13 февраля 2023 г. |
Дело N А84-7420/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07.02.2023.
Постановление изготовлено в полном объеме 13.02.2023.
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Колупаевой Ю.В., судей Мунтян О.И., Сикорской Н.И.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Кучиной А.В.,
в отсутствие лиц, участвующих в деле,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы Захаровой Ирины Васильевны, Сухамлиновой Марии Евдокимовны и Управления государственной регистрации права и кадастра на решение Арбитражного суда города Севастополя от 24.05.2022 по делу N А84-7420/2021 (судья Александров А. Ю.)
по исковому заявлению Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя
к Управлению государственной регистрации права и кадастра Севастополя
при участии в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора Томиной Ольги Борисовны, общества с ограниченной ответственностью "Земельно-кадастровый центр", общества с ограниченно ответственностью "Севторг", Невешкина Геннадия Сергеевича, Гончарова Владимира Федоровича, Кирман Нины Александровны, Пергун Якова Александровича, Евлаш Павла Петровича, Соскова Сергея Александровича, Животченко Максима Станиславовича, Карпина Романа Владимировича, Труш Игоря Витальвича, Мамулян Рипсиме Сейрановны, Бардиной Ирины Алексеевны, Чусовкова Владимира Александровича, Геворкян Артема Сейрановича, Юркиной Ирины Викторовны, Анисимова Александра Викторовича, Антонюк Ольги Андреевны,
о снятии с государственного кадастрового учета объектов недвижимости,
УСТАНОВИЛ:
Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя (далее - истец, Департамент) обратился в Арбитражный суд города Севастополя с исковым заявлением к Управлению государственной регистрации права и кадастра Севастополя (далее - ответчик, Севреестр), в котором истец, согласно уточненным исковым требованиям, просил суд снять с государственного кадастрового учета:
- земельный участок с кадастровым номером 91:01:010001:461, площадью 978 кв.м., расположенный по адресу: Российская Федерация, г. Севастополь, в районе ул. Космонавта Волкова;
- земельный участок с кадастровым номером 91:01:010001:439, площадью 1000 кв.м., расположенный по адресу: Российская Федерация, г. Севастополь, в районе ул. Космонавта Волкова;
- земельный участок с кадастровым номером 91:01:037001:673. площадью 984 кв.м., расположенный по адресу: Российская Федерация, г. Севастополь, в границах кадастрового квартала 91:01:037001;
- земельный участок с кадастровым номером 91:04:001010:1270, площадью 230 кв.м., расположенный по адресу: Российская Федерация, г. Севастополь, в районе ул. Генерала Жидилова;
- земельный участок с кадастровым номером 91:04:004002:502, площадью 494 кв.м., расположенный по адресу: Российская Федерация, г. Севастополь, в районе СТ "Шкипер";
- земельный участок с кадастровым номером 91:02:003006:696, площадью 677 кв.м., расположенный по адресу: Российская Федерация, г. Севастополь, ул. Сапфировая;
- земельный участок с кадастровым номером 91:02:005003:1110, площадью 800 кв.м., расположенный по адресу: Российская Федерация, г. Севастополь, Гагаринский район, ул. Славянская;
- земельный участок с кадастровым номером 91:04:002010:425, площадью 971 кв.м., расположенный по адресу: Российская Федерация, г. Севастополь, в районе СТ "Черноморец-2";
- земельный участок с кадастровым номером 91:02:002012:475. площадью 500 кв.м., расположенный по адресу: Российская Федерация, г. Севастополь, ул. Волнистая, 5;
- земельный участок с кадастровым номером 91:01:061001:986. площадью 756 кв.м., расположенный по адресу: Российская Федерация, г. Севастополь, в районе переулка Коминтерна;
- земельный участок с кадастровым номером 91:04:003014:103, площадью 1278 кв.м., расположенный по адресу: Российская Федерация, г. Севастополь, в районе ул. Богданова;
- земельный участок с кадастровым номером 91:01:026001:357, площадью 795 кв.м., расположенный по адресу: Российская Федерация, г. Севастополь, Балаклавский район, с. Терновка;
- земельный участок с кадастровым номером 91:02:003006:701, площадью 950 кв.м., расположенный по адресу: Российская Федерация, г. Севастополь, ул. Амет-хана Султана;
- земельный участок с кадастровым номером 91:04:001019:1009, площадью 533 кв.м., расположенный по адресу: Российская Федерация, г. Севастополь, ул. Братьев Микрюковых, 3;
- земельный участок с кадастровым номером 91:01:059001:628, площадью 857 кв.м., расположенный по адресу: Российская Федерация, г. Севастополь, в районе ул. Ивана Франко;
- земельный участок с кадастровым номером 91:02:005007:803, площадью 402 кв.м., расположенный по адресу: Российская Федерация, г. Севастополь, в районе СТ "Коммунальник";
- земельный участок с кадастровым номером 91:04:035001:906, площадью 945 кв.м., расположенный по адресу: Российская Федерация, г. Севастополь, с. Орловка, ул. Дриморская.
Исковые требования мотивированы тем, что спорные земельные участки были образованы незаконным, в связи с чем, на основании мер прокурорского реагирования, распоряжения об их формировании отменены.
Решением Арбитражного суда города Севастополя от 24.05.2022 исковые требования удовлетворены в полном объёме.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Севреестр обратился в Двадцать первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять новый судебный акт.
В обоснование апелляционной жалобы апеллянт ссылается на то, что при принятии решения о снятии с кадастрового учёта земельных участков не установлены основания для погашения регистрационной записи о праве собственности на указанные объекты.
Не согласившись с решением суда первой инстанции с апелляционными жалобами обратились Захарова Ирина Васильевна и Сухамлинова Мария Евдокимовна, в которых просили решение суда первой инстанции отменить, перейти к рассмотрению дела по правилам суда первой инстанции, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.
В обоснование апелляционных жалоб апеллянты ссылаются на то, что обращались в Департамент о предоставлении им двух земельных участков из числа спорных, однако им было отказано со ссылкой на оспариваемое решение.
Определениями Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 06.07.2022, 02.08.2022, 11.08.2022 апелляционные жалобы приняты к производству суда.
Кроме того, в Двадцать первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой на решение Арбитражного суда города Севастополя от 24.05.2022 обратились Олексенко Л.П., Прокопович У.Ф., Глуховой Л.В., Стуклова В.А.
В соответствии с определением от 14.11.2022 года указанная жалоба возвращена заявителям.
В судебное заседание лица, участвующие в деле, явку представителей не обеспечили.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в том числе путем опубликования указанной информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", с учетом положений части 6 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), обязывающих участников арбитражного процесса после получения первого судебного акта по рассматриваемому делу самостоятельно предпринимать меры по получению информации о движении дела с использованием любых источников такой информации и любых средств связи, в связи с чем, суд на основании статей 121, 123, 156, 266 АПК РФ считает возможным рассмотрение апелляционной жалобы в отсутствие представителей лиц, участвующие в деле.
Исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции полагает, что производство по апелляционным жалобам Захаровой И.В. и Сухамлиновой М.Е. подлежит прекращению, с учетом следующего.
Статьей 42 АПК РФ установлено, что лица, не участвовавшие в деле, о правах и об обязанностях которых арбитражный суд принял судебный акт, вправе обжаловать этот судебный акт, а также оспорить его в порядке надзора по правилам, установленным настоящим Кодексом. Такие лица пользуются правами и несут обязанности лиц, участвующих в деле.
В соответствии с разъяснениями, приведенными в пункте 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 N 12 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции" (далее - Постановление Пленума N 12), к иным лицам, которые вправе обжаловать судебные акты в порядке апелляционного производства, в силу части 3 статьи 16 и статьи 42 АПК РФ относятся лица, о правах и об обязанностях которых принят судебный акт. В связи с этим лица, не участвующие в деле, как указанные, так и не указанные в мотивировочной и/или резолютивной части судебного акта, вправе его обжаловать в порядке апелляционного производства в случае, если он принят об их правах и обязанностях, то есть данным судебным актом непосредственно затрагиваются их права и обязанности, в том числе создаются препятствия для реализации их субъективного права или надлежащего исполнения обязанности по отношению к одной из сторон спора.
Согласно пункту 2 Постановления Пленума N 12 в случае когда жалоба подается лицом, не участвовавшим в деле, суду надлежит проверить, содержится ли в жалобе обоснование того, каким образом оспариваемым судебным актом непосредственно затрагиваются права или обязанности заявителя. При рассмотрении дела по апелляционной жалобе лица, не участвовавшего в деле, арбитражный суд апелляционной инстанции определяет, затрагивает ли принятый судебный акт права или обязанности заявителя, и, установив это, решает вопросы об отмене судебного акта суда первой инстанции, руководствуясь частью 6.1 статьи 268, пунктом 4 части 4 статьи 270 Кодекса, и о привлечении заявителя к участию в деле. Если после принятия апелляционной жалобы будет установлено, что заявитель не имеет права на обжалование судебного акта, то применительно к пункту 1 части 1 статьи 150 Кодекса производство по жалобе подлежит прекращению.
Таким образом, наличие у не участвовавшего в деле лица заинтересованности в исходе дела само по себе не предоставляет ему права обжаловать судебный акт, поскольку по смыслу статьи 42 АПК РФ такое право возникает только у лица, о правах и обязанностях которого суд принял решение.
Из изложенного следует, что лицо, не участвовавшее в деле, должно обосновать довод о том, что оспариваемым судебным актом непосредственно затрагиваются его права или обязанности, создаются препятствия для реализации его субъективного права или надлежащего исполнения обязанности по отношению к одной из сторон спора.
В обоснование апелляционных жалоб заявители указывают, что обжалуемым судебным актом непосредственно затрагиваются их права и обязанности, поскольку они имеют право на первоочередное отведение земельных участков с кадастровыми номерами 91:01:059001:628, 91:02:002012:475, без проведения торгов на основании решений Гагаринского районного суда от 20.04.2022 N 2а-1929/2022 (т.4 л.д. 128-130) и Балаклавского районного суда города Севастополя от 20.07.2022 по делу N 2а-1330/2022 (т. 6 л.д. 29-31).
Вместе с тем, как следует из материалов дела, Захарова И.В. и Сухамлинова М.Е. каких-либо прав в отношении спорных земельных участков не имеют. Тот факт, что районные суды обязали Департамент повторно рассмотреть заявления апеллянтов о предоставлении им без торгов соответствующих земельных участков не свидетельствует о возникновении соответствующих прав на них у указанных лиц.
При этом, апелляционный суд обращает внимание, что согласно решению Балаклавского районного суда города Севастополя от 13.09.2022 по делу N 2а-1555/2022 Департамент также обязан повторно рассмотреть заявление Олексенко Лилии Прокофьевны о предоставлении земельного участка 91:01:059001:628.
В связи с этим, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что обязательность привлечения Захаровой И.В. и Сухамлиновой М.Е. к участию в данном деле отсутствовала.
Учитывая изложенные обстоятельства, апелляционный суд полагает, что в силу положений статьи 42 АПК РФ Захарова И.В. и Сухамлинова М.Е. не являются лицами, имеющим право на обжалование судебного акта, их права и интересы оспариваемым судебным актом не нарушены.
С учетом вышеизложенного, руководствуясь разъяснениями, сформулированными в пункте 2 Постановления Пленума N 12, суд апелляционной инстанции пришёл к выводу о том, что производство по апелляционным жалобам Захаровой Ирины Васильевны и Сухамлиновой Марии Евдокимовны на решение Арбитражного суда города Севастополя от 24.05.2022 подлежит прекращению применительно к пункту 1 части 1 статьи 150 АПК РФ.
Повторно рассмотрев дело по правилам статей 266, 268 АПК РФ, изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
Во исполнение протестов Прокуратуры города Севастополя от 30.11.2020 N 7-46- 2020/Прт-З8-20 (вх. от 01.12.2020 N 18718/01-10-04-13/01/20); от 30.11.2020 N 7-46-2020/Прт-З5-20 (вх. от 01.12.2020 N 18716/01-10-04-13/01/20); от 30.11.2020 N 7-46-2020 (вх. от 01.12.2020 N 18719/01-10-04-13/01/20); от 30.11.2020 N 7-46-2020 (вх. от 01.12.2020 N 18719/01-10-04-13/01/20); от 30.11.2020 N 7-46-2020/Прт-З 7-20 (вх. от 01.12.2020 @ 18720/01 - I 0-04-13/01 /20); от 26.11.2020 N 7-43-2020/Прт-34-20 (вх. N18864/01-10-04-13/01/20 от 03.12.2020) на распоряжения от 08.11.2019 N 1 1234-РДЗ; от 05.09.2020 N 8820-РДЗ, от 24.01.2020 N 378-РДЗ; от 10.12.2019 N 12453-РДЗ; от 15.11.2018 N 18027- РДЗ и представлений Прокуратуры города Севастополя от 19.10.2020 N7-46-20 (вх. N 16456/01-10-04-13/031/20 от 21.10.2020) и от 30.11.2020 N Прдс-7/2-81-20 (вх. N 19191/01-10-04-13/01/20 от 09.12.2020) в целях устранения допущенных нарушений при формировании земельных участков Департаментом по имущественным и земельным отношениям города Севастополя изданы распоряжения об отмене ранее изданных распоряжений, которыми были утверждены схемы расположения спорных земельных участков, послуживших основанием для постановки их на кадастровый учёт.
С целью снятия с кадастрового учета данных земельных участков, 25.02.2021 исх. N 2937/01-10-04-12/03/21 Департаментом в адрес Управления государственной регистрации права и кадастра Севастополя направлены копии распоряжений, а также перечень кадастровых номеров земельных участков, в том числе: - 7873-РДЗ от 25.12.2020 (КН 91:02:002012:475); - 7806-РДЗ от 24.12.2020 (КН 91:01:037001:673); - 7804-РДЗ от 24.12.2020 (КН 91:01:010001:439); - 7875-РДЗ от 25.12.2020 (КН 91:04:003014:103); - 7874- РДЗ от 25.12.2020 (КН 91:01:061001:986); - 7872-РДЗ от 25.12:2020 (КН 91:04:002010:425); - 7871-РДЗ от 25.12.2020 (КН 91:02:005003:1110); - 7870-РДЗ от 25.12.2020 (КН.91:02:003006:696); - 7869-РДЗ от 25.12.2020 (КН 91:04:004002:502); - 7810-РДЗ от 24.12.2020 (КН 91:04:001010:1270); - 7802-РДЗ от 24.12.2020 (КН 91:01:010001:461); - 7881-РДЗ от 25.12.2020 (КН 91:02:005007:803); - 7876-РДЗ от 25.12.2020 (КН 91:01:026001:357); - 7877-РДЗ от 25.12.2020 (КН 91:02:003006:701); - 7878-РДЗ от 25.12.2020 (КН 91:04:006001:998); - 7879-РДЗ от 25.12.2020 (КН 91:04:001019:1009); - 7880-РДЗ от 25.12.2020 (КН 91:01:059001:628); - 7882-РДЗ от 25.12.2020 (в редакция 779- РДЗ от 15.02.2021, КН 91:04:035001:906); - 03.03.2021 исх. N 997/01-24-01-05/03/21.
Департаментом получен ответ Севреестра о невозможности снятия с государственного кадастрового учета земельных участков, в связи с тем, что снятию с учета подлежат временные и преобразуемые участки, спорные участки таковым не является, процедура снятия с учета ранее учтенных земельных участков законом не предусмотрена, также участки могут быть сняты с учета на основании вступившего в законную силу судебного акта.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения истца в Арбитражный суд города Севастополя с настоящим исковым заявлением.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что спорные земельные участки подлежат снятию с кадастрового учёта как сформированные с нарушением требований действующего законодательства, распоряжения Департамента, на основании которых они были сформированы и поставлены на кадастровый учёт отменены как незаконные.
Судебная коллегия в целом соглашается с выводами суда первой инстанции исходя из следующего.
В соответствии с нормами Федерального конституционного закона от 21.03.2014 N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым в составе Российской Федерации образуются новые субъекты - Республика Крым и город федерального значения Севастополь.
В соответствии с пунктом 6 решения Севастопольского городского Совета от 17.03.2014 N 7156 "О статусе города-героя Севастополя" государственная собственность Украины, находящаяся до принятия настоящего Решения на территории города-героя Севастополя, является собственностью города Севастополя.
Согласно статьи 1 Закона Севастополя от 23.04.2014 N З-ЗС "О бывшей государственной собственности Украина и определении порядка инвентаризации, управления и распоряжения собственностью города Севастополя" все земли в пределах территориальных границ города федерального значения Севастополя, за исключением земель, находящихся в частной собственности по состоянию на 17 марта 2014 года, являются государственной собственностью города федерального значения Севастополя.
Частью 1 статьи 31 Устава города Севастополя от 14.04.2014 N 1-ЗС, принятый Законодательным Собранием города Севастополя 11.04.2014 установлено, что исполнительную власть в городе Севастополе осуществляют Губернатор города Севастополя, Правительство Севастополя и исполнительные органы государственной власти города Севастополя.
Согласно пункту 7 части 2 статьи 34 Устава, Правительство Севастополя управляет и распоряжается собственностью города Севастополя в соответствии с законами города Севастополя, а также управляет федеральной собственностью, переданной в управление города Севастополя в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с частью 3 статьи 23 Закона города Севастополя от 30.04.2014 N 5-ЗС "О Правительстве Севастополя" Правительство Севастополя осуществляет свои полномочия непосредственно или через подведомственные ему исполнительные органы.
В соответствии с пунктом 1.1. Положения о Департаменте по имущественным и земельным отношениям города Севастополя, утвержденного постановлением Правительства Севастополя 22.09.2016 N 883-ПП (далее - Положение), Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя является исполнительным органом государственной власти города Севастополя, реализующий государственную политику и нормативно-правовое регулирование в сфере имущественных и земельных отношений, отраслевое и межотраслевое управление в сфере имущественных и земельных отношений, функции по оказанию государственных услуг, управлению и распоряжением государственным имуществом, которое находится в собственности города Севастополя.
Согласно пункту 4.2. Положения, Департамент осуществляет от имени города Севастополя управление, владение и распоряжение имуществом, находящимся в собственности Севастополя.
Согласно пункту 4.45. Положения, Департамент осуществляет контроль за использованием по назначению и сохранностью имущества и земельных участков, находящихся в собственности города Севастополя, при выявлении нарушений принимает в соответствии с законодательством необходимые меры для их устранения и привлечения виновных лиц к ответственности.
В соответствии с частью 2 статьи 7 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ) Единый государственный реестр недвижимости (далее - ЕГРН) представляет собой свод достоверных систематизированных сведений в текстовой форме (семантические сведения) и графической форме (графические сведения) и состоит, в том числе из реестра объектов недвижимости (далее также - кадастр недвижимости).
Частью 9 статьи 14 Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" предусмотрено, что информация, содержащаяся в государственных информационных системах, а также иные имеющиеся в распоряжении государственных органов сведения и документы являются государственными информационными ресурсами. Информация, содержащаяся в государственных информационных системах, является официальной. Государственные органы, определенные в соответствии с нормативным правовым актом, регламентирующим функционирование государственной информационной системы, обязаны обеспечить достоверность и актуальность информации, содержащейся в данной информационной системе, доступ к указанной информации в случаях и в порядке, предусмотренных законодательством, а также защиту указанной информации от неправомерных доступа, уничтожения, модифицирования, блокирования, копирования, предоставления, распространения и иных неправомерных действий.
Пунктом 1 статьи 8.1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) введены принципы осуществления государственной регистрации прав на недвижимое имущество, среди которых названы принципы публичности и достоверности государственного реестра, обеспечивающие открытость и доступность сведений, содержащихся в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, для неограниченного круга лиц, а также достоверность, бесспорность зарегистрированных в реестре прав.
Достоверность государственного реестра означает, с одной стороны, соответствие сведений, содержащихся в ЕГРН, сведениям в документах, на основании которых вносились данные в ЕГРН, с другой - что такие сведения соответствуют объективной реальности.
Исходя из положений Закона N 218-ФЗ снятию с кадастрового учета могут подлежать: земельные участки, которые являются преобразуемыми (пункт 33 части 1 статьи 26); земельные участки, образуемые из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена, в случае если заявление о государственном кадастровом учете было подано без заявления о регистрации права собственности (части 14, 15 статьи 41); ранее учтенные земельные участки при отсутствии в реестре сведений о правах на такие земельные участки (часть 3 статьи 70); земельные участки, имеющие статус временных объектов недвижимости (часть 7 статьи 72).
На недопустимость снятия с кадастрового учета земельного участка в случаях, не предусмотренных действующим законодательством, указано в пункте 21 Обзора судебной практики по делам, связанным с оспариванием отказа в осуществлении кадастрового учета, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 30.11.2016, согласно которому, если сведения о земельном участке, внесенные в государственный кадастр недвижимости, не носят временного характера, то такой земельный участок может быть снят с кадастрового учета только вследствие его преобразования или в случае, прямо предусмотренном законом.
Таким образом, если установленных в законе оснований для снятия земельных участков с кадастрового учета не имеется, суд в отсутствие таковых не может принимать решение о снятии земельных участков с кадастрового учета.
Однако, снятие с кадастрового учета объекта недвижимости может явиться также следствием признания незаконными действий регистратора при осуществлении кадастрового учета объектов недвижимости в соответствии с пунктом 56 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" (далее - Постановление Пленума N 10/22) либо если спорный земельный участок был сформирован с нарушением действующего законодательства.
Такая позиция была высказана в определениях Верховного Суда Российской Федерации от 27.12.2018 N 306-КГ18-16823, от 17 июня 2019 г. N 304-ЭС19-8312, от 29 июля 2019 г. N 306-ЭС19-11258.
В соответствии с Законом "О бывшей государственной собственности Украины и определении порядка инвентаризации и распоряжения собственностью города Севастополя", Законом города Севастополя от 25.07.2014 N 46-ЗС "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории города Севастополя", Уставом города Севастополя, распоряжением Правительства Севастополя от 28.10.2014 N 367, рассмотрев обращение Президента BOO "Русское географическое сообщество" от 26.08.2014, с целью проведения реконструкции здания Константиновской казематированной батареи и обустройства прилегающей территории, предоставлено в безвозмездное пользование Всероссийской общественной организации "Русское географическое общество" на срок 49 лет было представлено недвижимое имущество - комплекс зданий и сооружений с мощением и ограждением, расположенный по адресу: г. Севастополь, Нахимовский район в районе Радиогорки (ул. Загордянского), в пределах земельного участка, определенного материалами предварительного согласования места размещения объекта строительства и акта о выборе земельного участка ориентировочной площадью 11,6 га, в том числе здание Константиновской казематированной батареи (Равелин), общей площадью 818 кв.м. и другие объекты недвижимости.
Согласно части 1 статьи 21 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" предметом прокурорского надзора являются соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти, Следственным комитетом Российской Федерации, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.
В соответствии с частью 3 статьи 22 указанного закона прокурор или его заместитель в случае установления факта нарушения закона органами и должностными лицами, указанными в пункте 1 статьи 21 настоящего Федерального закона: опротестовывает противоречащие закону правовые акты, обращается в суд или арбитражный суд с требованием о признании таких актов недействительными; вносит представление об устранении нарушений закона.
Прокуратурой города Севастополя была проведена проверка соблюдения земельного законодательства в Департаменте, в процессе которой было установлено, что спорные земельные участки сформированы с нарушением действующего законодательства.
По результатам проверки Прокуратурой города Севастополя были внесены протесты от 30.11.2020 N 7-46- 2020/Прт-З8-20 (вх. от 01.12.2020 N 18718/01-10-04-13/01/20); от 30.11.2020 N 7-46-2020/Прт-З5-20 (вх. от 01.12.2020 N 18716/01-10-04-13/01/20); от 30.11.2020 N 7-46-2020 (вх. от 01.12.2020 N 18719/01-10-04-13/01/20); от 30.11.2020 N 7-46-2020 (вх. от 01.12.2020 N 18719/01-10-04-13/01/20); от 30.11.2020 N 7-46-2020/Прт-З 7-20 (вх. от 01.12.2020 N 18720/01 - I 0-04-13/01 /20); от 26.11.2020 N 7-43-2020/Прт-34-20 (вх. N18864/01-10-04-13/01/20 от 03.12.2020) на распоряжения от 08.11.2019 N 1 1234-РДЗ; от 05.09.2020 N 8820-РДЗ, от 24.01.2020 N 378-РДЗ; от 10.12.2019 N 12453-РДЗ; от 15.11.2018 N 18027- РДЗ и представления от 19.10.2020 N7-46-20 (вх. N 16456/01-10-04-13/031/20 от 21.10.2020) и от 30.11.2020 N Прдс-7/2-81-20 (вх. N 19191/01-10-04-13/01/20 от 09.12.2020).
На основании указанных протестов и представлений Департаментом были отменены ранее изданные распоряжения о формировании спорных земельных участков.
В соответствии с частью 3 статьи 69 АПК РФ вступившее в законную силу решение суда общей юрисдикции по ранее рассмотренному гражданскому делу обязательно для арбитражного суда, рассматривающего дело, по вопросам об обстоятельствах, установленных решением суда общей юрисдикции и имеющих отношение к лицам, участвующим в деле.
Как следует из материалов дела, решениями Балаклавского районного суда города Севастополя от 20.07.2022 по делу N 2а-1330/2022 и от 13.09.2022 по делу N 2а-1555/2022 признано незаконным и отменено распоряжение Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя от 25.12.2020 года N 7880-РДЗ "Об отмене распоряжения Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя от 21.10.2019 N 10467-РДЗ". На основании распоряжения Департамента от 21.10.2019 N 10467-РДЗ была утверждена схема расположения земельного участка с кадастровым номером 91:01:059001:628.
Решением Гагаринского районного суда от 20.04.2022 N 2а-1929/2022 признано незаконным и отменено распоряжение Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя от 25.12.2020 года N 7873-РДЗ "Об отмене распоряжения Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя от 05.12.2018 N 19460-РДЗ". На основании распоряжения Департамента от 05.12.2018 N 19460-РДЗ была утверждена схема расположения земельного участка с кадастровым номером 91:02:002012:475.
Указанные решения районных судов не обжалованы и вступили в законную силу.
В силу положений статьи 69 АПК РФ у апелляционного суда отсутствуют основания полагать, что земельные участки с кадастровыми номерами 91:01:059001:628, 91:02:002012:475 были сформированы с нарушением действующего законодательства, распоряжения истца, которые отменяли их формирование, отменены судом.
С учётом изложенного, выводы суда первой инстанции в части наличия оснований для снятия с кадастрового учёта земельных участков с кадастровыми номерами 91:01:059001:628, 91:02:002012:475, апелляционный суд полагает ошибочными.
Выводы суда первой инстанции относительно иных земельных участков соответствуют нормам материального права и установленным по делу обстоятельствам.
Земельным участком признается часть земной поверхности, имеющая характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи (пункт 3 статьи 6 Земельного кодекса Российской Федерации, часть 8 статьи 22 Закона N 218-ФЗ).
Поскольку спорные земельные участки за исключением земельных участков с кадастровыми номерами 91:01:059001:628, 91:02:002012:475, были сформированы с нарушением законодательством, апелляционный суд пришел к выводу о том, что данные земельные участки были поставлены на государственный кадастровый учет с нарушением положений Закона N 218-ФЗ.
Принимая во внимание, что спорные земельные участки за исключением земельных участков с кадастровыми номерами 91:01:059001:628, 91:02:002012:475 поставлены на государственный учет с нарушением действующего законодательства и в ЕГРН содержатся недостоверные сведения об указанных земельных участках, суд первой инстанции, учитывая, что Севреестр отказал Департаменту в снятии их с кадастрового учета, пришел к правильному выводу о том, что требования истца подлежат удовлетворению (за исключением земельных участков с кадастровыми номерами 91:01:059001:628, 91:02:002012:475).
Кроме того, апелляционный суд полагает необходимым отметь следующее.
Статьёй 11 ГК РФ закреплена судебная защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов.
В силу части 1 статьи 4 АПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном настоящим Кодексом.
По экономическим спорам и иным делам, возникающим из гражданских правоотношений, обращение в арбитражный суд осуществляется в форме искового заявления. При этом согласно пункту 4 части 2 статьи 125 АПК РФ в исковом заявлении должно быть сформулировано исковое требование, вытекающее из спорного материального правоотношения (предмет иска), а в соответствии с пунктом 5 части 2 этой же статьи исковое заявление должно содержать фактическое обоснование заявленного требования (обстоятельства, с которыми истец связывает свои требования, то есть основания иска).
Формулирование предмета и основания иска обусловлено избранным истцом способом защиты своих нарушенных прав и законных интересов.
При установленных судами обстоятельствах апелляционный суд пришел к выводу о том, что избранный Департаментом способ защиты в данной ситуации является правомерным и единственно возможным, направленным на приведение сведений, содержащихся в ЕГРН в соответствие с актуальными и верными сведениями о земельных участках.
Апелляционный суд отклоняет довод апеллянта о том, что при принятии решения о снятии с кадастрового учёта земельных участков не установлены основания для погашения регистрационной записи о праве собственности на указанные объекты.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 56 Постановления Пленума N 10/22 судебный акт является основанием для внесения записи в ЕГРН, когда об этом указано в его резолютивной части. Суд вправе сделать такой вывод, если изменение ЕГРН не повлечет нарушения прав и законных интересов других лиц, а также при отсутствии спора о праве на недвижимость.
Как следует из материалов дела собственником земли, из которой были сформированы спорные земельные участки, является город Севастополь, уполномоченным органом истец по делу - Департамент, иные лица, имеющие права на данные земельные участки отсутствуют. С учётом изложенного, оспариваемый судебный акт не повлечёт нарушение прав и законных интересов иных лиц.
Поскольку как следует из установленных судами обстоятельств дела спорные земельные участки (за исключением земельных участков с кадастровыми номерами 91:01:059001:628, 91:02:002012:475) были сформированы с нарушением действующего законодательства, все записи о таких объектах подлежат исключению из ЕГРН.
При таких обстоятельствах, коллегия судей полагает, что Арбитражный суд города Севастополя законно и обоснованно удовлетворил исковые требования Департамента о снятии с кадастрового учёта земельных участков (за исключением земельных участков с кадастровыми номерами 91:01:059001:628, 91:02:002012:475).
В соответствии с частью 2 статьи 269 АПК РФ, по результатам рассмотрения апелляционной жалобы арбитражный суд апелляционной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по делу новый судебный акт.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 270 АПК РФ неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела судом первой инстанции норм материального права, является основаниям для отмены или изменения решения суда первой инстанции.
Таким образом, принимая во внимание неполное выяснение судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 91:01:059001:628, 91:02:002012:475 суд апелляционной инстанции приходит к выводу о необходимости отмены решения суда первой инстанции в части удовлетворения исковых требований Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя о снятии с государственного кадастрового учета: земельного участка с кадастровым номером 91:01:059001:628, площадью 857 кв.м., расположенного по адресу: Российская Федерация, г. Севастополь, в районе ул. Ивана Франко; земельного участка с кадастровым номером 91:02:002012:475, площадью 500 кв.м., расположенного по адресу: Российская Федерация, г. Севастополь, ул. Волнистая, 5, с принятием нового судебного акта об отказе в удовлетворении исковых требований в данной части.
Руководствуясь статьями 150, 265, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
Производство по апелляционным жалобам Захаровой Ирины Васильевны и Сухамлиновой Марии Евдокимовны на решение Арбитражного суда города Севастополя от 24.05.2022 по делу N А84-7420/2021 прекратить.
Возвратить Захаровой Ирине Васильевне из федерального бюджета государственную пошлину в сумме 3000,00 руб., уплаченную за рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции по квитанции N 514290720221 от 29.07.2022.
Возвратить Сухамлиновой Марии Евдокимовне из федерального бюджета государственную пошлину в сумме 3000,00 руб., уплаченную за рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции по квитанции РНКБ Банк (ПАО) N 7/1 от 01.08.2022.
Решение Арбитражного суда города Севастополя от 24.05.2022 по делу N А84-7420/2021 отменить в части удовлетворения исковых требований Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя о снятии с государственного кадастрового учета: земельного участка с кадастровым номером 91:01:059001:628, площадью 857 кв.м., расположенного по адресу: Российская Федерация, г. Севастополь, в районе ул. Ивана Франко; земельного участка с кадастровым номером 91:02:002012:475, площадью 500 кв.м., расположенного по адресу: Российская Федерация, г. Севастополь, ул. Волнистая, 5.
Принять по делу в указанной части новый судебный акт. В удовлетворении исковых требований Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя о снятии с государственного кадастрового учета земельных участков с кадастровым номером 91:01:059001:628 и с кадастровым номером 91:02:002012:475 отказать.
В остальной части решение Арбитражного суда города Севастополя от 24.05.2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления государственной регистрации права и кадастра Севастополя - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок в порядке, установленном статьей 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Ю.В. Колупаева |
Судьи |
О.И. Мунтян |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А84-7420/2021
Истец: ДЕПАРТАМЕНТ ПО ИМУЩЕСТВЕННЫМ И ЗЕМЕЛЬНЫМ ОТНОШЕНИЯМ ГОРОДА СЕВАСТОПОЛЯ, Захарова Ирина Васильевна, Сухамлинова Мария Евдакимовна, Сухамлинова Мария Евдокимовна
Третье лицо: Анисимов Александр Викторович, Бардина Ирина Алексеевна, Геворкян Артем Сейранович, Гончаров Владимир Федорович, Горчаров Владимир Фёдорович, Евлаш Певел Петрович, Животченко Максим Станиславович, Карпин Роман Владмирович, Кирман Нина Александровна, Мамулян Рипсима Сейрановна, Невешкин Геннадий Сергеевич, ООО "Земельно кадастровый центр", ООО "Севторг", Пергун Яков Александрович, Сосков Сергей Александрович Сергей Александрович, Томина Ольга Борисовна, Чусовков Владимир Александрович, Юркина Ирина Викторовна, Антонюк Ольга Андреевна, Глухова Людмила Васильевна, ДЕПАРТАМЕНТ АРХИТЕКТУРЫ И ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВА ГОРОДА СЕВАСТОПОЛЯ, Каткова Юлия Анатольевна, Олексенко Лидия Прокофьевна, Прокопович Ульяна Филимоновна, Прокуратура города Севастополя, Решетняк Виктор Игоревич, Сердюк Юлия Александровна, Стуклов Виктор Андреевич, Труш Игорь Витальевич, Управление государственной регистрации права и кадастра Севастополя