город Москва |
|
13 февраля 2023 г. |
Дело N А40-82709/22 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07.02.2023.
Постановление изготовлено в полном объеме 13.02.2023.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Левиной Т.Ю.,
судей Гармаева Б.П., Расторгуева Е.Б.
при ведении протокола судебного заседания секретарем с/з Ногеровой М.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
Индивидуального предпринимателя Грудцина Андрея Борисовича
на решение Арбитражного суда города Москвы
от 23 ноября 2022 года по делу N А40-82709/22
по иску Индивидуального предпринимателя Грудцина Андрея Борисовича
(ОГРНИП 318774600675310)
к Акционерному обществу "Почта России"
(ИНН 7724490000, ОГРН 1197746000000)
третье лицо: ООО "Оксенд"
о взыскании,
при участии в судебном заседании:
от истца Белоусов А.В. по доверенности от 05.10.2022,
от ответчика Коротаева Ю.С. по доверенности от 16.06.2022,
от третьего лица представитель не явился, извещен,
УСТАНОВИЛ:
Индивидуальный предприниматель Грудцин Андрей Борисович обратился в Арбитражный суд города Москвы с иском к Акционерному обществу "Почта России" о взыскании неустойки за нарушение контрольных сроков пересылки в размере 1194 992,18 руб.
Решением суда от 23.11.2022 в удовлетворении исковых требований отказано.
На указанное решение Истцом подана апелляционная жалоба, в которой заявитель просит решение суда отменить, принять новый судебный акт.
В обоснование доводов жалобы заявитель ссылается на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела.
В судебном заседании апелляционного суда представитель Истца поддержал требования и доводы жалобы; представитель Ответчика заявил о несогласии с требованиями и доводами жалобы.
Девятый арбитражный апелляционный суд, повторно рассмотрев дело в порядке ст.ст.268, 269 АПК РФ, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, оценив объяснения лиц, участвующих в деле, считает, что обжалуемое решение подлежит отмене, исходя из следующего.
Установлено, что между ООО "Пост Сервис" и АО "Почта России" был заключен Договор на оказание услуг почтовой связи, дополнительных услуг и иных услуг N 377-15 от 25.06.2015 г. и Договор на оказание услуг по пересылке почтовых отправлений и дополнительных услуг N Ф-080615-002 от 08.06.2015 г.
В рамках заключенных договоров ООО "Пост сервис" отправило своим адресатам 36 046 почтовых отправлений.
Принятие АО "Почта России" почтовых отправлений подтверждается списком РПО.
Всем отправленным РПО АО "Почта России" присвоило уникальный почтовой идентификатор (трек-номер) и внесло подробную информацию о каждом почтовом отправлении в информационную систему (ИС оператора почтовой связи, доступная на сайте АО "Почта России"), в том числе информацию об отправителе и получателе каждого почтового отправления, дате приемки почтового отправления для доставки адресату, стоимости платы за пересылку, сумме объявленной ценности, сумме наложенного платежа, иную информацию о почтовых отправлениях.
Установлено, что по 36 046 почтовым отправлениям АО "Почта России" нарушило контрольные сроки пересылки.
В отношении 36 046 почтовых отправлений, доставленных адресатам, оператором почтовой связи были нарушены контрольные сроки пересылки, ответственность за нарушение которых определена Генеральными условиями оказания услуг почтовой связи Блоком посылочного бизнеса и экспресс-доставки ФГУП "Почта России" (приложение N 2 к приказу ФГУП "Почта России" от 29.09.2017 N 412-п), Генеральными условиями оказания услуг Блока посылочного бизнеса и экспрессдоставки (Приложение N 2 к приказу ФГУП "Почта России" от 21.12.2018 N 439-п).
Так, Генеральными условиями оказания услуг почтовой связи Блоком посылочного бизнеса и экспресс-доставки ФГУП "Почта России" (приложение N 2 к приказу ФГУП "Почта России" от 29.09.2017 N 412-п), а также Генеральными условиями оказания услуг Блока посылочного бизнеса и экспресс-доставки" (Приложение N 2 к приказу ФГУП "Почта России" от 21.12.2018 N 439-п) за нарушение контрольных сроков пересылки почтовых отправлений предусмотрена ответственность оператора почтовой связи в размере 0,1% (курьер онлайн, посылка, посылка онлайн) и 3% (посылка 1-го класса и EMS отправления) от суммы тарифной платы за каждый день просрочки.
Исходя из этого неустойка за нарушение контрольных сроков пересылки 36 046 почтовых отправлений составляет 1194 992,18 рублей.
10 марта 2020 г. между ООО "Пост сервис" и ИП Артемьевым С.А. было заключено Соглашение об уступке прав требования по Договору на оказание услуг почтовой связи, дополнительных услуг и иных услуг N 377-15 от 25.06.2015 г. и Договору на оказание услуг по пересылке почтовых отправлений и дополнительных услуг N Ф-080615-002 от 08.06.2015 г. В соответствии с указанным соглашением ООО "Пост сервис" уступило Индивидуальному предпринимателю Артемьеву С.А. право требования по 36 046 почтовым отправлениям, переданным АО "Почта России" для доставки.
11 марта 2022 г. Индивидуальный предприниматель Артемьев С.А. направил в адрес АО "Почта России" претензию с требованием о выплате неустойки за нарушение контрольных сроков пересылки почтовых отправлений.
В соответствии со ст. 37 Федерального закона от 17.07.1999 N 176-ФЗ "О почтовой связи" срок рассмотрения претензии составляет 30 дней. В случае отказа оператора почтовой связи удовлетворить претензию, либо в случае его согласия удовлетворить претензию частично, либо в случае неполучения от оператора почтовой связи ответа в сроки, установленные для рассмотрения претензии, пользователь услуг почтовой связи имеет право предъявить иск в суд или арбитражный суд.
По Договору об уступке прав требования от 24 февраля 2022 г. Индивидуальный предприниматель Артемьев С.А. уступил Индивидуальному предпринимателю Грудцину А. права требования в отношении 36 046 почтовых отправлений.
Уступаемые права требования в зависимости от текущего почтового статуса почтовых отправлений включают в себя право на получение в полном объеме любых сумм процентов, неустоек и судебных расходов.
Ответчиком претензионные требования оставлены без удовлетворения.
Суд первой инстанции пришел к выводу о необоснованности заявленного иска.
Апелляционный суд не соглашается с указанным выводом суда первой инстанции.
АО "Почта России" является монополистом в сфере оказания услуг почтовой связи на территории Российской Федерации и договоры с клиентами заключает исключительно на основании собственных шаблонов договоров.
Договоры, в рамках которых производилась отправка спорных почтовых отправлений, также были заключены по типовым шаблонам АО "Почта России". Это означает, что при неясности каких-либо условий договора или невозможности установить действительную волю сторон или иным образом толкование договора должно осуществляться в пользу контрагента стороны, которая подготовила проект договора, либо предложила формулировку соответствующего условия, то есть в пользу контрагента АО "Почта России".
В договоре с отправителем спорных почтовых отправлений АО "Почта России" согласовало понятие "общероссийская автоматизированная система учета и контроля за прохождением регистрируемых почтовых отправлений", а также то, что на официальном сайте АО "Почта России" помимо прочего будет размещаться информация о деятельности, услугах и тарифах АО "Почта России".
Кроме этого в разделе 3 "Термины, определения и сокращения" и в разделе 12 "Передача данных об операциях над РПО в ИС Предприятия" Порядка приема и вручения внутренних регистрируемых почтовых отправлений (утв. Приказом ФГУП "Почта России" от 07.03.2019 N 98-п) речь также идет об информационной системе оператора почтовой связи и об единой автоматизированной системе отделения почтовой связи.
Эта информация размещена на сайте ответчика по адресу https://www.pochta.ru/tracking#. Сведения о спорных почтовых отправлениях, в частности сведения о сроках доставки и размере тарифной платы за доставку почтовых отправлений, подтверждаются в том числе и сведениями, полученными с помощью сервисов АО "Почта России" "АРТ отправки посылок" и "API трекинга".
При этом в соответствии со статьями 16, 20 Федерального закона от 17.07.1999 N 176-ФЗ "О почтовой связи", статьями 3, 6, 9, 29 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ *бухгалтерском учете", Приказом ФГУП "Почта России" от 07.03.2019 N 98-п "Об утверждении Порядка приема и вручения внутренних регистрируемых почтовых отправлений" каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичным учетным документом, то есть согласно указанным правовым актам итоговый почтовый статус почтовых отправлений АО "Почта России" должно оформлять надлежащими первичными документами, а именно: для почтовых отправлений без наложенного платежа - уведомление о вручении почтового отправления адресату, для почтовых отправлений с наложенным платежом - платежное поручение о перечислении наложенного платежа надлежащему лицу, для всех почтовых отправлений в случае утраты - платежное поручение о выплате компенсации за утрату данного почтового отправления, в случае возврата - реестр возвращенных почтовых отправлений по форме ф. 104, в случае уничтожения - документы подтверждающие уничтожение и документы подтверждающие наличие права на уничтожение, в иных ситуациях - также документами, подтверждающими как сами факты, так и правомерность действий оператора почтовой связи.
Согласно статье 29 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" первичные учетные документы, регистры бухгалтерского учета, бухгалтерская (финансовая) отчетность, подлежат хранению экономическим субъектом не менее пяти лет после отчетного года.
В судебном заседании апелляционного суда, АО "Почта России" не опровергло достоверность и актуальность данных с официального сайта почтового оператора, а также с учетом имеющихся первичных документов требования истца по заявленным в иске почтовым отправлениям, в отношении которых оно нарушило свои обязательства.
В связи с этим доводы АО "Почта России" о том, что данные с его официального сайта и интернет-сервисов, не должны учитываться судом при разрешении спора, не могут быть приняты апелляционным судом.
Представленные истцом в суде первой инстанции перечень почтовых отправлений и расчеты исковых требований соотносятся с данными об отправке почтовых отправлений с сайта АО "Почта России", который ответчик сам же и администрирует. В связи с чем данные обстоятельства апелляционный суд считает установленными, поскольку любое почтовое отправление из представленного истцом списка можно проверить по данным сайта АО "Почта России", как выборочно, так и методом сплошной проверки.
Таком образом, истец документально подтвердил сведения об отправителе почтовых отправлений, дате отправки, дате доставки, периоде просрочки в пересылке почтовых отправлений, размере неустойки за нарушение сроков пересылки, стоимости услуг по пересылке почтовых отправлений, типу и весу почтовых отправлений, адресе сдачи почтовых отправлений и адресах получателей спорных почтовых отправлений.
Тогда как ответчик не представил доказательств надлежащего исполнения своих обязательств в отношении спорных почтовых отправлений.
Установлено, что все спорные почтовые отправления являются посылками первого класса и были отправлены в рамках договора Уд Ф-080615-002 от 08.06.2015 г.
В период с 18 марта 2019 года по 31 декабря 2019 года (период отправки ООО "Пост сервис" всех спорных почтовых отправлений) между ООО "Пост сервис" и АО "Почта России" было два заключенных и действующих договора на отправку почтовых отправлений: Договор N2 377-15 от 25.06.2015 г. (отправка писем и бандеролей) и договор N2 Ф-080615-002 от 08.06.2015 г. (отправка посылок).
Как следует из содержания представленных истцом в материалы дела распечаток с официального сайта ответчика (приложение N2 16 к исковому заявлению) все спорные почтовые отправления являются посылками и могли быть приняты в работу ответчиком только в рамках договора N2 Ф-080615-002 от 08.06.2015 г.
Таким образом, ссылка ответчика на Договор N 377-15 от 25.06.2015 г. не состоятельна.
Кроме этого, ни одним из указанных выше договоров на оказание услуг почтовой связи не установлен размер неустойки за нарушение ответчиком контрольных сроков доставки почтовых отправлений.
Обязанность ответчика по уплате неустойки за нарушение контрольных сроков пересылки почтовых отправлений предусмотрена Генеральными условиями оказания услуг Блока посылочного бизнеса и экспресс-доставки" (Приложение N 2 к приказу ФГУП "Почта России" от 21.12.2018 N 439-п) в размере 3% (посылка 1-го класса и EMS отправления) от суммы тарифной платы за каждый день просрочки.
В связи с этим нет необходимости производить отдельный расчет исковых требований применительно к каждому из заключенных договоров на оказание услуг почтовой связи.
Ответчик в отзыве ссылается на то, что согласно пункту 3.6 приложения N2 2 к договору N2 Ф-080615-002 от 08.06.2015 г. при предъявлении претензии истец должен был приложить к ней оболочки спорных почтовых отправлений.
Однако такое требование ответчика является заведомо не выполнимым для истца, поскольку все спорные почтовые отправления в рамках настоящего дела были доставлены и вручены их адресатам, но с нарушением сроков доставки почтовых отправлений. В связи с этим все оболочки спорных почтовых отправлений (речь идет именно об упаковках посылок, а не о фотографиях этих упаковок) находятся у получателей посылок (это 36 046 физических лиц по всей России), и отправитель посылок или истец ими не располагает и не может располагать. О чем ответчик не может не знать.
При этом поскольку АО "Почта России" является монополистом в сфере оказания услуг почтовой связи, при неясности каких-либо условий договора или невозможности установить действительную волю сторон или иным образом толкование договора должно осуществляться в пользу контрагента стороны, которая подготовила проект договора, либо предложила формулировку соответствующего условия, то есть в пользу контрагента АО "Почта России".
Довод ответчика о том, что истец не подтвердил стоимость почтовых услуг (тарифную плату) не соответствует фактическим обстоятельствам дела.
Все спорные почтовые отправления отправлены в период с 18 марта 2019 года по 31 декабря 2019 года.
Истец представил в материалы дела заверенные копии платежных поручений об оплате услуг почтовой связи за 2019 год и заверенные копии актов об оказанных услугах почтовой связи за 2019 год.
Сведения истца о размере тарифной платы по всем спорным почтовым отправлениям подтверждаются данными, полученными посредством сервисов АО "Почта России" "АРШ отправки посылок" и "API трекинга", размещенными на официальном сайте ответчика.
С помощью данных сервисов отправитель получил выгрузку сведений о размере тарифной платы по уже отправленным почтовым отправлениям, с учетом всех предоставленных отправителю скидок и бонусов, то есть полученная выгрузка сведений содержит фактически оплаченные отправителем суммы тарифной платы по каждому из принятых АО "Почта России" почтовых отправлений.
Кроме этого, в договоре N Ф-080615-002 от 08.06.2015 г. на оказание услуг почтовой связи, заключенным между отправителем и АО "Почта России", указано, что оплата почтовых услуг осуществляется в форме предоплаты по тарифам, размещенным на официальном сайте ответчика www.pochta.ru.
Из содержания договора с АО "Почта России" видно, что отправитель почтовых отправлений должен осуществлять оплату почтовых услуг по тарифам, размещенным на сайте ответчика https://www.pochta.ru/support/post-rules/tariffs, не по отдельной партии посылок или по отдельному почтовому отправлению, а должен вносить предоплату за почтовые услуги на месяц вперед, без разбивки оплаты на отдельные виды или категории почтовых услуг.
Таким образом, исходя из предполагаемого в предстоящем месяце объема услуг отправитель перечислял на счет АО "Почта России" предоплату, а АО "Почта России" по окончании отчетного месяца из полученных денежных средств удерживало причитающуюся ему оплату. Конечный объем почтовых услуг, в том числе и количество отправленных почтовых отправлений, а также стоимость почтовых услуг фиксировались сторонами в актах сверки.
Исходя из этого, у истца также, как и у ответчика, не может быть в наличии документов о внесении тарифной платы за отдельное почтовое отправление или за отдельную группу почтовых отправлений. Договоры АО "Почта России", которые данная организация заключает со своими клиентами, просто не предполагают проведение подобных платежей.
При этом истец располагает как актами сверки, в которых зафиксирован весь объем оказанных услуг, так и платежными поручениями, подтверждающими внесение предоплаты по договорам на оказание услуг почтовой связи, размер которой полностью покрывает стоимость почтовых услуг, указанных в актах сверки.
В совокупности эти документы подтверждают, что отправитель почтовых отправлений в полном объеме оплатил тарифную плату (стоимость почтовых услуг) по всем спорным почтовым отправлениям. При этом у отправителя посылок отсутствует задолженность по оказанным ему услугам почтовой связи.
В соответствии с условиями договора на оказание услуг почтовой связи при невнесении заказчиком предоплаты оператор почтовой связи вправе отказать заказчику в оказании услуг по приему и доставке почтовых отправлений. Такое же право оператору почтовой связи предоставляет и ст. 328 ГК РФ.
Однако АО "Почта России" не отказывало заказчику в приемке спорных почтовых отправлений, приняло их в работу, что подтверждается сведениями с официального АО "Почта России".
Данное обстоятельство также подтверждает то, что отправитель почтовых отправлений не нарушал своих обязательств по договору с АО "Почта России" и исправно вносил предоплату за оказываемые ему услуги почтовой связи.
Следовательно, указывая в актах сверки размер своего вознаграждения, АО "Почта России" располагало информацией о размере тарифной платы по каждому из спорных почтовых отправлений.
Доказательств обратного ответчик не представил, также, как и не представил доказательства того, что он приостанавливал оказание услуг или отказывал заказчику в оказании услуг в связи с наличием у заказчика задолженности. Фактическое поведение АО "Почта России" во взаимоотношениях с отправителем почтовых отправлений свидетельствовало о том, что АО "Почта России" признавало указанный истцом размер тарифной платы. Данное обстоятельство лишает АО "Почта России" возможности возражать по этому основанию. В противном случае это будет злоупотреблением правом со стороны АО "Почта России".
Представленные истцом сведения о размере тарифной платы по спорным почтовым отправлениям полностью соответствуют тем сведениям, которые сам же ответчик разместил на своем официальном сайте (https://www.pochta.ru/tracking# и https://www.pochta.ru/support/post-rules/tariffs), а также сведениям, полученным от ответчика посредством сервисов "АРТ отправки посылок" и "API трекинга".
Таким образом, истец представил доказательства оплаты услуг почтовой связи (тарифной платы) по всем спорным почтовым отправлениям, представил подробные сведения по каждому спорному почтовому отправлению, представил подробный и детальный расчет исковых требований, в том числе и расчет тарифной платы.
В то время как ответчик не представил доказательств в подтверждение своей позиции по делу, ограничившись лишь заявлением о своем несогласии с позицией истца и расчетом исковых требований.
Вопреки доводам ответчика истец представил относимые, допустимые и достаточные доказательства перехода прав требования по спорным почтовым отправлениям.
Отправителем всех 36046 спорных почтовых отправлений является ООО "Оксенд" (ранее имело наименования ООО "Пост сервис и ООО "Про посылки").
В отношении 36046 спорных почтовых отправлений ООО "Оксенд" уступило права требования ИП Артемьеву С.А., заключив с ним соглашение об уступке прав требования от 10.03.2020 года. При этом все 36046 спорных почтовых отправления содержатся в Приложении N22 к указанному соглашению. Все остальные приложения к Соглашению об уступке прав требования от 10 марта 2020 года содержат не относимые к настоящему делу номера почтовых отправлений. В связи с этим, а также в связи с большим объемом приложений к Соглашению об уступке прав требования от 10 марта 2020 года (в них более 30 000 000 почтовых отправлений), истец предоставляет в материалы дела только приложение N2 к Соглашению об уступке прав требования от 10 марта 2020 года.
В свою очередь ИП Артемьев С.А. переуступил ИП Грудцину А.Б. права требования по указанным 36046 спорным почтовым отправлениям, заключив договор об уступке прав требования от 24.02.2022. Перечень почтовых отправлений, в отношении которых состоялась уступка прав требования, согласованы сторонами в приложении к договору об уступке прав требования от 24.02.2022.
Таким образом, в обоих указанных выше соглашениях об уступке права требования сторонами согласован конкретный перечень почтовых отправлений, в отношении которых состоялась уступка прав требования. В связи с этим данные соглашения не могут быть признаны незаключенными по мотиву несогласованности предмета договора, поскольку между цедентами и цессионариями нет неопределенности в идентификации уступленных прав требования.
Кроме этого, в соответствии с пунктом 1 ст. 384 ГК РФ если иное не предусмотрено законом или договором, право первоначального кредитора переходит к новому кредитору в том объеме и на тех условиях, которые существовали к моменту перехода права. В частности, к новому кредитору переходят права, обеспечивающие исполнение обязательства, а также другие связанные с требованием права, в том числе право на проценты.
Поскольку иных условий перехода права требования к цессионариям не предусмотрено ни соглашением об уступке права требования от 10.03.2020, ни договором об уступке права требования от 24.02.2022, то к истцу в рамках настоящего дела перешло право на взыскание с ответчика неустойки за нарушение контрольных сроков пересылки спорных почтовых отправлений.
Таким образом, утверждение ответчика о недопустимости доказательств истца не соответствует фактическим обстоятельствам дела.
АО "Почта России" осуществляет предпринимательскую деятельность на основании выданной Роскомнадзором лицензии, в соответствии с которой при оказании услуг почтовой связи АО "Почта России" должно руководствоваться законодательством РФ в области связи и почтовой связи.
Согласно п. 1 ст. 46 Федерального закона от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи" оператор связи обязан оказывать пользователям услугами связи услуги связи в соответствии с законодательством Российской Федерации, национальными стандартами, техническими нормами и правилами, лицензией, а также договором об оказании услуг связи.
В соответствии со ст. 19 Федерального закона от 17.07.1999 N 176-ФЗ "О почтовой связи" пользователи услуг почтовой связи имеют право на свободный доступ к информации о своих правах, об оказываемых услугах, о правилах оказания услуг почтовой связи, тарифах на них, сроках пересылки почтовых отправлений, запрещенных к пересылке предметах и веществах, лицензии на оказание услуг почтовой связи, об ответственности операторов почтовой связи перед пользователями услуг почтовой связи. Граждане и организации имеют равные права на пользование услугами почтовой связи общего пользования на территории Российской Федерации.
Подпунктами "а", п. 46 раздела V Правил оказания услуг почтовой связи, утвержденных приказом Министерства связи и массовых коммуникаций РФ от З 1.07.2014 N 234, установлено, что операторы почтовой связи обязаны пересылать почтовые отправления в установленные сроки и обеспечивать качество услуг почтовой связи в соответствии с нормативными актами, регламентирующими деятельность в области почтовой связи, и условиями договора.
В соответствии с пунктом 1 Договора Ф-080615-002 от 08.06.2015 г. (в редакции дополнительного соглашения N2 2 от 18.04.2017 г.) официальный сайт исполнителя (АО "Почта России") - это информационный ресурс, расположенный в сети интернет по адресу www.pochta.ru, на котором публикуется информация о деятельности АО "Почта России", услугах АО "Почта России", тарифах на услуги и иные сведения.
На сайте ответчика по адресу www.pochta.ru были опубликованы Генеральные условия оказания услуг Блока посылочного бизнеса и экспресс-доставки (Приложение N 2 к приказу ФГУП "Почта России" от 21.12.2018 N 439-п), определяющие общие принципы и порядок оказания юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям услуг по пересылке почтовых отправлений и дополнительных услуг Блока посылочного бизнеса и экспресс-доставки ФГУП "Почта России".
Согласно Генеральным условиям оказания услуг Блока посылочного бизнеса и экспресс-доставки в случае нарушения контрольных сроков пересылки почтовых отправлений ответчиком выплачивается неустойка.
Нарушения ответчиком контрольных сроков пересылки почтовых отправлений подтверждается сведениями с официального сайта АО "Почта России", расположенного по адресу www.pochta.ru.
В соответствии со ст. 16 Федерального закона от 17.07.1999 N 176-ФЗ "О почтовой связи" оператор почтовой связи обязуется в контрольные сроки переслать вверенное ему почтовое отправление или осуществить почтовый перевод денежных средств по указанному отправителем адресу и доставить (вручить) их адресату.
Согласно ст. 34 Федерального закона от 17.07.1999 N 176-ФЗ "О почтовой связи" операторы почтовой связи не несут ответственность за утрату, порчу (повреждение), недоставку почтовых отправлений или нарушение контрольных сроков их пересылки, если будет доказано, что таковые произошли вследствие обстоятельств непреодолимой силы или свойства вложения почтового отправления.
Постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 N 7"О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств" разъяснено, что подлежащая уплате неустойка может быть уменьшена в исключительных случаях в судебном порядке, если она явно несоразмерна последствиям нарушения обязательства. При этом бремя доказывания несоразмерности неустойки и необоснованности выгоды кредитора возлагается на ответчика.
Признание несоразмерности неустойки последствиям нарушения обязательства является правом суда, принимающего решение. Суд в каждом конкретном случае оценивает возможность снижения ответственности с учетом конкретных обстоятельств дела и взаимоотношений сторон.
Однако Ответчик не доказал наличие обстоятельств непреодолимой силы, размер возможных убытков, не представил доказательств принятия всех мер для надлежащего исполнения обязательств, а также не доказал, что размер неустойки явно несоразмерен последствиям нарушенных обязательств.
При этом ответчик помимо нарушения обязательств перед отправителем почтовых отправлений, нарушил также и свои публично-правовые обязанности, которые возложены на него законодательством РФ в области почтовой связи: ненадлежащим образом организовал публично значимую деятельность в области почтового дела, нарушил лицензионные требования в части сроков пересылки почтовых отправлений.
Вопреки доводам ответчика процесс доказывания по настоящему судебному делу не влечет для ответчика несоизмеримых расходов на сбор и представление доказательств.
Никто не вправе извлекать преимущества из своего незаконного поведения (п. 4 ст. 1 ГК РФ), поэтому нарушение оператором почтовой связи действующего законодательства РФ не должно быть для него более выгодными, чем соблюдение правил по ведению бухгалтерского учета и выполнение лицензионных требований в сфере оказания услуг почтовой связи.
Так, каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичным учетным документом. Факт хозяйственной жизни - сделка, событие, операция, которые оказывают или способны оказать влияние на финансовое положение экономического субъекта, финансовый результат его деятельности и (или) движение денежных средств. Первичные учетные документы, регистры бухгалтерского учета, бухгалтерская (финансовая) отчетность, аудиторские заключения о ней подлежат хранению экономическим субъектом не менее пяти лет после отчетного года (статьи 3, 9, 29 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете").
Аналогичные сроки хранения документов установлены Приказом Росархива от 20.12.2019 N 236 "Об утверждении Перечня типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, с указанием сроков их хранения".
В период отправки спорных почтовых отправлений действовал Приказ ФГУП "Почта России" от 07.03.2019 N 98-п "06 утверждении Порядка приема и вручения внутренних регистрируемых почтовых отправлений". Указанный документ предусматривает, что АО "Почта России" в обязательном порядке должно документально оформлять такие факты хозяйственной жизни как прием и вручение почтовых отправлений, прием и перечисление наложенных платежей, уничтожение почтовых отправлений, возвращение почтовых отправлений отправителю, и ряд других фактов хозяйственной жизни Общества.
Таким образом, независимо от объема и характера хозяйственных операций, независимо от того получена или нет претензия от клиента, АО "Почта России" обязано хранить в течение пяти лет извещения о вручении почтовых отправлений адресатам, бланки наложенных платежей, бланки перевода наложенных платежей, платежные поручения о перечислении наложенных платежей и реестры рпо к ним, акты об уничтожении почтовых отправлений, бухгалтерскую отчетность за соответствующие периоды.
АО "Почта России" является коммерческой организацией, осуществляющей предпринимательскую деятельность, оказывает услуги почтовой связи на основании выданной Роскомнадзором лицензии, а значит в своей деятельности должно строго руководствоваться требованиями действующего законодательства РФ, действовать добросовестно и с должной осмотрительностью (п. 3 ст. 1 ГК РФ).
Соответственно, в случае добросовестного соблюдения законодательства РФ в сфере бухгалтерского учета и почтовой связи, АО "Почта России" не может не располагать всеми необходимыми доказательствами по настоящему делу. Тем более, что исключительно АО "Почта России", как монополист в сфере оказания услуг почтовой связи, обладает всей полнотой сведений о фактических обстоятельствах, имеющих юридическое значение по настоящему судебному делу, поскольку самостоятельно определяет и организует все технические и технологические процессы по доставке и вручению почтовых отправлений, приему и перечисленшо наложенных платежей, располагает крупной сетью отделений почтовой связи (более 2,5 тысяч) по всей территории России, значительным количеством сотрудников.
Кроме этого, апелляционный суд отмечает следующее следующее.
В ст. 21 Федерального закона от 17.07.1999 N 176-ФЗ "О почтовой связи" и п. 40 Правил оказания услуг почтовой связи" (утв. Приказом Минкомсвязи России от З 1.07.2014 N 234) предусмотрено, что временное хранение невостребованных почтовых отправлений и невостребованных почтовых переводов осуществляется оператором почтовой связи в течение 6 месяцев.
По истечении срока временного хранения невостребованные письменные сообщения подлежат изъятию и уничтожению. Другие вложения невостребованных почтовых отправлений, а также невостребованные почтовые переводы могут быть обращены в собственность оператора почтовой связи в порядке, предусмотренном статьей 226 Гражданского кодекса Российской Федерации.
С помощью указанных правовых норм законодатель стремился избавить оператора почтовой связи от необходимости в течение общего срока исковой давности хранить невостребованные почтовые отправления, поскольку с экономической точки зрения столь длительное хранение подобных отправлений не целесообразно.
Однако установленная законодателем возможность распорядиться невостребованными почтовыми отправлениями не освобождает оператора почтовой связи от предусмотренной в ст. 20 Федерального закона "О почтовой связи" обязанности обеспечить сохранность принятых почтовых отправлений и денежных средств и предусмотренной в ст. 16 Федерального закона "О почтовой связи" обязанности переслать в контрольные сроки вверенные ему почтовые отправления.
Следовательно, если по истечении шести месяцев временного хранения почтового отправления оператор почтовой связи каким-либо образом распорядился невостребованным почтовым отправлением, то данный факт должен быть надлежащим образом документально оформлен, а сам документ сохранен в течение пяти лет. Иной подход стимулировал бы оператора почтовой связи к недобросовестному поведению и ненадлежащему исполнению им своих обязательств перед контрагентами, что противоречило бы п. 4 ст. 1 ГК РФ.
С шестимесячным сроком хранения невостребованных почтовых отправлений коррелирует шестимесячный срок на предъявление претензии оператору почтовой связи, установленный в п. 5 ст. 55 Федерального закона "О связи" и ст. 37 Федерального закона от "О почтовой связи", поскольку, как указано выше, по истечении шестимесячного срока почтовое отправление скорее всего перестанет физически существовать и оператор почтовой связи уже не сможет осуществить доставку и вручение этого почтового отправления адресату либо возвратить это почтовое отправление назад отправителю.
При этом законодатель не предусмотрел никаких последствий пропуска установленного в п. 5 ст. 55 Федерального закона "О связи" и ст. 37 Федерального закона от "О почтовой связи" шестимесячного срока на предъявление претензии. Таких, например, как установленное в статье 476 ГК РФ распределение бремени доказывания между покупателем и продавцом товара в зависимости от наличия или отсутствия гарантии качества на товар.
Таким образом, законодательство РФ в сфере оказания услуг почтовой связи не допускает возможность перераспределения бремени доказывания между оператором почтовой связи и пользователем услуг почтовой связи при нарушении последним шестимесячного срока на подачу претензии.
С учетом изложенного, освобождение АО "Почта России" от необходимости представления доказательств в подтверждение надлежащего исполнения своих обязательств будет противоречить не только положениям статей 16, 20 Федерального закона "О почтовой связи", но и по своей сути будет закрывать возможность для пользователя услугами почтовой связи получить доступ к правосудию, поскольку пользователь не имеет доступа к документам и сведениям оператора почтовой связи и объективно не имеет возможности представить все необходимые сведения о фактических обстоятельствах, имеющих значение для разрешения спора с оператором почтовой связи. Только АО "Почта России" обладает всей полнотой сведений о почтовых отправлениях и наложенных платежах, их адресатах, их перемещениях и итоговом почтовом статусе почтовых отправлений и наложенных платежей.
В связи с этим нормативные положения о шестимесячном сроке на предъявление претензии необходимо толковать таким образом, чтобы не допускать извлечения преимущества оператором почтовой связи из его незаконного или недобросовестного поведения.
Иное толкование значения установления законом или договором срока для предъявления претензии влечет нарушение принципа равноправия субъектов гражданских (частноправовых) правоотношений.
Пропуск шестимесячного срока для направления претензии не может являться основанием для лишения истца безусловного права прибегнуть к соответствующим средствам правовой защиты, каковым является предъявление иска в связи с нарушением обязательств, поскольку претензионный порядок урегулирования спора в судебной практике рассматривается в качестве способа, позволяющего добровольно без дополнительных расходов на уплату госпошлины со значительным сокращением времени восстановить нарушенные права и законные интересы. Такой порядок урегулирования спора направлен на его оперативное разрешение и служит дополнительной гарантией защиты прав. Срок на обращение лица с претензией не является пресекательным и не влечет для сторон такие последствия, как утрата права на обращение в суд.
В противном случае шестимесячный срок на предъявление претензии означал бы установление сокращенного срока исковой давности для требований к операторам почтовой связи.
Однако действующим законодательством РФ не предусмотрен специальный срок исковой давности по требованиям пользователей к оператору почтовой связи.
Данный довод подтверждается позицией Верховного Суда РФ (например, определение Верховного Суда Российской Федерации от 07.10.2020 N 305-ЭС2011481 по делу N 40-257482/19), но также и доводами отзыва самого ответчика.
Так, в отзыве ответчик ссылается на приложение N2 2 к договору N2 Ф-080615-002 от 08.06.2015 г., в пункте 3.8 которого установлено, что отправитель вправе обратиться с иском в суд в течение трех лет со дня отправки почтового отправления.
По смыслу ст. 195 ГК РФ исковой давностью является временной период, которым ограничивается возможность судебной защиты прав и законных интересов участников гражданских правоотношений.
В соответствии со ст. 198 ГК РФ сроки исковой давности и порядок их исчисления не могут быть изменены соглашением сторон.
Таким образом, нормы главы 12 Гражданского кодекса РФ являются императивными, поскольку содержат явно выраженный запрет на изменение предусмотренного законом общего срока исковой давности. Сокращенный срок исковой давности может быть установлен только законом.
Однако в нормативно-правовых актах, регулирующих деятельность в области оказания услуг почтовой связи, не установлены специальные сроки исковой давности по такого рода требованиям, в частности, в Гражданском кодексе РФ, Федеральном законе "О связи", Федеральном законе "О почтовой связи", Приказе Минкомсвязи России от 31.07.2014 N 234 "Об утверждении Правил оказания услуг почтовой связи" отсутствуют положения, предусматривающие специальный срок исковой давности.
Следовательно, к требованиям пользователей к операторам почтовой связи подлежит применению общий срок исковой давности и положения Гражданского кодекса РФ об исковой давности.
При таких обстоятельствах, апелляционный суд приходит к выводу о взыскании с ответчика в пользу истца неустойки за нарушение контрольных сроков пересылки в размере 1194 992,18 руб.
Решение суда первой инстанции подлежит отмене.
В соответствии со статьями 266-271 АПК РФ, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 23 ноября 2022 года по делу N А40-82709/22 отменить.
Взыскать с Акционерного общества "Почта России" (ИНН 7724490000, ОГРН 1197746000000) в пользу Индивидуального предпринимателя Грудцина Андрея Борисовича (ОГРНИП 318774600675310) неустойки в размере 1194 992,18 руб., расходов по оплате государственной пошлины при подаче иска и апелляционной жалобы в размере 27 950 руб.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий |
Т.Ю. Левина |
Судьи |
Б.П. Гармаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-82709/2022
Истец: Грудцин Андрей
Ответчик: АО "ПОЧТА РОССИИ"
Третье лицо: ООО "ОКСЕНД"