приняты заказчиком 31.08.2021, согласно акту выполненных работ N 6.
Кроме того, истцом на основании пунктов 5.3 и 11.4 контракта начислена пеня, подлежащая к взысканию, за период с 01.04.2020 по 25.08.2020 в размере 47 955,81 руб., исходя из расчета: 2 302 800 руб. х 177 день х (4,25%/300/100%).
На основании пункта 11.4 контракта в течение 3 (трех) месяцев со дня подписания настоящего контракта подрядчик предоставляет проектную документацию на экспертизу, предусмотренную статьей 36.1 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (абзац 1 пункта).
Проектная документация должна соответствовать требованиям законодательства о недрах, документам, предусмотренным законодательством Российской Федерации о техническом регулировании и стандартизации, настоящему контракту, а также Правилам подготовки проектной документации на проведение геологического изучения недр и разведки месторождений полезных ископаемых по видам полезных ископаемых, утвержденным приказом Минприроды России от 14.06.2016 N 352 (абзац 2 пункта).
В абзаце 4 пункта 11.4 контакта установлено, что в случае непредставления подрядчиком проектной документации на экспертизу, предусмотренную статьей 36.1 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах", в соответствии с абзацем вторым настоящего пункта, пеня за каждый день просрочки в соответствии с пунктом 5.3 контракта начисляется со дня, следующего за днем окончания течения срока, предусмотренного абзацем первым пункта, и до дня представления проектной документации на экспертизу, предусмотренную статьей 36.1 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах".
Окончание срока предоставления проектной документации приходится на 30.03.2020.
Письмом от 12.08.2020 N 08-01-02-3867/СШ в адрес заказчика от подрядчика на утверждение поступил комплект проектной документации.
Истец согласно исковому заявлению на основании пунктов 5.3 и 11.4 контракта начислил пеню, подлежащую ко взысканию с ответчика, за период с 01.04.2020 по 25.08.2020 в размере 47 955,81 руб., исходя из расчета: 2 302 800 руб. х 177 день х (4,25%/300/100%).
Как следует из условий календарного плана, установленного дополнительным соглашением N 3 от 10.12.2020, выполнение работ по первому этапу, включающему работы по подготовке проектной документации, должно было быть окончено не позднее 30.06.2020.
Вопреки доводам истца, выполнение работ по подготовке проектной документации не является отдельным этапом, имеющим иной срок отличный от срока выполнения работ по первому этапу в соответствии с календарным планом.
С учетом изложенного суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что основное обязательство по выполнению работ по спорному этапу должно быть выполнено в срок до 30.06.2020, в связи с чем правовые основания для применения ответственности по пункту 11.4 контракта за период с 01.04.2020 по 30.06.2020 отсутствуют.
Неустойка за просрочку предоставления проектной документации за период с 01.07.2020 по 25.08.2020 является обоснованной на сумму 33 492,95 руб., из расчета: 4 221 800 * 56 * 1/300 * 4,25%.
Ссылка истца на судебную практику по делам N A33-27644/2019, N А33-27645/2019 отклоняется судом апелляционной инстанции, поскольку выводы судов сделаны относительно иных обстоятельств дела, не имеющих отношения к рассматриваемой ситуации.
При таких обстоятельствах обоснованной является неустойка за просрочку выполнения работ в общем размере 2 676 085,74 руб.
Как предусмотрено частью 42.1 статьи 112 Закона N 44-ФЗ, начисленные поставщику (подрядчику, исполнителю), но не списанные заказчиком суммы неустоек (штрафов, пеней) в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением в 2015, 2016, 2020 и 2021 годах обязательств, предусмотренных контрактом, подлежат списанию в случаях и порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.07.2018 N 783 утверждены Правила осуществления заказчиком списания сумм неустоек (штрафов, пеней), начисленных поставщику (подрядчику, исполнителю), но не списанных заказчиком в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением в 2015, 2016 и 2020 и 2021 годах обязательств, предусмотренных контрактом.
Согласно пункту 2 Правил списания от 04.07.2018 N 783 списание начисленных и неуплаченных сумм неустоек (штрафов, пеней) осуществляется по контрактам, обязательства по которым исполнены в полном объеме, за исключением контрактов, по которым в 2015, 2016 и 2020 годах изменены по соглашению сторон условия о сроке исполнения контракта, и (или) цене контракта, и (или) цене единицы товара, работы, услуги, и (или) количестве товаров, объеме работ, услуг, предусмотренных контрактами; в 2020 году обязательства не были исполнены в полном объеме в связи с возникновением не зависящих от поставщика (подрядчика, исполнителя) обстоятельств, повлекших невозможность исполнения контракта в связи с распространением новой коронавирусной инфекции; в 2021 и 2022 годах обязательства не были исполнены в полном объеме в связи с существенным увеличением в 2021 и 2022 годах цен на строительные ресурсы, повлекшем невозможность исполнения контракта поставщиком (подрядчиком, исполнителем); обязательства не были исполнены в полном объеме по причине возникновения при исполнении контракта не зависящих от сторон контракта обстоятельств, влекущих невозможность его исполнения без изменения условий, в связи с введением политических или экономических санкций иностранными государствами, совершающими недружественные действия в отношении Российской Федерации, граждан Российской Федерации или российских юридических лиц (далее - санкции), и (или) с введением иностранными государствами, государственными объединениями и (или) союзами и (или) государственными (межгосударственными) учреждениями иностранных государств или государственных объединений и (или) союзов мер ограничительного характера (далее - меры ограничительного характера). Пункт 3 устанавливает случаи и порядок списания начисленных и неуплаченных сумм неустоек (штрафов, пеней).
Подпункт "а" пункта 3 Правил списания от 04.07.2018 N 783 (в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 26.04.2020 N 591) предусматривает, что списание начисленных и неуплаченных сумм неустоек (штрафов, пеней) осуществляется заказчиком, в том числе, в случае и в порядке, если общая сумма начисленных и неуплаченных неустоек (штрафов, пеней) не превышает 5 процентов цены контракта, заказчик осуществляет списание начисленных и неуплаченных сумм неустоек (штрафов, пеней).
Пункт 11 Правил списания от 04.07.2018 N 783 устанавливает, что списание начисленных и неуплаченных сумм неустоек (штрафов, пеней) в соответствии с пунктом 3 настоящих Правил распространяется на принятую к учету задолженность поставщика (подрядчика, исполнителя) независимо от срока ее возникновения и осуществляется заказчиком на основании решения о списании начисленной и неуплаченной суммы неустоек (штрафов, пеней), указанного в пункте 9 настоящих Правил, в течение 5 рабочих дней со дня принятия такого решения.
Применительно к пункту 40 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (утвержден Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28.06.2017), списание неустоек (штрафов, пеней) является обязанностью заказчика.
Апелляционным судом установлено, что подлежащая взысканию неустойка, размер которой сторонами не оспорен, не превысила 5 процентов от суммы контракта (44 821 868 руб. 80 коп.), при этом предусмотренные контрактом работы выполнены ответчиком в полном объеме, замечания по качеству со стороны заказчика отсутствовали.
С учетом изложенного в рассматриваемой ситуации заказчиком подлежали применению упомянутые Правила от 04.07.2018 N 783, соответственно, неустойка - списанию.
Вопреки доводам истца, перераспределение объемов работ, финансирования по объекту не является препятствием для списания неустойки.
Судебная коллегия считает, что в рассматриваемой ситуации применение судом положений подпункта "а" пункта 2 Правил N 783 в части запрета списания неустойки по формальным основаниям не соответствует существу Правил N 783, которые направлены на обеспечение устойчивого развития экономики и социальной стабильности в 2015, 2016, 2020 годах путем финансовой поддержки поставщиков (подрядчиков, исполнителей). При этом изменение условий контракта по настоящему делу не связано с невозможностью подрядчика надлежащим образом исполнить обязательства по контракту, а обусловлено увеличением объемов работ.
В материалах дела отсутствуют доказательства того, что заключение дополнительных соглашений к контракту связано с ненадлежащим исполнением обязательств подрядчиком.
В случае если изменение условий контракта по настоящему делу не связано с нарушениями со стороны исполнителя, то дополнительные соглашения не являются изменением условий контракта в том понимании, которое было заложено законодателем в подпункт "а" пункта 2 Правил N 783.
Иное толкование подпункта "а" пункта 2 Правил N 783 влечет нарушение целей, преследуемых при принятии Правил N 783 по финансовой поддержке поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
С учетом изложенного судом первой инстанции в удовлетворении исковых требований отказано правомерно.
При таких обстоятельствах основания для отмены решения суда отсутствуют.
В силу подпункта 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации департамент по недропользованию по Центрально-Сибирскому округу освобожден от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Красноярского края от 01 февраля 2024 года по делу N А33-24798/2023 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий |
О.В. Петровская |
Судьи |
И.Н. Бутина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А33-24798/2023
Истец: ДЕПАРТАМЕНТ ПО НЕДРОПОЛЬЗОВАНИЮ ПО ЦЕНТРАЛЬНО-СИБИРСКОМУ ОКРУГУ
Ответчик: АО "РОСГЕОЛОГИЯ"
Хронология рассмотрения дела:
15.04.2025 Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда N 03АП-861/2025
14.08.2024 Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-3423/2024
23.04.2024 Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда N 03АП-1329/2024
01.02.2024 Решение Арбитражного суда Красноярского края N А33-24798/2023