г. Саратов |
|
13 февраля 2023 г. |
Дело N А57-14811/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 февраля 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 13 февраля 2023 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Волковой Т. В.,
судей Антоновой О.И., Луевой Л.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Синица А.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "АПР - Сити/ТВД" на решение Арбитражного суда Саратовской области по делу N А57-14811/2022,
по исковому заявлению Администрации муниципального образования "Город Саратов" (ОГРН 1036405000280, ИНН 6450011003)
к обществу с ограниченной ответственностью "АПР - Сити/ТВД" (ОГРН 1037739332564, ИНН 7703225956)
третьи лица: Комитет по управлению имуществом города Саратова, Комитет по архитектуре администрации муниципального образования "Город Саратов, МУП "Городской центр размещения рекламы"
о признании,
без участия представителей сторон, извещенных надлежащим образом,
УСТАНОВИЛ:
Арбитражный суд Саратовской области поступило исковое заявление Администрации муниципального образования "Город Саратов" к Обществу с ограниченной ответственностью "АПР - Сити/ТВД" о признании недействительными разрешения на установку рекламных конструкций: N 1-768-04-01 от 15.09.2014; N 1-769-04-01 от 15.09.2014; N 1-806-04-01 от 15.09.2014; N 1-807-04-01 от 15.09.2014; N 1-762-04-01 от 15.09.2014.
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 08 декабря 2022 года исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым судебным актом, ООО "АПР - Сити/ТВД" обратилось в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе.
Лица, участвующие в деле в судебное заседание не явились.
Надлежащим образом извещены о месте и времени судебного разбирательства путем направления определения, выполненного в форме электронного документа, в соответствии со статьей 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Законность и обоснованность принятого по делу судебного акта проверена в апелляционном порядке.
Арбитражный апелляционный суд в порядке пункта 1 статьи 268 АПК РФ повторно рассматривает дело по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, исследовав материалы дела, арбитражный апелляционный суд считает, что судебный акт не подлежит отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, между Комитетом по управлению имуществом г. Саратова и ООО "АПР - Сити/ТВД" были заключены следующие договоры на установку и эксплуатацию рекламных конструкций:
- договор N 488-Р от 05.09.2014 на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на земельном участке, государственная собственность на который не разграничена, находящемся по адресу: г. Саратов, ул. Соколовая, д. 44/ул. им. Чернышевского Н.Г.;
- договор N 489-Р от 05.09.2014 на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на земельном участке, государственная собственность на который не разграничена, находящемся по адресу: г. Саратов, ул. Соколовая, 45/ ул. им. Чернышевского H.Г.;
- договор N 976-Р от 11.05.2018 на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на земельном, участке, государственная собственность на который не разграничена, находящемся по адресу: г. Саратов, ул. Б.Горная/ ул. Лермонтова (въезд на мост);
- договор N 566-Р от 05.09.2014 на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на земельном участке, государственная собственность на который не разграничена, находящемся по адресу: г. Саратов, ул. Соколовая/ ул. им. Лермонтова М.Ю. (съезд с моста).
Между МУП "Городской центр размещения рекламы" и "АПР - Сити/ТВД" был заключен договор N 184-4860-01-01 от 05.09.2014 на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на земельном участке с кадастровым номером 64:48:010246:0033, находящемся по адресу: г. Саратов, Предмостовая пл.
На основании вышеуказанного администрацией муниципального образования "Город Саратов" были выданы разрешения N 1-768-04-01 от 15.09.2014; N 1-769-04-01 от 15.09.2014; N 1-806-04-01 от 15.09.2014; N 1-807-04-01 от 15.09.2014; N 1-762-04-01 от 15.09.2014 на установку рекламных щитов и неформатных конструкций.
Постановлением администрации муниципального образования "Город Саратов" от 27 сентября 2021 года N 2644 был утвержден проект планировки территории для реконструкции линейного объекта - автомобильной дороги по ул. Большой Горной, ул. им. Чернышевского Н.Х, ул. им. Рогожина В.А., ул. Большой Затонской, 1-му Мало-Северному проезду, ул. им. Хвесина Т.Е., ул. им. Лермонтова М.Ю., Славянской площади, ул. Малой Горной, ул. Малой Затонской, ул. Соколовой и ул. Весенней в Волжском районе города Саратова с проектом межевания в его составе.
Учитывая изменение градостроительной ситуации в силу постановления администрации муниципального образования "Город Саратов" от 26.05.2022 N 2128 вышеуказанные места размещения рекламных конструкций ООО "АПР - Сити/ТВД" исключены из Схемы на основании п. 1.1.2 постановления администрации муниципального образования "Город Саратов" от 26.05.2022 N 2128 "О внесении изменений в постановление администрации муниципального образования "Город Саратов" от 29.01.2014 N 213 "Об утверждении схемы размещения рекламных конструкций на земельных участках независимо от форм собственности, а также на зданиях или ином недвижимом имуществе, находящихся в собственности Саратовской области или муниципального образования "Город Саратов".
Поскольку вышеуказанное разрешение на установку и эксплуатацию рекламных конструкций не соответствуют действующей Схеме размещения рекламных конструкций, администрация обратилась в арбитражный суд с настоящими требованиями о признании его недействительным.
Принимая законное и обоснованное решение об удовлетворении заявленных исковых требований, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 19 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон о рекламе) распространение наружной рекламы с использованием щитов, стендов, строительных сеток, перетяжек, электронных табло, проекционного и иного предназначенного для проекции рекламы на любые поверхности оборудования, воздушных шаров, аэростатов и иных технических средств стабильного территориального размещения (далее - рекламные конструкции), монтируемых и располагаемых на внешних стенах, крышах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их, а также остановочных пунктов движения общественного транспорта осуществляется владельцем рекламной конструкции, являющимся рекламораспространителем, с соблюдением требований настоящей статьи.
Согласно части 5.8 статьей 19 Закона о рекламе органы местного самоуправления муниципальных районов или городских округов утверждают схемы размещения рекламных конструкций на земельных участках независимо от форм собственности, а также на зданиях или ином недвижимом имуществе, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности. Схема размещения рекламных конструкций является документом, определяющим места размещения рекламных конструкций, типы и виды рекламных конструкций, установка которых допускается на данных местах. Схема размещения рекламных конструкций должна соответствовать документам территориального планирования и обеспечивать соблюдение внешнего архитектурного облика сложившейся застройки, градостроительных норм и правил, требований безопасности и содержать карты размещения рекламных конструкций с указанием типов и видов рекламных конструкций, площади информационных полей и технических характеристик рекламных конструкций. Схема размещения рекламных конструкций и вносимые в нее изменения подлежат предварительному согласованию с уполномоченным органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти данного субъекта Российской Федерации. Схема размещения рекламных конструкций и вносимые в нее изменения подлежат опубликованию (обнародованию) в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов, и размещению на официальном сайте органа местного самоуправления муниципального района или органа местного самоуправления городского округа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
В силу части 9 статьи 19 Закона о рекламе установка и эксплуатация рекламной конструкции допускаются при наличии разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции (далее также - разрешение), выдаваемого на основании заявления собственника или иного указанного в частях 5, 6, 7 настоящей статьи законного владельца соответствующего недвижимого имущества либо владельца рекламной конструкции органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа, на территориях которых предполагается осуществлять установку и эксплуатацию рекламной конструкции.
Разрешение выдается органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа на каждую рекламную конструкцию на срок действия договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции (часть 17 статьи 19 Закона о рекламе).
Как указывалось выше, место размещения спорных рекламных конструкций ООО "АПР - Сити/ТВД" на установку и эксплуатацию которых были выданы разрешения были определены на основании Схемы размещения рекламных конструкций, утвержденной постановлением Администрации МО "Город Саратов" от 29.01.2014 N 213 "Об утверждении схемы размещения рекламных конструкций на земельных участках независимо от форм собственности, а также на зданиях или ином недвижимом имуществе, находящихся в собственности Саратовской области или муниципального образования "Город Саратов", с учетом изменений, внесенных постановлением Администрации МО "Город Саратов" от 14.09.2015 N 2494.
На основании Постановления Администрации МО "Город Саратов" от 27 сентября 2021 года N 2644 был разработан проект планировки территории для реконструкции линейного объекта - автомобильной дороги по ул. Большой Горной, ул. им. Чернышевского Н.Г., ул. им. Рогожина В.А., ул. Большой Затонской, 1-му Мало-Северному проезду, ул. им. Хвесина Т.Е., ул. им. Лермонтова М.Ю., Славянской площади, ул. Малой Горной, ул. Малой Затонской, ул. Соколовой и ул. Весенней в Волжском районе города Саратова с проектом межевания в его составе.
Постановлением Администрации МО "Город Саратов" от 26.05.2022 N 2128 вышеуказанные места размещения рекламных конструкций ООО "Саратовская ассоциация рекламы" исключены из Схемы на основании п. 1.1.2 постановления Администрации МО "Город Саратов" от 26.05.2022 г. N 2128 "О внесении изменений в постановление администрации муниципального образования "Город Саратов" от 29.01.2014 N 213 "Об утверждении схемы размещения рекламных конструкций на земельных участках независимо от форм собственности, а также на зданиях или ином недвижимом имуществе, находящихся в собственности Саратовской области или муниципального образования "Город Саратов".
Согласно пункту 3 части 20 статьи 19 Закона о рекламе разрешение может быть признано недействительным в судебном порядке в случае несоответствия установки рекламной конструкции в данном месте схеме размещения рекламных конструкций (в случае, если место установки рекламной конструкции в соответствии с частью 5.8 настоящей статьи определяется схемой размещения рекламных конструкций) - по иску органа местного самоуправления.
В соответствии с положениями статьи 20.1 Закона о рекламе разрешение на установку и эксплуатацию рекламной конструкции также подлежит признанию недействительным на основании пункта 3 части 20 статьи 19 Закона о рекламе в случае внесения изменения в схему размещения рекламных конструкций, в результате которого место размещения ранее установленной рекламной конструкции перестало соответствовать указанной схеме.
По смыслу названных положений разрешение на установку и эксплуатацию рекламной конструкции, выданное в установленном порядке, может быть признано судом недействительным в связи с утверждением уполномоченным органом новой схемы размещения рекламных конструкций в случае установления объективной невозможности ее дальнейшей эксплуатации в данном месте в связи с несоответствием последнего обязательным требованиям, предусмотренным нормативными правовыми актами и нормативными документами, соблюдение которых позволяет обеспечить публичные интересы.
При этом, исходя из указанной выше статьи 20.1 Закона о рекламе, принятие нового постановления, в котором отсутствует данная схема размещения рекламной конструкции, не свидетельствует о незаконности ее установки на момент выдачи соответствующим органом разрешения.
Между тем, законность размещения и эксплуатации рекламной конструкции по правилам пункта 3 части 20 и части 20.1 статьи 19 Закона о рекламе подлежит проверке с учетом схемы размещения рекламных конструкций в муниципальном образовании, действующей на момент обращения в суд.
Учитывая, что спорные адресные ориентиры размещенной ООО "АПР - Сити/ТВД" рекламной конструкции постановлением от 26.05.2022 N 2128 исключены из Схемы, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии оснований для размещения в этих адресных ориентирах рекламных конструкций.
Согласно ч. 5.8 ст. 19 Закона о рекламе схема размещения рекламных конструкций является документом, определяющим места размещения рекламных конструкций, типы и виды рекламных конструкций, установка которых допускается на данных местах.
На основании п. 3 ч. 20 ст. 19 Закона о рекламе в случае несоответствия установки рекламной конструкции в данном месте схеме размещения рекламных конструкций (в случае, если место установки рекламной конструкции определяется схемой размещения рекламных конструкций) разрешение может быть признано недействительным в судебном порядке по иску органа местного самоуправления.
Таким образом, законодателем предоставлено органам местного самоуправления право в судебном порядке признавать ранее выданные разрешения недействительными в случае их несоответствия вновь утвержденной схеме размещения рекламных установок либо ранее утвержденной схеме размещения рекламных установок с учетом внесенных в нее изменений.
Как верно указал суд первой инстанции, постановление Администрации МО "Город Саратов" от 26.05.2022 N 2128 "О внесении изменений в постановление администрации муниципального образования "Город Саратов" от 29 января 2014 года N 213 "Об утверждении схемы размещения рекламных конструкций на земельных участках независимо от форм собственности, а также на зданиях или ином недвижимом имуществе, находящихся в собственности Саратовской области или муниципального образования "Город Саратов", в установленном порядке не оспорено, недействительным не признано.
Доказательств обратного материалы дела не содержат.
Судебная коллегия соглашается с данным выводом суда первой инстанции в силу следующего.
Обстоятельств, установленных ч. 2 ст. 13 ГК РФ для неприменения в рассматриваемом споре указанного постановления как противоречащего закону, несоответствующего иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, не установлено.
В соответствии с требованиями части 5.8 статьи 19 Закона о рекламе в рассматриваемом случае Схема утверждена уполномоченным органом местного самоуправления соответствующего муниципального образования.
В связи с изложенным, выданные ранее разрешения на установку рекламных конструкций N 1-768-04-01 от 15.09.2014; N 1-769-04-01 от 15.09.2014; N 1-806-04-01 от 15.09.2014; N 1-807-04-01 от 15.09.2014; N 1-762-04-01 от 15.09.2014 не соответствуют Схеме размещения рекламных конструкций, утвержденной уполномоченным органом.
Поскольку в настоящее время в силу постановления Администрации МО "Город Саратов" от 26.05.2022 N 2128 место размещения рекламных конструкций ООО "АПР - Сити/ТВД" исключены из Схемы, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что выданные разрешения на установку рекламных конструкций N 1-768-04-01 от 15.09.2014; N 1-769-04-01 от 15.09.2014; N 1-806-04-01 от 15.09.2014; N 1-807-04-01 от 15.09.2014; N 1-762-04-01 от 15.09.2014 на основании пункта 3 части 20 статьи 19 Закона о рекламе подлежат признанию недействительными, в связи с чем правомерно удовлетворил заявленные исковые требования.
Довод апелляционной жалобы о том, что указанные изменения схемы размещения рекламных конструкции распространяет свое действие на вновь устанавливаемые рекламные конструкции, отклоняется судебной коллегией в силу следующего.
Законность эксплуатации рекламной конструкции по правилам пункта 3 части 20 статьи 19 Закона о рекламе подлежит проверке с учетом схемы размещения рекламных конструкций в муниципальном образовании, действующей на момент обращения в суд.
Согласно части 5.8 статьи 19 Закона о рекламе схема размещения рекламных конструкций является документом, определяющим места размещения рекламных конструкций, типы и виды рекламных конструкций, установка которых допускается на данных местах.
В соответствии с пунктом 3 части 20 статьи 19 Закона о рекламе разрешение может быть признано недействительным в судебном порядке в случае несоответствия установки рекламной конструкции в данном месте схеме размещения рекламных конструкций (в случае, если место установки рекламной конструкции в соответствии с частью 5.8 настоящей статьи определяется схемой размещения рекламных конструкций) - по иску органа местного самоуправления.
Таким образом, законодателем предоставлено органам местного самоуправления право в судебном порядке признавать ранее выданные разрешения недействительными в случае их несоответствия вновь утвержденной схеме размещения рекламных установок либо ранее утвержденной схеме размещения рекламных установок с учетом внесенных в нее изменений.
В соответствии с частью 3 статьи 4 Закона N 98-ФЗ положения пункта 3 части 20 статьи 19 Закона о рекламе в указанной редакции подлежат применению со дня утверждения схем размещения рекламных конструкций в муниципальных образованиях.
В этой связи часть 4 статьи 4 Закона N 98-ФЗ не дает оснований для вывода о сохранении действовавшего до дня вступления в силу данного Федерального закона порядка размещения рекламных конструкций.
Поскольку ранее выданные разрешения N 1-768-04-01 от 15.09.2014; N 1-769-04-01 от 15.09.2014; N 1-806-04-01 от 15.09.2014; N 1-807-04-01 от 15.09.2014; N 1-762-04-01 от 15.09.2014 на установку и эксплуатацию спорных рекламных конструкции не соответствует схеме размещения рекламных конструкций, утвержденной уполномоченным органом, суд первой инстанции обоснованно признал их недействительными
При указанных обстоятельствах, суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявленные требования.
Довод апелляционной жалобы на не рассмотрение судом ходатайства ООО "АПР - Сити/ТВД" об отложении судебного заседания, отклоняется судом апелляционной инстанции. Отложение рассмотрения дела на основании части 3 статьи 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации является правом, а не обязанностью суда. Суд первой инстанции рассмотрел ходатайство ответчика об отложении судебного заседания и отклонил его, в отсутствии оснований для его удовлетворения, что отражено в протоколе судебного заседания от 30 ноября - 01 декабря 2022 года (л.д. 98).
При указанных обстоятельствах и оценки в совокупности всех представленных в дело доказательств, суд апелляционной инстанции считает решение, принятое судом первой инстанции, законным и обоснованным, оснований для его отмены или изменения не имеется.
Апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
При выполнении постановления в форме электронного документа данное постановление в соответствии с частью 1 статьи 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения в установленном порядке в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его принятия.
Руководствуясь статьями 110, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Саратовской области от 08 декабря 2022 года по делу N А57-14811/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "АПР - Сити/ТВД" (ОГРН 1037739332564, ИНН 7703225956) в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 3 000 рублей за рассмотрение апелляционной жалобы.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Т. В. Волкова |
Судьи |
О.И. Антонова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А57-14811/2022
Истец: Администрация МО Город Саратов
Ответчик: ООО "АПР-Сити/ТВД"
Третье лицо: Администарция Волжского района, Комитет по архитектуре, Комитет по архитектуре администрации МО "Город Саратов", КУИ г.Саратова, МУП "Городской центр размещения рекламы"